Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗЛИЧИЕ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА





Между психикой человека и животных существует огромная разница. Человек обладает высшей формой психики - сознанием, мышлением. С помощью речи он может сообщать другим людям сведения о прошлом, настоящем, будущем. в то время как животные могут лишь подавать сигналы по поводу непосредственной ситуации в данный момент. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Человек обладает способностью к абстрагированию. Он может предвидеть ситуацию, усваивать опыт других людей, обучаться на чужих ошибках. Для животных характерны такие формы поведения как :

а) инстинкты (бобры строят плотины на реках);

б) навыки (дрессировка, выработка рефлекса и т.п.);

в) начальные формы интеллектуального поведения для решения простейших задач (обезьяна берет палку, чтобы сбить с дерева плод).

Инстинктами называются врожденные, сложные, биологически целесообразные и потому наследственно закрепленные формы поведения. Инстинктивные формы поведения могут быть различной сложности, но в их основе всегда лежат простые безусловные рефлексы с шаблонным ответом на непосредственный биологически положительный или отрицательный раздражитель



Навыками у животных называют приобретенные в индивидуальном опыте формы поведения, которые обеспечивают дифференцированное. приспособление животного к меняющимся условиям среды. Например, медведь может сам научиться ловить рыбу на мелководье. Или медведя можно научит ездить на велосипеде в цирке путем специального обучения.

Интеллектуальными называют формы поведения , направленные на решение новых задач не путем унаследования или ране приобретенных в личном опыте способов, а на основе отражения существующих между предметами связей и отношений. Однако интеллектуальное поведение у животных ограничено. Оно связано с удовлетворением насущных потребностей животного в данный момент (добыча пищи). Свой «интеллектуальный» опыт животное не может передать животному своего вида. Оно никогда не хранит приспособлений, которые использовало, не изготовляет их и не передает “ по наследству”. Оно не строит планов, а действует спонтанно, поэтому эти действия нельзя назвать трудом (например, строение пчелами сот и их сложное поведение шаблонно, повторяется из поколения в поколение без изменений).



Только человеку свойственна высшая ступень развития психики- СОЗНАНИЕ, которое определяет разумное и целенаправленное поведение человека, основанное на понимании законов объективного мира. Первое основное условие всей человеческой жизни - труд. В определенном смысле можно сказать, что труд создал человека. Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека. В предметах природы он постоянно открывал новые, до того неизвестные свойства. Развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим. ( Ф. Энгельс. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Собр.соч. К.Маркс ,Ф.Энгельс. т.20, с. 489). Развитие речи и абстрактное мышление на основе второй сигнальной системы есть то качественно новое, что отличает человека от высших животных. Только человек ставит цели, строит планы, представляет результаты. преобразует мир и природу, создает культуру. цивилизацию. Поэтому у человечества есть прошлое, настоящее и будущее.



Вопросы для самопроверки

Чем психика животных отличается от человека?

Какие формы поведения животных Вы знаете?

Почему можно сказать, что труд создал человека?

Глава 2

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Психический процесс - это динамическое отражение действительности в различных формах сознания. Для него характерно начало, развитие и конец, проявляющийся в виде реакции.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение, внимание; эмоциональные - активные и пассивные переживания, чувства; волевые - целепологание, решение, исполнение, волевое усилие и т.д.

ОЩУЩЕНИЕ

Элементарным психическим процессом является ощущение. С него начинается познание окружающего мира. ОЩУЩЕНИЕ есть отражение в нашем сознании отдельных свойств предметов и явлений непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Это превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания..

Чтобы возникло ощущение необходимо:

а) воздействие раздражителя на аналихзатор, орган чувств ( фізіческое воздействіе)

б) прохождение возбуждения по здоровому чувствительному пути к участку мозга ( физиологическое действие)

в) отражение в мозгу образа ощущения ( психическое действие).

