Сделай Сам Свою Работу на 5

Блок (а), блок карабин (б), блок тормоз (в) и альпинистский карабин, применяемый в качестве блока (г). 2 глава





Как правило, природная среда и др. объективные условия редко представляют непосредств. опасность для жизни и здоровья туристов. Действит. опасность возникает тогда, когда группа совершает ошибочные действия из-за неправильного анализа ситуации, растерянности, неумения четко и слаженно действовать в экстремальных условиях или по к-л. др. причинам, зависящим от самих туристов. Принятие решения во многом зависит от правильности прогноза несчастных случаев, что связано с определением размера риска как количеств. характеристики опасности, Априорная оценка риска производится, как правило, на основе экстраполяции знаний туриста об аналогичных ситуациях и непосредственно зависит от его опыта. Чем больше опыт и точнее оценка риска, тем больше вероятность правильного решения, тем выше Б. При недостаточном опыте и ошибочном анализе ситуации Б. резко снижается.

Чтобы повысить уровень Б., необходимо прежде всего целенаправленное обучение как туристов, так и руководителей групп, инструкторов, работников тур. баз, клубов туристов и т. д. Принципиальная установка такого обучения заключается в том, что проблема повышения Б. неразрывно связана с постоянным совершенствованием техники и тактики конкретного вида Т., а строгое соблюдение мер Б. – одно из осн. требований, предъявляемых в походе ко всем участникам. Главное внимание в процессе обучения уделяется поведению туристов в разл. экстремальных ситуациях, чтобы в случае возникновения реальной опасности туристы могли не раздумывая применить наиболее эффективные способы ее устранения или обеспечить надежную самозащиту. Как правило, обучение проводят с тур. группой, к-рая является первичным звеном, ядром самодеят. и планового Т. Работа с группой необходима еще и потому, что коллегиальные (групповые) решения по сравнению с индивидуальными обычно бывают более рискованными и при недостаточной предварит. работе с группой могут привести к опасным последствиям.



Лит.: Штюрмер Ю. А, Опасности в туризме, мнимые и действительные, 2 изд., М., 1983; Краткий справочник туриста,3 изд., М., 1985.

БЕРГШРУНД

(нем. Bergshrund, от Веrg – гора и Schrund – трещина), подгорная трещина, разрыв толщи льда и фирна у основания склона горного ледника.



 

Бергшрунд.

 

Отделяет неподвижную, примерзшую к скалам часть ледника от подвижной. Края Б. могут быть на разных уровнях, образуя ледовые и фирновые стенки выс. в неск. м (рис.). Б. с нависающей стенкой – серьезное препятствие для горных туристов и альпинистов. Преодолевают Б. по снежным (фирновым, ледовым) мостам, конусам выноса лавин или по пробкам из снега и застрявших глыб льда или камней. При их отсутствии приходится спускаться в Б. и подниматься с противоположной стороны при помощи воткнутых в стенку ледорубов и ледобурных крючьев, по лесенкам, либо подсаживая друг друга. Во время спуска Б. можно перепрыгнуть на страховке или спуститься в него по закрепленной веревке и затем подняться на нижний край одним из описанных выше способов.

БЕЧЕВА,

на бечеве, бечевой, способ передвижения тур, судна по реке против течения с помощью веревки; собственно веревка, используемая при таком способе движения.

Один конец Б. закреплен на судне, а за другой конец с закрепленной на нем петлей тянут туристы, идущие по берегу. Этот способ применяется при скорости течения реки 2 – 4 км/ч (и до 6 км/ч на отд. ровных

 

 

Крепление бечевы к байдарке: 1бечева; 2 – поводок; 3 – ванты; 4 – бакштаг; б – мачта; 6 – байдарка.

участках). Б. используется для судов с небольшим сопротивлением движению – байдарок, катамаранов, реже надувных лодок.

Наиб. часто Б. применяется в походах на байдарках. Скорость подъема байдарок на Б. 2 – 4 км/ч и определяется в основном наличием и состоянием бечевника - неширокой ровной полосы берега непосредственно у воды. В качестве Б. используется тонкая и прочная веревка дл. 50 – 80 м, выдерживающая усилие на разрыв 150 – 250 кг, напр. обычная хлопчатобумажная веревка диам. 6–8 мм (перед походом веревку пропитывают водоотталкивающим составом). На байдарках Б. крепится к устанавливаемой у второго шпангоута мачте выс. ! – 1,5 м и через подвижной поводок – фал дл. 0,7–1,5 м – к носу лодки, Фал должен быть прочно закреплен. Излишек Б. наматывается на мотовило, находящееся в руках у тянущего.



