Сделай Сам Свою Работу на 5

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ





Цели уроков и внеурочных занятий по литературе общие — расширить литературное образование, углубить читательскую культуру учеников, развить их творческие способности и эсте­тический вкус, укрепить их гражданские и нравственные пози­ции. Цели одни, а способы их достижения — разные. Они опре­деляются самой спецификой внеклассных занятий.

Главный их принцип — добровольность. Это открывает про­стор избирательности интересов и ученика, и учителя. Само­стоятельность, самодеятельность в выборе содержания и форм работы вызывают творческую активность школьников, рождают большой интерес к искусству.

Во внеклассной работе значительно ярче выявляется личность воспитанника, возможность для индивидуализации его выбора, самовыражения. В. А. Сухомлинский не раз говорил о том, что успех, радость победы являются для учащегося толчком к осу­ществлению «второй программы умственного труда» — так Сухо­млинский называл самообразование. Он видел задачу школы в пробуждении духовной жизни, чувства прекрасного, чтобы «каждый шаг к знаниям был гордым взлетом птицы, а не уста­лой ходьбой обессилевшего путника, изнемогающего под непо­сильной ношей за спиной». Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1972, с. 66.



Внеклассная работа открывает пе­ред учениками эту радость побед, они учатся раскованнее, сво­боднее, охотно обращаются к дополнительной литературе по предмету, приобретают вкус к самостоятельной работе с книгой. А плодотворность уроков литературы, в свою очередь, в значи­тельной степени определяется повышенным интересом учащихся к искусству.

Внеклассная работа по литературе — это сложная, многооб­разная система. Она складывается из работы повседневной (ру­ководство внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии, походы и др.), цик­лической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.). Она может быть индивидуальной, групповой и массовой.

Уроки и внеклассная работа связаны между собой. Внеклас­сная работа является продолжением уроков, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся.

Уроки дают возможность все время опираться на багаж самостоятельного чтения учеников; учитывать знания, приобре­тенные в учебном процессе; проводить сообщения, доклады по внеклассному чтению, пересказы.



В методических рекомендациях к планированию уроков литературы разработана система внеклассной работы, способ­ствующая углубленному знакомству школьников с жизнью и творчеством изучаемого писателя. Эти рекомендации помогают преподавателям практически всех учащихся охватить разными видами внеклассной деятельности, учитывая склонности и уме­ния каждого. Одни задания дают пищу для самостоятельных открытий (создание альбомов, выставок, подготовка конферен­ции, сбор материала для музея и др.). Другие вводят в художе­ственное творчество (конкурсы чтецов, иллюстраторов, инсце­нировки, вечера и др.). Вариативность рекомендаций дает учи­телю возможность отбора, помогает ему создать целостную систему внеклассной работы, а за годы обучения провести уча­щихся через разные формы эстетической деятельности.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

В основе всех видов внеклассной работы по литературе ле­жит самостоятельное чтение школьников. Особую важность приобретают вопросы руководства внеклассным чтением в наше время, когда на первый план выдвигается задача воспитания гармонической, духовно богатой личности.

У книги появились весьма могучие соперники — кино и теле­видение. Их всевластие становится подчас опасным, так как для неподготовленного зрителя они создают иллюзию познания даже при полной пассивности восприятия. Чтение не случайно называют и трудом и творчеством. Как ни одна иная форма общения с искусством, оно требует от читателя напряженной работы мысли и способности к сопереживанию.



Для успешного руководства домашним чтением учителю необходимо знать читательские интересы своих учеников. Суще­ствуют объективные возрастные законы направленности инте­ресов. Однако читательские интересы учеников зависят не толь­ко от возрастных особенностей. Восприятие литературы всегда носит личностный характер. Хорошую возможность увидеть и уровень начитанности всего класса, и лицо каждого ученика дают сочинения типа «Есть ли у тебя любимая книга? Почему она понравилась больше других?», «Можешь ли ты назвать кни­гу, которая тебе нравится больше других?». Эти темы побужда­ют к обоснованию своего вкуса. Из сочинений «Книга в моей жизни», «Какие книги я читаю», «Моя библиотека» учитель мо­жет составить впечатление о читательской биографии ученика.

В старших классах широко используется анкетный опрос. Он привлекает краткостью, насыщенностью информацией, воз­можностью перепроверки некоторых суждений, охватом широ­кого круга вопросов. Анкетирование можно провести для общего знакомства с учениками как читателями, для выяснения их отно­шения к отдельному писателю, книге, героям.

