Сделай Сам Свою Работу на 5

УЭ 4 . Решение задач с помощью квадратных уравнений





Ваша цель: закрепить умения и навыки по решению текстовых задач с помощью уравнений.

Входная информация

Вы уже знакомы с решением текстовых задач с помощью линейных уравнений. Теперь рассмотрим решения текстовых задач с помощью квадратных уравнений. Квадратные уравнения позволяют решать многие задачи физики, химии, техники. В ходе решения текстовых задач можно проследить схему применения аппарата математики к изучению действительности. Она состоит из трех этапов.

1-й этап. Перевод реальной ситуации на математический язык (составление уравнения).

2-й этап. Решение задачи внутри построенной математической модели (решение уравнения).

3-й этап. Интерпретация полученного решения (сопоставление полученных решений с условием задачи).

Задача 1.Из двух натуральных чисел второе больше первого в 8 раз. Найти эти числа, если их произведение равно 392.

Решение. Пусть первое число х, тогда второе – 8x. По условию задачи составляем уравнение:

x · 8x = 392,

= 392, или = 49, откуда .

Составленное уравнение имеет два корня: – 7 и 7.

По условию допустимыми значениями переменной являются только натуральные числа, поэтому число –7 не является решением задачи. Значит, первое число равно 7, а второе 56.



Ответ: 7 и 56.

3адача 2. Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью (м/с). Через сколько секунд оно будет на высоте h (м) над точкой бросания ?

Решение. Из курса физики известно, что если не учитывать сопротивление воздуха, то высота h (м), на которой брошенное вертикально вверх тело окажется через t секунд, может быть найдена по формуле

, (1)

где – начальная скорость (м/с); g – ускорение свободного падения (м/с2).

Формулу (1) преобразуем к виду:

.

Применяя формулу для корней квадратного уравне­ния, получим:

.

По смыслу задачи > 0, g > 0, h > 0, искомое время t > 0.

Если < 2gh . е. ), то уравнение не имеет действительных корней. Значит, начальная скорость недостаточна для того, чтобы тело могло подняться на высоту h.

Если (т. е. ), то уравнение имеет единственный корень: физический смысл задачи заключается в том, что через секунд тело достигнет высоты h один раз.

Если (т. е. ), то уравнение имеет два корня и и притом оба положительных, так как



и .

Условию задачи удовлетворяют оба найденных корня. Тело брошено с такой скоростью, что могло подняться выше, чем на h м. Поэтому оно побывало на высоте h м дважды: при движении вверх и при падении вниз.

Упражнения

Задание 1. Возьмите чистый лист бумаги и на нем запишите ответы ко в сем устным упражнениям, приведенным ниже.

Свои ответы сверьте с ответами или краткими указаниями, помещенными в конце учебного элемента в рубрике «Ваш помощник».

 

1.Составьте уравнение для решения задачи:

а) Одно число больше другого на 3, а их произведение равно 70. Найдите эти числа.

б) Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 10 см. Найдите катеты треугольника, если известно, что один из катетов больше другого на 2 см.

2. Составьте уравнение для решения задачи:

а) Одно число больше другого на 9, а квадрат его на 279 больше квадрата другого числа. Найдите эти числа.

б) В прямоугольном треугольнике один катет на 8 см меньше гипотенузы, а другой катер на 4 см меньше гипотенузы. Найдите гипотенузу.

в) Найдите три последовательных натуральных числа, сумма квадратов которых равна 1589.

С некоторыми видами следующих заданий вы могли встречаться на уроках математики. Самоопределитесь, какие из следующих заданий вам необходимо выполнить. В случае затруднений обращайтесь к рубрике «Ваш помощник», за консультацией к учителю или за помощью к товарищу.

Задание 2. а) Произведение двух последовательных натуральных чисел равно 156. Найдите эти числа.

б) Произведение двух натуральных чисел, одно из которых на 7 больше другого, равно 198. Найдите эти числа.



Задание 3. Катет прямоугольного треугольника меньше гипотенузы на 8 см, другой катет равен 20 см. Найдите периметр треугольника.

Задание 4. Периметр прямоугольного треугольника равен 36 см, а гипотенуза 15 см. Найдите катеты треугольника.

Задание 5.. Периметр прямоугольника равен 58 см. Если одну из его сторон увеличить на 5 см, а другую – на 3 см, то площадь прямоугольника увеличится на 126 см2. Найдите стороны прямоугольника.

Задание 6. Радиус одной из двух концентрических окружностей на 5 см больше радиуса другой. Площадь кольца, заключенного между этими окружностями, составляет 1,25 площади малого круга. Найдите радиусы окружностей. (Указание. .)

