Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования 72 глава





Общий ср. уровень готовности детей к более раннему освоению изобразит, деятельности повышается с развитием общей культуры общества (при сравнении совр. школьников со сверстниками 20—30-х гг., Г. В. Лабунская). Вместе с тем возрастная последовательность и темп освоения ряда разделов изобразит, грамоты не образуют непрерывно восходящей линии и отличается у детей от последовательности, принятой в системе академич. обучения И. и.

В совр. содержании курса И. и. в школе предусмотрено сочетание классич. мирового худож. наследия, нар. худож. традиций и достижений совр. худож. культуры. Осн. принципами организации занятий являются: худож.-развивающая направленность, связь содержания обучения с ролью иск-ва в обществе и жизни людей, опора на интерес и увлечённость, учёт возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей, единство образования и воспитания, обучения и творчества; сочетание деятельности восприятия и практич. занятий (при относит, самостоятельности задачи развития худож. восприятия); сочетание плоскостных и объёмно-пространств. видов деятельности, рисования с лепкой и худож. конструированием, связь с подготовкой к труду; многообразие видов худож. деятельности, техники и материалов; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы.



На основе этих принципов в 1970—80 НИИ ХВ АПН СССР совм. с СХ СССР была создана типовая программа по И. и. для 1—6-х кл. (в союзных республиках она адаптировалась с учётом особенностей нац. культуры и нар. худож. традиций). Программа содержала след, разделы: изображение, лепка, прикладная деятельность, восприятие эстетического в действительности, восприятие иск-ва. Основу содержания составляло обучение методам создания худож. образа и его восприятия в иск-ве, что раньше было задачей только внекл. работы. Типовая программа реализовала принцип единства практич. обучения с развитием худож. восприятия. Освоение грамотности изображения выступало как средство организации образной выразительности работ. Комплекс объёмно-пространств. видов деятельности (лепка, декоративно-прикладное иск-во с элементами техн. эстетки) позволил связать содержание



Урок рисования в школе.

Урок рисования в начальной школе.

программы И. и. с осознанием роли иск-ва в жизни общества и в худож. решении предметной среды.

В 1990 для школ Рос. Федерации рекомендована подготовленная НИИ ХВ АПН совм. с Союзом художников (Б. М. Не-менский) программа «И. и. и худож. труд», согласно к-рой преподавание И. и. строилось как освоение школьниками нравств.-эстетич. и духовной культуры народа, отражаемой иск-вом в разл. формах его практич. единства с трудом и с худож. преобразованием окружающей среды. Основой её содержания являлись социальные функции изобразит., конструктивных и декоративных видов иск-ва и специфика их образного языка. Программа имела тематич. структуру («Ты и иск-во», «Иск-во вокруг нас» и т. д.) как систему последовательно развивающихся от урока к уроку и от года к году тематич. рубрик, отражающих по восходящей линии познание связей этих трёх групп иск-в с жизнью людей и общества. В нач. классах школы предусматривалось объединение уроков И. и. и трудового обучения.

Уч. худож. деятельность учащихся осуществляется также на факультативных занятиях для учащихся 7-х и др. старших классов; в школах и классах с углублён-

ным преподаванием И. и., архитектуры, декоративно-прикладного и оформительского иск-ва; на уроках трудового обучения на основе нар. видов худож. труда (в 4—11-х кл. школ при центрах нар. декоративно-прикладного иск-ва); на занятиях производит, худож. трудом в старших классах при межшкольных УПК и цехах предприятий (строчевышитые изделия, кружево, резьба, роспись и т. д.); в худож. СПТУ.

В 1—3-х кл. занятия И. и. ведёт учитель нач. классов с общепед. подготовкой, в очередных классах, как правило,— учителя-специалисты, а также выпускники худож. вузов. К ведению кружков и факультативных занятий допускаются лица со спец. худож. образованием.



