Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования 70 глава





Лит.: Гожалчинский А., Иезуитские школы в Юго-Западной России, «Труды Киевской духовной академии», 1869, №4; Ястребов М., Иезуиты и их пед. деятельность в Польше и Литве, там же, 1869, М° 2; Бемер Г., Иезуиты, пер. с нем., М., 1913; Т о н д и А., Иезуиты, пер. с итал., М., 1955; Блинова Т. Б., Иезуиты в Белоруссии, Минск, 1990; Ratio studio-rum et institutiones scholasticae Societatis Jesu, t. 1 — 4, B., 1887—94 (Monumenta Germaniae Paedagogica, Bd 2, 5, 9, 16); M er t z G., Die Pädagogik der Jesuiten, Hdlb., 1898; Monumenta paedagogica societa-tis, Jesu. I, ed. L. Lukäcs, Romae, 1965 —; Donohue J. W., Jesuit education, N. Y., 1963; Godina Mir G., Aux sources de la pedagogie des Jesuites, le «modus parisi-ensis», Rome, 1968; Chartier R., Ji-lia D., Compere M. M., L'education en France du XYI au XVIIIе siecle, P., 1976; B o w e n J., A history of Western education, v. 2, L., 1975. M. В. Дмитриев.

ИЕШИВА(ешива, ешибот, иешибот, иврит, йешива — сидение, заседание), высшая школа изучения евр. религ. права (галахи), центр традиц. евр. учёности. Готовит раввинов, судей, учителей евр. традиции, теологов. Слушателями И. (бахурим) являются совершеннолетние мужчины (согласно галахе, совершеннолетие наступает по достижении 13-летнего возраста), осн. контингент составляет неженатая молодёжь от 15 до 25 лет. Только в 80-х гг. 20 в. в Израиле стали создаваться И. для девушек. Срок обучения в разных И. от 3 до 7 лет. Традиц. И. управлялась главой (рош-йешива), к-рому помогали «контролёры» (машгихим), следившие за прилежанием и организацией быта бахурим. И. располагалась обычно в молельном доме, бет-мидраше, где жили бахурим. Обучение было бесплатным, преподаватели получали жалованье из общинных средств, а бахурим поочерёдно столовались у разных членов общины («тег-эсн», на яз. идиш — ежедневное кормление). Содержание И. почиталась евреями за выполнение религ. заповеди (мицвы). Традиц. И. не имела классной структуры, рош-йешива отвечал на вопросы, давал свои толкования гала-хич. правилам, вслух вместе с учениками читал отд. талмудич. и экзегетич. (разъясняющие смысл древних текстов) сочинения. Большинство совр. И. так или иначе реформированы, организованы по классам, программы включают не только галахические, но и др. дисциплины, напр, изучение Танаха (в христианстве именуемого Ветхим Заветом), евр. историю, грамматику иврита.



Первые И., очевидно, возникли ещё до разрушения Иерусалимского храма римлянами (70 н. э.). В античности и средневековье И. иногда выполняли законодат. и судебные функции. Гибель евр. государственности превратила И. в гл. центр нац. существования. Знаменитая И. в Явне (Ямнии, 1—2 вв. н. э.), возглавляемая раввчном Иохананом бен Заккаи, разработала нормы раввинистич. иудаизма, ставшие религ.-правовой основой жизни евреев в диаспоре. В существовавших на терр. Израиля И. в 1—3 вв. н. э. была составлена и кодифицирована Мишна — сборник галахич. и аггадич. (повествоват. характера ист. и религ.-мифологич.) сочинений, а в 3—7 вв. в «вавилонских» И. (академиях) Двуречья разработана Гемара — толкование Миш-ны. Эти книги составили Талмуд.



Благодаря содержательному своеобразию Талмуда, охватывавшего разл. области знания, учащиеся получали достаточно широкое образование. Ср.-век. И. Германии, Франции, Англии, Австрии, Польши ограничивали свою деятельность изучением Талмуда и талмудич. экзегетики. В И. Испании (до кон. 15 в.) и стран мусульм. Востока наряду с Талмудом изучали также каббалу. В И. достиг своего совершенства схоластич. метод толкования норм религ. права, пилпул, предполагавший одноврем. развитие логич. способностей и памяти.