Рис.4 Схема возникновения ощущений

 

Ощущения классифицируются на следующие виды:

зрительные: ощущение света (темно - светло), ощущения ахроматических цветов (белый и черный со всеми промежуточными серыми цветами), ощущения хроматических цветов (цветовой спектр). Цвета могут по разному влиять на психику человека и поэтому это влияние имеет широкое практическое применение. Центр цветового спектра ( зеленый, светло желтый, светло голубой) действуют на человека нейтрально, вызывая комфортные состояния ( удовлетворенности, покоя, умиротворения), цвета расположенные в сторону к красному краю (ярко желтый, лимонный, оранжевый, красный) вызывают процесс возбуждения, а те, которые ближе к противоположному концу спектра ( темно голубой, синий, фиолетовый) - процесс торможения. Это воздействие цвета на человека широко используется в медицине, моде, дизайне и т.п.

Слуховые,к которым относятся : речевые, музыкальные, шумы Звуки также могут действовать на человека возбуждая или успокаивая. Например, действие различной музыки ( классическая музыка успокаивает, действует благотворно, особенно прослушивание таких композиторов как Моцарт, Бах, Чайковский, народные национальные мелодии , а музыка с преобладанием ударных инструментов, дисгармоничная - вызывает раздражение, агрессию. Не случайно на войну еще в древности ходили под бой барабанов ,а после концертов групп играющих тяжелый рок, происходят драки, разборки между фанатами этих групп, которые вокруг себя все ломают и крушат. ) Успокаивают, например, шумы природы (шум дождя, прибоя, шелест ветра, записи звуков поющих китов в океане и ряд других),а вот различные скрипы, стуки, грохот, скрежет могут служить настоящей пыткой для нервной системы человека ( еще в древнем Китае существовали подобные пытки звуками). .

Обонятельные ощущения различаются по запаху предмета, который их издает.

Вкусовые: сладкое(воспринимает кончик языка), горькое(задняя стеночка языка), кислое(края языка), соленое(серединка языка), сухое, мокрое.

Кожные: тактильная чувствительность (ощущения прикосновения),

температурная чувствительность, болевая чувствительность.

Мускульно-двигательные ощущения: ощущение равновесия, вибрации. перемещения тела в пространстве.

Органические ощущения: ощущения внутренних органов (голод, жажда, боль )

Ощущения между собой тесно взаимосвязаны. Например, если человек простужен и у него заложен нос, то пища ему кажется безовкусной, красиво сервированный стол вызывает аппетит, в темноте слух обостряется и т.п.

Способность иметь ощущения называется ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ.

Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, способным в данный момент вызвать ощущение (нижний абсолютный порог ощущения). Изменения в ощущениях в сторону неприятного или боли свидетельствуют о достижении верхнего абсолютного порога ощущения.

Порог различения (разности) чувствительности- это та минимальная величина разности между двумя ощущениями, которую человек способен ощущать.

В области ощущений может иметь место адаптация, т.е. приспособление к действующему раздражителю. Она может быть: как полное исчезновение ощущения, как притупление ощущения и как нереагирование на слабые раздражители. Например, когда входим в темный зал кинотеатра во время сеанса, сначала ничего не видим, а потом постепенно начинаем различать в нем людей и предметы. Если у ребенка в семье родители постоянно на него кричат, то он перестает реагировать на замечания сделанные тихим голосом.

Сенсибилизация - повышенная чувствительность в результате взаимодействия анализаторов и упражнений (способность к дегустации чая. вина. сыров и т.п. или аллергии различных видов).

Синестезия - слияние нескольких ощущений в одно (цветомузыка).

Наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

Вопросы для самопроверки

Что называют ощущениями?

Как возникают ощущения?

Что означают слова что «ощущения – это субъективный образ объективного мира»?

Как классифицируются ощущения?

Как цвет влияет на психику человека?

Что такое чувствительность?

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятием называется отражение в нашем сознании предметов и явлений в целом, в совокупности их свойств.

В состав восприятий могут входить : различные ощущения., чувства, воображение, мышление , прошлый опыт, поэтому они сложнее ощущений.