Вот вопросы, которые можно предложить девятиклассникам:

1. Какие книги ты больше всего любишь?

2. Что прочитано за последнее время?

3. Какая из прочитанных за последнее время книг произве­ла на тебя наибольшее впечатление? Почему?

4. Какие журналы ты читаешь регулярно? Периодически?

5. Перечисли советских писателей и поэтов, которых ты боль­ше всего знаешь и любишь.

6. Кого из писателей-классиков ты читаешь не по програм­ме, а для себя?

7. Какие зарубежные писатели тебя интересуют?

8. Как часто ты бываешь в театре? Какой спектакль больше всего запомнился?

9. Как часто бываешь в кино? Какие картины произвели на тебя наибольшее впечатление?

10. Как часто смотришь телевизор? Какие передачи более всего любишь?

11. Любишь ли ты музыку? Серьезную или легкую? Где ты ее слушаешь? Кого из современных композиторов знаешь?

12. Интересуешься ли живописью? Кто из художников тебе особенно интересен?

Учитель должен быть готов к тому, что картина чтения окажется пестрой. Современные исследования свидетельствуют, что среди подростков и юношей есть определенный процент (10—14%) совсем не читающих самостоятельно, по личному побуждению. Есть и такие читатели (вплоть до X класса), кото­рые ищут в книге только развлекательность. Круг их чтения узок, а сами произведения, ими избираемые, невысоки по своим художественным достоинствам.

Работа по внеклассному чтению должна расширить круг чтения неопытных читателей, создать для всех ту систематиче­скую встречу с книгой, которая поможет им стать читателями грамотными и «талантливыми».

На основе изученных читательских интересов преподаватель составляет рекомендательный список. В него прежде всего вой­дут книги, связывающие классные и внеклассные занятия по литературе. Они определены программой. Учитель может рас­ширить, обновить круг рекомендуемых книг, учитывая при этом возможности восприятия данного возраста.

Но только чтением литературы в помощь программе ограни­читься нельзя. Без широты и свободы выбора не может быть нормального литературного развития учащихся. Поэтому в спи­сок должны войти произведения русской и зарубежной лите­ратуры, отвечающие интересам данного состава класса.

Существенную помощь в отборе произведений для внеклассного чтения окажут учителю журналы «Детская литература», «Литературное обозрение», «Литература в школе», ежегодники «Книга — детям» (московский Дом дет­ской книги). В этих ежегодниках помимо библиографии словесник найдет методические советы, разработки бесед о книгах и литературный календарь.

Непременное и обязательное условие — не рекомендовать книги малохудожественные, примитивные, неталантливые. В. Г. Белин­ский справедливо писал: «Читать дурно выбранные книги для них (для детей.— Ред.) и хуже и вреднее, чем ничего не читать».

Главное в пропаганде книги — слово учителя. Его рекомен­дация должна сделать книгу заманчивой, зримой. Можно вве­сти ребят в свои читательские раздумья, поделиться с ними своим впечатлением или рассказать о первой встрече с книгой, об авторе — человеке и писателе. Может быть, у книги интерес­ная судьба... Или она вызывает споры... И конечно, на занятиях должны прозвучать страницы этой книги — в чтении или худо­жественном пересказе, чтобы захотелось читать самому.

В старших классах аннотация будет носить более аналити­ческий и оценочный характер, само произведение должно рас­сматриваться как часть историко-литературного процесса. Но и для старшеклассников важным побудительным толчком к чте­нию является эмоциональная сторона встречи с книгой. В шко­ле у Сухомлинского существовали специальные комнаты («ком­ната мысли», «комната мечты»), где были сосредоточены шедев­ры русской и мировой литературы. Здесь сама обстановка соз­давала атмосферу приобщения к высокому и прекрасному.

В своей работе по пропаганде книги словесник не одинок. Он действует совместно со школьной библиотекой. Стенды «Что читать», витрины книжных новинок, книг, объединенных тема­тическим принципом, — эти и другие виды наглядности прибли­жают книгу к читателю. Библиотека может помочь в проведении библиотечных уроков, вооружающих школьников умением вы­брать книгу, пользуясь каталогом, справочниками, дать отзыв о прочитанном, вести читательский дневник.

