Сделай Сам Свою Работу на 5

В соответствии с Конституциями СССР 1924 и 1936 годов





 

В период предшествовавший образованию СССР в стране проходили два взаимосвязанных процесса. Во-первых, создавались и конституционно оформлялись советские республики как независимые социалистические государства. Во-вторых, шло становление самой России как федеративного государства.

В 1919 г. принимаются Конституции Белорусской и Украинской республик. В сентябре 1920 г. IX съезд Советов Туркестана утверждает Конституцию Туркестанской республики. В конце 1920 – начале 1921 гг. с помощью Красной Армии происходит установление Советской власти в Закавказье. В мае 1921 г. была принята Конституция Азербайджанской ССР, в начале 1922 г. – Армянской ССР и Грузинской ССР. В том же году происходит объединение Грузии, Армении и Азербайджана в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР). Её Конституция была принята I съездом Советов Закавказской Федерации в декабре 1922 г. Быстрое создание конституций советских республик в 1919 – 1922 гг. объяснялось тем, что при их составлении за основу была взята Конституция РСФСР.

В послевоенные годы завершается процесс становления Российской Федерации. К концу 1922 г. автономию получают все крупные компактно живущие народы России. Образуются Дагестанская, Горская, Якутская автономные республики, восстанавливается на новой основе Крымская АССР. В 1921 г. были приняты Конституции Дагестанской и Крымской автономных республик. Возникают автономные области – Черкесская, Ойротская, Кабардино-Балкарская, Монголо-Бурятская, Чеченская и другие. В ноябре 1922 г. после окончательного разгрома интервентов и белогвардейцев Народное собрание Дальневосточной Республики провозгласило власть Советов и обратилось с просьбой в высшие органы Советской России включить территорию республики в состав РСФСР.



Окончание интервенции и гражданской войны потребовало развития новых форм сотрудничества советских республик не только в военной сфере, но и в сфере дипломатии и внешней торговли.

В ноябре 1921 – мае 1922 гг. были подписаны межреспубликанские договоры, основу которых составило соглашение о военном и финансово-экономическом союзе республик. Создавались объединенные народные комиссариаты. Республики посылали своих уполномоченных в ЦИК РСФСР. В топливной, металлургической и некоторых других отраслях промышленности России, Украины, Азербайджана, Белоруссии организуются объединения, подчиненные ВСНХ РСФСР. Происходит объединение руководства транспортом и связью. Начинается совместное перспективное планирование народного хозяйства.



В целях достижения согласованности действий по организации внешней торговли договоры РСФСР с Украиной, Белоруссией, Азербайджаном и другие акты предусматривали объединение органов внешней торговли республик. Устанавливалось, что республики будут проводить общую внешнеторговую политику на основе единого импортно-экспортного плана. В 1921 – 1922 гг. происходит ликвидация таможенных границ, а затем вводятся единые для всех советских республик ставки таможенных сборов при внешнеторговых операциях. Вместе с тем независимые советские республики могли выступать и как самостоятельные субъекты во внешнеторговых отношениях.

Необходимость выступить «единым фронтом» в сфере дипломатии потребовалось перед Генуэзской конференцией по экономическим и финансовым вопросам. Предвидя серьезную борьбу с капиталистическими державами, независимые советские республики решили объединить свои силы. С этой целью в январе – феврале 1922 г. их полномочные представители при правительстве Советской России подписали протокол, доверявший делегации РСФСР на Генуэзской конференции защиту прав и интересов Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана, Армении, Хорезма и Бухары, а также Дальневосточной Республики.



В протоколе подчеркивалось, что объединение дипломатических усилий советских республик не ограничивается проведением Генуэзской конференции. РСФСР поручалось широкое представительство интересов восьми республик в экономической и политической сфере по отношению к неограниченному кругу государств.

Развитие федеративных отношений между независимыми советскими республиками, создание ЗСФСР, завершение становления Российской Федерации подготовили образование Союза Советских Социалистических Ре6спублик.

Образование СССР было вызвано как внутренними, так и внешними факторами. Это исторически сложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами страны, единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовых ресурсов республик.

Объединение было обусловлено одинаковым общественным и государственным устройством – все республики были советскими и социалистическими, у власти находились коммунистические партии.

Среди причин образования СССР важное место занимали факторы угрозы новой военной интервенции, экономической изоляции, дипломатического нажима империалистических государств на советские республики.

