Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования 39 глава





Однако совр. проф. образование мало что даёт будущему специалисту для его нравств. самоопределения, для этич. оценки разрабатываемых техн. идей. Даже общепризнанный нравств. императив «человек — мера всех вещей» не превращается в такой ситуации в руководство к действию. Систему массового образования не ориентирует учащихся на то, чтобы они направляли свои усилия на воспитание умений совершенствовать себя, быть самими собой, связывать самопознание с самоопределением (а свои занятия с общекультурными ценностями).

В наиб, острой форме проблема Г. о. встаёт в отраслях образования, связанных с естествознанием и техникой. На определённых этапах развития пром-сти от специалиста требовалось в первую очередь мастерство и лишь затем понимание. Ныне мастерство, рассматриваемое как алгоритмические, операц. умения, всё в большей степени замещается возможностями техн. устройств. Такая же судьба ожидает механич. заучивание фактов и сведений, на смену к-рому приходит использование компьютерных баз данных.

В результате развития техники ведущую роль в деятельности специалиста начинает играть понимание как способ опережающей организации знаний, основанный на предметности, осмысленности и целостности всей человеческой деятельности. Но совр. дидактика значительно лучше владеет обучением умениям и знаниям, чем собственно содержательной стороной: она не даёт понимания предмета в целом (что в равной мере относится как к техн., так и к гуманитарным дисциплинам). Нередко этим трём необходимым компонентам образования учат отдельно, без достаточной связи одного с другим, хотя каждый из них приобретает смысл лишь в контексте целого: понимание и образ



ситуации без умения действовать беспомощны, а действие без образа понимания может быть ошибочным. На совр. этапе образование продолжает уводить человека всё дальше в детали конкретных методов исследования и технол. процессов, к совершенным алгоритмич. умениям и всё меньше преподаёт урок человечности, эстетич. и этич. отношения к окружающему миру, к людям, наконец, к самому

себе.

Быть может, в этом проявляется закономерность развития мира? Может, в этом



В. Гумбольдт,

и состоит нарождающаяся на наших глазах новая технократич. культура? Эти и др. вопросы поставил в 70-х гг. 20 в. Ч. Сноу, зафиксировав реально существующие сложности взаимоотношений между естеств.-науч. и техн. знанием, с одной стороны, и гуманитарным знанием — с другой. Такой подход ведёт к разрушению понимания культуры как целостного явления. Сама постановка этих вопросов свидетельствует о том, что не существует проблемы двух культур, есть проблема культуры и бескультурья.

С поэтич. яркостью выразил своё представление о культуре M. M. Бахтин: «Не должно, однако, представлять себе область культуры как некое пространственное целое, имеющее границы, но имеющее и внутреннюю территорию. Внутренней территории у культурной области нет: она вся расположена на границах, границы проходят повсюду, через каждый момент ее, систематическое единство культуры уходит в атомы культурной жизни, как солнце отражается в каждой капле ее. Каждый культурный акт существенно живет на границах: в этом его серьезность и значительность; отвлеченный от границ, он теряет почву, становится пустым, заносчивым, вырождается и умирает».

Науч.-техн. прогресс, развитие техники оказывают на культуру двоякое влияние — формирующее и деформирующее. Следствием техн. прогресса являются де-гуманитаризация и дегуманизация образования, к-рые в принципе противоречат стратегич. потребностям общества. Формируются поколения технократов, спо-способных ради демонстрации интеллектуальных возможностей пренебречь жизненными интересами человечества.

По мысли П. А. Флоренского, «культура есть среда, растящая и питающая личность». Именно культура, а не общество и коллектив, определяет формирование личности, что подтверждается успешной практикой домашнего воспитания и, напротив, пед. несостоятельностью значит, части образоват. заведений. Хороший коллектив вряд ли можно считать достаточным условием для развития полноценной личности; гипертрофированное представление о его воспитат. роли отрицательно сказывается на состоянии общества и развитии отд. человека. Как показывает опыт, при таком подходе формировались функционеры, носители тех или иных социальных ролей, субъекты молчаливого голосования, а не активные деятели, способные принимать ответств. и самостоят, решения. Важнейшее значение, т. о., имеют характер и направленность деятельности уч. заведения, где формируется будущий гражданин.



