Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные элементы автомобильной дороги





К элементам автомобильной дороги относятся: земляное полотно, дорожная одежда, дорожные сооружения и обрезы.

Земляное полотно (рис. 28) является грунтовым основанием для дорожной одежды и должно обеспечивать ее надежность независимо от меняющегося водного и температурного режимов. Оно включает дорожную одежду и кюветы.

 


Дорожная одежда - основная часть дороги, обеспечивающая круглогодичное движение. Ее устраивают на ширину проезжей части или на всю ширину дорожного полотна.

Дорожные сооружения включают водопропускные сооружения, путепроводы и переезды, а также съезды и ограждения.

Обрезы являются частью полосы местности, отведенной под дорогу. Они используют­ся для движения гусеничных машин, устройства объездов, складирования материалов, расположения резервов и ка­вальеров, размещения снегоза­щитных устройств, установки дорожных знаков, а также для устройства укрытий и других сооружений.

Дорога как инженерное со­оружение имеет ряд прямых участков, сопряженных между собой кривыми (закругления­ми).

Элементы кривой и их обозначение показаны на рис. 29.

 

 



 
 

 


Для войсковых путей наз­начают следующие величины радиусов кривых: 200 м — ре­комендуемый, 50 м — наимень­ший, 20 м — исключительный (применяется в крайне стес­ненных условиях).

Продольным профилем до­роги называютее начертание в разрезе по оси. На нем по­казывают величину продоль­ных уклонов, а также места расположения, тип и основные размеры водопропускных соо­ружений.

Везде, где это вызывает большого объема земляных работ, не­обходимо стремиться к его снижению. Обычно принимают: для грунтовых дорог
- 0,5 -1,0 %; для дорог с твердым по­крытием - 0,3 - 0,5 %.

Поперечный профиль дороги.В зависимости от условий местности поперечный профиль дороги может устраиваться: в нулевых отметках, насыпи, выемке и в полунасыпи-полувыемке.

 


Земляное полотно в нулевых отметках — наиболее выгодный и распространенный профиль дороги. Земляные работы в этом случае сводятся к созданию двухскатного дорожного полотна за счет грунта, вынутого из кюветов (рис. 30).

В насыпи земляное полотно на военных путях устраивают на подходах к мостам, трубам и на заболоченной местности. Насыпи делают: малые - высотой до 1 м, средние - от 1 до 2 м, большие - более 2 м.



Земляное полотно в выемке обычно устраивают на спусках к мостам и переправам и тогда, когда надо придать дороге требуемый продольный уклон. Глубина выемки зависит от рельефа местности и принятого продольного уклона. Вынутый из выемок грунт перемещают в насыпь или отсыпают в кавальеры - насыпи, располагаемые на обрезах дороги.

Земляное полотно в полунасыпи-полувыемке устраивают, как правило, на косогорах.

Водоотводные сооружения.Для отвода воды от дороги, осушения земляного полотна и дорожного покрытия устраивают водоотводные сооружения: кюветы, нагорные и отводные канавы и испарительные бассейны.

Для отвода дождевых и талых вод в кюветы или боковые резервы проезжей части и обочинам придают поперечные уклоны: проезжей части – 2-3%; обочинам – 3-4%.

Кюветы предназначаются для сбора воды с дорожного полотна, отвода ее и сброса в пониженные места или водотоки, пересекающие дорогу.

Нагорные канавы устраивают для перехвата дождевых и талых вод на косогорах и сброса их в пониженные места. Их отрывают в удалении от бровки выемки не менее чем на 5 м.

Дорожные кюветы устраивают треугольного сечения с внутренним откосом 1:3 и наружным –1:1,5. Глубину их обычно принимают равной 0,4 м. Отводные и нагорные канавы устраивают трапецеидального сечения, их глубину принимают 0,4-0,8 м, а ширину по дну - 0,4-0,5 м.

Водопропускные сооружения.К ним относятся: мосты, трубы, лотки, фильтрующие насыпи. Их строят на водотоках, а также на суходолах, где может скапливаться вода при сильных дождях и таянии снега.



 

 


Рис.32. Деревянная прямоугольная труба а – на рамных опорах; б – на свайных опорах; 1 – настил; 2 – стойка (свая); 3 – лежень; 4 – насадка; 5 – гравий (щебень); 6 – распорка

 

Водопропускные трубы собирают из готовых бетонных (железобетонных), металлических элементов. Войскового изготовления делают из камня (рис. 4) или дерева (рис. 5). Их строят следующих типов: из стандартных щитов с отверстием 0,4 x 0,47 м или из бревен с отверстиями 0,6 х 1 м и 0,4 х 1 м (при малых расходах воды); треугольного сечения из бревен с отверстиями 1,5-2 м; со свайными опорами или продольными рамными опорами с отверстиями не более 4 м; мост-труба со свайными опорами или опорами из продольных рам с распорками и верхним строением по типу моста, отверстие трубы делают не более 5 м2. Фильтрующие насыпи (рис. 31) обычно устраивают при перекрытии небольших водотоков и суходолов с малым расходом воды и при наличии местных каменных материалов.

