Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ в России. 7 глава





По осн темам курса предусмотрено выполнение ряда практич работ ознакомление с процессом заряда и разряда конденсатора, демонстрация действия транзисторного ключа, работа с пультовой пишущей машинкой, реализация игры Баше, освоение текстового редактора и др

Широкое распространение получило обучение элементам информатики мл школьников, напр система «Роботлан-дия», ориентированная на учащихся 3- 5-х кл и рассчитанная на 2 года (А А Дуванов, Ю А Первин, Я H Зайдель-ман, Э H Ермаков, 1988) Осн направления курса- науч -теоретич, практич, программистское, исследовательское В качестве средства программирования используются языки таракан, корректор и др Школьники работают с гибкой системой исполнителей Предусматривается возможность дальнейшего перехода к одной из уч языковых систем программирования — лого или рапира

К нач 90-х гг разработано большое число эксперим программ курса ОИВТ, ориентированных на учащихся разного возраста и охватывающих практически

все классы с 1-го по 11-й Активизируется разработка курсов информатики с учетом профильной дифференциации классов и школ Информация о них систематически приводится в журн «Информатика и образование» Несмотря на наличие альтернативных пособий по ОИВТ для ст классов, в практике преподавания информатики широко используются материалы, разработанные учителями, преподавателями вузов, программистами, в к-рых применяются подходы к преподаванию курса ОИВТ, отличные от рекомендованных в действующих пособиях В разной степени используются новые информац технологии и компьютерная поддержка курса Вместо уч алгоритмич языка, как правило, применяются широко распространенные языки программирования (естественно, на нач этапе рассматриваются некие упрощенные варианты языков, затем выбранное подмножество может быть расширено в зависимости от конкретных условий обучения) Введение нек-рыми вузами вступит экзамена по ОИВТ поставило новую пед задачу — реализацию преемственности школы и вуза в обучении основам информатики Среди специалистов в области обучения информатике нет устоявшейся точки зрения на содержание курса ОИВТ, проблема его совершенствования и повышения эффективности обучения учащихся информатике продолжает оставаться актуальной





Лит Кривошеее В Ф, Анти-пов И Н, Боковнев О А, Основы информатики — школьникам, «СП», 1985, № 3, Талызина H Ф, Внедрению компьютеров в уч процесс — науч основу, «СП» 1985, №12, Вильяме Р, Маклин К, Компьютеры в школе, пер с англ, M, 1988, Информатика в понятиях и терминах Кн для учащихся ст классов ср школы, под ред В А Извозчикова, M, 1991, Пронина С Е, Учебники информатики Ретроспективный обзор, «Пед информатика», 1994, № 1

И H Антипов

ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА. ВЫБОР ПРОФЕССИИ,в Рос Федерации уч курс, изучаемый в 8—9-х кл (до 1989/90 уч г. в 7—8-х) в рамках предмета трудовое и профессиональное обучение с целью расширения науч и техн кругозора учащихся, оказания им помощи в сознат выборе профессии

В содержание курса входят понятия о науч основах совр произ-ва и ведущих направлениях его интенсификации (структура экономики и производств предприятия, основы техники, технологии и организации произ-ва, науч -техн прогресс на произ-ве и т п), общие сведения по основам выбора профессии (классификация профессий, комплекс требований к представителю определенной профессии, мотивы выбора профессии, учет личных интересов, склонностей, способностей и обществ потребностей, пути получения профессии и повышения квалификации и т д), практич работы по ознакомлению с 2—3 профилями трудовой подготовки и массовыми профессиями и др Предусмотрены

экскурсии на пром. и с.-х. предприятия, ознакомление учащихся с вопросами экономики, науч. организации труда, эргономики.