23 – 29 декабря 1922 г. состоялся Х Всероссийский съезд Советов. В нем принимали участие и делегаты от независимых республик. Обсудив вопрос об образовании Союза ССР, съезд признал такое решение своевременным и принял решение вхождении РСФСР в Союз в качестве равноправной республики.

Полномочные делегации РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР подписали Договор об образовании СССР. С юридической точки зрения этого было вполне достаточно для образования (учреждения) нового государства. Но было решено принять договор и на съезде Советов Союза.

30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза ССР. Он утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР, разработанные комиссией ЦК РКП(б), и решил передать их на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик. Окончательные тексты Договора и Декларации должен был утвердить II съезд Советов Союза ССР.

Декларация провозглашала образование СССР, характеризовала исторические условия, в которых происходило это событие, определяла основные принципы объединения республик. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определял систему высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, вопросы гражданства, бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза. На первой сессии ЦИК СССР был поставлен вопрос о разработке актов, имеющих конституционное значение.

24 февраля 1923 г. комиссия по выработке проекта Конституции СССР создается ЦК РКП(б), а 27 апреля 1923 г. Президиум ЦИК образует Расширенную комиссию из представителей союзных республик. В конце июня – начале июля 1923 г. проект Конституции был в целом одобрен Пленумом ЦК РКП(б) и сессиями ЦИК союзных республик. 6 июля ЦИК СССР утвердил проект Конституции и немедленно ввел его в действие. Затем Основной закон Союза был ратифицирован съездами Советов союзных республик, а окончательное утверждение текста Конституции СССР произошло 31 января 1924 г. на II съезде Советов Союза ССР.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: 1) Декларация об образовании СССР; 2) Договор об образовании СССР. Она окончательно оформила и закрепила образование принципиально нового государства – Союза Советских Социалистических Республик.

В Декларации подчеркивалась противоположность национальной политики Советского государства политике угнетения в капиталистическом мире; указывались причины объединения советских республик в союзное государство, а также принципы их объединения: добровольность, равноправие, сохранение за каждой республикой суверенности и права свободного выхода из СССР.

Договор об образовании СССР, который, в сущности, и являлся Конституцией, состоял из 11 глав: I – О предметах ведения верховных органов власти СССР; II – О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве; III – О съезде Советов СССР; IV – О ЦИК СССР; V - О Президиуме ЦИК СССР; VI – О СНК СССР; VII – О Верховном Суде СССР; VIII – О народных комиссариатах СССР; IX – Об Объединенном Государственном Политическом управлении; X – О Союзных Республиках; XI – О гербе, флаге и столице СССР.

Основной Закон СССР признавал за союзными республиками право иметь свои конституции. Вместе с тем, они должны были теперь быть изменены в соответствии с фактом образования СССР и приведены в соответствии с Конституцией Союза.

Такая работа была проведена в ближайшие после образования СССР годы. В апреле 1925 г. был утвержден Основной Закон ЗСФСР, в мае 1925 г. – Конституция РСФСР, в 1927 г. – новая Конституция БССР, в 1929 г. – новая Конституция УССР.

После принятия Конституции СССР активизировался процесс национально-государственного размежевания в Средней Азии. Оно было вызвано стремлением руководящих кругов и населения Средней Азии к созданию своей национальной государственности.

В результате размежевания были созданы две новые республики: Узбекская ССР, которая объединила районы Туркестана, Бухары и Хорезма, населенные узбеками, и Туркменская ССР, объединившая туркменские районы этих республик. Кроме того, были образованы две автономные области: Каракиргизская в составе РСФСР и Каракалпакская в составе Киргизской АССР, также входившей в Российскую Федерацию.

В марте 1925 г. было объявлено об образовании Таджикской АССР. Первоначально она входила в состав Узбекистана. После победы над басмачами и окончательного установления Советской власти в октябре 1929 г. III Чрезвычайный съезд Советов Таджикистана принял решение о преобразовании его из автономной в союзную республику. Вхождение Таджикской ССР в состав Союза подтвердил в 1931 г. VI съезд Советов СССР.

В апреле 1925 г. Киргизская АССР была переименована в Казахскую республику. В 1926 г. Каракиргизская АО сначала переименовывается в Киргизскую АО, а затем преобразуется а в автономную республику.

