Сделай Сам Свою Работу на 5

УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ





Классификация уроков литературы

Наиболее распространены два подхода к классификации урока.

Первая основан на анализе процесса обучения. Соответственно выделяются следующие типы уроков: вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ литературного текста, изучение дополнительного материала — критической статьи, учебника и т. п., подведение итогов, учет.

Вторая классификация предусматривает подразделение уро­ков в соответствии со спецификой предмета. Таким образом, по литературе выделяется три типа уроков: уроки изучения худо­жественных произведений, изучения теории и истории литера­туры, развития речи. Первая типология уроков наиболее полно была разработана в дидактике С. В. Ивановым (Типы и структура урока. М., 1952), а в методике литературы В. В. Голубковым в книге «Методика преподавания литературы»; вторая типология в дидактике представлена прежде всего в книге И. Н. Казанцева «Урок в советской школе» (М., 1956), а в методике литературы Н. И. Кудряшевым в статье «О типах и видах уроков литературы (к постановке вопроса) («Литература в школе», 1974, № 5).

Существуют также классификации, которые основываются на более частных признаках: источник полученных знаний (урок-лекция, беседа, самостоятельная работа и т. д.), форма ведения урока (урок-концерт, киноурок, телеурок, урок-диспут, экскур­сия и т. д.), род и вид произведения (урок по изучению лирики, драмы, эпоса) и т. д.



Указанные выше классификации подвергаются в последнее десятилетие серьезной критике. Из многочисленных возражений остановимся только на одном — в этих классификациях не гово­рится о самом главном — о внутренней организации урока. Так, например, если речь идет о вступительном или заключительном занятии, то характеризуются основные этапы изучения произве­дения; если выделяются уроки по историко-литературному мате­риалу, то в общих чертах освещается методика изучения обзор­ных тем, а если говорится об уроках лирики, драмы и эпоса, то рассказывается об особенностях изучения произведений различ­ных родов и видов и т. д. Таким образом, во всех принятых в настоящее время классификациях не вскрывается, чем по своей внутренней организации различные уроки отличаются друг от друга. Поиски новых решений в этой области продолжаются. См.: Дидактика средней школы М., 1975.



Отсутствие единой типологии уроков, разумеется, осложняет работу учителя. Однако нельзя сказать, что появление различных классификаций не оказывает помощи учителю в его практической работе. Каждая из них открывает только одну из сторон урока (чаще всего характеризует его содержание), но все же эти знания помогают учителю спланировать урок. Покажем это на конкретном примере — уроках внеклассного чтения.

УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Уроки внеклассного чтения должны отвечать всем требованиям, которые предъявляются к любому уроку литературы, все же это не совсем обычные уроки.

Прежде всего здесь учитель более свободен в выборе произ­ведений. Если на обычных занятиях учитель обязан строго при­держиваться программы, то для урока внеклассного чтения он может сам выбрать произведение из лучших образцов русской классики или зарубежной и советской литературы. В программе по литературе и в журнале «Литература в школе» приводятся списки книг, которые рекомендуются для обсуждения на уроках внеклассного чтения, но конкретные условия работы (предполо­жим, весь класс заинтересовался каким-то произведением) могут существенно повлиять на выбор учителя.

Как правило, на уроках внеклассного чтения основное вни­мание уделяется советской литературе. Люди своего времени, учащиеся увлекаются произведениями своих современников и читают их особенно охотно. Ребята, конечно, стремятся выяс­нить то, что осталось непонятным при самостоятельном чтении, наконец, им просто хочется поделиться своими впечатлениями от прочитанного. Особенно важно широко привлекать произве­дения советских писателей в VIII—IX классах, где изучается клас­сическая литература. В X классе уроки внеклассного чтения принято посвящать новейшей советской литературе, тематически связывая их с программными произведениями (поэзия В. Мая­ковского — поэзия 70-х годов; М. Шолохов — «деревенская» проза Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, С. Залыгина и т. д.).



Существенное значение имеет и тот факт, что уроки вне­классного чтения проводятся не часто — 8-12 часов в год. Это уже само по себе по-новому ставит вопрос о системе уроков внеклассного чтения и о ее взаимодействии с программным ма­териалом.

