Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования 59 глава





Л. Ф. Обухова.

ЖЕНСКИЕ ИНСТИТУТЫ,в России жен. закрытые ср. уч. заведения. Ведут историю от основанного по проекту И. И. Бецкого (при непосредств. участии императрицы Екатерины II) Об-ва воспитания благородных девиц (Смольного ин-та; 1764) с отделением для девиц мещанского звания (Александровский институт; 1765). Ж. и, создавались как строго сословные (дворянские и мещанские) уч. заведения, преим. для сирот и девочек из малообеспеченных семей; относились к Ведомству учреждений императрицы Марии, За время существования (до 1917) претерпели мн. изменений в соответствии с эволюцией взглядов на женское образовать, оставаясь в числе лучших и наиб, престижных уч. заведений России. С нач. 19 в. принцип сословности не имел решающего значения: ходатайства о зачислении в ин-ты принимались от представителей всех слоев общества, кроме крепостных крестьян. С сер. 19 в. Ж. и, действовали в соответствии с общим Положением о Ж. и. (1846). Принцип строгой изолированности воспитанниц также претерпел изменения: если при Екатерине II родные подписывали обязательство не забирать дочерей до окончания курса и не иметь свиданий, то с 1864 узаконено проведение дома летних каникул и праздников, позднее и воскресных дней. В ряде губернских ин-тов дворянство, желая сохранить патриархальные традиции, ходатайствовало о поддержании неразрывной связи воспитанниц с семьёй.



Всего к нач. 20 в. в столицах и провинции существовал 31 Ж. и, с 7500 мест для воспитанниц. Возраст для зачисления в младший (7-й) кл. 10—13 лет для бесплатных вакансий и 10—16 лет для своекоштных. При поступлении требовалось знание молитв, умение читать и писать по-русски (иногда по-французски), считать в пределах четырёх действий арифметики. Бесплатно обучались сироты, малообеспеченные, дочери многодетных родителей и лиц, состоящих на гос. службе, статской или военной. Ответственность за воспитанниц возлагалась на начальницу и классных дам (по две на класс), дежуривших попеременно. Успехи проверялись на полугодовых и годовых экзаменах.

Ж. и, обеспечивали общее образование, религ.-нравств. и светское воспитание. Девочек готовили в основном к семейной жизни, а также к пед. деятельности в ин-тах, гимназиях и для работы гувернантками, домашними учительницами. Лучшие воспитанницы столичных Ж. и, определялись в придворную службу. В отличие от гимназий наиб, внимание в программах Ж. и, уделялось изучению новых языков, занятиям иск-вами и рукоделием, домоводству. Проф. подготовка осуществлялась на пепиньерских и пед. курсах, в муз., чертёжных, рисовальных классах, а также на курсах пре-



20 *

подавателей новых языков. В совершенствовании образования и программ Ж. и, значит, роль сыграл К. Д. Ушинский. Деятельность мн. воспитанниц Ж. и, в земских и благотворит, к-тах, на фронтах 1-й мировой войны в качестве сестёр милосердия получила широкую известность.

Лит.: Бецкой И. И., Устав воспитания 200 благородных девиц, учрежденный Ее Величеством Государыней императрицей Екатериной II, СПБ, 1768—692; Уч. заведения Ведомства учреждений императрицы Марии, СПБ, 1906. Н. В. Кеворкова.

ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,возникло как самостоят, отрасль образования в связи с неравноправным обществ, положением женщины. Утрачивает своё значение в условиях обретения женщинами всей полноты гражд. и полит, прав.

В антич. мире (Греция, Рим) девочки воспитывались в семьях, обучаясь домашним работам, танцам, пению; в Спарте существовала обществ, система физич. воспитания девочек наравне с мальчиками. В ср. века начиная с 8 в. при жен. монастырях открывались школы, в к-рых давался минимум знаний, необходимых для пострижения в монахини. В этих школах обучались также девушки из знатных семей, намеревавшиеся вернуться к светской жизни. С 11 в. школы для девочек создавали мирские жен. братства (бегин-ки и др.). В 16 в. новые монашеские ордена (урсулинки, салезианки, «англ, девицы» и др.) выдвинули на первый план своей деятельности воспитание девочек. В 15 в. в Италии Витторино да Фелетре предпринял попытку совм. обучения мальчиков и девочек в светской, школе.