Задание 7. Каждый учащийся одного класса задумал поздравить с Новым годом каждого своего одноклассника поздравительной открыткой. Оказалось при этом, что было послано 1332 открытки. Сколько было учащихся в этом классе ?

Задание 8. На плоскости дано несколько точек. Никакие три из них не лежат на одной прямой. Всякие две точки соединены отрезком. Таких отрезков оказалось 190. Сколько было точек на плоскости ?

Задание 9. В футбольном турнире сыграно 240 матчей, причем каждая команда играет со всеми остальными на своем и чужом полях по одному разу. Сколько футбольных команд участвовало в турнире ?

Задание 10. По окончании парусной регаты все экипажи обменялись друг с другом памятными вымпелами. Сколько экипажей участвовало в состязании, если количество вымпелов оказалось равным 506 ?

Задание 11. В однокруговом шахматном турнире было сыграно 105 партий. Сколько человек участвовало в соревновании ?

Рубрика «Ваш помощник»

К заданию 1. Ответы к устным упражнениям.

1. а) х(х – 3) = 70. Искомые числа: 10 и 7 либо –10 и –7;

б) х(х + 3) = 10. Катеты треугольника: 2 5 см. Учащимся можно предложить угадать корни составленных уравнений.

2. а) х2 – (х – 9)2 = 279, где х – большее число;

б) х2 = (х – 8)2 + (х – 4)2; в) n2 + (n + 1)2 + (n + 2)2 = 1589.

 

УЭ 5. Теорема Виета

Ваша цель:знать теорему Виета для квадратного уравнения и уметь применять ее для решения разнообразных задач.

Входная информация

Для квадратного уравнения теоремы Виета формулируется так.

 

Теорема 1. Если квадратное уравнение имеет действительные корни и , то их сумма равна , а произведение равно .

 

Теорема 1. Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а их произведение равно свободному члену.

В частности, сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а их произведение равно свободному члену.

Теорема 2. Если числа и таковы, что их сумма равна , а произведение , то эти числа являются корнями уравнения .

 

В частности, если , то числа и являются корнями приведенного квадратного уравнения .

Как уже отмечалось, используя теорему, обратную теореме Виета, можно находить корни приведенного квадратного уравнения путем подбора.

Если заданы корни квадратного уравнения, то можно составить и само уравнение, используя теорему, обратную теореме Виета. Рассмотрим это на примерах.

Пример 1. Составим квадратное уравнение, корни которого равны: .

Решение. Найдем сумму и произведение корней: . Искомое уравнение: .

Пример 2. Составим квадратное уравнение, корни которого равны .

Решение. Найдем сумму и произведение корней: . Искомое уравнение: , или .

Практическая часть

Задание 1. Возьмите чистый лист бумаги и на нем запишите ответы ко в сем устным упражнениям, приведенным ниже.

Свои ответы сверьте с ответами или краткими указаниями, помещенными в конце учебного элемента в рубрике «Ваш помощник».

Устные упражнения

1. Не решая уравнения, укажите сумму и произведения корней уравнения. Подберите корни уравнения:

а) х2 – 13х + 12 = 0; в) х2 – 7х + 10 = 0;

б) х2х – 2 = 0; г) х2 – 3х – 10 = 0.

2.Составьте приведенное квадратное уравнение, зная его корни:

а) 2 и 7; б) –7 и 3; в) –10 и –30; г) 0 и 7.

3.Составьте квадратное уравнение, имеющее: а) два положительных корня; б) два отрицательных корня.

4.При каком условии по крайней мере один из корней уравнения ах2 + + с = 0 равен 0 ?

5.При каком значении а равенство является тождеством:

а) х2 + 5х + а = (х + 2)(х + 3); б) х2 + ах + 2 = (х + 1)(х + 2) ?

6.Зная, что данное равенство является тождеством, найдите а и k:

а) х2 – 9х – 22 = (х + а)(х – 2); б) 3х2 + 17х – 6 = ( + а)(х + 6).

7.Почему квадратное уравнение с рациональными коэффициентами не может иметь один корень рациональный, а другой – иррациональный ?

8.Не решая уравнения х2 – 2х – 1 = 0, определите, является ли число 1 – его корнем.

9.Почему приведенное квадратное уравнение с иррациональными коэффициентами не может иметь двух рациональных корней ?

10.Корень квадратного уравнения с рациональными коэффициентами:

а) х1 = 1 – ; б) х1 = 2 + .

Укажите второй корень и соответствующее уравнение.

11. Корни какого из уравнений х2 – 7х = 0, х2 – 2х – 24 = 0,
х2 – 12х + 36 = 0, х2 – 2х + 24 = 0, х2 – 7х – 14 = 0 обладают свойством:

а) сумма корней равна 7, а произведение корней равно – 14;

б) один из корней равен 7;

в) корни равны.