Идея Г. о. заставляет обратиться к наиб, перспективным психолого-пед. теориям развития человека (Л. С. Выгот-скогО; Ж. Пиаже и др.), на основе к-рых

можно построить общую культурно-историческую (или социокультурную) концепцию образования, теорию педагогики и смежных дисциплин, практику воспитания.

Одно из важнейших практич. направлений Г. о., в своём совр. виде отражающее снижение уровня духовной культуры, — пересмотр уч. программ по т. н. социально-экон. дисциплинам. Мировое филос. и общекультурное наследие превращены в них в катехизис, предназначенный для широкой аудитории, вне зависимости от целей и уровня обучения. Опущены или вскользь упоминаются мн. филос. и этич. школы и направления (в т. ч. отеч. нравств. философии). В учебниках и пособиях необходимо в доступной форме более полно изложить содержание филос. и этич. концепций. Уч. лит-ра по этим предметам призвана оказывать существенную помощь учащимся в осмыслении истории и современности, мирового культурного наследия.

В подобной переориентации нуждаются и учебники по естеств.-науч. и техн. дисциплинам. Они могут стимулировать исследоват. интерес учащихся, если их содержанием станет история науки: борьба личностей и интеллектов, психол. портреты учёных, описания стилей исследоват. поиска и т. п. Такой учебник будет затрагивать не только ум, но и душу человека, способствовать формированию мировоззрения.

Однако общая культура и культура науч. поиска не усваиваются с помощью учебников; гораздо более важную роль играет личностное общение ученика с учителем. Поэтому коренная проблема Г. о. — личность учителя и воспитателя. В перспективе восстановления культурных традиций в сфере образования необходимо выработать соответствующие принципы подбора и воспитания пед. кадров. Недостаточно просто увеличить субсидии нар. образования на повышение заработной платы — это приведёт лишь к повышению престижности профессии учителя, основанной на конъюнктурно-сти. Задача предстоящей в кон. 20 в. работы по пересмотру организац. и метод, принципов школы — создать такие условия, чтобы учителями становились только по призванию, а пед. профессию сделать самой уважаемой в обществе и самой ответственной.

В. П. Зинченко.

ГУМБОЛЬДТ(Humboldt) Вильгельм (22.6.1767, Потсдам, — 8.4.1835, Тегель). нем. учёный, философ, филолог, гос. деятель и дипломат. Чл. Берлинской АН (1810), поч. ч. Петерб. АН (1832). Его домашним учителем был И. Г. Кампе. Учился в ун-тах Франкфурта-на-Одере и Гёттингена (1787—88). В 1809—10 директор Департамента исповеданий и просвещения в прусском мин-ве внутр. дел, в 1819 мин. внутр. дел. Инициатор открытия (1810) ун-та в Берлине (ныне Гумбольдтовский ун-т, назван в честь братьев В. и А. Гумбольдтов). Представи тель неогуманизма. В соч. «Идеи копыту, определяющему границы деятельности государства» (частично опубл. в 1792. полностью в 1851, рус. пер. 1898, 1985) разработал общие принципы организации обществ, воспитания, рассмотрел взаимо отношения между системой обществ, воспитания, гос-вом и церковью. Высказывался за передачу управления шк. дело. ч в руки гос-ва, к-рое как человеческое сообщество должно обладать способ-

ГЮЙО

ностью совершенствоваться. Эта идея нашла воплощение в проекте реформы нар. образования, подготовленной И. В. Зю-ферном в 1819. Шк. система должна была состоять из 3 взаимосвязанных ступеней: элементарной школы, гор. школы и гимназии. Проект отклонён прусским пр-вом. Г. реформировал гимназия, образование в Пруссии: расширил преподавание истории (увеличив время на изучение античности), математики, естествознания. Неогуманистич. идеалы легли в основу предложений Г. по устройству Берлинского ун-та: целью высшего образования Г. провозгласил совершенствование личности. Этой цели должно служить объединение уч. и исследоват. деятельности в ун-те. Содействовал введению в нач. школе методов обучения И. Г. Пе-сталоцци. В науч. наследии Г. осн. место занимают труды по языкознанию. Видя в языке средство непроизвольного выражения и определения истины, подчёркивал его основополагающее образоват. и воспи-тат. значение. Особое внимание уделял др.-греч. языку, к-рый, по мнению Г., наиб, полно выразил «идею человека».