Внекл. работа по И. и. может быть систематической, периодической и в виде разовых мероприятий. Наиб, распространённая форма систематич. занятий И. и.— кружки, мастерские по разным видам практич. худож. деятельности, работающие по примерным программам: -«Рисунок и живопись», «Графика», «Скульптура», «Декоративно-прикладное иск-во», «Работа с природными материалами», В зависимости от потребностей школы и особенностей нац. культуры создаются также кружки вышивки, керамики, ар-хит, моделирования и др. К периодич. занятиям И. и. относятся клубы юных искусствоведов, любителей иск-ва, устные журналы, лектории, шк. музеи и др.;: к разовым — экскурсии, олимпиады, фестивали, смотры, конкурсы и выставки дет. изобразит, творчества и др.

Центры внешкольной работы по И. и.— крупнейшие музеи страны, изостудии при домах и дворцах школьников и молодёжи, домах культуры и др., работающие по рекомендат. программам, а также дет. галереи иск-в. В студии принимаются школьники 1—11-х кл. без-спец. отбора и экзаменов. Для учащихся 1—4-х кл. созданы дет. школы иск-в, в к-рых каждый ребёнок может заниматься И. и., музыкой, хореографией, для учащихся 5—8-х (1—11-х) кл. открыты худож. школы, в к-рых (при ограниченном числе мест) допустимы спец. требования и отбор. Эти школы, работающие по спец. программам Мин-ва культуры, решают задачи общего худож. воспитания, допроф. подготовки и проф. ориентации школьников.

Для одарённых детей (4—11-е кл.) создана также сеть ср. худож. школ-интернатов при соответств. высш. худож. вузах в крупных городах. Уч-ся этого типа школ получают наряду с общим ср. образованием спец. подготовку для поступления в вуз.

Занятия И. и. в школе должны проводиться в кабинетах И. и., оснащённых необходимым оборудованием, моделями. Для учителя выпускаются метод, пособия, комплекты демонстрац. таблиц, наборы репродукций, диапозитивов, диафильмы, В Рос. Федерации, на Украине, в Узбекистане, Таджикистане в 60—80-х гг. выпущены серии пробных учебников по И. и. Изданы «Энциклопедич. словарь юного художника» (1983), серия популярных книг о художниках, по эстетике, иск-ву; ежемесячно (с 1936) выходит журн. «Юный художник», спец. статьи о дет. творчестве публикуются в пед. журналах и журн. «Искусство», «Творчество», «Художник».

Обобщение опыта работы с детьми по И.и. и науч.-метод, исследования проводяг

ИЗРАИЛЬ

Центр эстетич. воспитания (создан в 1992 при НИИ развития личности РАО), ф-ты .пед. ун-тов и1 ин-тов.

Практика преподавания И. и. в б о ль-шинстве pasßnibix стран Запада, как правило, воспроизводит англо-амер. систему: 2 обязат. урока в неделю в нач. школе (до 6-го кл. занятия проводит учитель общего профиля) и от 3 до 6 ч по выбору в 7—12-х кл., где занятия проводит специалист (в нек-рых случаях занятия в 7—9-х кл. обязательны). Нередко занятия в старшем звене проводятся в мастерской одного из видов иск-ва (живопись, графика, скульптура, дизайн) — в зависимости от склонности преподавателя. В Великобритании и Франции в лицеях гуманитарного профиля один из видов иск-ва, в т. ч. И. и., входит в аттестат об образовании. В Японии осн. внимание уделяется культуре цвета, конструктивно-пластич. циклу (лепка, конструирование, дизайн) и связи И. и. с трудом как необходимому компоненту подготовки рабочих. Для Японии тради-ционна реалистич. направленность преподавания И. и. в школе и экологич. подготовка учащихся средствами И. и. В последние десятилетия в заруб.странах очевидна тенденция соединения преподавания И. и. с общим, эстетич. и экологич. развитием учащихся. Урок в школе — практически единств, массовое средство приобщения детей к И. и. Внешк. работа носит эпизодич. характер, зависит от инициативы частных и обществ, орг-ций, осуществляется за счёт родителей.

В 70—80-х гг. в США наблюдается возврат к систематич. формам преподавания И. и., к «основам» изображения, интерес к поступательным этапам (стадиям) овлаг дения И. и. Показательно перемещение внимания от обучения практич. изобразит, деятельности в пользу умения воспринимать и ценить эстетическое в самой действительности и в иск-ве.