Эразм Роттердамский развивал идею о необходимости для женщины широкой умственной культуры; основой Ж. о. считал изучение классич. лит-ры. Я. А. Коменский, важнейшим звеном воспитания определивший «материнскую школу», требовал равенства в образовании мужчин и женщин. Систему образования женщины, подготовлявшую её к воспитанию детей и управлению домашним х-вом, разработал Ф. Феиелон, Она была принята к руководству в Сен-Сирском уч-ще, закрытом уч. заведении для франц. дворянок, к-рое стало первой жен. школой, открытой на гос. средства (1686). В Германии с 16 в. создавались гор. школы для девочек, а в 18 в. стали открываться ср. уч. заведения — «высшие школы для девушек», но число их было невелико. В Великобритании щк. образование для девочек стало доступно только с 18 в. в т. н. благотворит, школах, программа к-рых ограничивалась обучением грамоте и катехизису.

В 18 в. вопрос о Ж. о. поднимался во Франции в многочисл. проектах реформ образования, в соч. Ж. Ж. Руссо и др. Во время Великой франц. революции в 1791 Талейран выступил с проектом воспитания девиц, в к-ром впервые была высказана мысль о ремесл. школах для женщин. М. Ж. А. Н. Кондорсе, считавший, что бесправие женщины не может быть оправдано ни её физическими, ни её нравств. качествами, в 1792 выдвинул новый проект Ж. о. Практич. последствий эти проекты не имели.

Коренные изменения в Ж. о. произошли в течение 19 в. с распространением в индустриально развитых странах обязательного, а затем и всеобщего нач. образования. Широкое применение получило совм. обучение детей обоего пола в нач.

школе. Система ср. Ж. о. сложилась во 2-й пол. 19 в. и развивалась двумя путями. В США, Нидерландах, скандинавских странах, в нек-рых кантонах Швейцарии девушки были допущены в общие ср. уч. заведения. Во Франции, Германии, Великобритании и др. странах от» крылась сеть разнообразных ср. уч. заведений для девушек, гл. обр. на частные средства. Постепенное сближение (а в ряде стран и слияние) жен. школы с мужской происходило в 1-й пол. 20 в. Одновременно развивалось и высш. Ж. о. Первым открыл свои двери для женщин небольшой колледж «Оберлин» в штате Огайо (США) в 1833. Широкое развитие высш. Ж. о. получило с 1860-х гг., когда ряд ун-тов США начинает принимать женщин наравне с мужчинами. В Европе с 1867 предоставил женщинам права студентов Цюрихский ун-т, в к-ром первыми студентками были рус. женщины. В кон. 60-х гг. стали доступными для женщин и др. ун-ты Швейцарии. В 70-х гг. женщины получили право обучаться в ун-тах Франции, Швеции, Дании, Италии; в 80-х гг. — Великобритании, Бельгии, Норвегии, Румынии; на рубеже 19—20 вв. — Греции, Германии, Болгарии, Сербии. В нач. 20 в. женщины в развитых странах получили повсеместный доступ в высш. уч. заведения (в ряде стран с нек-рыми ограничениями). Высш. школы, предназначенные исключительно для женщин, существовали в немногих странах (преим. в США и России). Женское образование в России.Первое известие об обучении девочек в Др. Руси относится к 11 в.: в 1086 Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье уч-ще при Андреевском монастыре в Киеве. Дочь полоцкого князя Евфросиния в основанных ею жен. монастырях обучала не только монахинь, но и женщин-мирянок. В 1-й пол. 16 в. митрополит Даниил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам — «отрокам и девицам». С нач. 17 в. хорошее по тем временам домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы, в к-рых могли обучаться и девочки. В 1724 было предписано монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, прядению, шитью и др. мастерствам. В 1754 были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем и в др. городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в к-рых преподавали «мастерицы». В сер. 18 в. в России появились частные пансионы (в т. ч. женские), содержавшиеся иностранцами. Началом обществ. Ж. о. принято считать 1764, когда в Петербурге по проекту И. И. Бецкого было основано Воспитат. об-во благородных девиц (200 чел.) и при нём в следующем году организовано «мещанское отделение» (240 чел.). Гл. задачей этого учреждения было воспитание, знание должно было явиться результатом самодеятельности воспитанниц, к-рую стремились в них развить (см. Смольный институт).