С о ч.: Gesammelte Schriften, Bd 1 — 17, В., 1903—36; тоже, В., 1968; Schriften zur Anthropologie und Bildungslehre, hrsg. von A. Flitner, Düsseldorf. 1956; в рус. пер. — Избр. труды по языкознанию, Ми984; Язык и философия культуры, М., 1985.

ЛитГ а и м Р., В. фон Гумбольдт, пер. с нем., М., 1898; Spranger E., Wilhelm von Humboldt und die Reform des Bildungswesens, Tübingen, 19653; Grube K., Wilhelm von Humboldts Bildungsphiloso-

S'aie, Halle, 1935; M e n z e C., Wilhelm von Humboldts Lehre und Bild von Menschen. Düsseldorf, 1965; S с u r l a H. (Hrsg.), Wilhelm von Humboldt. Werden und Wirken, В., 19853. A. M. Пискунов.

ГУНДОБИННиколай Петрович [15(27).11.1860, Шуя, — 15(28).9.1908, Петербург], врач-педиатр, один из основоположников науч. педиатрии и возрастной морфологии в России. По окончании мед. ф-та Моск. ун-та (1885) работал там же ординатором в клинике дет. болезней под руководством Н. А. Тольского, с 1888 — в Петербурге в лаборатории клиники С. П. Боткина. С 1897 проф., зав. кафедрой дет. болезней Воен.-мед. академии. Создал петерб. школу педиатров. Проводил систематич. исследования возрастных анатомо-физиол. особенностей детского организма, обобщённые в монографии «Особенности дет. возраста» (1906) и в учебнике «Общая и частная терапия болезней дет. возраста» (1896, 19073). Подчёркивая необходимость связи педиатрии с педагогикой, отмечал, что дет. врач должен быть также воспитателем и гигиенистом, а каждый учитель должен знать этапы и законы развития ребёнка, на к-рых основаны физич. воспитание и рациональная педагогика. Г. был председателем шк. отдела в «Рус.

06-ве охранения нар. здравия», в «Петербургском об-ве дет. врачей», одним из основателей «Союза борьбы с дет. смертностью» (1904).

С о ч.: Шк. гигиена, СПБ, 1902; Дет-смертность в России и меры борьбы с нею, СПБ, 1906; Воспитание и лечение ребенка до

7-летнего возраста, СПБ, 1907, M., 19133. Лит.: В а и л В. СОдин из основоположников науч. педиатрии Н. П. Гундобин, (Душанбе], 1957; Шишкин А. П., Соци-ально-гигиенич. аспекты борьбы с дет. смертностью в трудах и деятельности Н. П. Гундо-бина, «Сов. здравоохранение», 1985, № 6; ШабунинА. В., Вклад Н. П. Гундобина в становление и развитие отеч. педиатрии, Педиатрия», 1986, № 2. Л. К. Семенова.

ГУРЛИТТ(Gurlitt) Людвиг (31.5.1855, Вена, — 12.7.1931, Фройденштадт), нем. педагог, представитель теории свободного воспитания. Учился в Гёттинген-ском и Берлинском ун-тах. Многолетняя преподавательская работа в классич. гимназиях (Гамбург, Берлин) привела его к мысли о несоответствии существовавшей системы шк. воспитания потребностям развития личности. В кн. «Немец и его отечество» (1902), «Немец и его школа» (1905) и др. выступил с критикой содержания и методов обучения в герм, школах, в особенности в гимназиях. Осн. пороками их считал оторванность преподавания от жизни, чрезмерное внимание к древним языкам и истории, одностороннюю ориентацию на сдачу экзаменов, а также авторитаризм учителей. По Г., воспитание не должно преследовать практич. целей; оно призвано направлять пробуждающиеся силу и активность детей. Декларируя важность связи обучения и воспитания с нуждами практич. жизни, пришёл к отрицанию необходимости систематич. уч. занятий, по крайней мере в нар. школе. Их место должны были занять спорт, игры, прогулки, беседы на свободные темы и т. п., призванные воспитывать волю, разумную дисциплину, независимость суждений. Требовал тщательного отбора уч. материала, исключения из уч. программ всего второстепенного, улучшения эстетич. воспитания, введения занятий по ручному ремесл. труду. Ученики Г. (из гимназии в Берлине) стали инициаторами молодёжного тури-стич. движения «Перелётные птицы».