Проф. консультация, проводимая в рамках уч. курса, дополняется аналогичной работой во внеурочное время. Состав уч. курса отнесён (с 1992) к региональным компонентам содержания общего ср. образования. Местные органы управления образованием и школы могут также вносить в содержание курса изменения в рамках своей компетенции, в т. ч. заменить данный курс новым — «Человек. Труд. Профессия», введение к-рого рекомендовано Мин-вом образования Рос. Федерации в эксперим. порядке. Преподавание курса осуществляется во взаимосвязи с профориента-ционной работой школы, изучением основ наук, с учётом особенностей местного производств, окружения.



Занятия проводятся в уч.-метод, кабинетах профориентации, межшкольных УПК, кабинетах отделов техн. обучения на предприятиях, на базе ср. проф.-тех. уч-щ, в районных и гор. кабинетах и центрах профориентации. Преподавание ведут учителя трудового и проф. обучения, к проведению занятий привлекаются также и др. работники базовых предприятий, психологи, физиологи, врачи и др. специалисты.

Лит.: Методика курса «Основы производства. Выбор профессии», М., 1987; Основы производства. Выбор профессии. Пробное уч. пособие для учащихся 7—8кл. ср. школы, ч. 1—2, М.,1987. В. А. Поляков.

ОСТРОГОРСКИЙАлександр Яковлевич [20.10(1.11). 1868, Гродно, — 1(14). 10.1908, Петербург], педагог, журналист, обществ, деятель. После окончания в 1892 юрид. ф-та Петерб. ун-та служил в уч. отделе Мин-ва финансов, в 1895 был назначен чл. учреждённой при МНП Комиссии по подготовке Всерос. пром. и худож. выставки в Н. Новгороде (1896), организовал на ней уч. отдел, а в 1900 — рус. отдел по нар. образованию на Всемирной парижской выставке.

Сотрудничал в журн. «Образование», став его ред.-издателем (с 1896), О. значительно расширил проблематику публикаций и преобразовал его из чисто педагогического в обществ.-полит., науч.-популярный и лит. журнал. При О. в нём печатались А. А. Блок, А. С. Грин, Я. Корчак, В. И. Ленин, А. В. Луначарский, А. Н. Толстой, В. Ходасевич и др.

Инициатор создания и первый директор (с 1898) Тенишевского уч-ща — ср. школы, заметно отличавшейся от тра-диц. гимназии методикой преподавания и общим укладом жизни. Организаторы уч-ща положили в основу своей работы бережное, гуманное отношение к личности ребёнка, её разностороннее развитие, внимание к индивидуальным особенностям ученика. Эти принципы осуществлялись во всей уч.-воспитат. работе уч-ща, применявшего рациональные формы организации занятий и активные методы

обучения (наглядность, лабораторные опыты, экскурсии и др.). Большое внимание уделялось здоровью и физич. развитию учеников, их эстетич. воспитанию. Построенное в 1900 здание уч-ща отвечало пед. и гигиенич. требованиям, что давало детям возможность заниматься трудом и спортом, устраивать спектакли, муз. вечера. В школе были отменены награды, наказания и кондуиты, ежедневные отметки и переводные экзамены, успешно осуществлялась новая для ср. уч. заведений семестровая организация занятий. К участию в жизни школы активно привлекались родители. О. близко знал каждого ученика и его семью, сам преподавал рус. язык и словесность, ввёл уроки лит.-худож. чтения, воспитывая в детях языковую культуру и любовь к лит-ре.

Создал уч. кн. «Русское правописание. Руководство к его наглядному изучению. Статьи для списывания» (1908, 191713) и хрестоматию «Живое слово» (1907—09, 1916—1712), служившую для семейного чтения и пользовавшуюся популярностью у неск. поколений детей шк. возраста. Хорошо изданное, с тщательно подобранным лит. материалом, иллюстрированное репродукциями работ В. В. Верещагина, И. Н. Крамского, И. И. Левитана, В. Г. Перова и др. известных художников, «Живое слово» знакомило с лучшими произв. рус. классики, а также писателей 20 в. (Л. Н. Андреева, И. А. Бунина, М. Горького).