В нар. уч-ща (малые и главные), созданные по Уставу 1786, принимались дети обоего пола, но обучение девочек в обществ, школах считалось делом «непристойным» (Г. Р. Державин). В этих уч-щах в 1786—96 училось только 12,6 тыс. девочек, т.е. в 13 раз меньше, чем

ЖЕНСКОЕ

мальчиков. По Уставу 1804 девочки могли обучаться вместе с мальчиками не только в приходских, но и в уездных уч-щах и даже в гимназиях, но обычно совм. обучение не практиковалось, а к 1810 в уездных уч-щах и гимназиях девочек совсем не стало.

В 1-й пол. 19 в. Ж. о. строилось по сословному принципу. В Ведомстве учреждений императрицы Марии (ВУИМ) сложилась система закрытых уч. заведений для девочек (женских институтов). В 1844 все жен. уч. заведения ВУИМ были разделены на 4 разряда, для каждого из них была выработана особая уч. программа соответственно назначению воспитывающихся в них девиц. В уч. заведениях 1-го разряда (ин-ты Смольный, Патриотический, уч-ща св. Екатерины и большинство губернских ин-тов) и 2-го разряда (Павловский ин-т, Александровские уч-ща в Петербурге и Москве, Дома трудолюбия в Петербурге, Москве и Симбирске, ин-ты в Астрахани и Иркутске), где воспитывались дочери дворян, в основу образования положены были иностр. языки; в уч-щах 2-го разряда было расширено преподавание иск— в и рукоделия за счёт наук. В уч. заведениях 3-го разряда (школы Патриотического и Человеколюбивого об— в и др.), предназначенных для мещанок, гл. внимание обращалось на рукоделие и жен. ремёсла, сведения по рус. яз. и арифметике сообщались лишь самые элементарные. 4-й разряд составляли сиротские дома и повивальные ин-ты. В 1845 был учреждён Гл. совет жен. уч. заведений (в 1873 соединён с петерб. и моек, опекунскими советами под общим назв. Опекунского совета ВУИМ), к-рому были подчинены советы отд. уч. заведений. В 1853 существовало 25 жен. ин-тов, где училось 4187 чел. В 1856 издан Устав жен. уч. заведений ВУИМ — свод всех прежних узаконений. С нек-рыми изменениями и дополнениями он действовал до 1917.

С 1843 создавались жен. духовные уч. заведения: уч-ща духовного ведомства (закрытые) и епархиальные уч-ща (полузакрытые). Духовные уч-ща обеих категорий имели 6-летний курс (первоначально 3 кл., затем 6 кл.).

Девочки из крестьянских семей имели право посещать только приходские школы. В 1844 местным властям было предписано открывать нач. жен. школы в тех населённых пунктах, где имелось не менее 25 девочек соответств. возраста. В 1856 в нач. нар. школах по всей России обучалось 36,9 тыс. девочек (8,2% всех уч-ся или 0,1% всего жен. населения страны). После крестьянской реформы 1861 был учреждён К-т для разработки общего плана устройства нар. уч-щ, к-рый изучал и проблемы совм. обучения в школе. В 1863 число девочек в нач. нар. школах увеличилось до 185,2 тыс. (18,1% всех уч-ся). — «Положение о нач. нар. уч-щах» 1864 законодательно утвердило, что в нач. нар. школах могли обучаться «дети всех состояний... обоего пола, где не представляется возможности иметь отдельные училища мужские и женские».

