Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРИНЦИПЫ ТРЕНИРОВКИ НОВЫХ НАВЫКОВ





В когнитивно-поведенческом тренинге существует ряд принципов и особенностей, которые отличают эту форму тренинга от других.

Из самого названия следует, что тренировка определенных стереотипов поведения базируется на конкретных когнитивных моделях, которые либо специально разрабатываются самими участниками, либо предлагаются тренером. Тренировке навыков поведения часто предшествуют длительные дискуссии по поводу эффективности тех или иных приемов поведения, их уместности или сложности.


42

 

Когнитивно-поведенческий тренинг осуществляется в два этапа. На первом этапе формируется когнитивная основа навыка, на втором она реализуется в ролевой игре или реальном взаимодействии с другими людьми.

Формирование когнитивной основы действия часто занимает довольно много времени, поскольку участники приходят в группу с уже сложившимися привычками поведения и мышления. Часто уже имеющиеся навыки уверенного поведения блокируются исключительно нерациональными мыслями, оценками, ожиданиями и планами поведения. Все эти когнитивные процессы должны быть изменены в ходе тренинга до того момента, как начнется тренировка навыков реального взаимодействия, иначе возникает серьезная опасность того, что сформированные в тренинге формы поведения не будут использоваться в реальной жизни.



Когнитивная основа навыка состоит из целого ряда самых разнообразных процессов. Доступ к одним из них легок, другие представляют собой скорее личностные переменные, меняющиеся с большим трудом.

Принципиально важным делом представляется создание модели нового навыка — сначала в форме схем и описаний, затем в виде реальной модельной демонстрации целевого поведения. Иными словами, в тренинге мы сначала вместе с участниками описываем, как должно выглядеть тренируемое поведение, затем смотрим, как оно выглядит в реальности.

Лишь в том случае, когда все участники прекрасно представляют себе поведение-цель во всех его важнейших компонентах, можно переходить к ролевым играм, которые также строятся по определенному плану и в определенной последовательности.

ПОРЯДОК ПРОРАБОТКИ ОТДЕЛЬНОЙ ТЕМЫ



В рамках разработки отдельной темы в программе желательно использовать одну и ту же последовательность действий. В случае, если тренеру удается ее придерживаться, в группе утверждается определенный ритуал, и тренеру значительно легче управлять группой при разработке следующей темы программы. Труп-


43

 

па привыкает к этой последовательности действий и все инструкции тренера на последующих занятиях воспринимает без излишнего сопротивления.

Формирование когнитивной основы навыка

Без лишних ссылок на очевидные аналогии с работами А. Бандуры, М. Форверга и П. Я. Гальперина скажу только, что ссамого начала в программе предусмотрена детальная когнитивная проработка всех компонентов будущего навыка, с заданием рамок его использования — т. е. с указанием на конкретный тип социальных ситуаций, в которых использование тренируемого навыка будет считаться компетентным. К формированию когнитивной основы навыка активно привлекаются участники группы. На этом этапе закладывается когнитивная основа будущего базового навыка.

Основная цель состоит в демонстрации модели тренируемого навыка. Всем участникам группы должно стать абсолютно ясно, что именно будет требоваться от них в последующих ролевых играх.

Существует несколько способов формирования когнитивной основы навыка в тренинге.

Пустые таблицы.Участники группы заполняют таблицы, содержащие определенные задания, и затем обсуждают полученные варианты. Тренер на доске или большом листе ватмана суммирует предложенные участниками варианты и подводит итоги.

Анализ случаев.Индивидуально, а затем и в группе анализируются различные варианты поведения или реакций на заданную ситуацию с точки зрения схемы тренируемого навыка.



Например: Выберите правильный вариант поведения тренера в следующей ситуации.

Ситуация: Участник в самом начале работы группы заявляет, что ситуации, предлагаемые тренером для тренировки, никуда не годятся, не имеют никакого отношения к реальной жизни, не интересны и т. д.

Вариант 1: Тренер заявляет, что он ведет группу и несет на себе всю ответственность, а потому задача участников - выполнять задания и не рассуждать много...


44

 

Вариант 2: Тренер долго оправдывается и пытается доказать актуальность и жизненность предлагаемых ситуаций...

Вариант 3: Тренер сразу соглашается с критикой и предлагает участнику самому выбрать ситуацию для тренировки...

Выборы участников обсуждаются в группе.

Видеоклипы.Группе демонстрируют заранее подготовленные видеозаписи поведения человека или группы людей в определенных социальных ситуациях.

