Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования 32 глава





Собственно пед. идеи Г. служат логич. дополнением его учения о гражд. обязанностях, вытекающих из обществ, договора и морального долга индивида. Образование и воспитание должны быть подчинены интересам гос-ва, выступающего у Г. в качестве абсолютного суверена и гаранта всеобщего мира и безопасности граждан. Исходной посылкой пед. идей Г. является признание изначального равенства всех людей в отношении физич. и умственных способностей и убеждение, что различия между ними в значит, мере объясняются особенностями жизненного опыта или воспитания. Природная любознательность людей и овладение верным науч. методом позволяют им (независимо от социального статуса) достичь состояния свободы, к-рая характеризуется Г. как способность к «добровольному», соз-нат. действию, учитывающему характер влияния внеш. среды. В процессе воспитания и образования должны преподаваться «истинные и добрые учения», а рекомендуемые учащимся книги содержать «здравые, чистые и полезные идеи». Огромную роль в процессе воспитания и образования Г. отводил авторитету родителей, учителей и воспитателей, к-рым надлежит вести себя в присутствии своих воспитанников в соответствии с правилами «добродетели» и «справедливости», поскольку, по мнению Г., юношеский характер легче склоняется к плохому под влиянием примера, чем к доброму под влиянием учения. Сторонник реального образования, основанного на усвоении достижений науки и тесно связанного с нуждами практич. жизни. Особое место в процессе обучения отводил геометрии и меха-



ГОВАРД-ПЛАН

нике, к-рые рассматривал как идеальные модели науч. мышления.

Соч.: Opera philosophica, quae latine scripsit..., v. 1—5, L., 1839—45; The English works, v. l —11, L., 1839—45; в рус. пер. — Сочинения, т. 1 — 2, М., 1989—91.

Лит.: Мееровский В. Б., Гоббс, М., 1975; P o l i n R., Politique et Philosophie chez Thomas Hobbes, P., 1952; Peters R., Hobbes, [L., 1956]; H i n n a n t Ch. H., Thomas Hobbes: a reference guide, Boston (Mass.), 1980. B. M. Карев.

ГОВАРД-ПЛАН,система индивидуализированного обучения. Возник в 1920 по инициативе руководительницы Говард-ской жен. ср. школы (Лондон) М. О'Брай-ен-Харрис на основе идей М. Монтессо ри. Г.-п. предполагал повышение гибкости и подвижности распределения учащихся по уч. группам: одна и та же ученица могла заниматься разными уч. предметами в составе разл. групп. Расписание занятий и выбор уч. курсов были приспособлены к «индивидуальным запросам» учащихся при сохранении обязат. минимума уч. предметов.



Особенностью Г.-п. было также сочетание «горизонтальной» группировки учащихся в нач. классах и «вертикального» деления на неск. больших групп (т. н. домов) на ср. ступени обучения. Уч. материал предметов обязат. минимума делился на «отделы», при изучении к-рых преобладала самостоят, индивидуальная работа, дополнявшаяся групповыми занятиями с учителем и индивидуальными консультациями по ходу выполнения заданий. Широкого распространения не получил ввиду крайней индивидуализации обучения, организационной сложности и высокой платы за обучение.

Лит.: Новые системы образоват. работы в школах Зап. Европы и Сев. Америки, под ред. С. В. Иванова и Н. Н. Иорданского, М., 1930, с. 70—75.

ГОГЕБАШВИЛИЯков [15(27). 10.1840, с. Вариани, ныне Горийского р-на Грузии, — 1(14).6.1912, Тбилиси], груз, педагог, основоположник науч. педагогики в Грузии, публицист, дет. писатель. Учился в Киевской духовной академии (1861- 1863), слушал лекции в Киевском ун-те. С 1864 преподаватель, с 1868 инспектор Тбилисского духовного уч-ща, где организовал ученич. кружки, пропагандировал в них идеи Ч. Дарвина, основал ученич. журн. «Шрома» («Труд»). Активный участник демокр. обществ, движения в Грузии, соратник И. Чавчавадзе и А. Церетели. По инициативе Г. в 1879 осн. Об-во по распространению грамотности среди грузин.

