РАЗДЕЛ 1 . ПРОДУКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЛНОПОЛУШАРНОГО МЫШЛЕНИЯ
Развитие творческого мышления
Учебно-методическое пособие
г. Тверь 2013г.
УДК 316.6
ББК 88.4
Л...
Образовательный научный центр «Институт эргономики и социально-экономических технологий»
Автор-составитель Львов В.М., Костецкий В.Э.
Развитие творческого мышления. Учебно-методическое пособие для Вузов, 2013- ....стр. ISBN.....
Рассмотрены предмет, цели и задачи такой учебной дисциплины как оценка и развитие творческого мышления, в том числе известные концепции, принципы, технологии (методы, тесты, упражнения, рекомендации) разных авторов.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности», «Организационная психология», «Психология труда», «Эргономика», студентов других технических и гуманитарных специальностей.
ББК 88.4
ISBN..... В.М. Львов, Костецкий В.Э.2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 5
РАЗДЕЛ 1. ПРОДУКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЛНОПОЛУШАРНОГО МЫШЛЕНИЯ 8
Тема 1.Основные составляющие творческого интеллекта 8
Тема 2. Основные особенности «левополушарного» и «правополушарного»
мышления в историческом ракурсе 10
Тема 3. Общие рекомендации по развитию полнополушарного мышления 12
Тема 4. Основные составляющие творческого интеллекта и их развитие 15
Тема 5. Умственные карты, как средство развития полнополушарного мышления 17
Тема 6. Природные задатки и их развитие 19
Тема 7. Креативность и её взаимосвязь с интеллектом 20
Тема 8. Духовный интеллект и развитие креативности и продуктивности 28
Тема 9. Рефлексия и её связь с креативностью 30
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 35
Тема 1. Основные составляющие и характеристики творческого мышления 35
Тема 2. Основные этапы становления творческого мышления 40
Тема 3. Абнотивность как интегративная характеристика творческого
педагогического мышления 45
РАЗДЕЛ 3. ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРОБЛЕМ 48
Тема 1.Динамика развития методов решения сложных задач в условиях
неопределенности 48
Тема 2 . Основные положения и определения системного анализа сложных
проблем 60
Тема 3. Функционально - системный анализ процесса обоснования путей
создания высокоэргономичных человеко-машинных комплексов (ЧМК) 71
Тема 4. Особенности метода мозгового штурма 79
Тема 5. Особенности метода номинальных групп 82
Тема 6. Особенности метода эвристических приёмов 82
Раздел 4. Психологические Методы повышения эффективности деятельности специалистов 85
Тема 1. Психотехнологии нейролингвистического программирования (НЛП) 85
Тема 2. Психогеометрия 91
Тема 3. Технология оценки «стиля мышления» 93
Тема 4. Технология оценки организационной культуры
Тема 5. Технологии оценки готовности к риску при принятии рискованных 115
Решений 128
РАЗДЕЛ 5. ПСИХОДИАГНОСТИКА 142
Тема1. Школьный тест умственного развития 142
Тема 2. Тест для определения характеристик мышления 147
Тема 3. Диагностика интеллекта при помощи методики Г. Айзенка 148
Тема 4. Тест П. Торренса «Диагностика невербальной креативности»
(упрощенный вариант) 150
Тема 5. Тест П. Торренса «Диагностика невербальной креативности»
(расширенный вариант) 153
Тема 6. Вербальный тест дня исследования уровня креативности. Тест разработан
П. Торренсом 175
Тема 7. Тест С.Медника «Диагностика вербальной креативности», адаптированый А.Н.Ворониным 175
Тема 8. Тест на ассертивность и шкала ассертивности 186
Тема 9. Диагностика способности к ассертивности 188 Тема 10. Самоактулизационный тест (САТ) 190
Тема 11. Методика диагностики индивидуальной меры развития рефлексивности 204
Тема12. Диагностика самоактуализации личности (САМОАЛ) А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина 206
Тема 13.Тест Вишняковой Н. «Креативность» 214
Тема 14. Тест «Каков ваш творческий потенциал?» 222
Тема15. Опросник Кашапова М.М., Ракитская О.Н."Определение творческой активности личности» 225
Тема16. Опросник Кашапова М.М., Зверева А.А. «Мотивационно-когнитивного компонента абнотивности» 226