Соч.: Pflege und Entwicklung der Persönlichkeit, Lpz., 1905; Erziehung zur Mannhaftigkeit, B., 1923'; в рус. пер, — О творческом воспитании, М., 1911; Проблемы всеобщей единой школы, СПБ, 1914 [написано специально для рус. издания].

А. И. Пискунов.

ГУРЬЕВПётр Семёнович [1807, Петербург, — 9(21).9.1884, дер. Шупоголово Тесовской волости, ныне Новгородской обл.], педагог, методист-математик. С 1828 учитель, в 1848—58 инспектор Гатчинского сиротского ин-та; вместе с Е. О. Гугелем открыл «малолетнюю школу» при ин-те. В 1833—34 совм. с Гугелем и А. Г. Ободоеским издавал «Пед. журнал». Ред. журн. «Рус. пед. вестник» (1857—61). Будучи попечителем земских школ Тесовской волости с 1874, организовал широкую сеть этих школ.

Общедидактич. взгляды Г., последователя И. Г. Песталоцци, основывались на принципах развивающего обучения, при-родосообразности, наглядности и индивидуального подхода к детям. Настаивал на постепенном переходе от конкретного мышления к отвлечённому, опираясь на развитие самостоятельности учеников. Пропагандировал методику нач. обучения математике, осн. на конкретно-индуктивном методе. Её особенность — концентрич. расположение материала: осн. ма-тем. понятия осваивались учащимися сначала в пределах первого десятка, затем первой сотни, и, наконец, чисел любой величины. Для самостоят, работы учащихся Г. из дал дидактич. материал «Арифме-тич. листки» (1832).

Соч.: Руководство к преподаванию арифметики малолетним детям, ч. 1 — 2, СПБ, 1839—42; Очерк истории Гатчинского сиротского ин-та, СПБ, 1854; Подробный конспект преподавания первонач. математики малолетним детям мужского пола, «Рус. пед. вестник», 1857, т. 1, № 2; Мысли о воспитании, там же, 1857, № 1; Практич. арифметика, кн. 1 — 2, СПБ, 1880—813.

Лит.: Л а и к о в А. В., К истории развития передовых идей в рус. методике математики, М.. 1951; Прудников В. Е., Рус. педагоги-математики XVIII— XIX вв., М., 1956.

ГУТС МУТС(Guts Muths) Иоганн Кри-стоф Фридрих (9.8.1759, Кведлинбург, — 21.5.1839, Ибенхайн), нем. педагог, теоретик и методист физич. воспитания. В 1785—1837 преподавал гимнастику, плавание, географию, технологию в филант-ропине X. Г. Зальцмана в Шнепфентале. Впервые в практике общеобразоват. школы ввёл систематич. общеукрепляющие и развивающие физич. упражнения: обя-зат. зарядку перед началом уч. занятий, ежедневные уроки гимнастики на свежем воздухе, подвижные игры и др. Обосновал необходимость физич. воспитания и разработал его методику, в к-рой использовал сведения о закаливании и укреплении организма юношей, известные из ист. лит-ры, собств. наблюдения над тра-диц. нар. состязаниями, играми и т. п. Разрабатывал классификацию спорт, игр. Предложил комплекс гимнастич. снарядов. Занятия гимнастикой считал важным средством усиления воспитывающего характера обучения в школе, мерой, противодействующей ослаблению здоровья поколения из-за использования дет. труда на мануфактурах и фабриках. Методика получила распространение в годы антинаполеоновской нац.-освободит. борьбы в Германии. Автор метод, пособий «Гимнастика для юношества» (1793) и др. Занимался также вопросами преподавания географии, составил шк. учебник и пособие Для учителей.

