Сделай Сам Свою Работу на 5

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА, 4 глава





В период детства, с 3—4 до 6—7 лет, воспитанием ребенка начинали заниматься и др родственники, причем в материнско-родовых обществах особую роль играл брат матери (т. н. авункулат — воспитание у дяди с материнской стороны — обычай, сохранявшийся вплоть до эпохи формирования классового общества) Детям предоставлялась большая свобода, но существовали наказания как физические, так и нравственные (высмеивание, публичное презрение, запугивание духами предков и т п) Детей учили разряжать плохое настроение на вещах, а не на людях За хорошее поведение вознаграждали редко В детях стремились развить честолюбие, задиристость и др качества, к-рые должны были помочь в борьбе за лидерство в первобытном коллективе Там, где часто велись войны, особое внимание уделялось воспитанию агрессивности; детей привлекали к участию в набегах (обычай охоты за головами, бытовавший у папуасов и др), к убийству пленных

Период отрочества начинался с противопоставления мальчиков и девочек, их обособления в играх, хоз. занятиях, в обучении половому поведению.

Девочки с 6 лет помогали матерям в домашних и хоз. работах, присматривали за младшими детьми В скотоводч обществах (у нек-рых народов Тропич Африки, папуасов и др) мальчики привлекались к труду с 5—7 лет, в целом они были свободны от труда дольше, чем девочки, лишь по желанию участвуя в общих ра ботах



Особое значение в воспитании имели игры, имитирующие охоту, войну, труд, семейные отношения (игры в жениха и невесту), обряды, известны «абстрагирующие игры» — сложение композиций из листьев у папуасов и т и Помимо игрушек — имитаций орудий — имелись спец детские — волчок, глиняные куклы, погремушки (из раковин у индейцев Амазонки) и др Игры подчинялись половозрастному делению; игровая группа для мальчиков была гл институтом обучения нормам социального поведения, навыкам коллективизма, став взрослыми, они поддерживали тесные контакты. Девочки, как правило, не создавали таких групп.

Наставления, рекомендации и положит знания передавались младшему поколению при посредстве фольклора — преданий, сказок, пословиц, песен, дидактич рассказов и мифов Уже у нек-рых австрал племен существовал спец дет фольклор — песни о животных, иногда танцы и т п



Окончание детства совпадало с наступлением физич зрелости К 12—14 годам девочки были подготовлены к семейной жизни Переход в категорию взрослых сопровождался обрядами посвящения — инициациями, особой сложности достигавшими у мальчиков (австралийцы, папуасы и др) Инициируемые изолировались в спец лагерях (у нек-рых народов — в «домах юношей» или муж домах), где наставники из взрослых родственников, действовавшие от лица духов предков, знакомили их с нормами морали, правами и обязанностями в семье и общине, с сакральными ритуалами и мифами, тайны к-рых они обязаны были хранить от женщин и детей Обучение сопровождалось ритуализов-ми испытаниями, служившими знаком причастности к классу взрослых (обрезание, татуировка и т п) и символизировавшими смерть (выход из дет состояния) и возрождение во взрослом. Инициации завершались общим праздником — возвращением посвященных в коллектив Обряды инициации длились в разных обществах от неск дней до мн месяцев, объединяя подростков разного возраста

В более развитых обществах эпохи разложения П. о. (первобытная соседская община у народов Океании, Юго-Вост Азии, Тропич Африки) воспитание детей становилось все более дифференцированным Большую роль стали играть муж дома или дома холостяков, в к-рых с 6—8-летнего возраста и до вступления в брак мальчики под присмотром наставников обучались трудовым навыкам и обрядам Инициации предшествовали вступлению в тайные муж союзы (культовые opг-ции, имевшие иерархич структуру, по ступеням к-рой должен был продвигаться посвящаемый, распространены в Меланезии и Зап Африке) или переходу из одного возрастного класса в другой Система возрастных классов, особенно развитая у народов Вост Африки, также представляла собой иерархию из неск ступеней, продвигаясь по к-рым взрослеющий подросток расширял свои права на участие в обществ жизни — от заботы о мелком рогатом скоте и помощи матерям, пастьбы крупного рогатого скота до участия в плем собраниях и воен походах взрослых У ньякьюса (Танзания) существовали целые деревни подростков (с 11 лет), жившие относительно самостоят жизнью. С ростом социальной дифференциации возрастные классы стали соотноситься с социальной иерархией; подростки, входившие в группу, где воспитывался сын вождя, впоследствии формировали основу его дружины С др стороны, наряду с общеплем традициями, в воспитании все большую роль играет патриархальная семья, где судьбой распоряжается отец



