Сделай Сам Свою Работу на 5

ФАКУЛЬТАТИВЫ КАК ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ УЧЕНИКОВ С ИСКУССТВОМ





Школа, как и все наше общество заметно меняется. И не по­тому что найдены решительные факторы перестройки школы. Реформа народного образования пока остается проблемой нере­шенной. Но психологический, духовный климат в школе изме­нился существенно. Учителя в меньшей степени обуреваемы страхом перед администрацией и инспектором, учителя сегодня озабочены не формальными показателями работы, а ее сутью и ищут подлинных контактов с учениками, стремятся к реальному влиянию на их духовный мир. Да и ученики изменились. Ушли в прошлое времена казарменной дисциплины, когда учитель ве­щал, а ученики послушно повторяли его слова и статьи учебни­ка. И все меньше становится на уроках равнодушных лиц, пус­тых глаз, фальшиво-патетических фраз. Общество освобождает­ся от эпохи застоя, и школа проснулась. Горячие споры, стрем­ление аргументированно защитить свою позицию, не только са­мовыражение, а поиск истины становятся примером современных уроков литературы. Общение учителя и ученика обретает формы естественного разговора, а не заданного мертвым планом сообщения. И, поддерживая эту тенденцию искренности, открытости, гласности, нам полезно присмотреться к опыту форм внеклассной работы, где свобода общения всегда была временным условием успеха.



Факультативные занятия, как правило, ведутся в старших классах. Однако средние классы могли бы успешно заниматься в факультативе по литературному краеведению. Ситуация поиска очень увлекает детей этого возраста. Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении обнаружить высо­кую культурную традицию. Культура начинается с памяти. Че­ловек, чувствующий слои прошлых времен, которые его окружа­ют повседневно, не может себя вести, как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколении в непосредственной, конкретной, наглядной форме. Однако программа факультатива по литературе в средних классах может быть шире, чем краеведение, связанное с одним конкретным местом, где живут школьники.

Для школьников V - VII классов доступен и интересен фа­культатив, который условно можно назвать «Воображаемые путешествия». Сюжет путешествия увлекателен для школьни­ков этого возраста. Вне сюжета они часто не могут остановить свое внимание на художественном смысле произведений искусства. Кроме того, жанр путешествия позволяет включить в факультатив произведения разных видов искусства. В этих занятиях более значительное место может быть уделено архитектуре. В воображаемые путешествия войдет и природа. Так, например, заочное путешествие «Полуденные волны» позво­ляет проследить странствия Пушкина по Югу, увидеть карти­ны русских художников, воспроизводящих эти места (Кавказ, Крым Одесса, Молдавия), познакомиться с отрывками из опер Моцарта и Россини, которые так пленили Пушкина в Одессе, послушать стихотворения Пушкина и романсы («Фонтану Бахчисарайского дворца», «Нереида» и др.), уви­деть отрывки из опер и балетов, возникших по мотивам пуш­кинских произведений.



Программа такого факультатива должна быть тесно связана с уроками литературы, но не повторять их.

• Поле Бородина (перед изучением стихотворений Лер­монтова)

• «Волшебница-зима» в лирике русских поэтов

• Весна и осень в поэзии С Есенина

• Лес в изображении русских художников

• Дворянская усадьба (в связи с изучением «Дубровского»)

• Запорожская Сечь (в связи с изучением «Тараса Бульбы»)

• Летний день в средней полосе России (в связи с изучением «Бежина луга» Тургенева).

• Море в изображении русских художников, поэтов, компо­зиторов.

• С Пушкиным по следам Пугачева.

• Лермонтовский Кавказ.

• Александрийский театр 19 апреля 1836 года (первое пред­ставление «Ревизора» Гоголя).



• Провинциальный город в изображении русских художников.

• Чеховский Таганрог.

• Горький в Нижнем Новгороде.

• Старинные здания нашего города.

Занятия такого факультатива не должны быть слишком час­ты, может быть раз в месяц, но подготовительная работа к каж­дому занятию должна быть еженедельной и протекать в формах индивидуальных бесед учителя с учениками.

Воображаемые путешествия помогут обострить восприятие реальных вещей, обогатить литературным опытом. Во вне­урочное время мы предлагаем учащимся выбрать из многочис­ленных фото- и художественных репродукций картины, близ­кие по настроению к пейзажным зарисовкам зимней лирики. В другой заочной экскурсии мы ищем те картины природы, которые помогли родиться стихотворению («Весна и осень в поэзии С.Есенина»).

Реальные впечатления, которые легли в основу произведения, могут обогатить сознание учащихся, придать литературному про­изведению неопровержимость достоверности.

Факультативы должны не только наследовать изучаемое в классе на уроках, но и опережать их, подготавливать впечатле­ния, необходимые для программного изучения темы. Так созда­ется установка на изучение темы, вызывается ожидание ее в классе.

Другой факультатив для школьников VI — VII классов «Вы­разительное чтение и рассказывание» ставит перед учениками новые задачи.

Литературное образование школьников должно сказаться и в расширении их знаний, и в культуре чувств, и в углублении эс­тетической мысли. Вместе с тем сдвиги в развитии школьников должны сказаться в реальной эстетической деятельности, важными видами которой в VII — VIII классах являются выразительное чтение и рассказывание.

