Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнение 3.22. Новый взгляд





Цели:

-через постановку творческой задачи стимулиро­вать взаимодействие интеллектуальных, воле­вых, эмоциональных функций;

-способствовать активизации и расширению ра­мок ассоциативного мышления; поощрить возникновение эмоциональной и твор­ческой свободы в группе при решении общей творческой задачи.

Размер группы: не ограничен.

Ресурсы: не требуются.

Время: 30-45 минут.

Ход упражнения

Для этой игры нам потребуется доброволец, готовыйна несколько минут оставить нас, выйдя из ре­петиционной комнаты. За время его отсутствия остальные игроки выберут одного человека. Вернув­шись, водящий игрок должен будет задать группе самые разные вопросы, с тем чтобы с трех попыток определить выбранного группой участника. Но во­просы будут необычные. Они не будут касаться возраста, цвета глаз или телосложения. Все вопросы бу­дут ассоциативно связывать загаданного игрока с са­мими различными понятиями. К примеру, вопросы могут быть такими:

- На какой цветок похож загаданный человек?

-С каким временем года он ассоциируется?

- Если он музыкальный ритм, то какой?

-На какое животное он похож?



- Он — "да", "нет" или "быть может"?

-С каким стилем одежды его можно сравнить?

На каждый вопрос могут отвечать все игроки. В результате ведущий получает целый набор разно­образных ответов-ассоциаций, проанализировав кото­рые, он сможет прийти к некому выводу и назвать имя участника.

Этой игрой тренер дает группе несколько возмож­ностей:

- потренироваться в ассоциативном мышлении;

- развить проницательность и умение анализиро­вать информацию;

- получить метафорическую обратную связь, помо­гающую понять, как воспринимают тебя окружаю­щие.

Завершение: обсуждение игры.

- Кого из игроков было сложнее всего вычислить и почему?

- Какие ассоциации, названные товарищами в хо­де игры, показались вам наиболее точными? наиме­нее точными?

- Что чувствовали загаданные игроки, слыша ком­ментарии группы в свой адрес?

Примечание: эту игру можно проводить двумя способами. Первый описан выше. Второй - соревно­вание на самого проницательного игрока: в этом случае чемпионом станет тот, кому для определения загаданного игрока потребуется меньше всего време­ни или вопросов.



Упражнение 3.23. Монолог

Цели:

-тренировать подвижность мышления как фактор креативного поведения и адекватной самооценки; способствовать активизации и расширению ра­мок ассоциативного мышления; создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.

Размер группы: В идеале - 12-15 человек. Проводить эту игру можно с группой и в 6 человек, и в 30.

Ресурсы: стул.

Время: 15-60 минут, в зависимости от активности участников тренинга.

Ход игры

Сейчас вам придется "влезть в шкуру" какого предмета, лица, явления. Вы сами решите, кого вы захотите пригласить на наш тренинг, но этот некто или нечто должен быть вам хорошо знаком: принадлежать вам, знать вас, являться частью ва­шей жизни. Скажем, вы можете пригласить к нам своего друга, свою маму, свой компьютер, своего босса, свои страхи, свою надежду, свое чувство собственного достоинства, свою подушку, свое детство...

Тот, кто приглашен вами на встречу, начнет с того, что представит нам себя в монологе. Этот монолог, произнесенный от лица выбранного вами героя, должен косвенно рассказать не только о сущности гостя, но и о вас: какие отношения между вами, что гость о вас думает и т.д.

Будет здорово, если, выступая от имени пригла­шенного образа, игроки смогут представить его ак­терски: как он двигается, как и каким тоном гово­рит, его жесты.

После того как монолог завершен, начинается вто­рая часть упражнения - пресс-конференция. Все уча­стники тренинга могут задать вопрос. Сначала гово­рится, к кому обращен вопрос: если к герою моно­лога, то игрок продолжает находиться в образе и от­вечать от имени приглашенного; если же вопрос ад­ресован к игроку, то он выходит из образа и отве­чает на вопросы, сообразуясь со своим отношением к герою монолога.



Завершение

-Как вы чувствовали себя в "шкуре" другого? Считаете ли вы, что ваш монолог отразил образ, вы­бранный вами, и взаимоотношения вашего героя с

вами?