Начало бессословного Ж. о. было положено в годы обществ, подъёма накануне крестьянской реформы. В 1858 одновременно в двух ведомствах (ВУИМ и МНП) возникли открытые ср. жен. уч. заведения. По инициативе Н. А. Вышне-градского были открыты Мариинское

уч-ще для приходящих учениц в Петербурге, затем и др. одноимённые уч-ща (в 1862 переим. в мариинские гимназии). Тогда же было утверждено «Положение о жен. уч-щах ведомства МНП», по к-рому создавались уч-ща 2 разрядов: с 6-летним и 3-летним курсами обучения. В 1870 первые переим. в гимназии (курс увеличен до 7 лет), вторые — в прогимназии (получили возможность иметь св. 3 кл.). Во всех гимназиях предусматривалось устройство 8-го (пед.) класса. Состав преподаваемых предметов в гимназиях обоих типов в основном совпадал.

С 1860 в столичных, а затем и в губернских жен. ин-тах устанавливался 7-летний курс при семи кл. Это дало возможность увеличить число уроков по отд. предметам и включить в уч. план ин-тов 1-го и 2-го разрядов педагогику, ввести преподавание естеств. истории и расширить курс по нек-рым предметам в ин-тах 2-го разряда. В 1905 программы жен. ин-тов и мариинских гимназий были унифицированы.

В 1882 в качестве переходной ступени между нач. и ср. уч. заведениями были созданы новые мариинские уч-ща; они подготавливали к изучению ремёсел и к практич. деятельности в домашнем х-ве. С 1887 подобные уч-ща для лиц, «не нуждающихся в гимназич. образовании», стали создаваться и МНП.

По данным переписи 1897, в городах России грамотными было только 12,4% женщин, в сел. местности — всего 8,6%. Особенно низкой была грамотность среди женщин нац. окраин. Сведения о состоянии нач. жен. образования в России 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. см. в табл. 1.

К 1911 система ср. Ж. о. в России (табл. 2) складывалась из бессословных открытых уч. заведений (гимназии МНП, гимназии ВУИМ и частные гимназии) и сословных уч. заведений (жен. ин-ты, епархиальные жен. уч-ща и жен. уч-ща духовного ведомства). Имелись также уч. заведения (все открытые), дававшие неполное ср. образование: прогимназии МНП (число к-рых сокращалось в связи с преобразованием в гимназии), мариинские уч-ща ВУИМ, небольшое число жен. гор. уч-щ (36, и только в Киевском уч. округе). С 1912 открывались высш. нач. уч-ща, к-рые могли быть раздельными и смешанными.

В кон. 19 — нач. 20 вв. получило развитие ср. спец. Ж. о. — с.-х., коммерч., техн. и др. Пед. образование женщин с нач. 19 в. осуществлялось в пепиньерских и пед. классах жен. ин-тов ВУИМ. Первые пед. курсы были созданы Вышнеград-ским в 1863 на базе пед. класса (созд, в 1860) петерб. Мариинской гимназии. Пед. классы открывались при министерских, мариинских и частных гимназиях и епархиальных уч-щах [к 1 янв. 1915 в 8-х (пед.) кл. 913 жен. гимназий обучалось ок. 20 тыс. девушек]. Создавались жен. школы и семинарии земствами и частными лицами. Широкой известностью пользовалась частная жен. учительская школа П. П. Максимовича в Твери (открыта в 1870), а также школы в Самаре, Казани, Петербурге, Костроме. Значит, число женщин получало право учить детей, сдав экзамен на звание домашней учительницы при уч. округе. В 60- 70-е гг. 19 в. сложилась система высш. пед. Ж. о.

