Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы государственной политики в области образовательных стандартов





Изложенное выше в целом позволяет сформулировать основные принципы государственной политики в сфере образовательных стандартов.
1. Охрана с помощью стандарта качества общего образования в Российской Федерации, недопущение его снижения. Создание условий постоянного повышения качества образования для полноценного развития личности, продолжения образования, интеграция личности в национальную и мировую культуру.
2. Создание посредством государственных образовательных стандартов условий равных возможностей осуществления права граждан (обучающихся) на образование, соответствие стандартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллективов, занимающихся образовательной деятельностью.
3. Взаимное согласие общества и государства в области разработки, принятия и исполнения государственных образовательных стандартов. Конкурсность разработки, демократический характер обсуждения, принятие стандартов как государственной нормы на основе общественного согласия.
4. Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить зафиксированный стандартом, достаточный для полноценного образования уровень образования. Обязанность обучающихся соответствовать требованиям стандарта в части их учебных достижений.
5. Обеспечение государственного контроля и ответственности за полноценность образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственных образовательных стандартов.
6. Гуманистический характер содержания стандарта, ориентированность на свободное развитие личности, человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе.
7. Единство образовательного пространства Российской Федерации. Развитие национально-региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства.
8. Обеспечение посредством стандарта защиты обучающихся от некачественного обучения, а педагогических работников — от необъективной оценки их труда.



Статус государственного стандарта общего образования



Высокая миссия стандарта как государственной нормы, установление которой отнесено к компетенции Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ), т. е. высших органов законодательной и (или) исполнительной власти, требует четкого определения статуса стандарта и его места в системе нормативно-правовых документов системы образования.
Поэтому первым и, возможно, самым существенным моментом в характеристике статуса стандарта должна стать констатация того, что в системе существующего законодательного поля системы образования стандарт становится единственным нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования.
На основе (с учетом) образовательного стандарта проводится разработка:
· примерных (базисных) учебных планов и программ;
· технологий оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;
· положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям;
· экспертизы учебников для общеобразовательной школы;
· методики аттестации педагогических работников в части соответствия уровня подготовки их выпускников требованиям государственных образовательных стандартов;
· контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках национальной системы оценки качества образования;
· подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.



Раздел II

МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(основные компоненты и структура компонентов стандарта)

Общие положения

Анализ опыта разработки стандартов в нашей стране и за рубежом, учет социально-политических и географических особенностей территории России, общих тенденций развития системы отечественного образования позволяют достаточно уверенно выделить ту совокупность норм и ориентиров, которые наиболее важны для представления в качестве нормативов. Среди них:
1. Требования к структуре основных общеобразовательных программ.
2. Требования к результатам общего образования (к результатам освоения основных общеобразовательных программ).
3. Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.
4. Характеристика Фундаментального ядра содержания общего среднего образования.
5. Модель системы оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ.
6. Модель системы социализации и воспитания обучающихся.
7. Физиолого-гигиенические требования к организации образовательного процесса.
8. Требования к учебно-материальной базе школы, к квалификации педагогических работников, системе информационно-методической поддержки образовательного процесса и другим инфраструктурам системы образования.
Иерархия и структурированный перечень документов, отражающие целостное представление о системе федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и ее функционировании, схематически представлены на рисунках 1—4.
Государственные стандарты общего образования рассматриваются как обобщающий свод положений общегосударственного характера, обеспечивающих конституционные права граждан на получение общего образования.
Исходя из необходимости выбора оптимальной общности описания для стандартов общего образования устанавливается уровень общекультурного описания, понимание которого не требует специальных профессиональных знаний. Иными словами, из содержания стандартов предлагается исключить вопросы, которые уместно обсуждать лишь специалистам, сосредоточив содержание на принципиальных широких вопросах общего образования. Тем самым целевые установки общего образования, заданные стандартами, окажутся понятными широкой общественности, которая сможет принять участие в их обсуждении и согласовании.
Аналогичным образом в содержание стандартов предлагается не включать вопросы, относящиеся к педагогической реализации стандартов. В частности, стандарты не должны устанавливать образовательные технологии, методы, приемы и средства обучения, содержать организационные, медицинские и финансовые ограничения образовательных программ, регулировать формы и способы получения образования. Решение этих задач следует регламентировать подзаконными актами, иными нормативными и рекомендательными документами, которые дополнят образовательные стандарты и обеспечат их исполнение.
Выделяются ведущие функции стандартов, согласно которым государственные стандарты общего образования:
· задают целевые установки и условия осуществления общего образования;
· обеспечивают многообразие образовательных возможностей в условиях единого образовательного пространства;
· определяют универсальный характер, общекультурную и фундаментальную направленность общего образования;
· являются основой нормативной регуляции общего образования.
Анализ опыта разработки стандартов в нашей стране и за рубежом, учет общих тенденций развития системы отечественного образования позволяют достаточно уверенно определить пакет документов, которые наиболее важны для представления в качестве нормативов.
Этот пакет естественным образом разделяется на две группы. Первую из них образуют документы, регулирующие результат общего образования и процесс его достижения, вторую — документы, определяющие условия получения общего образования. В каждой из рассматриваемых групп выделяются ведущие документы, фиксирующие наиболее существенные положения. Для первой группы это «Требования к структуре основных общеобразовательных программ» и «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ»; для второй — «Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ». Эти документы имеют достаточно общий характер и для своего восприятия не требуют специальных профессиональных знаний.
Настоящий проект концепции предлагает в качестве государственных стандартов общего образования второго поколения рассматривать три компонента: «Требования к структуре основных общеобразовательных программ», «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ» и «Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ» (см. рис. 3).
Требования к структуре основных общеобразовательных программ представляют собой рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования.
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой операциональное описание целевых установок общего образования.
Требования к условиям реализации основных образовательных программ представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых и рекомендуемых для обеспечения образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов образования.
Другие нормативные, инструктивно-методические и рекомендательные документы, конкретизирующие и дополняющие ведущие компоненты стандарта, образуют систему их нормативного, инструментального, технологического и информационно-методического сопровождения (см. рис. 4). Обсуждение этих документов требует направленной профессиональной подготовки его участников.
Предлагаемый состав ведомственных нормативных и инструктивно-методических документов, дополняющих и обеспечивающих стандарты, представлен на рисунке 2.
Весь пакет нормативных и рекомендательных документов — собственно стандарты и примыкающие к ним дополнительные нормативы, обеспечивающие исполнение стандартов, — разрабатывается комплексно и представляет единое целое. Это обеспечивается общим координационным руководством разработкой и исполнением стандарта со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.