Сделай Сам Свою Работу на 5

Состав книг Священного Писания. Понятие канона.





Тема 1

История написания Библии. Состав и структура.

 

Понятие Откровения.

Библия – это книга о Боге, Который открывает себя человеку на человеческом языке как смысл существования, как конечную цель. Поэтому христианство, в отличие от естественных (языческих) религий, называют религией откровения.

Так как естественный ум человека ограничен и склонен к регрессу к язычеству, в Откровении дается то, что выходит за пределы человеческого разума.

Бог дает Откровение уже первым людям – Адаму и Еве. Откровение, сначала передаваясь из поколения в поколение в устной форме, потом было записано св.св. пророками и полностью было раскрыто Иисусом Христом.

Слово Библия происходит от греческого слова «Библиа», которое первоначально обозначало кору папируса. Также в Азии был такой город – Библос. В нем производили папирус для книг. Слово Библия имеет множественное число – «книги».

На древнееврейском языке слово «книги» звучит как «сефарим» - от глагола «сафар», первоначальное значение которого – «сбривать кожу животного». Слово «сефарим» подчеркивает структуру Священного Писания у евреев.



В 1-3 веках по Р.Х. словом Библия называли только Ветхий Завет, но с 4 – го века этим словом уже называют всю совокупность книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Постепенно в латинском языке слово Библия теряет окраску множественного числа, начинает восприниматься как слово в единственном числе.

В 1499 году слово Библия вошло в лексикон русского языка, так как св.св. Кирилл и Мефодий перевели на церковнославянский язык только книги, которые были необходимы для богослужения. Так как в 1453 году пал Константинополь, книги Священного Писания брались для перевода из Рима – отсюда термин Библия пришел на Русь.

В самом Священном Писании термин «Библия» не встречается.

Завет.

Самой раннее разделение Священного Писания – на Ветхий и Новый Заветы.

В древнееврейском языке понятие «завет» передается словом «берит». Это слово переводится как «согласие», «договор», «контракт», «союз». Таким образом «берит» - это договор между Богом и человеком.

В греческом языке однопонятийное слово «дефике» приобрело кроме значения «договор», также и значение «завещание».



Позже слово «берит» стало обозначать документ, подтверждающий союз.

Завещание означает распространение союза на все века, т.е. завещание всех народов следовать союзу Бога и человека.

Термин «Ветхий Завет» впервые употребил Св. Апостол Павел в Послании к Коринфянам (2 Кор. 3, 14).

Термин «Новый Завет» также употребляется в Священном Писании (Иез. 11,19; Иер. 31, 31). Этот термин неоднократно употребляли Иисус Христос и св.св. Апостолы.

История установления завета.

Завет между Богом и первыми людьми устанавливается в раю. Он был нарушен. После потопа Бог заключает завет с Ноем, после – с Симом, Авраамом, Исааком, Иаковом. Завет заключается с некоторым остатком (избранными).

Иисус Христос восстановил своею смертью завет, бывший в раю, со всем человечеством.

Пренебрежение к Ветхому Завету в свое время привело к возникновению различных ересей (например – ереси Маркиона). Доходило до того, что ввиду непонятности некоторых мест в Священном Писании Нового Завета, вызванной незнанием Ветхого Завета, из сферы употребления изымались целые Послания Апостолов, и, даже, Евангелие от Матфея.

Можно сказать, что вся Библия – это книга о Христе.

Ветхий Завет – это детоводитель ко Христу (Галл. 3,4).

«Все, что написано прежде, написано нам в наставление» (Рим. 15,4).

Сущность Десятисловия и Евангельских Блаженств – любовь Бога к человеку.

Новый Завет – это раскрытие Ветхого Завета.

Блаж. Августин говорил, что Новый Завет скрыт в ветхом; а Ветхий Завет раскрывается в Новом Завете.



Псалмы были первыми молитвами христиан.

Библия – единая книга о едином Боге.

Новый Завет и Ветхий Завет связаны личностью Иисуса Христа

Богодухновенность Библии.

Это понятие отличает Библию от других книг. Библия написана людьми, вдохновляемыми Богом (2 Цар. 23,2; Лук. 21,15).

Впервые термин «богодухновенность» употребил Св. апостол Павел. См. также 2Пет 2,21).

К интерпретации понятия «богодухновенность» в настоящее время существуют два подхода.

1. Вплоть до 19 – го века господствующей была точка зрения, согласно которой писатели Библейских книг были простыми, механическими орудиями в руках Божиих, от которых исходили как содержание, так и форма писания. Многие протестантские богословы придерживатся; также не отстали от них и «Свидетели Иеговы».

2. С другой т.зр., которой придерживаются православные и католики. Бог не писал Библию собственноручно, но с помощью людей. Библия есть одновременно и слово Божие, и слово человеческое – «синергия».

Откровение не сообщается людям как какое – либо научное знание.

Богодухновенность – это особое воздействие Духа Божия на дух человека, в результате которого человек, сохраняя в себе свою волю и индивидуальность, становится орудием Божии.