Целью воспитания считал формирование разносторонне подготовленного гражданина и патриота, носителя высоких моральных качеств. В соответствии с этим идеалом сформулировал принцип народности воспитания: оно должно служить интересам народа, защите его родного языка, повышению уровня культуры. Условия практич. реализации этого принципа — всеобщее обучение, устранение сословных и др. ограничений в получении образования.



Ведущий принцип обучения видел в сознательности усвоения учащимися знаний и навыков. Осн. путь к этому — овладение вниманием учащихся, что возможно лишь тогда, когда уч. материал пробуждает у детей интерес. Требовал, чтобы обучение было тесно связано с трудовой подготовкой, способствовало развитию самостоят, творческой деятельности.

Основой обучения считал родной язык. Важную роль в истории нац. школы сыг-

Я. Гогебашвили.

H. M. Головин.

рал его учебник груз. яз. «Деда эна» — «Родная речь» (ч. 1, 1876; ч. 2, 1906). 1-я часть учебника составлена по анали-тико-синтетич. методу, к-рый впервые применён в Грузии Г. Автор мн. учебников для нар. школ и дет. книг на родном языке: «Груз, азбука и первая книга для чтения» (1865), «Ключ к природе» (1868, переиздавался до 1913; книга для чтения на 3-м и 4-м году обучения; по образцу «Детского мира» Ушинского). Составил пособия «Бутон» (1880; азбука и книга для семейного чтения), «Ветка» (1883; избр. рассказы рус. и зап.-европ. писателей для учащихся ст. возраста) и др. Написал св. 150 оригинальных дет. рассказов, гл. обр. нравоучит. характера, мн. науч.-популярных статей. Разработал методику преподавания рус. яз. в груз, школе: учебник «Русское слово» (ч. 1, 1885; ч. 2, 1888; много переизд.; с 1945 стабильный учебник). По метод, принципам Г. созданы совр. учебники родного и рус. языков для груз. нач. школы. Отстаивал необходимость создания спец. учебников рус. яз. для разл. народов России с учётом особенностей их родных языков.

В 1960 в Грузии учреждена медаль им. Г., к-рой награждаются работники системы образования. Проводится (с 1969) респ. праздник знания «Якобоба».

С о ч.: Собр. соч., т. 1 — 10, Тб., 1952—65 (на груз, яз.); в рус. пер. — Избр. пед. соч., под ред. Н. А. Константинова, Ми954; Избр. соч. о преподавании рус. языка в груз, школе. Тб., 1976.

Лит.: Я. Гогебашвили. Юбилейный сб., поев. 120-летию со дня рождения, Тб., 1960; Тавзишвили Г., Я. Гогебашвили, М., 1959; ЛордкипанидзеД. О., Классик груз, педагогики Я. Гогебашвили, Тб., 19652. Д. О. Лордкипанидзе.

ГОЛАНТЕвгений Яковлевич [29.5(10.6). 1888, Бобруйск, — 25.4.1971, Ленинград], педагог, проф. (1938). В 1911 окончил ист.-филол. и юрид. ф-ты Петерб. ун-та. С 1912 преподавал в частной гимназии. В 1918—28 вёл работу по ликвидации неграмотности; его букварь «Будем учиться» (193012) — одно из осн. пособий для взрослых. С 1921 на науч.-пед. работе в Ленинграде: в Ин-те внешк. образования (1921—30), Ин-те науч. педагогики (1925—38), ЛГПИ им. А. И. Герцена (1928—71). Создал буквари и книги для чтения взрослых, в к-рых сочетаются метод целых слов и аналитико-син-тетич. работа. Подготовил курс лекций по педагогике на пед. ф-те ЛГПИ им. А. И. Герцена, отличавшийся тесной связью с философией и историей культуры. Принципы обучения ставил в зависимость от личного производств.-бытового и полит, опыта учащихся. В работах по истории педагогики особое внимание уделял развитию шк. образования в странах Европы и Америки.

Соч.: Букварь крестьянина, П., 1922; На красных путях. Рабочая книга для нач. общеобразоват. школ на транспорте, ч. l, M193ие (соавт.); Шк. работа со взрослыми, М. — Л., 19312; История педагогики, М., 1940 (соавт.); Организация уч. работы в сов. школе, Л., 1957; Руководство школой, Л1957; 50 лет сов. школы, Л., 1967.