Воссоединение народов в единых национальных государствах происходило и на западе страны. В 1924 и 1926 гг. по соглашению между РСФСР и БССР Белоруссии были переданы территории, населенные преимущественно белорусами. В 1924 г. в составе Украины образовалась Молдавская АССР, объединившая молдаван, живущих на левом берегу Днестра.

Образование СССР означало возникновение нового государства с соответствующим государственным аппаратом. Поскольку Советский Союз объединял уже сложившиеся республики, то необходимости создавать всю систему государственных органов снизу доверху не было. Органы власти и управления Союза строились с учетом опыта, накопленного республиками.

Согласно Конституции 1924 г. высшим органом власти Союза ССР являлся съезд Советов СССР, который выбирался от Советов городов по норме 1 депутат от 25 тыс. избирателей и от губернских съездов Советов – 1 депутат от 125 тыс. жителей. В республиках, не имевших губернского деления, делегаты избирались на республиканских съездах Советов. Таким образом, союзные республики были представлены пропорционально их населению. Очередные съезды первоначально созывались ежегодно, но IV съезд Советов СССР в 1927 г. определил, что впредь съезды будут собираться раз в два года. Конституция допускала также созыв чрезвычайных съездов.

В компетенцию Всесоюзного съезда Советов входили все без исключения вопросы, которые Конституцией были отнесены к ведению Союза. К исключительной компетенции съезда относилось утверждение и изменение основных начал Конституции СССР.

В период между съездами высшим органом власти являлся Центральный Исполнительный Комитет СССР. В отличие от ЦИК союзных республик он был двухпалатным. ЦИК СССР состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению в количестве 414 человек и Совета национальностей, который образовывался из представителей союзных и автономных республик по 5 депутатов от каждой независимо от численности населения и представителей автономных областей РСФСР по одному от каждой.

ЦИК являлся законодательным и исполнительным органом. В качестве верховного органа власти он обладал компетенцией, тождественной компетенции съезда Советов СССР, кроме вопросов, отнесенных к исключительному ведению съезда. Он должен был издавать кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединять работу по законодательству и управлению Союза ССР. ЦИК ССР имел право приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума ЦИК, а также съездов советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик и других органов власти на территории Союза. По Конституции ЦИК должен был созываться 3 раза в год, допускался и созыв чрезвычайных сессий.

Между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Первоначально в Президиум входил 21 человек, но с образованием новых союзных республик число его членов возрастало. Президиум ЦИК ССР имел право приостанавливать и отменять постановления СНК СССР и отдельных союзных народных комиссариатов, а также ЦИК и СНК союзных республик. Президиум издавал декреты, постановления и распоряжения.

Правительством Союза ССР являлся Совет Народных Комиссаров, образуемый ЦИК. Совнарком был исполнительным и распорядительным органом, но также обладал и законодательной функцией. В пределах предоставленных ему прав он мог издавать декреты и постановления. В его состав входили Председатель, заместители председателя и 10 наркомов СССР.

Отраслевое управление осуществляли наркоматы. Общесоюзных наркоматов было пять: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Также пять наркоматов имели статус объединенных с наркоматами республик: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции.

Общесоюзные наркоматы осуществляли управление через специальных уполномоченных в союзных республиках, объединенные - через одноименные наркоматы. Остальные отрасли государственного управления входили в компетенцию союзных республик, имевших наркоматы: внутренних дел, юстиции, земледелия, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и некоторые другие.

Структура органов государственного управления после принятия Конституции 1924 г. отражала поступательное движение государственного механизма к единой централизации. В целях успешного проведения целенаправленной классовой политики совершенствовалась и развивалась система карательных органов.

В декабре 1921 г. IX Всероссийский съезд Советов принял решение в связи с окончанием гражданской войны о ликвидации Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Однако это решение не означало отказа от специфических государственных функций, выполнявшихся ВЧК 6 февраля 1922 г. Президиум ВЦИК в соответствии с указаниями съезда принял декрет о создании Государственного политического управления (ГПУ) при Наркомате внутренних дел, возложив на него широкий спектр задач, связанных с предупреждением, раскрытием и пресечением деятельности враждебных элементов. Это раскрытие контрреволюционных и оппозиционных организаций и лиц, предупреждение и обезвреживание открытых выступлений против государства и его органов, охрана государственной тайны, контрразведка, борьба со шпионажем и терроризмом во всех их проявлениях, выявление враждебных действий империалистических государств и их спецслужб, а также эмигрантских организаций русского зарубежья, внешняя разведка и другие задачи.