Содержание- Божие; форма – человеческое.

Здесь сочетается Божественное и человеческое; эти сферы различить практически невозможно.

 

Соотношение Священного Предания и Священного Писания

Слово Предание означает передачу, оставление в наследство.

В Древней Церкви существовало абсолютное единство между Св. Преданием и Св. Писанием.

В процессе употребления термин «Предание» теряет свой первоначальный смысл. К нему относятся, например, апостольские постановления.

Соотношение у протестантов. Св. Предание – это способ толкования Св. Писания. Но Св. Писание незачем толковать, так как в нем вся полнота. В результате возникает проблема интерпретации текстов.

Соотношение у католиков. Св. Писание и Св.Предание представляют собой два различных, богодухновенных, авторитетных способов распространения и сохранения божественного Откровения.

Соотношение у православных. Св.Писание и Св. Предание – это одно целое.

В катехизисе Филарета Дроздова – католическое понимание соотношения Св. Писания и Св. Предания.

Таким образом, Св. Писание и Св. Предание – это единое божественное откровение. Это – две формы единого Божественного Откровения.

Св. Писание существует внутри Св. Предания. Их нельзя отделять и противопоставлять, это означает их обеднение.

Св. Предание – это полученная от пророков и апостолов и передававшееся в Церкви из поколения в поколение опыт духовной жизни и общения с Богом.

Главным образом, Св. Предание – это опыт богообщения, а Св. Писание – форма выражения этого опыта.

Св. Предание – это не дополнительная информация к Св. Писанию. В общем смысле, св. Предание – это живое откровение Бога в Церкви через Иисуса Христа. Св. Предание.

Св. Предание не сохраняется в Церкви, а живет в ней. Св. Предание – это живое общение с Богом, опыт.

 

Тема 2.

Состав книг Священного Писания. Понятие канона.

Канон– с греческого «правило, мерило, образец, норма».

Что же означает по отношению к Священным книгам слово «канонические». Канонические книги – это 1) книги Богодухновенные, 2) содержащие истинное правило веры и нравственности, 3) признаваемые всей христианской Церковью.

Каноническим книгам противостоят так называемые «апокрифы» (с греческого – «скрытые тайны»). Апокрифы – это книги, которые расходятся с основами библейского учения и совершенно опровергнуты христианской Церковью.

Апокрифы написаны между 1 – м и 2-м веками по Р.Х. еретиками либо иудеями. В Новом Завете признается 27 канонических книг, неканонические – отсутствуют.

В Ветхом Завете в разных конфессиях состав канонических книг различается. Существуют 1) христианский и 2) иудейский каноны ветхозаветных книг.

В Ветхом Завете появляются так называемые неканонические книги.

Иудейский канон.В 1-м веке по Р.Х. в г. Ямнии раввины утвердили так называемый «Ямнийский канон», в который, по условному счету, входят 22 книги (по числу букв еврейского алфавита).

Иудейский канон состоит из 3 – х частей:

--- Тора (Закон) – Пятикнижие Моисея;

--- Невиим – Пророки;

--- Кетувим – Книги[1].

Еврейская Библия состоит из тех книг, которые признаны христианами ветхозаветными.

Канон книг, принятый в Православной Церкви:

39 книг (иудейского канона) + 11 книг (неканонические) = 50 книг.

11 неканонических книг не вошли в Ямнийский канон и были написаны после пророков (после пророка Малахии – «печати пророков» - так определил съезд иудейских раввинов в 441 г. до Р.Х. – так называемая «Великая Синагога»). Все эти книги были написаны с 5 – го по 3- й века до Р.Х. на еврейском языке но сохранились лишь на греческом языке. В этих книгах, в отличие от апокрифов, нет положений, противоречащих христианству.

Причину невключения неканонических книг в иудейский канон некоторые ученые видят в том, что в них содержатся некоторые пророчества о Мессии, ясно говорящие об Иисусе Христе.

Канон книг Ветхого Завета в католической Церкви состоит из 46 книг (нет деления на канонические и неканонические), которые соответствуют пятидесяти книгам Ветхого Завета Православной Церкви.

Западные христиане придавали (Тридентский собор) большее значение «неканоническим» книгам, чем православные. Католики канонизировали «Вульгату» (перевод Библии на латинский язык блаженным Иеронимом).

У протестантов – 39 книг (только книги канонические, полностью соответствующие иудейскому канону). М. Лютер признавал каноническими только те книги, которые содержались в ТАНАХЕ (которые сохранились на еврейском языке). То, что в православии считается неканоническими книгами, у протестантов считается апокрифами.

Разделение текста книг на главы было произведено в 1205 г. кардиналом Стефаном Лагтоном в издании лат. Вульгаты. Это деление было признано не только христианами, но и иудеями. В 1555 году Библия была разделена на стихи.

Оригинал книг Св. Писания был написан на 3-х языках – 1) еврейском 2) с элементами арамейского и 3) греческом.