Высшее Ж. о. Первым кратковрем. опытом явилось слушание 10 женщинами платных лекций по химии акад. А. И. Шерера в Петербурге в 1823. В годы обществ, подъёма (1859—61) женщины посещали в качестве вольнослушательниц Петерб. ун-т, а в 1862—64 — Меди-ко-хирургич. академию. В 1863 в ответ на запрос МНП большинство ун-тов (за исключением Моск. и Дерптского) высказалось за предоставление женщинам права на высш. образование. Однако по уставу 1863 доступ женщинам в ун-ты не был разрешён. В 1867 петиция Е. И. Конради о разрешении женщинам посе-

ЖИРАР

щать ун-т получила одобрение 1-го съезда естествоиспытателей. Прошение св. 400 женщин, поданное ректору Петерб. ун-та в 1868 по инициативе М. В. Трубниковой, А. П. Философовой и Н. В. Стасовой, получило поддержку. Пр-во разрешило открытие частных курсов по программе муж. классич. гимназий (в 1869 — Лубянские в Москве и Аларчины в Петербурге). В 1870 были открыты Владимирские курсы в Петербурге («публичные лекции для мужчин и женщин» по словесным и естеств. дисциплинам). В 1872 при поддержке Д. А. Милютина открылись Курсы для образования учёных акушерок, программа к-рых постепенно была расширена до университетской. Тогда же в Москве возникли Высш. жен. курсы В. И. Герье, а в 1878 Петерб. высш. жен. курсы, возглавляемые проф. А. Н. Бекетовым (неофиц. назв. — Бестужевские куисы). Во 2-й пол. 70-х гг. 19 в. открылись Высш. жен. курсы в Казани и Киеве. В 1886 приём на жен. курсы был повсеместно прекращён и в след, году все они, кроме Бестужевских, были закрыты. В 1897 в Петербурге был открыт жен. мед. ин-т, в 1904 принятый на гос. бюджет; в 1903 — жен. пед. ин-т, созданный на основе жен. пед. курсов ВУИМ. С 1900 стали вновь открываться Высш. жен. курсы в Москве (1900), Одессе (1903, высш. пед., с 1906 высшие), Петербурге (1903; естеств.-научные). В годы Революции 1905—07 женщины были допущены в качестве вольнослушательниц в ун-ты (разрешение вновь отменено в 1908); высш. жен. курсы получили автономию наравне с др. высш. уч. заведениями. В 1905—10 открылись высш. жен. курсы в Киеве, Казани, Харькове, Тбилиси, Юрьеве, Новочеркасске, Томске, Варшаве; на курсах возникали новые ф-ты: юрид., экон., коммерч., физич. культуры; создавались спец. высш. жен. курсы — технические и с.-х. Женщины получили доступ в нек-рые общие высш. уч. заведения: петерб. Пси-хоневрологич. ин-т, юрьевские частные университетские курсы. С 1913/14 уч. г. уроженкам Сибири разрешено поступать на мед. ф-т Томского ун-та. В 1914 в России было ок. 30 высш. жен. уч. заведений, из них 2 (Петерб. жен. мед. ин-т и жен. пед. ин-т) были государственными. В 1911/12 уч. г. в высш. жен. уч. заведениях обучалось 25 тыс. женщин.

После Окт. революции в ходе становления новой системы образования значит, внимание уделялось ликвидации неграмотности и малограмотности среди жен. населения, их проф. подготовке, в т. ч. в школах фабзавуча, проф.-тех. школах и на курсах, обучению женщин в техникумах, на рабфаках, в вузах. Для предоставления женщинам, имеющим детей, возможности посещать вечерние рабфаки, кружки, вводился гибкий график работы яслей, при клубах создавались дет. комнаты и т. д.

По данным переписи 1926, среди женщин 65,6% составляли неграмотные. В ср.-азиат, республиках уровень грамотности женщин был гораздо более низким: среди туркменок грамотные составляли 0,2%, среди киргизок — 0,3%. Учитывая местные бытовые особенности, в Ср. Азии создавались спец. жен. уч. заведения. В школах проводились занятия по рукоделию, ковровоткацкому и портняжному делу. Для девочек, обучавшихся в первых сов. школах, установлен ряд льгот.

С 1929 в техн. вузах и техникумах бронировались места для девушек, в первую очередь из рабочих и бедняцко-бат-рацких семей (25% мест в хим., текст. и с.-х. вузах; от 6 до 10%— в прочих индустр. вузах и 25%— в техникумах). В 1930 предполагалось при комплектовании ШКМ, совхозуча, колхозуча и профшкол обеспечить приём не менее 30- 40% девушек-колхозниц и работниц совхозов.