О. — активный деятель мн. обществ.-просветит, орг-ций. В 1905—07 был одним из организаторов Союза учителей и деятелей по нар. образованию (позднее Всероссийский учительский союз), участвовал в подготовке проекта реформ ср. образования, избран гласным Гор. думы.

Соч.: Коммерческое образование. Его совр. организация на Западе и возможная постановка в России, СПБ, 1895; Низшие уч. заведения, Н. Новгород, 1896; Как же устроить нашу ср. школу, «Образование», 1903, № 10.

Лит.: Александру Яковлевичу Острогорскому. Учителю и другу — Тенишевцы, СПБ, 1908; Сахаров А., Памяти Александра Яковлевича Острогорского, «Русская школа», 1908, № 11; Редозубов С. П. (сост.), Чтение в нач. школе, М., 1949.

М. В. Михайлова.

ОСТРОГОРСКИЙАлексей Николаевич [25.1(6.2). 1840, Петербург, — 2(15).10.1917, там же], педагог, дет. писатель, журналист. Окончил 2-й кадетский корпус (1858) и Михайловскую артиллерийскую академию (1861) в Петербурге. В период обучения в академии препода-

вал в Василеостровском бесплатном уч-ще для бедных детей, где сотрудничал с Ф. Ф. Резенером, В. П. Острогорским, А. Н. Страннолюбским и др. В 1861- 1906 работал в уч. заведениях воен. ведомства: учитель и воспитатель во 2-й воен. гимназии, Пажеском корпусе. Директор и преподаватель математики в учительской семинарии в Москве (1877- 1882), руководитель и лектор отделения психол.-пед. дисциплин на курсах при Пед. музее воен.-уч. заведений.

Лит. деятельность начал в кон. 50-х — нач. 60-х гг. в журн. «Искра», «Современник». В пед. журналах («Учитель», «Чтение для юношества», «Образование») публиковал статьи, посвящённые разл. сторонам шк. дела, в т. ч. «Образцовый учитель» (1866), «Характеристика учеников» (1867), «О влиянии умственного развития на нравственное воспитание» (1869) и др. В 1869—77 редактор журн. «Дет. чтение», для к-рого писал науч.-популярные статьи и худож. произв., гл. обр. рассказы о явлениях природы, мире животных, а также биографич. жанра. Позже произв. О. для детей были объединены в сборники, выдержавшие неоднократные переиздания: «На досуге, этюды по естествознанию» (1864—65), «Среди природы» (1874), «В своём кругу» (1875), «По белу свету» и «У рабочих людей» (обе 1876).

В 1883—1910 редактор журн. «Пед. сборник», издававшегося Гл. управлением воен.-уч. заведений. Во время работы О. к сотрудничеству в журнале были привлечены изв. педагоги, психологи, врачи (В. И. Водовозов, П. Ф. Кап-терев, А. П. Флёров, А. С. Вирениус и др.), что способствовало его преобразованию в крупный орган обществ.-пед. мысли. Там же были напечатаны программные работы О. «По вопросу о нравственности» (1887), «Справедливость в школьной жизни» (1888), «Образование и воспитание» (1897). Мн. статьи О. 80- 90-х гг. вошли в сб. «Пед. экскурсии в область лит-ры» (1897). Особое место заняли его публикации по методике преподавания: «Постройки из кубиков, брусков и дощечек арифметич. ящика» (1877), «Материалы по методике геометрии» (1884).

Важным направлением деятельности О. стало обобщение достижений новейшей рус. педагогики. Составил и издал «Пед. хрестоматию» (1907) с целью познакомить учителей и родителей с «заветными мыслями» Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, В. Я. Стоюнина, Кап-терева, а также их ближайших предшественников, начиная с В. Г. Белинского. О. собрал воедино и опубликовал, снабдив биографией автора, подготовленные Ушинским материалы для 3-го тома «Пед. антропологии» («Собрание неизданных сочинений» К. Д. Ушинского, 1908).