С дальнейшим разделением труда и выделением ремесел и др занятий особую роль приобретает спец обучение Так, специалисты по ритуалу — шаманы, жрецы и т и — готовили себе смену, взимая плату за обучение Иногда из групп, монополизировавших то или иное занятие, возникало кастовое деление: таковы касты земледельцев и скотоводов в Тропич Африке, касты брахманов (жрецов), воинов и общинников в Юж Азии Специализиров обучение «священному писанию» и воен иск-ву представителей возникающей духовной и светской аристократии предшествовало возникновению школ и педагогики в древнем мире

Лит КалиновскаяК П, Возрастные группы народов Воет Африки, M, 1976, БерндтР М, БерндтК X, Мир первых австралийцев пер с англ, M, 1981, Этнография детства Традиц формы воспитания детей и подростков у народов Воет и Юго-Вост Азии M 1983, Этнография детства Традиц формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Юж Азии, M, 1983, Кон И С, Ребенок и общество, M, 1988, M и д M, Культура и мир Избр произв, M 1988, Этнография детства Традиц методы воспитания детей у народов Австралии Океании и Индонезии M 1992, M e a d M Corning of age in Samoa, № Y, 1961, e e ж e, Growing up in New Guinea A comparative study of primitive education, № Y, [1975], Schwartzman H B, Transformations The anthropology of child-ren s play, № V — L, 1978, H a n s e n J F, Sociocultural perspectives on human learnmg An mtroduction to educational anthropology, Engle-wood Chffs 1979 Г А Комарова.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ,система целенаправленных воздействий на сознание, чувства, волю и поведение воспитанника с нравств и правовыми отклонениями с целью устранения их антисоциальной направленности и возвращения к принятым в обществе социальным нормам II организуется как процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого Конечная цель II — исправление личности

Воспитат процесс по отношению к лицам, допустившим правонарушения, включает II и исправление и может осуществляться в семье, уч заведении, обществ орг-циях, специальных учебновоспитательных учреждениях, воспитательно-трудовых колониях. Понятие «П.» и «исправление» близки по смыслу, часто используются как синонимы, но с пед. позиций они имеют нек-рые особенности. Исправление следует понимать как устранение человеком нравственно-правовых отклонений и возвращение к социальной норме под влиянием целенаправленной системы внеш. воздействий и как результат П. Определение исправления только как устранения отд. дефектов в сознании человека и частичного изменения отд. качеств личности, а П. как перестройки личности не раскрывают сущности процесса П. Существует также точка зрения, что П. включает деятельность как субъекта (воспитателя), так и объекта (воспитанника), а исправление — деятельность самого воспитанника под влиянием внеш. воздействия. Эффективность П. достигается только тогда, когда оно переходит в самовоспитание личности. Процессы П. и исправления могут совпадать или не совпадать во времени. П. иногда начинается с момента появления отклоняющегося поведения личности, совершения ею правонарушений, ареста, в ходе следствия, в суде и т. д. Одновременно может наступить исправление, если правонарушитель чистосердечно осуждает свой поступок и раскаивается в содеянном. Если же он этого не осознаёт, то возникает разрыв между П. и исправлением. Такой подход к П. и исправлению соответствует законодательству и определению уровней исправленное™ личности («встал на путь исправления», «доказал своё исправление» и т. д.), принятых в исправительно-трудовой педагогике и в практике отеч. пенитенциарных учреждений. Эти уровни рассматриваются как результат организованного воспитат. воздействия и работы личности над собой.