Тема17. Опросник Кашапова М.М., Адушевой Ю.А. «Абнотивность преподавателя высшей школы» 227
Тема18. Опросник Кашапова М.М., Дьяченко Е.В. «Определитель доминирующего уровня проблемности при решении педагогических задач» 229
Тема 19.Опросник Кашапова М.М., Киселева Т.Г. «Выявление ситуативного
/надситуативного уровня педагогического мышления» 231
Тема 20.Опросник Кашапова М.М., Карачевой И.А. «Диагностика ведущего типа реагирования» 234
Тема 21. Батарея тестов «Творческое мышление» 236
Тема 22. Опросник креативности Джонсона 248
РАЗДЕЛ 6.УПРАЖНЕНИЯ 251
Тема 1. Упражнения по развитию воображения 251
Тема 2. Упражнения по развитию интуитивного мышления 254
Тема 3.Упражнения для развития креативности 258
РАЗДЕЛ 7.РЕКОМЕНДАЦИИ 291
Тема 1. Рекомендации по развитию креативного мышления 291
Тема 2.Рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций 292
Тема 3.Рекомендации по развитию ассертивности 293
Тема 4. Рекомендации по развитию творческого интеллекта 295
Тема 5. Рекомендации по развитию лидерства 324
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 327
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 329
Приложение. Бланки для оценки противоречий в различных сферах
жизнедеятельности. 330
ВВЕДЕНИЕ
Любая личность является субъектом труда в какой-то производственной среде и субъектом жизнедеятельности в быту. Перед ней постоянно возникает проблемы, которые характеризуются высоким уровнем сложности и неопределенности. Кроме этого на личность почти постоянно действуют стрессовые факторы. Для того, чтобы решить эти проблемы личность должна обладать творческим мышлением, которое само по себе не формируется. Такая база знаний, на основе которой, формируется творческое мышление должна, как правило, приобретаться и осваиваться в Вузе. Причем этот процесс должен происходить в образовательной среде на любых факультетах, как гуманитарных, так и технических.
Творческое мышление присуще личностям, которые имеют высокий уровень таких общих способностей, как интеллект, креативность и рефлексивность. Если к ним добавить обучаемость, то указанные 4 способности образуют взаимосвязную систему, лежащую в основе когнитивной подструктуры личности [1]. При этом каждая способность является «самостоятельной» по отношению к трем другим и базовой по отношению к более частным способностям. Проблема формирования творческого мышления входит в круг более глобальной проблемы-проблемы творчества, которое издавна волновало человечество[5].
Проблема творчества издавна волновала человечество. Она является актуальной и в настоящее время в силу своей таинственности, нераскрытости, гносеологической трудности. Истоки и пути человеческого творчества неисповедимы. Творчество обладает качеством эзотерического знания, то есть знания тайного, внутреннего, личностного, непонятного для других, скрытого, не имеющего вербальных форм выражения на уровне его процессуального исполнения. Среди многообразных качеств человеческого сознания наиболее интригующей и загадочной является его способность к творчеству — к приобретению принципиально нового знания о человеке, окружающем его мире и способах его преобразования, знании, которым не располагали предшествующие поколения, которое надо добыть, а не получить в готовом виде от своих предшественников и современников.
Именно неутомимая жажда творчества ведет к развитию не только индивидуальной личности, но и способствует прогрессу общества в целом, становлению человеческой культуры. В свою очередь продукты эвристической деятельности в виде произведений культуры или высоко художественной окристаллизованной духовности снабжают людей новой силой, освещающей путь человечества к новым горизонтам, к истине и совершенству.
В отечественной и зарубежной психологии существуют различные мнения относительно качеств, присущих творческой личности. Творческую личность изучали отечественные и зарубежные психологи: С. Л. Рубинштейн, В. И. Андреев, Д. Б. Богоявленская, Н. И. Кругликов, А. Н. Лук , И. М. Розет, М. Арнаудов, П. Вайнцвайг, К. Тейлор, Э. Торренс, Л. Холл и др.