Пед. взгляды О. формировались под влиянием Н. А. Добролюбова и в особенности Н. Г. Чернышевского. Позднее ему была близка пед. позиция Н. И.

Пирогова, что получило отражение в кн. «Н. И. Пирогов и его пед. заветы» (1914). В последние годы жизни О. готовил к изданию кн. «Наследие Пирогова» (одна из глав — «Наука и воспитание» — напечатана в «Пед. сборнике», 1916, № 1).

Определяя пед. задачи школы, О. подчеркивал преимущества массового образования в подготовке человека к активной, полноценной жизни в обществе В концепции существенно различение понятий воспитания, формирующего убеждения и характер человека, и образования, призванного давать знания, кругозор, развивать умственные силы Вслед за Пироговым О. утверждал, что истинное знание предмета непременно оказывает влияние на духовное становление человека. Нравств совершенствование во многом определяется умственным развитием человека, а духовные ориентиры дает христ этика. При этом О. подчеркивал важное значение для ребенка эмоционального восприятия мира, в связи с чем гл. место в его трудах занимают проблемы влияния личности учителя на воспитанника Учителю, по мысли О, непременно нужно сделаться воспитателем, т. к школа оказывает пед. воздействие всем строем жизни: совместным трудом, товариществом, личной ответственностью ребенка, не смягчаемой семейными отношениями. Путь к самооценке, к осознанию воспитанником своего человеческого достоинства лежит через авторитет учителя, к-рый он завоевывает всем своим нравств. и интеллектуальным обликом. Для характеристики этич. принципов шк жизни О использовал категорию справедливости, понимавшейся им как система общения воспитанников с лучшими представителями образованного поколения. «Внутренняя» справедливость (в отличие от внешней, руководствующейся формальными критериями) считается с побуждениями, наклонностями и привычками ребенка, взвешивает прошлое в его поведении и определяет необходимые меры, заглядывая в будущее.

Дидактич. идеи О. направлены на формирование способностей к логич. мышлению, владению вниманием и волей, анализу жизненных явлений и фактов. О подчеркивал нецелесообразность ориентации шк. программ на «среднего» ученика: «Отсутствие мысли в преподавании, вызываемое боязнью дать работу не по плечу слабым ученикам, сообщают урокам какую-то вялость, бесцветность Не знаю, многое ли от этого выигрывают слабые, но сильные теряют много» (Пед. сборник, 1917, № 12, с. 168).

Гл. условием реализации своей пед. программы О. считал основательную проф. подготовку учителя. Компоненты пед. образования — психология, педагогика, спец. дисциплины — должны, по О., составлять единое целое. Развивая характерную для отеч. педагогики 2-й пол. 19 в. идею гражд. ответственности учителя, О. связывал с ней перспективу

сближения образоват. и воспитат. сторон шк. дела.

Соч. Образование и воспитание, СПБ, 1897, Семейные отношения и их воспитательное значение, в кн. Энциклопедия семейного воспитания и обучения, в 2, СПБ, 1898, Биб-лиографич указатель материалов по истории рус школы, СПБ, 1899—1900, Об отношении семьи к школе, в кн Энциклопедия семейного воспитания и обучения, в 22, СПБ, 1900, Дет альманах, СПБ, 19045, Избр пед сочинения, M, 1985 (библ)

Лит Греков Ф В, Ладнов Ф К, Ист очерк учительской семинарии воен ведомства, M, 1905, КаптеревП Ф, А Н Острогорский «Н И Пирогов и его пед заветы», «Пед сборник», 1915, № 2, Д с м-ков M И., Русская педагогика в главнейших ее представителях, M, 19152, Памяти А Н Острогорского, «Пед сборник», 1917, № 12, Симонов И С, «Пед сборник»за50лет 1864—1914, П, 1914, его же, Жизнь и труды А Н Острогорского, П, 1918; Г p у з-д с в II Н, Русские пед журналы до революции, СП, 1945, №7, Лебедев II А, А Н Острогорский, в кн. Антология пед. мысли России второй пол XIX — нач XX вв, M, 1990 II А Лебедев

