Примерная тематика курсовых работ
Сравнительное государствоведение
Направление подготовки 40.06.01 Юриспруденция
Уровень образовательной программы магистратура
Профили:
- Реализация конституционного законодательства в социально-экономической сфере
Индекс учебной дисциплины М2.В.ДВ.5.1.
Трудоёмкость учебной дисциплины 2 зачетных единиц
Форма обучения очная, заочная
Барнаул 2015
В основу разработки рабочей программы положены:
1) ФГОС ВПО по направлению подготовки Юриспруденция, утвержденный Министерством образования и науки РФ «04» мая 2010 г, №464.
2) актуализированные версии учебных планов по направлению подготовки Юриспруденция, одобрены Ученым советом ААЭП, от «28» января 2015 г., протокол № 1
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры Теории и истории государства и права от «26» февраля 2015 г., протокол № 6
Заведующий кафедрой _________ С.И. Нефедов
Разработчик(и): на февраль 2015 г
доцент, к.и.н.
| _____________________
подпись
| Головинова Ю.В.
| _____________________
занимаемая должность
| _____________________
подпись
| _____________________
И.О. Фамилия
|
Рецензент(ы):
_____________________
занимаемая должность
| _____________________
подпись
| _____________________
И.О. Фамилия
| ____________________
занимаемая должность
| _____________________
подпись
| _____________________
И.О. Фамилия
|
Оглавление
Введение
2. Требования к дисциплине
2.1. Внешние и внутренние требования
2.2. Место дисциплины в учебном процессе
3. Цели и задачи дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины
4. Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам
5. Структура и содержание дисциплины
5.1. Трудоемкость модулей и модульных единиц дисциплины
5.2. Содержание модулей дисциплины
Содержание семинарских занятий и контрольных мероприятий
7. Самостоятельное изучение студентами дисциплины
7.1. Вопросы для обсуждения на коллоквиум
7.2. Темы рефератов
7.3. Примерная тематика курсовых работ
7.4. Перечень вопросов, выносимых на зачет
8. Взаимосвязь компетенций с учебным материалом и вопросов промежуточного и итогового контроля знаний студентов
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература
9.2. Дополнительная литература
9.3. Программное обеспечение и электронных ресурсов
10. Критерии оценки знаний, умений, навыков студентов
10.1. Виды рейтинговых работ
10.2. Таблица перевода баллов в традиционную систему оценок
Введение
Сравнительное государствоведение позволяет изучить возникновение, развитие, функционирование государств тех стран, которые оказали наибольшее влияние на развитее государственности в мире. Анализируя содержание государственных процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве, и исследуя присущие им причинно-следственные связи, сравнительное государствоведение позволяет проникнуть в мировой опыт функционирования государственного механизма, выявить устойчивые тенденции и конкретно-исторические закономерности их становления и эволюции. Изучение сравнительного государствоведения совершенствует и обогащает научное мировоззрение, вырабатывает навыки научно-правового анализа, создает предпосылки для эффективного усвоения студентами специальных юридических дисциплин.
2. Требования к дисциплине
2.1. Внешние и внутренние требования
В результате изучения дисциплины «Сравнительное государствоведение» у магистрантов должны быть сформированы следующие компетенции:
ОК-1 - осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания;
ОК-2 – способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
ОК-3 – способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень;
ОК-5 – компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом;
ПК-3 – готовность к исполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и порядка, безопасности личности, общества и государства;
ПК-5 - способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;
ПК-9 - способность принимать оптимальные управленческие решения.
2.2. Место дисциплины в учебном процессе
Учебная и научная дисциплина сравнительного государствоведения тесно связана с другими науками общеправового комплекса и дисциплинами, преподаваемыми на юридическом факультете (философией, историей и теорией государства и права, международным правом, конституционным правом России и зарубежных стран, социологией, политологией, юридической психологией и др.), способствует более глубокому усвоению общеправового содержания важнейших магистральных положений таких отраслевых дисциплин как муниципальное и земельное право, гражданское и трудовое право, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право, криминология и других юридических дисциплин.
Данная дисциплина предлагает конкретный сравнительно-правовой материал, способствующий как приобретению студентами определенных знаний и умений, так и общеправовому гносеологическому развитию студентов. Дисциплина позволяет студентам детально изучать государство как особый политический институт, тенденции его развития, плюсы и минусы его организации и деятельности, стремясь использовать первые и устранять вторые. Значимость ее обусловлена актуальностью проблемы построения в России эффективной системы государственного управления.