Лит.: Е. Я. Голант, СП, 1971, № 7.

Л. К. Репникова.

ГОЛОВИНМихаил Евсевьевич [1756, с. Матигоры, ныне в Архангельской обл., — 8(19).6.1790, Петербург], математик, адъюнкт (1776), поч. ч. (1786) Петерб. АН. Племянник М. В. Ломоносова. Учился в Петербурге: с 1765 в академии, гимназии, с 1773 в академич. ун-те, где изучал физику у В. Л. Крафта, математику у Л. Эйлера. В 1783 вместе с В. Ф. Зуевым приглашён преподавателем в Петерб. гл. нар. уч-ще. Разработал методику обучения и составил оригинальные и переводные уч. руководства для нар. уч-щ по арифметике (ч. 1—2, 1783—84), геометрии (1786), физике (1785), механике (1785), астрономии (1789), архитектуре (1789). Пособия неоднократно переиздавались. Преподавал эти дисциплины в Петерб. гл. нар. уч-ще, Смольном ин-те, Пажеском корпусе и Учительской семинарии (в 1786—89 проф.), где создал первый в России уч. физ. кабинет. Определяя объём знаний и последовательность преподавания физики и математики, старался учитывать возрастные и психол. особенности учащихся. Его учебники снабжены большим кол-вом рисунков, однако предпочтение он отдавал предметной наглядности, рекомендуя учителям использовать приборы, машины, инструменты, модели, чтобы «изъяснять свойства тел и явлений так, как они в самом естестве оказываются». Среди учеников Г. были основоположник отеч. электротехники В. В. Петров, математик Т. Ф. Осипов-ский и др. Автор разнообразных по тематике переводов (в т. ч. комедии Публия Теренция «Евнух»).

Лит.: Б о б ы и и и В., М. Е. Головин, «Матем. образование», 1912, № 4—8; Ю ш-кевич А. П., История математики в России до 1917 года, М., 1968; Смагина Г. И., М. Е. Головин — ученик и помошник Л. Эйлера, «Природа», 1987, Mi 4.

ГОЛОВИННиколай Михайлович [29.7 (9.8). 1889, с. Александровка Ярославской губ., — 20.11.1954, пос. Чебаково Ярославской обл.], педагог, ч.-к. АПН РСФСР (1944), засл. учитель школы РСФСР (1943). В 1907 при Ярославской губ. гимназии сдал экстерном экзамен на звание учителя нач. школы. В 1908- 1914 учитель в Судиловской церковноприходской школе Ярославской губ. В 1917—51 работал в Чебаковской школе, одновременно в 1937—54 преподавал в Чебаковском пед. уч-ще. Разработал и апробировал (совм. с женой Ю. Ф. Го-ловиной) эффективную систему обучения и воспитания детей в сел. школе, основанную на методике развития познават. активности каждого школьника. Продолжил и развил лучшие просветительские традиции рус. земских педагогов.

В Чебаковской школе, ставшей под руководством Г. образцовой ср. школой (признанной в 1933 лучшей в РСФСР), уч.-воспитат. процесс строился на основе соединения обучения с обществ.-производит, трудом. Большое внимание уделял политехн. образованию, опытниче-ской, исследоват. работе на пришк. участке, худож. творчеству учащихся. Для воспитания гражданственности использовал элементы краеведч. работы. В школе был создан краеведч. музей, регулярно проводились экскурсии, работали многочисл. кружки (художников, затейников и др.). Коллектив школы активно участвовал в преобразовании окружающей социальной среды и стал центром культуры в селе.

Большое значение придавал подготовке и повышению пед. мастерства учителя, методике проведения урока. В 30-е гг. Чебаковскую школу для изучения передового опыта посещали многочисл. делегации учителей. Разработал основанный на звуковом аналитико-синтетич. методе «Букварь» (8 изд. в 1937—44, отнесён к стабильным учебникам).

Соч.: Чебаковская образцовая школа, М. — Л., 1933; Краеведение в школе, М.-Ярославль, 1937 (соавт.); Рус. язык в нач. школе, Ярославль, 19392 (соавт.); Развитие письменной речи, М., 1940 (соавт.); Записки учителя, Ярославль, 1949; Краеведение в нач. сел. школе, М., 1949; Краеведение в нач. школе, Ярославль, 1950.

