Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные формы турбизнеса в экономически развитых странах





Применяемая сегодня в Российской Федерации система органи­зационно-правовых форм туристской деятельности, введенная в основном ГК РФ в 1995—1996 гг., в своей основе довольно близка к системам, действующим в таких европейских странах, как Фран­ция, Германия, Испания и др., и в меньшей степени к имеющимся в Великобритании, США, Японии. Сходство это относится и к пе­речню применяемых организационно-правовых форм, и ко многим частным правилам, регулирующим их создание и функционирова­ние, что позволяет зарубежным бизнесменам практически без осо­бой подготовки ориентироваться в многообразии российских тури­стских организаций, а нашим предпринимателям — достаточно уве­ренно чувствовать себя за рубежом. Тем не менее в отношении и структуры системы, и частных правил существует огромное количе­ство различий, серьезность которых варьируется от страны к стране.

Используемые в нашей стране термины, относящиеся к области турбизнеса, как правило, имеют аналоги в других странах — это вполне естественно, поскольку современное российское законода­тельство построено с учетом как современной зарубежной практики, так и богатого отечественного дореволюционного опыта, который, в свою очередь, имел общие корни с мировой практикой того времени.



Вместе с тем сходство терминологии может всерьез подвести того, кто понадеется на полную идентичность понятий (особенно учиты­вая нередко встречающиеся в литературе ошибки перевода).

Сопоставление российского и зарубежных законодательств в области турбизнеса показывает наличие как существенного сходст­ва, так и определенных различий. Рассмотрим некоторые из них.

Во многих европейских и других странах распространены такие понятия, как «частнопредпринимательская турфирма», «партнерст­во» и «корпорация».

Частнопредпринимательская турфирма — аналог российского индивидуального предпринимателя в социально-культурном серви­се и туризме. Это предприятие, владелец которого самостоятельно ведет дела в собственных интересах: управляет турфирмой, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем ее обя­зательствам.

Собственник турфирмы обладает правом найма и увольнения работников, заключает договоры. Преимущество частнопредприни­мательской турфирмы состоит в простоте ее организации, управле­ния, в свободе действий, в достаточно сильной экономической мо­тивации (одно лицо получает всю прибыль). Недостатки такой тур­фирмы — ограниченность финансовых и материальных ресурсов, отсутствие развитой системы внутренней специализации производ­ства и управления, неограниченная ответственность.



Индивидуальная туристская деятельность весьма распростране­на в европейских и других странах.

В ФРГ индивидуальные туристские предприятия представлены достаточно широко; владелец такого предприятия отвечает по его обязательствам всем своим имуществом. Судя по тому, что почти 10% общего количества немецких турпредприятий приходится на эту форму организации капитала, она эффективна.

Аналогичная форма есть во Франции — турпредприятие с огра­ниченной ответственностью, записанное на одного владельца. Здесь тоже есть свои особенности: индивидуальный турпредприниматель не имеет права образовывать несколько предприятий такого рода; турпредприятие с ограниченной ответственностью, записанное на одного владельца, не может стать единственным участником друго­го такого же предприятия.

В США единоличные турпредприятия также получили широкое распространение. Здесь ответственность предпринимателя является неограниченной. Надо отметить исключительную простоту процеду­ры регистрации таких турпредприятий в США. По существу, не тре­буется выполнять какие-либо формальности, связанные с регистра­цией единоличного турпредприятия. Единственный официальный документ — налоговая декларация. Финансовые записи необязатель­ны. Ведение их необходимо прежде всего в налоговых целях. Вместе с тем для занятия некоторыми видами турдеятельности требуются лицензии административных органов соответствующего штата.



В Японии мелкие и средние турпредприятия составляют около 90% общего количества частных турфирм. Владельцы таких тур-предприятий составляют 20% всех трудящихся Японии. Здесь ши­роко применяется подрядная система оплаты труда. Финансируют малые и средние турпредприятия главным образом социальные кредитные кооперативы.

Партнерство (хозяйственные товарищества и общества в Рос­сии) — это турпредприятие (турфирма), организованное несколь­кими лицами, совместно владеющими и управляющими им. Важ­нейшие права здесь принадлежат всем партнерам. Однако может быть турпартнерство и с ограниченной ответственностью, когда на­ряду с основными участниками, полностью отвечающими за дея­тельность турфирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой их вклада в дело (так называемые партнеры с ограниченной ответственностью).

В турпартнерстве легче решить финансовые вопросы, связанные с началом и продолжением деятельности турфирмы. Здесь в боль­шей мере, чем в частнопредпринимательской турфирме, можно ис­пользовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении. Недостаток турпартнерства — разделение функций, вследствие чего могут возникнуть несогласованность действий и даже несовместимость интересов. В результате возникающих проти­воречий или выхода из дела нескольких партнеров появляется угро­за распада турпартнерства.

Во всех странах рыночной экономики товарищества играют ве­дущую роль в туристской деятельности, в том числе связанной с выходом на мировые рынки.

