Сделай Сам Свою Работу на 5

АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И КЛИНИЧЕСКАЯ БЕСЕДА





Протокол

Дата обследования___________________________________________

Ф.И.О. ребенка_______________________________________________

Число, месяц, год рождения __________________________________

Наличие фактора актуального и/или семейного левшества (правша, лев
ша, амбидекстр, левшество в семье)___________________________

Жалобы родителей (законных представителей)__________________

Отношение (реакции) ребенка к своим проблемам _______________

Наличие навязчивых вредных привычек_________________________

Состав семьи (члены семьи) ___________________________________

Место работы родителей (образование, проф. статус)___________

Мать________________________________________________________

Отец_________________________________________________________

Социальная среда (ребенок воспитывается дома, мамой, бабушкой, д/с,

ясли, дет/дом и т.п.)________

Семейный анамнез: хронические заболевания (органов дыхания, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, аллергические, эндокринные, онкологические, нервно-психические и др.), алкоголизм, профессиональные вредности, интоксикации, наркомания, склонность к депрессивным реакциям:

Мать(материнская линия)______________________________________

Отец(отцовская линия)________________________________________

Течение беременности: какая по счету_________________ , возраст матери , отца



в начале данной беременности

Предыдущие беременности закончились (мед. аборт, выкидыш ранний,

поздний, смерть ребенка, роды) (указать, сколько лет назад))______

Течение беременности: токсикоз (слабый или выраженный), анемия, неф-ропатия, инфекционные заболевания, резус-конфликт, отеки, повышенное артериальное давление, кровотечения, угроза выкидыша (указать срок), ОРЗ, грипп, мед. лечение (амбулаторное, стационарное)

1 -я половина беременности __________________________________

2-я половина беременности ___________________________________

Роды:

какие по счету___ , на каком сроке___ (в срок, преждевременные, за
поздалые);
самостоятельные, вызваны, оперативные (плановые, вынужденные).


156 Введение в нейропсихологию детского возраста

Родовая деятельность началась: с отхождення вод, со схваток___

Родовспоможение: стимуляция, капельница, механическое выдавлива
ние плода, щипцы, вакуум, кесарево сечение, наркоз_____________

Длительность родов__ (стремительные, быстрые, затяжные, длитель
ные, нормальные)

Длительность безводного периода__ . Шкала Апгар______________



Ребенок родился в головном, ягодичном, ножном предлежании
Вес___ , рост ребенка___ . Ребенок закричал (сразу, после отсасыва
ния слизи, после похлопывания, проводилась реанимация)_______

Характер крика: (громкий, слабый, запищал)____________________

Цвет кожи (розовый, цианотичный, синюшный, белый) ____________

Имели место: обвитие пуповины вокруг шеи, короткая пуповина, узловая пуповина, кефалогематома, перелом ключицы, зеленые околоплодные

воды и т.п.__________________________________________________

Диагноз при рождении: родовая травма, асфиксия в родах (степень), пре-натальная энцефалопатия, гипертензионно-гидроцефальный синдром,

гипотрофия (степень) и т.п. ___________________________________

Первое кормление: на__ сутки, грудь взял активно, вяло_________

Выписаны из роддома на___ сутки, позже из-за матери, ребенка, пере
веден в отделение недоношенных, больницу
Стационарное лечение: заключение после стационара (лежал вместе с

матерью, отдельно)__________________________________________

Вскармливание до года: грудное, до мес., искусственное с___ мес.,

смешанное с__ мес.

Развитие ребенка до года: для ребенка характерно двигательное беспокойство, срыгивания (часто, редко), нарушение сна и бодрствования, др.

Отмечались: гипер- или гипотонус, вздрагивания, тремор ручек, подбо
родка, «тянул голову назад», др. ______________________________

Моторные функции: голову держит с_ мес., сидите____ мес., ползает

с___ мес., ходит с___ мес., ходит самостоятельно с__ мес.

Речевое развитие: гуление с__ мес., лепет с__ мес., слова с__ мес.,

фраза с__ мес.

До года переболел: простуды, инфекционные заболевания, аллергичес
кие реакции и др._____________________________________________



Лечение: амбулаторное, стационарное с матерью или отдельно___

Специальное лечение: массаж, седативное, микстура, др._________


Глава 4. Нейропсихологическая диагностика и консультирование 157

Наблюдались ли трудности в овладении следующими навыками: пользо
вание горшком, самостоятельная ходьба, самостоятельная еда, самосто
ятельное одевание/раздевание, автономное засыпание, др._______

Причины трудностей: госпитализация, переезд, развод, рождение второ
го ребенка, смерть близких, др._________ в возрасте____________

Наблюдались ли энурез, энкопрез, специфические пищевые предпоч
тения, нарушения в двигательной сфере, расстройства сна, др.____