Управлять идущей на Б. байдаркой можно неск. способами, Самый простой способ: один из туристов садится в байдарку на место второго гребца и с помощью руля и весла управляет ею, стараясь держать наименьший угол между направлением движения и Б. При необходимости байдарка может отойти от берега, при этом допускается угол между Б. и направлением движения до 450. Широко применяют способ управления, при к-ром руль байдарки закрепляется неподвижно или же корма ее подтягивается к Б. дополнит. концом так, чтобы байдарка шла на Б. параллельно берегу. В этом случав рулевого в байдарку не сажают, что значительно облегчает ее, а тем самым и работу тянущего, но усложняет сам процесс управления. Используется также управление шестом: на носу байдарки закрепляется тонкий шест дл. 4 – 6 м, посредством к-рого идущий по берегу рядом с байдаркой турист управляет ее движением. Наиб. широко распространен способ движения на Б. «корабликом», без рулевого: тянущий держит концы веревок дл. до 6 – 8 м, прикрепленных к носу (без мачты) и корме байдарки. Стравливая и подтягивая концы, тянущий выставляет байдарку под таким углом к течению, чтобы она двигалась параллельно берегу на необходимом расстоянии от него.

Тянущий Б, должен равномерно идти впереди байдарки по берегу на расстоянии 20 – 30 м, поддерживая Б. натянутой над водой на выс., 0,5-1 м, Если байдарке необходимо уйти от берега, тянущий стравливает Б., увеличивая ее длину, чтобы уменьшить угол между нею и направлением движения байдарки. Тянущий должен непрерывно наблюдать за ходом байдарки, особенно на сложных участках, помогать в управлении ею.

Лит.: Путешествию на гребных судах, М., 1979.

БИВАК,

б и в у а к (нем. Biwak, франц. bivouac), место размещения (стоянка) тур. группы для ночлега или отдыха. Члены тур. группы обычно проводят на Б. 10 – 14 ч в сут. Они занимаются оборудованием лагеря, приготовлением пищи, ремонтом одежды и снаряжения, подготовкой к следующему дню, отдыхают. Б. располагают на достаточно ровных и сухих площадках, полянах, в местах, недоступных для камнепадов, лавин, затопления, прямых попаданий молний. Место стоянки должно быть укрыто от ветра и, по возможности, нетрудоемко для оборудования; желательно, чтобы вблизи был источник воды.

 

Рис. 2 А Рис. 2 Б

 

 

Рис. 2 В

 

Рис 2. биваки вгорах: а – снежная пещера склоне при глубине снега не менее2м; б – пещера (полухижина) на склоне при глубине снежного покрова менее 2м; в -ниша для ночлега сидя (сооружается при недостаткевремени или малой толщине снежного слоя).

Вгорах Б. (рис. 1) нельзя устраивать на выступающих частях гребней, под карнизамиикрутыми склонами, в кулуарах и устьевых частях их конусов, на свежих (подвижных или лежащих на ледовых склонах) осыпях, между серраками и в трещинами ледника в зоне активного движения льда Б. должен быть рассчитан на внезапноеухудшение погоды. В предвидении грозы все металлич. предметы следует сложить в 25 –30 м от стоянки. Устраивая Б. на больших высотах, при низкой температуре, непогоде, сильном ветре, а также в расчетена 2 и более ночевки на одном месте.лучше соорудить снежную хижину т.е.отрыть пещеру, что обеспечить более комфортабельный ночлег, сохранность снаряжения и т. д. Снежная пещера или хижина(рис. 2) вмещает до 4-6 чел. В случае более многочисл. группы сооружают23 смежные пещеры, соединяя их междусобой лазом.

Местодля Б. нужно выбирать засветло при вынужденной остановке в темноте, тумане необходимо обследование местностив радиусе 200–300 м, чтобы убедитьсяв безопасности выбранного места. Перед сном необходимо проверить, укрыто лиот ветра и непогоды имущество, как укреплены палатки, а перед уходом с Б - не забыто ли что-либо из снаряженияубраноли место стоянки, погашен ли костер.