12. Определите недостающие коэффициенты в следующих квадратных уравнениях:

а) х2 – 6х + … = 0, если х1 = 2, х2 = …;

б) х2 – …х + 18 = 0, если х1 = 3, х2 = …;

в) х2 – 5х + … = 0, если х1 = –1, х2 = … .

С некоторыми видами следующих заданий вы могли встречаться на уроках математики. Самоопределитесь, какие из следующих заданий вам необходимо выполнить. В случае затруднений обращайтесь к рубрике «Ваш помощник», за консультацией к учителю или за помощью к товарищу.

Задание 2.Решите уравнение и выполните проверку по теореме, обратной теореме Виета:

а) ; г) ;

б) , д) ;

в) ; е) .

Задание 3. Найдите подбором корни уравнения:

а) ; д) ;

б) ; e) ;

в) ; ж) ;

г) ; з) .

Задание 4. Может ли уравнение , где р и q – рациональные числа, иметь корни:

а) ;

б) ;

в) ?

Задание 5.Почему квадратное уравнение с рациональными коэффициентами не может иметь один корень рациональный, а другой иррациональный ?

Задание 6. Составьте квадратное уравнение, имеющее корнями следующие числа:

а) 3 и 1,5; б) – 0,2 и – 0,2; в) + 2 и – 2; г) и ; д) и .

Задание 7. Составьте квадратное уравнение с рациональными коэффициентами, один из корней которого равен:

а) ; б) ; в) .

Задание 8. Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются взаимно обратные числа а и .

Задание 9. Составьте квадратное уравнение, имеющее корень .

Задание 10. Составьте квадратное уравнение, корни которого были бы на 2 меньше корней уравнения .

Задание 11. Не решая уравнения , найдите: а) ; б) ; в) ( и – корни уравнения).

Задание 12. Не находя корней уравнения , вычислите:

а) ; в) ; д) ;

б) ; г) ; е)

( и корни исходного уравнения).

Задание 13. Не решая уравнения , определите , где и – корни исходного уравнения.

Задание 14. Не решая уравнения , найдите: а) ; б) , где и – корни этого уравнения.

Задание 15. Не решая уравнения , найдите , где и корни этого уравнения.

Задание 16. Найдите все значения а, для которых квадрат разности корней уравнения равен 1.

Задание 17. Найдите зависимость между коэффициентами уравнения , если сумма кубов его корней равна произведению квадратов этих корней.

Задание 18. В каждом уравнении найдите р или q, использовав дополнительные условия:

а) , если ;

б) , если ;

в) , если ;

г) , если ;

д) , если .

Задание 19. В уравнении подберите значение k так, чтобы .

Задание 20. При каком значении q квадрат разности корней уравнения равен 16 ?

Задание 21. Какими должны быть р и q, чтобы уравнение имело корнями числа р и q ?

Задание 22. В уравнении найдите k, если

Рубрика «Ваш помщник»

1. а) 1, 12; б) –1, 2; в) 2, 5; г) –2, 5.

2. а) х2 – 9х + 14 = 0; б) х2 + 4х – 21 = 0; в) х2 + 40х + 300 = 0;

г) х2 – 7х = 0.

3. а) х2 – 3х + 2 = 0; б) х2 – 15х – 8 = 0.

4.При с = 0.

5. а) а = 6; б) а = 3.

6. а) Так как х1 = –2, то х2 = = 11. Значит, а = –х2= –11.

б) так как х1 = –6, то х2 = (–2) : (–6) = . Тогда 3х2 + 17х – 6 = 3(х – )(х + 6) = (3х – 1)(х + 6), откуда k = 3, а = –1.

8. Если 1 – – корень данного уравнения, то и 1 + тоже является его корнем. Составив квадратное уравнение по его корням, будем иметь х2 – 2х – 1 = 0, что и показывает, что
1 – – корень данного уравнения.

10. а) х2 = 1 + ; х2 – 2х – 2 = 0;

б) х2 = 2 – ; х2 – 4х – 2 = 0.

11. а) х2 – 7х – 14 = 0; б) х2 – 7х = 0; х2 – 7х – 14 = 0;

в) х2 – 12х + 36 = 0.

12. а) в этом случае рассуждение может быть построено так: «Если уравнение приведенное, то сумма его корней равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком; х2 – 6х + … = 0 – приведенное уравнение, следовательно, х1 + х2 = 6. Из того, что х1 + х2 = 6 и х1 = 2 следует, что
х2 = 4. Если х1 = 2 и х2 = 4 – корни приведенного уравнения, следовательно q = 2 × 4 = 8. Итак, уравнение имеет вид
х2 – 6х + 8 = 0.

б) х2 = 6; р = 9; в) х2 = 6; q = –6.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.