Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды предпринимательства в сфере сервиса и туризма.





Интенсивное развитие туристского бизнеса предопределяет его многообразие. Турбизнес может быть классифицирован по сферам деятельности, формам собственности, количеству собственников и другим признакам.

По формам собственности турбизнес может быть частным, му­ниципальным, государственным. В туристском секторе экономики преобладает частная форма собственности.

По количеству собственников туристская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. Коллективный турбизнес, в свою очередь, представлен организационно-правовыми и организа­ционно-экономическими формами. В числе первых — товарищества, общества, кооперативы и др., вторых — концерны, ассоциации, кон­сорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.

По степени новаторства турбизнес может быть классическим и инновационным.

Классический турбизнес — это традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ре­сурсов, управление объемами производства, где задействованы внешние (ссуды, протекционизм) и внутренние факторы по выявлению резервов туристской организации для повышения рента­бельности, обновления номенклатуры выпускаемых услуг. Такой вид турбизнеса отличается большей степенью предсказуемости, не­жели инновационное предпринимательство. Однако добиться суще­ственных результатов здесь непросто из-за высокой конкуренции.



Инновационный турбизнес — модель предпринимательской дея­тельности, которая сводится к созданию новшеств посредством ис­пользования новых сочетаний традиционных ресурсов. Предприни­матель, занимаясь инновационной деятельностью, стремится идти в ногу со временем. При этом он ориентируется на ускорение темпов научно-технического прогресса, под воздействием которого новые изобретения быстро устаревают. Такой вид предпринимательства требует значительных инвестиций и несет в себе значительную до­лю риска, однако именно при таком ведении дел в данной сфере можно добиться высоких результатов и мировой известности своей торговой марки.

Каждая модель турбизнеса имеет отличительные признаки, но единые сущность, цели и задачи. Кроме того, каждой модели при­сущи черты, определяемые сферой бизнеса.



По сфере и назначению турбизнес можно подразделить на про­изводственный, коммерческий, финансовый, консультационный. Этот признак является базовым, так как определяет саму сущность и специфику турбизнеса.

Виды турбизнеса представлены в Общероссийском классифика­торе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), который создан на основе Международной стандартной отраслевой классификации и Международной классификации ос­новных продуктов, что обеспечивает сопоставимость российских и международных норм и максимальное соответствие законам отрас­левого управления в условиях рынка.

Производственный турбизнес представлен в ОКДП следующи­ми видами деятельности: туроперейтинг, гостиничное обслужива­ние, предоставление услуг общественного питания, транспортное обслуживание, организация досуга, бизнес-обслуживание, оздоро­вительное, образовательное, спортивное и экскурсионное обслужи­вание туристов и др. Коммерция представлена в ОКДП прежде все­го турагентской деятельностью, финансы — страхованием туристов, консалтинг — юридическим обслуживанием туристских организа­ций и туристов.

Это далеко не полный перечень, ибо сферу СКСиТ наряду с вышеназванными аспектами косвенно формируют предприятия го­родского транспорта, дорожные и городские коммунальные службы, организации связи, предприятия по производству товаров на­родного потребления и др

Одновременно на сферу СКСиТ оказы­вает существенное влияние некоммерческий сектор развития и под­держки туризма — общественные туристские организации и объе­динения, некоммерческие партнерства.



Приведенные виды турбизнеса формируют систему предприни­мательства в социально-культурном сервисе и туризме. Дадим крат­кую характеристику основных видов предпринимательства в данной сфере.

Туроперейтинг — основной вид бизнеса, решающий основную задачу туристского предпринимательства — вовлечение организа­ций в сферу туристского обслуживания и обеспечение комплексно­го обслуживания туристов.

Туроперейтинг относится к производственной сфере бизнеса. В данной области создается туристский продукт, который впослед­ствии реализуется самостоятельно туроператором или через турист­ские агентства, представляющие собой обширную сеть розничной торговли. Прибыль в системе туроперейтинга рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации турпродукта.