ОСТРОГОРСКИЙВиктор Петрович [16(28).2.1840, Петербург, — 31.3(13 4). 1902, В ал дай, ныне Новгородской обл.], педагог, литератор, обществ, деятель. Ученик В. Я. Стоюнина. Окончил филол. ф-т Петерб. ун-та (1862). Пед деятельность начал в студенч. годы в Василеостровском бесплатном уч-ще. Преподавал словесность, историю рус и всеобщей лит-ры, читал курс выразит, чтения в уч. заведениях Петербурга. О — автор лит.-критич. и биографич. работ, посвященных творчеству рус писателей, статей и книг общепед, метод, и мемуарного характера, пьес, рассказов для детей; редактор журн «Детское чтение» (1877—84), «Дело» (1883—84), «Воспитание и обучение» (1885), «Мир Божий» (1892—1902). Вел популяризаторскую работу, выступая с лекциями и уч. курсами по лит-ре и иск-ву в пользу Подвижного музея уч. пособий, об— в грамотности, бесплатной двухклассной школы, созданной на его средства в Валдае (1896), и др., на земских учительских курсах читал историю лит-ры и курс выразит, чтения.

Сторонник демокр. идеалов «шестидесятников» 19 в. старался воплощать в жизнь идеи Н И. Пирогова и К. Д. Ушинского, В. И. Водовозова и Стоюнина. Рассматривал образование и воспитание как единый процесс, особое внимание уделял этико-эстетич. воспитанию, видел в нем могуществ. фактор гражд. воспитания. Средствами эстетич воспи-

тания, в число к-рых наряду с лит-рой и иск-вом включал и воздействие природы, окружающей среды, взаимоотношений между людьми, О. призывал воспитывать у детей стремление к добру и правде, к служению своему народу. Выделяя роль семьи в раннем эстетич. развитии ребенка, О. считал, что гл. заботой родителей должна стать высокая духовность семейной атмосферы, нравств. связь между членами семьи. Осн. роль в семейном воспитании отводил матери и в связи с этим особое внимание обращал на необходимость разностороннего образования и эстетич. подготовки женщин.

Разработал курс шк. лит. образования, гл. цель к-рого видел в воздействии на духовный мир ребенка средствами самой лит-ры. Первым в России О. разработал методику организации эмоционально-образного восприятия лит-ры, выделив два пути воздействия на это восприятие — ученич. чтение, воспитывающее любовь к книге и потребность в чтении, и использование специфич. форм работы (выразит, чтение самого учителя, обучение выразит, чтению школьников, «словесное рисование» и др.) —

С о ч Письма об эстетич воспитании, M, 19083, Этюды о рус писателях, кн 1—5, СПБ, 1903—11; Из мира великих преданий, СПБ, 191112, Краткий учебник теории поэзии, СПБ, 19116, Беседы о преподавании словесности, СПБ, 19134, Рус писатели как воспитательно-образоват материал для занятий с детьми и для чтения народу, СПБ, 19137, Хорошие люди, M, 19136, Из истории моего учительства, СПБ, 19142, Двадцать биографий образцовых рус писателей, M, 191618, Выразительное чтение, M, 1916«, Родные поэты, M, 19166

Лит. ГречишниковаА Д, ВИ Водовозов и В II Острогорский, M, 1941, Парилов И Г, Жизнь и пед деятельность В II Острогорского, «Уч зап Новосиб пед ин-та», 1946, в 2, его же, Метод наследство В II Острогорского, там же, 1945, в 1, РотковичЯ А, ВП Острогорский и метод жизнь России 70—80-х гг XIX в, «Уч зап Куйбышевского пед ин-та», 1958, в 19, Салтыкова M Н, ВП Острогорский, в кн. Рус учитель, M, 1959, С и л —чевский Д П, Литературная деятельность В II Острогорского (Библиографич материалы), «Мир Божий», 1902, № 5