Нужно использовать и влияние семьи на отношение школь­ника к книге. Сухомлинский начинал с родителей. Он убеждал их в необходимости личной библиотеки для детей, выступал на родительских собраниях с обзорами детской литературы, расска­зывал о книгах, которые следует прочесть их детям.

Особое место занимает воспитание интереса к поэзии. Вос­приятие поэтического образа — едва ли не труднейшая форма восприятия литературы. Наивный реализм многих юных чита­телей приводит к буквалистскому пониманию поэтических обра­зов. Научить чувствовать и понимать поэтический язык — значит подготовить к пониманию всех видов искусства, содействовать формированию образного, многокрасочного видения мира.

Руководство индивидуальным чтением — основа в воспита­нии вдумчивого читателя. Доверительная беседа с глазу на глаз о прочитанном оставляет большой след в духовном мире учени­ка. Беседа эта ни в коем случае не должна напоминать вопросно-ответную систему урока. Это разговор двух читателей. Только искренне поделившись со школьником своим впечатлением о книге, можно получить в ответ столь же искреннее признание.

Такие индивидуальные беседы особенно важны для детей с не­достаточно развитой речью.

Беседы требуют затраты времени. Ими не охватить всех без исключения учеников. Поэтому важное значение может приобре­сти такая форма индивидуальной связи с учеником, как его чи­тательский дневник. Рецензия учителя на отзыв о книге, корот­кая реплика-одобрение или реплика-возражение, беседа, если написанное спорно,— все это способствует укреплению той духов­ной связи между наставником и его питомцем, которая помогает формировать его убеждения и эстетические вкусы.

Активизации каждого читателя способствует его участие в разнообразных формах групповой и массовой работы. Более того, индивидуальная работа с читателем может успешно осу­ществляться только в атмосфере общей увлеченности искусст­вом, а значит, в тесной связи со всей системой внеклассной работы. Читательские конференции, диспуты, устные журналы, утренники, вечера не только вовлекают большое количество школьников в ряды активных читателей и пропагандистов кни­ги, но и воздействует на формирование читательских интересов всей массы учащихся.

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Читательские конференции по содержанию и форме близки к урокам внеклассного чтения. Но проводятся они во внеуроч­ное время и участие в них добровольное. Так что на обсужде­ние самостоятельно прочитанных книг приходят те, кто действи­тельно взволнован ими. Чаще всего конференция становится некоторым итогом знакомства с автором или темой.

В V—VII классах основным методом проведения конферен­ции является беседа. Принципы ее ведения те же, что на уроке. Только в еще большей степени они должны отвечать живому читательскому восприятию. Чтобы было интересно думать, гово­рить, дать свое толкование.

Пятиклассники одной из школ Минска читали книги Н. Печерского «Генка Пыжов — первый житель Братска», «Кешка и хитрый бог». На конференцию была вынесена еще одна по­весть — «Красный вагон». Ребята вдумывались в смысл ее на­звания. От первичного впечатления — «строители жили в ваго­не» — они в процессе беседы поднялись до обобщенно-поэтиче­ского осмысления: «Красный — это и мечта о дальних странах. Герои книги строили железную дорогу, но они прокладывали и путь в город своей мечты». Ребята размышляли над причи­нами поступков героев: «Что привело на стройку Генку? Луку? десятиклассников?», «Почему не видели они красоты там, где жили раньше?», «Нужно ли обязательно уезжать из родных мест, чтобы определить меру своих сил?» Отвечая на эти вопросы, они сравнивали героев этой повести и других книг авто­ра, вспоминали Малышка из книги Ликстанова, рассказывали о своих старших братьях... Не все понравилось читателям в повести. Сказали ребята о выдуманности эпизода о том, как на­шли сумку погибшего геолога («Сколько лет тетрадь лежала % сырости, под дождем, снегом, а буквы не расплылись!», «Не­ужели Глеб такой нелюбопытный? Нашел сумку, а что было в тетради, не прочел!»). Но в целом эта повесть и другие книги Печерского привлекли их тем, что они «о наших днях, о Сиби­ри, о комсомольцах».

Протокольную запись этой читательской конференции см. в кн.: Клецкая З. Н. Внеклассное чтение в эстетическом воспитании учащихся V— VI классов. Минск, 1969.

В старших классах предметом разговора на конференции бывает уже обычно не книга, а тема, объединяющая ряд произ­ведений: «Нравственные уроки, которые дают повести В. Быко­ва», «Доброта героев Б. Васильева», «Конфликт «Гасиловых» и «Столетовых» в современной советской литературе».