Проблема П. начала разрабатываться ещё в 20—30-х гг. (Ю. Ю. Бехтерев, M. H. Гернет, А. С. Макаренко, С. В. Познышев, Б. С. Утевский, Е. Г. Ширвиндт и др.). Совр. концепции П. строятся на методологии общей педагогики, психологии, социологии, теории управления и др. П. можно считать специфич. процессом воспитания, обусловленным степенью запущенности педагогической личности и особенностями окружающей среды.

Цели, задачи, средства и методы П. определяются системой воспитания личности в обществе. Объектом теории П. являются исследования социальных и психол. отношений, к-рые возникают под влиянием внешних, специально организуемых воспитат. условий на внутр. процессы изменения и развития нравств.-психол. качеств личности.

Конкретная программа П. строится в зависимости от баланса положительных и негативных свойств личности, определения степени её пед. и социальной запущенности. Специалисты выделяют 4 функции П.: восстановительную, компенсирующую, стимулирующую и исправительную. Восстановит. функция направлена на создание условий, в к-рых личность могла бы проявить себя с положит, стороны; компенсирующая — позволяет личности противопоставить своим недостаткам в отд. видах деятельности достижениями в других; стимулирующая — активизирует действия воспитанника в той области, где лучше заметны его позитивные качества и тормозятся отрицательные; исправительная — помогает раскрыться личностным потенциалам личности и включить воспитанника в работу по самовоспитанию. Гл. направление в П. — прогрессирующее формирование положит, свойств. Злоупотребление исправит, функцией превращает П. только в преодоление недостатков, не формируя активно положит, качеств личности.

Важное значение имеет вопрос о возможностях изменения нравств.-психол. облика личности правонарушителя. Существует 2 направления в его рассмотрении. Ряд специалистов, опираясь на идеи порочной природы людей, отрицают возможность исправления личности правонарушителя, ибо, по их мнению, преступные начала и низменные инстинкты в человеке заложены от рождения. На этом положении строились мн. теории П. начиная с 18 в. В период становления гражд. общества считалось, что цели наказания заключаются лишь в предупреждении новых преступлений. И. Кант и Ф. Гегель полагали, что наказание не может быть признано средством исправления преступника, а является возмездием за совершённое преступление, А. Фейербах и др. исходили из того, что с помощью наказания и причинённого страдания можно удержать человека от новых преступлений. Ч. Ломброзо и др. отстаивали существование «прирождённых преступников», к-рыхЧ^льзя исправить, а можно только карать (смертная казнь, пожизненное заключение и т. п.).

В кон. 19 в. возникли криминология и социологии, теории, к-рые к многочисл. факторам преступности относили социально-экономические (безработица, нищета и др.), физические (время года, климат и т. п.), индивидуальные (пол, возраст, особенности организма и др.). Они обосновывали «опасные состояния личности», к-рые могли привести к совершению преступлений. В целях их предотвращения предлагалось заранее создать систему мер безопасности. Т. о. оправдывался правовой произвол: наказание человека за его взгляды, убеждения, расовую принадлежность и т. п. Наказание дифференцировалось: к «случайному преступнику» для его исправления было достаточно применить лишь устрашающие меры, тогда как «хроническому» необходимо доп. наказание. Теории неисправности личности не могли удовлетворить практику П. Поэтому возникли новые направления: теория ресо-циализации деликвента (правонарушителя), теория коррекции, модификации поведения и др. Под ресоциализацией

понималось «юрид. исправление» в результате пенитенциарных воздействий и усвоения социальных норм поведения. Теория коррекции разрабатывала систему мер, направленных на исправление отд. недостатков в поведении правонарушителя. Теория и практика модификации поведения строилась на управлении настроением, изменении психич. состояний с помощью средств медикаментозного воздействия (электрошок, психохирургия, инженерия, электрофизиология и др.). Все эти средства направлены на подавление и устрашение личности и не могут быть использованы в гуманной системе П.

