Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 24. Правовые основы защиты государственной, служебной и коммерческой тайны





Конституция РФ (ст.29) гарантирует каждому гражданину право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Конституция также закрепляет право на тайну.

В числе видов тайн, охраняемых законом, наибольшее значение имеют государственная и коммерческая тайна, и тайна частной жизни

1. Государственная тайна

Основывается на Конституции РФ, Законе «О безопасности». Согласно Федеральному закону «О государственной тайне» государственной тайной признаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Закон определяет систему защиты государственной тайны – это совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

К государственной тайне относятся:

1) сведения о содержании стратегических и оперативных планов;



2) сведения в области экономики, науки и техники, что касается оборонного значения;

3) сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности, финансовой политике в отношении иностранных государств, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыской деятельности.

В Законе оговаривается, что не подлежит засекречиванию. Это сведения о чрезвычайных происшествиях и их последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, преступности, привилегиях и льготах, предоставляемым государством гражданам, должностным лицам, организациям, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах, о состоянии здоровья высших должностных лиц, о фактах нарушения законности.

Отнесение к государственной тайне информации, находящейся в собственности организаций, граждан, возможно только в том случае, если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Перечень утверждается указом Президента РФ. В Перечень могут вноситься определенные изменения и дополнения. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия по защите государственной тайне, в которую входят руководители федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ.



В зависимости от уровня секретности установлены три степени секретности (гриф секретности, проставляемые на самом носителе сведений отсюда и формы допуска для носителей): «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». Степени секретности должны соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ, вследствие распространения сведений.

Рассекречивание сведений:

- взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями;

- изменение объективных обстоятельств, вследствие нецелесообразности.

Пересмотр не реже чем через 5 лет.

Закон определяет полномочия органов и должностных лиц в данной области. Например: палаты Федерального собрания осуществляют законодательное регулирование в области государственной тайны; Президент РФ, утверждает государственные программы в области защиты и структуру межведомственной комиссии, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Контроль за соблюдением требований по защите осуществляют Президент и Правительство РФ, межведомственный и ведомственный контроль, надзор органами прокуратуры.



Нарушение государственной тайны лицом, обладающим этой тайной, может повлечь за собой привлечение виновного к уголовной ответственности (ст. 283, 284 УК РФ).

2. Служебная и коммерческая тайна

Распространенным и значимым видом конфиденциальной информации является информация, составляющая служебную и коммерческую тайну. Конфиденциальность – секретный, доверительный.

Под служебной тайной понимается информация, которой работник владеет в силу своих служебных обязанностей и которая в силу трудового договора или закона не подлежит разглашению (врачебная тайна, банковская тайна, тайна следствия и т. д.).

В соответствии со ст. 139 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Служебная и коммерческая тайна имеют определенные различия. Считается, что состав и объем сведений, составляющих служебную тайну, порядок ее защиты определяются государственными органами управления, а коммерческой тайны - предпринимателями.

В ведомственных нормативных актах служебной тайной именуются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Если сведения, которые принято относить к государственной тайне, носят обобщенный, межведомственный характер, то институт служебной тайны призван защищать отраслевую, ведомственную информацию. Отличие служебной от государственной тайны в том, что общественная опасность распространения сведений, составляющих служебную тайну, существенно ниже, чем государственной.

Законодательство о коммерческой тайне состоит из ГК РФ и Федерального закона «О коммерческой тайне».

Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Право на отнесение информации, к информации, составляющей коммерческую тайну и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации.

Вместе с тем закон ограничивает полномочия и определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. В частности:

- содержащихся в учредительных документах юридического лица подтверждающих факт внесения о юридическом лице в соответствующие государственные реестры;

- о составе имущества;

-о загрязнении окружающей среды;

- о численности, составе работников, системе оплаты труда и условиях труда;

- о задолжности и др.

Информация незаконна, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации мер по охране конфиденциальности этой информации, или лицо знало, что информация составляет коммерческую тайну и не имеет на передачу законного основания.

Меры по охране конфиденциальности включают:

- определение перечня информации, составляющих коммерческую тайну;

- ограничение доступа к информации;

- нанесение на материальном носителе или сопроводительном документе грифа «коммерческая тайна» с указанием обладателя;

- заключение с соответствующими лицами соглашений (обязательств) о неразглашении коммерческой тайны.

Лицо, которому коммерческая тайна стала известна в силу трудовых отношений с обладателем коммерческой тайны, в случае ее разглашения несет дисциплинарную или гражданско-правовую ответственность.

Все споры о нарушении прав на тайну рассматриваются судами.

 

Контрольные вопросы для самоконтроля

1. Назовите виды тайн.

2. Дайте понятие государственной тайны.

3. Что подразумевается под системой защиты государственной тайны?

4. Что подлежит засекречиванию, а что нет?

5. Назовите степени секретности.

6. Что понимается под коммерческой тайной.