Проявление в восприятиях знаний человека, его прошлого опыта называется апперцепцией, а непосредственный образ предмета или явления в совокупности его свойств составляет перцептивную сторону восприятия. Так рассматривая картину мы видим только сочетание цветов, оттенков и линий. Это перцепция. А восприятие на картине движения, действия людей, животных, понимание происходящего – это апперцепция.

Предметы или явления могут восприниматься непроизвольно (яркие, сильные раздражители) и произвольно (со специальной целью).Это виды восприятия по активности.

Для восприятий характерны: предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Это их закономерности.

Предметность - восприятие помогает открывать предметность мира, т.е. относить воспринимаемые объекты к предметам внешнего мира.

Целостность - восприятие есть целостный образ предмета, возникающий на основе знаний о предмете и ощущений его. Например, группу точек размещенных на равном расстоянии горизонтально, мы воспринимаем как линию, а не как отдельные точки ………………………..

Структурность - означает, что восприятие не простая сумма ощущений, а структурная целостность их. Мы абстрагируемся от них и получаем новый образ (звучащая музыкальная мелодия не есть сумма нот).

Константность - мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.п., узнаем их с различных расстояний, под разными углами зрения.

Осмысленность восприятий означает, что мы можем отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Мы его будем использовать по тому для чего он предназначен, а не по тому на что он похож. Например, мыло в виде рыбки мы не пустим плавать в аквариум, а будем им мыться.

Классифицируют восприятия как и ощущения: (зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, мускульно-двигательные, органические). Например, у нас в руках яблоко. Ощущения: зрительные - его цвет (желтое), вкусовое (сладкое), кожное (гладкое, теплое, твердое), пахнет яблоком , Восприятие : что за предмет в руках (яблоко как фрукт), его форма (круглое), его качества (спелое, свежее, только что сорванное или купленное, вкусное, его сорт и т.п.)

Но вместе с тем существует и другой тип классификации. Согласно ему восприятия делят на восприятия пространства, восприятия времени, восприятия движения. Человек учится на протяжении жизни этим восприятиям, от рождения они не даны.

Преднамеренное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира называется наблюдением, а способность человека к такому восприятию называется наблюдательностью. Способность к наблюдательности можно и нужно развивать.

При восприятии предметов или явлений могут иметь место различные иллюзии. При иллюзиях мы имеем дело с искаженным восприятием (видим предмет, но видим неправильно, слышим звук. но не можем верно определить откуда он и т.п.) Иллюзии следует отличать от галлюцинаций , при которых предмета нет, но нам кажется, что мы его воспринимаем (мираж в пустыне). Иллюзии широко используют в практике, особенно зрительные (для маскировки объектов, в моде, в дизайне, в кинематографе и т.д.) . Среди зрительных иллюзий выделяют : иллюзию стрелы, иллюзию железнодорожных путей, иллюзию веера, иллюзию пересечения, иллюзию концентрических окружностей, иллюзию контраста, иллюзию перенесения восприятия целого на части и др. (см. рис .5)

При восприятии предметов надо помнить, что различия в предметах воспринимаются легче, чем их сходство;

что предметы расположенные слева и вверху, воспринимаются легче, чем справа и внизу;

что одновременно человек может воспринимать не более 5-7 не связанных между собой предметов;

что однотипные предметы легче воспринимать, когда они сгруппированны;

воспринимая монотонные предметы, необходимо отвлекаться на 2-3 секунды (давать отдых глазам, ушам и т.д.).

Вопросы для самопроверки

Что называется восприятием?

Почему восприятие сложный психический процесс?

Какие особенности восприятий Вы знаете?

Какое практическое применение имеют иллюзии?

ПАМЯТЬ

ПАМЯТЬ сложный психический процесс, сопровождающий все другие процессы и заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении, того, что отложилось в сознании. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Виды памяти:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную (память на движения), эмоциональную, (память на чувства), образную (зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую. кожную), и словесно-логическую (память на мысли);

2) по характеру целей деятельности память делят на произвольную, непроизвольную ;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала - на кратковременную, долговременную и оперативную.

При запоминании возможно использовать ассоциации (механическое запоминание) и логику взаимосвязей между предметами или явлениями.