- Какие монологи вам показались наиболее силь­ными, интересными и почему? Обратите внимание что речь не идет о "правильном" или "неправильном" монологе, а лишь о его психологическом и театральном наполнении!

Упражнение 3.24. Сказка, притча, метафора

Цели:

- познакомить участников с притчей, метафорой, сказкой как мощными инструментами, призван­ными стимулировать решение проблем, разви­вать творческий подход, продуцировать новые мысли и образы;

- мобилизовать творческие возможности участни­ков тренинга;

- потренироваться в умении посмотреть на про­блему глазами другого, быть готовыми к стерео­скопичности взгляда на вещи, к многообразию подходов к проблеме;

- потренироваться в создании и использовании ме­тафор, притч, афоризмов.

Размер группы: не ограничен.

Ресурсы; бумага и принадлежности для записей, диска и маркеры для демонстрации примеров.

Время: 40-90 минут.

Ход упражнения

В лингвистике существует закон тесноты стихотворного ряда. Метафора, афоризм, притча - блестящее подтверждение этого закона, в этих жанрах народного и литературного творчества, как и в поэзии, «словам должно быть тесно, а мыслям просторно".

В современной психологической литературе, особенно в пособиях по НЛП, все чаще можно встре­тить обращение к метафоре как катализатору поисков смысла, мощному мобилизующему средству в "мозговых штурмах", когда с ее помощью сложная и запутанная проблема вдруг превращается из дико­го тигра в домашнюю кошку.

К восточным притчам, метафорам прибегают для того, чтобы снять психологическое напряжение, обост­рить творческое восприятие, чтобы восхититься муд­ростью столетий, упакованной в несколько строк.

Но давайте обратимся не к литературе или фоль­клору, а к повседневной жизни. Мы буквально сып­лем метафорами, сами не давая себе в этом отчета! "У меня иная точка зрения", "он состроил в ответ кислую физиономию", "это самое живое воспомина­ние с тех пор..."» "наши перспективы туманны", "возьми себя в руки", "у меня голова раскалывает­ся!", "так они прожили в гармонии", "в тени просто рай, потому что я уже дымлюсь от солнца' ...

Задание 1

- Вспомните и запишите, как минимум, пять ме­тафор, которые основаны:

а) на зрительном образе;

б) звуковом образе;

в) образе действия.

Например:

а) "видеть насквозь", "картина ясна", "у тебя вид трубочиста", "видеть проблему", "вижу, куда ты клонишь", "лебяжья шея";

б) "трещит без умолку", "гармоничная жизнь", "заливается соловьем", "настроиться на нелегкий разговор", "душа поет";

в) "у меня сдали нервы", "дела идут отлично", "влепить выговор", "покопаться в памяти", "он залёг на дно", "качать права", "бить на жалость".

Через пять-семь минут мы послушаем ваши идеи и лучшие из них запишем на доске. Начали работу!

Задание 2

Существуют метафоры, которые для нас весьма привычны, но при внимательном взгляде можно обнаружить в них огромный потенциал для необыч­ной, творческой работы, созданию на их базе поучительных историй.

Разбейтесь на группы по 3-4 человека и в тече­нии 15 минут попробуйте написать небольшой рассказ, сказку, притчу, в основе которой известные метафоры:

-Жизнь человека - поле.

-Желая достичь чего-то, человек карабкается к вершине.

-Свет знаний.

- Карусель жизни.

- Горечь поражения.

Обсуждаем результаты творческого процесса.

Обращаем внимание участников на то, что при создании метафор мы должны ориентироваться не только на игру своей фантазии, но и представлять, будет ли наш образ верно (пусть с определенным многообразием красок и полутонов) понят и интерпретирован другими людьми, иначе метафора останется чисто нашим изобретением и не поможет коммуникации. Представляя другим найти собственное толкование предлагаемого нами образа, мы по сути признаем, что метафора перефразирует ситуацию/проблему, делает ее гораздо более многоплановой, объемной. Давайте посмотрим, удалось ли ним при этом сохранить желаемую идею незамутнённой: работает ли наш образ на обнажение сути вещей, такой, какой мы ее видим, или уводит воображение воспринимающих в сторону, запутывает?