Лит.: Революция — искусство — дети. Мат-лы и док-ты, ч. 1 — 2, 1917—1929, М., 1987—882; Иск-во и дети. Эстетич. воспитание за рубежом, LM., 19691; Павлинов П. Я., Графич. грамота, М., 1935; Чистяков П. П., Письма.^ Записные книжки. Воспоминания, М., 1953; Дмитриева Н. А., Вопросы эстетич. воспитания, М., 1956; Киреенко В. И., Психология способностей к изобразит, деятельности, М., 1959; Алексеева В. В., Изобразит, иск-во и школа, M., [1968l; e ё ж е, Что такое иск-во?, в. 1 — 2, М., 1973 — 79; Л а б у н-с к а я Г. В., Изобразит, творчество детей, М., 1965; Сакулина Н. П., Рисование в дошк. детстве, М., 1965; Щербаков В. С., Изобразит, иск-во. Обучение и творчество, [М., 19691; Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю., Формирование зрительного образа. (Исследование деятельности зрительной системы), М., 1969; Худож. восприятие, Л., 1971; Левин С. Д., Ваш ребенок рисует, М., 1979; Ростовцев H. H., Методика преподавания изобразит, иск-ва в школе, M., 19802; Мухина В. С., Изобразит, деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта, М., 1981; Неменский Б. М., Мудрость красоты, М., 1981; Система эстетич. воспитания школьников, под ред. С. А. Герасимова, М., 1983; Изобразит, иск-во в школе. Сб. мат-лов и док-тов, М., 1990. Б. П. Юсов.

ИЗРАИЛЬ,Государство Израиль, гос-во в Зап. Азии. Создано 14 мая 1948 на части терр. Палестины в соответствии с резолюцией Ген. Ассамблеи ООН от 29.11.1947. Пл. св. 20,7 тыс. км2 (без оккупированных в июне 1967 араб. территорий). Нас. 4,53 млн. чел. (1989). Офиц. языки — иврит и арабский. Ме-

стопребывание правительства и парламента — зап. часть Иерусалима.

До создания Гос-ва Израиль на терр. Палестины (мандат Великобритании с 1920) существовали две обособленные друг от друга системы просвещения — еврейская и арабская, различавшиеся по структуре, организации управления, уч. программам и т. д. В араб, секторе 2/з школ находились под прямым контролем департамента просвещения англ. администрации Палестины и частично финансировались им. Остальные школы— частные и приходские при иностр. христ. миссиях — функционировали независимо от властей. Школы евр. общины были автономны. Они фактически делились на неск. групп, каждую из к-рых контролировала та или иная полит .^группировка, действовавшая в рамках Йишу-вы (евр. общины). Ученики получали либо светское, либо преим. духовное образование в зависимости от программных установок соответств. партии. В Палестине были созданы высшие уч. заведения для евреев: Технол. ин-т в Хайфе (осн. в 1924) и Ивритский ун-т в Иерусалиме (1918, открыт в 1925).

После провозглашения Гос-ва Израиль начала складываться гос. система образования, практически раздельная для евреев и арабов. В 1949 был принят закон об обязат. всеобщем образовании, в соответствии с к-рым все дети в возрасте от 5 до 13 лет должны получать бесплатное образование (один год в дет.саду и 8 кл. в школе). Закон 1953 ликвидировал прежний порядок патронажа разл. полит, группировок над евр. школами и ввёл гос. контроль над ними. Для евр. молодёжи закон предусматривал гос. (светские) и гос.-религ. школы, для арабов — только гос. школы. Кроме того, вне системы гос. образования закон санкционировал существование независимых религ. школ для евреев, а также частных и приходских школ для арабов.

Шк. реформа 1969 продлила бесплатное обязательное образование до 9 классов школы и ввела промежуточную ступень обучения — неполную ср. школу (7— 9-й к л.) после 6-летней начальной.