в возрасте___________________________________________________

Перенесенные заболевания в течение жизни_____________________

Травмы головы, сотрясение головного мозга, лечение (стационарное, ам
булаторное) ____________ в возрасте___________________________

Операции________________ в возрасте_________________________

Наблюдался у__________ с диагнозом_________________________

Снят с учета в_____ Состоит до настоящего времени_____________

Детские учреждения посещает с__ лет. В настоящее время посещает

Посещение специального д/с__________________________________

При адаптации имели место: повышенная возбудимость, протестные ре
акции (активные, пассивные), стал часто болеть, др.______________

Игровая деятельность: любил/не любил играть с игрушками. Любимые

игрушки, игры: ______________________________________________

К школе был готов: знал/не знал буквы, читал по слогам, хорошо читал.

Счет: до 3, 5, 10, больше, выполнял/не выполнял арифметические действия.

Рисовал: умел/не умел, плохо, хорошо, любил/не любил.

Хотел/не хотел идти в школу__________________________________

Программа обучения: 1—4,1—3 обычной школы

Обучение в коррекционной, вспомогательной, речевой, др. школе

Адаптация к школе___________________________________________

Интерес к учебе: имеется/не имеется___________________________

Подпись Специалист


158 Введение в нейропсихологию детского возраста

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

Опросник

1. Какой рукой ты берешь кубики, когда складываешь башню
(собираешь пирамидку)?

2. В какой руке держишь ложку во время еды?

3. Какой рукой размешиваешь сахар в чае?

4. Какой рукой держишь зубную щетку?

5. Какой рукой причесываешься?

6. Какой рукой рисуешь?

7. Какой рукой режешь ножницами?

8. Какой рукой пишешь?

9. Какой рукой пользуешься ластиком?

 

10. Какой рукой бросаешь камень, мяч?

11. Какой рукой раздаешь карты?

12. Какой рукой бьешь молотком?

13. Какой рукой держишь ракетку, играя в теннис, бадминтон?

(1)

Задавая вопрос, экспериментатор каждый раз просит ребенка продемонстрировать манеру исполнения. Затем высчитывается коэффициент латерального предпочтения Клп по формуле:

(П-Л) (П+Л)

где:

П — правая (рука, глаз и т.д.);

Л — левая.

Результаты от —10 до +10 оцениваются как амбилатеральность; меньше —10 — как левостороннее предпочтение (соответственно доминантность в данной сфере правого полушария); больше +10 — как правостороннее (доминантность левого полушария).

Ниже приводятся пробы на выявление сенсомоторных асимметрий. Каждая из проб выполняется с промежутками в течение нейро-психологического обследования 5—6 раз; в результате подсчитывается коэффициент латерального предпочтения по формуле (1).

Неоднократное тестирование необходимо, во-первых, для того, чтобы получить более достоверные результаты. Но главное, наши исследования показали, что различные нагрузки могут приводить у ре-


Глава 4. Нейропсихологическая диагностика и консультирование 159

бенка к флуктуациям моторного и сенсорного предпочтения, что свидетельствует о недостаточной сформированности у него доминантности по руке, глазу и т.д.

Моторные асимметрии

Функциональная асимметрия рук

1. Переплетение пальцев рук, поза Наполеона, аплодирование.
Инструкция (И.)*: «Сделай, пожалуйста, так». Экспериментатор в те
чение одной секунды демонстрирует нужную позу. Ведущая рука ока
зывается сверху; в пробе «переплетение пальцев» сверху большой па
лец ведущей руки.

2. Измерение силы кисти каждой руки с помощью динамометра.
Ведущая рука сильнее.

3. Измерение скорости выполнения любых мануальных (теппинг,
рисунок, письмо и т.д.) заданий попеременно каждой рукой, затем
обеими вместе. Ведущая рука действует быстрее.

4. Проба Чернашека. Может проводиться с детьми от 7 лет. Перед
ребенком кладется чистый лист бумаги; в правую и левую руки дает
ся по карандашу.

И.: «Закрой глаза. Нарисуй, пожалуйста, одновременно правой рукой (экспериментатор касается правой руки ребенка) квадрат, а левой (касание) круг. Еще раз: (касание) квадрат, (касание) круг. Запомнил?»

Затем под первой парой рисунков по аналогичной инструкции предлагается нарисовать следующую, например, «треугольник — квадрат», «круг — квадрат» и т.д. до восьми раз. При этом экспериментатор достаточно громко приговаривает: «Быстрей, быстрей» (постукивает по столу), и внимательно следит за тем, чтобы ребенок не открывал глаза, рисовал обеими руками одновременно и желательно с зафиксированным языком. Субдоминантная рука в этой пробе повторяет движение ведущей или демонстрирует запаздывающее выполнение задания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.