Контроль знаний студентов проводится в форме текущей и итоговой аттестации.
Текущая аттестация магистрантов – оценка знаний и умений проводится постоянно на (практических / семинарских) занятиях (с помощью тестовых заданий / защиты презентаций / другое), оценки самостоятельной работы студентов (включая реферат / эссе / другое), в том числе и на контрольной неделе.
Итоговая аттестация магистрантов проводится в форме итогового контроля – зачета. Оценка по итоговой аттестации складывается из баллов, полученных за самостоятельную работу, активность на семинарских занятиях и посещаемости лекций.
3. Цели и задачи дисциплины. Требования к результатам освоения дисциплины
Цель дисциплины «Сравнительное государствоведения» состоит в том, чтобы дать магистрантам целостную систему взглядов на государственный уклад жизни народов и обществ, познакомить их с теми учреждениями и институтами без которых немыслима подлинная современная юридическая культура, и знание которых составляет основу любого современного юридического рассуждения и обоснования.
В результате изучения дисциплины магистрант должен:
Знать:
- сущность, задачи и основные принципы сравнительного государствоведения;
- основные направления научных исследований в сфере сравнительного государствоведения в России и зарубежных странах;
- понятийно-категориальный аппарат и методологические основы сравнительного государствоведения.
иметь навык:
- сбора нормативной и фактологической информации, имеющей значение для осуществления сравнительных исследований институтов современного государства;
- анализа государствоведческой проблематики и политико-правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
- составления рекомендаций и предложений по совершенствованию государственного механизма Российской Федерации.
Уметь:
- самостоятельно осуществлять отбор и анализ материалов сравнительного характера;
- обеспечивать соблюдение законодательства в сфере взаимоотношений государства и личности;
- принимать правовые решения и совершать иные юридически значимые действия в точном соответствии с законодательством;
- разрабатывать документы государственного характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов в сфере государственного управления, давать квалифицированные юридические заключения и консультации.
Владеть:
- навыками сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;
- умением анализировать юридические нормы и правовые отношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности;
- юридической терминологией при составлении соответствующих юридических документов.
4. Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зач.ед. (72 часов), их распределение по видам работ и по семестрам
| зач.
ед.
| час.
| 3 семестр
| Очная форма
| Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
|
|
|
| Аудиторные занятия
|
|
|
| Лекции (Л)
| 0,25
|
|
| Семинарские занятия (С)
| 0,75
|
|
| Самостоятельная работа(СРС)
в том числе: курсовая работа; консультации; контрольные работы; реферат; эссе; самоподготовка к текущему контролю знаний
др. виды
| 0,89
|
|
| Вид контроля:
|
|
|
| зачет
| 0,11
|
|
| Заочная форма
| | Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
|
|
|
| Аудиторные занятия
|
|
|
| Лекции (Л)
|
|
|
| Семинарские занятия (С)
|
|
|
| Самостоятельная работа(СРС)
в том числе: курсовая работа; консультации; контрольные работы; реферат; эссе; самоподготовка к текущему контролю знаний
др. виды
|
|
|
| Вид контроля:
|
|
|
| зачет
|
|
|
| 5. Структура дисциплины
5.1. Трудоёмкость модулей и модульных единиц дисциплины
Наименование
модулей и модульных
единиц дисциплины
| Всего часов на модуль
| Аудиторная
работа
| В том числе в интерактивной форме
| Внеаудиторная работа (СРС)
| др. виды занятий
| лекции
| семинары
| Очная форма
| Модуль 1. «Общая часть курса «Сравнительное государствоведение»
|
|
|
|
|
|
| Модульная единица 1. «Предмет и методология сравнительного государствоведения»
|
|
|
|
|
|
| Модульная единица 2. «Возникновение и основные тенденции развития государства»
|
|
|
|
|
|
| Модуль 2. «Особенная часть курса «Сравнительное государствоведение»
|
|
|
|
|
|
| Модульная единица 3. «Понятие и признаки государства. Государственная власть»
|
|
|
|
|
|
| Модульная единица 4. «Функции государства»
|
|
|
|
|
|
| Модульная единица 5.«Форма государства»
|
|
|
|
|
|
| Модульная единица 6.«Механизм государства»
|
|
|
|
|
|
| Модульная единица 7.«Местные органы самоуправления»
|
|
|
|
|
|
| Зачет
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