Руководство образованием осуществляет Мин-во просвещения и культуры, к-рое разрабатывает уч. планы, утверждает программы, занимается подготовкой и назначением преподавательских кадров. На органах местного самоуправления лежит обязанность строить и содержать шк. здания, приобретать необходимые оборудование и уч. пособия. Финансирование образования осуществляется гос-вом, органами местного самоуправления и меж-дунар. сионистскими орг-циями. Причём гос-во обеспечивает не более */з общих затрат на образование. В 1987 на нужды образования выделено 8,5% ВНП.

Несмотря на значительные успехи, достигнутые страной в деле просвещения по сравнению с мандатным периодом, доля неграмотных среди взрослого населения составляла в 1988 6% (4,4% среди евреев и 15,2% среди арабов). Дошк. воспитание детей 2—3 лет осуществляется в яслях, детей 4—5 лет — в дет. садах. В 1988 ясли и дет. сады посещало 277,2 тыс. евр. детей и 40,4 тыс. арабских.

В 1988/89 уч. г. насчитывалось 2,5 тыс. школ гос. системы образования (в евр. секторе—св. 2,1 тыс. светских и религиозных, в арабском — св. 0,4 тыс. светских). В них обучалось 816,2 тыс. еврейских и 204,7 тыс. араб, детей. В 1988/

1989 уч. г. 72,9% уч-ся (евреев) посещало гос. школы, 19,5% — гос.-религ. школы и 7,6% —«признанные» школы, 7,8% арабов обучалось в частных и приходских школах.

Программа нач. евр. школ включает изучение Торы и Талмуда, иврита, лит-ры, истории, географии, математики, естеств. дисциплин, иск-ва, иностр. яз., физкультуры, пения, трудового обучения. В уч. программе с религией связаны не только спец. уроки, но и больше половины занятий по гуманитарным предметам. 55% занятий по истории отводится широкому курсу истории евр. народа (с древнейших времён), 45% — всемирной истории, из них лишь 1,4% — арабской. В араб, школах на уроках истории 60% времени отведено общему курсу, 21% — истории евреев, 19% — истории араб, мира (гл. обр. событий религ. и культурной жизни до сер. 20 в.). Для евреев изучение араб. яз. является факультативным, араб, уч-ся обязаны изучать иврит с 3-го кл. После окончания нач. школы уч-ся проходят тестирование, а обязат. образование завершают после прохождения 3-летнего курса обучения в неполной ср. школе (7—9-й кл.).

Ср. школы (10—12-й кл.) делятся на общеобразовательные (в них обучаются 50% евр. учеников ср. школы и 82% арабских), проф.-технические (соотв. 47% и 16%) и сельскохозяйственные (3% и 2%). В 1987/88 уч. г. во всех ср. школах обучалось 199,2 тыс. евреев и 37,4 тыс. арабов (соотв. 726 и 624 уч-ся на 1000 жителей возрастной категории 14—17 лет). В общеобразоват. школах в последних двух классах происходит специализация по гуманитарным наукам, математике, физике, биологии и др. В евр. религ. школах осн. внимание уделяется изучению Торы и Талмуда. Выпускники могут по выбору либо получить без экзаменов свидетельство об окончании ср. школы, либо сдать экзамены на аттестат зрелости, дающий право поступления в высшие уч. заведения. В араб. ср. школах преобладает гуманитарный уклон. Преподавание естеств.-науч. предметов (физика, химия, биология) ведётся на упрощённом уровне. В сфере араб. ср. образования немалую роль играют духовные уч. заведения, в т. ч. при иностр. христ. миссиях.

Ср. проф.-тех. школы (3—4 года обучения) либо дают выпускникам квалификацию техника или инженера и одновременно полноценное ср. образование, либо (с 2—3-летним курсом преим. проф. обучения) готовят квалифицир. рабочих для пром. предприятий. С.-х. школы — 3—4-летние. Половину времени уч-ся трудятся в поле.