К конференции старшеклассников вопросы ставятся заранее. По основным из них готовятся доклады или сообщения. Они являются опорными в разворачивающейся далее беседе. Напри­мер, к последним повестям В. Быкова:

1. Что роднит героев В. Быкова?

2. Чем можно объяснить предательство Рыбака («Сотников»)?

3. Герои ли Мороз («Обелиск») и Ивановский («Дожить до рассвета»)? В чем сущность героизма?

4. Смысл заглавия повести «Волчья стая». Как этой книгой писатель защищает мир?

Читательские конференции, отвечая на потребность ребят высказать свои суждения о прочитанном, вместе с тем побуж­дают их к более вдумчивому чтению, Закрепляют умение участ­вовать в беседе, приучают выступать перед малознакомой ауди­торией (ведь на конференцию собираются ученики целой парал­лели). Читательские конференции подготавливают школьников к более сложной форме обсуждения — диспуту.

ДИСПУТ

Диспут проводится, как правило, в старших классах. В пору становления характера диспут необходим — это своеобразный смотр способности мыслить, отстаивать свои убеждения.

Умение спорить — совсем не простое, ему надо учить. Учить выслушивать чужое мнение, уважать его, побеждать в спорах не криком, не раздражением, а логикой и аргументами, уметь признать, если справедливы, доводы оппонента — все это поиски истины. «Убеждение, — писал В. Г. Белинский, — должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше».

Для спора избираются темы, действительно требующие раз­решения, чаще всего морально-этические, потому что вопросы идеала, героизма, добра и ненависти волнуют юношество: «Так ли опасна гасиловщина?» (по повести В. Липатова «И это все о нем»), «Добрый или добренький Егор Полушкин?» (по пове­сти Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»).

В диспуте, который ведет словесник, литература должна быть не поводом для разговора, а основой его, средством позна­ния человека и мира. Возможны и задания, нацеливающие на это:

— Мое слово в споре критиков о «Белом пароходе» Ч. Айт­матова.

— Узнаю ли я себя и мое поколение в молодом герое совре­менной литературы?

Тема далее разрабатывается учителем совместно с активом, намечаются узловые вопросы — их должно быть немного,— по­могающие разрешить поднятую проблему. Эти вопросы вывеши­ваются вместе с объявлением о диспуте не менее чем за неде­лю. Например, выдвинута для диспута тема «Что такое совре­менность в искусстве?». Вопросы к ней: 1) Все ли произведе­ния современного искусства современны? 2) Можно ли считать современным Л. Толстого и К. Паустовского? Рафаэля и Пи­кассо? Баха и Прокофьева? Да или нет? Почему? 3) Современ­ность и новаторство — это одно и то же? 4) Является ли совре­менность отличительным признаком истинного искусства?

Дискуссии по вопросам искусства важны потому, что на них поднимается целый комплекс нравственных, философских про­блем. Особая роль на диспуте принадлежит ведущему. Он дол­жен чутко реагировать на настроение аудитории: вовремя про­честь записку, ответить репликой, поднять энергию спора шут­кой и т. д. Поэтому лучше не передоверять ведение диспута ученикам. Ораторы и выступления заранее не намечаются. В противном случае диспут превратится в конференцию. «Ребят не приучайте к трафарету, к готовым формулам,— это у них «проскакивает» мимо ушей,— советовал учителям М. И. Кали­нин. — Если ты говоришь, то говори свое». Калинин М. И. О коммунистическом воспитании. М., 1958, с. 184.

Бывают в споре и «перехлесты». Но в том-то и состоит искусство ведущего, чтобы тактично повернуть аудиторию от заблуждений к истине.

...Диспут кончился — но он будет продолжаться: на уроках литературы, на страницах сочинений, на просмотре каждого но­вого фильма или спектакля. Ведь на нем были поставлены проблемы живые, и каждый день приносит подтверждение соб­ственной правоты или неправоты.

УТРЕННИКИ И ВЕЧЕРА

Эти праздники проводятся не часто — 2—3 раза в году. Обычно они вызваны юбилеем писателя или особым интересом ребят к его творчеству и являются своеобразным итогом дли­тельной работы — классной и внеурочной. Готовятся все клас­сы, учителя литературы, рисования, пения, труда, классные руководители — словом, вся школа. Общее руководство, как пра­вило, берет на себя словесник.