В 15 в. возникли первые И. в Польше, Литве и на Украине. Нек-рые из них стали знаменитыми центрами образованности, привлекавшими учащихся со всего евр. мира: Воложинская и Мирская И. в Белоруссии, Телыпевская И. в Литве, Лю-бавичская И. (совр. Смоленская обл.) и др. В нач. 20 в. в России возникли первые реформир. И., в к-рых допускалось изучение новых языков, нек-рых светских предметов. Распространение И. в Америке (США и Канаде) связано с эмиграцией ашкеназских евреев из России и Австро-Венгрии в кон. 19 — нач. 20 вв.



В 20 в. И. сохраняются гл. обр. в Израиле и Сев. Америке. В США кроме ортодоксальных И. существует Универ-ситет-И. (Yeshiva University, осн. в 1886), где наряду с галахой и иудаикой изучаются также математика, естеств. и обществ, науки. В совр. Израиле И. продолжают оставаться осн. формой высш. религ. образования и ин-том подготовки раввината.

В СССР И. были повсеместно закрыты в нач. 20-х гг. Впервые после революции И. без права рукоположения (смихи) была открыта при Моск. хоральной синагоге в 1957. В нач. 90-х гг. число И. стало увеличиваться: в Москве действует И. при ф-те иудайки Академии мировых цивилизаций, восстановлена хасидская И., создана И. под эгидой движения Агу-дат — Исраэль. Открываются И. в Санкт-Петербурге, Харькове, Днепропетровске, Кишинёве и др. городах.

Лит.: Марек П. С., Очерки по исто-ртш просвещения евреев в России, М., 1909; Güdemann M., Das jüdische Unter-richtswesen während der spanisch-arabischen Periode, W., 1873; его же, Geschichte des Erziehungswesens und der Cultur der abendländischen Juden während des Mittelalters und der neueren Zeit, Bd 1—3, W., 1880—88.

M. А. Членов.

ИЗДАТЕЛЬСТВА ДЕТСКОЙ И IÖHO-ШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,изд-ва, специализирующиеся на выпуске книг для детей и юношества.

В России специально созданные дет. книги — учебники — издавались с 16 в. Дет. книгоиздание сформировалось во 2-й пол. 18 в., когда были разрешены частные типографии (было издано ок. 400 книг для детей, половину из к-рых составляли уч. книги). С 1708 книги печатались новым гражд. шрифтом. В 18 в. видное место занимали издания Н. И. Новикова, выпустившего ок. 60 книг для детей (не считая учебников), первый рус. дет. журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785—89). Знакомству с книгой сельских и мн. гор. детей служили лубочные издания безымянных типографов. Эти издания сказок и др. не были задуманы специально для детей, но своей фольклорной тематикой, а во мн. случаях и ярким оформлением способствовали разнообразию дет. книги.

Дет. книги входили в репертуар большинства универсальных изд-в Петербурга и Москвы 19—нач. 20 вв.: В. А. Пла-вильщикова (1794—1823), А. Ф. Смир-дина (1825—46), М. О. Вольфа (1853— 1918), Ф. Ф. Павленкова (1865—1917), А. Ф. Маркса (1870—1918), А. Ф. Дев-риена (1872—1920), И. Д. Сытина (1883—1924), И. Н. Кнебеля (1882—1924). Нек-рые из этих изданий стали заметными событиями в истории отеч. дет. книги. Плавильщиков в 1814 выпустил -«Подарок детям в память 1812 г.» — разрезную картинную азбуку известного художника И. И. Теребенёва, в рисунках к-рого прославлялся подвиг рус. народа во время Отеч. войны 1812. Смирдин в 1835 напечатал увеселительную азбуку, составленную и оформленную художником К. А. Зе-ленцовым, в рисунках к-рого, как и в теребенёвской азбуке, центр, место занимала нар. жизнь.

Много дет. книг выходило в 20—30-х гг. 19 в. из литографских мастерских. Так, литография В. Логинова в Москве в 1830—40 выпустила альбом «Гулливер» — первое иллюстрир. издание произв. Дж. Свифта в России.

В сер. 19 в. значительно расширил издание дет. лит-ры М. О. Вольф, выпустивший множество книг «подарочного» типа. Лучшие из них: «Волшебные сказки» ТУТ. Перро в переводе И. С. Тургенева с илл. Г. Доре (1867); хрестоматия П. Н. Полевого «Родные отголоски» (1875, 18802) с илл. H. H. Каразина и И. Панова и др. Продукция Девриена была дешевле и доступнее вольфовской, но в литературном и худож. отношении оказывалась порой ниже. Удачей издателя стал выпуск книг Каразина: «С севера на юг» (1890), «Мои сказки» (1895) и др.