В результате политики всеобщего обя-зат. обучения, открытия большого числа ср. общеобразоват. профшкол, ср. спец. и высш. уч. заведений уровень Ж. о. в СССР фактически сравнялся с уровнем образования мужчин.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 10 лет и старше приходилось 706 женщин с высш. и ср. (полным и неполным) образованием, в т. ч. с высшим — 94 женщины, со средним — 612 женщин. В СССР создана единая система высш. пед. уч. заведений без разделения на мужские и женские. Для привлечения к пед. деятельности женщин Казахстана и Киргизии, учитывая исторически сложившиеся особенности народов и местные условия, были созданы (1944, 1952) жен. пед. ин-ты. Структура, содержание и методы работы в них не отличались от др. пед. ин-тов. В 1988/89 уч. г. в СССР в составе студентов высш. уч. заведений было 54% женщин, в составе учащихся ср. спец. уч. заведений — 57% женщин.

Женское образование в зарубежных странах. После 2-й мировой войны рамки общего ср. образования женщин расширились. Число девочек, обучающихся в общих ср. школах Великобритании, Франции, США, Дании, Швеции и нек-рых др. стран, приблизилось к числу мальчиков — учащихся этих школ (табл. 3). Однако в большинстве развитых заруб, стран девочки из состоят, семей по-прежнему обучаются в платных (чаще закрытых) частных жен. школах. Спец. школы для девочек сохранились, напр., в Швеции-т. н. муниципальная ср. школа для девочек, где особое внимание уделяется домоводству, в Швейцарии — высш. ср. жен. школа с включением в программу большого кол-ва «женских«, предметов. Сведения об особенностях Ж. о. в отд. странах см. в статьях об этих странах.

Лит.: О в ц ы и В., Развитие жен. образования. Ист. очерк, СПБ, 1887; Лихачева Е., Мат-лы для истории жен. образования в России, [т. 1—4], СПБ, 1890—1901; С.-Петербургские высш. жен. курсы за 25 лет. 1878 — 1903, СПБ, 1903; Жен. гимназии и прогимназии Мин-ва нар. просвещения. 1858 — 1905, СПБ, 1905; Уч. заведения Ведомства учреждений имп. Марии, СПБ, 1906; Скворцов И. В., Прошлое и настоящее С.-Петерб. жен. гимназий Ведомства учреждений имп. Марии. 1858 — 1908, СПБ, 1908; Кузьменко Д., Сборник постановлений и распоряжений по жен. гимназиям и прогимназиям Мин-ва нар. просвещения за 1870- 1912, M., 19123; Черепнини., Императорское воспитат. об-во благородных девиц. Ист. очерк, СПБ, 1914; Марголин Д., Вадемекум по высш. жен. образованию. Поли, сборник правил поиема и программ всех высш. жен. общеобразоват. спец. и проф., правительств., обществ, и частных уч. заведений в России, К., 1915; Дебле И., Шк. обучение девочек, Париж, ЮНЕСКО, 1981; Дюпон Б., Одинаковое ли образование получают мальчики и девочки?, Париж, ЮНЕСКО, 1981; Huguenin E., L'edu-cation de la femme, Nchät., 1945; L'acces des femmes al'education, P.-Gen., [1952].

 

ЖЕСТОКОСТЬ ДЕТСКАЯ,причинение ребёнком страданий людям или животным. В отличие от жестокости взрослых Ж. д. не продиктована злыми намерениями. Маленький ребёнок может совершить жестокий поступок — разорить птичье гнездо, ранить товарища во время игры и т. п., не имея сознат. целью причинение боли и страдания. Он поступает так потому, что не знает свойств предметов и явлений, не представляет себе последствий своего поступка. Не обладая опытом расшифровки выразительных движений (гримасы, плач и т. п.), ребёнок не осознаёт положения, в к-рое ставит другое существо. Не научившись ещё пониманию и сопереживанию, он не способен оценить и прочувствовать чужие страдания. Он чаще всего действует необдуманно, импульсивно, самоконтроль у него развит слабо. Всё это, однако, не оправдывает Ж. д. и не устраняет необходимости соот-ветств. воспитат. воздействий.