Связь между уроками внеклассного чтения и программными произведениями может носить разнообразный характер. Иногда она выливается в расширение круга чтения произведений писа­теля, которые изучаются по программе. Например, ребята в классе анализируют «Мещерскую сторону», а на уроке внекласс­ного чтения (он может носить вступительный характер) они знакомятся с более доступными им рассказами Паустовского — «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Заячьи лапы» и др. Естественно, что подобные уроки сливаются с изучаемой в классе темой, либо помогая в нее войти, либо завершая ее.

Однако привлечение на уроках внеклассного чтения произве­дений только тех авторов, с которыми ученики знакомятся по программе, имеет и слабую сторону — не расширяется круг чте­ния ученика, многие авторы, которые интересуют ребят или которые должны были бы их интересовать, остаются вне внима­ния учителя. Поэтому принят и другой род связи между про­граммными произведениями и уроками внеклассного чтения — это тематическая связь. Предположим, что на занятиях анали­зируется «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, а на уроках внеклассного чтения дети говорят о произведениях о Великой Отечественной войне.

Особенно широкое распространение получила тематическая связь в старших классах, где традиционно выделяются такие темы: произведения о труде, «деревенская» проза, нравственные искания в советской литературе, произведения о войне, совре­менная Лениниана и др. Последние две темы, как правило, вы­носятся на уроки внеклассного чтения во всех классах, хотя, конечно, решаются они на различном материале. Так, тема «Великая Отечественная война в литературе» раскрывается в IV—V классах на произведениях Л. Кассиля «Улица младшего сына», А. Бикчентаева «Сколько лет тебе, комиссар?» и др.; в VI—VII классах — повести А. Рыбакова «Неизвестный солдат», В. Быкова «Альпийская баллада», стихи поэтов, погибших на войне, а в VIII—X классах чаще всего привлекаются трилогия К. Симонова, повести В. Быкова «Сотников», «Обелиск» и др., ро­ман Ю. Бондарева «Горячий снег» и др.

Наконец, на уроках внеклассного чтения рассматриваются иногда произведения того же рода и вида, что ребята изучают в классе, например завершающий урок о басне может включить наряду с баснями Крылова также басни Эзопа, Михалкова, Кривина.

Связь между программным материалом и уроками внекласс­ного чтения бывает иногда весьма хрупкой и предполагает не сопоставление, а лишь пробуждение отдельных ассоциаций. Так, изучение творчества Тургенева может сопровождаться знаком­ством с лирико-философскими миниатюрами М. Пришвина, а страницам романа Чернышевского может предшествовать урок внеклассного чтения о современной научной фантастике, посвященной будущему нашей планеты.

Те 8—12 уроков внеклассного чтения, которые предусмотрены программой, должны связываться не только с изучаемым классе произведением, их нужно объединить и между собой. В каждом конкретном случае это будет своя система уроков рассчитанная на определенный ученический коллектив. Но, создавая такую систему, нужно учитывать виды уроков внеклассного чтения, которые получили признание в практике:

1) Библиотечные уроки. Учащиеся получают элементарные навыки работы в библиотеке и знакомятся с новинками книг.

2) Уроки типа КВН — литературные игры, викторины, организующие чтение учеников. Эти уроки особенно распространены в IV—VII классах.

3) Уроки обзорного характера (или конференции), знакомящие учащихся с отдельными книгами или с целыми темам («Современные книги о детях», «Школа в искусстве и действительности» и т. д.).

4) Обсуждение книги — диспут, конференция, беседа о прочитанной книге,

Эпизодичность уроков внеклассного чтения заставляет как-то выделять их, делать праздничными, надолго запоминающимися. Праздничность этих уроков может достигаться разными путями. Иногда такой урок является своеобразным творческим отчетом всего класса. К нему ученики готовятся заранее: сами выбирают темы докладов, выполняют самостоятельные задания, готовят выразительное чтение или разыгрывают небольшие сцены, оформляют класс. А иногда праздничность уроку придает сама форма его ведения: урок-концерт, заочная экскурсия и т. д.

Приведем такой урок — заочная экскурсия в VII классе «Горький в Нижнем Новгороде». Автор сценария Т. В. Чирковская.