В водных походах к месту для Б. предъявляются дополнит. требования: берег реки должен быть удобен для причаливания и выноса судов; наличие на берегу площадки для размещения судов на ночь (выс. не менее 3–4 м от уровня воды) и площадки для установки палатки, костра (не ниже 5 – 6 м над уровнем воды). Кроме того, в таежной и тундровой зонах место стоянки должно хорошо проветриваться – это уменьшит кол-во кровососущих насекомых; в горных р-нах желательно, чтобы оно утром освещалось солнцем. Туристы-водники часто устраивают Б. у впадения в осн. реку притока, где обычно хорошо ловится рыба.

Выбор места для Б. начинают дежурные за 30 –40 мин до планируемого окончания рабочего дня; осматривать местность следует с берега. Желательно использовать старые места стоянок и старые кострища. Не рекомендуется устраивать Б. на острове – ночью уровень воды может подняться. Остановившись на ночлег, туристы разгружают суда и выносят их (за исключением плотов) на берег. На время стоянки все суда (в т. ч. и лежащие на берегу) должны быть привязаны. На Б. туристы-водники часто разводят второй костер – для сушки одежды. Если погода ненастная, то организацию Б. начинают с установки палаток, лагерного тента и укрытия вещей от дождя.

В спелео походах Б., или подземный лагерь, обычно организуется при прохождении сложных многодневных пещерных маршрутов. Специфика подземных условий (высокая влажность, пониженная темп-ра, отсутствие естеств. освещения и замкнутость пространства) обусловливают повышенные по сравнению с наземным Б. требования к оборудованию лагеря. При устройстве подземного Б. необходимо предусмотреть место для мусора и отходов, к-рые после снятия лагеря должны быть вынесены на поверхность. Такой Б. следует располагать выше возможного уровня паводковых вод, в стороне от камнепадных участков. Для отдыха на Б. применяются просторные палатки из капрона, обеспечивающие достаточный комфорт для проживания (возможность переодеться, просушить одежду, приготовить пищу).Желательно иметь теплоизолирующую подстилку (коврик) и многоместные спальные мешки с капроновым верхом. Над палаткой сооружается навес из водонепроницаемого материала. В зависимости от рельефа истепени обводненности места стоянки палатку устанавливают на земле или подвесной платформе (возможно применение свай). Ночлег также можно организовать с помощью гамаков и теплоизолирующих навесов. В комплект подземного жизнеобеспечения входят: светильники, запас продуктов, горелка на бензине, парафине, газе или сухом топливе, кухонная посуда и набор медикаментов. С подземным лагерем устанавливается регулярная телефонная связь.

БИВАЧНЫЙ МЕШОК,

палатка мешок, палатка Здарского, обеспечивает укрытие для 2–4 туристов для отдыха и ночлега в сидячем или лежачем положении. Изготавливается из легкой водонепроницаемой ткани (напр., из прорезиненного капрона). На глухом конце Б. м. делается вентиляц. клапан. Размеры Б. м. примерно 160х200 см, масса от 0,5 до 1,5 кг. В сухую погоду в мешок залезают ногами вперед, оставляя голову открытой; в ненастную погоду мешок надевают наголову так, чтобы клапан находился против лица. Для утепления внутрь мешка вставляют теплоизолирующий чехол.

БЛОК,

приспособление для облегчения усилий при подъеме и (или) транспортировке грузов по натянутой веревке, тросу и т. д. В тур. практике чаще всего используют Б. в виде ролика с желобом по окружности и разъемной обоймой (рис., а), позволяющей накладывать на желоб веревку средней частью.

Блок (а), блок карабин (б), блок тормоз (в) и альпинистский карабин, применяемый в качестве блока (г).

 

Такой Б. навешивается в точке закрепления с помощью альп. карабина. В качестве простейшего Б. (при разовом использовании) обычно служит непосредственно альп. карабин(рис., г). Недостаток его – значит. трение при скольжении веревки и ее повышенный износ. При многократных действиях наиболее удобен блок-карабин (рис., б), конструкция к-рого позволяет навешивать его без дополнит. карабина. Для получения большего выигрыша в силе при транспортировке грузов и людей (напр., на переправах) часто применяют систему из неск. Б. (см. Полиспаст).В спелео туризме, а также во время спасат. работ с использованием тросового снаряжения, как правило, применяется блок-тормоз (рис., в), позволяющий спускать грузы с регулированием скорости вплоть до полной остановки.