Большинство зап. учёных приходят к мысли, что пенитенциарные учреждения являются чрезвычайно неэффективными исправит, заведениями. Не решает проблемы П. и создание новых типов учреждений, где предпринимаются попытки смягчения тюремного режима содержания правонарушителей (исправит, школы, колонии для несовершеннолетних преступников, тюрьмы открытого пром. типа для взрослых и др.). Интенсивно ведутся поиски замены этих учреждений др. институтами: передачей преступников на поруки, созданием спец. школ-пансионатов, групповых общежитии, службы надзора за малолетними правонарушителями, привлечение разл. благотворит, орг-ций. Предупреждение, П. и исправление отклоняющегося поведения возможно только в условиях гуманного и демокр. общества с системой воспитания, ориентированной на развитие личности.

Лит.: Ковалев А. Г., Психол. основы исправления правонарушителя, М., 1968; Кочетов А. И., Перевоспитание подростка, М., 1972; его же, Мастерство перевоспитания, Мн., 1981; Высотина Л. А., Пед. основы исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ, М., 1977; Воспитат. работа в учреждениях интернатного типа, ред.-сост. Ю. В. Гербеев, В. Г. Цыпурский, М., 1977; Але-маскин М. А., Воспитат. работа с подростками, М., 1979; ЗюбинЛ. М., Уч.-воспитат. работа с трудными учащимися, М., 1982; Башкатов И. П., Фицула M. H., Основы исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных, М., 1984; Организация исправления и перевоспитания осужденных, под ред. А. И. Зубкова, М. П. Стуровой, М., 1985; Исправительно-трудовая психология, под ред. К. К. Платонова, Рязань, 1985; Кочетов А. И., Верцинская H. H., Работа с трудными детьми, М., 1986.

И. П. Башкатов.

ПЕРЕЛЬМАНЯков Исидорович (22.11.1882, г. Белосток, ныне в Польше, — 16.3.1942, Ленинград), популяризатор физ.-мат. наук, основатель жанра науч.-популярной лит-ры, педагог. Окончил Петерб. лесной ин-т (1909). В 1904—17 ответств. секретарь журн. «Природа и люди». В 1918—19 по приглашению Н. К. Крупской работал в Наркомпросе РСФСР, участвовал в разработке шк. программ. В 1918—22 преподавал физику и математику в ср. и высш. уч. заведениях Петрограда и Пскова, в 1922—27 участвовал в составлении учебников и уч. пособий для школы («Физ. хрестоматия»,

ч. 1—4, 1922—25; «Практич. занятия по геометрии», 1923; «Геометрия и начатки тригонометрии», 1926, и др.) — Для пед. деятельности П. характерны глубокое матем. истолкование физ. законов, умение привлекать живые, парадоксальные примеры из истории науки, серьёзное отношение к пед. эксперименту.

Известность П. принесла популяризаторская деятельность в области астрономии, математики и физики. В 1919 П. организовал и редактировал первый отеч. науч.-популярный журн. «В мастерской природы» (в помощь школе), был чл. редколлегии журн. «Пед. мысль» (1923—25). Талантливый пропагандист космич. знаний, П. первым познакомил читателей с трудами и идеями К. Э. Циолковского («Межпланетные путешествия», 1915); состоял в переписке с С. П. Королёвым. П. — один из создателей Дома занимат. науки в Ленинграде (1934), в к-ром работал до 1941; автор 47 науч.-популярных и 40 науч.-занимат. книг, оказавших огромное влияние на поколение юных читателей, на выбор ими своего пути в науке.

Занимался разносторонней науч. деятельностью. В 1931—33 был чл. Президиума ЛенГИРДа (Группы изучения ракетного движения), участвовал в разработке конструкции первой в СССР проти-воградовой ракеты. В 1941 читал лекции для воинов Сов. Армии об ориентировании на местности без приборов, о физ. законах полёта пуль, снарядов, гранат.

Именем П. назван один из кратеров на обратной (невидимой) стороне Луны.