| Заочная форма
| | Модуль 1. «Общая часть курса «Сравнительное государствоведение»
|
|
|
|
|
|
| Модульная единица 1. «Предмет и методология сравнительного государствоведения»
|
|
|
|
|
|
| Модульная единица 2. «Возникновение и основные тенденции развития государства»
|
|
|
|
|
|
| Модуль 2. «Особенная часть курса «Сравнительное государствоведение»
|
|
|
|
|
|
| Модульная единица 3. «Понятие и признаки государства. Государственная власть»
|
|
|
|
|
|
| Модульная единица 4. «Функции государства»
|
|
|
|
|
|
| Модульная единица 5.«Форма государства»
|
|
|
|
|
|
| Модульная единица 6.«Механизм государства»
|
|
|
|
|
|
| Модульная единица 7.«Местные органы самоуправления»
|
|
|
|
|
|
| Зачет
|
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
| 5.2. Содержание модулей дисциплины
Модуль №1. Общая часть курса «Сравнительное государствоведение»
Модульная единица №1. Предмет и методология сравнительного государствоведения
Сравнительное государствоведение как самостоятельное направление научных исследований и учебный курс. Зарождение исследований в области сравнительного правоведения (государствоведения). Периодизация и научные школы в области сравнительного правоведения и государствоведения. Классическая школа, позитивистский период, плюралистическое направление сравнительно-правовых исследований.
Правовая самобытность и юридические заимствования в России. Научно-теоретические взгляды на рецепцию римского права отечественным, взаимную рецепцию русского и иностранного права. Дореволюционная и современная русская школа сравнительного правоведения. Проблема интервенции европейской политико-правовой традиции в русское правовое мышление. Гносеологическое, аксиологическое, системно-прикладное и конструктивно-юридическое значение научных исследований в области сравнительного правоведения для науки и учебной дисциплины сравнительного государствоведения.
Система учебного курса. Место сравнительного государствоведения в системе научных знаний и юридических дисциплин. Социально-юридическая и предметно-прикладная роль сравнительного государствоведения. Значение учебной дисциплины для подготовки специалистов в правовой сфере.
Понятия «сравнительное правоведение», «метод сравнительного правоведения», «государствоведение», «сравнительное государствоведение»: различие в подходах к содержанию. Понятие, сущность и назначение.
Предмет государствоведения: закономерности структуры, развития и деятельности государства, позитивные и негативные стороны его деятельности.
Методология науки сравнительного государствоведения. Диалектико-материалистический подход к изучению предмета данной науки. Государственно-правовые отношения в зарубежных странах, их сущность, виды, характерные черты, субъекты.
Модульная единица №2. Возникновение и основные тенденции развития государства
Способы происхождения государства: первоначальный, производный, создание государства в колониальной несамоуправляющейся стране.
Характеристика основных теорий происхождения государства, их оценка. Теологическая теория. Патриархальная теория. Теория насилия. Договорная теория. Марксистская теория.
Причины и закономерности возникновения государства. Анализ экономических, внутри- и внешнеполитических, социальных факторов, способствовавших появлению государственной власти. Власть в первобытном обществе и государственная власть.
Тенденции развития государства. Демократическое и недемократическое развитие. Закономерности развития государства: волнообразное движение. Признание общечеловеческих ценностей; правовое государство и гражданское общество.
Модуль №2. Особенная часть курса «Сравнительное государствоведение»
Модульная единица №3. Понятие и признаки государства. Государственная власть
Понятие и признаки (основные и дополнительные) государства, их корректировка в современном мире. Современные теории государства: теория элит, плюралистической демократии, технократическая теория, постмодернистская теория, информационная теория.
Признаки государственной власти, отличие ее от власти в первобытном обществе: публичная власть, распространение ее по территориальному, а не по кровно-родовому принципу; внутренний и внешний суверенитет, полномочие на формирование права и установление налогов. Государство как особая суверенная организация политической власти в обществе.
Легализация государственной власти как юридическое провозглашение правомерности ее возникновения, организации и деятельности. Роль правовых актов в легализации власти.