БОТЕЛЬ

(от англ. bоаt-mоtеl), предприятие гостиничного типа для обслуживания водных туристов. Обычно располагается на берегу незамерзающего водоема. Имеет сооружения и устройства для техн. обслуживания личных тур. судов, помещение для их хранения (гл. обр. маломерных – лодок и катеров). Функционирует круглогодично. Наряду с ботелями для обслуживания водных туристов имеются ботокемпинги (устроены по типу кемпингов), также оснащенные необходимыми для техн. осмотра и ремонта судов устройствами, но функционирующие сезонно.

БРОД,

1)мелков место реки, озера или пруда, по к-рому при необходимости можно перейти или переехать на лошади, автомобиле с одного берега на другой. Б" к-рым часто пользуются, легко обнаружить по тропинкам и колеям от колес на берегах. Если их нет, проводят разведку: при помощи шеста дл. не менее 1,5 – 2 м промеряют глубину реки в местах наиб. вероятного мелководья. Чаще всего Б. встречается в наиб. широких местах реки или там, где она разделяется на рукава, протоки. Поверхность воды на мелководье слегка рябит и вода в таких местах кажется светлее. У крутых берегов глубина реки обычно больше, чем у пологих. На равнинных реках снебольшой скоростью течения выбирают Б. такой глубины, чтобы уровень воды при переходе реки был не выше, чем по пояс самому низкорослому туристу группы или по брюхо вьючному животному. Горные реки допустимо переходить при глубине только до колена; если воды больше, переход откладывают до времени, когда уровень ее снижается (обычно утром), или организуют страховку. 2) Переход через реку или залив в мелком месте (см. Переправа).

БРОСАТЕЛЬНЫЙ КОНЕЦ,

в водном Т. одно из осн. средств пассивной страховки с берега. Представляет собой капроновый репшнур дл. 25 – 3О м, диам. 6 –8 мм. Хранится в спец. мешке из ярко окрашенного капрона дл. 40 – 45 см и диам. 10 – 12см. На дне мешка укрепляется шайба из пенопласта диам. 10 – 12 см и толщиной 5 см. Конец репшнура пропускается через отверстие в шайбе и дне мешка и фиксируется относительно шайбы наружным и внутренним узлами; к наружному узлу крепится альп. карабин. Свободная часть репшнура произвольно закладывается в мешок. В походном положении из мешка выпускается короткий свободный конец репшнура, а горловина мешка связывается. Перед тем как воспользоваться Б. к., горловину мешка развязывают и, не вытаскивая репшнур, бросают мешок за горловину на аварийное судно, держа репшнур за свободный конец, Карабин используется для крепления репшнура на судне. Масса Б. к. с мешком и карабином 0,5 – 0,8 кг.

Лит.: Снаряжение туриста-водника, М., 1986.

БЫСТРИНА,

стремнина, участок реки, характеризующийся большой глубиной и быстрым течением. Из-за сужения русла реки, наличия на его дне уступов или больших камней, крутого уклона, а также высокой скорости течения в Б. возникают поперечные восходящие и нисходящие потоки, что приводит к образованию в центр. части русла прямых и косых волн стоячих, водоворотов и выбросов водных масс со дна к поверхности. Особую опасность для плавания по Б. представляют водовороты и глубинные выбросы воды. Они возникают неожиданно, кратковременны (2 – 30 с) и кончаются внезапно; их появление в том или ином месте трудно предсказать. Эти струи и водовороты могут изменить направление движения легкого тур. судна (напр., байдарки, надувной лодки), накренить его и даже перевернуть. Известны случаи переворота небольших плотов на Б. рек с мощным течением и большим расходом воды (р. Катунь в нижнем течении, р. Малый Енисей). Переворот байдарки или лодки может произойти также, если члены экипажа, откренивая судно, чтобы противостоять опрокидывающей силе восходящего потока или водоворота, не успевают вовремя прекратить свои действия. При плавании по Б. следует избегать больших глубин, следить за направлением струй в потоке, действия членов экипажа должны быть быстрыми и слаженными.