Туроператорская деятельность — предпринимательская деятель­ность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удов­летворения потребностей туристов в организованном отдыхе.

Для туроперейтинга характерна коллективная форма бизнеса. В туризме действует множество туроператоров в виде мелких и средних предприятий, а также в виде крупных корпораций. Наибо­лее распространенными формами предпринимательства являются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого типа. Выбор таких организационно-правовых форм обос­нован прежде всего ограниченной ответственностью субъектов пред­принимательства и незначительным объемом стартового капитала.

Следует отметить малое количество туроператоров на россий­ском рынке, что существенно сдерживает развитие внутреннего и въездного туризма. Это объясняется рядом причин, и в первую оче­редь низким спросом на внутренние туры со стороны как россиян, так и иностранных граждан.

Турагентская деятельность — это предпринимательская дея­тельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в организованном отдыхе, посредничество в социально-культурном сервисе и туризме. Данная сфера предпринимательства представляет собой обширную сеть розничной торговли.

Турагентская деятельность относится к коммерческой сфере бизнеса. В данной области туристские агентства выступают посред­никами между продавцами и покупателями турпродукта. Прибыль в системе турагентского предпринимательства формируется в виде комиссии от продажной цены тура.

Для турагентского предпринимательства характерны индивиду­альная и коллективная формы бизнеса. Наиболее распространен­ными формами турагенств являются общества с ограниченной от­ветственностью и акционерные общества закрытого типа. Выбор организационно-правовых форм, как и в туроперейтинге, обосно­ван прежде всего ограниченной ответственностью субъектов пред­принимательства и незначительным объемом стартового капитала.

В настоящее время на российском рынке преобладают турагент­ства, которые создаются в виде представительств международных туроператоров. Это объясняется минимумом усилий в организации бизнеса, так как международные операторы предоставляют необхо­димую документацию и реквизит, а нередко и первоначальный стартовый капитал.

В то же время многие туроператоры и турагенты объединяются в ассоциации по интересам (например, Национальная туристская организация). Подобные ассоциации формируют инфраструктуру спроса на туристскую продукцию по регионам России, способству­ют развитию въездного и внутреннего туризма, внедряют междуна­родные стандарты обслуживания в России, формируют единое ин­формационное пространство, а также решают ряд других сущест­венных проблем в социально-культурном сервисе и туризме.

Гостиничная деятельность — это вид предпринимательства с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в услугах размещения.

Гостиничное хозяйство — это база любого тура: размещение в большинстве случаев входит в турпакет. Уровень качества и стан­дарты гостиничного обслуживания, а также количество гостиниц в том или ином туристском центре значительно влияют на возможно­сти приема туристов.

Гостиничная деятельность относится к производственной сфере бизнеса: здесь создаются и реализуются туристам услуги размеще­ния. Прибыль в системе гостиничного бизнеса рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации услуг размещения.

Для гостиниц характерна коллективная форма бизнеса, так как гостиничная деятельность является трудоемкой и требует больших капитальных вложений. В гостиничном бизнесе действует множество малых и средних предприятий, а также крупных корпораций. Наиболее распространенной формой предпринимательства в гости­ничном секторе экономики являются акционерные общества от­крытого типа, что обосновано прежде всего объемом стартового капитала.

Гостиницы классифицируются по уровню комфорта, им на ос­нове сертификации может быть присвоено от одной до пяти звезд. В настоящее время в России максимальный удельный вес в общем составе гостиничной базы составляют гостиницы с низким уровнем комфорта, что оказывает отрицательное воздействие на развитие внутреннего и въездного туризма.

Обслуживание туристов питанием — вид предпринимательской деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли на ос­нове удовлетворения потребностей туристов в услугах питания.

Одной из основных услуг в технологии туристского обслужива­ния является питание. Уровень качества и стандарты ресторанного обслуживания, а также количество предприятий питания в том или ином туристском центре значительно влияют на возможности приема туристов.