Соч.: Полет на Луну. Совр. проекты межпланетных перелетов, Л., 1925; К звездам на ракете, Хар., 19342; Ракетой на луну, M., 19354; Наука на досуге, Л., 1935; Занимат. геометрия, M., 195911; Занимат. арифметика, M., 19599; Занимат. астрономия, M., 196611; Живая математика, М., 1978; Занимат. алгебра, М., 1978"; Занимат. физика, кн. 1—2, M., 199123.

Лит.: Депмани. Я., История арифметики, М., 1959; МишкевичГ., Дом занимат науки, «Наука и жизнь», 1968, № 3; его ж е, Пропагандист космич. проблем, там же, 1983, № 5; его же, Доктор занимат. наук, М., 1986; P а з г. о и Л., Живой голос науки, М., 1970; ГлушкоВ. П., Путь в ракетной технике, Избр. тр., 1924—1946, М., 1977; Панина И. Я., Педагогическое наследие Я. И. Перельмана, ФШ, 1982, № 6.

Г. И. Мишкевич.

ПЕРЕПЁЛКИНДмитрий Иванович [11(24).6.1900, Москва, — 11.11.1954, там же], математик-методист, ч.-к. АПН РСФСР (1950), дер физ.-мат. наук (1944), проф. (1935). Окончил матем. отделение физ.-мат. ф-та МГУ (1923). Науч.-пед. деятельность начал в 1921 — преподавал в Ин-те нар. х-ва им. Г. В. Плеханова (1921—30), МЭИ (1930—37), МГПИ (1935—54; проф., зав. кафедрой, декан физ.-мат. ф-та). Разрабатывал проблемы дифференциальной геометрии многомерного пространства, элементарной геометрии и методики её преподавания, участвовал в разработке уч. планов и программ по разделам геометрии для пед. ин-тов и ср. школ. Работы П. «Геом. построения в ср. школе» (1947), «Курс

элементарной геометрии» (ч. 1—2, 1948—49), а также перевод и редакция «Элементарной геометрии» Ж. Адамара (ч. 1—2, 1948—52), к-рую П. дополнил разделом «Решения упражнений и задач», имеют важное значение для матем. и метод, подготовки студентов пед. вузов и являются необходимыми пособиями учителей-математиков.

Соч.: Уч. атлас по номографии..., М., 1933 (соавт.); Основания геометрии. Программа, метод, указания и конспект курса для заочников, М., 1945. С. Г. Степанов.

ПЕРИОДИКАдетскаяв России, периодич. издания, адресованные детям и юношеству.

Журналыдля детей и юношествавозникли в Германии во 2-й пол. 18 в. и затем распространились в Великобритании, Франции, Голландии, США. В России они появились в 80-х гг. 18 в. Первый дет. журн. «Детское чтение для сердца и разума» (приложение к «Московским ведомостям») основал Н. И. Новиков в 1785. До 178Эрышло 20 книжек, неоднократно переиздававшихся в последующие годы. Журнал являлся для своего времени образцом организации и построения дет. издания. Его авторами и редакторами были А. А. Петров и H. M. Карамзин. Каждая книжка содержала цельное лит.-худож. произведение, науч.-популярные, занимательные и общепознават. статьи, переводные материалы. В публикациях на темы морали и нравственности Новикову удалось в основном избежать излишних назидательности и морализирования, свойственных многим его продолжателям. Материалы журнала были использованы при составлении рус. букварей и хрестоматий для учащихся. «Детское чтение» высоко оценивали В. Г. Белинский, С. Т. Аксаков, Н. И. Пирогов, Н. С. Лесков.

С 1789 по 1801 в России регулярные издания для детей не выходили. В нач. 19 в. в Москве возникло неск. изданий, повторявших в своей тематике и названиях варианты заруб, журналов (преим. немецких). Нек-рую известность получили журн. «Весёлый и забавный друг детей» (1804) С. Смирнова, «Журнал для детей» (1813—14), «Детский вестник» (1815). Наиб, успехом пользовались журн. «Друг юности» (1807—15, с 1813 — «Друг юношества и всяких лет») М. И. Невзорова и «Друг детей» (1809) Н. И. Ильина. В 1813 вышел первый петербургский и первый рос. иллюстриров. «Журнал для детей»; затем создан «Детский музеум» (СПБ, 1815—19 и 1821-

1829) — иллюстриров. издание типа атласа и др.