Лит.: Н. М. Головин. [Некролог], НШ, 1955, №3; Лысяков П. Н., Нар. учитель [Н. М. Головин], М., 1936; Д з ю б и н-ский С., Нар. учитель, М., 1939.

М. В. Богуславский.

ГОЛОС,совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком посредством голосового аппарата. Служит для выражения мыслей, чувств, ощущений (речь, пение, плач) или же является следствием рефлекторных движений мышц гортани (чихание, кашель), возникающих в результате воздействия на них тех или иных раздражителей.

Голосообразование (фонация) происходит в гортани: струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки (связки), вызывает их колебания, в результате чего формируется звук, к-рый затем усиливается в полостях рта, глотки, носа, придаточных пазухах и приобретает индивидуальную окраску (тембр). В нормальных условиях фонации голосовые складки постоянно находятся под контролем ЦНС. Изменение частоты и амплитуды их колебаний связано с раздражением рецепторов, заложенных в мышцах, складках и суставах гортани, и рецепторов слизистой оболочки.

Г. характеризуется высотой, силой и тембром звучания. Высота издаваемого звука зависит от числа колебаний голосовых складок за 1 сек (их частота варьирует от 80 до 10 000). Сила звука зависит от напора выдыхаемой струи воздуха, сопротивления голосовых складок и амплитуды их колебания; определяется в децибелах. Тембр Г. создаётся присоединением к осн. тону издаваемого звука добавочных тонов — обертонов, кол-во и сила звучания к-рых зависят от строения гортани и резонаторных полостей. Сочетание обертонов придаёт Г. индивидуальный тембр.

В зависимости от механизмов фонации, а также от способов и целей использования выделяют разговорный Г., певческий Г., шёпот и др. Наиб, значение имеют разговорный и певческий Г. Развитие этих видов Г. проходит неск. стадий.

У новорождённых и грудных детей Г. является выражением одного из безусловных рефлексов. Издаваемые новорождёнными звуки различаются по силе, но не по высоте (как правило, ля 1-й октавы). Однако тембр их неодинаков и уже на 2—3-й день жизни ребёнка не только мать, но и окружающие узнают голоса детей. На 3-м мес жизни речевой аппарат ребёнка способен издавать целый ком-

В. В. Голубков,

плекс звуков, т. н. дет. лепет. Для детей раннего возраста (1—3 года) характерно заметное развитие разговорного Г. на основе быстрого развития речи. Но их Г. ещё отличается пронзительностью, узостью диапазона по высоте (фа-ля 1-й октавы), слабой степенью регуляции силы звука, поэтому дети в этом возрасте иногда говорят только громко или, наоборот, только тихо. В разговорном Г. детей дошк. и шк. возраста диапазон используемых звуков становится шире как по высоте, так и по силе. Совершенствуется дикция, появляются возможности использования спец. приёмов для придания Г. большей выразительности, чёткости, ясности произношения.

В возрасте от 11 до 19 лет начинается период мутации Г. продолжительностью от 1 мес до 5 лет, причём у девочек он наступает на полгода — год раньше, чем у мальчиков, и протекает менее заметно. Особенности фонации мутац. периода связаны с необычно быстрым ростом гортани (у мальчиков за этот период гортань увеличивается более чем в l1/? раза, а у девочек — на Vs). Период мутации завершается полной заменой дет. Г. взрослым. К концу шк. возраста оформляется тембр Г. Однако иногда Г. остаётся детским и у взрослого мужчины (т. н. евнухоидный Г.), в этом случае требуются соответствующее лечение и спец. упражнения.

Разговорный Г. взрослых отличается широким диапазоном как по высоте (4- 5 тонов), так и по силе звучания. Тональность обычной разговорной речи меняется в пределах 85—200 гц у мужчин и 160- 340 гц у женщин. Разговорный Г., используемый в проф. целях, напр. Г. педагога, пропагандиста, прокурора, артиста, может быть выделен как спец. вид разговорного голоса взрослых.