Ресторанная деятельность относится к производственной сфере бизнеса. В данной области создаются и реализуются туристам услу­ги питания. Прибыль в системе питания рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации услуг питания.

Для ресторанов и иных туристских предприятий питания харак­терны индивидуальная и коллективная формы бизнеса. В ресторан­ном бизнесе действует множество мелких и средних предприятий, а также крупных корпораций. Наиболее распространенными форма­ми предпринимательства в этом секторе экономики являются об­щества с ограниченной ответственностью и акционерные общества открытого и закрытого типа. Выбор организационно-правовой формы обоснован прежде всего целями бизнеса и амбициями учре­дителей.

Предприятия питания классифицируются по качеству обслужи­вания, им на основе сертификации может быть присвоено от одной до пяти звезд. В настоящее время в России функционируют пред­приятия всех классов, что оказывает позитивное воздействие на развитие внутреннего и въездного туризма в стране.

По мере роста числа туристских поездок растет спрос на услуги и качество питания.

Транспортное обслуживание туристов — предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на ос­нове удовлетворения потребностей туристов в услугах перемещения. Транспорт — неотъемлемая часть любого путешествия. Он упроща­ет и способствует перемещениям туристов. Кроме того, транспорт необходим для экскурсионных целей и для трансферта.

Транспорт относится к производственной сфере бизнеса. В данной области создаются и реализуются туристам услуги перемещения. При­быль в системе транспорта рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации транспортных услуг.

Для железнодорожных, автотранспортных и иных транспортных предприятий характерна коллективная форма бизнеса. Наиболее распространенными формами предпринимательства в транспортном секторе СКСиТ являются общества с ограниченной ответственно­стью, акционерные общества открытого и закрытого типа. Выбор организационно-правовой формы обоснован прежде всего целями бизнеса и сектором рынка.

Ситуацию на рынке транспортных услуг можно охарактеризо­вать как неблагоприятную для развития туризма. Основным нега­тивным фактором на рынке транспортных путешествий является то, что в России на законодательном уровне не урегулированы в доста­точной мере взаимоотношения туроператора с транспортными ком­паниями, а нормы международного туристского транспортного пра­ва вступают в противоречия с национальными правовыми актами, тем самым ущемляются права российских туристов.

Страхование туристов — предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетво­рения потребностей туристов в обеспечении безопасности жизни и имущества. Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ основной формой обеспечения безопасности туристов при временном пребывании за рубежом является страхование. По­этому услуги страхования — это обязательный элемент в техноло­гии туристского обслуживания.

Страхование относится к сфере финансов. В данной области создаются и реализуются туристам услуги страхования. Прибыль в системе страхования рассчитывается на основе разницы между се­бестоимостью и выручкой от реализации услуг страхования.

Для страховых компаний характерна коллективная форма биз­неса. Наиболее распространенными формами предпринимательства в страховании являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества открытого и закрытого типа.

На современном этапе в России для страхования характерны высокие темпы роста. Расширяется ассортимент услуг страхования, повышается качество обслуживания.

Обучение туристов — предпринимательская деятельность, осу­ществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в услугах образования.

Образование относится к производственной сфере бизнеса. В данной области создаются и реализуются туристам услуги образо­вания (лингвистические услуги, умения в области дайвинга и др.). Прибыль здесь рассчитывается на основе разницы между себестои­мостью и выручкой от реализации образовательных услуг.

Для учреждений обучения туристов характерна коллективная форма бизнеса. Наиболее распространенными формами предприни­мательства являются государственные и муниципальные учреждения.

Ситуацию на рынке образовательных услуг можно охарактеризо­вать как благоприятную для развития СКСиТ. Рынок образования представлен в России большим количеством учреждений различного профиля. Спектр образовательных услуг также достаточно обширен.

Восстановление здоровья туристов {курортное дело) — предпри­нимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей туристов в оздо­ровительных услугах. Профилактика заболеваний и восстановление физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека — следующая составляющая СКСиТ. Восстановление здоровья тури­стов базируется на использовании природных лечебных ресурсов в курортных зонах.