Так, готовясь к вечеру Маршака, ученики одной восьми­летней школы читали любимого поэта. Для каждого возраста нашелся «свой» Маршак — от первоклассников, совершавших «Веселое путешествие от А до Я», до восьмиклассников, которые зачитывались сонетами Шекспира. Круг чтения для каждого класса наметили учителя литературы.

Ученики VII—VIII классов участвовали в конкурсе сочине­ний. Среди многих тем были и такие: «Смешное в творчестве Маршака», «Сказка Маршака», «Маршак в редакции «Чижа» и «Ежа», «Статьи Маршака о Пушкине, Гоголе».

Конкурс на лучший рисунок прошел с таким успехом, что в школе открылась «Маршаковская галерея». Каждый класс готовил инсценировки: «Знаки препинания», «Мистер Твистер», «Кот и лодыри» и др. Шестиклассники сами изготовили куклы и поставили «Теремок» как кукольный спектакль. Строгое жюри лучшие номера отобрало для заключительного праздника.

И вот он наступил. В зале — большой портрет Маршака. Повсюду цветы. Звучит музыка. «Почтальоны» с большими сумками ведут классы, вручая на каждой «станции» конверт, в котором вопрос-загадка по стихам Маршака. Они же принимают письма-отгадки; жюри в конце вечера подводит итоги.

Все, кто пришел на праздник, сделали себе карнавальные костюмы, оделись героями Маршака. Так что и зрители, и уча­стники концерта — победители конкурсов — одинаково потруди­лись к своему вечеру. На грамотах-наградах, которые были сде­ланы в школе, стихи Маршака:

Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего, А все хорошее, друзья, Дается нам недешево!

«Недешево» доставшееся открытие Маршака окупилось воз­росшим интересом к его книгам.

См. статью В. Н. Довжиковой «Открываем Маршака» («Литература в школе», 1967, № 6).

Подготовка к вечеру в старших классах включает те же моменты: чтение, конкурсы, выставки и др. Важно наметить единый принцип отбора материала: творческий путь писателя («Пушкин — начало всех начал»), этап его жизни и творчества (Пушкин в Михайловском); писатель в его связях с другими писателями (Пушкин и поэты-современники), творчество писа­теля и другие виды искусства (Пушкин и музыка) и др. Отобран материал. Это могут быть факты биографии, творческого поис­ка, документы, письма, воспоминания, художественные произве­дения писателя и т. д. Далее важно организовать материал в со­ответствии с идеей вечера. Например, один и тот же материал к вечеру «Пушкин в Михайловском» может быть осмыслен как трагедия гонимого поэта; как победа реализма и народности в творчестве Пушкина; как сила оптимизма, торжество разума, солнечность поэзии Пушкина.

Вечер старшеклассников обычно состоит из доклада и спе­циально подготовленной программы — концерта или литмонта­жа, связанных по содержанию с основными тезисами доклада. В перерыве между отделениями можно провести викторину, литературные игры.

В журнале «Литература в школе» регулярно печатаются материалы к литературным вечерам. Например, к юбилею А. Н. Островского — 1973, № 1; литературно-музыкальные композиции о Пушкине для учащихся IV— VI и VII—X классов — 1974, № 2; вечер в честь Дня Победы «Ради жизни на земле» — 1975, № 1.

В последние годы все чаще литературные вечера вырастают в театрализованное действо, в основе которого — специально написанная композиция. Ее особенность — соединение в один поэтический образ различных текстов — художественного, доку­ментального, публицистического. Монтаж композиции — вид ли­тературного творчества. Авторы — ученики и учитель как полно­правный член авторского коллектива — должны не только собрать материал, но и обдумать его расположение, потому что звучание каждого текста в композиции определяется не только его содержанием, но и тем, как он сочетается, перекликается с окружающим. См., например, композицию Юрия Карякина «Лицей, который не кон­чается» («Юность», 1974, № 6).

Утренники и вечера вовлекают в подготовку и проведение большие группы учащихся. Готовясь к вечеру, они самостоятель­но открывают для себя писателя, его творчество, его эстетиче­ские и нравственные позиции. А только познанное самостоятель­но по-настоящему переходит в убеждение и характер.

Не следует забывать и о зрителях: для многих такие вечера становятся началом их серьезного чтения.