Партнерство распространено в турбизнесе США. Аналогично российскому законодательству здесь есть общее партнерство (пол­ное товарищество в РФ), которое функционирует на основе закона о партнерствах и договора между партнерами. Партнеры имеют равные права на управление и имущество партнерства, несут неог­раниченную солидарную ответственность по обязательствам парт­нерства, оформляют налоговые декларации. Другой организацион­но-правовой формой партнерства в туристском секторе экономики США является партнерство с ограниченной ответственностью (ана­лог в России — товарищество на вере). Здесь имеются две катего­рии участников-партнеров: с полной и с ограниченной ответственностью. Партнеры с ограниченной ответственностью отвечают по обязательствам партнерства только в пределах своего вклада. Следу­ет подчеркнуть, что в таких партнерствах объединяются высококва­лифицированные специалисты для занятия профессиональной ту­ристской деятельностью. Причем обычно это мелкие и средние турпредприятия. Создание турпартнерств требует выполнения неко­торых официальных формальностей: партнеры должны передать в секретариат штата подписанный ими сертификат, содержащий све­дения о роде деятельности партнерства, его членах, структуре капи­тала и др. С налоговой точки зрения положение ограниченных партнерств аналогично общим партнерствам.

Партнерство является также самой распространенной формой турбизнеса в Германии. Основные процедуры, связанные с организацией партнерств, распределением прибыли и убытков и т.д., регулируются законодательством, аналогичным законодательству США и России.

Под корпорацией (аналог акционерного общества в России) по­нимается турпредприятие или турфирма, имеющие форму юридиче­ского лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Это общество, основанное на паях. Приобретая акции общества, отдельные лица становятся соб­ственниками корпорации. Таким образом привлекаются финансо­вые средства огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода в виде дивидендов. Они рискуют только той суммой, которую заплатили при покупке акций. Корпорация существует независимо от ее владельцев-акционеров, что позволяет корпора­ции функционировать относительно стабильно.

К числу недостатков корпорации надо отнести и то, что есть опре­деленные возможности для различного рода злоупотреблений, и то, что мелкие и средние владельцы акций не могут осуществлять сколь­ко-нибудь действенный контроль за деятельностью корпорации.

Наиболее распространенной и универсальной формой турбизнеса в США, Германии, Франции и других странах является именно кор­порация, которая строит свою деятельность в соответствии с уставом и внутренним регламентом. Наличие этих двух документов отличает американскую корпорацию от российских акционерных обществ, где достаточно одного устава. Вместе с тем регламент является внутрен­ним документом корпорации, его не надо нигде утверждать. Устав ассоциации содержит положения, присущие уставам корпораций в большинстве стран мира. Регламент детализирует статьи устава ассо­циации, которые обычно сформулированы в сжатой форме.

В целом многие вопросы организации управления корпорацией решаются в различных странах по-разному, причем способ решения в значительной мере определяется структурой собственности. Так, если в Великобритании и США акционерный капитал в значитель­ной мере распылен, то и проблема привлечения акционеров к уча­стию в управлении компанией там оказывается намного ощутимее, чем в большинстве других развитых стран — ФРГ, Франции, Ита­лии, Испании, Японии, Корее и др., где концентрация собственно­сти намного выше.

Вместе с тем существуют глубинные различия, характеризующие разные подходы к корпоративному управлению, принятые в этих странах. Распространенное в США представление о тождественно­сти корпорации ее акционерам приводит к отсутствию необходимо­сти защиты каких-то особых интересов отдельных групп акционе­ров и, как следствие, к развитию системы унитарных советов ди­ректоров. Напротив, признание необходимости для АО учитывать интересы не только своих акционеров, но и других субъектов, имеющих отношение к его деятельности (поставщики, потребители, работники), служит основной причиной обособления в фирмах, создаваемых в континентальной Европе, исполнительного органа (правления) и наблюдательного совета (совета директоров), пред­ставляющего указанные интересы. Разумеется, американские кор­порации в той или иной степени учитывают интересы всех этих субъектов, но они рассматриваются при этом как внешние по от­ношению к корпорации лица.

Мировая практика не ограничивается рассмотренными выше фор­мами турбизнеса, используя их многообразные варианты и комбинации.

В качестве примера можно привести немецкое коммандитное общество на акциях. В создании такого общества участвует не ме­нее пяти учредителей. По крайней мере один из них (полный това­рищ) несет перед кредиторами неограниченную ответственность по его обязательствам, а остальные участвуют в разделенном на акции уставном капитале как коммандитисты. Правовые отношения пол­ных товарищей между собой и по отношению к коммандитистам, а также к третьим лицам, т.е. их полномочия по управлению общест­вом и представительству, определяются предписаниями законода­тельства о коммандитных товариществах. В остальном же, за от­дельными оговоренными исключениями, для них действуют нормы, установленные для акционерных обществ.

Не меньшего внимания заслуживает коммандитное товарищест­во, включающее товарищество с ограниченной ответственностью в качестве полного товарища, — на его долю приходится свыше 40% общего количества обществ и товариществ в ФРГ.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.