Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ





Специфика факультативных занятий определяет и характер работ, которые на них выполняют школьники. Здесь последова­тельно, систематически практикуются такие виды самостоятельной деятельности, которые представляют собой некую вершину для учеников и требуют наиболее высокого уровня подготовки. Ни один из видов работ, выполняемых учащимися на уроках литературы, не отвергается на факультативных занятиях. Ме­няются лишь пропорции, меняется соотношение разнообразных методов и приемов обучения, ибо значительно возрастает сте­пень активности и самостоятельности учащихся.

Существенный принцип изучения факультативного курса заключается в том, что вся система работы направлена на «углубленное овладение знаниями и практическими умениями в соответствии с интересами и склонностями учащихся». Сборник приказов Министерства просвещения РСФСР, 1975, № 10.

Поэтому прежде всего необходимо индивидуализировать самостоятельную деятельность школьников.

Наряду с индивидуальными заданиями, отвечающими инте­ресам и способностям каждого, на факультативных занятиях обычно устанавливается круг разнообразных заданий, которые обязан выполнить любой ученик, независимо от своих особых пристрастий. Эти обязательные задания бывают двух типов. Во-первых, связанные с исполнительской деятельностью (подго­товка выразительного чтения, сольного и по ролям, инсцениро­вок или монтажей). Во-вторых, это задания поискового, иссле­довательского характера (подбор, систематизация и демон­страция материала по определенной теме, анализ текста, состав­ление библиографии, реферирование научно-критической лите­ратуры) .



Основное внимание, как и на уроках, уделяется работе над текстом художественного произведения. Тщательный анализ словесной ткани произведения, сопоставление разных редакций одного произведения, его черновых вариантов и канонического текста, разных произведений одного или нескольких авторов, сопоставление жизненного факта и его переосмысления в художе­ственном произведении, научного или эпистолярного и художест­венного текста, произведений художественной литературы, живописи, музыки, рецензирование радио- и телеспектаклей, экранизаций, театральных постановок и т. д. и т п.— вот далеко не полный перечень тех исследовательских работ, которые могут быть предложены учащимся на факультативных занятиях.



Многие учителя считают также обязательным, чтобы ученик стал хотя бы раз участником коллективной работы, выполняе­мой группой учащихся. Такого рода работа состоит из много­образных операций, и каждый выполняет ту из них, к которой он больше склонен, но в целом работа является плодом коллек­тивных усилий. Так, на известном этапе обучения весьма плодотворна самостоятельная подготовка заочной экскурсии, выставки, вечера, чтений, конференции и т. п. Разрабатывается конспект занятий, план экскурсии (экспозиция выставки, сценарий вечера), подбирается материал, распределяются роли и обсуждается заблаговременно, как каждый выполнил свою задачу. Сперва вся эта работа осуществляется под руководством учителя, а затем — одного из учеников.

Некоторые виды деятельности учащихся могут растянуться и на весь год. Такова работа «коллекционеров» и «летописцев». Коллекционеры — это те ребята, которые увлекутся какой-то одной темой, одного рода материалом и будут собирать его дли­тельное время. Особый интерес часто вызывает краеведческий материал — места, связанные с жизнью и деятельностью писа­телей; иконографический материал — портреты писателей и лю­дей их круга; работы художников-иллюстраторов, сценическая история произведений. Иных коллекционеров увлечет собирание книг по определенной теме, серий открыток, марок, диапозити­вов и диафильмов, грампластинок и т. д. Важно, чтобы коллек­ционирование не привело к порче книг или журналов (выреза­ние иллюстраций из текста) и чтобы велось оно на научной основе (систематизация материала, его описание, составление картотеки и т. д.).



В конце года, на итоговом занятии, коллекционеры оформ­ляют выставки собранного ими материала и выступают в роли комментаторов-экскурсоводов. В течение года они также, по мере надобности, предоставляют свои коллекции для того или иного занятия или урока Деятельность подобного рода очень полезна, так как она приучает к систематическому труду, раз­вивает навыки научной работы и вместе с тем носит общест­венно полезный характер (коллекцию свою ученик не только широко демонстрирует, но и может оставить в дар школе).