По мере старения организма разговорный Г. подвергается более или менее заметным изменениям: сужается диапазон, уменьшается сила, изменяется тембр, усиливается вибрация, к-рая постепенно превращается в тремолирование (дребезжащий старческий Г.). Начало возрастной деградации Г. индивидуально (обычно 50—70 лет).

К необычным видам Г. относятся шёпот, псевдоголос и чревовещание. Шёпот, или безголосая речь, отличается от разговорной речи тем, что гласные и согласные фонемы формируются артикуляц. аппаратом, а голосовые складки остаются спокойными. Псевдоголос вырабатывается спец. упражнениями у людей, перенёсших операцию удаления гортани. Чревовещание — способность говорить не шевеля губами, вследствие чего создаётся впечатление, что слова исходят от др. лица. Певческий Г. отличается от разговорного богатством обертонов и полнотой звучания.

Если органы, принимающие участие в образовании Г., здоровы, то он звучит легко и свободно. Изменение Г. может

произойти при его перенапряжении, неправильной технике голосоподачи, хронич. тонзиллитах, ларингитах, трахеитах, при патологич. мутации Г., расстройствах ЦНС и др. функциональных нарушениях. Длит, функциональные нарушения Г. приводят к органич. изменениям в гортани. Органич. нарушения Г. также обусловлены патологич. изменениями в тканях гортани, в твёрдом и мягком нёбе. При нарушениях анатомо-физиол. условий фонации Г. приобретает носовой оттенок. При снижении слуха (при врождённой или рано приобретённой глухоте и ту-гоухости) из-за отсутствия акустич. контроля изменяются высота, сила и тембр Г. Для устранения нарушений Г. необходим комплекс медикаментозных, фониатрич. и логопедич. мероприятий.

Лит.: Ермолаев В. Г., Лебедева Н. Ф., Морозова В. П., Руководство по фониатрии, Л., 1970; [Лаврова Е. В.], Фонопедич. терапия при парезах и параличах гортани, М., 1977; Таптапова С. Л., Коррекционно-логопедич. работа при нарушениях голоса, М., 1984.

В. Г. Ермолаев, Г. В. Чиркина.

ГОЛУБКОВВасилий Васильевич [8(20). 1.1880, Вичуга, ныне Ивановской обл., — 9.2.1968, Москва], педагог, методист по лит-ре, д. ч. АПН РСФСР (1950), дер пед. наук (1938). По окончании ист.-филол. ф-та Моск. ун-та (1903) вёл курсы рус. языка, лит-ры и методики нач. обучения в гимназиях Костромы. С 1907 преподавал в Моск. жен. гимназии и одновременно на Пречистенских рабочих курсах. После 1917 на науч.-пед. работе в ср. школе, вузах и н.-и, ин-тах Москвы и Казани. Г. — основатель и руководитель кафедры методики преподавания лит-ры и рус. языка в МГПИ им. В. И. Ленина (1933), с 1944 зав. отделом ист.-филол. дисциплин Ин-та методов обучения АПН. В 1909 опубликовал пособие для учителей «Новый путь изучения худож. произведений и составления письменных работ», отличавшееся оригинальным подбором совр. лит-ры и критич. статей. Интерес автора преим. к социальной проблематике произв. получил дальнейшее развитие в «Пособии к изучению худож. произведений» (1915). В эти же годы Г. разрабатывал методику письменных работ, направленную на активизацию существующей системы обучения и на формирование у детей с мл. возраста самостоятельности мышления и творческого воображения («Письменные работы в мл. классах ср. школы», 1912).

В нач. 20-х гг. занимался составлением пособий, основанных на новых принципах обучения в трудовой школе. Среди пособий: «Писатели-современники»

(1925) — для лабораторного изучения лит-ры; хрестоматия «Город и деревня»

(1926) и «Рабочая книга по лит-ре для 5-й группы» (1927, 193110), составленные в соответствии с комплексными программами обучения. Поиски научно обоснованных критериев анализа худож. произв. привели Г. к исследованию и пропаганде марксистского эстетич. наследия, изданию «Марксистской хрестоматии по лит-ре» (1925). Г. пытался критически осмыслить широко внедрявшееся в шк. практику вульгарно-социологич. литературоведение («Совр. литературоведение и шк. методика», 1929).