Содержание дет. журналов нач. 19 в. отражало представления о назидат. характере воспитания. Большинство публикаций иллюстрировали то или иное и без того бесспорное житейское правило, морально-этич. предписание, превозносили добродетели и осуждали пороки. Мн. журналы выходили кратковременно и небольшим тиражом.

С 20-х гг. 19 в. начался творческий поиск нового типа дет. издания. Писатель и журналист, издатель «Русского вестника» С. Н. Глинка выпустил «Новое детское чтение» (М., 1821—24), ред.-издатели А. Н. Очкин, В. Львов и А. П. Башуцкий — «Детскую библиотеку» (СПБ, 1835—38; с участием писателей Н. В. Кукольника, В. Ф. Одоевского, В. И. Даля и др.), в к-рых попытались приобщать детей к рус. культуре.

Ф. В. Булгарин и Н. И. Греч издавали «Детский собеседник» (СПБ, 1826- 1828) — журнал религ.-нравоучит. характера, к-рый не пользовался большим успехом. Первым офиц. изданием для учащихся стал «Журнал для чтения воспитанников военно-уч. заведений» (СПБ, 1836—63). На протяжении длительного периода были популярными журн. «Звёздочка» (СПБ, 1842—63, с 1845 — 2 выпуска для мл. и ст. возраста) и «Лучи» (СПБ, 1850—60), издаваемые первой рос. проф. дет. журналисткой и писательницей А. О. Ишимовой. Особый интерес представляла «Новая библиотека для воспитания» (М., 1847—49; продолжившая журн. «Библиотека для воспитания», 1843—46) П. Г. Редкина. Белинский оценил издание как единственный дет. журнал, заслуживающий внимания; в обзоре его 9 книжек высказал общие замечания о предмете дет. лит-ры и журналистики.

Первый серьёзный науч.-популярный «Журнал для детей» (СПБ, 1851—63) М. Б. Чистякова и А. Е. Разина отражал всеобщий интерес к науке и публиковал материалы по естествознанию, географии, физике, астрономии, этнографии.

Во 2-й пол. 19 в. от дидактич. и назидат. публикаций журналы стали переходить к освещению проблем реальной жизни, к ориентации на интересы самих детей. С сер. 50-х гг. выявилась содержат, и возрастная специализация дет. периодики. Возникли: «Художественный журнал для юношества» (СПБ, 1856—57), «Час досуга» (СПБ, 1858—61) С. П. Бурнашевой и «Подснежник» (СПБ, 1858—62) — наиб, удачное издание В. Н. Майкова, «Детский журнал» (М., 1859—60) Б. Залесско-го, «Собеседник» (СПБ, 1859—60) Н. А. Ушакова, «Рассвет» (СПБ, 1859—62) В. Кремпина (в нём начали публиковаться Д. И. Писарев и Н. К. Михайловский и др.). С 60-х гг. почти каждый год появлялись один или неск. дет. журналов. Изд-во М. О. Вольфа выпуском журн. «Забавы и рассказы» (СПБ, 1863- 1867) А. А. Цейдлера открыло целую серию изданий для юных читателей.

В 60-х гг. выделялись также журн.

«Чтение для юношества» (СПБ, 1864- 1866) педагогов И. И. Паульсона и Ф. Ф. Резенера и «Росинки» (СПБ, 1868—70) Л. И. Гвоздиковой. Особой популярностью пользовались «Семейные вечера» (СПБ, 1864—91, выходили в 2 выпусках для мл. и ст. возраста, а с 1870 для детей и юношества) М. Ф. Ростовской, помогавшие духовному и интеллектуальному общению в семье (журнал переиздавался неск. десятилетий и расходился почти мгновенно).