Дет. книги, изданные Кнебелем, отличались высоким уровнем полиграф, и худож. исполнения. Их иллюстрировали члены объединения «Мир искусства» Г. И. Нарбут, Д. И. Митрохин, В. Д. Замирайло и др.

Книги для детей, выпущенные изд-вом Маркса невиданными для того времени тиражами, дешёвые дет. книги фирмы Сытина широко расходились по рус. провинции. Нек-рые из них иллюстрировали известные художники M. H. Нестеров, Каразин, молодые художники А. П. Апсит, А. Н. Комаров, В. А. Вата-гин и др.

В развитии дет. книгоиздания немалую роль сыграло изд-во «Посредник», возникшее по инициативе Л. Н. Толстого. В серии «Б-ка для детей и юношества» печатались лучшие произведения отеч. лит-ры. Для изд-в «Знание» (1892—

1913) и «Парус» (1915—18) А. М. Горький разрабатывал широкие планы выпуска книг для детей и юношества. Однако реализованы они были только в сов. время.

В нач. 20 в. общий тираж дет. книг составлял 3243 тыс. экз., к 1913 их выпуск увеличился вдвое. Возникли первые изд-ва, специализировавшиеся на выпуске книг для детей и юношества,— «Светлячок» (1902—25) и «Тропинка» (1906—18), но по тематике и объёму своей продукции им не удалось превзойти универсальные книжные изд-ва.

С первых лет сов. власти выпуск книг для детей стал важной составной частью гос. издательского дела. Новый состав читательской аудитории, возраставшей за счёт детей, впервые получивших доступ к знаниям, требовал принципиально новых подходов к дет. книгоизданию, продуманной программы использования богатого классич. наследия и создания новой лит-ры.

Новые идейно-пед. и эстетич. требования к книге для юных читателей стали формироваться уже в 1918—19. Разрабатывались издательские программы и планы. Первый план был выработан Спец. комиссией по изданию дет. книг при пед. подотделе лит.-издат. отдела Нар-компроса в кон. сент. 1918. В основу его был положен принцип выпуска лит-ры сериями, с учётом возрастных особенностей детей и новой системы шк. образования. Этот принцип стал основополагающим в дальнейшей издательской практике. В организации выпуска в Сов. России дет. книг заметную роль сыграли Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Горький. При их непосредств. участии составлялись рекомендат. списки переизданий дет. лит-ры прошлого. Были поставлены задачи создания дет. книги нового типа, в 20-е гг. они решались гос. изд-вами, общее руководство к-рыми осуществлял Госиздат (1919—30), и нек-ры-ми частными. Во главе пед.и дет. отделов Госиздата стояли А. И. Ульянова-Елизарова, П. П. Блонский и др. В 1919—21 переиздавалась гл. обр. дорев. дет. лит-ра. За 10 лет в спец. сериях вышло 64 назв. произведений рус. классики. Госиздат и особенно его Ленингр. отделение, где редакцию книг для детей возглавлял С. Я. Маршак, сыграли осн. роль в создании и издании сов. дет. книги, выпуск к-рой постоянно увеличивался; в 1923 из 119 названий 117 были написаны сов. авторами, в 1927 — 474 из 487. В Госиздате внимание было обращено преим. на книги для среднего и старшего шк. возраста. Для школьников выпускали книги и частные изд-ва, но именно Госиздат создал постоянный «круг дет. чтения» и определил осн. принципы издания лит-ры для детей: идейная направленность книг, отражающая установки обществ, воспитания; массовый характер изданий, ориентация на определённые возрастные категории; ярко выраженное познават. начало; эмоциональная содержательность книг; сочетание в книжном репертуаре фольклора, классич. лит-ры, ориг. и переводных произв. совр. авторов. Госиздатом были выпущены произведения А. Л. Барто, Г. Белых и Л. Пантелеева, В. В. Бианки, Б. С. Житкова, М. И. Ильина, Маршака, К. И. Чуковского, В. А. Каверина, Д. Хармса и др.