Ассоциации бывают:

а) по смежности (связь между рядом расположенными предметами или явлениями), например, запомнили, что рядом с клеткой тигра в зоопарке находится клетка рыси, или что за молнией следует раскат грома, Ф.И.О. и адрес человека.

б) по сходству (одно явление или предмет похожи на другое), например, анекдоты на одну тему, чужие дети напоминают своих и т.п.

в) по контрасту (полная несхожесть , например зима - лето, шторм - штиль )

При запоминании могут быть использованы и специальные мнемотические приемы. Например, цвета радуги мы запоминаем по фразе “каждый охотник желает знать, где сидят фазаны”, в которой каждое слово начинается с буквы цвета радуги, или дату рождения А.Герцена легко запомнить если связать ее с началом войны России с Наполеоном - 1812 г. и т.п..

На успешность запоминания влияет повторение, которое бывает:

сплошное, распределенное, активное, пассивное.

Ассоциации облегчают запоминание и последующее воспроизведение. т.к. вспоминаем мы тоже пользуясь ассоциациями. Надо .помнить, что чем больше органов чувств участвует в запоминании, тем оно прочнее.

Чем лучше человек запоминает материал, тем он дольше хранится и легче воспроизводится. От запоминания зависит и качество воспроизведения.

По скорости запоминания и забывания можно выделить следующие типы людей:

Скорость запоминания Скорость забывания

быстрая медленная

медленная медленная

медленная быстрая

быстрая быстрая

 

ри воспоминании может иметь место узнавание, которое подразумевает повторную встречу с объектом. Если человек вспоминает без повторной встречи с объектом , то это воспроизведение. Воспроизведение , как и запоминание, может быть непроизвольным и произвольным .

Сохранение материала зависит от степени его участия в деятельности личности. Мы легко запоминаем и храним то, что нам интересно, что нам нужно в жизни, что нам облегчает достижение каких-то целей, что часто встречается, что эмоционально окрашено. Забывание - это невозможность воспроизведения.

Человек запоминает, сохраняет и воспроизводит в своей памяти образы предметов и явлений, слова, идеи, мысли и суждения, эмоции и чувства. В связи с этим и сама память подразделяется на образную (зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную и т.п.), двигательную (память на движения), словесно-логическую (память на мысли, речь) и эмоциональную (на чувства и эмоции). Большинство людей имеют, так называемую, смешанную память, то есть используют все вышеперечисленные виды памяти в различных их сочетаниях.

Вопросы для самопроверки

Почему память сложный психический процесс?

Что является физиологической основой запоминания?

Какие виды запоминания Вы знаете?

Как происходит процесс воспроизведения?

Что означает понятие «хорошая память»?

§ 4ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение -это деятельность сознания, выражающаяся в создании образов таких объектов, которых мы раньше не воспринимали, которых не было в нашем опыте.

Нервно-физиологической основой воображения является оживление в мозгу временных связей и образование из них новых сочетаний.

Представления воображения отличаются от представлений памяти тем, что последние в нашем опыте были и мы их поэтому может представить себе, а представления воображения мы создаем сами без восприятия объекта в действительности. Создание образов воображения происходят на основе использования прошлого опыта (“Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка” - расшифровка этой фразы начинается с использования о пыта разбора грамматического строя предложения, так как это единственно от чего мы пытаемся оттолкнуться при попытке понять фразу); путем комбинирования или синтезирования прошлых образов ( русалка, кентавр, избушка на курьих ножках, Карлсон, литературные герои и т.п.); пропорционального преувеличения или преуменьшения объектов ( эльфы, гномы, Дюймовочка, богатыри, великаны); искаженное преувеличение или преуменьшение объектов или отдельных их деталей (карикатура, Циклоп, Гидра).

 

Виды воображения:

Воссоздающее(то что было в действительности или есть в действительности, но мы лично не видели, не воспринимали). Например, историческое прошлое или дно океана.