Если предоставить ребёнку возможность действовать бесконтрольно, проявления жестокости станут для него привычными и его уже не остановят ни достаточный запас знаний, ни способность к самоконтролю. Результатом этого может стать перерождение Ж. д. в отрицат. черту личности, к-рая часто проявляется в противоправном поведении. Ребёнку, к-рый по неосторожности или незнанию проявил жестокость, следует доступно объяснить, какой вред он нанёс, вызвать у него переживание, заставить задуматься над своими поступками и их последствиями. Основная же линия пед. воздействий связана с воспитанием чуткости, доброжелательности и любви к людям и всему живому. В семье воспитат. воздействие несёт сама атмосфера взаимной любви и заботы, чуткого и предупредит, отношения к окружающим. ЖИРАР (Girard) Жан Батист (17.12. 1765, Фрибур, Швейцария, — 6.3.1850, там же), щвейц. педагог и деятель нар. образования. В 1781 окончил иезуитскую школу и вступил в орден францисканцев (принял имя Грегуара). Затем в школах францисканского ордена в Швейцарии и Германии изучал лат., греч., нем. языки, теологию и философию, увлекался математикой и естеств. науками. Познакомился с трудами И. Канта и

ЖУКОВ

Ж. Ж. Руссо. Возвратившись в Швейцарию, преподавал лат. яз., философию, был архивариусом, кюре при правительстве в Берне. Разрабатывал гл. обр. вопросы обучения и воспитания в нач. школе; в центр обучения ставил родной язык, считая его важнейшим средством воспитания. В своих трудах отстаивал идею развивающего обучения. В 1799 представил проект организации системы образования в Швейцарии, в к-ром предлагал ввести обязат. и бесплатное нач. школьное обучение. С 1804 директор нач. школ с франц. яз. для мальчиков, в 1807—23 возглавлял шк. дело во Фрибу-ре, где ввёл обязат. нач. образование. Применял в школах метод взаимного обучения, организовал подготовку учителей, разработал уч. планы и программы, написал учебники арифметики и родного языка для нач. школ, книги для чтения. Высоко оценивал деятельность И. Г. Пес-талоцци, знал его лично и во многом разделял его пед. взгляды. В 1824—34 преподавал философию в Люцерпе, руководил там жен. школой, участвовал в разработке шк. законов ряда кантонов. С 1834 вновь во Фрибуре. Опубликовал свои гл. пед. труды: «De l'enseignement regulier de la langue maternelle», 1844 («О правильном обучении родному языку в школах и семьях»), «Cours educatif de la langue meternelle ä l'usage des ecoles et des familles», v. 1—6, 1845—48 («Boc-питат. курс обучения родному языку в школе и семье») — за эту работу Франц. академия присудила ему спец. премию.

Труды Ж. были переведены на мн. языки и оказали влияние на разработку методики преподавания родных языков в ев-роп. странах. По образцу школ Ж. организовались школы («жирардины») в Италии, Испании и др. странах.

Соч.: Editions du centenaire, ed. par E. Pfulg et E. Egger, v. 1—7, Fribourg, 1948—55.

Лит.: Г с Ф., История образования и воспитания, пер. с франц., М., 1912, с. 304- 336; D a g u et A., Le рёге Girard et son temps, t. 1—2, P., 1896; Compayre G., Le pere Girard et l'education par la langue maternelle, P., 1906; Eg g e r E., G. Girard, ein Schweizer Volksschulpädagoge, Luzern, 1948. Ю. С. Алферов.

ЖУКОВИннокентий Николаевич [5(17). 10.1875, рудник Горно-Зерентуй, ныне пос. гор. типа (Горный Зерентуй) Читинской обл., — 5.11.1948, Москва], педагог, один из организаторов рус. скаутского движения. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1904). Преподавал географию в ср. уч. заведениях Петербурга (1904—11, 1914—17), Читы (1917—21), Москвы (1922—31). В 1922—23 чл. Центр, бюро юных пионеров при ЦК РКСМ.