Легитимация государственной власти как фактическое признание существующей власти обществом. Формы легитимации власти: традиционная, харизматическая, рациональная.
Социальное назначение государства. Правовая и социальная политика государства
Модульная единица №4. Функции государства
Функции государства как основные направления его деятельности. Классификация функций. Функции государства и функции органов государства.
Внутренние функции государства: экономическая, политическая, социальная, культурная, экологическая, правоохранительная, оборонная.
Внешние функции государства: интеграция государства в мировое сообщество, сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем, поддержание миропорядка и др. Формы межгосударственного сотрудничества. Формы внешнеполитической деятельности государств.
Основные формы и методы осуществления функций государства. Правовые формы: законодательная деятельность, управление (правоприменительная деятельность), осуществление правосудия, контрольная деятельность. Неправовые формы как формы осуществления деятельности, неурегулированные правом. Методы осуществления функций: экономические, административные, идеологические.
Модульная единица №5. Форма государства
Понятие формы государства как внешнего выражения его признаков через сочетание характеристик формы правления, территориального устройства, политического режима. Виды современных форм государства: монократическое, поликратическое, сегментарное.
Понятие формы правления как способа организации высших государственных органов их взаимосвязи между собой. Факторы, влияющие на форму правления.
Монархия: понятие, характерные черты. Виды монархий: абсолютная и ограниченная (дуалистическая, парламентарная). Порядок престолонаследия, взаимоотношение главы государства с правительством и парламентом. Роль института контрасигнатуры.
Республика: понятие, характерные черты. Виды республик: президентская, парламентарная, смешанная. Советская республика. Взаимоотношения законодательной и исполнительной власти.
Отличие монархии от республики. Выборная монархия и республика с пожизненным президентством. Сходство и различие между парламентарной монархией и парламентарной республикой.
Форма государственного (территориального)устройствакак внутренне деление государства, правовое положение его частей (соотношений с центром и между собой). Географическое положение государств.
Простое (унитарное) государство: понятие, отличительные признаки. Порядок установления компетенции территориальных единиц в унитарном государстве. Единая система законодательства, единая система государственной администрации, единая судебная система. Территориальная автономия, формы территориальных автономий (политическая, административная). Культурно-национальная автономия.
Сложное (федеративное) государство: понятие, отличительные черты. Объединение относительно самостоятельных политико-территориалных единиц; разделение предметов ведения и полномочий между центром и субъектами федерации; двухуровневая система законодательства; двухуровневая система органов государственной власти; двухуровневая система налогообложения.
Соотношение федерации и унитарного государства. Соотношение политико-административной единицы и субъекта федерации.
Федерация и конфедерация: общие черты и различия. Понятие конфедерации. Цели создания конфедераций. Конфедерация – территориальное устройство государства или межгосударственное образование? Признаки конфедерации: объединение государств; сохранение суверенитета объединившихся государств; наличие общих органов управления; ограниченный круг предметов ведения общих органов власти; рекомендательный характер принимаемых ими решений; регламентация отношений между государствами нормами международного права.
Особенности европейских федераций и США. Германия: симметричная федерация; наличие в землях собственной системы правосудия; наличие в отдельных землях собственного гражданства. Швейцария: тенденции централизации (одобрение конституций кантонов центром), различный порядок формирования органов управления в кантонах; наличие в кантонах собственного гражданства. США: ассиметричность (многообразие экономических, политических и культурных форм самих штатов, вхождение в состав федерации ассоциированных государств и федерального округа); эволюция от дуалистического федерализма до кооперативного; отсутствие споров о территории.
Особенности Российской Федерации. Этнический характер федерализма: наличие национальных республик и регионов, образованных по территориальному принципу. Слабость традиции автономной региональной администрации и гражданских ассоциаций в регионах. Проблемы равноправия субъектов.
Классификация федераций.Основные критерии классификации. Договорные и конституционные федерации. Порядок образования. Право выхода субъекта из состава федеративного союза без согласия остальных субъектов. Союзные и автономные федерации. Виды федеральных территорий. Централизованные и относительно децентрализованные. Понятие компетенции субъектов федерации. Федерации, созданные по национальному или территориальному признакам. Национальный вопрос. Право народов на самоопределение. Понятие сецессии. Экономические, исторические, географические факторы при территориальном подходе к образованию федерации. Симметричные и асимметричные федерации. Виды асимметричных моделей федерации: структурно асимметричная федерация (наряду с субъектами в федерацию входят другие территориальные образования), федерация с неоднопорядковыми субъектами, скрытая асимметрия. Достоинства и недостатки моделей. Условия образования симметричных федераций.