Значит, часть изданий объединялась в серии. Первая из них — Библиотека дет. чтения (1919—21, 13 вып.), самая круп-

ная—«Новая дет. библиотека» (1924— 1928, 344 вып.), самая доступная по цене — «Дешёвая библиотека» (тираж 100 тыс. экз.; стоимость выпуска от 5 до 9 коп). Разработанные в Госиздате принципы серийных изданий для детей легли в основу многочисл. серий изд-в дет. лит-ры.

Первым сов. изд-вом, специализировавшимся на выпуске лит-ры для детей и юношества, была «Молодая гвардия», осн. в 1922 (издавала серии: «Первый круг чтения комсомольца», «Библиотечку крестьянской молодёжи», «Библиотеку юношеского движения» и др.).

Среди частных специализир. фирм были «Радуга» (1922—30) в Ленинграде (с отделением в Москве) и изд-во Г. Ф. Ми-риманова (1923—30) в Москве. Изд-во «Радуга» (владелец и редактор Л. М. Кляч-ко) было организовано при участии известных петроградских писателей; выпустило произведения Маршака, Чуковского, Барто, Житкова, Бианки с илл. В. В. Лебедева, В. М. Конашевича, Ю. П. Анненкова, С. В. Чехонина и др. Многие из этих изданий стали и классич. образцами оформления сов. дет. книги. В 1927 изд-во выпускало до 100 назв. тиражом 30—35 тыс. экз.

Изд-во Мириманова, работавшее под девизом «На помощь деревне и школе», выпускало дешёвые и многотиражные (часто различные по своему уровню) издания книг для дошкольников (св. 140 назв. в год тиражом 75—100 тыс. экз.): сборники стихов и сказок, избр. произв. рус. классич. лит-ры (серии «Библиотека школьника»), «книжки-картинки», альбомы для раскрашивания. Небольшое количество дет. книг выпускали универсальные частные и кооперативные изд-ва: Ф. Брокгауза и И. А. Ефрона (1889— 1930), «Задруга» (1911—22), «Мир» (1906—34), Книгоиздательство писателей в Москве (1912—33), «Книга» (1916— 1920), «Мысль» (1916—30), «Огни» (1917—23), «Начатки знаний» (1918— 1929), изд-во Л. Д. Френкеля (1921—25), «Прибой» (1922—27), «Земля и фабрика» (1922—30). Кроме того, книгоизданием для детей занималось ок. 60 обществ. орг-ций, имевших отделения во мн. городах страны (напр., «Друг детей»), нек-рые внешкольные учреждения.

Выпуск дет. лит-ры постепенно принял массовый характер: в 1930 было выпущено св. 2,5 тыс. назв. тиражом ок. 62 млн. экз.

В нач. 30-х гг. по инициативе Горького и при непосредств. участии Маршака был разработан проект создания специализир. дет. изд-ва. В сент. 1933 на базе дет. сектора изд-ва «Молодая гвардия» и пед. отдела Госиздата было организовано Детское гос. изд-во (Детгиз) в Москве с отделением в Ленинграде. Создание его способствовало объединению творческих писательских, худож., редакторских кадров и воплощению в жизнь планов и принципов, сформулированных в 20-х гг.

Вслед за Детгизом (РСФСР) изд-ва дет. и юношеской книги возникли и в др. союзных республиках: Детиздат Украины (1934), «Накадули» (1938) в Грузии, «Гянджлик» (1938) в Азербайджане, «Еш гвардия» (1940) в Узбекистане, «Жалын» (1975) в Казахстане, «Юнацт-ва» (1981) в Белоруссии. Здесь выходили книги для детей как на языках народов соответств. республик, так и на рус. яз.

ИЗДАТЕЛЬСТВА

В нач. 90-х гг. выпуском дет. и юношеской лит-ры занимались св. 120 специализир. изд-в и редакций.