Лит.: Festschrift zürn 200. Geburtstage von Johann Christoph Friedrich Guts Muths, [B., 1959]. А. И. Пискунов.

ГЮЙО(Guyau) Мари Жан (28.10.1854, Лаваль, — 31.3.1888, Ментона), франц. философ и поэт. Увлёкшись в ранней юности философией (преим. этикой и эстетикой), Г. в 17-летнем возрасте получил степень кандидата словесности, а 2 года спустя начал в должности профессора преподавать философию в лицее Кон-дорсе (Париж). Осн. труды посвящены эстетике, морали и религии («Проблемы совр. эстетики», 1884, рус. пер. 1889; «Искусство с точки зрения социологии», 1889, рус. пер. 1891; «Безверие будущего», 1887, рус. пер. 1908, и др.). Гл. идея фи-лос. произведений Г. — убеждённость в творческом могуществе жизни, к-рую тео-ретич. доктрины могут выразить лишь весьма несовершенно. По Г., необходимо дать человеку свободу в развитии и проявлении жизненных сил и тогда появятся новые, более совершенные формы жизни. Отвергая концепцию «разумного эгоизма», признавал осн. побудит, силой жизнедеятельности стремление к «саморасширению» (расширению общения с людьми на основе симпатии и альтруизма). Рассматривая явления духовной жизни с позиций утилитаризма (гл. обр. биол. целесообразности), считал нравственность необходимым регулятором равновесия жизненных сил.

Пед. идеи Г. получили отражение в посмертно опубликованном труде «Воспитание и наследственность». Осн. задачу воспитания видел в содействии «расширению детского «Я», привитии моральных основ на благодатную почву детской души. Задача образования (преподавания науч. дисциплин, в частности математики) — сообщение фактов; лишь фи-лос. образование, по Г., может сформировать способность к рассуждению. Признавая правомерность существования интеллектуальной элиты, считал филос. образование полезным и для «посредственного ума», т. к. оно одно способно объединить разрозненные науч. факты за счёт познания их существенных взаимосвязей. Стремясь воплотить свои идеи в практике воспитания, Г. составил и издал «Полный курс чтения для употребления в школах». Этич. концепция Г., хотя и не имела прямых последователей, оказала влияние на разл. теории нравств. воспитания на рубеже 19 и 20 вв.

С о ч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1—5, СПБ, 1898—1901.

Лит.: Pадлов Э. Л.. Принципы философии Гюйо, 1894. № 5; Криль Т., Мысли Гюйо о нравственности и воспитании, «Образование», 1896, № 2—3. отд. 2. С. С. Степанов.

 

Д

ДАВИД(Dawid) Ян Владислав (26.6. 1859, Люблин, — 9.2.1914, Варшава), польск. педагог и психолог. Окончил юрид. ф-т Варшавского ун-та, психологию изучал в Германии под руководством Г. Эббингауза и В. Вундта. Д. — один из основателей экспериментальной педагогики и психологии в Польше. В 1890—98 гл. ред. журн. «Przeglaa. d pedagogiczny» («Педагогическое обозрение»). Исследовал мир детей, их представлений и понятий. Пропагандировал идеи целенаправленного интеллектуального развития ребёнка, его воли и умения действовать. Разработал теорию нач. обучения, основы к-рой изложил в кн. «Nauka o vzeczach» («Наука о вещах», 1892), где показал влияние на запоминание числа повторений, подчеркнул ведущую роль учителя в уч. процессе. По убеждению Д., сущностью концепции общего образования является развитие личности, воспитание в практич. развивающей деятельности.