Уникальным явлением в мировой газетно-журнальной практике был журнал, основанный А. Н. Острогорским, — «Детское чтение» (СПБ, 1869- 1893; М., 1894—1906, в 1906—18 переименован в «Юную Россию») — один из самых читаемых и массовых дет. журналов. С 1890 «Детское чтение» редактировал Д. И. Тихомиров, еще больше поднявший интерес к изданию. Журнал представлял собой тип иллюстриров. лит.-худож. и науч.-познават. сборника энци-клопедич. направленности. Его постоянные авторы: писатели, педагоги, публицисты — X. Д Алчевская, И. А. Бунин, Е. Н. Водовозова, А. Я. Герд, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. И. Свирский, К. М. Станюкович, А. П. Чехов и др.

В кон. 70-х — 80-е гг. были созданы пользовавшиеся большой популярностью дет. издания: «Задушевное слово» (СПБ, 1877—1918, выходил еженедельно, в 2 выпусках для мл. и ст возраста), под ред. С. М. Макаровой (изд-во Вольфа); «Родник» (СПБ, 1882—1917) — одно из самых совершенных в проф. плане дет. изданий писательницы Е. А. Сысое-вой, перешедшее затем к А. Н. Альме-дингену. Отчет редакции журнала к его 25-летию даёт представление о содержании: среди авторов 588 писателей, учёных и художников, было опубликовано 154 стихотворения, 766 повестей, рассказов и сказок, 540 науч.-популярных статей, св. 6 тыс. рисунков. Издавались также «Игрушечка» (СПБ, 1880—1912, в 1903, 1905—07 не выходил, с 1884 — в 2 выпусках для мл. и ст. возраста), «Детский отдых» (М., 1881—1907), «Мир Божий» (СПБ, 1892—1906).

В кон. 90-х гг. 19 в. почти одновременно появились 2 журнала, схожих по содержанию и по методам организации материала, — «Всходы» (СПБ, 1896- 1917), ред.-издатель Э. С. Монвиж-Монт-вид, и «Юный читатель» (СПБ, 1899- 1906), ред.-издатель Э. К. Пименова, затем А. Я. Острогорская-Малкина. Большим успехом пользовались приложения этих изданий, ежемесячно выходившие отд. книжки с лит.-худож. произведением. «Юный читатель» был практически единственным дет. журналом, закрытым цензурой до 1917. Монвиж-Монтвид являл собой образ подвижника, типичного для рус. дет. журналистики: обрекал себя и свою семью на нужду и лишения, спасая журнал от долгов.

В нач. 20 в. увеличились тиражи журналов, совершенствовались их содержание и худож. оформление. Многие из них

(напр., «Светлячок», «Жаворонок») до сих пор остаются непревзойденными образцами полиграф, дизайна. В этот период были образованы журналы А. Фёдорова-Давыдова — «Светлячок» (М., 1902—20), «Путеводный огонек» (СПБ, 1904—18), «Дело и потеха» (М.,

1905—08) и И. Д. Сытина — «Друг детей» (М., 1902—03, 1905—07), «Пчелка» (М.,

1906—07), редактируемые И. Тулупо-вым, а также «Тропинка» (СПБ, 1906- 1912), ред. -писательница П. С. Соловьева и Н. И. Манасеина, «Золотое детство» (СПБ, 1907—17), ред.-издатель М. П. Чехов, «Маяк» (М., 1909—18) И. И. Горбунова-Посадова, «Мирок» (М, 1902) 3. Ф. Шараповой, «Детский мир» (М., 1907—15) Н. И. Фиделли и др.

Особую группу составляли религ. журналы, издаваемые при Троице-Сергиевой лавре (Моск. губ.), — «Божия нива» (с отделом для детей) и «Зернышки Божией нивы; чтение для детей» (1903—17) архимандрита Никона, а также «Незабудка» (СПБ, 1914—17) протоиерея А. Темно-мерова.