В систему высш. образования входят ун-ты, а также ряд небольших ин-тов и академий, диплом к-рых котируется ниже. В 1988/89 уч. г. в вузах обучалось св. 70 тыс. студентов. Ун-ты: Ивритский ун-т в Иерусалиме (15 ф-тов, св. 16 тыс. студентов), Тель-Авивский ун-т (осн. в 1953, открыт в 1956; 15 ф-тов и отделений, ок. 18,7 тыс. студентов), Технион (Технол. ин-т Израиля) в Хайфе (20 ф-тов и отделений, ок. 8,7 тыс. студентов), Ун-т Хайфы (осн. в 1963; 4 ф-та, ок. 6,6 тыс. студентов), Ун-т им. Бар-Илана в Ра-мат-Гане (осн. в 1955 как теологич. уч. заведение под эгидой орг-ции «Религ. сионисты Америки»; 5 ф-тов, ок. 8,8 тыс. студентов), Негевский ун-т им. Бен-Гу-риона в Беэр-Шеве (осн. в 1969; 6 ф-тов,

ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ

ок. 5,4 тыс. студентов), а также обладающий статусом ун-та исследовательский Ин-т естеств. наук им. Вейцмана в Рехо-воте (осн. в 1949; 5 ф-тов, 650 студентов). Все ун-ты входят в евр. систему образования, преподавание ведётся на иврите. Арабы составляют ок. 6% израильского студенчества.

Подготовка преподавателей для дет. садов, нач. и неполных ср. школ проводится в пед. колледжах, в к-рых в 1988/ 1989 уч. г. раздельно обучалось св. 12 тыс. евреев и ок. 700 арабов. Курс обучения 3 года на базе ср. школы. Ок. половины учителей, работающих в араб, школах, не имеет диплома.

Обучение взрослых проводится по неск. линиям. Для прибывающих в страну иммигрантов в спец. центрах абсорбции имеются 5-месячные курсы изучения иврита и основ сионизма. Департамент просвещения Мин-ва обороны выпускает уч. лит-ру и разрабатывает программы обучения лиц, проходящих воен. службу. Существуют вечерние школы рабочей молодёжи, как евреев, так и арабов, не закончивших обязат. образования. Они функционируют 5 раз в неделю по 3 ч в день. Один из дней полностью отводится проф. обучению учащихся.

Лит.: Государство Израиль. Справочник, М., 1986; Bentwich J., Education in Israel, Phil., 1965; С и p p и и я С. А., Просвещение арабов в Израиле, Бейрут, 1973 (на араб. яз.). Л. А. Борковский

ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ШКОЛА,разновидность трудовой школы, в к-рой трудовое начало сводилось к работам детей по иллюстрированию получаемых знаний (рисование, лепка, изготовление моделей и макетов, драматизация и др.). И. ш. формировалась под влиянием концепции «школы действия» В. Лая, согласно к-рой разл. виды иллюстративных работ — формы выражения знаний.

Принципы И. ш. в нач. 20 в. применялись в школах мн. стран, в т. ч. России. Иллюстративные работы в уч. процессе рекомендовались в метод, лит-ре, издававшейся в 20-е гг. в СССР. Выполнение их способствует творческому отношению детей к учёбе, лучшему запоминанию усваиваемого материала, развивает воображение и моторику ребёнка. Ошибки в иллюстративных работах обнаруживают пробелы в представлениях учащихся, что помогает педагогам своевременно корректировать уч. процесс, а школьникам искать пути к совершенствованию своих знаний и умений. Иллюстративные работы необходимы учащимся для фиксации наблюдений, для графин, оформления итогов изучения нек-рых объектов, для систематизации знаний по отд. разделам уч. программы (см. Графическая работа). Во всех случаях применение иллюстраций должно быть педагогически оправданным, служить цели активного, сознательного и прочного усвоения знаний и не нарушать логики уч. предмета (см. также Наглядность в обучении). А. И. Пискунов.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ(от лат. illustratio, букв.— освещение; наглядное изображение) в детской книге, специфич. область книжной графики. С момента возникновения (сер. 17 в.)она своеобразно отражает существенные исторически сложившиеся черты худож. творчества, несёт в себе характерное для разных эпох и стран содержат, начало, обусловленное устоявшимися принципами формирования личности и эстетич. воспитания.