Работа летописцев (их можно назвать и более современ­ным термином — репортеры) также полезна во многих отноше­ниях. Они ведут постоянный дневник факультативных занятий, фиксируя все удачи и неудачи, описывая наиболее яркие заня­тия и работы отдельных учеников, стараясь при этом придать своим заметкам живой, оригинальный характер. Записи эти являются достоянием всех. Их читают и обсуждают, они зано­сятся в «Летопись факультативных занятий», которая хранится в литературном кабинете. Из такого рода летописи-дневника учитель может извлечь неоценимый материал для самоанализа, для последующих выводов и планов на будущее. Работу такого рода могут выполнять и все участники факультатива поочередно.

ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

Для того чтобы наглядно представить себе, как в практи­ческой работе реализуются те принципы факультативного курса, о которых шла речь, остановимся более подробно на одном из разделов наиболее трудной программы — «Русская литература первой половины XIX века» (VIII класс).

Трудна эта программа прежде всего потому, что восьмикласс­ники, только приступившие к изучению историко-литературного курса, на факультативных занятиях должны рассматривать яв­ления под иным углом зрения, нежели на уроках литературы, и такое переключение дается им не сразу. Значительная часть факультативного курса изучается при этом с существенным опе­режением программы основного курса (так, на уроках речь идет о писателях XVIII в., а на факультативных занятиях — о роман­тических поэмах Жуковского, Рылеева, Пушкина).

Трудности связаны и с тем, что лишь в курсе VIII класса (как в основном, так и в факультативном) учащиеся встреча­ются с различными литературными направлениями (причем в то время, как на основных уроках изучается классицизм, на фа­культативных занятиях говорится о романтизме). На последую­щих этапах литературного образования материал в этом отно­шении проще, поскольку в IX классе анализируются лишь произ­ведения критического реализма, в X классе — социалистического реализма.

Рассмотрим возможные пути изучения одного из наиболее трудных разделов курса VIII класса — «Лирика». Раздел этот включает имена 12 поэтов и свыше 80 стихотворений. Между тем на изучение его можно отвести не более 14—16 часов. Сле­довательно, перед нами прежде всего встанет вопрос об отборе материала и наиболее рациональной методике его изучения. Отбирая материал, будем руководствоваться общими задачами, определяющими пути изучения раздела «Лирика»: отчетливо представив себе, какова специфика этого поэтического рода, учащиеся должны увидеть те художественные открытия, кото­рые совершили в области лирики поэты-романтики, познако­миться с различными течениями романтической лирики и пред­ставить себе значение каждого из них в развитии русской по­этической культуры.

При этом, говоря о романтической лирике, мы будем сопо­ставлять ее с поэзией классицистической, устанавливая, какие традиции классицизма развивались и какие преодолевались в творчестве Жуковского или Рылеева. Следовательно, сопоста­вительный анализ, обращение к отрывкам из од Ломоносо­ва и Державина необходимы при изучении романтической ли­рики.

А далее — аналогичная работа в связи с изучением лирики реалистической. Прежде всего установление ее специфики; в пределах, доступных восьмиклассникам, размышления о том, как проявляется реализм в лирических жанрах, что нового вно­сят в сферу лирики художники-реалисты, какие традиции клас­сицизма и романтизма они развивают в своем творчестве. Опять-таки здесь необходимы сопоставления.

Во всех случаях мы будем отбирать для более детальных наблюдений такие стихотворения, в которых особенно четко выражены приметы соответствующего литературного направле­ния. По мере надобности возможно привлекать для анализа или для сопоставлений и некоторые внепрограммные тексты (напри­мер, сопоставление «Первого снега» Вяземского и «Зимнего утра» Пушкина).