В числе свойств, отличающих творческую личности выделяют следующие[2]:
1.Перцептивные особенности (необыкновенная напряженностъ внимания, восприимчивость, впечатлительность), интеллектуальные особенности (интуиция, фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний), характерологические особенности (уклонение от шаблона, оригинальность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность) (Я. А. Пономарев);
2. Доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская творческая активность, выражающаяся в способности к обнаружению нового, в постановке и решении проблем; возможности достижения оригинальных решений, возможности прогнозирования и предвосхищения, способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки (А. М. Матюшкин);
3. Интеллектуальная активность, интегрирующая в себе умственные и мотивационные факторы (Д. Б. Богоявленская);
4. Зоркость в поисках проблем, способность к свертыванию длинной цепи рассуждений, «боковое» мышление, цельность восприятия, готовностъ памяти, гибкость мышления, способность к оценочным действиям, легкость генерирования идей, беглость речи, способность к доработке, легкость ассоциирования, наличие чувства юмора (А. Н. Лук);
5. Мотивационно-творческая активность в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей (В.И. Андреев);
6.Способность совершать действия, выходящие за рамки обычных явлений, но не противоречащие законам природы, наличие чувства грядущего, богатство фантазии и интуиция, интерес к новому и необычному (П. Торренс);
7.Независимость и самостоятельность, склонность к риску, активность, любознательность, неудовлетворенность существующим, нестандартность мышления, готовность принимать решения, стремление к признанию, внутренняя мотивация, готовность к росту (К. Тейлор. Э. Роу);
8. Способность замечать и формулировать альтернативы, проявлять фантазию, умение ставить вопросы и избегать поверхностных формулировок, упорство, независимая позиция, готовность к риску, хорошее чувство юмора, активный интерес к изучаемой проблеме (А. Матейко);
9. Стремление к самореализации, поглощенность делом как призванием, аутентичность личности, уверенность в своих силах, инициативность и гибкость, критичность и высокая степень рефлексии (А. Маслоу);
В трактовке психолога Я. А. Пономарева творчество предстает как «взаимодействие, ведущее к развитию» [3]. Творческий акт, включенный в контекст интеллектуальной деятельности, рассматривается им через призму соотношения осознанных и неосознаваемых механизмов по следующей схеме: на начальном этапе постановки проблемы проявляет активность сознание, затем - на этапе решения - бессознательное, а отбором и проверкой правильности решения на третьем этапе занимается сознание.
Еще Л.С. Выготский (1997), писал, что «кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и другой род этой деятельности, а именно - деятельность комбинирующую или творческую..».
В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творческостью) (Туник, 1997). Креативность проявляется в быстроте, гибкости, оригинальности мышления, в богатом воображении, чувстве юмора, приверженности высоким эстетическим ценностям, умении детализировать образ проблемы. Существенным условием актуализации этой способности является самообладание и уверенность и себе.
Традиционно понятием «творчество» («креативность) обозначают создание нового и культурно-значимого продукта, обнаружение нового в постановке и решении проблем (Гилфорд, 1967; Торренс 1966; Матюшкин, 1972).
В российской психологии общепринятым является определение творчества как деятельности, порождающей нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Неважно, в каком виде творчества это проявляется: научном, техническом, художественном и др.
В нашем учебном пособии рассматривается творческий интеллект как продукт полнополушарного мышления, ркекомендации по развитию полнополушарного мышления, основные составляющие творческого интеллекта и их развитие креативность и её взаимосвязь с творческим мышлением и интеллектом, рефлексивность и её взаимосвязь с креативностью (1 раздел).
Во 2 разделе выделены особенности творческого мышления, а именно основные составляющие и характеристики, основные этапы становления, а также такая характеристика педагога, как абнотивность, которая необходима ему для развития креативности обучаемых.
В 3 разделе рассматриваются эвристические методы решения сложных проблем в условиях неопределенности, в том числе иррациональности и рациональные методы, основные положения системного анализа сложных проблем, функционально – системный анализ процесса обоснования путей создания высокоэргономичных человеко-машинных комплексов.
В 4 разделе приводятся психологические методы повышения эффективности деятельности специалистов, к которым отнесены психотехнологии нейролингвистического программирования, психогеометрия, технологические оценки «стиля мышления», организационной культуры, готовности к риску при принятии рискованных решений.
Пятый раздел посвящен известным методам психодиагностики характеристик интеллекта, творческого мышления, креативности (вербальной и невербальной), ассертивности (уверенности в себе), творческой активности, творческого потенциала, развитие рефлексивности, абнотивности преподавателя. Шестой и седьмой разделы содержат упражнения и рекомендации для оценки и развития творческого мышления, креативности, рефлексивности, лидерства.
РАЗДЕЛ 1 . ПРОДУКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЛНОПОЛУШАРНОГО МЫШЛЕНИЯ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|