Выразительное чтение и рассказывание связаны с оценкой ак­терской интерпретации художественного текста, поэтому, в VII классе делая акцент на выразительном чтении и рассказывании по жизненным и литературным наблюдениям, в VIII классе мож­но усложнить работу, сопрягая выразительное чтение и расска­зывание с другими видами искусства (музыка, театр, изобрази­тельное искусство). Подготовительная работа такого типа идет на факультативе и в VII классе. В VIII же классе она получает законченное выражение в форме рассказа о картине и художни­ке, ее создавшем, сочинения по впечатлениям о музыкальном произведении.

В результате проведения такого факультатива у учеников формируются качества, помогающие изучению литературы на уроках и способствующие общению с искусством вне рамок школы:

• Умение уловить основную эмоциональную тональность ху­дожественного текста и динамику авторских чувств.

• Умение оправдать содержанием литературного произведе­ния смену эмоциональных мотивов в чтении.

• Умение «видеть» читаемое в воображении, представлять се­бе образы текста.

• Умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности.

• Умение правильно читать художественный текст (отчет­ливость произнесения слов, логические ударения, паузы, темп речи, соблюдение интонаций, зафиксированных пунктуацией и т.д.).

• Умение соотнести характер чтения со стилем писателя

• Умение оценить и мотивированно высказать суждение о чтении товарища.

• Умение выявить интерпретацию художественного текста, за интонацией услышать и понять концепцию прочитанного.

• Умение выделять особенности речи при чтении эпоса и драмы.

• Умение услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи.

• Умение по содержанию и интонационному строю, «музыке речи» услышать, кому из персонажей произведения, какому пи­сателю она принадлежит.

• Умение соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

«Литература и живопись»

• «Любите живопись, поэты» (о соотношении словесного и изобразительного искусства)

• «Слово о полку Игореве» и памятники русской живописи и зодчества

• Ода и классицистический портрет (XVIII век)

• Русские романтики (1810 - 30-е годы в живописи и ли­тературе)

• Портреты Пушкина

• Пушкин об изобразительном искусстве

• Иллюстраторы Пушкина

• Лермонтов-художник

• Гоголь и русские художники

• Гоголь и Федотов

• А. Н. Островский и живопись передвижников Русская жизнь в пьесах Островского и живописи передвижников

• Л. Н. Толстой и русские художники (Крамской, Ге, Репин)

• Чехов и Левитан

• Блок и Врубель

• Маяковский и живопись

На этих факультативах связи литературы с живописью, музыкой, театром прослеживаются во временном соотноше­нии. Такое построение важно для воспитания историзма мыш­ления учеников. Каждый факультатив полезно начинать с лекции общего, эстетического порядка. В ней должны быть подчеркнуты связи и противостояния искусств, возможности и пределы каждого из них. Здесь нужно использовать класси­ков мировой эстетической мысли. Говоря о границах живопи­си и поэзии, познакомить учащихся с «Лаокооном» Лессинга. Сравнивая возможности литературы и театра, дать представ­ление об «Искусстве поэзии» Аристотеля и «Гамбургской дра­матургии» Лессинга.

В дальнейшем развороте каждого факультатива также необ­ходимо показывать, как возникают притяжения между художни­ком и писателем, музыкантом и поэтом, драматургом и актером. Но при этом еще важнее не стереть границ их своеобразия, не представить эти связи как уподобление. Подлинное эстетическое воспитание предполагает и умение видеть общее в явлениях искусства, и острое ощущение неповторимости каждого художни­ка, каждого произведения.

Факультативные занятия по литературе могут способство­вать перенесению опыта классных анализов на произведения круга внеклассного чтения. Вместе с тем характер факультативных занятий требует иных средств анализа, нежели лите­ратурный разбор в условиях урока большая широта и вариативность материала, меньшая детализация анализа, свобода проявления индивидуальных склонностей учащихся в выборе материала и форм занятий, простор для самостоятельной работы учеников и т. д. Подчеркивая эти отличительные от урока свойства факультативных занятий, мы должны в то же время отметить, что факультатив не является вариантом лите­ратурного кружка. Кружок более свободен в своей программе, чем факультатив. Кружок живет тем, что сегодня взволно­вало учеников, о чем они хотят говорить или спорить. Новая повесть в журнале, только что просмотренный фильм обсуждение театральной премьеры, новый сборник стихов попытка описать впечатления от экскурсии в форме очерка - вот со­держание занятий кружка. Факультатив не может его заме­нить, ибо не рассчитан на такую моментальную реактивность. У факультатива есть программа, которая в целом отвечает ин­тересам возраста учеников и нуждам времени. Но проблема, избранная для факультатива, предполагает более планомер­ное изучение материала. Это система занятий увлекательных, живых, творческих, но требующих не только обмена впечат­лениями, которые достаточны для беседы в кружке, но и уг­лубленных изучений.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

В чем отличие факультатива от занятий кружка?

Каково своеобразие тематики и форм факультативных за­нятий в средних и старших классах?

Составьте программу факультатива по литературному крае­ведению в вашем регионе.

Разработайте одно из занятий факультатива, программа ко­торого предложена в главе.

Литература

Воловникова Г.М. Современные задачи развития факульта­тивных занятий по литературе в 8 классе. М., 1980.

Качурин М.Г., Мотольская Д. К. Методика факуль­татива по литературе в 8 классе. М., 1980.

Янко М. Д. Факультативный курс по литературе родного края // Литература в школе. 1972. № 3.

Доманский В. А. Факультативные занятия по русской литерату­ре в 11 классе. Киев, 1990.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.