Усвоить весь этот столь сложный для восьмиклассников ма­териал поможет им уже пройденный путь — изучение предыду­щего раздела «Поэма». Постоянное обращение к знакомым тек­стам, авторам, литературным явлениям облегчит восприятие новой, более трудной темы. Так, работа над текстом «Шильонского узника» Жуковского, «Чернеца» Козлова, южных поэм Пушкина уже позволила ребятам увидеть, как поэты-романтики изображают внутренний мир своих героев, как в поэмах рас­крывается духовная жизнь самого автора. Отсюда шаг к пости­жению присущего романтической лирике психологизма, испове­дального ее характера («биография сердца»). Вместе с тем изу­чение раздела «Поэма» помогло учащимся понять и то, как меняется герой реалистической поэмы по сравнению с романти­ческим героем, как объективируется его образ, как усложня­ется психологический анализ, как обогащается изображение среды, окружающей героя и формирующей его личность. Отсю­да открывается путь к постижению новаторства Пушкина, а за­тем и Лермонтова в области лирики. Естественным центром всего раздела, фокусом, к которому тянутся и от которого рас­ходятся основные линии, явится лирика Пушкина, основополож­ника реализма, наследника передовых традиций поэзии пред­шествующего периода и учителя поэтов последующих поколений. Выше говорилось о том, что в рамках каждого раздела фа­культативного курса анализ литературных явлений основывает­ся на принципе историзма, обращается внимание на личность и индивидуальный облик писателя. Исход из этого, наме­чаем и последовательность изучения материала в разделе «Ли­рика».

О Батюшкове, поэте старшего поколения, мы скажем лишь кратко во введении к разделу, говоря о поэтах, предшественни­ках и учителях Пушкина. Далее речь пойдет о другом его учи­теле — о Жуковском. Следующая тема — поэты декабристского круга, столь близкие Пушкину его друзья и соратники, творче­ство и судьбы которых перекрещиваются с его творчеством и судьбой. Естественным продолжением этой темы явится тема «Лирика Пушкина 20-х годов», преимущественно романтическая лирика, но уже заключающая в себе элементы реализма. Пред­метом изучения на последующем занятии явится реалистическая лирика Пушкина 30-х годов.

Далее мы в какой-то мере возвращаемся назад, к 20-м го­дам, а точнее, раздвигаем горизонты вширь: в поле нашего зрения — творческие судьбы поэтов пушкинского поколения, свя­занных общими устремлениями, идеалами и вместе с тем глу­боко самобытных. Для установления и их духовной близости, и их творческой индивидуальности можно проследить путь лишь одного-двух поэтов или пронаблюдать какие-то сквозные линии (например, как в их творчестве решается тема поэта и поэзии). Но в любом случае необходимо учесть эволюцию поэтов пуш­кинского круга после 14 декабря 1825 г., ставшего рубежом для всего поколения. Самый характер эволюции каждого из них достаточно ярко поможет проследить особенности их личности и творчества и одновременно яснее покажет своеобразие Пушкина, его исключительное место среди других поэтов. Необязатель­но для этого брать все имена, названные в программе. Доста­точно, скажем, остановиться на творчестве Языкова и Баратын­ского.

Последняя тема — «Лирика Лермонтова». Как бы вступле­нием к ней (в связи с характеристикой эпохи 30-х годов) явит­ся краткий рассказ о Полежаеве, трагическая судьба и твор­чество которого столь тесно связаны с эпохой декабристов и вместе с тем близки лермонтовскому поколению. А затем про­звучит лирика Лермонтова и снова возникнет тема романтизма, но романтизма новой формации, порожденного новыми истори­ческими обстоятельствами. На занятии, посвященном Лермон­тову, мы проследим эволюцию лермонтовской лирики, покажем ее связь с пушкинской и ее новаторский характер.

Таковы темы, включенные в раздел «Лирика».

Надлежит основательно поразмыслить и о том, как намечен­ные нами занятия соотносятся с основным курсом. Лирика Жу­ковского и Рылеева, а также тема «Романтизм» уже изучены на уроках литературы. Следовательно, у нас есть твердая точка опоры и требуется, повторив то, о чем говорилось на уроках, идти вширь и вглубь.

