Сделай Сам Свою Работу на 5

Проверка поводов и оснований для принятия решения о возбуждении уголовного дела





 

Стадия возбуждения уголовного дела представляет собой действие, проявляющееся в принятии решения о том, начинать или не начинать производство по конкретному делу. В своей совокупности эти действия призваны обеспечить законность и обоснованность принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Такая цель достигается путём предварительной или доследственной проверки определяющей: 1) повод возбуждения уголовного дела в соответствие требованиям закона; 2) изучение содержащихся данных относительно наличия или отсутствия основания для принятия положительного решения о возбуждении уголовного дела; 3) наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих принятию решения о возбуждении уголовного дела.

Проверочные мероприятия могут выразиться в истребовании справок и иных материалов, необходимых для принятия решения по поступившему сообщению о преступлении, в получении объяснений, выполнении оперативно-розыскных мероприятий, в организации проведения ревизий и документальных проверок, т.е. в совершении действий непроцессуального характера.

Возможность производства предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством следственных действий на этой стадии весьма ограничена и может быть сведена лишь к осмотру места происшествия, освидетельствованию и назначению экспертизы (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). Результаты процессуальных действий такого рода, оформляются по правилам, установленным в УПК РФ для их производства и могут приобрести значение доказательств по делу.



Предварительная проверка может осуществляется с помощью оперативно-розыскных действий, выполняемых в соответствии с предписаниями Закона об оперативно-розыскной деятельности и издаваемых на его основе ведомственных нормативных актов[53]. Результаты этих действий должны оформляться в виде заявления о принятии устного заявления о преступлении (ст. 476 УПК РФ). Названное заявление не может быть заменено, протоколом допроса свидетеля, поскольку до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела никакие допросы производить нельзя. Так же недопустима его замена протоколом, фиксирующим объяснения очевидца преступления, поскольку протокол такого рода обычно составляется по правилам, установленным для проведения оперативно-розыскных, а не уголовно-процессуальных действий.



Особый порядок установлен для производства проверок сообщений о преступлениях, (в рамках ст. 144-145 УПК РФ) распространённых в средствах массовой информации. При этом на редакции, главных редакторов соответствующих средств массовой информации возложена обязанность передавать по требованию прокурора, следователя или органа дознания, имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию. Информация такого рода может быть не представлена, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (см. п. 2 ст. 144 УПК РФ)[54].

На все проверочные действия ч. 1 ст. 144 УПК РФ отводит не более трёх суток. Руководитель следственного комитета, начальник следственного отдела и начальник органа дознания вправе продлить этот срок до десяти суток по ходатайству дознавателя или следователя, проверяющего сообщение о преступлении. В случаях, когда возникает необходимость в проведении ревизий и документальных проверок, он может быть продлён до 30 суток.

Решение прокурора или иного должностного лица о продлении срока проверки оформляется его резолюцией на тексте постановления, содержащего ходатайство о продлении срока.

По результатам проверки может быть принято следующее решение: 1) о возбуждении уголовного дела; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела;



3) о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности.

При наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела и отсутствии обстоятельств, исключающих его, орган дознания, дознаватель, следователь с согласия прокурора выносят постановление о возбуждении уголовного дела, которое должно отвечать определённым требованиям. В нем отражаются: время и место составления постановления; должность, воинское, специальное звание либо классный чин, фамилия должностного лица, вынесшего постановление, точное наименование органа дознания (если постановление вынесено таким органом); повод и основание (с указанием части статьи или статьи УК РФ, предусматривающей признаки преступления, послужившие основанием для возбуждения дела); фамилия и другие данные о лице, в отношении которого возбуждается дело (если дело возбуждается в отношении конкретного лица); суть принятого решения, в том числе указание на дальнейшее направление дела.

Вынесенное органом дознания, дознавателем или следователем постановление о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К нему прилагаются все материалы доследственной проверки сообщения о преступлении.

Прокурор, изучив постановление и материалы, тоже незамедлительно принимает решение о согласии с возбуждением дела (такое согласие оформляется резолюцией на тексте рассмотренного им постановления - см. приложения 13 и 14 к ст. 476 УПК РФ). При несогласии он должен вынести одно из двух постановлений:

об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела либо о возвращении материалов для дополнительной проверки.

