Сделай Сам Свою Работу на 5

История возникновения и сущность туристского бизнеса.





ТЕМА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНТРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СКС И Т В УСЛОВИЯХ РЫНКА

История возникновения и сущность туристского бизнеса.

Виды предпринимательства в сфере сервиса и туризма.

Индивидуальный турбизнес

Коллективный турбизнес

Объединения юридических лиц в сфере сервиса и туризма

Основные формы турбизнеса в экономически развитых странах

История возникновения и сущность туристского бизнеса.

Гражданский кодекс РФ позволяет сформулировать определение туристского бизнеса, отражающее его сущность на современном этапе развития национальной экономики. Турбизнес представляет собой инициативную самостоятельную деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от оказания туристских услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке (ч. 3 ст. 2 ГК РФ).

Базовыми характеристиками совре­менного турбизнеса являются:

- самостоятельность хозяйствующих субъектов, которая прояв­ляется в свободном принятии бизнес - решений в рамках пра­вовых норм;

- экономическая заинтересованность субъектов туристского бизнеса (получение максимально возможной прибыли);



- хозяйственный риск и ответственность субъектов туристского бизнеса.

В соответствии с российским законодательством субъектами ту­ристского бизнеса могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица. В настоящее время в России в туристском секторе экономики функционирует множество туристских организаций раз­личных форм собственности и индивидуальных предпринимателей.

Практически во всем мире, в том числе в России, туризм и сер­вис представляют собой зону предпринимательства, а не бюджет­ных перераспределений. Туристские организации (турфирмы, гос­тиницы, рестораны и др.) самостоятельно организуют свою дея­тельность и работают в целях извлечения прибыли. При этом госу­дарство способствует развитию сервиса и туризма, определяя поли­тику в данной сфере и принимая соответствующие законы.

Возможность использования термина «туристская деятельность» определена Законом «Об основах туристской деятельности в Рос­сийской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ. Согласно это­му Закону туристская деятельность — это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Учитывая цели туристской деятельности, можно сде­лать вывод о ее принадлежности к предпринимательству.



Как и любая другая экономическая деятельность, туристский биз­нес в России прошел эволюционный путь развития в соответствии с социально-экономическими периодами (циклами) и в процессе этой эволюции подвергался воздействию экономических теорий Запада.

Средние века. В России предпринимательство, в том числе тур-бизнес, существует с давних времен. Бизнес берет свое начало еще в Киевской Руси — преимущественно в торговой форме и в виде промыслов, т.е. уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры были предпринимателями. Представители торговли время от времени совершали путешествия и пользовались услугами постоялых дворов (старинные аналоги современных гостиниц), трактиров (современных ресторанов), станционных смотрителей (современных транспортных организаций). На этом этапе турист­ским бизнесом занимались частные лица, которые предоставляли путешественникам некоторый спектр услуг с целью собственного обогащения. Здесь собственник и управляющий были объединены в одном лице: предприниматель сам трудился для получения положи­тельного эффекта.

XVIвек. Этот период характеризовался интенсивным развитием торгового предпринимательства как внутри России, так и в международной сфере. Торговля с другими странами приводила к появ­лению посредников, которые выступали в роли представителей производственных предпринимателей за рубежом и получали свою прибыль в форме комиссии за посредничество. В качестве субъектов предпринимательства выступали путешественники. Так, Марко Поло, стоящий у истоков развития торговли Европы с Китаем, много лет пользовался услугами «туристского сервиса» того времени и впоследствии создал гостиничную цепь (гостиницы торговой марки М. Поло представлены на российском рынке), осознавая наличие глобальной потребности в туристском сервисе и высокую доходность туристского бизнеса.



XVIIвек. Наибольшее развитие предпринимательства в России приходится на правление Петра I (1689—1725), когда по всей Руси создаются мануфактуры, бурно развиваются промышленность и транспорт, расширяются международные экономические отношения, а как следствие, наблюдается рост путешествий с торговыми и политическими целями. В качестве субъектов предпринимательства по-прежнему выступают собственники трактиров и постоялых дворов. По мере развития экономики совершенствуется турбизнес. Кроме услуг размещения, питания и перемещения путешественники пользуются также образовательными и медицинскими услугами. В сфере образования, например, туристское предпринимательство имеет преимущественно государственную форму (Петр I обучался сам и повышал квалификацию своих дворян за рубежом).

Необходимо отметить причастность к туристскому бизнесу ду­ховных лиц. Именно им поручалось строительство объектов туризма — замков, общественных зданий, соборов). Туристский бизнес становился все более значимым сектором экономики. Возникали новые формы турбизнеса, повышалась экономическая и юридиче­ская ответственность предпринимателей. Однако размеры прибыли и убытка все больше становились зависимыми от удачливости предпринимателя, нежели от государственной поддержки.

XVIII век. Дальнейшее развитие турбизнеса в России сдерживается существованием репостного права, тогда как в мире наблюдается предпринимательский бум. Широкое развитие получает коллек­тивный турбизнес, расширяется спектр организационных форм предпринимательства, наблюдается становление бизнес-образования, бизнес становится объектом научных исследований, и многие ученые посвящают свои труды предпринимательству.

В России же наблюдается прежняя ограниченность форм турист­ского бизнеса (преимущественно государственный характер между­народного и неорганизованный частный характер внутреннего ту­ризма) и прежний уровень сервиса. В то же время наблюдается не­который рост числа лиц, занимающихся туристским бизнесом, уве­личиваются инвестиции в объекты туристской привлекательности, зарождается туристское законодательство. Однако нетрудно заме­тить глобальный разрыв в уровне развития российского и зарубеж­ного турбизнеса.

XIX век. Серьезным стимулом развития турбизнеса в России стала реформа 1861 г. Отмена крепостного права, строительство железных дорог, реорганизация промышленности, прилив иностранного капитала — это базовые предпосылки высоких темпов роста предпринимательства в сфере сервиса и туризма. В 1890-х гг.в России сложилась материально-техническая база туризма, западные инновации активно внедряются в российскую практику. Однако разрыв между российским и западным турбизнесом все увеличивается.

XXвек. В начале этого века туризм в России стал массовым явлением, а турбизнес приобрел коллективную форму. Экономическая ситуация способствовала интенсивному развитию туристского
бизнеса: создается рынок рабочей силы, открываются частные акционерные банки, развиваются экономические отношения, процветают промышленность и торговля.

Однако после окончания Первой мировой войны и по заверше­нии двух революций — Февральской и Октябрьской — в России взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей, национализи­рованы все крупные предприятия (в том числе туристские организа­ции), экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей. Некоторое оживление в предпринима­тельскую деятельность внесла новая экономическая политика в 1921—1926 гг. Однако с конца 1920-х гг. предпринимательство вновь свернулось, и лишь в 1990-е гг. началась его «реанимация».

В октябре 1990 г. принят Закон РСФСР «О собственности в РСФСР», восстановивший в правах частную собственность, что послужило фактором интенсивного развития всех видов и форм предпринимательства, в т. ч. туристского бизнеса. В декабре 1990 г. принят закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» - первый правовой акт, регламентирующий все виды бизнеса в России. Именно он является основой ныне действующего Гражданского кодекса РФ.

В 1996 г. издается первый узкоотраслевой Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ».Так лишь в конце ХХ в. общество приходит к осознанию важного значения туристского бизнеса экономики.

В субъектах Российской Федерации работают комитеты по защи­те прав предпринимателей, которые претворяют в жизнь данную стратегию и способствуют формированию оптимальных условий для развития предпринимательства в целом и турбизнеса в частности.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.