В 1914—17 ответств. секретарь Всерос. об-ва содействия мальчикам-разведчикам («Русский скаут»), пропагандировал гуманистич., рыцарский характер деятельности скаутов и её ориентацию на общественно полезные трудовые дела. В Чите, руководя скаутскими отрядами, предложил методику организации работы с детьми на основе т. н. длительной игры, наполненной романтикой. После 1917 стремился создать новый тип дет. орг-ции «Красные скауты», пытаясь соединить традиции скаутизма, альтруизм с дет. коммунистич. движением.

В 1922—23 участвовал в создании моек, пионерской орг-ции, был вожатым первого пионерского отряда Бауманского р-на. Публиковал в периодике статьи по вопросам воспитания («Игра и труд педагогике», «Психол. основы трудовой школы», «Дет. движение и трудовая школа», «Иск-во и воспитание» и др.). Его пед. идеи проникнуты заботой о детях и мечтами о человеке будущего. Метод <длительной игры», позволявший вовлекать детей в трудовую и познават. деятельность, пробуждать у них сознательность и инициативность, использовался в работе пионерских отрядов. Он предложил назвать всес. дет. коммунистич. орг-цию пионерской, ввести девиз «Будь готов!», разработал программу умений и навыков пионеров для разл. возрастов. Провёл первый смотр пионерской орг-ции (Морской конкурс на лучшее звено). Ж. было присвоено почетное звание «Старший пионер РСФСР».

В сер. 1924, в обстановке начавшейся политизации работы пионерской орг-ции, отошёл от практич. сотрудничества с дет. движением. Написал книги для детей, пропагандировавшие нравств. принципы пионеров и в образной форме раскрывавшие организацию длит, игры с детьми, — «Путешествие звена "Красной звезды" в страну чудес» (1924) и «Мёртвый огонь (приключения юных пионеров в Египте)» (1926).

Соч.: Рус. скаутизм, П., 1916 (репринтное изд., Ер., 1991); Стаи волчат и птенчиков, Чита, 1918; Спутник сибирского скаута, Чита, 19212; Игры. 34 игры из числа наиболее употребительных в шк. и скаутской практике, Чита, 1922.

Лит.: Яковлев В., Скульптор и педагог, НО, 1966, № 7; Горбунова Л., Скульптор Иннокентий Жуков, Иркутск, 1977; Красноштанов С., Старший пионер республики, «Дальний Восток», 1979, №8; Чивилихин В., И. Жуков, в его кн.: Дорога. М., 1989. М. В. Богуславский.

ЖУКОВСКИЙВасилий Андреевич [29.1(9.2).1783, с. Мишенское, ныне Тульской обл. — 12(24).4.1852, Баден-Баден, Германия], поэт, переводчик, лит. критик. Внебрачный сын А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи (Е. Д. Турча-ниновой). Фамилию и отчество получил от своего крёстного отца.

По окончании в 1800 Моск. университетского благородного пансиона занимался гл. обр. лит. деятельностью. Был близок к H. M. Карамзину, А. С. Пушкину, в поздний период жизни — к Н. В. Гоголю. Один из основателей Дружеского лит. об-ва (1801) и кружка поэтов «Арзамас» (1815). Чл. Академии Российской (1818).

В 1815 Ж. был приближен ко двору. В 1817 занял должность учителя рус. языка великой княгини Александры Фёдоровны — жены будущего имп. Николая I. В качестве пособия, облегчающего ученице познание чужого для неё языка, Ж. использовал специально составленный им альманах «Для немногих» (в 5 вып.), содержавший параллельные тексты избр. нем. стихотворений и их переводов на рус. язык, выполненных самим Ж.

В 1826—39 наставник наследника престола великого кн. Александра Николаевича. В 1826—27 совершил заграничное путешествие в Германию и Францию для отбора необходимых уч. пособий и литры, а также для знакомства с пед. опытом. Особое внимание Ж. привлекли воззрения Ж. Ж. Руссо и система И. Г. Песталоцци, для изучения к-рой предпринял спец. поездку в Швейцарию.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.