Творческое(выражается в создании в сознании образов новых объектов, которых не было в нашем опыте и которых еще нет в действительности, но которые могут появиться или стать запечетленными, могут быть перенесены на бумагу, киноленту, полотно, ландшафт и т.п. (Музыкальные произведения, будущие картины художников, литературные произведения, проекты новых машин, новых сооружений и т.п.)

К воображению относятся мечты (желаемое будущее, которое в отличие от творческого воображения своим предметом не обязательно может иметь что-то абсолютно новое. В мечтах человек может уходить в прошлое , вспоминать и хотеть, чтобы это повторилось.) игрезы (воображение без определенной направленности, нечетко фиксирующее объект, но положительно эмоционально окрашенное).

По степени активности различают воображение:

Непроизвольное, т.е. без заранее поставленной цели, например, сновидения, или бред - состояние возникающее при болезни, высокой температуре, отравлениях токсичными веществами и т.п..

Произвольное, т.е. волевое, требующее определенных усилийспециальной направленное, например, работа модельера по разработке фасонов будущего платья, или любой творческий проект.

Образы воображения могут возникать по внушению (представьте себе) и по вдохновению .

Деятельность воображения различается по широте, содержательности, силе и реальности и этим определяются индивидуальные различия в области воображения..

Воображение обогащает деятельность других психических процессов. Благодаря воображению наши восприятия становятся более полными и яркими, обогащают наши переживания, чувства.

Вопросы для самопроверки

Что такое воображение?

Как создаются образы воображения?

Какие виды воображения Вы знаете?

Можно ли развивать воображение?

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Образы предметов или явлений в данный момент нами не воспринимаемые, называются представлениями. Все с чем мы сталкиваемся в жизни запечетляется в нашем сознании и даже спустя большой промежуток времени вольно или невольно может вновь возникнуть в нашем сознании.

Различают представления памяти и представления воображения.

Представления памяти - это прдставления тех предметов, которые мы ранее воспринимали. ( Могу представить берег Черного моря в Крыму, так как я там отдыхал прошлым летом)

Представления воображения - это переработка образов прошлых, реальных восприятий и ощущений. ( Могу представить себе побережье Атлантического океана, так как возможно оно чем-то похоже на побережье Черного моря в Крыму. А еще я видел берег океана по телевизору, в кино, читал, смотрел передачи И.Кусто и т.п.)

Представления играют важную роль в жизни людей. Не только изучение памяти и воображения , но и изучение любой другой психической функции требует знания природы представлений.

Особенности представлений:

Представления прежде всего характеризуются наглядностью, это чувственно-наглядные образы того материального мира, который действовал когда- то на наши органы чувств.

Представления бывают значительно бледнее восприятий. Восприятия более четки и ярки.

Представления носят фрагментарный характер, они полны пробелов.

Представления очень неустойчивы и непостоянны.

Представления это обобщенные образы действительности.

 

Классифицируют представления также как и восприятия и ощущения. Различают зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, двигательные и т.д.

Люди очень сильно отличаются друг от друга по той роли, которую играют у них представления того или иного рода. Одни лучше запоминают, то, что записали, представляя затем в памяти записанное. Другие слышат произносимые когда-то слова, третьим легко представить вкусовые ощущения или обонятельные, люди двигательного типа проговаривают текст про себя, чтобы лучше запомнить и т.д.

Возможность свободно оперировать различными представлениями имеет большое практическое значение. Это необходимо в учении, а любой деятельности.

Вопросы для самопроверки

Что такое представления?

Какие бывают представления?

Чем представления памяти отличаются от представлений восприятий?

Чем представления памяти отличаются от представлений воображения?

ВНИМАНИЕ

Внимание сложный психический процесс, который отдельно от других процессов не существует. Оно сопровождает все другие психические процессы и поэтому имеет “сквозной” характер.

Внимание есть направленность сознания на определенные предметы и явления, связанные с интересами человека, его деятельностью. Внимательность - качество личности, обеспечивающее успех в деятельности, в познании.