Здравоохранение в социально-культурном сервисе и туризме от­носится к производственной сфере бизнеса: здесь создаются и реали­зуются туристам оздоровительные услуги (грязелечение, массаж, фи­зиотерапия и др.). Прибыль рассчитывается на основе разницы меж­ду себестоимостью и выручкой от реализации оздоровительных услуг.

Для учреждений здравоохранения в сфере сервиса и туризма — санаториев, профилакториев, пансионатов — характерна коллектив­ная форма бизнеса. Наиболее распространенными формами пред­принимательства являются акционерные общества открытого типа.

В настоящее время в стране развиваются курорты и курортное дело. На это существует ряд причин: доступность курортных услуг

по цене, обширные климатические, культурные и исторические бо­гатства, большое количество мест для развлечения и лечения.

Экскурсионное обслуживание туристов — предпринимательская деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли на ос­нове удовлетворения потребностей туристов в экскурсионных услу­гах. Экскурсионное обслуживание является частью комплексной туристской услуги. Экскурсия — форма познания и расширения кругозора путем посещения достопримечательных объектов.

Экскурсионное обслуживание относится к производственной сфере бизнеса, здесь создаются и реализуются туристам экскурси­онные услуги. Прибыль рассчитывается на основе разницы между себестоимостью и выручкой от реализации экскурсионных услуг.

Экскурсионные учреждения в чистом виде создаются крайне редко. Наиболее часто экскурсионные услуги предоставляются ту­ристам в комплексе с другими видами обслуживания в рамках дея­тельности туроператоров или турагентств. Это обусловлено низкой стоимостью экскурсионных услуг, что предопределяет целесообраз­ность рассматривать их как дополнительное обслуживание.

Организация досуга туристов — предпринимательская деятель­ность, осуществляемая с целью получения прибыли на основе удов­летворения потребностей туристов в развлечениях. Туризм и досуг — два неразрывно связанных понятия. Индустрия развлечений отно­сительно молодой и интенсивно развивающийся элемент социаль­но-культурного сервиса и туризма. Индустрия досуга формирует личные и общественные потребности, выполняет функции воспи­тания, обучения, повышения культурно-образовательного уровня и организации отдыха людей.

Организация досуга относится к производственной сфере биз­неса. В данной области создаются и реализуются туристам услуги развлечения (участие в аттракционах, просмотр кинофильмов и др.). Прибыль рассчитывается на основе разницы между себестои­мостью и выручкой от реализации услуг развлечения.

Для учреждений досуга (цирков, зоопарков и др.) характерна коллективная форма бизнеса.

В настоящее время в России сфера досуга интенсивно развивает­ся: формируется ее инфраструктура, создаются инновационные раз­влекательные программы. Однако все еще не решены важные про­блемы кадрового обеспечения и состояния материально-технической базы, что мешает развитию внутреннего и въездного туризма.

Краткий обзор видов турбизнеса в зависимости от сферы при­ложения предпринимательских способностей позволяет сделать вы­вод об их интенсивном развитии и значительных перспективах.

 

Индивидуальный турбизнес

 

Туристский бизнес осуществляется в рамках определенной ор­ганизационной формы. Форма турбизнеса — система норм, опреде­ляющая внутренние отношения между партнерами по предпри­ятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с иными предприятиями и государственными органами — с другой.

Все многообразие предпринимательских структур в социально-культурном сервисе и туризме есть проявление видовых различий двух организационных форм предпринимательства: индивидуальной и коллективной.

Выбор формы турбизнеса зависит частично от личных интере­сов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективными условиями: сферой турбизнеса; наличием денежных средств; рыночной конъюнктурой. Факторы, определяющие выбор организационно-правовой фор­мы турбизнеса, условно делятся на общие и индивидуальные.

Общие факторы касаются непосредственно турбизнеса: сложность образования, планируемые масштабы и капиталоемкость избранного вида деятельности, прогнозируемые темпы развития бизнеса, осо­бенности предоставления налоговых и других льгот различным фор­мам бизнеса, государственное регулирование минимального размера уставного капитала предприятий отдельных форм и др.