ГПУ осуществляло оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие, применение мер административной ответственности. Местные отделения создавались при исполкомах и имели двойное подчинение. Территориальная структура ГПУ наследовала существовавшую структуру органов ВЧК и их кадровый состав. В распоряжении ГПУ находились особые части войск.

В связи с образованием СССР 15 ноября 1923 г. ЦИК утвердил положение об Объединенном Государственном политическом управлении (ОГПУ). Система политического сыска получила свой высший контрольно-директивный орган, который ведал:

- руководством работы ГПУ союзных республик, а также транспортных органов ГПУ;

- непосредственным руководством особых отделов фронтов и армий;

- организацией охраны государственной границы Союза ССР;

- непосредственной оперативной работой в общесоюзном масштабе и за рубежом.

Надзор за законностью действий ОГПУ был возложен на прокурора Верховного суда Союза ССР.

Милиция с 1922 г. существовала как организационная структура Наркомата внутренних дел РСФСР на правах Главного управления. Главной функцией милиции являлась охрана общественного порядка, обеспечение претворения в жизнь законов, пресечение противоправных деяний. Уголовный розыск был выделен из органов милиции в отдельное управление НКВД.

В 1925 – 1926 гг. на милицию были возложены обязанности оказания содействия органам государственного управления в охране лесов, сборе налогов, исполнении решений судов по гражданским делам и другие несвойственные ее предназначению обязанности. Была создана ведомственная милиция, содержавшаяся за счет средств государственных предприятий и учреждений. Она охраняла объекты, обеспечивала общественный порядок и производила дознание на вверенной территории.

В 1932 г. было образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССР, а в 1934 г. в преддверии массовых политических репрессий органы охраны общественного порядка были объединены с органами государственной безопасности в единый НКВД.

Сочетание функций обеспечения общественного порядка и государственной безопасности к началу 40-х гг. уже не было необходимым, поскольку кульминация репрессий была пройдена. В феврале 1941 г. с целью разукрупнения НКВД Главное управление госбезопасности НКВД СССР было выделено в самостоятельный НГБ СССР.

С ноября 1922 г. на основе Положения о судоустройстве РСФСР проводилась судебная реформа. В ходе нее устанавливалась единая система судебных учреждений, включавшая народный суд, губернский суд, Верховный Суд РСФСР. Военные трибуналы и военно-транспортные трибуналы входили в общую судебную систему, подчиняясь Верховному Суду, в составе которого имелись военная и военно-транспортная коллегии.

В народном суде, учреждавшемся в уездах, рассматривалась основная масса уголовных и гражданских дел. Народный суд разбирал дела в составе одного судьи или судьи с двумя заседателями.

Губернский суд имел компетенцию двоякого рода. Во-первых, он являлся первой инстанцией по некоторым важнейшим делам, в частности по тем, которые раньше разбирались в трибуналах. Во-вторых, он выступал как кассационная инстанция для народных судов, выполнял функции по руководству народными судами, заменив в этой области губернские отделы юстиции.

Высшей кассационной инстанцией был Верховный Суд. Он осуществлял функции надзора за всеми судами республики, судебный контроль над ними, мог в порядке надзора рассматривать дела, решенные любым судом РСФСР, давал разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики. Состав судов избирался соответственно уездными, губернскими Советами и ВЦИК.

Районирование, начавшееся в конце 1922 г., привело к определенному изменению системы судебных органов. Были созданы народный суд в районе, окружной суд в округе, краевые и областные суды, главные суды в АССР.

С образованием СССР в 1924 г. было принято Положение о Верховном Суде СССР, который действовал в составе Пленума, гражданско-судебной, уголовно-судебной, военной и военно-транспортной коллегий. По делам исключительной важности Верховный Суд СССР выступал в качестве суда первой инстанции. Функции надзора за нижестоящими судами были ограничены. Верховный Суд не мог отменять приговоры и решения республиканских судов, а лишь ходатайствовал об этом перед ЦИК.

29 октября 1924 г. ЦИК утвердил «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик», в соответствии с которыми система судебных учреждений включала народные, губернские, главные и высшие суды автономных республик, Верховные Суды союзных республик, Верховный Суд СССР, военные трибуналы.