«Д етская литература» (до 1963 — Детгиз), Москва (отделение в Санкт-Петербурге). Имеет Дом детской книги. Крупнейшее дет. изд-во в мире. В 1933 выпустило 168 назв. книг и брошюр общим тиражом 7,7 млн. экз., в 1989 — 549 назв. тиражом ок. 270 млн. экз. Издаёт книги для детей и юношества разл. тематики и жанров: произведения фольклора, классиков отеч. и мировой лит-ры, книги совр. писателей, в т. ч. переводы более чем с 50 языков. Массовыми тиражами переиздаются книги Маршака, Чуковского, А. П. Гайдара, С. В. Михалкова, Л. А. Кассиля, Барто, H. H. Носова и др. с илл. Лебедева, Конашевича, В. А. Фаворского, Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина, Д. А. Шмаринова, Б. А. Дехтерёва и др. Осуществлён выпуск более 20 серий, в т. ч. «Золотая библиотека» (с 1947), 50-томная «Библиотека мировой лит-ры для детей» 1976). Большой популярностью пользуются массовые серии «Мои первые книжки» (тираж до 1,5 млн. экз.) и «Книга за книгой» (с 1936), а также «Школьная библиотека», «Библиотека приключений и научной фантастики», «Поэтическая библиотечка школьника» (с 1958), «В мире прекрасного» (с 1961), «Герои нашего времени» (с 1974), «Время. Люди. Идеи.»(с 1976). Лучшие его издания неоднократно получали награды междунар. книжных выставок. Изд-во — офиц. представитель секции Рос. Федерации в Междунар. совете по дет. и юношеской лит-ре.

«М олодая гварди я», Москва. Выпускает обществ.-полит., науч.-популярную и худож. лит-ру для подростков и юношества. Здесь были изданы произведения Н. А. Островского, А, А. Фадеева, Гайдара и др., оказавших влияние на духовное развитие молодёжи. Заслуженную известность получили серии «Жизнь замечательных людей» (с 1933; в «Молодой гвардии» с 1938), «Молодые писатели» (с 1963), «Эврика» (с 1965), «Спорт и личность» (с 1966), «Компас» (с 1972), «Библиотека юношества» (с 1978), «Мир профессий» (с 1984) и др. Издаёт журналы, газ. «Пионерская правда».

«М алы ш», Москва. Осн. в 1957 на базе Росгизместпрома как изд-во «Детский мир», с 1963 совр. назв. Выпускает худож. и науч.-познават. лит-ру, книжки-игрушки, книжки-раскладушки, альбомы для самоделок, печатные игры для детей дошкольного и младшего шк. возраста. Серии «Почемучкины книжки», «Твои сверстники», «Сказки дружной семьи», «Библиотечка детского сада» и др.

В Рос. Федерации книги для детей и юношества выпускают столичные изд-ва «Художественная литература», «Радуга», «Советский писатель», «Галарт» (до 1992 «Советский художник»), а также универсальные изд-ва республик, входящих в Федерацию (см. статьи об этих гос-вах). Известностью пользуется продукция изд-в из гос-в, входивших ранее в СССР.

«М о л о д ь» («Молодёжь»), Киев. Осн. в 1921—22. Назв. менялось, с 1945 совр. назв. Выпускает худож. лит-ру для юношества на укр. яз., переводы произведений писателей разных народов, в т. ч. на русский яз., науч.-популярные и др. книги и брошюры, журналы. Среди серийных изданий наиб, известны: «Герои. Годы. Свершения», «Прославленные имена», серия ан-

тологий «Молодая поэзия страны», в к-рой представлены произв. св. 600 поэтов, переведённые с 40 языков, а также серия «Молодая проза страны».

«В э с э л к а» («Радуга»), Киев. Осн. в 1934 как Детиздат Украины, с 1964 совр. назв. Выпускает книги для детей дошк. возраста и школьников младших и средних классов, произв. укр. писателей и переводы, книжки-картинки. Серии: «Школьная библиотека», «Сказки народов мира» и др.

«Г я н д ж л и к» («Молодость»), Баку. Осн. в 1938 как Детюниздат Азерб. ССР, с 1967 совр. назв. Выпускает обществ.-полит., науч.-популярную, худож. лит-ру для детей и юношества, в т. ч. переводы.

«Накадули» («Ручеёк»), Тбилиси. Осн. в 1938 как Изд-во дет. и юношеской лит-ры, с 1960 совр. назв. Выпускает худож. и науч.-популярную лит-ру для детей и юношества, массовую лит-ру по вопросам воспитания. Св. 22 серий, в т. ч.: «Библиотека совр. грузинской поэзии», «Библиотека приключений», «Библиотека любителя путешествий», «Жил-был...», «Библиотека мировой поэзии», «Поэзия наших друзей», «Беседа с молодёжью», «В мире прекрасного», «Хочу овладеть наукой», «Сказки народов мира», «Наши славные соотечественники».