Метафора, сказка, притча хороши тогда, когда во­влекают в свое эмоциональное и семантическое по­ле как можно больше самых разных людей, когда идея, заложенная в образе, настолько понятна, что изменение деталей, подходов, стилей мышления или культурных патернов не разрушает универсальности смысла.

Задание 3

Это задание связано с тренировкой умения подыс­кивать для метафор подходящий контекст - "рам­ку", те различные жизненные ситуации, в которых образ работает с максимальной эффективностью. Как для драгоценного камня важно правильное освеще­ние, дающее возможность оценить блеск и совершен­ство всех его граней, так и метафора "играет" всем многообразием и глубиной смыслов в правильной "рамке". Это искусство потребует от нас и эмоцио­нальной чуткости, и эмпатичности, и большой гиб­кости в коммуникации.

Существует масса целей, для достижения которых мы можем воспользоваться афоризмом, метафорой, притчей, сказкой. Давайте определим и запишем хо­тя бы некоторые из них. Итак, метафора использу­ется нами...

- чтобы продемонстрировать свою оригинальность.

-чтобы занять время.

-чтобы найти повод для беседы.

- чтобы элегантно сменить тему разговора.

- чтобы побудить к новому действию.

- чтобы подвести итоги процесса.

- чтобы ответить на вопрос.

- чтобы представить модель чего-либо.

- чтобы расширить перспективу проблемы/дейст­вия/разговора.

- чтобы привлечь внимание к своей персоне.

- чтобы разнообразить общение.

- чтобы сформулировать идею/задачу/проблему.

Для того чтобы попытаться самим продумать, какая "рамка" будет подходящей для той или иной метафоры, разбиваем группу на новые подгруппы по 3-4 человека и даем каждой подгруппе один-два текста с притчами. Через 20 минут группа (вся или кто-то из представителей) проведет презентацию метафоры: инсценирует перед остальными участниками тренинга ту жизненную ситуацию-контекст, в которой данная подгруппа предлагает воспользоваться историей-метафорой.

Всем остальным участникам после представления придется определить:

- какова была цель работы с метафорой-притчей;

- какую идею пыталась группа представить;

- насколько рамка, инсценированная группой, по­могла выявить потенциал и значение истории-мета­форы;

- удачно ли представление с точки зрения его эмо­ционального влияния на слушателей и зрителей.

Предлагаемые тексты историй-метафор.

 

Притча о лягушках и силе слова

 

Компания лягушек резвилась среди деревьев на опушке леса. Все было прекрасно и весело, пока две лягушки случайно не свалились в глубокую канаву. Скорее даже это была не канава, а яма с почти отвесными краями и глубиной, практически не оставлявшей упавшим шансов на спасение.

Подобравшись к краю ямы, казавшейся им настоящей пропастью, остальные лягушки кричали своим несчастным товарищам:

- Все, друзья, не тратьте сил понапрасну. Смири­тесь со своей участью и... прощайте навсегда!

Два лягушонка все же упорно противились наме­рению похоронить их с такой легкостью. Цепляясь за стенки ямы, они пытались придвинуться хоть чуть-чуть повыше и прыгали, прыгали, прыгали вверх, но тотчас падали вниз.

- Не суетитесь, у вас нет шансов выбраться оттуда! Умрите достойно, подумайте о вечном, ведь ваши прыжки попросту смешны!

В конце концов после многих сотен прыжков одна из лягушек свалилась на дно бездыханной. Товарищ по несчастью посмотрел на распростертое на дне ямы тело и продолжил свои прыжки с удвоенной энергией.

- Приятель, это нелогично, - кричали прыгуну (свесившиеся с краю ямы лягушки. - Сохрани силы на достойный уход из жизни!

...Прыжок, еще прыжок, и еще, и еще. Вдруг лягушонок, размахивая во все стороны лапками, взлетел над краем ямы и плюхнулся в траву. Его тот- час же окружили остальные лягушки. Они изумлен­но смотрели на чудом спасшегося товарища, некоторые тёрли глаза, не веря тому, что видят перед собой, другие же сразу занялись расспросами:

-Как тебе это удалось?

-Что-то невероятное! У тебя есть какая-то особая система? Ты обязан поделиться с нами своей методикой выживания!

-Ты что, не слышал, как мы кричали тебе, что нет шансов выскочить? Зачем же ты прыгал?