В 1933 Г. подготовил новые программы по лит-ре. Основой единого систематич. курса предполагал оригинальную типологию уроков. Предложил классификацию уроков, построенную с учётом конк-

ГОЛЬДЕНБЕРГ

ретных формально-содержат. особенностей худож. произведений, своеобразия каждого этапа обучения и метод, задач педагога. В курсе лит. чтения считал необходимым восстановить нарушенную взаимосвязь между рус. языком и словесностью. По убеждению Г., целостный фи-лол. анализ формировал у ребёнка творческое отношение к худож. слову, воспитывал культуру устной и письменной речи. Опираясь на традиции отеч. риторик нач. 19 в., Г. рекомендовал вырабатывать в школе «мастерство устной речи». В «Методике преподавания лит-ры» (1938, 19627) обобщил опыт дорев. и сов. школы, характер взаимоотношений лит-ры с др. дисциплинами, сформулировал совр. понимание специфики предмета. На основе подробного разбора изучаемых произв. обосновал последовательно концентрич. построение курса, изменение на каждом этапе обучения не только содержания и задач, но и метод, приёмов обучения.

Соч.: Преподавание лит-ры в дорев, школе, в. 1, М. — Л1946; Худож. мастерство Н. В. Гоголя, ЛШ, 1952, Mg 1; Лит. чтение в школе, М., 1954 * (ред.); Мастерство А. П. Чехова, М., 1958; Некрасов в школе, М.. 1960 (ред.); Горький в школе. М., 1960 (ред.); Родная лит-ра. Хрестоматия для 5-го кл. ср. школы, M., 19701 * (соавт.).

Лит.: Памяти В. В. Голубкова, ЛШ, 1968. МЬ 2; К в я т к о в с к и и Е. В., В. В. Голубков. СП, 1980, № 5; P о т к о в и ч Я. А., История преподавания лит-ры в сов. школе, M., 19762. Е. А. Богуславская, Д. А. Ермаков,

ГОЛЬДЕНБЕРГАлександр Иванович [1837, Москва, — 19.6(2.7). 1902, Петербург], педагог, математик-методист, один из основоположников методики нач. арифметики. В 1858 окончил физ.-мат. ф-т Моск. ун-та, в 1861 — Михайловскую артиллерийскую академию. С 1865 преподаватель математики 2-й Моск. воен. гимназии. В 1867 вышел в отставку, преподавал в частных уч. заведениях и на разл. пед. курсах; в 1873—75 директор Поливановской земской учительской школы; затем работал на Лубянских жен. курсах и Пед. курсах при Моск. об-ве воспитательниц и учительниц; в 1879- 82 издатель и ред. журн. «Матем. листок». С 1884 в Петербурге: в земской учительской школе, на курсах П. Ф. Лесгаф-та и др.

В 1876 в 1-м т. «Уч.-воспитат. б-ки» и в 1880 в «Рус. ведомостях» (№ 196) Г. выступил с подробным анализом и критикой «Методики...» В. А. Евтушевского. Разработал и обосновал метод изучения действий, положенный им в основу «Методики нач. арифметики» (1885; 191425). Считая, что арифметич. задачи не цель, а средство обучения, Г. в 1895 приступил к реформе арифметич. задачников как вида уч. пособий, выпустив «Сб. задач и примеров для обучения нач. арифметике» (ч. 1—2, 1885; 190239). Задачникам Г. свойственны простота, ясность, отсутствие задач схоластич., искусств, характера. Он исключил задачи «на правило», считая, что «рутина освобождает ученика от необходимости мыслить». Г. сделал попытку классификации задач, разбив их на арифметические и алгебраические, сформулировал осн. этапы решения, раскрыл типичные приёмы рассуждений для целого ряда типовых задач и т. д.

Г. оказал влияние на движение за реформу преподавания математики в России в кон. 19 в., развивая рус. методику арифметики (основы к-рой заложил В. А. Латышев). Продолжая линию, намеченную П. С. Гурьевым, Г. предложил

Н. К. Гончаров,

практич. план самостоятельного её развития, создал и обосновал самобытную систему обучения арифметике.