«Ёш гвардия» («Молодая гвардия»), Ташкент. Осн. в 1960 (до него изданием дет. книги занимались с 1940 Дет-госиздат Узб. ССР, с 1957 Гос. изд-во им. Г. Гуляма). Выпускает науч.-популярную, худож. лит-ру для детей и юношества; серии: «Прочти мне, мама», «Первая книга», «Один рассказ», «Поговорим о профессиях», «Жизнь замечательных людей».

«Ж а л ы н» («Пламя»), Алма-Ата. Осн. в 1975 на базе гл. редакции дет. лит-ры изд-ва «Жазушы» и молодёжной редакции изд-ва «Казахстан». Выпускает худож. и обществ.-полит, лит-ру, лит-ру по музыке и иск-ву. Серии: «Край родной», «Люди интересной судьбы», «Глобус».

«Ю н а ц т в а» («Юность»), Минск. Осн. в 1981 (до этого дет. лит-ру выпускали изд-ва «Беларусь», осн. в 1921, и «Мастацкая лит-ра», осн. в 1972). Выпускает науч.-популярную, худож. лит-ру для детей и юношества, книжки-игрушки. Серии: «Сказка за сказкой», «Мои первые книжки», «Золотой венок» (однотомники сказок разных народов), «Школьная библиотека», «Библиотека юношества», «Слава твоя, Беларусь», «Библиотека приключений и фантастики», «Я — Дебют».

Нек-рую часть репертуара дет. и юношеских книг на рус. яз. к нач. 90-х гг. представляла также продукция изд-в худож. лит-ры, уч.-педагогических и др., действовавших в Ереване, Таллинне, Душанбе, Ашхабаде.

В нач. 90-х гг. в Рос. Федерации для детей и юношества ежегодно выпускалось до. 1,6 тыс. единиц книг и брошюр тиражом св. 360 млн. экз. Ок. 88% назв. и св. 90% тиража приходилось на лит.-худож. издания. В 1991 опубликовано св. 70 переводов с русского и св. 400 переводов на русский с языков др. народов мира. 80% книг и брошюр выходили в гос. изд-вах.

Лит.: Л и ли на 3. И., Дет. худож. лит-ра после Октябрьской революции, ЕК.1, 1929; Серебренников П. М., Книги о юношестве и для юношества, в кн.: 400 лет рус. книгопечатания. 1564—1964, т. 2, М.,

1964; Пискунов К. Ф., Книга для детей, там же; Ишкова С. С.,К истории издания дет. книги в первые годы Сов. власти (1917 — 1921), в кн.: Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина. Труды, т. 14, М., 1978; Компанией В. Г., Лит-ра для детей, в кн.: Печать СССР за 50 лет. Статистич. очерки, М., 1967; Ямпольская Р. М., Выпуск книг для детей в СССР, М., 1979; её же, Советская книга для детей. Специфика издания, достижения и актуальные задачи, в сб.: Книга. Исследования и материалы, сб. 48, М., 1984; Детская книга вчера и сегодня. Сост. Э. 3. Ганкина, М., 1988; Наумова М. А., Издание дет. книги на Украине в первые годы Сов. власти (1917-1920), Л., 1973; Литвинов Р. К., Белорус, дет. лит-ра сов. периода в ее связях с рус. и укр. дет. лит-рами, Минск, 1976 (Автореф. дисс.). С. С. Ишкова.

ИЗДАТЕЛЬСТВА УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ,выпускают учебники, все виды уч. пособий, справочники и словари, указатели, худож. и науч. произведения, включённые в уч. программы, а также пед. и просветит, книги, журналы и др. периодич. издания.

В России до 1917 уч.-пед. лит-ру выпускали разл. изд-ва: частные, кооперативные, общественные, отдельных гос. ведомств и др., ставившие перед собой в основном просветительские задачи. Изд-во И. Огрызко (1858—63) осуществило публикацию пед. трудов К. Д. Ушин-ского, Н. И. Пирогова, А. Г. Филонова, соч. Н. А. Добролюбова под ред. Н. Г. Чернышевского и др. Т-во «Общественная польза» (1859—1911) при деятельном участии Д. И. Менделеева и К. А. Тимирязева издавало (наряду с лит-рой по естествознанию и технике) уч.-метод, книги по этой тематике. Изд-ва П. П. Сойкина (1885—1930), братьев Сабашниковых (1891—1930), «Просвещение» (1896— 1922), «Посредник» (1884—1935; возникшее по инициативе Л. Н. Толстого), «Польза» В. Антик и К° (1906—18), «Образование» (1909—30), а также изд-ва А. С. Панафидиной, Н. П. Тихомирова, К. И. Тихомирова выпускали наряду с науч.-популярной и худож. лит-рой учебники по гуманитарным и естеств. наукам, а также пособия для самообразования и повышения квалификации специалистов. Уч. книги разл. назначения входили в тематику почти всех универсальных изд-в России: Н. И. Новикова (1762— 1792), К. Т. Солдатёнкова (1856—1901), А. С. Суворина (1872—1912), Ф. Ф. Павленкова (1865—1917), А. Ф. Маркса (1870—1924) и др.