Площадь поперечного сечения дренирующего слоя должна быть в 1,5-2 раза больше рабочей площади трубы или моста. Высоту фильтрующей насыпи с верховой стороны назначают на 0,5 м выше подпертого горизонта воды.

 

Дорожные знаки

 

Для обеспечения безопасности движения и удобства ориентирования на военных дорогах устанавливаются дорожные знаки. Они делятся на следующие группы: сигнальные (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, дополнительные средства информации); путевые (километровые и различного вида указатели); специальные (знаки комендантской службы.

Для безопасности движения ночью военные дороги обозначаются светосигнальными знаками: стандартными фонарями МВФ, ФГК с направленным (невидимым для противника) светом, простейшими световыми сигналами, знаками, окрашенными в белый цвет, и др.

На колонных путях устанавливаются знаки, указывающие направление движения и определяющие принадлежность колонного пути соединению (части).

Обозначение путей на проходах в минно-взрывных заграждениях и на зараженных участках производится знаками ограждения.

 

Устройство дорожных покрытий и дорожных
сооружений

Дорожные покрытия бывают: грунтовые, гравийные, щебеночные, каменные с применением вяжущих материалов деревянные, металлические сборные, железобетонные сборные; покрытия капитального типа, встречающиеся на существующих дорогах: цементно-бетонные, асфальтобетонные, брусчатые и др.

Дорожное покрытие может иметь одно, или несколько слоев. Название покрытию дается по его верхнему слою. Наиболее распространенными дорожными покрытиями для военных путей являются деревянные, сборные металлические и железобетонные.

Деревянные покрытия устраивают: при постройке дорог и прокладывании колонных -путей в неблагоприятных грунтово-водных условиях; при восстановлении покрытий дорог; для преодоления участков дорог и колонных путей, зараженных химическими веществами.

Деревянные покрытия бывают двух типов: колейные и сплошные, устраиваемые по всей ширине проезжей части. Они могут быть: сборными, собираемыми из отдельных щитов или звеньев, изготавливаемых обычно заблаговременно; стационарными, устраиваемыми, как правило, из отдельных элементов (бревен, брусьев, пластин или досок).

Сборные дорожные покрытия являются покрытиями колейного типа, их устраивают из дощатых, жердевых, бревенчатых или брусчатых щитов, отдельных брусков или жердей, соединенных металлическими тросами (гибкие покрытия).

Дощатые щиты изготавливаются из досок толщиной 5-7 см и шириной 15-20 см, расположенных вплотную или с зазором до 5 см, плашмя или на ребро. Стык щитов в колее устраивают гребенчатым или прямым.

Дощатое звено представляет собой два дощатых щита, соединенных между собой в единую конструкцию пятью сквозными поперечинами из досок или брусков.

Жердевой щит делают из накатника или жердей диаметром 6-7 см, уложенных на поперечины и скрепленных с ними проволокой и штырями.

Бревенчатые щиты изготавливают из бревен диаметром 12-20 см, окантованных на один или два канта.

Гибкие колейные покрытия устраивают из брусков или жердей, соединенных между собой двумя скрутками из проволоки или двумя тросами.

Элементы настила колейных покрытий укладывают на поперечины, а сплошных покрытий - на продольные лежни. Бревна и пластины укладывают поочередно комлями в разные стороны. Элементы настила колейных покрытий стыкуют над лежнями.

Настил из накатника и бревен устраивают на отдельных труднопроходимых участках, на путях рассчитанных на длительное использование для движения колесных и гусеничных ма­шин большой интенсивности.

Для улучшения условий движения по поперечному настилу и предохранения его от быстрого разрушения сверху насыпают слой грунта толщиной 10 - 15 см или нашивают колеи из досок толщиной 5 - 6 см.

Хворостяные и фашинные выстилки применяют в исключительных случаях на вспомогательных путях, при устройстве объездов на участках с плохим водоотводом в период распутицы, на болотах и заболоченных участках местности, а также в качестве оснований под более прочные покрытия.