О решении прокурора орган дознания, дознаватель или следователь в день его вынесения уведомляют заявителя, по сообщению которого производилась проверка, и лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

В случае, когда уголовное дело возбуждается капитаном морского или речного судна, находящегося в дальнем плавании, руководителем геологоразведочной партии или зимовки, удалённой от места расположения органов дознания, главой дипломатического представительства или консульского учреждения, прокурор срочно уведомляется указанным лицом о начатом расследовании. Вынесенное в таких условиях постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

При возбуждении уголовного дела в отношении лица, которое состоит или должно состоять на воинском учёте, орган дознания, дознаватель или следователь в двухнедельный срок обязан информировать о принятом им решении военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учёт (ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе«[55]).

Решение вопроса о возбуждении производства по делам частного обвинения начинается по правилам, сформулированным в ст. 318 УПК РФ. В соответствии с которыми дело такого рода возбуждается путём подачи заявления потерпевшим или его законным представителем в суд с копиями по числу лиц, в отношении которых ставится вопрос о привлечении к уголовной ответственности.

В случае отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела уполномоченным должностным лицом выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В нем, как и в других процессуальных документах, указываются сведения о том, где, когда и кем принято решение, а также мотивировка принятого решения с обоснованием принятого решения, подкреплённым сведениями, полученными из материалов доследственной проверки.

О таком решении обязательно уведомляются заявитель, сообщивший о преступлении, и прокурор. Делается это путём направления копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Если проверка сообщения о преступлении производилась в связи с тем, что оно было опубликовано каким-то средством массовой информации, то результаты проверки о том, что факт преступления не подтвердился, должны быть опубликованы (ч. 3 ст. 148 УПК РФ).

В случаях, когда проверке подвергалось сообщение о том, что конкретное лицо совершило преступление, и оно не подтвердилось, орган дознания и следователь должны рассмотреть вопрос и принять решение об ответственности заявителя за заведомо ложный донос. При отказе в возбуждении уголовного дела прокурор, установив достаточные основания, может вынести постановление о возбуждении против конкретного лица дела об административном правонарушении. Такое право ему предоставлено ст. 25 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации«[56].

Решение о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ) принимается чаще всего тогда, когда в ходе предварительной проверки, осуществляемой одним органом дознания, дознавателем или следователем, выясняется, что заявление или сообщение, либо собранный материал доследственной проверки содержит данные о признаках преступления, расследование которого входит в компетенцию какого-то другого органа или должностного лица, либо преступления, преследуемого в порядке частного обвинения.

К примеру, при проверке заявления о разбойном нападении и причинении вреда здоровью работники милиции устанавливают, что потерпевший является должностным лицом Федеральной службы исполнения наказаний и что он подвергся нападению в связи с его служебной деятельностью. Предварительное расследование дел такого рода отнесено к компетенции следователей следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ (подп. «в« п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Поэтому собранные материалы без возбуждения уголовного дела могут быть направлены соответствующему должностному лицу, как иногда принято говорить - «по подследственности»

Решение об этом оформляется постановлением о передаче сообщения по подследственности, адресуемым конкретному органу или должностному лицу. Аналогичным образом может поступить должностное лицо, производившее доследственную проверку сообщения о преступлении, в том случае, когда оно приходит к выводу, что деяние, о котором говорится в заявлении, должно преследоваться в порядке частного обвинения. Оно должно вынести постановление о передаче сообщения в суд.

Литература:

1. Безлепкин Б.Т. Настольная книга судьи по уголовному процессу. - 4-е изд. - М.: «Проспект», 2013.

2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации для работников прокуратуры (постатейный) / Под ред. В.В. Малиновский; и А.И. Чучаева. - М.: «КОНТРАКТ», 2012.

3. Лупинская П.А. Решения в уголовном судопроизводстве: теория, законодательство, практика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Норма: ИНФРА-М», 2010.

4. Ярков В.В. Арбитражный процесс: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. - «Инфотропик Медиа», 2010.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.