M В Михайлова

ОСТРОГРАДСКИЙАлександр Федорович [1853 — 3.8 (22.7).1907, Петербург], сурдопедагог. Пед. деятельность начал в Александровском кадетском корпусе, откуда в 1885 перешел в Петерб. уч-ще глухих, хотя и не имел спец. сурдопед. подготовки. В 1886 командирован в Германию, где ознакомился с т. н. звуковым методом преподавания. В 1887 приступил к перестройке организационно-метод. работы в Петерб. уч-ще на основе принципов, изложенных им впоследствии в «Руководстве к первоначальному обучению глухонемых детей по звуковому способу» (1889). Добивался приближения организации уч. работы и содержания обучения глухих к содержанию обучения слышащих детей в гор. уч-щах по Положению 1872. В 1893 выпустил «Книжку по грамоте» — пособие по усвоению грамматич. правил рус. языка. О. были

также составлены и др. учебники и пособия, в частности «Рассказы из рус. истории со статьями о жизни первобытных людей» (1900) — первый спец. учебник по рус. истории для глухих. В 1897 открыл курсы для подготовки сурдопедагогов, в 1898 организовал выпуск журн. «Листок по обучению по звуковому способу глухонемых, воспитанию и призрению их».

Исследуя физиол. действия органов речи, О. пришёл к важному в пед. отношении выводу, что при несовершенстве органов речи на них можно воздействовать посредством спец. упражнений. Он разделил звуки рус. языка на концент-рич. группы по особенностям артикуляции. На помощь ребёнку в освоении звуков привлекались его руки и зеркало, что способствовало формированию восприятия речи на зрительной основе, а также за счёт кинестезич. и вибрационных ощущений. Эта, казалось бы, стройная метод, система в первонач. период обучения глухих не способствовала, однако, их общему умственному развитию. Её осн. недостатком было то, что обучение устной речи не отделялось от чтения с губ и обучения грамоте. Подчинение постановки звуков обучению грамоте приводило к сужению круга знаний глухого учащегося в нач. период обучения. Создавая методику обучения звуковой речи, О. не придавал также должного значения использованию остаточного слуха у глухих детей.

Лит.: Басова А. Г., Егорова С. Ф., История сурдопедагогики, М., 1984, гл. 11. А. Г. Басова.

 

ОСТРОГРАДСКИЙМихаил Васильевич [12(24).9.1801, дер. Пашенная, ныне Полтавской обл., — 20.12.1861 (1.1.1862), Полтава], математик, акад. Петерб. АН (1830). Основатель петерб. матем. школы. Учился в Харьковском ун-те (1816- 1820), в 1822—28 слушал в Париже лекции математиков О. Коши, П. Лапласа, Ж. Фурье. Осн. науч. труды в области матем. анализа, теоретич. механики, матем. физики; известен также работами по теории чисел и теории вероятностей. С 1828 преподавал в воен. и техн. уч. заведениях Петербурга, в 1832—59 возглавлял преподавание математики в Гл. пед. ин-те. С1847 в качестве гл. наблюдателя за преподаванием математики в воен.-уч. заведениях руководил составлением программ и конспектов (метод, указаний) к ним; рецензировал уч. пособия. Им были составлены руководства по элементарной математике: «Программа и конспект тригонометрии для руководства в военно-уч. заведениях» (1851), «Уч. руководство для военно-уч. заведений. Руководство начальной геометрии» (курс II, III, V, 1855—60), отличит, особенностями к-рых были ясность и строгость изложения, расположение теорем и доказательства в соответствии с их естеств. связью, новизна доказательств теорем и выводов формул. Однако «Руководство...» имело и определённые недостатки: культивирование определений и доказательств, преобладание абстрактного материала над конкретным, логики над интуицией, игнорирование возрастных особенностей учащихся. Развивая идеи устройства трудовой школы, выступая за активное, творческое и наглядное обучение, О. подчёркивал необходимость предварит, подготовки учащихся (лепка, рисование, изготовление геометрич. фигур и т. д.) к систематич. изучению точных наук («Размышления о преподавании» — «Considerations sur Penseigne-ment», St.-Peterbourg — Р., 1860, в соавт.). Разрабатывая систему обучения математике в ср. уч. заведениях, настаивал на необходимости введения в курс ср. школы элементов высш. математики, развития у учащихся функционального мышления, установления связи математики с физикой и естествознанием и тем самым определил осн. направление развития шк. матем. образования.