Тема 25. Финансовое право как отрасль права

Общие положения финансовой деятельности государства: финансовое право (предмет, метод), финансы, финансовая деятельность финансовая система и ее элементы. Органы финансовой деятельности

В систему российского права входит финансовое право (совокупность правовых норм), регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач. Эти задачи решаются в основном методом властных предписаний со стороны уполномоченных органов государства и местного самоуправления (императивный). Наименование этой отрасли обусловлено термином «финансы», связью с денежными отношениями. Но не все, а особые денежные отношения: во-1-х это не сами денежные средства, а отношения между субъектами (государства, организаций) экономической жизни по поводу их формирования, перераспределения; во-2-х их содержанием являются те из них, посредством которых образуются денежные фонды и доходы (финансовые ресурсы) государства, его подразделений, организаций. Так деньги при купле – продаже, административные штрафы финансовыми не являются, эти общественные отношения регулируются другими отраслями права – гражданским, административным.

Финансам свойственны, прежде всего, распределительная и контрольная функции.

Нормы финансового права содержащиесяся в различных нормативных актах реализуются в правоотношениях, которые возникают в процессе финансовой деятельности.

Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством, муниципальными образованиями специальной, а именно финансовой деятельности. Она выражается в выполнении государством, муниципальными образованиями функций по созданию (формированию), распределению и использованию их денежных фондов и доходов в целях реализации своих задач.

Финансовые правоотношения – это общественные отношения, возникающие при создании, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированные нормами финансового права (Конституцией РФ, Гражданским, Налоговым, Бюджетным и др.) участники которых связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.

В финансовом праве выделяют: бюджетные, налоговые и неналоговые, валютные правоотношения и др.

Субъектами правоотношений выступают: органы государственной власти и управления, муниципальные образования, хозяйствующие субъекты и граждане.

Общественные отношения, возникающие в сфере финансов, регулируются не только нормами финансового права, но в случаях, предусмотренных законодательством, эти отношения могут регулироваться нормами гражданского законодательства.

Финансы, обладая в целом общими специфическими свойствами, имеет свою внутреннюю структуру. В нее входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей общества, с которыми связаны финансы, охватывая своим взаимодействием всю экономику страны и социальную сферу.

В состав финансовой системы РФ входят:

- бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ. Образуются в основном за счет налогов;

- внебюджетные целевые государственные и муниципальные денежные фонды. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним в частности относятся, как Пенсионный фонд, подчиняется Правительству РФ и его бюджет ежегодно утверждается законодательным органом страны. Фонд социального страхования, специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Взносы в эти фонды уплачиваются налогоплательщиками в составе единого социального налога (ЕСН). Плательщики ЕСН являются также плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В целом они призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее целесообразное использование;

- финансы страхования, обеспечивают формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба;

- кредит (государственный, муниципальный, банковский) и выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное пользование на началах возвратности и срочности.

- финансы предприятий, организаций, это исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Это обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Выделяются финансы коммерческих (в том числе банки и небанковские кредитные организации, страховые компании) и некоммерческих организаций (бюджетные).

- фонды, консолидированные в бюджете (некоторые авторы выделяют в качестве института). Это специальные фонды, аккумулированные в бюджетах различных уровней (например, Фонд Министерства РФ по атомной энергии), а также на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Образуются в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов. Средства целевого бюджетного фонда используются по отдельной смете.

Органы финансовой деятельности.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти от установленной для них компетенции. В частности: - Президент РФ обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов власти; - законодательные (представительные) органы, прежде всего, утверждают бюджеты соответствующего уровня, устанавливают налоги; - исполнительная власть (Правительство РФ, субъектов РФ) принимают меры по их реализации.

Министерство финансов в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ, является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. В систему финансовых органов входят соответствующие органы субъектов Федерации (финансовые управления др.).

Минфин координирует работу ряда Федеральных служб, в том числе: налоговой, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, финансового мониторинга. Министерство разрабатывает нормативные акты по вопросам, которые относятся к сфере деятельности Федеральной налоговой службы, утверждает формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций.

Федеральное казначейство (казначейство России) образует единую централизованную систему органов, рассредоточенных на всей территории страны. Казначейство находится в ведении Минфина и действует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ.

Казначейство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы. Находится в ведении Минфина и действует в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ. Первостепенная задача – формирование доходной части государственного бюджета, а также регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Право на упрощенную процедуру ликвидации юридических лиц.

Федеральная таможенная служба и ее структурные подразделения являются правоохранительными органами и представляют собой единую систему. Находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ. Регулируется Положением о ней, утвержденным постановлением Правительства РФ. Осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Центральный банк РФ (Банк России) возглавляет и контролирует систему кредитных учреждений. Действует в соответствии с Федеральным законом « О Центральном банке РФ (Банке России)». Он подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются, и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.