Таким образом, только широкий круг форм и методов вне­классной работы может обеспечить ее действенность. От знания читательского опыта и интересов каждого ученика — к массовой работе — и снова к каждому отдельному ученику, чтобы увидеть его духовный рост, вовлечь в посильное и интересное занятие.

В этой работе складывается свой актив, проявляющий повы­шенный интерес к литературе. Именно ребята, сознательно стре­мящиеся углубить свои знания, становятся основой, костяком литературных кружков, объединений, клубов.

КРУЖКИ

Кружок охватывает обычно небольшую группу учащихся, 15—20 человек, близких по возрасту, чаще всего одной парал­лели или даже одного класса. Кружки могут быть читательские, литературно-творческие с их разновидностями — переводческие, юных журналистов; кружки художественного слова, драмати­ческие, в том числе и литературный театр; историко-литератур­ные, фольклорные, кружки, занимающиеся изучением творче­ства писателя, одной темы; кружки смежных искусств — кино, живописи, музыки — в их соотношении с литературой и др.

Программу занятий кружка учитель, как правило, создает сам, и это требует от него определенной эрудиции, компетентно­сти. В методической литературе и периодике отражен большой опыт работы кружков. Но рассчитывать на готовые, застывшие планы нельзя. Ведь необходимо, чтобы темы занятий отражали животрепещущие общественные и эстетические вопросы. Про­грамма должна также соответствовать задачам коллектива сво­ей школы. Наконец, руководителю нужно учесть уровень эсте­тического развития своих кружковцев, их духовные запросы. Читательские кружки обычно создают для учащихся IV—VI классов. «Друзья книги» — так они себя называют — работают в тесном контакте со школьной (или сельской, районной) биб­лиотекой. На своих заседаниях они знакомятся с произведения­ми, не изучаемыми в классе, читают и обсуждают книжные но­винки. Большое место в кружках этого типа занимает вырази­тельное чтение и обучение ему, ведь чаще всего у ребят этого возраста техника чтения еще недостаточна, и это мешает пости­жению произведения.

Чтение вслух — это толчок к разговору. Узкий круг присут­ствующих, доверительная обстановка помогают говорить прямо, смело, открыто, не боясь неумело высказанной мысли, настраи­вают на коллективное осмысливание прочитанного.

На занятиях читательского кружка обязательны игровые моменты, иначе дети устанут, их эмоциональное напряжение упадет. Можно использовать викторины, литературные игры, в в том числе и те, которые требуют подвижности. Дух соревнова­ния, радостное возбуждение игры усиливает общую увлеченность. «Друзья книги» становятся первыми помощниками учителя в пропаганде внеклассного чтения, они оформляют рекоменда­тельные списки, выставки книжных новинок, активнее всех на читательских конференциях. Их печатным органом становится бюллетень «Голос читателя» или коллективный читательский дневник, в который вписываются лучшие рецензии, самые инте­ресные выступления на обсуждениях.

Кружки, на которых школьники углубленно изучают твор­чество одного писателя (Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Гайдара и др.), чаще всего возникают в местах, связанных с жизнью и творчеством этого писателя.

Кружок этого типа организуется и для учащихся V—VII классов, и для старшеклассников. В зависимости от возрастных возможностей он ставит перед собой посильные исследователь­ские задачи и вводит своих членов в мир писателя.

Программа кружка обычно широкая: чтение доступных для возраста книг писателя; знакомство с литературой биографи­ческого жанра, с воспоминаниями о писателе, с его эпистоляр­ным наследством, с иллюстрациями к его произведениям; посе­щение памятных мест, связанных с его жизнью и творчеством, установление связи с музеями, выполнение их заданий; прове­дение вечеров, праздников, создание выставок, школьных музеев и др. По форме занятия учащихся V—VII классов похожи на работу читательского кружка.

У старшеклассников занятия ближе к семинарским. Напри­мер, в лермонтовском кружке могут быть заслушаны такие до­клады: «Лирические дневники Лермонтова», «Узник» Пушкина и Лермонтова», «Печорин в «Княгине Лиговской» и «Герое на­шего времени», «Лермонтов и Гоголь о Родине», «Родина» Лер­монтова и Некрасова», «Природа Кавказа в поэзии, прозе и жи­вописи Лермонтова», «Окрестности Пятигорска в описании Лер­монтова» (тема особенно интересна для местных школьников), «Лермонтов в иллюстрациях», «Демон» Лермонтова и Врубеля», «Лермонтов в музыке», «Печорин в романе или киноспектакле».