Индивидуальные факторы имеют непосредственное отношение к самому предпринимателю: имеющийся (возможный) размер старто­вого капитала, индивидуальные особенности предпринимателя (предрасположенность к индивидуальной или коллективной дея­тельности и др.), уровень профессионализма предпринимателя, от­ношение предпринимателя к коммерческим рискам и личной иму­щественной ответственности по обязательствам и др.

Анализ названных факторов позволяет предпринимателю вы­брать организационно-правовую форму индивидуального или кол­лективного турбизнеса в соответствии со своими возможностями в рамках Гражданского кодекса РФ.

Итак, индивидуальный турбизнес. Гражданин в целях извлечения прибыли может учредить турист­скую организацию (юридическое лицо) и получать прибыль от ее деятельности или заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ГТДБОЮЛ).

Индивидуальный турбизнес — деятельность, которой единолично занимается физическое лицо, оно же получает всю прибыль и отве­чает по обязательствам.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься ГТДБОЮЛ в туристском секторе экономики с момента государст­венной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Любой гражданин имеет право вести туристскую деятель­ность, но не всякий способен реализовать это право.

Для приобретения статуса ИП гражданин должен обладать сле­дующими признаками субъекта гражданского права: правоспособностью (способность иметь гражданские права и нести обязанности); дееспособностью (способность своими действиями приобре­тать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их); местожительством.

Осуществлять ПДБОЮЛ в социально-культурном сервисе и ту­ризме могут дееспособные граждане, т.е. те, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество и владеть, пользоваться и распоряжаться им, заниматься организацией туристской деятельно­сти, отвечать за причиняемый вред другим лицам. По общему пра­вилу гражданская дееспособность возникает в полном объеме с на­ступлением совершеннолетия.

Особенность статуса ИП заключается в том, что этот статус гражданин приобретает в результате государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.

Если гражданин уклоняется от государственной регистрации, то он не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществ­лением предпринимательской деятельности.

В то же время необоснованный отказ в государственной регист­рации может быть обжалован гражданином в арбитражном суде. Отказ в государственной регистрации предпринимателю допускается только в случаях несоответствия состава и/или содержания представленных документов требованиям Положения о порядке госу­дарственной регистрации субъектов предпринимательской деятель­ности, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482.

Согласно ст. 23 ГК РФ к ПДБОЮЛ в социально-культурном сервисе и туризме применяются нормы Гражданского кодекса, ко­торые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, актов Президента и Правительства РФ или существа правоотноше­ний. Имущественные споры между индивидуальными предприни­мателями разрешаются арбитражными судами.

Физические лица, осуществляющие ПДБОЮЛ в социально-культурном сервисе и туризме без регистрации, несут ответствен­ность, в том числе и уголовную, в соответствии с законодательст­вом РФ. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства.

Правоспособность, дееспособность и государственная регистра­ция — это необходимые атрибуты для открытия индивидуального турбизнеса.

Однако не менее важными являются плюсы и минусы данной формы предпринимательства.

Сначала отметим преимущества ПДБОЮЛ в турбизнесе. В стра­нах с рыночной экономикой индивидуальные предприниматели составляют подавляющую долю среди всех форм организации турбизнеса, хотя их доля в обороте не столь значима. Единоличное предпринимательство — самая простая форма турбизнеса. Тем не менее распространенность ее обусловлена не только простотой ор­ганизации и оформления, но и рядом имеющихся у нее преиму­ществ: сильной мотивацией, оперативностью и гибкостью.

Являясь единоличным собственником, индивидуальный предприниматель присваивает весь полученный доход, что уже само по! себе является мощным стимулом для инициативной туристской; деятельности. Кроме того, непосредственная причастность к управленческой деятельности не только приносит личное удовлетворе­ние, но и способствует укреплению положения в обществе. Все это создает мощные стимулы для предпринимательских начинаний.