Крупнейшими по выпуску учебников и уч. лит-ры, книг по педагогике, дидактике и методике были издательское т-во «И. Д. Сытин и К°» (1883—1917) и фирма В. В. Думнпва «Наследники братьев Салаевых» (1885—1926). Изд-во Сытина выпускало в основном книги для нач. образования. Ежегодный выпуск их составлял до 2,5 млн. экз. Низкие цены и высокое качество делали эти книги популярными и доступными широким массам населения. Изд-во Думнова специализировалось на выпуске уч. лит-ры по всем предметам для нач. и ср. школ и метод, лит-ры для учителей. Ежегодный выпуск учебников достигал 1 млн. экз. Изданием уч.-пед. лит-ры занимались также Рос. АН, высш. уч. заведения, комитеты грамотности, благотворит, об-ва, земства и т. д. Авторами учебников были известные учителя и учёные: К. Д. Ушинский, П. Г. Редкий, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов, П. Ф. Каптерев, А. Н. Острогорский, Л. Д. Юркевич, В. П. и Э. А. Вах-

ИЗДАТЕЛЬСТВА

теровы, M. И. Демков, А. Ф. Гант-лик, А. И. Никитина, Ю. Н. Вагнер, Л. Н. Модзалевский, В. П. и П. П. Кащенко, В. А. Флёров, С. И. Мирополь-ский, А. Ф. Кони, М. Н. Коваленский, П. Ф. Лесгафт, Б. Н. Чичерин, В. О. Ключевский, Ф. Н. Медников, В. И. Вернадский, М. М. Ковалевский, Л. Н. Толстой, А. Ф. Гантлих, А. И. Никитина и др. К нач. 20 в. в России накопился большой опыт издания уч. книг разл. видов и типов. К 1917 рос. уч.-пед. издат. дело подошло имея в мире высочайшую репутацию, с развитой культурой подготовки выпуска, распространения и анализа изданий самого разного назначения, их сочетаний, сформировавшейся школой, обладающей такими свойствами, как опережающий выпуск общетеоретич. и метод, работ; восприимчивость ко всему передовому, появлявшемуся в отеч. и заруб, педагогике; постоянное внимание к её классике; многообразие видов и типов уч.-пед. книг; высокий профессионализм в художественном конструировании и оформлении учебных изданий. Тем не менее учебное книгоиздание не обеспечивало потребностей народов России в образовании.

С Октября стали создаваться гос. уч.-пед. изд-ва, важнейшей задачей к-рых стало объединение усилий для просвещения народов. Эти изд-ва сыграли большую роль в ликвидации неграмотности, в осуществлении всеобщего нач. образования, в подготовке специалистов, в распространении идей демокр. педагогики.