Виды Волги и Нижнего Новгорода, фрагменты из кино­фильма, иллюстрации к трилогии Горького составляют зритель­ный ряд экскурсии; её текст — отрывки из трилогии М. Горь­кого. Последовательность экскурсии подчиняется сюжетному развитию действия: приезд Алеши в Нижний, в доме деда, Алеша «в людях».

Урок построен на контрасте: Волга, душистый свежий ветер, необозримые дали — и ничтожные, суетящиеся люди, пришед­шие встречать Алешу; приземистый дом Каширина, окрашенный грязноватой краской, закоптелые потолки, лохани, где мокнут розги, чужая комната деда — и светлая, уютная, такая человеч­ная, как и ее хозяйка, комната бабушки; полная жизни и стра­сти пляска Цыганка, величественный танец бабушки — и дикая ссора; непосильная работа «в людях» — и чтение книг, раздви­гающее перед мальчиком жизненные горизонты.

Открывают и замыкают экскурсию картины волжских про­сторов, бескрайних, зовущих в даль. Но в конце им аккомпани­руют не слова восторга перед красотой Волги, как в начале «экскурсии», а раздумья Горького о своей судьбе, о судьбе своего народа. «Свинцовые мерзости русской жизни, хоть и давили, до смерти расплющивая множество прекрасных душ,— русский человек настолько еще здоров и молод душой, что прео­долевает и преодолеет их» — этими словами завершается экскур­сия. Она погружает ребят в далекий мир прошлого и одновре­менно заставляет думать о Горьком, о человеке, который сумел противостоять этой жизни. Дома ученики и готовят ответ на во­прос «Как смог забитый, задерганный дурацкой работой маль­чишка преодолеть страх перед жестокостью и пошлостью мира и пробиться к жизни доброй, человеческой?».

Структура этого урока достаточна сложна, во всяком случае без специального рассмотрения выявить ее нелегко. Здесь тоже есть свои учебные ситуации, но их протяженность невелика и выделяются они не так отчетливо, как в обычных уроках. Границы между структурными элементами зыбки, подвижны, в каждой новой части урока есть что-то от старой и одновременно в ней заключено и новое, движущее урок вперед. Например, описание комнат деда и бабушки рисует обстановку в доме деда и вместе с тем это переход к следующей структурной части урока, где раскрываются отношения между людьми в доме Кашириных. Структурные части урока как бы «перетекают» один в другой, создавая своеобразный сюжет. Гораздо сложнее, чем обычно, и рисунок учебных ситуаций: они не несут прямого педагогического задания, которое нужно тут же выполнить. Построенные на внутреннем контрасте, где слово и изображение сливаются воедино, учебные задания продуманы таким образом, чтобы их эмоциональное воздействие на учащихся постепенно возрастало, а обрамление (картины Волги) выявляет внутрен­нее движение экскурсии — от любования и восхищения русской природой к осознанию мощи русской земли и русского чело­века. Есть в уроке еще одно обрамление (вступление-цитата, слова М. Ф. Андреевой о Горьком, и домашнее задание), кото­рое мы условно назовем педагогическим, так как в нем обна­жена педагогическая задача урока внеклассного чтения.

Усложненность структуры не является, конечно, монополией только уроков внеклассного чтения. Уроки-концерты, заочные экскурсии и т. д. могут проводиться и по программному мате­риалу, однако все эти формы работы наиболее характерны именно для уроков внеклассного чтения, поскольку требуют серьезной и длительной подготовки и оказывают повышенное эмоциональное воздействие на учащихся.

Таким образом, уроки внеклассного чтения, отвечая всем требованиям, которые предъявляются к любому уроку литера­туры, вместе с тем имеют свои отличительные черты — большую свободу выбора произведений, известную праздничность, и вместе с тем эти уроки должны быть внутренне связаны не только друг с другом, но и с произведениями, изучаемыми по программе Знание отличительных особенностей уроков вне­классного чтения помогает учителю правильно их спланировать и хорошо провести.

ЛИТЕРАТУРА

Айзерман Л. С. Уроки литературы сегодня. М., 1974.

Дегожская А. С., Чирковская Т. В. Урок в восьмилетней шко­ле // Литература в школе. 1963. № 4.

Кудряшев Н. И. О типах и видах уроков литературы (к постановке вопроса) // Литература в школе. 1974. № 5.

Раздел «Уроки внеклассного чтения» в журнале «Литература в школе» за текущий год

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.