Спасшийся от верной смерти лягушонок смотрел на обступивших его товарищей и знаками отвечал им, что он... от рождения глухонемой. К сожалению, он не слышит, о чем ему так эмоционально расска­зывают друзья, но он, безусловно, благодарен товари­щам за заботу. Без той неоценимой поддержки, ко­торую они оказали упавшему, с риском для жизни свешиваясь с края ямы и подбадривая его криками, он не нашел бы в себе сил преодолеть усталость и отчаяние. Ему так хотелось оправдать надежды това­рищей, что он просто совершил невозможное!

 

Цель (индийская притча)

 

Дрона был великим мастером стрельбы из лука. Масса людей приходили к нему, чтобы научиться у Мастера меткости. Однажды, повесив на дерево ми­шень, он обратился к ученикам с вопросом, что каж­дый из них видит вокруг.

-Я вижу дерево, на котором Мастер закрепил ми­шень, - так ответил первый из учеников.

- Среди сада, по которому гуляют павлины, стоит освещенное солнцем дерево, на одном из ветвей которого Мастер повесил средней величины мишень, - так сказал следующий ученик.

-Я вижу учеников, смиренно готовых выслушать советы великого Мастера, установившего перед ними мишень на небольшом дереве в центре сада, -проговорил третий ученик.

Дрон подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил у него, что он видит.

- Я не могу видеть ничего, кроме мишени, - ответил ученик.

- Только такой человек и может стать попадаю­щим в цель! — сказал Мастер, повернувшись к ос­тальным ученикам.

 

Кормить или нет?

 

Однажды мулла пришел в зал, чтобы обратиться к верующим. Зал был пуст, только в первом ряду сидел молодой конюх. Мулла не знал, как посту­пить, поэтому он обратился напрямую к конюху:

-Как, по-твоему, должен ли я начать говорить, хотя, кроме тебя, в зале абсолютно никого нет?

Почесав в затылке, конюх с уважением к духов­ному лицу ответил:

- Господин, я человек простой и неученый. Единственное, что я скажу: когда я прихожу в конюшни и вижу, что все лошади разбежались и только одна осталась в стойле, я кормлю ее...

Мулла оценил ответ по достоинству и начал проповедовать. Больше трех часов длилась проповедь, в которую мулла вложил всю душу. Отдышавшись по­сле окончания речи, он вновь обратился к конюху в надежде получить одобрение услышанному.

-Ну что, понравилась тебе моя проповедь?

- Простите, господин, я человек простой и неуче­ный. Но я знаю, что если я прихожу в конюшню и нахожу в стойле лишь одну лошадь, то я все равно её накормлю. Но я никогда не дам ей всего корма, который предназначался для всех лошадей...

Как сказать то, что сказано?

 

Один богач проснулся однажды утром в сильном волнении. Ночью ему приснился сон, как будто он один за одним теряет все свои зубы. Расстроенный, господин потребовал к себе лучшего толкователя снов. Тот явился, выслушал рассказ и сообщил:

- Господин, сон несет нам печальную весть: один за другим уйдут из жизни все близкие тебе люди!

...Толкователь снов был выброшен на улицу да еще и побит палками. Взамен первого нашли богачу другого толкователя. Тот явился во дворец, вы­слушал рассказ и сказал:

-Прекрасные известия для господина, да продлит­ся жизнь твоя! Сон говорит о том, что ты переживешь всех своих близких.

Богач остался доволен ответом и отпустил толкователя снов с полным кошелем золотых монет.

Слуги, бывшие свидетелями обеих встреч, в недо­умении обратились к предсказателю с вопросом, по­чему, сказав богачу то же самое, он выходит из двор­ца с наградой, в то время как его предшественник был изгнан и бит.

-Все зависит от того, как сказать то, что сказа­но, - ответил мудрый человек и покинул дворец.

 

Что делать, когда мучает жажда?

 

Рассказывают, что однажды корабль, бороздивший морские просторы, попал в жуткий шторм. Все на­вигационные приборы вышли из строя. С палубы смыло в воду бочонки с питьевой водой. Уже через несколько дней скитаний в открытом море матросы стали страдать от жажды. Вдруг в нескольких мет­рах от корабля появилась яхта. С корабля на яхту срочно передали сигнал:

- Умираем без воды, спасите!