Соч.: Поли, собр. трудов, т. 1—3, К., 1959—61.

Лит.: Марон И. А., Общие пед. взгляды М. В. Остроградского, в кн.: Ист.-матем. исследования, в. 4, М., 1951; Прудников В. Е., Рус. педагоги-математики 18—19 вв., М., 1956; М. В. Остроградский. Пед. наследие. Документы о жизни и деятельности, М., 1961; Гнеденко Б. В., Погребысский И. Б., М. В. Остроградский, М., 1963. О. А. Боковнев.

ОСТРОЖСКАЯ ШКОЛА, О с т p о жская академия, один из центров восточнослав. культуры последней трети 16 — нач. 17 вв. Основана киевским воеводой кн. К. К. Острожским (1526—1608) в его владении — г. Острог — в кон. 70-х гг. 16 в. с целью усиления влияния православной церкви в западнорус. землях. В программу обучения входили слав., греч., польск. и лат. языки, грамматика, риторика, элементы математики и философии, астрономия, богословие. Как братские школы в Вильнюсе и Львове, О. ш. отличалась среди православных уч. заведений высоким уровнем преподавания и наиб, полным уч. курсом. Она стала своего рода высш. уч. заведением, направлявшим деятельность др. школ, основанных кн. Острожским в Турове (1572), Владимире-Волынском (1577). Первый ректор О. ш. — гор. писарь Г. Д. Смотрицкий (отец М. Смотрицкого, учившегося там же), его преемником стал Кирилл Лукарис, впоследствии александрийский патриарх. Из О. ш. вышли И. Борецкий, гетман П. Сагай-дачный и др. С О. ш. связана деятельность Ивана Фёдорова, к-рый открыл в Остроге типографию и выпустил для уче-

никое 2 изд. «Азбуки» (т. н. Острожская азбука). В О. ш. был подготовлен ряд духовных и духовно-полемич. книг, в т. ч. первое полное слав, издание Библии (1581). В 90-х гг. 16 в. в школе возник острый недостаток в преподавателях, к-рый кн. Острожский пытался восполнить приглашением учёных греков. После смерти своего основателя О. ш. постепенно пришла в упадок.

Лит.: Голубев С., Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники, К., 1883; Харлампович Н., Зап.-рус. православные школы XVI и нач. XVII вв., Казань, 1898. А. О. Толстихина.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬнравственная, моральное качество личности и категория этики, отражающая, с одной стороны, способность человека отвечать за свои поступки, с другой — возможность для общества подвергать эти действия моральной оценке. Теоретики морали решали ряд вопросов по отношению к категории О.: в состоянии ли человек вообще выполнять предписываемые ему требования, в какой мере он их правильно понял и истолковал, насколько велики его деятельные способности, должен ли человек отвечать за достижение требуемого результата и за последствия своих дел?

Моральная О. распространяется на всю социально значимую деятельность человека, осуществляемую им в условиях возможности свободного выбора. Понятие нравств. О. намного шире юридической, ограниченной правовыми нормами. Кроме того, моральная О. предполагает гораздо большую роль личности, к-рая является не только объектом, но и субъектом О., самостоятельно и добровольно выполняющим свой долг перед обществом. Являясь выражением свободы личности, нравств. О. несовместима с конформизмом как одной из форм уклонения от О. Моральная О. включает в себя умение реализовывать нравств. цели на практике, способность на основании своих знаний и жизненного опыта предвидеть возможные отрицат. последствия своих действий.