Демонстрационная ролевая игра.Тренер, ко-тренер (психолог — помощник тренера) или специально подготовленный персонал в группе разыгрывают ситуацию, в которой демонстрируют целевое поведение. (Этот способ имеет то преимущество, что первая обоснованная или необоснованная критика, касающаяся не техники, а сути тренируемого навыка, достается тренеру, а не участнику группы.)

Ролевая игра

Навык тренируется и доводится до автоматизма в специально подобранных ролевых играх с обязательным 2-х или 3-х кратным повторением игры. Очевидный прогресс, который даже без помощи тренера участники группы видят в каждом новом дубле, создает дополнительный мотивирующий фон. Чтобы этот фон не нарушить, первые ролевые игры должны быть простыми (особенно это важно в начале тренинга — при формировании его ритуала): участники первых ролевых игр обязательно должны достичь успеха. Успех в первых ролевых играх включает механизм подражания (Бандура) и поддерживает желание тренироваться у других участников группы.

При проведении ролевой игры желательно соблюдать следующую последовательность действий. 1. Выбор ситуации ролевой игры.

Тренер или участник описывает ситуацию ролевой игры по стандартной схеме, ситуация и отдельные ее компоненты обсуждаются с группой. Ситуация должна быть абсолютно ясна всем членам группы, иначе неизбежны сбои на этапе разыгрывания ситуации.


2. Выбор участника ролевой игры и партнера (партнеров) по ролевой игре.

Вкаждой ролевой игре поведение тренируется лишь у одного участника. Именно относительно его поведения будет осуществляться обратная связь. Все остальные участники ролевой игры выполняют роль партнеров — т. е. помогают участнику в тренировке навыков. На первых этапах, пока это еще не понято участниками, роль партнера может выполнять ко-тренер. Нарушение этого правила часто приводит к тому, что партнер по ситуации начинает соперничать с участником, чрезмерно завышает уровень трудности ситуации и мешает участнику достичь успеха (нарушая таким образом основной принцип поведенческой терапии — принцип подкрепления).

Инструкция участнику.

Тренер громко, так, чтобы это слышали все участники группы, еще раз повторяет инструкцию относительно целевого поведения. Эта инструкция касается конкретных компонентов тренируемого навыка и принципиально должна быть посильна участнику ролевой игры.

Инструкция партнеру (партнерам).

Всамом общем виде эта инструкция звучит так: «Веди себя так, как тебе захочется, совершенно спонтанно, но старайся не создавать чрезмерных трудностей для участника. Твоя задача — дать ему выполнить его инструкцию на максимально возможном для него уровне трудности. (Эта инструкция не обязательно должна быть слышна участникам группы.)

Инструкция группе.

Тренер еще раз повторяет, какие именно компоненты навыка сейчас тренируются и за чем конкретно должны следить члены группы. Иногда группе раздают специальные бланки наблюдения за ролевой игрой, которые структурируют обратную связь.

Ролевая игра.

Участники партнер (партнеры) разыгрывают ситуацию ролевой игры. Тренер может остановить ролевую игру в том случае, если кто-либо грубо нарушает инструкции или ситуация неверно понята участниками ролевой игры.


 

5. Обратнаясвязь от участника(участник ролевой игры говорит, что ему удалось или не удалось выполнить).

Этот этап очень важен, так как дает возможность участнику группы самому отметить возможные недостатки.

Обратная связь от партнера (как он воспринял поведение участника, что он чувствовал и какие особенности поведения участника заметил).

Обратная связь от группы(все члены группы оценивают степень, в которой участнику удалось продемонстрировать целевые компоненты навыка).

Обратная связь от тренера(если участник получил слишком много негативных оценок, тренер находит и отмечает позитивные моменты в поведении участника).

6. Пункты1-5 повторяются два-три или большее количество раз, пока участник не достигнет ясного для него самого и для участников группы успеха.

Если сложность ситуации оказалась слишком высокой или слишком низкой для участника, то описание ситуации и инструкцию партнеру можно скорректировать, меняя переменные ситуации. Если же выполнить инструкцию и в этих условиях для участника сложно, то в качестве партнера в ролевой игре может участвовать тренер или ко-тренер. Его задача в этом случае — так выстроить свое поведение, чтобы тренинг обязательно привел к положительному результату.

Генерализация навыка

Для облегчения трансфера выученных навыков в реальную жизнь необходимо применить продемонстрированный в «модельных» играх навык к реальной жизни каждого клиента. Для этого клиентов просят вспомнить ситуации из своей собственной жизни, в которых тренируемый навык им был необходим, и записать эти ситуации на стандартных бланках. Предложенные клиентами варианты альтернативного поведения анализируются и уточняются группой и затем разыгрываются в ролевой игре по описанной ранее схеме.


47

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.