Сделай Сам Свою Работу на 5

III. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ АСПИРАНТУРЫ (АДЪЮНКТУРЫ)





ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

АСПИРАНТУРА (АДЪЮНКТУРА)

 

по отрасли науки

 

Шифр и наименование отрасли науки

 

квалификация (ученая степень) «кандидат/доктор философии по отрасли науки»

 

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования третьего уровня (ФГОС аспирантура/ адъюнктура) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ аспирантуры/адъюнктуры по отрасли науки шифр и наименование отрасли науки образовательными организациями высшего образования, учрежденными на территории Российской Федерации и имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ аспирантуры (адъюнктуры) высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»:



вид профессиональной деятельности – методы, способы, приёмы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;

зачётная единица – мера трудоёмкости освоения аспирантом (адъюнктом) основной образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры);

компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области;

модуль – часть или совокупность частей учебной дисциплины (курса) или совокупность учебных дисциплин (курсов), имеющая наименование и определённую логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания (в том числе к сформированным компетенциям) и завершающаяся итоговым контролем успеваемости;

объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие в процессе трудовой деятельности;

область профессиональной деятельности – совокупность видов и объектов профессиональной деятельности, имеющая общую основу и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения;



образовательная программа аспирантуры (адъюнктуры) – основная образовательная программа, реализуемая в высшем учебном заведении по уровню высшего образования «аспирантура/адъюнктура», освоение которой подтверждается присвоением лицу, успешно выполнившему индивидуальный план аспиранта/адъюнкта, квалификации «исследователь»;

основная образовательная программа аспирантуры (адъюнктуры) – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, программы учебных дисциплин (модулей) и практик, календарный график учебного процесса и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и сформированные компетенции.

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование;

ООП– основная образовательная программа;

ОПК – общие профессиональные компетенции в соответствии с уровнем образования;

ПКОН – профессиональные компетенции отрасли науки;

ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.

 

III. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ АСПИРАНТУРЫ (АДЪЮНКТУРЫ)

3.1. Единство образовательного пространства Российской Федерации.

3.2. Последовательность и преемственность основных образовательных программ высшего образования.



3.3. Соответствие основных образовательных программ высшего образования третьего уровня (аспирантура/адъюнктура) принципам формирующегося единого мирового научного и образовательного пространства[1]:

3.3.1. Нацеленность аспирантской программы на итоговое оригинальное научное исследование. Основные составляющие обучения в аспирантуре – расширение и развитие научного знания через оригинальное научное исследование. В то же время аспирантура должна отвечать потребностям рынка занятости, который более широк, чем научные круги.

3.3.2. Ответственность высших учебных заведений и гарантии в том, что предлагаемые ими аспирантские программы и образовательные технологии разработаны с учетом новых вызовов общества и обеспечивают соответствующие возможности профессионального роста.

3.3.3. Важность разнообразия: богатое разнообразие аспирантских программ (включая совместные аспирантуры) является потенциалом, который должен быть подкреплён качественной и серьезной практикой.

3.3.4. Признание прав аспирантов как молодых учёных и профессионалов, вносящих ключевой вклад в создание нового знания.

3.3.5. Решающая роль научного руководства и оценки: в отношении каждого конкретного аспиранта механизмы научного руководства и оценки должны быть основаны на прозрачной договорной структуре по распределению обязанностей между аспирантами, научными руководителями и образовательным учреждением (с привлечением других партнеров при необходимости).

3.3.6. Достижение эффективного результата: аспирантские программы нацелены на результат и разнообразную инновационную практику, а также межвузовское, внутригосударственное и международное сотрудничество.

3.3.7. Нормативный срок аспирантских программ (как правило, три-четыре года обучения по очной форме).

3.3.8. Стимулирование инновационных структур в соответствии с принципами междисциплинарного обучения и системой признания зачетных дисциплин.

3.3.9. Рост мобильности: аспирантские программы предлагают географическую, междисциплинарную и межотраслевую мобильность, а также международное сотрудничество в пределах интегрированной структуры сотрудничества между высшими учебными заведениями и другими партнерами.

3.3.10. Соответствующее финансирование для развития качественных аспирантских программ и их успешного завершения аспирантами.

3.3.11. Исследование как основание и различие. Аспирантские программы развивают мышление исследователя, гибкость его мысли, творческий потенциал и интеллектуальную автономию посредством оригинальной, конкретной научно-исследовательской работы, такой исследовательской практики, которая формирует научное мышление.

3.3.12. Критическая масса и критическое разнообразие. Аспирантское образование зависит от окружающей исследовательской среды. Вузам необходимо развивать критическую массу и разнообразие исследований, чтобы предложить высококачественное аспирантское образование.

3.3.13. Набор, допуск и статус. Структурированным программам аспирантского обучения должны соответствовать стратегии набора, отвечающие специфическому предназначению и профилю этих программ.

3.3.14. Руководство должно быть организовано как коллективная работа с четко определенной и прописанной ответственностью основного руководителя, обеспечивающей и оценивающей группы, аспиранта, научной школы, исследовательского коллектива и вуза, включая условия проживания с учетом потребностей индивидуального развития аспиранта.

3.3.15. Результаты. Основной результат аспирантского образования – формирование исследователей и их вклад в общественное развитие посредством знаний, компетенций и умений, полученных в ходе предпринимаемого исследования, равно как готовность к работе и открытость по отношению к другим дисциплинам.

3.3.16. Карьерный рост. Поддержка карьерного роста аспирантов должна учитывать индивидуальные цели и мотивации, а также опираться на широкий спектр карьерных возможностей после присуждения докторской степени.

3.3.17. Система зачётных единиц. Применение системы зачётных единиц, как для студентов первого и второго уровня, не является необходимым предварительным условием учреждения успешных аспирантских программ.

3.3.18. Качество и ответственность. Необходимо развить специальные системы гарантии качества аспирантского образования, основанные на вузовской специфике и, что очень важно, на исследовательской стратегии вуза.

3.3.19. Интернационализация. Стратегии интернационализации должны быть инструментом по улучшению качества аспирантского образования и развития исследовательских способностей.

3.3.20. Финансирование. Высококачественное аспирантское образование требует адекватных, достаточных и целевых финансовых вложений.

3.3.21. Автономность. Высшие учебные заведения должны быть достаточно автономны, чтобы учреждать различные структуры для реализации разнообразных исследовательских стратегий.

3.3.22. Правовые рамки. Национальные и международные нормативные документы должны предоставить вузам возможность учреждать инновационные аспирантские программы и предпринимать необходимые институциональные изменения.

3.3.23. Межотраслевое сотрудничество.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.