Физиологической основой внимания является возникновение в коре головного мозга “очага оптимальной возбудимости” (И.Павлов).. По закону отрицательной индукции очаг оптимальной возбудимости вызывает торможение в других участках коры головного мозга. Раздражения, падающие на заторможенные участки, не вызывают отчетливых образов, восприятий, представлений, что и позволяет фокусировать сознание на главном воспринимаемом объекте или явлении. Так как на нервную систему могут действовать одновременно много раздражителей, то в коре головного мозга возможно возникновение нескольких очагов, между которыми возникает “борьба”. Очаг, который побеждает в этой борьбе становится господствующим и называется доминантой (А.Ухтомский)

Определить внимателен ли человек можно по его внешнему виду, так как внимание проявляется в особых приспособительных изменениях организма ( особая поза, особый взгляд, изменение дыхания, сердцебиения, окраски кожи и т.п.).

ВИДЫ ВНИМАНИЯ:

По активности:

непроизвольное (реакция на сильные яркие раздражители)

произвольное (со специальной целью)

По направленности: внешнее (объекты внимания вне человека)

внутреннее (мысли, чувства, переживания)

КАЧЕСТВА ВНИМАНИЯ :

Внимание каждого человека характеризуется рядом качеств: объемом, устойчивочтью, переключаемостью, распределяемостью, колебанием и др.

Объем внимания определяется максимальным количеством объектов, которое человек может воспринять в единицу времени в связи с какой-нибудь задачей. Он может быть узким и ши роким.

Распределяемость – это способность рассредоточить внимание на нескольких объектах и воспринимать их в равной степени эффективно. Противоположным качеством распределяемости является концентрация внимания, когда человек в деятельности способен сосредотачиваться на главном с одновременным отвлечением от второстепенного. Так работа водителя автобуса требует распределенного внимания, а работа микробиолога – концентрированного.

Устойчивость – это умение длительное время задерживать внимание на избранном объекте. Оно зависит от осознания ответственности за деятельность, чувства долга, понимания смысла. Интереса, волевых качеств личности.

Колебание внимания – это качество, противоположное устойчивости.

Переключаемость внимания – это способность внимания переходить с определенной быстротой с одного объекта на другой, не утрачивая при этом эффективного восприятия каждого. Переключаемость различают легкую и трудную.

Самое слабое внимание называется рассеяностью. Борьба с рассеяностью это борьба за сильное внимание. Чтобы внимание было сильным надо знать от чего зависит внимание и что влияет на его качество. Прежде всего это: состояние здоровья и нервной системы человека; обстановка в которой работает или занимается человек (шумно или нет, душно или нет, жарко или холодно, чисто или грязно и т.п.); какие чувства и переживания обуревают человека в данный момент (горе, радость. влюбленность и т.п.); интерес к объекту внимания; волевые усилия человека (Хочу! Буду! Надо!);выработанные положительные привычки (динамический стереотип); установка на внимание (Будьте внимательны! Обратите внимание!). В каждом конкретном случае рассеянности человека необходимо выяснение причин невнимательности, так как у различных людей они могут быть различны.

От обычной рассеянности следует отличать «профессорскую рассеянность», когда человек сосредоточен на своих внутренних мыслях и поэтому не реагирует на внешние раздражители или реагирует неадекватно, что часто бывает с учеными.

Внимание можно и нужно развивать. Помогает в этом формирование у личности волевых качеств, способности к волевым усилиям.

Вопросы для самопроверки.

Что такое внимание?

Объясните физиологический механизм внимания.

Какие виды внимания Вы знаете?

Что такое рассеянность и как с ней бороться?

§ 7 МЫШЛЕНИЕ

Мышление - высшая форма умственной деятельности человека. С помощью мышления человек не только познает действительность, устанавливает правильность и точность своих восприятий, но и познает существенные связи и отношения между предметами и явлениями, выводит законы природы и общества. Мышление позволяет человеку не только приспосабливаться к окружающему его миру, но и изменять, преобразовывать его, действовать в нем целенаправленно, разумно.

Процесс мышления это процесс оперативный. Основными мыслительными операциями являются: сравнение, анализ и синтез, отвлечение (абстрагирование) и обобщение, конкретизация, классификация и систематизация. На их основе создаются суждения, образуются понятия.