Соч.: Уроки счисления в нач. школе. Тула, 19012; Беседы по счислению, Саратов, 1906.

ЛитА. И. Гольденберг. [Некролог], «Рус. школа». 1902. № 5—6; Л а и к о в А. В., Труды А. И. Гольденберга, в его кн.: К истории развития передовых идей в рус. методике математики, М., 1951; Пчел ко А. С., А. И. Гольденберг. в его кн.: Хрестоматия по методике нач. арифметики. М.. 1940; Д с п-ман И. Я., А. И. Гольденберг, в его кн.: История арифметики. М.. 1959.

ГОНЧАРОВВасилий Леонидович [12(24), 11.1896, Киев, — 30.10.1955, Москва], математик, методист, ч.-к. АПН РСФСР (1944), дер физ.-мат. наук (1935), проф. (1937). Окончил физ.-мат. ф-т Харьковского ун-та (1919). С 1921 преподавал высш. математику в Харьковском геодезич. техникуме (с 1922 ин-т). В 1926—28 был командирован в Парижский ун-т, где под руководством крупнейших математиков П. Монтеля, Ж. Адамара и А. Лебега провёл исследование, принятое в качестве докторской диссертации. В 1928—32 в н.-и, ин-те Харьковского ун-та. С 1932 в Москве: в Моск. авиац. ин-те (до 1941), с 1937 проф. МГУ. В 1944—55 зав. сектором методики математики Ин-та методов обучения АПН. Специалист в области дифференциальной геометрии, теории интерполирования, теории функций. В одной из первых метод, работ — в ст. «Идея функции в преподавании математики в ср. школе» (СП, 1945, № 3) выступал против «вербализма» в обучении математике, за развитие функционального мышления учащихся. Разрабатывая новое содержание вычислит, работы в школе, создал оригинальную систему упражнений, предложил более экономичные, простые и эффективные способы выполнения работ («Арифметич. упражнения и функциональная пропедевтика в ср. классах школы», 1947; «Вычислит, и графич. упражнения с функциональным содержанием в ст. классах школы», 1948).

В ст. «Вопросы преподавания курса алгебры в семилетней школе под углом зрения подготовки к практич. деятельности» (ИАПН, 1950, № 32) обосновал необходимость изучения в школе алгебраич. символики. В пособии для учителей «Нач. алгебра» (1955, I9602) сформулировал важнейшие метод, рекомендации по курсу алгебры, не потерявшие своего значения и в наст, время.

Соч.: Вопросы методики математики, М. — Л., 1946; Метод, указания для преподавателей к материалу по алгебре. 6 кл., М., 1949; Алгебра, ч. 1—2, М., 1949—50; Нач. алгебра, М., I9602; Математика как уч. предмет, ИАПН РСФСР, 1958, в. 92.

Лит.: Андронов И. К., В. Л. Гончаров (1896—1955), МШ, 1967, № 3.

ГОНЧАРОВНиколай Кириллович [6(19).12.1902, с. Чиркино, ныне Моск. обл., — 13.12.1978, Москва], педагог д. ч. АПН РСФСР (1955), АПН СССР (1968), дер пед. наук (1946), проф. (1947). Окончил АКВ (1930). С 1920 учитель нач. школы в дер. Новлинская Моск. обл. С 1932 вёл науч.-пед. работу в Калужском пед. ин-те (1932—34), ВКИПе (1936—38), МГПИИЯ им. М. Тореза (1942—59, 1963—78). В 1944—50 работал в ЦК ВКП(б). В 1955—63 вице-през. АПН РСФСР. Автор работ по методологии педагогики, теории воспитания и обучения, истории отеч. и заруб, педагогики и школы, ряда учебников и уч. пособий по педагогике.

С о ч.: Основы педагогики. М., 1947; Вопросы педагогики. М., 1960; Ист.-пед. очерки. М., 1963; Роль Н. К. Крупской в становлении и развитии сов. педагогики и школы, М., 1969; Очерки по истории сов. педагогики, К.. 1970; Ленин и педагогика, Минск. 1971; Пед. система К. Д. Ушинского, М., 1974.

Лит.: Н. К. Гончаров (1902 — 78). Биобиблиография, указатель, М., 1991.

