Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 42. Понятие психологического эксперимента





Цель занятия:рассмотреть сущностную специфику эксперимента как метода исследования в психологии

Понятия:причинно-следственная связь, манипуляция и контроль

Вопросы для обсуждения:

 

1. Специфика психологических экспериментов (в отличие от естественно-научных и поведенческих).

2. Психологическое понимание причинности (с точки зрения отличий психологических школ).

3. Условия планирования экспериментов. Основные значения термина «планирование». Планирование содержательное и формальное.

4. Понятия «манипуляция» и «контроль» в эксперименте.

5. Виды реальных экспериментов; подходы к их классификациям.

 

& Список литературы:

Базовый учебник:

Корнилова, Т.В.Экспериментальная психология: теория и методы [Текст]: учеб. для студентов вузов / Т.В.Корнилова. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 381 с.

Список источников литературы:

Экспериментальная психология: Практикум [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Смирнов С.Д., Корнилова Т.В. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 383 с.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии[Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Крылов А. А., Маничев С. А. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2000-2003. - 560 с.



Солсо, Р.Л. Когнитивная психология [Текст] / Солсо Роберт Л. ; пер. с англ. Спомиор Н. Ю. - М. : Тривола : Либерея, 2002. - 600 с. (2 экз.)

 

Тема 43. Классификация экспериментальных планов и доэкспериментальные схемы исследования. План истинного эксперимента

Цель занятия:рассмотреть различные варианты построения экспериментального исследования и обсудить особенности применения каждого из этих планов

Понятия:экспериментальный план, квазиэкспериментальный план

Вопросы для обсуждения:

1. Доэкспериментальные планы их содержание и возможности применения.

2. Истинные экспериментальные планы: план для двух рандомизированных групп с тестированием после воздействия, план для двух рандомизированных групп с предварительным и итоговым тестированием, план Соломона.

3. Квазиэкспериментальные планы: план временных серий, план серий временных выборок, план серий эквивалентных воздействий, план с неэквивалентной контрольной группой.

 

& Список литературы:



Базовый учебник:

Корнилова, Т.В.Экспериментальная психология: теория и методы [Текст]: учеб. для студентов вузов / Т.В.Корнилова. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 381 с.

Список источников литературы:

Экспериментальная психология: Практикум [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Смирнов С.Д., Корнилова Т.В. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 383 с.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии[Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Крылов А. А., Маничев С. А. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2000-2003. - 560 с.

Солсо, Р.Л. Когнитивная психология [Текст] / Солсо Роберт Л. ; пер. с англ. Спомиор Н. Ю. - М. : Тривола : Либерея, 2002. - 600 с. (2 экз.)

 

 

Тема 44. Факторный план эксперимента

Цель занятия:проанализировать специфику факторных экспериментальных планов

Понятия:факторный эксперимент, основной эффект, взаимодействие, нестинг

Вопросы для обсуждения:

1. Общее представление о факторных планах.

2. Независимые и зависимые переменные в факторном эксперименте. Схема факторного эксперимента.

3. Виды факторных планов и их особенности.

4. Понятия: основной эффект, взаимодействие и нестинг.

 

& Список литературы:

Базовый учебник:

Корнилова, Т.В.Экспериментальная психология: теория и методы [Текст]: учеб. для студентов вузов / Т.В.Корнилова. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 381 с.

Список источников литературы:

Экспериментальная психология: Практикум [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Смирнов С.Д., Корнилова Т.В. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 383 с.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии[Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Крылов А. А., Маничев С. А. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2000-2003. - 560 с.



Солсо, Р.Л. Когнитивная психология [Текст] / Солсо Роберт Л. ; пер. с англ. Спомиор Н. Ю. - М. : Тривола : Либерея, 2002. - 600 с. (2 экз.)

 

Тема 45. Специфика и виды корреляционных исследований

Цель занятия:рассмотреть корреляционные исследования и особенности их применения и организации по сравнению с экспериментальными исследованиями

Понятия:корреляционная связь, сравнение групп, Ex post facto исследование (дизайн).

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика корреляционного исследования.

2. Интерпретация корреляционной связи.

3. Основные типы корреляционного исследования: сравнение двух групп; одномерное исследование группы в разных условиях; многомерное корреляционное исследование и т.д.

4. Ex post facto исследование (дизайн).

 

& Список литературы:

Базовый учебник:

Корнилова, Т.В.Экспериментальная психология: теория и методы [Текст]: учеб. для студентов вузов / Т.В.Корнилова. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 381 с.

Список источников литературы:

Экспериментальная психология: Практикум [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Смирнов С.Д., Корнилова Т.В. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 383 с.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии[Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Крылов А. А., Маничев С. А. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2000-2003. - 560 с.

 

Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ (ЧАСТЬ 1)

 

Занятие 1. Исследование особенностей ощущений и восприятия

Опыт 1.