Кружок старшеклассников, однако, не может и не должен копировать вузовский семинар. Помимо обсуждения сообщений на каждом занятии необходимо дать пищу сердцу, эстетическо­му переживанию учащихся. Поэтому выразительное чтение, прослушивание грамзаписей, просмотр диафильмов, творческие задания, дающие простор воссоздающему воображению ребят, становятся обязательным компонентом занятия. Многое для та­кой творческой работы дают стихи советских поэтов, в которых писатель, зачастую отделенный от нас временем, увиден и по­чувствован нашим современником.

Творческим отчетом кружковцев могут быть литературные стенные газеты, альманахи, куда войдут лучшие доклады, сочи­нения, сценарии вечеров, утренников, викторины, составленные в кружке, страницы дневников с описанием памятных мест и др.

Литературно-творческие кружки призваны ввести учеников, опираясь на их стремление к собственному творчеству, в мир большой литературы. См. об этом: Зепалова Т. С. Можно ли научить детей писать сти­хи? // Литература в школе. 1977. № 2.

Ребята, много читающие, усваивают форму эмпирически. Сначала чувствуют ее более чем сознают. И толь­ко тогда, когда уже возникает это чувство формы, можно вво­дить теоретические понятия. Как объяснение, а не как рецепт и свод упражнений.

Каков критерий оценки детского произведения? Как и в про­фессиональном искусстве, в работе учащихся должна проявиться их индивидуальность. Руководителю необходимо дать возмож­ность юному автору «воспеть своим голосом», помогая ему в поисках слова, образа.

Подлинным образцом тактичного, бережного, талантливого руководства детским творчеством могут служить ответы С. Я. Маршака своим юным корреспондентам. В письмах под­черкнуто прежде всего то, что удалось школьникам: одному — «умение наблюдать, зорко смотреть и рассказывать об этом ко­ротко, точно и просто»; другой — то, что в строчках об осени она не повторяет того, «что всегда пишется о временах года»; третьей — о ее искренности, стремлении «искать в глубине души верные слова». Часто рекомендует поэт вести дневник, рассказы­вать в нем о людях, которые показались достойными внимания, о событиях, которые происходили на глазах.

Письма замечательного советского поэта еще раз напоми­нают: нельзя допускать риторики, декламационности в детском творчестве, «Надо развивать в детях чувство стиля, ощущение родного языка». См.: Маршак С.Я. Пишите просто, свободно и весело // Литература в школе. 1967. № 6.

Сюжетные рассказы начинающим авторам даются редко. Полезно начинать с записи личных впечатлений: путевые замет­ки, описания, запись воспоминаний участника войны, очерки о знатных людях села (завода). Например, заслуженный учитель РСФСР К. А. Селиванов развивает творческие способности своих учеников, вводя их в поэтический мир природы. Более 30 лет работает в селе Карлинское кружок «Природа и твор­чество». Здесь создаются альбомы природы. В них включаются репродукции пейзажей русских художников и стихи о природе; фотографии победителей школьного фотоконкурса и художест­венные описания; портреты писателей, любящих природу и пи­шущих о ней, — Пришвина, Паустовского, Солоухина, Пескова.

Доклады в этом кружке помогают осознать значение пей­зажа в художественном произведении: «Красота осени, увиден­ная Тютчевым», «Осень в жизни и поэзии Пушкина», «Приш­вин — поэт природы» и др.

К. А. Селиванов совершает со своими питомцами прогулки в природу, учит их не только «смотреть», но и «видеть». Запи­санные впечатления затем сравниваются с описаниями худож­ников слова — так оттачивается зрение, обогащается язык.

Каждое творческое объединение имеет свой печатный ор­ган— альманах, журнал. Ветераном среди них можно считать журнал «Советская юность», который ученики К. А. Селивано­ва выпускают с 1919 г. Подробнее о работе кружка К. А. Селиванова см. в сб.: «Внеклассная и внешкольная работа по литературе» (М., 1970).

Постоянный состав кружка создает дружный, спаянный об­щими интересами коллектив, в котором ярко проявляется психологическая готовность к восприятию искусства. Направлен­ность интересов кружковцев дает возможность формировать у них глубокие знания о художественном процессе, высокую чита­тельскую культуру.