Соч.: О zarazie moralnej, Warsz.. 1886; Program postrzezen psychologiczno-wychowaw-czych nad dzieckiem öd urodzenia do 20 roku zycia, Warsz., 1887; Szkice psychologiczne, Warsz., 1890; Zasöb umystowy dziecka, Warsz.. 1895; Mözg i dusza, Warsz., 1908; O duszy nauczycielstwa, Warsz., 1948; Pisma pedago-giczne, Warsz., 1961.

Лит.: Denelöwna Z., Twörczosc pedagogiczna J. W. Dawida. Warsz., 1935; Chmaj L., Pra. dy i kierunki w pedagogice XX w[Warsz., 1963]; Bulat W.. Sarneck i T., J. W. Dawid, 1859—1914, Warsz., 1963.

А. К. Савина.

ДАВЫДОВВасилий Васильевич (р. 31.8.1930, Москва), психолог и педагог, акад. и вице-през. Рос. академии образования (1992). Д-р психол. наук (1971), проф. (1973). Окончил МГУ в 1953. С 1956 работал в учреждениях АПН СССР (вице-през. с 1989). Поч. ч. Нац. академии образования США "(1982).

На основе идей науч. школы Л. С. Выготского изучает проблемы теории и истории психологии, возрастной и пед. психологии, взаимосвязи психологии и педагогики. В исследованиях Д. и его сотрудников на основе формирующего эксперимента осуществляется комплексный (психол., пед., теоретико-познавательный) подход к психич. развитию учащихся. В результате многолетних эксперим. исследований (с 1959, совм. с Д. Б. Эль-кониным) Д. выявил условия организации развивающего обучения в процессе усвоения учащимися знаний и умений. Решение уч. задач, по Д., представляет собой выполнение системы уч. действий (моделирование, контроль, оценка и др.); оно направлено на то, чтобы помочь учащемуся выявить условия происхождения знаний и умений.

Д. разработал логико-психол. концепцию о двух основных типах мышления человека — рассудочно-эмпирическом и разумно-теоретическом. Им выявлено своеобразие содержат, обобщения, к-рое выражает генетически исходное отношение нек-рой системы предметов. Такое обобщение отличается от эмпирического, фиксирующего нечто одинаковое и сходное в группе предметов. Этим видам обобщения, по Д., соответствуют разные типы мышления. Д. описал их внутр. связи с процессом обучения. Разработал теорию учебной деятельности, опирающуюся на понятие содержат, обобщения. На основе этой теории созданы конкретные программы и уч.-методич. пособия по математике, рус. яз., химии, географии и др. предметам. Их практич. использование способствует эффективному освоению школьниками уч. деятельности, развитию у них разумно-теоретич. мышления, формированию личности. Д. и его сотрудниками разрабатываются диагно-стич. методики определения уровней развития этих психол. образований.

Соч.: Связь теорий обобщения с программированием обучения, в сб.: Исследования мышления в сов. психологии, М., 1966; Виды обобщения в обучении (логико-психол. проблемы построения уч. предметов), М., 1972; Уч. деятельность и моделирование, Ер., 1981 (соавт.); Проблемы развивающего обучения, М., 1986; О понятии личности в совр. психологии, ПЖ, 1988. № 4; Науч. обеспечение образования в свете нового пед. мышления, в сб.: Новое пед. мышление, М., 1989.

Лит.: Скаткин M. H., Логвинов И. И., Уваров А. Ю., О видах обобщения в обучении, СП, 1973, № 11; Во й-ш в и л л о Е. К., Об одной концепции диа-лектич. логики. Проблемы теории понятия и обобщения, «Науч. докл. высш. шк., сер. Филос. науки», 1975, № 3; Богомолов А. С., Добрынина В. И., О развитии совр. пед. теорий, там же; H a e n e n J., van Oers B. (eds), Begrippen in het onderwijs de theorie van Davydov, Amst.,1983.

 

ДАГЕСТАН, P e с п у б л и к а Дагестан, входит в Рос. Федерацию. Пл. 50,3 тыс. км2. Нас. 1823 тыс. чел. (1989). Столица — Махачкала. На терр. Д. проживает много народностей и этнич. групп, наиб, многочисленные из них: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 10 лет и старше приходилось 760 чел. с высш. и ср. (полным и неполным) образованием (в 1979 — 616 чел.). В отраслях занято св. 250 тыс. специалистов, в

т. ч. св. 89 тыс. чел. с высшим и св. 160 тыс. чел. со ср. спец. образованием.