Политический режим как отношение населения к государственной власти и методы управления населением. Государственный и политический режим. Формы военного и гражданского государственного режимов. Демократический политический режим. Исторические типы демократии. Формы демократии: представительная и плебесцитарная. Антидемократические режимы: авторитарный, тоталитарный, деспотический, тиранический.
Модульная единица №6. Механизм государства
Понятие и элементы механизма государства: органы государственной власти, государственные учреждения, иные государственные организации. Понятие и виды институтов государства.
Понятие института государства как его структурного компонента организационного и функционального характера для разделения управленческого труда; признаки института государства. Виды институтов: организационные и функциональные, простые и комплексные, основные и дополнительные.
Государственный аппарат. Модели государственного аппарата: монотеократическая система органов власти, моноцефальная модель, сегментарно-централизованная модель. Понятие и виды органов государственной власти. Единство государственной власти и разделение властей. Содержание и значение принципа разделения властей.
Законодательная власть. Понятие и функции законодательной власти. Органы законодательной власти. Понятие, состав, структура парламента, порядок его формирования. Значение двухпалатной структуры парламента. Функции и полномочия парламента. Основания и порядок роспуска парламента. Статус парламентария. Понятия иммунитета и индемнитета. Взаимоотношения между парламентариями и политическими партиями.
Законодательный и законотворческий процесс. Стадии законодательного процесса, их значение. Роль нескольких чтений при обсуждении законопроекта в парламенте. Санкционирование, промульгация, опубликование закона. Особенности принятия конституционных, финансовых законов, законов о ратификации и денонсации международных договоров.
Исполнительная власть. Понятие и функции исполнительной власти. Органы исполнительной власти. Особенности организации и деятельности органов исполнительной власти, их компетенция. Правовой статус и компетенция правительства. Состав правительства, порядок его работы. Статус главы правительства. Место правительства при различных формах правления, взаимосвязь правительства с главой государства, парламентом, судебными органами.
Соотношение статуса главы государства и главы исполнительной власти при различных формах правления. Монарх как глава исполнительной власти. Порядок престолонаследия. Положение монарха в государственном механизме и его роль в жизни страны. Привилегии и полномочия монарха в дуалистической и парламентарной монархиях. Институт президентства республики. Формы президентства: индивидуальная, коллегиальная, смешанная. Условия для должности президента. Порядок избрания президента в президентских, парламентарных и смешанных республиках. Полномочия, привилегии, ответственность и порядок замещения президента. Вспомогательные органы и учреждения при главе государства.
Судебная власть. Понятие судебной власти. Состав судебных органов, порядок их формирования. Разновидности судебных органов. Модели судебных систем. Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебных систем. Статус судей.
Контрольная власть. Понятие и роль контрольной власти в организации государственного управления. Органы государственного контроля, их компетенция, принципы деятельности.
Модульная единица №7. Местные органы самоуправления
Понятие местного самоуправления и местного управления. Органы местного самоуправления и управления. Основные модели местного самоуправления: англосаксонская, континентальная, иберийская. Полномочия местного самоуправления, его участие в решении общегосударственных вопросов. Государственный контроль в отношении местного самоуправления. Принципы взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления.
Содержание семинарских занятий и контрольных мероприятий
№ п/п
| № модуля и модульной единицы дисциплины
| Вопросы (задания) выносимые на семинарские занятия
| Вид контрольного мероприятия
| 1.
| Модуль 1.Общая часть курса «Сравнительное государствоведение»
| Коллоквиум
| 1.1.
| Модульная единица 1.«Предмет и методология сравнительного государствоведения»
| 1. Зарождение исследований в области сравнительного государствоведения.
2. Предмет сравнительного государствоведения.
3. Методы сравнительного государствоведения.
| Устный опрос (собеседование)
| 1.2.
| Модульная единица 2. «Возникновение и основные тенденции развития государства»
| 1. Характеристика основных теорий происхождения государства, их оценка.
2. Пути и особенности развития государственности у различных народов. «Европейская» и «восточная» модели формирования государственности.