Индивидуальные предприниматели в системе СКСиТ в наибольшей степени приближены к рыночному спросу на услуги. Непосредственно работая с потребителями (туристами) и поставщиками, они способны быстро реагировать на самые незначительные колебания конъюнктуры в туристском секторе экономики. Осуществляя производство в незначительных масштабах, они могут быстро переориентировать его на выпуск более конкурентоспособных услуг. Оперативность и гибкость — важнейшие преимущества ПДБОЮЛ.

Вместе с тем индивидуальный турбизнес имеет существенные недостатки.

Во-первых, отдельный предприниматель не в силах организовать крупное производство туристских услуг, так как его финансо-1 вые возможности ограниченны. Закупая ресурсы небольшими партиями, он вынужден платить более высокую цену за них. Ограни­ченны его возможности и в получении экономии от масштаба производства. Все это оборачивается более высокими издержками производства, что снижает конкурентоспособность индивидуального предпринимательства.

Во-вторых, осуществление одним человеком разных функций — управленческой, снабженческой, финансовой, маркетинговой и кадровой — снижает эффективность руководства в целом как в силу (чрезмерной нагрузки, так и по причинам недостатка знаний. Привлечение же к решению этих вопросов посторонних лиц или организаций ведет к снижению мотивации и рассредоточению ответственности, что нежелательно для предпринимателя. И все же наиболее значительным недостатком индивидуальной формы турбизнеса явля­ется полная хозяйственная ответственность предпринимателя, что делает его заложником своего дела. Ведь в правовом отношении он отвечает не только активами бизнеса, но и всем своим имуществом и в случае неблагоприятного исхода дел может его лишиться. Риск очень высок, и это сдерживает новаторские возможности И П.

Необходимо отметить, что индивидуальный турбизнес в равной степени полезен как для каждого гражданина в отдельности, так и для СКСиТ и экономики страны в целом, потому он заслуженно получил государственное признание и поддержку. Индивидуальные предприниматели включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумно­жает национальный доход и национальное богатство. Малое пред­принимательство в социально-культурном сервисе и туризме явля­ется таким источником развития, от которого Россия не может от­казаться ни сейчас, ни в будущем. Благодаря ему развивается кон­курентная среда, создаются дополнительные рабочие места, актив­нее идет структурная перестройка, расширяется рынок туристских услуг, повышается экспортный потенциал.

Большое значение имеет способность индивидуального турбизнеса расширять сферу приложения труда, создавать возможности не только для трудоустройства, но и для предпринимательской дея­тельности населения, развертывания его творческих сил и исполь­зования свободных производственных мощностей.

Индивидуальный турбизнес снижает социальную напряжен­ность, возникающую в результате роста безработицы, способствует укреплению экономики небольших поселений, сглаживает различия между центром и провинцией, выравнивает интеллектуальный уро­вень и образ жизни населения. В малом турбизнесе кроются боль­шие резервы, которые можно эффективно использовать в России.

Однако вклад индивидуального турбизнеса в социально-куль­турный сервис и туризм и экономику России сегодня явно недоста­точен. Объясняется это рядом причин.

1. Прежде всего следует отметить недостаточную государствен­ную поддержку индивидуального турбизнеса. Сектор ИП — это не­устойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний туристского рынка и остро нуждающаяся в разносторон­ней государственной поддержке. Если в отдельных государствах бюджетное финансирование малого бизнеса — это норма, то в России государственная поддержка единоличных владений изначально сводилась лишь к системе льготного налогообложения.

2. Различные фонды развития и поддержки малого турбизнеса, как правило, реальной помощи индивидуальным предпринимате­лям не оказывают, а они очень нуждаются в информационном обслуживании, подготовке кадров, льготном банковском кредите и в другой помощи.

3. Необходимо отметить незначительную финансово-кредитную поддержку индивидуальных предпринимателей со стороны государ­ства через прямые и гарантированные займы, тогда как государст­венные гарантии и льготные процентные ставки могли бы оказать существенную помощь тем из них, кто начинает свою деятельность в туристском бизнесе.