Сравнение - сопоставление представляемых или мыслимых предметов. Например, сопоставляя, сравнивая размеры или вес двух предметов, мы приходим к выводу, что один больше или тяжелее другого или, что они равны.

Анализ и синтез - расчленение объектов на составляющие части или соединение из составляющих объект частей целое. Например, в химии, мы можем из воды получить кислород и водород, но точно также из отдельных химических элементов можем получить новое вещество.

Отвлечение (абстрагирование) - умственное отделение какого-либо признака от одного или нескольких объектов. Например, стоимость, искусство, движение, скромность. Это понятия, полученные путем абстрагирования.

Обобщение - нахождение сходных признаков у ряда предметов и соединение их на этой основе в одну группу. Например, рыжики, лисички, грузди - грибы. Яблоки, груши, сливы - фрукты.

Конкретизация - раскрытие общего через менее общее, единичное. Например, люди - общее понятие , а если мы хотим конкретизироваться мы уточняем о каких конкретно людях идет речь в определенном случае , например, о жителях Беларуси, или города Минска, или какого-то конкретного предприятия.

Классификация - распределение множества предметов по группам . Например, учащиеся в классном журнале или абоненты в телефонном справочнике классифицируются по алфавиту.

Систематизация - расположение отдельных фактов, предметов, мыслей, явлений в пространственном, временном или логическом порядке. Например, в букваре для малышей материал для чтения расположен от легкого ( чтения по слогам) к более трудному (к чтению предложений).

Мысли человека оформляются в виде суждений. Иметь суждения - значит что-либо утверждать или отрицать. Суждения могут быть единичными ( Минск - столица Беларуси), общими ( Все военные принимают присягу) , частными ( Некоторые девушки не употребляют косметику), истинными ( Если у человека высокая температура. значит он заболел), ложными ( сыроежки не съедобные грибы), предположительными ( Может быть нам скоро дадут новую квартиру). На основе нескольких суждений возможно выведение новых суждений. Личность делает выводы, мыслить оперируя суждениями. Различают умозаключения индуктивные ( из нескольких единичных выводится новое), дедуктивные ( идут от общего суждения к частному) и умозаключения по аналогии ( от частного идут к частному).

Например, индуктивное - Железо проводит электричество.

Медь проводит электричество.

Вольфрам проводит электричество.

Вывод: Все металлы проводят электричество.

 

Дедуктивное - Все металы проводят электричество.

Медь проводит электричество.

Вывод: Медь - метал.

По аналогии- Если все дети любят сладкое,

а Оля ребенок,

Вывод: то возможно и она любит сладкое

 

Если мы имеем о каком-то предмете несколько суждений, это означает, что мы имеем ПОНЯТИЕ об этом предмете. Понятия связаны со словом. Все они обозначаются словами.

Виды мышления: произвольное непроизвольное

конкретное абстрактное

теоретическое практическое

творческое понимание

Качества мышления: содержательность (богатство ума), глубина и широта мышления ( способность проявлять знания в разных областях и их объем, например у писателей фантастов Жюль Верна, А.Беляева и др.),узость мышления ( только по своей специальности), самостоятельность (сам ставит новые задачи), инициативность (сам ищет пути решения поставленных задач), гибкость (умение уходить от шаблонов, по-новому смотреть на вещи), критичность (способность проверять и оценивать свои и чужие мысли и действия), скорость мышления (оценивается временем, которое уходит на поиск ответов на поставленный вопрос, задачу) и др. качества.

Мышление необходимо развивать с самого раннего возраста .Деятельность мышления вызывается и стимулируется познавательными и практическими потребностями человека, его стремлениями к расширению и углублению своих знаний об окружающем мире и жизни. Развитие любознательности, наблюдательности, речи, с помощью которой идет обмен мыслями между людьми, знаний - путь каждого человека к продуктивному мышлению.

Вопросы для самопроверки

Какие функции выполняет мышление?

Какие операции мышления Вы знаете?

Что такое умозаключения?

Какие качества мышления Вы можете назвать?

Глава 3

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.