Этим определяются роль И. в развитии ребёнка, возможности её использования родителями, педагогами, библиотекарями в общении с детьми.

Наличие органич. связей с лит-рой не исключает самостоятельного, чисто худож. значения И. В отд. периоды (напр., 70—90-е гг. 19 в. в Великобритании; кон. 19 — нач. 20 вв. в Германии и России; 1920-е гг. в СССР) И. оказывалась творческой лабораторией, где формировались новаторские принципы худож. стиля в широком смысле. Поэтому неправомерен взгляд на И. (особенно в книге для ранних возрастов) как на явление вторич-

ное по отношению к лит-ре или как на наглядное пособие для изобразит, расшифровки лит. идей и образов. Тем более что И. к учебникам или дет. науч.-популярной лит-ре в странах с высокоразвитым изобразит, иск-вом наряду с наглядностью обладает всё более ярко выраженными худож. образными свойствами (буквари, дет. энциклопедии, учебники по природоведению и истории).

Характер И. и её идейно-худож. особенности определяют возрастная специфика и типология дет. изданий (см. Детская книга). Изобразит, начало наиб, ярко выражено в т. н. книжке-картинке (нем. Bilderbuch, англ. Picturebook), предназначенной для маленьких детей. Здесь И. преим. цветная (акварель, гуашь, коллаж), реже — чёрно-белая (рисунок пером, тушью, смешанная техника). Классич. тип книжки-картинки формировался и существует как авторское произведение, где И. и текст, созданные художником, выступают в особом визуально-вербальном единстве. Тот же принцип единства лежит в основе книжки-картинки с изобразит, интерпретацией нар. поэзии и сказки, специфич. лит-ры для малышей, кратких стихотворных или прозаич. текстов-подписей. Более сложный синтез изображения и слова возникает в книге для ст. дошкольного и мл. школьного возраста из органичного сплава лит-ры и изобразит, иск-ва, когда в И. проявляется худож.-концентриров. выражение реальной жизни или образов поэтич. фантазии, т. н. волшебной сказки, театр, действа, дет. игры. Зрелищное начало предшествует проникновению маленького читателя в содержат, суть лит. образа. В изданиях для детей ср. и ст. возраста характер И. приближается к особенностям иллюстриров. книги для взрослых, т. е. преобладает принцип последо-ват. изобразит, сопровождения текста. Выделяя наиб, существенные моменты повествования, художник образно акцентирует развитие сюжета и действия героев. И. располагаются и в самом тексте, и на отд. страницах. Применяются также декоративные и изобразит, заставки и концовки.

Историю И. в дет. книге принято начинать с появления книги Я. А. Каменского «Мир чувственных вещей в картинках> («Orbis sensualium pictus», 1658; в России была переведена и дважды издана Н. И. Новиковым под назв. -«Иоанна Амоса Комения Видимый свет...», 1768, и «... Видимый мир», 1788). Её познават. начало впервые нашло выражение в изобразит, формах; рисунки должны были, по замыслу автора, «усилить впечатления от вещей». Первой иллюстриров. дет, книгой в России был «Букварь» Кариона Истомина. Рукописный экземпляр (1693), заказанный Н. К. Нарышкиной для царевича Алексея Петровича, имел цветные акварельные рисунки. В 1694 в Москве вышел печатный экземпляр, где текст и рисунки были гравированы на меди Л. Буниным. На крупноформатных листах изображались буквы, составленные и» человеческих фигур, предметов быта, орудий труда, явлений природы и т. д., названия к-рых начинаются с букв рус. алфавита.

Наряду с азбуками в Зап. Европе и России немалое значение для развития дет. чтения и эстетич. воспитания имели иллюстриров. Библии и др. духовные книги, а также нар. лубок с рисунками к текстам нар. сказок, рыцарские легенды

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

и древние басни (Эзопа и др.), иллюстри-ров. пересказы, сокращённые переводы и переложения для детей нек-рых произв. известных писателей. Англ, издатель и книготорговец Дж. Ньюбери одним из первых в Зап. Европе в сер. 18 в. выпускал специально для детей дешёвые, но элегантно оформленные книжки для чтения и развлечения, занимат. буквари, нравоучительные повести и рассказы с И.