Первым сов. гос. изд-вом, начавшим подготовку массовых учебников, был пед. подотдел Лит.-издательского отдела Нар-компроса РСФСР, созданный в янв. 1918. Уч. книги в этот период начали выпускать также и ведомств, изд-ва, а также издат. отделы местных Советов. Лит.-издат. отдел Наркомпроса определял общее направление их деятельности. 20 мая 1919 пост. ВЦИК было создано Гос. изд-во РСФСР (Госиздат). Его отдел уч.-пед. лит-ры выпускал до 90% изданий всей уч. лит-ры страны. В 1921—26 Госиздат входил в систему Наркомпроса. За эти годы учебники по тиражу составили 40% всей выпускаемой им продукции. В 1930 Госиздат выпустил уч. книг тиражом св. 60 млн. экз. Самую большую долю тиража составляли пособия для системы ликбеза. Помимо текущей издательской работы отдел с 1923 выполнял роль своеобразной лаборатории, в к-рой разрабатывались проблемы построения и практич. использования уч. изданий разл. видов и типов, необходимых образованию того времени, эффективной организации всего процесса подготовки, выпуска и распространения уч.-пед. лит-ры. В отделе шла работа по подбору и обучению авторского состава уч. лит-ры, подготовке редакторов, художников, организаторов уч. книгоиздания. Большую помощь в этом оказывали гос. деятели и учёные: В. В. Боровский, О. Ю. Шмидт, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, M. H. Покровский, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, К. Т. Новгород-цева, И. И. Скворцов-Степанов и др. Учебники и уч.-пед. лит-ру в 20-е гг. издавали также «Работник просвещения» (1922— 1930; за время существования выпустил св. 1500 назв. книг, в т. ч. 3-томную «Пед. энциклопедию»), «Наука и школа» (кооперативное, Ленинград; 1918—29), «Новая Москва» (1922—27), «Московский рабочий» (осн. в 1922).

Для оказания помощи союзным, авт. республикам и нац. областям в Москве в 1922 создано Центр, вост. изд-во, в 1923 — Центр, зап. изд-во, в 1924 на их базе — Центр, изд-во народов СССР (Центроиздат, существовал до янв. 1932), к-рые выпускали уч. лит-ру для школ на 50 языках, газеты и журналы на 12 языках, помогали организации уч.-пед. издательств и редакций, участвовали в подготовке для них необходимых кадров.

В 1930 на базе отдела уч.-пед. лит-ры Госиздата и изд-ва «Работник просвещения» было создано Уч.-пед. изд-во (Учпедгиз РСФСР), к-рое с 1931 стало крупнейшим и ведущим в СССР по выпуску уч.-пед. лит-ры. В 1933 Учпедгиз издавал 70% лит-ры для системы ликбеза, до 80% учебников и пособий для общеоб-разоват. нач. и ср. школы, в т. ч. для заочного обучения и самообразования, 90% лит-ры для ср. спец. и проф. уч. заведений, а также всю лит-ру по общеобразоват. дисциплинам для рабфаков и техникумов. В 1931—32 здесь выходил журн. «Уч.-пед. книга», на страницах к-рого регулярно печаталась информация об отеч. и заруб, опыте создания уч. книг, а также исследования проблем учебника. Идеям практич. освоения новых идей и решений служил метод, кабинет Учпедгиза.

В 1934—35 Учпедгиз выпустил первые стабильные учебники для общего ср. образования, среди них учебники географии H.H. Баранского и И. А. Витвера (соответственно в 1952 и 1951 удостоенные Гос. пр. СССР). Новые учебники, отличавшиеся науч. методом отбора и группировки уч. материала, в дальнейшем были переведены на языки народов СССР и ряда заруб, стран. К кон. 30-х гг. были подготовлены и изданы почти по всем предметам общего и ср. образования учебники и пособия, соответствовавшие новым уч. программам. Только в 1935—36 Учпедгиз выпустил 542 уч. книги для тех наций и народностей СССР, к-рые ещё не имели своей базы для подготовки и издания учебников.

Изд-ва уч.-пед. лит-ры возникли на Украине (1930), в Узбекистане (1936) и др. республиках. Отбирая и сохраняя всё лучшее из пед. наследия прошлого, они издавали работы отеч. и заруб, педагогов и психологов. Большое значение для подготовки и издания науч.-пед. и метод, лит-ры имело создание Изд-ва АПН РСФСР (1943) и «Высшая школа» (осн. в 1939; до 1959 изд-во «Советская наука»). В 1964 Учпедгиз РСФСР и изд-во АПН РСФСР объединились в изд-во «Просвещение». Оно выпускало учебники и уч. пособия для всех типов уч. заведений, метод, пособия для учителей и работников дошк. учреждений, науч.-популярную лит-ру и др. В 1969 из «Просвещения» выделялось изд-во АПН «Педагогика».

В 1991 оно реорганизовано: в одноимённом издат.-полиграф, объединении созданы изд-ва «Педагогика-пресс» (науч. лит-ра по педагогике, психологии, возрастной физиологии; экспериментальные учебники; науч.-популярные книги для учителей и родителей по вопросам обучения и воспитания; дет. и юношеские справочно-энциклопедич. издания) и «Школа-пресс» (пед. и метод, журналы).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.