В 5—8 вв. на терр. Д. была известна аг-ванская письменность. В период араб, завоеваний распространилась араб, письме!: ность. С 13 в. создавались медресе (Кумух. Салта и др.). В 18 в. на основе араб, грг фики была составлена письменности «аджам», к-рая использовалась в лит. творчестве аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев. В 19 в. появились татские иуда-истские школы, где использовалась древнееврейская письменность. Первое светское уч. заведение — рус. Дербентское уч-ще (1837, с 1877—3-клаосное) появилось после присоединения Д. к России (1813). В 1848 открылась Дербентская му-сульм. шк. (в 1855 переведена в Темир-Хан-Щуру), с 1861 вошла в состав окружной горской школы, с 1874 прогимназия, считалась лучшим уч. заведением Даг. обл. С 60-х гг. 19 в. открывались сел. школы (Ахтынская, 1861, и др.), а также жен. уч-ща. С сер. 19 в. аварец М. Хан-диев, лезгин Г. Э. Алкадари, лакеа А. Омаров и др. попытались начать обучение на родных языках, создавали уч. пособия. В 1865—66 рус. языковед П. К. Ус-лар составил алфавиты на рус. графнч. основе для нек-рых языков народов Д.. разработал пособия по нач. обучению, открыл неск. школ. Однако в 1867 эти школы были закрыты и обучение во всех уч. заведениях велось на рус. языке. Распространению просвещения содействовали рус. учителя А. и Н. Скрабе, П. Егоров и др. В 1880 на базе прогимназии создано реальное уч-ще. В нач. 20 в. появились проф. школы: садоводства в Дербенте (1904), электротехническая в Порт-Пет-ровске (1905), ремесленная в Темир-Хан-Шуре (1911). Для подготовки учителей открылись пед. курсы при гор. уч-ще в Порт-Петровске (1900) и в Темпо-Хан-Шуре (1909). К 1915 насчитывалось св. 90 рус. школ (охватывали 5% детей шк. возраста), в т. ч. 60 — в сел. местности (7 тыс. уч-ся), св. 740 мусульм. и 20 татских уч. заведений. В 2 реальных уч-щах и 3 гимназиях было ок. 1,9 тыс. уч-ся. По официальным данным переписи 1897, грамотность населения составляла ок. 9,2%. Грамотность населения на кавказских языках св. 7%, на рус. яз. 28,7%, в т. ч. дагестанцев ок. 7%. (Полнота и достоверность этих данных нек-ры-ми историками подвергается сомнению.)

После установления сов. власти началась перестройка нар. образования. Велась работа по ликвидации неграмотности. К 1925 в республике действовало 230 лик-пунктов, в к-рых обучалось до 8 тыс. че ». В 1932 уч. заведения ликбеза охватывав. ок. 200 тыс. неграмотных и мадограмо!ных. Особое внимание уделялось жен. образованию. В 20-х гг. началась рао работка новой письменности для языков народностей Дагестана. 7 народностей вскоре получили возможность учиться на родном языке. В 1928 письменность была переведена с арабской на латинскую, а в 1938 — на рус. графику. Развернулось издание уч. лит-ры.

В 1921 действовали 493 общеобразовательные (гл. обр. малокомплектные, 1- 2-летние) школы (26,2 тыс. уч-ся, св. 2,4 тыс. учителей, большинство к-рых — быв. мусульм. священнослужители). Мн. родители запрещали детям, особенно девочкам, посещать сов. школы. В 1928 в школах при мечетях обучалось ок. 50 тыс. детей. В нач. 30-х гг. мусульм. школы были закрыты. В 20-х гг. началась

ДАНИЛОВ

организация сети дет. дошк. учреждений. В них до 2-й пол. 30-х гг. использовалась программа воспитания, разработанная Наркомпросом авт. республики. Для учащихся из семей горцев создавались (с нач. 20-х гг.) интернаты. Посланцы Дагестана учились в вузах и др. уч. заведениях городов России.