В психол. плане О. означает способность личности искать причины своих поступков прежде всего в самом себе, а не в др. людях и внеш. обстоятельствах, что, впрочем, не избавляет окружающих от учёта этих моментов при определении меры О. конкретного человека.

Чувство О. воспитывается с ранних лет, гл. обр. поощрением самостоятельности ребёнка в принятии им решений. О. формируется как результат требований, к-рые предъявляются к личности. Воспринятые ею, они становятся внутр. основой мотивации поведения. С поступлением в школу возникает потребность в новых или более совершенных ответств. качествах личности: дисциплинированности, сознательности, организованности, требовательности к себе и другим. Закреплению О. способствует организация уч.-воспитат. процесса с учётом интересов учащихся, их стремления к

осознанной творческой деятельности. Одним из осн. условий формирования у ребёнка О. является достижение им успеха, вера в свои силы. Контроль со стороны взрослых по мере взросления детей сменяется самоконтролем, когда ученик в состоянии проанализировать своё поведение и определить меру своей О. Привычка ответственно относиться к своим обязанностям переносится на деятельность, к-рая является не очень интересной, но необходимой. Таким образом вырабатывается созиат. отношение к О. Большое значение в воспитании О. имеет личный пример родителей и педагогов. Б. О. Николаичев. ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ,поведение, устойчиво проявляемое в нарушениях социальных норм. Отклонения в поведении несовершеннолетних рассматриваются в разл. аспектах. С юрид. точки зрения обычно выделяют отклонения противоправные, связанные с нарушением уголовного законодательства в возрасте, обязывающем несовершеннолетних нести ответственность, и не имеющие противоправного содержания, но игнорирующие этич. нормы. В противоправном поведении наиб, часто встречаются отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, драки, побои, тяжкие преступления — изнасилования, убийства) и др., а также отклонения корыстной направленности, связанные со стремлением к криминальному обогащению (кражи, хищения и т. п.).

К О. п., не имеющему противоправного содержания, относят побеги детей и подростков из дома, дет. воспитат. учреждения; бродяжничество как следствие детской безнадзорности; злоупотребления алкоголем, наркотиками и др. ток-сич. средствами; аутоагрессивное поведение (т.е. покушение на собств. организм, вплоть до крайних проявлений — самоубийства); отклонения социально-пассивного типа (стремление к уходу от активной жизни, отстранению от обязанностей и долга, работы, учёбы и т. п.).

Несовершеннолетние, совершившие преступления, часто характеризуются антисоциальной направленностью. Среди совершивших случайные правонарушения выделяются подростки, не имеющие антиобществ, направленности личности и отличающиеся неустойчивой личной ориентацией. Такой подход позволяет определить злостных правонарушителей, создающих вокруг себя криминогенную обстановку и требующих исправит, мер перевоспитания в закрытых пенитенциарных учреждениях, а также подростков, ставших жертвами обстоятельств и нуждающихся в реабили-тац. системе воспитания.

О. п. оценивается и по дисциплинарным мерам (наказуемое, неодобряемое, порицаемое и т. п. поведение), во многом определяемым субъективными факторами и типом пед. системы в конкретном воспитат. учреждении (авторитарный,

демократический), личными взглядами и склонностями педагогов.

Оценить отступления от требований норм морали ещё сложнее. Несовершеннолетние, совершившие безнравственные (по мнению взрослых) поступки, не могут быть зачастую признаны аморальными типами в силу психол. особенностей своего возраста. К детям и подросткам нельзя подходить с такими же нравств. критериями, как к взрослым. Обычно и трудные, и неблагополучные подростки одинаково положительно оценивают смелость, щедрость, героизм, презирают трусость, жадность, предательство и т. п. Вместе с тем эти нормы могут носить групповой характер и распространяться лишь на ближайшее окружение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.