Система органов военной юстиции в 30-е годы неоднократно менялась. В соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР в нее вошли военный трибуналы округа или фронта, военные трибуналы корпусов и дивизионные отделы окружных трибуналов. Положением о военных трибуналах и военной прокуратуре от 20 августа 1926 г. военная коллегия Верховного Суда СССР наделялась правом рассматривать кассационные жалобы и протесты на приговоры военных трибуналов. Военная коллегия стала единым руководящим центром для всех трибуналов Союза ССР.

В законодательных актах провозглашался принцип осуществления правосудия только судом. Однако на практике, особенно в 30-х годах, это положение не осуществлялось. Сохранялись внесудебные формы репрессий, применявшиеся административными и следственными органами. По закону от 1 декабря 1934 г. судебные функции выполняло Особое Совещание при НКВД СССР, на местах создавались специальные тройки, которым предоставлялось право вынесения приговоров. В них входили первый секретарь соответствующего обкома партии, начальник областного управления НКВД и областной прокурор. В 1937 г., в разгар массовых репрессий из «троек» исключили представителей партийных органов, получились «двойки». В середине 30-х гг. создавались также милицейские «тройки» для борьбы с мелкими правонарушителями и очистки городов от нежелательных элементов.

В целом судебная система СССР в 20 – 30 гг. отвечала задачам проведения классовой политики в условиях становления авторитарного режима.

С 1922 г. в РСФСР была восстановлена адвокатура, однако после революции она так и не поднялась до роли публично-правового института, а ограничивалась оказанием юридической помощи гражданам и защиты их интересов в суде.

Также с 1922 г. для разрешения споров между социалистическими организациями был учрежден государственный арбитраж.

До 1922 г. в советских республиках не было органа высшего надзора за законностью. Функции надзора с равным успехом выполняли Советы, наркоматы юстиции и госконтроля. 28 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение о прокурорском надзоре. Государственная прокуратура строилась как единая централизованная система, наделенная полномочиями:

- осуществлять надзор от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц;

- возбуждать уголовное преследование при выявлении преступлений;

- наблюдать за деятельностью органов следствия и дознания;

- участвовать в распорядительных заседаниях судов;

- приносить кассационные протесты и протесты в порядке надзора;

- наблюдать за правильностью содержания заключенных под стражей.

Прокурором республики являлся нарком юстиции, назначаемый и отзываемый решением ВЦИК. Губернские, областные прокуроры и прокуроры автономных областей назначались, увольнялись, перемещались и отстранялись от должности Прокурором республики, в непосредственном подчинении которого они находились. В автономных республиках прокурор назначался и отзывался ЦИК республики.

При военных трибуналах состояли военные прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора республики.

Создание СССР потребовало объединения союзных прокуратур и учреждения общесоюзной прокуратуры. В 1924 г. была учреждена должность Прокурора Верховного Суда СССР.

Вооруженные Силы к концу гражданской войны имели в своих рядах 5,5 млн. военнослужащих. Содержание армии такой численности было не по силам Советской республике. Необходимо было существенно сократить численность личного состава, не ослабляя обороноспособности страны, не упуская из виду систему подготовки резервов.

Решение этой проблемы было найдено путем введения в 1924 г. территориально – милиционной системы комплектования Красной Армии. Эта система означала, что наряду с постоянными войсками в составе РККА имелись территориальные части, костяк которых составлял определенный контингент кадровых военнослужащих, но большая часть личного состава была переменной. Переменный состав проходил трехмесячную допризывную подготовку, а затем в течение четырех лет ежегодно вызывался на краткосрочные сборы в части, к которым приписывался. Территориальные части создавались в пределах того военного округа или даже губернии, где постоянно проживали призываемые в них граждане. Такая система позволила подготовить на случай войны максимальное количество бойцов при минимальных затратах.

По Закону СССР «Об обязательной военной службе», принятому в 1925 году, военная служба слагалась из: а) допризывной подготовки (с 19 лет), б) действительной военной службы (с 21 года), в) состояния в запасе (до 40 лет). Каждый мужчина, способный носить оружие, должен был последовательно пройти все эти этапы.