В кружке можно организовать внеклассное чтение в соответ­ствии со склонностями ученика и при этом избежать односторон­ности. В процессе разнообразной работы с книгой возникает глубокий и осознанный интерес к чтению. Кружок способствует переносу приобретенных знаний, умений, навыков учащихся в учебные занятия, в сферу их самостоятельного труда.

КЛУБ

Клуб — более высокая организация, чем кружок. Клуб объ­емнее, масштабнее кружка. Он может объединять до 150—200 учащихся разных классов и параллелей. Свободное общение в разновозрастном коллективе взаимно обогащает членов клуба. Молодость боится односторонности, жаждет схватить все, а клуб по природе своей синтетичен и потому может ответить на разнообразные духовные запросы школьников. Здесь вчера спо­рили о новом фильме, сегодня встречаются с писателем, завт­ра самому можно стать актером, исследователем, сценаристом.

Структура клуба подвижна. Она основана на развитии самой широкой самодеятельности учащихся. Школьники обычно сами дают клубу название, вырабатывают его устав, а порой мани­фест. Старшие учащиеся, наиболее подготовленные, самостоя­тельно руководят секциями. Система «сводных отрядов» для вы­полнения отдельных заданий дает возможность каждому быть и ведущим и ведомым.

В практике сложилась двухступенчатая система приема в клуб. «Вступительный взнос» кандидата — дело. Например, в «Зеленой лампе» (Псков) — это сочинение или стихи на тему «Мой Пушкин», отчет о посещении Пушкинских Гор. В КЛИЧе (Клуб любителей искусств «Чайка» — Запорожье) — участие в подготовке литературно-музыкального вечера.

В каждом клубе имеются секции, обусловленные общим на­правлением его работы. В киноклубе школы-интерната Кали­нина есть секции киноведов, лекторов, кинодемонстрантов; в клубе «Красная ромашка» (Казань, школа № 31)—секции поисковая, занимающаяся сбором материалов о Мусе Джалиле, литературно-драматическая, экскурсоводов школьного музея по­эта-героя; в клубе «Современник» (Бердянск, школа № 16)— секции юных журналистов, организаторов передвижных выста­вок, агитколлективов.

Секция — это своеобразный кружок. В каждой из них уча­щиеся занимаются по особой программе, рассчитанной на год и более. Они становятся организаторами больших массовых мероприятий: вечер школьных поэтов готовит творческая сек­ция; встречу с деятелем искусства — театральная, или музыкальная, или литературоведческая; юные журналисты ведут клубную летопись, участвуют в выпуске школьной стенной га­зеты, рукописного журнала, искатели создают выставки, музеи и т. д. Тот, кто числится в творческой секции, может участво­вать и в работе театра; корреспондент из отдела писем может стать исследователем, а занимающийся литературным поиском — готовить вечер вместе с членами музыкальной секции.

Руководить секциями клуба могут не только словесники. Участие учителей школы в этой работе делает клуб предметом внимания всего педагогического коллектива и открывает воз­можность учителям реализовать свои творческие увлечения. Оказывают помощь работе местная газета, Дом культуры, рай­онная библиотека да и просто талантливые увлеченные люди.

При всем разнообразии секций клуб существует как единое целое, направленность всей его работы определяется делом, имеющим общественный смысл: создание музея писателя; агитвыступления перед населением, литературный поиск и др.

В отличие от кружка в клубе меньше ощущается наставни­ческая роль учителя. Здесь он — старший товарищ, для кото­рого, как и для всех, обязателен устав

Конечно, именно учитель — своеобразный аккумулятор идей Только увлеченность и творческая активность учителя могут сообщить клубной работе, считал А С. Макаренко, «необходи­мую для нее страсть, горение талантов и рождение творцов». Макаренко А. С. Соч., т. 1. М., 1957, с. 591.

Учитель помогает выбрать дело, которое бы захватило всех и было бы реально выполнимым. Он не дает готовых рецептов, а находится в поиске вместе с учениками. «Когда руководитель ищет новые формы, детям лучше всего, — писал С. Т. Шацкий. — Они прекрасно понимают это искание. И нередко слово «не знаю», сказанное руководителем, создает то настроение, которое им нужно. Вот почему главное в этой работе — умение искать...». Шацкий С. Т. Педагогические сочинения, т. II. М, 1964, с 53—54.

Универсальность клуба делает его подлинным центром вне­классной работы по литературе в школе. Влияние учителя уси­лено во много раз той коллективной духовной жизнью, которая складывается в живом, творческом коллективе клуба.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.