Цель: Исследование мышечно-суставных ощущений.

Результат:определение величины нижнего порога различений мышечно-суставных ощущений массы.

Оборудование:разновесы с грузами в граммах, повязка для глаз, протокол.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 2.

Цель: Определение зрительных пространственных порогов различения (точность глазомера).

Результат:изучение разностного порога чувствительности

Оборудование: листы с нарисованными на них линиями, по аналогии с линейкой Леманна, протокол.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 3.

Цель: Выявление специфика восприятия в деятельности

Результат:исследование роли восприятия в познавательной деятельности.

Оборудование:набор мелких предметов (мел, резинка, ручка, кольцо, монета и.т.п.), протокол.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

 

 

Опыт 4.

Цель: Изучение значения контура предмета для тактильного и зрительного восприятия (по методу Фолькельта).

Результат:исследование роли объективных и субъективных факторов в процессе восприятия.

Оборудование:Трафареты сложных геометрических фигур из плотного материала, листы для работы и протокол.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 5.

Цель: Исследование иллюзии установки.

Результат:демонстрация иллюзии веса (иллюзия Мюллера)

Оборудование: шары одинакового размера и разные по весу, протокол.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

 

Занятие 2. Исследование характеристик разных видов памяти

Опыт 1

Цель: Изучение объема кратковременной памяти.

Результат:исследование объема памяти различными методами (метод Джекобса, вычисление индекса кратковременной памяти).

Оборудование: числовые ряды, протокол

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 2.1

Цель: Изучение связи установки и запоминания.

Результат:Определение влияния установки на запоминание информации

Оборудование: ряды слов для запоминания, протокол

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 2.2

Цель: Изучение влияния установки на срок запоминания информации

Результат:Определение влияния установки на срок запоминание информации

Оборудование: ряды слов для запоминания, протокол

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 3

Цель: Сравнить продуктивность непосредственного и опосредованного запоминания

Результат:Исследование продуктивности непосредственного и опосредованного запоминания.

Оборудование: ряды слов для запоминания по методу «удержанных членов ряда» и по «методу удачных ответов», протокол

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 4

Цель: Сравнение процессов узнавания и воспроизведения.

Результат:Исследование продуктивность процессов узнавания и воспроизведения одного и того же материала.

Оборудование: ряды слов для запоминания, протокол

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

 

Опыт 5

Цель: Исследование факторов влияющих на сохранение материала в памяти.

Результат:Выявление эффектов ретроактивного торможения и интерференции мнемических следов..

Оборудование: слов для запоминания, слова с различной частотой употребления, числовые стимулы, протокол.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

 

Занятие 3. Диагностика характеристик и видов мышления

Опыт 1

Цель: Исследование влияния прошлого опыта на решение задач.

Результат:Определение ригидности мыслительных процессов.

Оборудование: бланки методики А.С.Лачинса, протокол.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 2

Цель: Изучение лабильности-ригидности мыслительных процессов с помощью методики «словесный лабиринт».

Результат:Определение подвижности, лабильности мыслительных процессов.

Оборудование: карточки со «словесным лабиринтом», протокол.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

 

Опыт 3

Цель: Исследование активности вербального и наглядно-образного мышления.

Результат:Определение вербальной и образной беглости, гибкости.

Оборудование: лист бумаги-протокола.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 4

Цель: Изучение наглядно-образного мышления при решении задач сложения фигур из спичек.

Результат:оценка наглядно-образного мышления

Оборудование: спички, протокол.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 5

Цель: изучение факторов создающих шаблонность мышления

Результат: Определить факторы шаблонности мышления при решении мыслительной задачи и возможности их преодоления.

Оборудование: задачи требующие при решении отказа от шаблона.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Занятие 4. Определение особенностей воображения и внимания

Опыт 1

Цель: Особенности творческого воображения.

выяснить особенности творческого воображения выраженного в словесной Результат:форме, выбор критериев для оценки творческих работ.

Оборудование: неоконченные тексты, отдельные слова

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 2

Цель: Исследование индивидуальных особенности воображения.

определить степень оригинальности или стереотипности воображения, Результат:уровень сложности воображения, гибкость-ригидность воображения.

Оборудование:тест Дж.Гилфорда "Необычное использование", протокол.

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 3

Цель: Измерение устойчивости и концентрации внимания.

Результат:исследование индивидуальной динамики устойчивости внимания

Оборудование:корректурная проба Бурдона-Анфимова, протокол

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

Опыт 4

Цель: Переключаемость внимания.

Результат: исследование переключаемости внимания

Оборудование: таблицы Шульте, протокол

Список литературы:

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.

Романов К.М.Практикум по общей психологии : учеб.-метод. пособие для студентов вузов, преподавателей, аспирантов, школьных психологов / К.М. Романов, Ж.Г. Гаранина. – 2-е изд., стереотип. – М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2002. – 320 с.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.