К 1925 г. численность армии была снижена в 10 раз и доведена до 562 тыс. человек при доле кадрового состава в 15 – 20%. Вооруженные Силы делились на сухопутные, морские, воздушные и войска специального назначения. Командный состав, ранее подразделявшийся на «красных командиров» (выходцев из красноармейцев) и «военспецов» (бывших офицеров старой армии) стал единым. В 1925 г. 90,5 % командных кадров имели военное образование. В том же году комиссары были освобождены от функции контроля за деятельностью командиров и переведены на должности заместителей командиров по политической части. Институт военных комиссаров вновь был введен в 1937 г. и существовал в течение 3-х лет.

С середины 30-х гг. в связи с ростом международной напряженности начался перевод Вооруженных Сил с территориально-милиционной на кадровую систему комплектования и к 1939 г. он был завершен.

Существенные изменения в организацию военной службы внес Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», принятый 1 сентября 1939 г. Призывной возраст был снижен с 21 до 19 лет, а для лиц со средним образованием – до 18 лет. Увеличивались сроки действительной военной службы.

В предвоенные годы шло широкое техническое оснащение и перевооружение армии и флота. Отмечался многократный рост числа танков, самолетов, орудий. Правда, современные типы военной техники только еще создавались. Массовое производство их началось перед самой войной.

Проведенные мероприятия позволяли существенно повысить обороноспособность страны. Однако репрессии второй половины 30-х гг. резко ухудшили боеготовность частей и соединений. Вооруженные Силы потеряли свыше 40 тыс. офицеров и генералов. К началу Великой Отечественной войны только 7 % командиров имели высшее образование. 75% лиц начальствующего состава занимали должности менее года.

Конституция 1936 г. и перестройка Советского госаппарата. Построение основ социализма, изменение классовой структуры общества требовали конституционного закрепления. С февраля 1935 г. по июнь 1936 г. проходила работа Конституционной комиссии под председательством И.В. Сталина, которой поручалось выработать текст Конституции для юридического закрепления сложившейся к середине 30-х гг. практики социальных отношений.

Разработка и принятие Конституции осуществлялось под контролем партийно-политического руководства страны. 1 июня 1936 г. Пленум ЦК ВКП(б) в основном одобрил проект Конституции СССР. 11 июня 1936 г. Президиум ЦИК СССР также одобрил проект, а 12 июня он был опубликован для всенародного обсуждения. С учетом выдвинутых предложений в текст Конституции было внесено 43 поправки, касавшиеся 36 из 146 статей. 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР принял постатейно и в целом текст Основного закона Союза ССР.

Конституция 1936 г. во многом отличалась от Конституции 1924 г. Ее структура состояла из 13 глав, в том числе 4-х новых:

- об общественном устройстве;

- о суде и прокуратуре;

- об основных правах и обязанностях граждан;

- об избирательной системе.

Классовая природа Советского государства в период построения основ социализма была определена в Конституции как «социалистическое государство рабочих и крестьян», в котором вся власть принадлежит «трудящимся города и деревни в лице Советов», получивших наименование «Советы депутатов трудящихся». Таким образом, Конституция СССР фиксировала наличие только двух классов – рабочих и крестьян.

В Конституции было закреплено руководящее положение Коммунистической партии, поскольку она представляла руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных. Другие партии к тому времени прекратили свое существование, хотя их создание и существование законом не запрещалось, а ст. 126 Конституции разрешала объединение граждан и даже гарантировала право на создание общественных организаций.

В отличие от предшествующих советских конституций Конституция 1936 г. ясно и полно определила экономическую основу СССР. Ее составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности и уничтожения эксплуатации человека человеком. Было подчеркнуто, что социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности.

СССР провозглашался федерацией – союзным государством, образованным на основе добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. Перечень предметов ведения Союза в лице его высших органов власти и органов государственного управления содержался в ст. 14 Конституции. Вне этих пределов союзные республики осуществляли государственную власть самостоятельно. Каждая из них должна была иметь свою Конституцию, учитывающую особенности республики, и построенную в полном соответствии с Конституцией СССР. В случае расхождения закона союзной республики с законом общесоюзным, действовал общесоюзный закон. За каждой советской республикой сохранялось право свободного выхода из Союза ССР.

