Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ - см. СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНАЯ.





ГЕНДЕРНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИЙ- традиционно сложившееся неравномерное распределение мужчин и женщин в пределах определенных профессий, имеющее следствием гораздо меньшую профессиональную специализацию женщин, чем мужчин. Существует ряд профессий, в которых доля женщин очень высока, тогда как в других профессиях она чрезвычайна низка. Например, в Британии почти 2/3 женской рабочей силы приходится на 10 видов профессий, тогда как мужская рабочая сила распределена более равномерно. В Беларуси в середине 1990-х доля женщин среди работников бухгалтерского учета превышала долю мужчин в несколько десятков раз, среди медицинского персонала - в 10 раз, в группе педагогических работников в 5 раз, среди работников культуры - в 3 раза. В России в середине 1990-х женщины составляли 81 % служащих. В торговле, связи, общественном питании, здравоохранении доля женщин среди занятых достигла 71-89%, причем во всех отраслях народного хозяйства их зарплата была ниже мужчин. Принятые женщины, как правило, занимают более низкие уровни в профессиональной иерархии. Так, в Британии женщины составляют 3/4, а среди профессионалов высокого уровня их менее 10 %. В пределах отдельных профессий (и в развитых западных, и в постсоциалистических странах) также наблюдается тендерное неравноправие. Например, в Британии в середине 1970-х женщины составляли 90 % ря-



довых учителей, тогда как среди старших преподавателей их было 57 %, зарплата женщин в госсекторе составляла около 70 % от среднего заработка мужчин, в частном секторе -58 %. В Беларуси в середине 1990-х 2/3 всех женщин, занятых в народном хозяйстве, были служащими, из них руководителями - только 1/7 (среди мужчин - более 2/5).

Если в современных западных государствах Г.Р.П. обычно связывают с более низким образованием женщин, то в современной России, Беларуси уровень образования работающих женщин выше, чем уровень образования работающих мужчин, что, однако, не меняет неэффективного характера использования женского труда. У женщин чаще имеет место несовпадение высокого уровня образования с более низким статусом занимаемой должности, на долю женщин приходится большая часть неквалифицированных работ. Не существует общепринятого объяснения существования профессиональной тендерной сегрегации и неравенства вознаграждений за труд. Однако многие исследователи считают, что кроме фактора образования на тендерное разделение труда влияет более низкий уровень квалификации женщин и трудности его повышения, их двойная занятость на работе и дома, снижающая конкурентоспособность женщин, более низкий спрос на женские профессии, боязнь безработицы, вынуждающая многих женщин соглашаться на малооплачиваемую и неинтересную работу. Отмечается и негативная роль, которую играют усвоенные женщинами патриархальные социогендерные стереотипы, закрепляющие тендерное неравенство в области труда.



Л. Г. Титаренко

ГЕНДЕРНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА- распределение видов деятельности и ролей между мужчинами и женщинами, базирующееся на признаке пола. Следствием этого разделения сложились понятия "мужской и женский рынки труда", т.е. явное предпочтение, отдаваемое мужчинам при заполнении вакансий на первичном рынке, для которого характерны более высокая зарплата, возможность профессиональной карьеры, повышение квалификации, гарантированная занятость. Рабочие места вторичного рынка труда с более низкой зарплатой, незначительными возможностями продвижения по службе и повышения квалификации, негарантированной занятостью обычно заполняются женщинами. Например, в США отмечена четкая закономерность: мужчины, как правило, включены в первичный, а женщины во вторичный рынок труда. Как полагают исследователи тендерных проблем, склонность женщин к частой смене рабочего места является выражением их биологии и личностных качеств, а скорее, следствием того, что им обычно предлагают худшие виды работ на вторичном рынке труда. Когда женщинам удается получить хорошее место работы на первичном рынке, они меняют его не чаще, чем мужчины. Таким образом, Г.Р.Т. является в значительной мере результатом дискриминации женщин на рынке труда (когда работодатели не в состоянии применять к мужчинам и женщинам одинаковые критерии), на рабочем месте (когда работники-мужчины выдвигают требования, направленные на



поддержание неравного положения женщины), в семье (когда "двойная" занятость женщин и традиционные семейные роли не стимулируют их к достижению высоких показателей на работе или заставляют их работать неполный рабочий день). Как показал Дж.О. Нейл. несмотря на наличие закона о равной оплате труда в Великобритании, более низкая оплата труда женщин в 10-25 % случаев связана с их дискриминацией. Э. Гидденс (см.) отмечает, что в эмпирических исследованиях труда женщин и мужчин используются разные объяснительные модели: "модель труда" для мужчин и "модель пола" для женщин.