И. 18 в. являлась преим. учебной. Наиб, популярной мн. годы оставалась знаменитая -«Книжка-картинка для детей »(«Bilderbuch für Kinder») нем. писателя, переводчика и издателя Ф. Ю. Бер-туха, выпущенная в 1792—1830 в 12 тт. Изданная в Москве «Детская тека» (пер. с франц. 1794) — один из характерных образцов энциклопедич. дет. книги с гра-виров. таблицами, насыщенными изображениями животных, растений, разнообразным этнография, материалом. К И. уч. книги обращались крупные мастера европ. графики. В Великобритании изобретатель торцовой гравюры на дереве Т. Бьюик иллюстрировал для детей «Общую историю четвероногих» (1790, до 1820 выдержала 7 изд.), «Историю птиц Британии» (т. 1—2, 1797—1804), а затем «Басни Эзопа» (1818). Художник и поэт У. Блейк создавал уникальные цветные офорты и акварели с романтич. образами детства. В эти богато орнаментиров. композиции он вписывал тексты своих стихов для сб-ков «Песни невинности» (1789) и «Песни опыта» (1794). В Германии Д. Ходовецкий исполнил гравюры к популярной книге И. Б. Базедова «Первоначальное обучение» («Elementarwerk», 1774; в рус. пед. лит-ре назв. также переводится как «Руководство по первоначальному обучению» и в др. вариантах).

В нач. 19 в. вместе с развитием гравюры и литографии И. в дет. книге становится всё более привлекательной областью деятельности для мн. художников. В России вышли уникальная азбука «Подарок детям в память 1812 года» (1814)с раскрашенными гравюрами, выполненными по цветным акварелям И. И. Теребенёва (переизд. к 100-летию Отеч. войны в 1914), «Увеселительная азбука» (1835) с И. художника-жанриста К. А. Зелен-цова (круг А. Г. Венецианова). В Великобритании в 1836 выпущена «Весёлая азбука, рисованная, гравированная на металле и изданная художником» Дж. Крук-шанка, известного карикатуриста, оформителя романов Ч. Диккенса и одного из первых англ, иллюстраторов «Робинзона Крузо» Д. Дефо (т. 1—2, 1831). Пути формирования худож. облика И, того времени в значит, степени связаны с развитием лит-ры романтизма. Благодаря усилиям гейдельбергских романтиков в нем. дет. лит-ру вошли нар. сказки, песни и баллады, стихи поэтов 16—17 вв. Трёхтомник Л. А. фон Арнима и К. Брен-тано «Волшебный рог мальчика» (1806— 1808), так же, как «Детские и семейные сказки» братьев Якоба и Вильгельма Гримм (т. 1—3, 1819—222) положил начало многочисл. последующим обработкам, переводам и публикациям для детей сокровищ нар. фантастич. лит-ры, но не сразу нашли своих иллюстраторов. Неск. портретных и жанровых гравюр ко 2-му и малому изданиям «Сказок» выполнил в Германии Л. Э. Гримм (1819, 1825). В Англии Крукшанк иллюстрировал перевод, вышедший под назв.

А 23 Рос. педагогическая энц. т. 1

Дж. Тенниел. Иллюстрация к книге

Л- Кэрролла «Алиса в стране чудес». 1865.

Т. Хоземан. Иллюстрация к книге «Удивительные приключения барона Мюнхгаузена», 1840.