С яхты ответили:

- Бросьте ведро в воду там, где вы находитесь!

Матросы на корабле решили, что над ними издеваются - никого не спасет от жажды соленая мор­ская вода. Но все же они решили еще раз попросить о снисхождении и помощи:

- Пришлите нам пресной воды, мы умираем от жажды!

И вновь тот же ответ с яхты: "Бросьте ведро в море в том месте, где находитесь!"

Наконец, капитан корабля, чертыхаясь, приказал бросить в море ведро. Каково же было удивление команды, когда на борт подняли ведро кристально чи­стой и вкусной воды. Оказалось, что в этом месте было сильное течение из устья большой реки.

 

Бабочка

 

В одном селении жил великий мудрец. Слава о его мудрости была так велика, что из разных стран стекались к нему люди за советом. Но был один человек, которому не давала покоя слава мудреца. Ре­шил он доказать всем, что не так уж умен тот, ко­торого почитают как мудрейшего из мудрых. Решил он придумать такой вопрос, ответ на который даже ниш мудрец не мог бы найти.

Пошел человек на луг, поймал бабочку, посадил ее среди сомкнутых ладоней и решил:

- Спрошу-ка я мудреца, какая бабочка находится у меня между ладоней: живая или мертвая? Скажет живая - я сомкну руки, бабочка и умрет. Ну, а если скажет, что мертвая, я разожму ладони, и бабоч­ки вспорхнет в небо. Тогда-то все и поймут, кто из нас умнее.

Пришел человек к мудрецу со своим вопросом:

- Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?

Тот подумал и ответил так, как может ответить только мудрец:

-Все в твоих руках!

 

Суть обучения

 

Однажды ученик пришел к Мастеру и спросил его:

-Ты рассказываешь нам всякие поучительные ис­тории из жизни, но никогда не объясняешь, что же они значат. Почему?

- А когда ты отправляешься на рынок, чтобы ку­пить апельсинов, просишь ли ты продавца, чтобы он; попробовал их вместо тебя, оставляя тебе лишь кожуру? - ответил Мастер.

 

Взаимность

 

Ученик беседовал с Мастером, а потом замолк и спросил учителя:

- Скажи, зачем ты выслушиваешь все мои рас сказы? Неужели тебе интересно знать, как я понимаю то, чему ты учишь меня? Разве не лучше сберечь драгоценное время учителя, чтобы напиться изисточника его мудрости?

-Я учитель, ты - мой ученик. Но ты - тоже учитель, а я - твой ученик. Свеча не может освещать только саму себя!

 

Личный пример

 

Рассказывают, что однажды к Ганди пришла женщина с просьбой, чтобы он повлиял на ее сына: тот несмотря на свой избыточный вес, без конца ест сахар.

- Приходите ко мне через полмесяца, уважаемая, - ответил Ганди.

Женщина удивилась, но ушла домой, а через пол­месяца появилась снова в доме у Ганди. Ганди посмотрел на ее сына и сказал:

- Мальчик, перестань есть сахар!

Мальчик поклонился и вышел из комнаты. Тогда мать повернулась к Ганди и спросила, зачем этому мудрому человеку потребовалось две недели, чтобы сделать такое несложное внушение ее сыну.

- Полмесяца назад я тоже любил поесть сахар, - ответил женщине Ганди.

 

У кого проблемы?

 

На берегу реки, у лодочной станции сидит компа­ния мужчин, работников прокатного пункта. Они, попивая пивко, отдыхают, травят анекдоты. Вдруг один протягивает руку к мегафону и кричит:

- Лодка номер девяносто девять, не отплывайте далеко от берега!

Выполнив свой долг, мужчина возвращается к то­варищам и продолжает беседу. Через некоторое вре­мя он вновь кричит в мегафон:

- Лодка № 99! Просил же вас - двигайтесь в сто­рону берега!!

И вновь пивко, оживленная беседа, анекдоты, смех... Еще через 20 минут тот же лодочник кричит и том же направлении:

- Лодка 99, вы что же, меня не слышите?! Двигайтесь к берегу!

- Вася, а у нас нет на базе лодки номер девянос­то девять, - подает голос один из членов компании.

- Лодка № 66! У вас что, проблемы?! - несется над рекой уже знакомый нам голос.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.