В Конституцию была включена специальная глава «Основные права и обязанности граждан», в которой устанавливалось равноправие граждан СССР независимо от их национальности и расы, пола и вероисповедания во всех областях хозяйственной, государственной и общественно-политической жизни. Важнейшее значение имело закрепление в Конституции прав граждан на труд, на отдых, на материальное обеспечение, на образование, а также свободы слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенности личности и жилища, тайны переписи.

Одновременно в Конституции были сформулированы основные обязанности гражданина перед обществом и государством соблюдать Конституцию, исполнять законы, беречь и укреплять социалистическую собственность, защищать свое Отечество, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития. Труд в СССР являлся обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина с соблюдением принципа «кто не работает, тот не ест».

С учетом расширения социальной базы Советов в Конституции 1936 г. был разработан новый порядок их формирования. Советы теперь должны избираться гражданами СССР, достигшими 16-летнего возраста, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В выборах могли участвовать все граждане СССР, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом к лишению избирательных прав. Таким образом, отпали прежняя многостепенность выборов и производственно-территориальный принцип их организации, неравенство городских и сельских избирателей.

После принятия Конституции была организована работа по приведению в соответствие с ее положениями союзного и республиканского законодательства. В республиканских конституциях были конкретизированы положения союзной с учетом исторических условий, детально разработаны нормы о местных органах государственной власти.

Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов были переименованы в Советы депутатов трудящихся. Согласно Конституции они декларировались как политическая основа СССР. Конституция не признавала принцип разделения властей, а лишь проводила более четкую грань между законодательной и исполнительно-распорядительной деятельностью. Громоздкие съезды были заменены постоянно действующими сессионными органами в лице союзного и республиканских Верховных Советов.

Высшим законодательным органом в СССР являлся Верховный Совет СССР, состоявший из 2-х палат – Совета Союза и Совета Национальностей.

Каждая палата пользовалась законодательной инициативой. Нормативные акты принимались большинством голосов каждой палаты. Высшими законодательными органами в республиках являлись Верховные Советы республик.

Президиум Верховного Совета СССР не был конституирован как высший орган государственной власти, избираемый Советом, однако обладал всеми полномочиями высшего органа государственной власти, кроме вопросов исключительной компетенции Верховного Совета: изменения Конституции, принятия основ законодательства, издания общесоюзных законов.

Президиум Верховного Совета имел полномочия проводить референдумы, объявления состояния войны, объявления общей и частичной мобилизации, ратификации международных договоров, объявления военного положения в различных районах. Президиум имел право издавать нормативные акты в виде указов, которые вступали в действие до их утверждения Верховным Советом СССР. Президиум занимался официальным разъяснением и толкованием правовых норм.

Верховный Совет СССР образовывал Совнарком СССР, который был конституирован как высший исполнительно-распорядительный орган, ответственный перед Верховным Советом и подотчетный ему. СНК не имел законодательных прав, а мог лишь издавать подзаконные акты в рамках действующих законов. В состав СНК входили: председатель, его заместители, народные комиссары, председатель Госплана, председатель Комиссии Советского Контроля, руководители некоторых общесоюзных комитетов.

Конституция СССР 1936 г. закрепила более демократическую избирательную систему и декларировала построение социалистического общества в стране. Изменился состав субъектов, составляющих федерацию. В тоже время продолжались дальнейшая бюрократизация управления, усиление личной власти и политических репрессий. Принятая Конституция так и осталась всеобщей декларацией и не была способна защитить население ни от нарастающего насилия, ни от авторитарного произвола.

 

Развитие права

 

Переход страны к мирному строительству вызвал необходимость правового закрепления и обеспечения социальных отношений, насаждаемых Советской властью. Требовалась четкая и логически стройная система правовых актов, построение которой могло быть достигнуто проведением кодификации.

Задача кодификации законодательства была поставлена на XI конференции РКП(б) в декабре 1921 г. В результате напряженной работы по выполнению решений конференции в 1922 – 1923 гг. были подготовлены и приняты 7 кодексов РСФСР: Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Земельный, Лесной и Кодекс законов о труде. В 1924 г. принимается Исправительно-трудовой кодекс, а в 1926 г. – новая редакция УК РСФСР и Кодекс законов о браке, семье и опеке. С учетом российского опыта велась кодификационная работа и в других советских республиках.

С образованием СССР развертывается систематизация законодательства в масштабе Союза. В 1924 г. были утверждены Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Одновременно были приняты и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В 1928 г. ЦИК СССР издал Общие начала землепользования и землеустройства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.