В 1930/31 уч. г. введено всеобщее нач. обучение. В 1933/34 уч. г. функционировало св. 1260 школ (св. 40 тыс. уч-ся), в т. ч. св. 20 ФЗС и ШКМ (св. 5 тыс. уч-ся). В сер. 30-х гг. началось введение всеобщего 7-летнего образования в городах. В 1937/38 уч. г. в Д. насчитывалось 255 семилетних и 27 ср. школ. Работали также школы с обучением на азерб., чеченском и ногайском (только начальные) языках. Из-за нехватки пед. кадров мн. шк. предметы не преподавались. Преподавание на языках народов Д. в большинстве школ ограничивалось 1-й ступенью, а с 5-го кл. велось только на рус. яз.

В 1921 открыто первое ср. спец. уч. заведение — Даг. гос. техникум. С 1922- 1923 в Буйнакске и Дербенте действовали пед. техникумы. В 1931 в Махачкале начал работать первый вуз — пед. ин-т им. С. Стальского. В 1932 основаны мед. и с.-х. ин-ты. Большую роль в развитии нар. образования сыграли наркомы просвещения Даг. АССР — С. И. Габиев, Л. М. Ефременко, А. А. Тахо-Годи.

В годы Вел. Отеч. войны создано изд-во Дагучпедгиз (1943), обеспечившее школы уч. лит-рой на родном языке; открыты Даг. НИИ школ (1944), жен. учительский ин-т (1944, с 1954 Даг. пед. ин-т). В первые послевоен. годы завершена ликвидация массовой неграмотности. В сер. 50-х гг. осуществлено обязат. 7-летнее обучение (в 1955/56 уч. г. насчитывалось 169 ср. школ), в кон. 50-х — нач. 60-х гг. — обязат. 8-летнее обучение. В 60-х гг. ликвидированы гор. школы с обучением на кумыкском, аварском, татском языках. В 70—80-х гг. осуществлялось всеобщее ср. образование молодёжи, однако родной язык был языком обучения только в сел. школах первые 2 года. В большинстве сел. школ родной язык преподавался (в 3—8-х кл.) как предмет. Не изучались история и культурные традиции Д. Состояние значит, числа школ (ок. Чз) не отвечало санитарным нормам.

После 1988 введено в нач. классах изучение родных языков школьниками соот-ветств. национальностей; в 5—11-х кл. эти языки и лит-ра изучаются как предмет. В программу старших классов ср. школы включено изучение истории Д. как самостоят, уч. предмета. В Каспийске и в с. Гуниб открыты (1990) гимназии, а в Махачкале — лицей. Разработана письменность и начата подготовка к шк. обучению на родном яз. детей ранее бесписьменных агульцев, цахуров и др.

В 1992 насчитывалось св. 660 дошк. учреждений (ок. 77 тыс. воспитанников). Обеспеченность детей постоянными дошк. учреждениями составила ок. 34%. В сел. дет. садах воспитат. работа ведётся на родном языке детей. В 1992/93 уч. г. работало св. 1570 дневных общеобразоват. школ (в т. ч. св. 440 нач., св. 320 неполных средних, ок. 800 средних), в них обучалось св. 390 тыс. уч-ся. В вечерних и заочных школах занимается св. 16 тыс. чел. Ок. 1200 школ ведут обучение на дагестанских, чеченском, азерб. и др. языках (76 тыс. уч-ся). Родной яз. как предмет изучают св. 185 тыс. чел. (1450

16 *

школ). Внешк. учреждения; 55 домов детского творчества (реорганизованные дома и дворцы пионеров и школьников), 13 детских технич. станций, 15 станций юных натуралистов, а также разл. тури-стич. объединения охватывают ок. 50 тыс. уч-ся. В школах занято св. 34,6 тыс. учителей и воспитателей. Учителей с высш. образованием в гор. школах св. 77%, ß сельских — ок. 66%. Среди педагогов св. 90 засл. учителей школы РСФСР; св. 400 засл. учителей школы Даг. АССР.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.