Все указанное выше приводит к низкой конкурентоспособности индивидуальных предпринимателей в СКСиТ и ограничивает сфе­ры их деятельности. Развитие индивидуального турбизнеса проис­ходит в России в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений, т.е. в торговле и общественном питании. Между тем такой мощный рынок, как сфера туристских инноваций и информации, не осваивается. Это обусловлено недостаточным вниманием государственных структур управления к данным проблемам и отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого инновационного турбизнеса.

Анализ вышеназванных проблем и мировой опыт показывают, что в условиях ресурсной необеспеченности малого турбизнеса важнейшим фактором его существования является организация оп­тимальной сети поддержки, в том числе:

- финансовой — наличие многочисленных доступных источни­ков капитала;

- материально-технической — сдача в аренду и возможность по­купки на льготных условиях средств производства, в том чис­ле зданий и других сооружений;

- информационной — обеспечение возможностей пользования информационными сетями, доступ к базам данных; консультативной — развитие специализированных услуг кон­сультирования, ориентированных на ИП, по вопросам нало­гообложения, страхования, планирования, маркетинга, веде­ния отчетности, оформления патентов.

На создание такой сети направлены сегодня усилия федераль­ного правительства и местных органов власти. Некоторые шаги в данном направлении уже сделаны. Разработаны и представлены к реализации инвестиционные программы поддержки малого турбиз­неса во многих регионах России. К реализации инновационных проектов в сфере малого турбизнеса привлекаются внешние и оте­чественные инвесторы на принципах экономической эффективно­сти и целесообразности. Совершенствуется работа фондов под­держки малого турбизнеса.

Это позволяет ожидать от деятельности малого турбизнеса ре­зультатов, адекватных затраченных усилиям.

 

Коллективный турбизнес

Экономика СКСиТ не может базироваться только на индивиду­альном предпринимательстве. Колоссальные масштабы современного производства туристских услуг обусловлены прежде всего на­личием коллективного предпринимательства, которое способствует процветанию и малого турбизнеса.

Коллективный турбизнес — деятельность, которой занимается предприятие, зарегистрированное в качестве юридического лица.

Предпринимательская деятельность туристских организаций ре­гулируется ГК РФ, устанавливающим правоспособность юридиче­ского лица.

Юридическим лицом признается туристская организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по всем своим обя­зательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица имеют самостоятельный баланс или смету (ст. 48 ГК РФ).

Юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммер­ческие туристские организации. Субъекты этих двух групп имеют свою специфику, связанную с формой организации туристской дея­тельности, формированием доходов и расходов, владением имуще­ством, выполнением обязательств, налогообложением.

Коммерческие туристские организации создаются в целях извле­чения прибыли и могут осуществлять свою деятельность в форме: хозяйственных товариществ и обществ, производственных коопера­тивов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие туристские организации не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели, не распределяют полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме по­требительских кооперативов, общественных и религиозных органи­заций и т.д.

Таким образом, вышеназванные хозяйствующие субъекты име­ют отличительные особенности функционирования, преимущества, недостатки и одновременно единую сущность, функции и роль в экономике СКСиТ и государства.

Туристские организации имеют больше оснований, нежели ин­дивидуальные предприниматели, рассчитывать на успех в бизнесе, поскольку имеют ряд преимуществ перед ними: могут использовать новейшую дорогостоящую высокопроиз­водительную технику; имеют возможность снижать себестоимость и повышать каче­ство туристских услуг, завоевывая в связи с этим высокодо­ходные рынки сбыта; за счет концентрации капитала могут проводить широкомас­штабные маркетинговые исследования, что уменьшает потери на рисковых мероприятиях; способны за счет внутренней специализации и кооперирова­ния повышать общий уровень квалификации персонала, уве­личивать загрузку оборудования, снижать потери на склад­ских и транспортных операциях, рекламе и т.д.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.