Раздел 10. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии
Тема 39. История развития экспериментальных методов
Основные (ключевые) понятия: интроспекция, экспериментальная психология, статистические методы, психогенетические методы, экспериментальный метод.
Содержание темы: развитие экспериментальной психологии. Метод интроспекции. Физиологи и психофизики как первые экспериментальные психологи. Становление экспериментальной психологии в Европе (В.Вундт, Г.Эббингауз). Появление статистических методов обработки результатов. Развитие тестирования (А. Бине). Появление психогенетических методов (Ф.Гальтон). Эксперимент в бихевиоризме (Э. Торндайк). Развитие экспериментальной психологии в конце 19 – начале 20 века в России. Экспериментальные исследования И.П. Павлова, Г.И. Челпанова. Развитие экспериментального метода в психологии личности А.Ф. Лазурским.
Раздел 11. Классификация исследовательских методов в психологии
Тема 40. Виды экспериментальных исследований
Основные (ключевые) понятия: идиографичесикй подход, номотетический подход, исследования: фундаментальные и прикладные, лабораторные и полевые, воспроизводящие и пилотажные.
Содержание темы: идиографический и номотетический подходы к исследованию. Виды исследовании в зависимости от решаемых задач. Фундаментальные и прикладные исследования, лабораторное и полевое исследование, критическое, воспроизводящее и пилотажное исследование. Монодисциплинарные и междисциплинарные исследования. Этапы научного исследования.
Тема 41. Подходы к классификации
Основные (ключевые) понятия: экспериментальные методы, неэкспериментальные методы, формирующий эксперимент, обучающий эксперимент, развивающий эксперимент, коррекционный эксперимент.
Содержание темы: классификация Г.Д. Пирьова, Б.Г. Ананьева, М.С. Роговина и Г.В. Залевского. Основные методы в психологии: наблюдение и эксперимент. Экспериментальные и неэкспериментальные методы. Эксперимент и его виды. Формирующий, обучающий, развивающий эксперимент, коррекционный эксперимент.
Тема 42. Наблюдение и другие методы исследования
Основные (ключевые) понятия: наблюдение, интерпретация данных, постулат непосредственности, контроль факторов, методика, беседа, архивный метод, биографический метод.
Содержание темы: наблюдение, специфика и проблемы в организации, проведении и интерпретации данных. Метод наблюдения и постулат непосредственности. Виды психологического наблюдения. Контроль субъективных факторов в отчетах наблюдателей. Методики наблюдения в экспериментальных схемах. Особенности применения и интерпретации результатов неэкспериментальных методов. Беседа, анализ продуктов деятельности, архивный метод и биографический метод.
Раздел 12. Теория психологического эксперимента
Тема 43.Понятие эксперимента
Основные (ключевые) понятия: идеальный эксперимент, реальный эксперимент, эксперимент полного соответствия, последовательное и параллельное экспериментирование.
Содержание темы: процедура и основные характеристики психологического эксперимента. Организация и проведение экспериментального исследования. Идеальный эксперимент и реальный эксперимент. Реальный эксперимент и «эксперимент полного соответствия». «Последовательное» и «параллельное» экспериментирование.
Тема 44.Валидность эксперимента и экспериментальная выборка
Основные (ключевые) понятия: валидность, внешняя и внутренняя валидность, факторы валидности, эквивалентность, репрезентативность, экспериментальная группа, контрольная группа, рандомизация.
Содержание темы: понятие валидности эксперимента, виды валидности. Соотношение теории, действительности, идеального и реального эксперимента. Внешняя и внутренняя валидность. Факторы валидности и способы их учета на всех этапах эксперимента. Требования к выборкам в эксперименте. Критерий эквивалентности и репрезентативности. Виды выборок. Экспериментальная и контрольная группы. Проблемы и способы рандомизации.
Тема 45.Классификация экспериментальных планов и доэкспериментальные схемы исследования
Основные (ключевые) понятия: доэкспериментальный план, квазиэкспериментальный план, ex post facto, экспериментальный дизайн.
Содержание темы: общее понятие о доэкспериментальных, квазиэкспериментальных и ex post facto планах. Факторные и корреляционные исследования. Доэкспериментальные дизайны: исследование единичного случая, предварительное и итоговое тестирование одной группы, сравнение статистических групп.
ЧАСТЬ 5.
Раздел 13. Квазиэксперимент и корреляционные исследования
Тема 46.Квазиэксперимент
Основные (ключевые) понятия: причинный вывод, контроль влияний, формирование групп.
Содержание темы: квазиэкспериментальные планы. Проблема причинного вывода в квазиэксперименте. Способы контроля и минимизации побочных влияний на результаты квазиэксперимента. Ex post facto дизайн. Особенности групп, участвующих в эксперименте, формирование групп. Причинный вывод в плане Ex post facto.
Тема 47.Специфика и виды корреляционных исследования
Основные (ключевые) понятия: корреляция, корреляционное исследование, переменные, корреляционный план, интерпретация корреляционной взаимосвязи.
Содержание темы: понятие корреляционного исследования. Переменные в корреляционном исследовании. Измерение взаимосвязей переменных. Корреляционный план и причинность. Интерпретации корреляций между переменными.
Раздел 14. Психолого-педагогический, формирующий эксперименти лонгитюдное исследование
Тема 48.Специфика психолого-педагогического и формирующего эксперимента.
Основные (ключевые) понятия: формирующий эксперимент, психолого-педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, экспертиза образовательных программ, теория деятельности, принцип первичности деятельности по отношению к психическому развитию.
Содержание темы: Психолого-педагогический эксперимент как эксперимент и квазиэкспериментальное исследование. Квалификация экспериментатора, необходимая для проведения психолого-педагогического эксперимента. Роль теории деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.) в появлении формирующего эксперимента. Идея первичности деятельности по отношению к психическому развитию как методологическая база формирующего эксперимента. Отличия психолого-педагогического эксперимента от наблюдения и экспертизы образовательных программ. Классификация методов психолого-педагогического исследования: эмпирические, теоретические, интерпретационно-описательные. Исследовательские возможности различных методов. Проблемная ориентированность и комплексность психолого-педагогического исследования. Организационные вопросы проведения психолого-педагогического исследования. Организационные мероприятия, связанные с выбором, модификацией и разработкой психолого-педагогической методики.
Тема 49.Лонгитюдное исследование: специфика и методы организации
Основные (ключевые) понятия: метод поперечных срезов, лонгитюдный метод, эквивалентность выборки, эффект когорты, сравнительно-возрастное исследование, анализ временных серий.
Содержание темы: Метод срезов и лонгитюд как разновидность корреляционного исследования. Требования к выборке, ее эквивалентности, сохранности на протяжении времени. Возможности интерпретации данных в отношении возрастного развития, преемственности и динамики в изменении психологических характеристик. Дневники наблюдений за развитием ребенка в семье (В. Штерн, А. Н. Гвоздев). Проблема организации и планирования лонгитюдного исследования. Эффект когорты в лонгитюдных исследованиях. Отличие лонгитюдного исследования от сравнительно-возрастного. Анализ временных серий как статистический метод обработки данных лонгитюдного исследования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|