Л.Г. Титаренко

ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ- междисциплинарная исследовательская область, концептуальный проект феминизма, в рамках которого реализуются новые возможности, связанные с использованием тендерного подхода, для анализа властных взаимозависимостей и иерархий, структур власти и подчинения, систем доминирования. Г.И. стали развиваться с начала 1980-х внутри феминистской мысли в области истории, антропологии, психологии, языкознания, литературоведении, переместив акцент с исследований женщин 1970-х (женская история, психология женщин) на изучение тендерных отношений, включающих как женщин, так и мужчин. От женских исследований ("women's studies") Г.И. отличает иной исследовательский интерес. Для женских исследований, особенно в 1970-х, было важно указать и демонстрировать различия между мужчинами и женщинами, выявлять и распространять информацию о женщинах, и, таким образом, создать фундамент для дальнейшего теоретического анализа. Получив толчок для своего развития от женских исследований, в Г.И. акцент переместился от изучения неравноправного специфического положения женщины, обсуждения и осуждения патриархата к исследованию более широкого социального контекста, анализу тендерной системы. Развитие "man's studies", "gay/lesbian studies", "queer studies" стали ключевыми для переноса акцента в соответствующих исследованиях с женщин на механизмы функционирования властного дискурса. С этого момента и начинаются Г.И., включившие в свою область также проблемы конструирования маскулинности и сексуальности.

И. Р. Чикалова

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ- упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной тендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей. Г.С. - это взгляд и оценка, которые, как правило, основаны на тендерных предубеждениях, на сексизме (см.), а не на рациональном знании. Поэтому Г.С. редко поддаются коррекции, для их изменения требуются весьма значительные промежутки времени, часто жизнь поколений.

Термин "стереотип" был введен в 1922 американским социологом У. Липпманом для описания процесса формирования общественного мнения. С тех пор термин успешно при-

г

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

меняется для характеристики любого устойчивого образа, который складывается в общественном или групповом сознании, использование которого во многом "облегчает" людям восприятие новой информации. Г.С. изучаются преимущественно в тендерной социологии и психологии при характеристике особенностей тендерного восприятия других людей, новой информации, а также поведения. Социолог, изучая Г.С, присущие той или иной группе, может составить довольно точное представление о тендерной культуре этой группы, сделать прогноз тендерного поведения в социально значимой ситуации.

Г.С. исторически сформировались в традиционной патриархальной культуре, которая отводила главную роль в социальной, экономической и политической жизни мужчине. Основной, ключевой принцип стереотипного изображения представителей мужского тендера (см.) - выделение его пола как важнейшей, ключевой социальной характеристики, как ведущего статусного показателя, определяющего доминирующее положение мужчин в системе властных отношений. Сама принадлежность к мужчинам делает любого представителя этой тендерной общности более высоко ценимым в общественном мнении (см.), нежели любого представителя противоположного тендера.

Г.С. передаются в процессе социализации (см.), причем ранние периоды играют важнейшую роль: здесь дети начинают подражать взрослым, имитировать их поведение, опираясь на традиционные характеристики мужских и женских ролей. Дети получают соответствующее подкрепление в зависимости от того, насколько верно они моделируют эти роли, формируют понятия о мужественности и женственности. Семья и школа формируют Г.С, а последующая жизнь просто закрепляет их.

Г.С. используются людьми в познавательном процессе и выступают регуляторами их поведения на бессознательном уровне. Г.С. могут служить когнитивными образами-схемами, управляющими процессом восприятия информации и ее обработки в сознании человека. Так, в повседневной жизни любой человек имеет набор упрощенных схем, сложившихся в культуре и воспринятых из нее индивидом в процессе социализации. Тендерная схема - стереотип восприятия человека по принципу пола - исходит из того, что все люди, принадлежащие к одному полу, похожи друг на друга, имеют существенное сходство в неких важных аспектах их жизнедеятельности. Такая тендерная схема может использоваться для дискриминации представителей женского пола наряду с другими социальными категоризациями - раса, этническая принадлежность. Однако экспериментально было доказано, что ген-дерная категоризация - самая сильная и используется чаще других. В некоторых случаях Г.С. может стать стигмой.