Одновременно с первой темой (введение к разделу «Лири­ка») завершается работа над «Горем от ума». Тут возможны некоторые связи, ибо мы ведь говорим учащимся о новаторстве Грибоедова как автора стихотворной комедии. Однако наблюдения над поэтической тканью «Горя от ума» в большей мере следует использовать тогда, когда речь пойдет о поэзии дека­бристов и далее — о реалистической лирике.

Изучение стихов Жуковского совпадет с темой «Лицейские годы Пушкина». Здесь возможен рассказ не только о дружбе обоих поэтов, но и об их творческих связях.

О поэзии декабристов на факультативных занятиях мы бу­дем говорить тогда, когда на уроках станут изучаться темы «Петербургский период» и «Период южной ссылки» Пушкина. Параллели и точки соприкосновения тут очевидны.

Далее на уроках материал изучается с опережением, и это дает нам возможность на факультативных занятиях не говорить об исторической эпохе и биографии Пушкина, идя по пуги углубленного изучения самой его лирики.

Прямая связь с основным курсом нарушается при переходи к Лермонтову. Косвенная связь возможна, поскольку и эпоха 30-х годов, и судьбы поэтов этого времени уже не раз рассмат­ривались нами. Но лирика Лермонтова на факультативных за­нятиях изучается все же задолго до того, как речь о нем пойдет на уроках. Мы лишь готовим почву для последующей работы над основным курсом. Только в одном случае возможна связь с текущей темой этого курса — с романом «Евгений Онегин». Судьба Ленского в какой-то мере предвещала трагические судьбы русских поэтов. Возможно в связи с этим поразмыслить над тем, как рисуется гибель Ленского в романе (VI глава на­писана в 1826 г.), как воспринимали образ Ленского такие чита­тели, как Лермонтов и Герцен, как откликнулись на гибель са­мого Пушкина поэты его времени и, наконец, какой представля­лась Лермонтову его собственная судьба.

Работа над разделом «Лирика» открывает широкий простор для творческой деятельности учащихся. Подготовка выразитель­ного чтения, сообщений о поэтах, об истории создания отдель­ных стихотворений, о развитии в лирике какой-то одной темы, самостоятельный анализ текста, сопоставление стихотворений различных поэтов или стихов одного поэта, написанных в раз­ное время, подготовка литературно-музыкального монтажа, раз­работка программы вечера, экспозиции выставки, составление альбома-антологии любимых стихов — вот далеко не все возможные виды тех заданий, которые будут выполнять школь­ники.

Желательны и выходы в сферу внеклассной работы: подго­товка и проведение вечера, оформление выставки для литера­турного кабинета и т. п. Желательно, чтобы опыт самостоятель­ной работы над лирикой пушкинской эпохи помог учащимся познакомиться и с творчеством современных поэтов. В частности, школьники могут подобрать материал по темам «Образ Пушкина в стихах советских поэтов», «Декабристы в советской поэзии», подготовить вечер, посвященный поэтам наших дней. Следует всегда помнить, что изучение литературы прошлого на факультативных занятиях — школа чтения, которая поможет юным читателям свободно ориентироваться и в современной литературе.

ЛИТЕРАТУРА

Воловникова Г. М. Современные задачи развития факультативных занятий по литературе // Литература в школе. 1976. № 6.

Ковалева Л. Е. Факультативные занятия по литературе в школе. М., 1974.

Минокин М. Советская художественная проза 20-х годов о граждан­ской войне. Факультативный курс. Пособие для учителя. М, 1973.

Нартов К. М. Зарубежная литература в школе. М., 1976.

Пугач Л. Я. Из опыта проведения факультатива в X классе // Лите­ратура в школе. 1975. № 3.

Тураев С. В. Зарубежная литература. Пособие для факультативных занятий. М., 1976.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.