ВАРОЧНАЯ ПОСУДА,

включает ведра, котелки, кастрюли, скороварки и др. емкости, используемые для приготовления пищи в походных условиях, входит в состав группового снаряжения туристов (см. Снаряжение туристское). В однодневный поход берут одну кастрюлю или ведро – для чая. Для многодневных походов наиболее удобен набор из 3-4 емкостей, подобранных по форме и размерам так, чтобы их можно было вложить друг в друга и тем самым сэкономить место в рюкзаке. Общая вместимость всех емкостей выбирается из расчета 1,5 – 2л на человека. Желательно иметь В. п. небольшой высоты с плоским дном; такая посуда более устойчива, чем, напр., котелки с полусферич. дном. Не рекомендуется пользоваться слишком узкой и высокой посудой – еда в ней варится медленно, а топлива расходуется много. Для подвешивания над костром к кастрюлям и скороваркам приделывают проволочные дужки или цепочки. В широких низких кастрюлях пищу лучше готовить на примусе, т. к. подвешенная над костром такая кастрюля может перевернуться. Желательно, чтобы 8. п. имела крышки; крышку с бортиком можно использовать как сковороду. Дляприготовления пищи на костре или примусе пригодна В. п. из нержавеющей стали (толщ. 0,5 – 0,7мм), сплавов алюминия (0,8 – 1,2мм), белой жести и титана. Нельзя варить еду в оцинкованной или медной нелуженой посуде (при варке в ней образуются токсичные вещества), а так же в эмалированных кастрюлях и ведрах (на костре эмаль трескается, и отскочившие кусочки попадают в пищу).

Очень удобны в походных условиях скороварки, пользование к-рыми сокращает время приготовления пищи и уменьшает расход топлива. Особенно удобны скороварки в горных походах, при пониженном атм. давлении, когда в обычной В. п. вода закипает при темп-ре ниже 1000 С. Выпускаемые промышленностью скороварки тяжелы и недостаточно вместительны. Поэтому туристы предпочитают пользоваться самодельными скороварками из дюралюминиевого бидона с герметичной крышкой, имеющей резиновое уплотнение, жесткие запоры (напр., накидные винты – «барашки»), манометр и предохранит. клапан для стравливания пара. Если В. п.в походе переносят в рюкзаке, тообязательно помещают в матерчатый чехол, чтобы не пачкать другие вещи и сам рюкзак.

ВЕДУЩИЙ,

направляющий, участник группы, первый в походной колонне. Как правило, В. является руководитель группы или назначенный им наиб. опытный турист. Во время похода В. задает темп движению группы, выбирает наиб. безопасный и удобный путь и при необходимости подготавливает его (обычно с помощью напарника) для прохождения остальными туристами (напр., прокладывает лыжню, навешивает страховочные веревки, вырубает ступени во льду), предупреждает идущих следом об опасности и препятствиях на пути, а также сладит за продолжительностью переходов и привалов, подыскивает места для отдыха.

В уч. группах и группах школьников часто бывает несколько В., заранее распределенных по отд. участкам пути. При этом более опытным выделяют сложные отрезки маршрута, с препятствиями или затрудненной ориентировкой. Предварительно В. знакомятся со своими участками по картам, отчетам и путеводителям, обращая внимание не только на техн. особенности маршрута (условия ориентации, естеств. препятствия и способы их преодоления), но и на достопримечательности. Желательно, чтобы каждый участник похода хотя бы раз на маршруте был группу самостоятельно (под контролем руководителя группы).

Обычно В. выдерживает ровный, посильный для всех туристов темп движения. Однако после прохождения препятствия (напр., бревно через ручей, лесной завал), на к-ром обычно группа растягивается, В. снижает скорость, пока все не соберутся. Во время движения он постоянно держит связь с замыкающим, чтобы вовремя остановить группу, если кто-либо отстал. При потере ориентировки В. лучше всего обратиться за советом к товарищам или местным жителям, подняться на ближайшую возвышенность или забраться на дерево и попробовать отыскать знакомые ориентиры, или же отправить на разведку в разные стороны по 2-3чел. на оговоренный (контрольный) срок, аостальным в это время расположиться узаметного издали ориентира чтобы облегчить разведчикам возвращение к группе. Если в группе нет «хронометриста», то В. сам ведет «протокол движения» – фиксирует время выхода на маршрут, прохождения к-л. ориентира или препятствия, когда остановились на привал н когда двинулись дальше.

ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ТУРИЗМ

вид самодеят. Т. – путешествия и спорт. походы на велосипедах. Походы в Вело т. подразделяются на 5 КС в зависимости от протяженности маршрута, продолжительности похода, сложности рельефа, высоты над уровнем моря, характера препятствий и т. д. Напр., маршрут похода 1 КС может проходить по любым дорогам, его протяженность не менее 250 км, продолжительность 6 дней. Маршруты походов 3 КС (протяженность не менее 600 км, продолжительность похода 10 – 12 дней) включает несложные горные перевалы выс. до 1000 м либо песчано-гравийные и грунтовые дороги, полевые и лесные тропы – не менее 40% маршрута. Маршруты походов 5 КС (протяженность св. 1100 км, продолжительность более 16 дней) прокладывают обычно по горным р-нам с преодолением неск. перевалов, по горным тропам и автодорогам на выс. 3000-4000 м. При путешествии по пустыне или тайге маршрут похода 5 КСпрокрадывается через малонаселенную местность,причем не менее 60%протяженности маршрута должны приходиться на естеств.грунтовые дороги и тропы струднопроходимыми участками, бродами завалами, осыпями и др. препятствиями.

Спорт. разряды и звания по В. т. присваиваются велотуристам при выполнении ими соответств. требований и норм Единой Всес. спорт. классификации. Так 3-й разряд по Т. присуждается тем, кто участвовал в велопоходе 1 КС. Для получения 2-го разряда требуется принять участие в походе 2КС и руководить походом 1 КС. Норматив 1-м разрядавключает руководство походами 1 – 3КС и участиев походе 4 КС. Для присвоения звания «Кандидат в мастера спорта» необходимо участвовать в походе 5 КС и провести в качестве руководителя поход 4 КС. Звание «Мастер спорта» присваивается велотуристам, участвовавшим в неск. походах 4 и 5КС и имеющим опыт руководства не менее чемдвумя походами 5 КС (дляженщин – походами 4 КС).

«ВЕРЕВКА»

условная единица длины, равная наиб. распространенной длине осн. веревок (30 или 40 м). Используется в альпинизме и горном Т. для измерения расстояний на участках маршрута с подъемом, спуском или траверсом, где требуется навеска перил или попеременное движение. На таких участках обычно приходится выполнять весь комплекс страховочных действий – от подготовки личных средств страховки (страховочных поясов, жумаров, восьмерок и т. д.) до создания точек закрепления веревки, оборудования позиций для страховки, мест накопления участников и т. д. Применение термина «В.» позволяет лаконично характеризовать трудоемкость прохождения маршрута (напр., «Вертикальные перила на ледовом склоне на 3В.», «Подъем по крутым скалам с попеременной крючьевой страховкой протяженностью 5 В.»).

ВЕРЕВКИ

туристские, являются осн. техн. средством для страховки в тур. походе и передвижения туристов на сложных участках рельефа. Изготовляются из синтетич. (капроновых, перлоновых, нейлоновых) прядей, образующих сердцевину сложной конструкции, к-рая окружена защитной оплеткой, – т. н. плетеные В. (рис. 1).

Для страховки и передвижения туристов на маршруте служат В., называемые основными, имеющие диам, 9 – 12мм и погонную массу 50 – 90 г/м. Испытание прочности и качеств новой В. производится на образцах, отрезанных от бухты (150 – 500 м). В. диам. 11 – 12 мм подвергается 4 рывкам выбрасываемого груза массой 80 кг, В. диам. 9 – 10 мм – 10 рывкам при массе груза 40 кг. Кроме того. образцы доводятся до разрыва при статич. нагрузке (рис. 2).

 

Рис. 1. Конструкция плетеной веревки.