Г.С. могут играть негативную роль в трудовой и политической сферах: согласно Г.С, женщины больше интересуются семьей, чем работой или политикой, поэтому женщине труднее получить продвижение или занять общественную должность, чем мужчине.

Как и всякий социальный стереотип (см.), Г.С. предельно обобщает качества лиц, принадлежащих к одному полу. Сле-

дование стереотипному восприятию приводит к неточному восприятию личности, к запоминанию только той информации о ней, которая соответствует усвоенному ранее стереотипу. Так, по данным ряда исследований, пол ребенка прямо влияет на то, как его воспринимают взрослые: мальчиков чаще запоминают и характеризуют как активных, агрессивных, даже если они не проявляют подобных качеств в конк-терных наблюдаемых случаях. В исследованиях электорального поведения доказано, что кандидата-женщину чаще воспринимают как плохого оратора, проигрывающего кандидату-мужчине в дебатах, даже если они говорят одно и то же. Психологами было установлено, что люди чаще категоризуют друг друга по полу, нежели по другим социально-демографическим признакам, а также тот факт, что находящегося в тендерном меньшинстве человека окружающие чаще всего будут оценивать именно по биологическому полу, а не по профессиональным или иным качествам. Именно поэтому в предвыборных кампаниях критическое внимание аудитории привлекают редкие кандидаты-женщины: их оценивают куда строже по всем параметрам, чем мужчин.

В детском возрасте, на ранней стадии социализации, тендерная категоризация играет большую роль в моделировании поведения детьми. Исследования показали, что дети чаще и охотнее проявляют интерес к моделированию действий, характерных для их собственного тендера, и таким образом получают и закрепляют информацию о социальных ролях, якобы предписанных культурой и природой (а по сути социально сконструированных) мужчине и женщине.

Г.С. часто приводят к созданию в сознании ложных связей между тендером и теми или иными качествами, навыками или формами поведением людей. Так, основываясь на стереотипе о том, что женщины меньше склонны к математике, чем мужчины, можно приписывать всем женщинам нелюбовь к этой науке, установить так называемые иллюзорные корреляции (между полом и успехами в математике, бизнесе и т.д.).

Прочность Г.С. ведет к тому, что даже получение информации, в корне противоречащей стереотипу, далеко не всегда ведет к их разрушению.

Психологи полагают, что действия на основе Г.С. могут вызвать к жизни так называемые самореализующиеся пророчества, о которых писал Р. Мертон (см.): например, мужчина, уверенный в том, что женщины не могут хорошо водить машину, и заявляющий об этом своей жене, сидящей за рулем, может вывести ее из равновесия и тем самым спровоцировать аварию. Подобные пророчества часто самореализуются в семьях, где партнеры оценивают друг друга в соответствии с Г.С. и ведут себя, заведомо ожидая стереотипного поведения от другого.

Г.С. широко используются в массовой культуре, особенно в голливудских фильмах с традиционными образами беззащитных сексуальных красавиц-женщин и мужественных защитников-суперменов. Те же стереотипы представлены i народном творчестве, мифологии. :