В нач. 20 в. были созданы дет. газ. «Что нового» (М., 1908), «Детская газета» (СПБ, 1908), «Детская газета» (М, 1910). Наиб, длительный период выходила «Газетка для детей и юношества» (1910—15). Её создатели не определяли точно жанр издания, называя то газетой, то журналом, но еженедельная периодичность, хроникальный характер публикаций (рубрики: «Наша хроника», «Заграничная жизнь» и др.), оперативность подачи материалов позволяли отнести еженедельник к газетам.

Одновременно в нач. 20 в. издавалось св. 20 дет. журналов. В России до 1917 всего выходило ок. 300 дет. и юношеских журналов.

В истории сов. журналистики было принято всю дет. периодику распределять в соответствии с классовыми признаками на издания просветительского, охранительного, клерикального характера, социал-демокр. ориентации. Вопросы участия дет изданий в обществ, жизни, в газетно-журнальной полемике исследовались мало. Вместе с тем сохранилось много материалов, подтверждающих интерес рус. дорев. издателей и редакторов дет. П. именно к этим проблемам. В теоретич. спорах о назначении дет. журналистики мн. дет. писатели, критики, библиографы придерживались точки зрения, что дет. издания вообще не могут, да и не должны обеспечивать «преемственность идей». Журналы рассматривались как сборники полезных, но не связанных с актуальными событиями статей, и с этой позиции сама правомерность существования материалов полит, направленности ставилась под сомнение. Тем не менее все дет. издания в той или иной степени отражали взгляды, ориентации, пристрастия, порой заблуждения и предрассудки, свойственные их редакторам и издателям. Большинство рус. дет. и юношеских изданий решали общечеловеческие, гуманистич. задачи, стремились

обогатить юных читателей знаниями, культурными ценностями, учили познавать и гордиться отеч. историей, воспитывали гражд. нравственность и т. п.

Вокруг дет. журналов собирались писатели и педагоги, посвятившие себя «на пользу детям и юношеству». Редакторы и издатели стремились публиковать для детей талантливые оригинальные лит. произведения дет. писателей: В. П. Авенариуса, К. С. Баранцевича, И. А. Белоусова, Н. П. Вагнера, В. П. Жели-ховской, П. В. Засодимского, К. В. Лукашевич, Вас. И. Немировича-Данченко, Е. Тур, Л. А. Чарской и др., творчество к-рых мало известно совр. читателям.

После 1917 было прекращено большинство дет. изданий. Непродолжит. время выходили «Задушевное слово», «Маяк», «Жаворонок», «Юная Россия». Все они сохраняли прежнюю аполитичность, что явилось осн. аргументом к их закрытию. Декрет о печати 1917 практически ликвидировал П. Последним был закрыт «Светлячок» (1920). Нек-рое время выходили небольшие по объему издания в регионах, контролируемых белыми, и скаутские журналы, закрытые с запрещением рус. скаутизма (напр., в 1917—18 в Ялте издавался «Листок скаута», в 1918 в Иркутске — «Юные друзья», «Под знаменем скаутизма», в Самаре — «Заря скаутизма» и др.).

Традиции рус. дет. П. сохранили эмигрантские издания, выходившие в Югославии, Франции, Германии, США. Наиб, известны «Зеленая палочка» (Париж, 1920—21) князя Львова и «Ванька-Встанька» (20-е гг.).

Перед сов. дет. П. была поставлена социальная задача — создать новый тип дет. изданий и «оградить детей от тлетворного влияния старой дет. книги». Одним из рев. направлений стало формирование журналов «не для детей, но самих детей». В Москве, Петрограде, почти во всех губернских центрах появились издания, выпускаемые детьми. В этом процессе главенствовала не столько естественная дет. потребность в самовыражении (как это было свойственно выходящим до 1917 многочисл. ученич. журналам), сколько идеология пед. авангардизма: практически подбор материалов, их компоновка, финанс. проблемы находились в ведении взрослых, к-рые реализовывали в дет. изданиях свои идеи. Подобные журналы существовали короткое время (как правило, выходило 1—2 номера) и запоминались лишь бескомпромиссным патетич. стилем изложения материалов, но они предвосхитили мн. тенденции развития дет. сов. периодики

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.