При устройстве покрытия из дощатых щитов отделением командир отделения может разбить отделение на номера и поставить им задачи в следующем порядке: 1-й и 2-й номера провешивают проезжую полосу на заданном участке, ставя вехи через 15 - 20 м по ее оси, 3-й - 6-й номера (под руководством сержанта) с помощью автокрана сгружают с машин щиты и складируют их вдоль трассы через 15 м в штабеля по 10 шт. Затем номера 3-й — 6-й укладывают щиты на провешенную проезжую полосу пути. Командир отделения руководит укладкой, с помощью шаблона отмеряет расстояние между колеями, равное 70 см. 1-й и 2-й номера закрепляют щитовые колеи от поперечного смещения, за­бивают колья по бокам щитов в местах их стыковки.

Натренированное отделение может усилить 100 пог. м колонного пути колейным покрытием из заранее заготовленных дощатых щитов примерно за один час.

Если требуется усилить небольшой участок – 30 - 40 м, то укладку щитов можно производить непосредственно с машины, двигающейся задним ходом по оси пути. Тогда 3-й - 6-й номера снимают с машины щиты и укладывают их на грунт, а 1-й и 2-й номера закрепляют их.

Металлические сборные покрытия из сетки применяются как средство против буксования автомобилей на сыпучих песках и увлажненных на небольшую глубину глинистых грунтах. Их можно укладывать колейно или сплошь. Колеи связываются между собой расчалками из гибкой проволоки и с внешней стороны через один метр закрепляются металлическими анкерными кольями.

Покрытия из металлических щитов применяют преимущественно в безлесных районах в тех случаях, что и деревянные покры­тия, а также при укреплении дна бродов.

Железобетонные сборные покрытия применяют на слабых участках грунтовых дорог, а также при усилении дна бродов и при восстановлении дорог с большой интенсивностью движения. Они могут быть колейными и сплошными.

Переходы через узкие препятствия устраиваются различные. Это зависит от вида и характера препятствия. Через ручьи, небольшие овраги, например, устраивают фильтрующие насыпи, трубы или мосты; на суходолах делают насыпи или перекрывают их мостами.

Для устройства переходов через узкие препятствия используют механизированные мосты (ТММ), сборно-разборные металлические и железобетонные покрытия, деревянные покрытия, различные конструкции блочных пролетных строений низководных мостов и др. На земляных работах применяют путепрокладчики БАТ, ПКТ и бульдозеры.

Если с помощью путепрокладчика (бульдозера) предстоит устроить переход через суходол, то вначале устраивают аппарель шириной до 5 м путем послойной отрывки грунта и перемещения его в препятствие, затем производят разработку грунта в боковом резерве и перемещение его на аппарель, далее последовательными переходами путепрокладчика перемещают грунт в препятствие слоями на всю ширину перехода; по отсыпанной насыпи путепрокладчик переводят на противоположную сторону препятствия, где производят работу в аналогичном порядке.

 

Содержание военных путей

 

Бесперебойное движение по военным путям может осуществляться только при условии непрерывного поддержания их в проезжем состоянии.

Основными задачами содержания и ремонта путей являются: своевременное выявление и устранение возникающих на дороге повреждений от движения с заданными скоростями и нагрузками; предупреждение сильного износа покрытий; предупреждение повреждений водопропускных сооружений при ледоходе, паводках и в других случаях; своевременное восстановление разрушений и повреждений.

На труднопроходимых участках пути для вытаскивания застрявших машин выделяют патрульные гусеничные тягачи, снабженные буксирными тросами. Восстановление дорог включает: разведку дороги, ремонт проезжей части, малых мостов и водопропускных труб, устройство объездов на участках с большими разрушениями, завалами. На объездах и в местах разрушений при необходимости устраивают покрытия из сборных конструкций или местных материалов. Мосты устраивают обычно однопутными, преимущественно в объезд высоких насыпей. Воронки и рвы засыпают грунтом, заполняют их клетками из бревен или перекрывают мостами.

ВОЕННЫЕ МОСТЫ

 

Общие положения. Военные мосты на жестких опорах строятся для обеспечения преодоления водных преград и других препятствий войсками на путях их движения, маневра, подвоза и эвакуации. Они позволяют заменять понтонно-мостовые средства и механизированные мосты для обеспечения переправы войск на последующих водных преградах. В основном военные мосты строятся однопутными, но при необходимости обеспечения интенсивного двухстороннего движения могут возводиться и двухпутные мосты. Ширина проезжей части однопутных мостов - 4.2м, двухпутных – 7м.

Военные мосты предназначены, как правило, для краткосрочной эксплуатации. К ним относятся низководные и подводные мосты, а так же путепроводы. Низководные мосты возводятся без учета возможности пропуска под ними высоких вод, ледохода и судов. Подмостовая высота низководных мостов должна быть не менее 0.5м. Низководный мост состоит из пролетных строений и опор, типовые конструкции которых, приведены в руководстве «Военные мосты на жестких опорах», Воениздат, 1982г.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.