3. Основные механизмы институционализации власти: военный (восточные деспотии); аристократический (Рим); плутократический (купеческие республики); меритократический (архаические общества).
| Защита презентаций
|
| Модуль 2.Особенная часть курса «Сравнительное государствоведение»
|
| 2.1
| Модульная единица 3.«Понятие и признаки государства. Государственная власть»
| 1. Понятие и признаки (основные и дополнительные) государства, их корректировка в современном мире.
2. Современные теории государства: теория элит, плюралистической демократии, технократическая теория, постмодернистская теория, информационная теория.
3. Государственная власть: понятие и признаки.
4. Легитимация государственной власти. Формы легитимации власти: традиционная, харизматическая, рациональная.
| Семинар-дискуссия; подготовка рефератов, защита презентаций
| 2.2
| Модульная единица 4. «Функции государства»
| 1. Понятие и классификация функций государства.
2. Внутренние функции государства: экономическая, политическая, социальная, культурная, экологическая, правоохранительная, оборонная.
3. Внешние функции государства: интеграция государства в мировое сообщество, сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем, поддержание миропорядка и др.
4. Основные формы осуществления функций государства.
Методы осуществления функций государства.
| Заслушивание докладов и сообщений, защита презентаций
| 2.3
| Модульная единица 5.«Форма государства»
| 1. Классификация современных форм государств.
2. Эволюционное развитие форм государств.
3. Понятие, признаки и виды форм правления (монархия и республика).
4. Понятие, признаки и виды форм государственного (территориального) устройства государства.
5. Понятие, признаки и виды политического (государственного) режима. Иностранный и отечественный опыт политического режима государств.
6. Взаимосвязь и взаимовлияние формы государственного правления, устройства и режима.
7. Формы государства в условиях глобализации.
| Коллоквиум, защита презентаций
| 2.4
| Модульная единица 6. .«Механизм государства»
| 1. Понятие и признаки механизма государства.
2. Структура (элементы) и принципы построения механизма государства. Современные модели государственного механизма.
3. Орган государства: понятие, признаки, виды.
4. Институт государственности: понятие, признаки, классификация, зарубежные модели.
| Защита презентаций
| 2.4.
| Модульная единица 7. «Местные органы самоуправления»
| 1. Понятие местного самоуправления и местного управления.
2. Основные модели местного самоуправления: англосаксонская, континентальная, иберийская.
3. Государственный контроль в отношении местного самоуправления.
4. Принципы взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления.
| Устный опрос,
(собеседование); подготовка рефератов, защита презентаций
| 7. Самостоятельное изучение студентами дисциплины
Вопросы для обсуждения на коллоквиуме
1. Социально-юридическая и предметно-прикладная роль сравнительного государствоведения.
2. Зарождение и современное состояние научных исследований в области сравнительного государствоведения.
3. Правовая самобытность и юридические заимствования в отечественном государствоведении.
Темы рефератов
- Государство в роли социального арбитра общества.
- Единство, разделение, «противовесы» и взаимодействие «ветвей» власти.
- Легальная и легитимная государственная власть.
- Государственный суверенитет: рамки и границы.
- Суверенитет государственной власти и процессы глобализации.
- Демократическое и социальное государство современности.
- Роль религии в различных государствах мира.
- Формы государства в современном мире
- Современная монархия.
- Современная республика.
- Нетипичные формы правления
- Унитарные и федеративные тенденции развития государственности в современном мире.
- Территориальные и национально-культурные автономии в составе государства.
- Типология режимов государственной власти: основные подходы.
- Государственный механизм в условиях политической нестабильности.
- Государственная модель мусульманских стран мира.
- Влияние англосаксонской системы на развитие государств мира.
- Влияние континентальной системы на развитие государств мира.
- Влияние иберийской системы на развитие государств мира.
- Формирование и реконструкция институтов государства в условиях модернизации политической карты мира.
- Основные принципы и направления реформы органов государственной власти в России.
- Основные принципы и направления реформы органов государственной власти в зарубежных странах.
- Идея разделения властей: сущность, проблемы, сравнительно-правовой анализ.
- Понятие и признаки местного самоуправления (управления). Иностранные модели муниципальной власти и организации местного самоуправления.
- Взаимодействие государства (органов государственной власти) и органов местного самоуправления: содержание, проблемы и пути их преодоления.
Примерная тематика курсовых работ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|