Рекомендации по развитию гибкости и оригинальности
Гибкость творческого мышления во многом схожа с гибкостью физической. Это означает, что ваш мозг способен плавно и без усилий продвигаться во всех направлениях и под любым углом. Под творческой оригинальностью мышления понимается, насколько отлично оно от других, насколько уникально и необычно. Обдумывая понятие «оригинальности», стоит обратиться к слову «эксцентричность». Что в действительности оно означает? «Экс» — далекий от, «центр» — центра. Так что эксцентричная личность — просто человек, который «далек от центра», то есть «ненормален». В творческом мышлении «быть ненормальным» — самое главное!
Как можно этого достичь?
Существуют три основных способа.
1. Рассматривать все с различных точек зрения.
Нормальный человек зачастую видит все лишь с одной точки зрения — своей собственной. Творческий гений может рассматривать вещи с бесконечного числа точек зрения и под самым разным углом. Эта способность является необходимым качеством гения в столь широко и глубоко различающихся сферах, как поэзия, театральное искусство, образование и лидерство. Эту мысль можно проиллюстрировать несколькими прекрасными примерами.
Исторический пример. Джоди Фостер
Джоди Фостер всю свою жизнь была актрисой — профессия, самое главное в которой—уметь становиться на место других людей. Во время участия в съемках ее первого телевизионного рекламного ролика Джоди исполнилось всего три года, а в возрасте четырнадцати лет она уже была удостоена своего первого Оскара за роль в «Водителе такси». За последние 30 лет Джоди сыграла почти 50 ролей. Наиболее запоминающимися были роль жертвы в фильме «Обвиняемый» и роль специального агента Стерлинга в «Молчании ягнят».
Фостер осмысливала себя не только во множестве различных персонажей. В 90-е годы она сменила свое видение, встав по другую сторону кинокамеры, чтобы заниматься режиссурой и быть продюсером собственных фильмов, заслуживших шумную похвалу критиков. Кроме того, она смотрела на жизнь еще и с точки зрения выпускницы Йеля, матери и проницательной деловой женщины.
Исторический пример. Мария Монтессори
В конце XVIII — начале XIX века удивительную молодую женщину из Италии, Марию Монтессори, буквально осенило. Мария и без того уже отличилась тем, что стала первой в Италии женщиной, получившей медицинский диплом (это случилось всего чуть более ста лет назад). Марию особенно интересовали дети, и именно во время посещений детских садов и начальных школ она поняла то, что в результате ее усилий впоследствии изменило взгляды на образование самых маленьких детей. Она осознала, что все в школах построено и преподается с точки зрения взрослых: столы и стулья слишком большие, грубые и тяжелые; порядок жесткий, правила поведения — армейские! Краски либо отсутствовали, либо были строго официальными; природа никак не проявлялась; молчание было правилом; задавать вопросы запрещалось; чтение, письмо и арифметика были основными преподаваемыми предметами, а творчество вообще отсутствовало!
Мария поставила себя на место 4—5-летних детей и создала для них новую вселенную. В школах Монтессори столы, стулья и парты делались для маленьких детей; классы были яркими и приятными, предметы в них имели различную текстуру и запахи; частью классной комнаты стали растения, аквариумы и домашние животные; движение поощрялось; вопросы приветствовались; юному творческому уму предоставлялись все возможности исследовать, выражать и развивать себя. За счет того, что один человек посмотрел на мир с другой точки зрения, вся система мирового образования начала трансформироваться.
Исторический пример. Александр Македонский
Александр Македонский, бесконечное творчество которого в области военной стратегии и тактики обеспечило ему титул величайшего военачальника и лидера всех времен и народов, обладал даром видения с самых разных точек зрения, причем не только с точек зрения других людей, но и с точек зрения животных. Александру привели огромного жеребца Буцефала. Никому до сих пор не удавалось оседлать и прокатиться на этом животном, и все гадали, удастся ли, в конце концов, Великому Александру, усмирить коня.
Удалось!
В отличие от других, пытавшихся применять к нему грубую силу, Александр попробовал встать на его место. Он понял, что Буцефал боялся лишь одного — своей собственной тени. Поэтому Александр взял коня под уздцы и повернул его мордой к солнцу. Когда тень исчезла и Буцефал успокоился, Александру удалось взобраться на него и «укротить».
Исторический пример. Мартин Лютер Кинг
Великий лидер борьбы за гражданские права чернокожих в 50-60-е годы XX века неустанно боролся за социальную справедливость и отмену расовой дискриминации и сегрегации в Америке, Его харизматическое лидерство и вдохновенные речи поднимали на борьбу десятки тысяч людей в Америке и во всем мире, призывали участвовать в ненасильственных акциях, чтобы пробудить правящие круги.
Кинг убеждал рассматривать вещи с точки зрения другого человека: с точки зрения чернокожих безработных, пытающихся искать работу на тех же условиях, что и белые; с точки зрения бедных белых рабочих/думающих, как прокормить свои семьи; с точки зрения президентов и политиков, пытающихся угодить различным слоям избирателей. Именно благодаря своей способности понимать точки зрения и проблемы других людей он сумел достичь столь многого.
Находите новые взаимосвязи.
Кроме умения видеть все с различных точек зрения, великие создатели были способны разглядеть взаимосвязи так, как до них этого не мог сделать никто. И вновь поясним мысль несколькими примерами.
Исторический пример. Исаак Ньютон
Всем известно, что на открытие закона всемирного тяготения Исаака Ньютона вдохновило яблоко, упавшее ему на голову. Этот общеизвестный миф не вполне точен. В действительности все происходило куда интереснее. Как рассказывал сам Ньютон, эта теория впервые появилась в его голове, когда он увидел падающее (но не ему на голову!) яблоко в то самое время когда смотрел на висевшую в небе Луну. При этом у Ньютона в голове родились простые детские вопросы: «Почему упало яблоко?» и, что еще более важно, «Почему не падает Луна?», «Применима ли та же закономерность, что заставляет яблоко падать, и к Луне?»
Именно исследование данных вопросов в их взаимосвязи послужило искрой, из которой возгорелось творческое мышление Ньютона, приведшее его к разработке теории, и сейчас являющейся основанием современной науки и техники.
Исторический пример. Грегор Мендель
Австрийский монах и ботаник XIX века много времени проводил в монастырском саду, мечтая и рассматривая прекрасные и разнообразные краски цветков душистого горошка, как вдруг ему стала очевидной экстраординарная связь: он заметил, что внешний вид различных цветков зависит от вполне определенных вещей и соответствует простой математической прогрессии. На основе столь простой и блестящей «взаимосвязи» Мендель сумел открыть законы наследственности (почему и с какой вероятностью глаза у вас будут голубыми или карими и т. д.). В конце концов все это вызвало развитие генной инженерии, индустрии, оборот которой сейчас составляет много миллиардов долларов.
Исторический пример. Леонардо да Винчи
Нахождение новых сочетаний было одной из сильных сторон творческого гения Леонардо. Одним из особенно интересных наблюдений оказалось его замечание относительно того, что когда листья осенью падают на землю, они образуют полосы слоев. Более старые, сильнее подгнившие листья образуют более темные слои, а более свежие, недавно упавшие, образуют слои посветлее. Леонардо связал это наблюдение с наличием в геологических обнажениях и на склонах гор слоев различного цвета. И вскоре была разработана одна из базовых концепций геологии!
Все наоборот.
Еще одним интересным способом находить новые комбинации является творческий прием обращения. При обращении вы просто берете нечто уже существующее и рассматриваете его противоположность. Вскоре выясняется, что это приводит к экстраординарно полезным и уникальным результатам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|