«Немецкие народные сказки» (1824, 1826). Его 12 гравюр к этой книге затем перепечатывались в Германии, к-рая к нач. 40-х гг. 19 в. лидировала среди зап.-европ. стран в массовом выпуске дет. изданий. Романтич. сб-ки стихов, песенок, сказок иллюстрировали Л. Рихтер Т. Хоземан, М. Швинд, Ф. Поччи, Р. Гайслер и др. Появились первые книжки-картинки для маленьких детей: сб. «Нянюшкины часы» (1843) с илл. Рихтера, Ю. Хюбнера, О. Вагнера и др.; «Рассказы и песенки с картинками» (1841—45) Поччи; знаменитый «Штрув-вельпетер» (1845; известны рус. перепечатки, в т. ч. под назв. «Стёпка-растрёпка») Г. Хофмана; затем первые И. к нем. переводам сказок Андерсена, выполненные Рихтером (1845), О. Шпектером (1846—48) и Хоземаном (1844—49), уже прославившимся в 1840 своими 16 рисунками к «Удивительным путешествиям и приключениям барона Мюнхгаузена». Это произв. Э. Распе иллюстрировали

позднее Крукшанк (1867) и Г. Доре (1862—76). Уникальный образец книжки-картинки создал выдающийся англ, поэт и художник Э. Лир. Его знаменитые «нонсенс» («A Book of noncense», 1846, букв.— «Книга чепухи»), написанные на основе специфич. фольклорной формы лимерика, неоднократно переиздавались в Англии и оказали огромное влияние на развитие подобного жанра дет. поэзии — весёлых небылиц, т. н. перевертышей (термин К. И. Чуковского), в др. странах. Забавные рисунки Лира, ясные по форме, полные юмора и почти изощрённой фантазии, до сих пор остаются непревзойдённым изобразит, эквивалентом оригинального текста. Наряду с опытами книжки-картинки формировалась стилистика И. к произведениям классич. лит-ры, приспособленным к дет. чтению. Во Франции с большим успехом расходились книги, украшенные гравюрами с рисунков известных художников. Гран-виль иллюстрировал «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта (1839, 1843) и «Приключения Робинзона Крузо» (1840, 1850), Г. Доре создал свои крупноформатные рисунки к «Новым волшебным сказкам для маленьких детей» графини де Сепор (1857), «Сказкам» Ш. Перро (1862), «Басням» Лафонтена (1868). Андерсен долго искал у себя на родине подходящего иллюстратора для своих сказок. Написанные в 1835, они вышли с рисунками В. Педерсена только в 1854. Рус. перевод под назв. «Новые сказки» был издан с 50 рисунками известного живописца и графика М. П. Клодта в 1868. Рус. рисовальщики в 40— 50-х гг. откликались на всё лучшее, что писалось для детей. В. Ф. Тимм иллюстрировал «Старинную сказку об Иванушке-дурачке» Н. А. Полевого (1844); Р. К. Жуковский стал первым иллюстратором «Конька-Горбунка» П. П. Ершова (1856); А. А. Агин выполнил рисунки к биографич. повести Д. В. Григоровича «Дедушка Крылов», Е. И. Ковригин — к «Альманаху для детей» (обе книги изд. в 1845).

2-я пол. 19 в.— время формирования во всех европ. странах специфич. лит-ры (стихов, рассказов, повестей для детей), учитывающей особенности дет. восприятия, запросы развивающейся личности и задачи воспитания ребёнка. Написанная и иллюстрированная Ч. Л. Доджсоном (псевд. Льюис Кэрролл) «Алиса под землёй» (1862) вышла в свет в Лондоне в 1865 как «Приключения Алисы в стране чудес» с классическими в своём роде илл. Дж. Тенниела, одобренными писателем. Столь высокий образец творческого содружества был, однако, единичным эпизодом.

Широкое распространение массовой печатной продукции не способствовало во 2-й пол. 19 в. улучшению худож. качества И. Альбомы и книжки-картинки В. Буша («Макс и Мориц», 1865; «Дидельдум!», 1874), К. Фрёлиха и П. Коневки были исключением на фоне ремесл. изданий. Во Франции, где в круг дет. чтения вошли произв. А. Дюма и Ш. Нодье, к худож. уровню илл. Доре приближались немногие рисовальщики: Т. Жоано, Берталь, О. Кастелли, Э. Байар. Лишь Л. Фрё-лих, датчанин, работавший во Франции, вошёл в историю вместе со своим издателем Этцелем, выпуская серию альбомов «Мадемуазель Лили» для самых маленьких.

Рус. И. 1850—80-х гг. для детей тесно связана с демокр. лит-рой и реалистич.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.