 

ГОНЧАРОВАТатьяна Ивановна (р. 4.11. 1934, Ленинград), педагог, нар. учитель СССР (1982). Окончила ист. ф-т ЛГПИ им. А. И. Герцена (1962). С 1953 работала учителем и заведующей нач. школой на Камчатке, затем в ленингр. интернате № 2. С 1965 преподаёт историю в школе № 536 (С.-Петербург). Работу Г. отличает демокр. стиль взаимоотношений с учащимися, органичное сочетание классной и внеклассной работы по предмету, связь уроков истории с лит-рой и иск-вом, опора на самообразование школьников, развитие их коллективистских навыков. Гл. идея методики Г. — пробудить ист. память учащихся, помочь им осмыслить через прошлое совр. мир. Г. вовлекает своих воспитанников в творческую работу, делает их активными участниками уч.-воспитат. и познават. процессов. Она проводит занятия в форме уроков-экскурсий, уроков-путешествий (знакомящих с заруб, странами), конкурсных заданий, диспутов, конференций, олимпиадных работ, ист. театрализов. вечеров, клуба «Знатоки» и др. Каждый ученик Г. участвует в подготовке и проведении этих коллективных дел, в написании сценариев, постановках и исполнении выбранных ролей.

С о ч.: Уроки истории — уроки жизни, М., 1986; Большая перемена. Л., 1987; Ист. вечера в школе, М., 1991; Когда учитель — властитель дум, М., 1991 (соавт.).

Лит.: Храпов В. Е., Твой лучший учитель, школа!, М., 1987; его же. Этюды Гончаровой, «Коммунист», 1987, № 4.

В. Е. Храпов.

ГОРБУНОВА-КАБЛУКОВАМинна Карловна [21.5(2.6).1840, с. Ниж. Шкафт, ныне Пензенской обл., — 1931], деятель проф. образования, первая рус. женщина-статистик, писательница. Внучка латыш, просветителя Г. Меркела. Получила домашнее образование, сдала экзамен на звание учительницы. С 1860 в Москве, преподавала в ремесл. школах для девушек. С 1873 в течение ряда лет выезжала во Францию и Германию для изучения методов жен. ремесл. образования. Преподавала ремёсла в Моск. (Николаевском) ин-те благородных девиц. В 80-х гг. 19 в. по поручению Моск. губ. земской управы изучала жен. промыслы в Моск. губ. В 1880 вела непро-должит. переписку с Ф. Энгельсом по вопросам проф. образования в Англии и России.

В 1887 на свои средства открыла жен. проф. уч-ще, к-рое затем возглавила её дочь В. Лепёшкина (уч-ще В. Лепёш-киной). Уч-ще имело общеобразоват. отделение, дававшее знания за 2 кл. гимназии и готовившее девушек для обучения на отделении учительниц рукоделия и воспитательниц маленьких детей, а также проф. курсы для взрослых женщин (кройка и шитьё, рукоделие, вязание, домоводство, счетоводство).

Г. — видный организатор жен. проф. образования. Сотрудничала с Пост, комиссией по техн. образованию Рус. техн. об-ва, руководила спец. секцией на 2-м и 3-м съездах рус. деятелей по проф. и техн. образованию. С сер. 90-х гг. до 1917 возглавляла комиссию по обучению жен. ремёслам Моск. об-ва распространения техн. знаний при Политехн. музее в Москве. Стремилась привлечь обществ, и частные средства для создания жен. проф. школ. Активно сотрудничала в журн. «Техническое образование», «Русская мысль», «Земство», «Отечественные записки» и др.

Разрабатывая пед. основы жен. проф. образования, Г. выступала против превращения профшкол в «маленькие фабрички», эксплуатирующие детей. Отстаивала единство теоретич. и практич. подготовки, расширение обучения ремёслам девочек в сел. школах, необходимость подготовки учителей — специалистов по жен. ремёслам. Вместе с тем, разделяя идеи либерального народничества, высказывала опасения, что развитие ремесл. образования в деревне будет вести к отрыву крестьян от земли, разрушению традиц. семейных отношений. Предлагала ограничить проф. обучение женщин-крестьянок лишь сферой кустарных промыслов и с. х-ва.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.