Рис. 2. Схема испытания веревки по методике Международного союза альпинистских ассоциаций

 

В качестве опоры при передвижении, а также длянавески перил лучше применять относительно жесткие В., слабо удлиняющиеся вод нагрузкой; для страховки – более упругие, способные поглощать за счет значит. удлинения (до 3О%) часть энергии рывка в случав падения туриста. В. должна хорошо скользить и завязываться в узлы, быть легкой и удобной в работе, сохранять свои качества в течение длит. эксплуатации. При организации страховки обычно применяют одну (т. н. одинарную) В. диам. не менее 11 мм; на сложных участках маршрута, где возможен срыв со свободным падением, используют двойную В. – две В. одинакового (как правило, 9 – 10 мм) либо разного (напр., 11 и 9 мм) диаметра. При работе с двойной В. обычно подбирают концы разного цвета. Для навески перил могут служить осн. В. любого диаметра. Работая с В., необходимо учитывать, что в узле происходит значит, снижение прочности В. (напр., в узле «стремя» на 40%, вузлах «булинь» и «восьмерка» на 25%).Прочность В. на перегибе в карабине снижается на 30%.Обычная длина одной В. (или, как принято говорить, конца В.) 40 м – условная единица длины, наз. «веревка». Для лыжных, горнолыжных, пешеходных и несложных горных походов достаточно иметь концы В. дл. 25 – 30 м. В сложных горных и спелеомаршрутах применяют В. дл. 45 – 60 м и более. Срок службы страховочной В. в зависимости от интенсивности и условий эксплуатации от 2 до 6 лет. Сохранность В. необходимо проверять перед походом, а также после прохождения каждого участка маршрута, где она могла быть повреждена. В. со значит. повреждениями оплетки или выдержавшую большую динамич. нагрузку нельзя использовать для страховки, а также в качестве опоры при передвижении без дополнит. (страховочной) В. В случае намокания В. просушивают в тени, при сильном загрязнении стирают в теплой мыльной воде с тщательным выполаскиванием, хранят в прохладном, сухом закрытом от прямого солнечного света месте. Чтобы уменьшить намокание, В пропитывают спец. составами. Основные В. переносят смотанными в одинарные или двойные кольца (рис. 3).

Рис. 3. Веревки, смотанные водинарные кольца для переноски через плечо или в рюкзаке (а) в двойные кольца для переноски арюкзаке или за спиной (б).

Для грудных обвязок и «беседок» (см Обвязки страховочные) в несложных походах, для закрепляемых на выступах и крючьях петель самостраховки и петель при навешивании перил, а также вместе с осн. 8. при переправах и спусках, как правило, используется плетеная капроновая В. диам. 6 – 8 мм, наз. вспомогательной или репшнуром, Репшнур выдерживает до разрыва не менее 500 кг статич. нагрузки. Для этой же цели служит плетеная капроновая лента диам. 20 – 3О мм такой же прочности.

В ситуациях, когда применение В. несвязно непосредственно с безопасностью людей (подстраховка рюкзаков и др. предметов снаряжения, увязка грузов и вьюков, сооружение носилок и т. п.), можно использовать любые В. (в т. ч. крученые), а такжеВ. и ленты из сизаля, пеньки, хлопчатобумажные с прочностью на разрыв 100 – 150 кг.

Торможение В. (троса) применяется для регулирования (вплоть до остановки) движения при спуске людей или груза, а также при динамич. страховке. Для торможения В. используют выступы рельефа (рис. 4); карабин, навешиваемый на выступы или искусств. точки опоры Ш (крючья, закладки, ледовый столбик, проушина, снежный якорь, ледоруб и т. п.) непосредственно или с помощью петли (рис. 5и 6); тормозные приспособления без возможности блокировки В. – «шайба Штихта», «лягушка», «восьмерка» (рис. 7); тормозные приспособления, блокирующие В., – «лепесток», бугель Мунтера, «букашки» Кашевника, «рогатка», «решетка», «каталка» (рис. 8); автоматически блокирующиеся фрикционные устройства Петцла и Серафимова (рис. 9); карабинные тормоза (рис. 10), карабины в сочетании с тормозными узлами (рис. 11), а также корпус и руки туриста. Торможение 8., в к-ром принимают участив только корпус и руки, применяется при страховке через плечо и поясницу (см. рис. 4,б и в к ст. Страховка), иногда в качестве дополнит. страховки при спуске спортивным («сванским») способом и классич. «дюльфером». Торможение В. через корпус и руки в сочетании с тормозными приспособлениями используется при динамич. страховке и разл. способах спуска по В.(рис. 12и рис. 13). Для торможения троса, как правило, применяют блок-тормоз (см.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.