Лишь Евангелие от Матфея было написано на еврейском языке и в 1-м веке было переведено на греческий.

В 6- м веке до Р.Х. еврейский язык превращается в язык мертвый, язык Богослужений. В обиходе его вытесняет арамейский язык, содержавший только согласные буквы (без гласных). Гласные буквы появились в 7 – м веке; их ввели ученые – масореты.

Для того, чтобы Богослужебные тексты понимались народом, появляются так называемые таргумы (разъяснительные толкования на арамейском языке).

Первый перевод Библии на греческий язык называется Септугианта (перевод семидесяти). Этот перевод был произведен в 3- м в. до Р.Х.

Потребность в переводе появилась в связи с нуждами еврейской диаспоры в Александрии. Перевод был заказан египетским правителем Птолемеем Филадельфом (285 г. до Р.Х.). Переводчиками выступили по шесть представителей от каждого еврейского колена. В это время еще были в живых носители еврейского языка.

Многие исследователи считают историю с переводом 70 – ти легендарной.

Некоторые Святые Отцы считают, что перевод 70 – ти раскрывает таинственную сущность Св. Писания.

Латинский перевод («Вульгата» - буквально с латинского «общедоступный»). еще в 1- м веке был сделан перевод на латинский язык (т.н. «Италийский»).

Позже, Блаж. Августин тайно, за деньги, изучает еврейский язык, едет в Палестину, собирает книги и переводит их (конец 4 – го – начало 5-го в.в. по Р.Х.).

Перевод Блаж. Иеронима отличался от других переводов на латинский язык своим качеством. В 16 – м веке (Тридентский собор) этот перевод был канонизирован и введен в общий обиход католической Церкви.

Другие переводы – сирийский, коптский, грузинский, армянский и др.

Славянский перевод сделан с Септуагинты (св.св. равноапостольные Кирилл и Мефодий).

В середине 9 – го века кн. Ростислав попросил византийского императора направить в Моравию вместо римских проповедников – проповедников византийских.

С принятием христианства (988 г.) книги (исключительно богослужебные), которые были переведны в Моравии, появились на Руси.

Латинский язык становится языком университетов.

В 1499 г. на Руси появляется так называемая ересь жидовствующих, возникает необходимость собрать все Св.Книги.

В 1453 г. турками был взят Константинополь. Недостающие книги были взяты из Рима.

В 1753 г. появляется так называемая Елизаветинская Библия. В настоящее время она употребляется при церковном Богослужении в Православной Церкви.

В Церкви было 2 направления – 1) за перевод Библии на русский язык; 2) против.

В 1815 г. был сделан первый перевод на русский язык Нового Завета и Псалтири. После этого Русское Библейское общество было распущено, его руководитель – князь Голицын, обвинен в масонстве.

В 1867 г. был закончен перевод на русский язык, одобренный Св. Синодом (Синодальный перевод).

 

Тема 3.

Происхождение мира

Политеизм.

1. Дуализм (от лат. дуалис – двойственный) – Платон, Аристотель: «Мир возник в результате воздействия Божественного начала на начало материальное. Таким образом, мир творится из материи, существующей вечно.

2. Пантеизм (от греч. «пан» - все; «теос» - Бог). «Все есть Бог. мир творится из Бога. Бог творит мир из самого себя».

Христианство не принимает ни пантеизм, ни дуализм.

Для христианства характерен строгий монотеизм. Мир творится Богом из ничего.

«… Бог сотворил мир из ничего» (2 Мак. 7, 23).

Учение о Боге – Троице, который создал мир из ничего.

Бог творит все по свободной воле. Мир есть выражение премудрости, силы, благости Бога.

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1, 1).

Мир имеет начало, история – циклична. Мир не вечен.

Слово «сотворил»: в еврейском языке употребляется слово «бара» и «аса».

Слово «бара» употребляется в Библии только 3 раза и означает творение из ничего.

Слово «аса» означает преобразование из уже существующего материала.

«В начале» сотворил – «бара»; появляется «душа живая» (5-й день творения) – «бара»; «появление человека» - «бара».

Бог – Элоhiм- множественное число. Здесь не нужно видеть отголосков многобожия. В еврейском языке множественное число иногда означает какое – либо превосходство. Лучше перевести – «божество».

«Бога не видел никто, никогда» - это значит то, что человек не может познать Бога полностью.

Под святостью понимают всю совокупность свойств Божиих. Любовь есть та связь, которая соединяет человека с Богом.

Бог всегда выше, совершеннее тех свойств, которые могут быть ему приписаны.

«Небо и земля» - это совокупность всего творения. Небо – слово – символ, которое обозначает духовный план бытия; земля – символ, который обозначает материальный план бытия (суша появилась на третий день творения). Под землей понимается первоначальное вещество.

Мир двойственен, сотворен Единым Богом, и потому един, его объединяет одна цель. Возникает единство земного и небесного.

Таким образом, библейское учение о сотворении мира имеет строго единый характер (Единобожие),

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.