Л. Г. Титарент

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии

Г

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ(лат. generalis - общий, главный) -1) в широком смысле - подчинение частных явлений общему принципу, экстенсивное развитие процесса; 2) логический прием, предусматривающий полную (сплошную) или неполную (несплошную) элиминацию и верификацию элементов из класса К, образующих репрезентативную (т.е. в достаточной степени точно отражающую структуру класса, разнообразие его состава, особенности всех его элементов) систему, последующее вероятностное обобщение результатов верификации и переход к описанию состояния класса К. Научная нестатистическая (неколичественная) и научная статистическая (количественная) индукции, в основе которых лежит данный прием, предполагают верификацию присущности свойства Р специально отобранным объектам (выборке) класса X (генеральной совокупности). Репрезентативность выборки обеспечивается как можно большим количеством элементов, что объясняется законом больших чисел, согласно которому закономерности, касающиеся массовых явлений, обнаруживаются при достаточно большом числе наблюдаемых случаев; 3) метод познания, который позволяет на основании выделения множества элементов, имеющих однотипную характеристику (генеральной совокупности), и выбора единицы анализа изучать массивы (системы) этих элементов. Генеральная совокупность включает в себя элементы, соответствующие рабочему определению данного элемента. Признаки и свойства, придающие неповторимость и исключительность элементу совокупности, элиминируются. Происходит формализация объекта (генеральной совокупности) и единицы анализа системы. Например, в социологии разработан анализ социального благополучия (единица анализа) городской семьи (элемент генеральной совокупности - "городская семья").

Метод Г. противостоит выборочному методу исследования, позволяющему делать заключения о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности на основании изучения некоторой ее части.

СВ. Воробьёва

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ- полная совокупность объектов, имеющих отношение к изучаемой проблеме. В социологических исследованиях в качестве Г.С. чаще всего выступают совокупности индивидов - население (города, страны и т.п.), социальная группа (молодежь, безработные, бизнесмены и т.п.), аудитория средств массовой коммуникации (СМК) и др. Однако во многих случаях Г.С. могут состоять из более крупных элементов (объектов) - семей (до-мохозяйств), академических групп, предприятий, религиозных общин, отдельных населенных пунктов или государств и т.п.

Корректное определение Г.С. и ее характеристик чрезвычайно важно для выбора дизайна исследования - стратегии построения репрезентативной выборки (см.). Важнейшими характеристиками Г.С. являются ее объем и доступность элементов для определения.

С точки зрения объема, принято выделять конечные и бесконечные Г.С. Это деление является чисто техническим, оно обусловлено особенностями процедур оценивания объема

и ошибок репрезентативной вероятностной (случайной) выборки. Конечными считаются Г.С, численность которых сопоставима с объемом выборки. Если объем выборки превышает несколько процентов от численности Г.С. ошибку выборки необходимо оценивать с поправкой на объем Г.С.

Бесконечными называются Г.С, объем которых, по сравнению с объемом репрезентативной случайной выборки, несоизмеримо велик. Строго говоря, все Г.С в социальных науках конечны (даже если их численность составляет несколько миллиардов), однако на практике Г.С. можно считать бесконечной, если объем выборки, обеспечивающий приемлемый уровень ошибки, не превышает I -2 % от ее численности. Иногда понятие бесконечности связывают непосредственно с объемом Г.С, например, более ста тысяч объектов,

Г.С, принадлежность к которым очевидна или легко устанавливается, называются конкретными. Для конкретных Г.С. несложно определить объем и получить относительно полный список их элементов - основу выборки (см. Выборки основа).Например, список совершеннолетних жителей города можно получить в адресном столе, а списки студентов крупного города - в университетах. Если конкретная Г.С. очень велика (например, население страны), списки могут быть получены для всех ее структурных частей. Построение репрезентативной выборки случайной (см.) для конкретных Г.С. технически всегда возможно; проблемы могут возникнуть в связи с недостатком времени, квалифицированного персонала или материальных ресурсов.

Г.С, принадлежность к которой можно установить только в результате целенаправленных процедур или специальных исследований, называются гипотетическими. К таким Г.С. относятся, например, аудитории СМК (нельзя узнать, видел ли человек конкретный рекламный ролик, если не спросить его об этом), любители определенных видов аквариумных рыбок, эксперты по узкой проблеме и т.п. Для определения объема некоторых гипотетических Г.С. также необходимы специальные исследования. Возможность построения репрезентативной выборки случайной (см.) для гипотетичных Г.С. большого объема во многих случаях представляется проблематичной.

О. В. Терещенко

ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ ПАРАМЕТР-

статистический термин, применяемый для обозначений любой количественной характеристики генеральной совокупности (см.). Математическое ожидание (см.), дисперсия (см.), вероятность (см.) положительного ответа, коэффициент корреляции между двумя случайными величинами (см.) являются Г.С.П. Аналогичные характеристики выборки (см.) называются статистиками выборочными (см.).

О.В. Терещенко

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.