Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования 7 глава





С нач. 50-х гг. развиваются исследования по сравнит, педагогике. В этой отрасли признание получили исследования Б. Холмса, Р. Кауэн, М. Мак-Лин и др. Во 2-й пол. 20 в. значит, место в структуре пед. наук стали занимать социологич. иссл. Сторонники социоцентристской пед. концепции (У. Уолл, О. Бэнкс, Б. Бернстайн и др.) анализируют воздействие социальных факторов на воспитание и образование и обратное воздействие шк. практики на социальное развитие. В 60—70-е гг. значительным было влияние совр. педоцентризма (неопедоцентризма, «гуманизма») на нач. школу (Ч. Джеймс, Л. Стэнхаус, Р. Моррис, X. Энтуистл). Пед. принципы педоцентризма были подвергнуты критике

(Б. Саймон, М. Моррис), и к нач. 90-х гг. роль этих теорий уменьшилась. С сер. 60-х гг. заметное место в англ, педагогике занимают взгляды аналитиков — педагогов, опирающихся на философию линг-вистич. анализа — англ, разновидности неопозитивизма (Р. Питере, П. Хёрст, Р. Диерден, Дж. Уилсон, Дж. Уайт). Представители этого направления сосредоточивают своё внимание на логич. и концептуальном анализе методологич. проблем педагогик и.

В 70—80-х гг. в центр пед. дискуссий выдвинулись проблемы гос. политики в области образования, особенно широко обсуждавшиеся в связи с изменениями в шк. законодательстве 1984—88. Значит, внимание уделялось перспективам развития личности в уч. заведениях и в условиях совр. социального окружения, а также учёту образоват. интересов разл. групп населения В. Мн. публикации посвящались вопросам содержания общего образования, призванного обеспечить как расширение познаний учащихся (включая, напр., овладение навыками пользования разл. знаковыми системами), так и объективное понимание ими совр. природы и общества.



Педагогические научные учреждения. Нац. центр пед. исследований (осн. в 1947, г. Слау) проводит теоретич. фундаментальные исследования, в частности по пед. психологии, координирует науч. работу в области педагогики и пед. психологии. Издаёт журналы «Educational Research» («Пед. исследования»), «New Research in Education» («Новые пед. исследования»). Шк. совет по разработке уч. программ и проведению экзаменов (осн. в 1964 при Департаменте образования и науки, Лондон) до 1983 был гл. координатором прикладных пед. исследований, организатором работы над проектами уч. программ. В 1983 был реорганизован в 2 подразделения Департамента образования и науки — по уч. программам и по экзаменам. В Ин-те педагогики Лондонского ун-та (осн. в 1932) работу ведут 12 науч. отделений, в т. ч. пед. психологии, уч. программ, социологич. исследований, философии педагогики, сравнит, педагогики. Пед. отделение Оксфордского ун-та (осн. в 1948) проводит исследования по проблемам нравств. воспитания, организации системы нар. образования, сравнит, анализу систем нар. образования (преим. стран ЕЭС). Науч. работу в области педагогики и пед. психологии ведут также школы педагогики Ливерпулского и Лестерского ун-тов, пед. отделения Бристольского, Лидсского и Ланкастерского ун-тов. Новое направление исследований — компьютеризация обучения (ф-т матем. статистики Эксетерского ун-та, пед. отделение Ланкастерского ун-та, Ин-т пед. технологии Открытого ун-та). Ун-ты издают учёные записки: Лондонский — «Обзор образования в Лондоне» («London Educalional Review») и «Исследования в области педагогики» («Studies in Education»); Лидсский — «Науч. исследования» («Researches and Studies»); Хачлский — «Аспекты образования» («As-pects of Education»); Бирмингемский — «Пед. обозрение» («Educational Review»); Даремский — «Даремский журнал по вопросам науч. исследования» («Durham Research Review») и др. Пед. исследованиями занимаются также отдел исследований и информации Департамента образования и науки, пед. отделение Совета исследований по обществ, наукам, Британский совет пед. технологии, Нац. ин т образования взрослых Англии и Уэльса, Нац. бюро детей (все в Лондоне), Британская ассоциация пед. исследований (Ливерпул), Центр прикладных иг-следований в области педагогики при ун те Вост. Англии (Норидж)





Педагогическая периодика. Издается св. 70 пед. журналов и неск. газет. Крупнейшие периодич. из дания «The British Journal of Educatio-nal Studies» («Британский журнал пед. исследований») и «The British Journal of Educational Psychology» («Британский журнал пед психологии»). В Лондон скоы ин те педагогики выходит «Journal of Philosophy of Education» («Журнал философии педагогики»). Департамент образования и науки издает журн. «Trends in Education» («Тенденции в образовании»). Для шк. администраторов выпускается журн. «Education» («Образование»), для преподавателей — журн. «The Teacher» («Учитель»), метод, жур нал по нач. образованию «Teacher's World» («Мир учителя»), а также ряд журналов по частным методикам, для учителей ручного труда — журн. «Ргас-tical Education» («Практич. воспитание»). Среди новых пед журначов — «Educational Computmg» («Компьютеризация в образовании»). Вопросам сравнит, исследований посвящены журналы «Comparative Education» («Сравнит, педагогика») и «The Compare» («Сравнение») Издается журн. «Moral Education» («Нравств. воспитание»). Проблемы взаимосвязи ср. и высш. образования освещаются в журналах «Universities Ouar-terly» («Ежеквартальник ун-тов») и «Higher Education Journal» («Журнал высш. школы»).

Коммунистич. партия В. издает журн. «Education for Tomorrow» («Образование для будущего»), Лестерский ун-т — журн. «Forum for the Discussion of New Trends in Education» («Форум для обсуждения новых тенденций в образовании») под ред. Саймона и Р. Педли.

Пед. приложение к газ «Тайме» — «Times Educational Supplement» — популярный еженедельник, посвященный широкому кругу вопросов шк. жизни.

Шотландия.Первые упоминания о школах относятся к 6 в., более подробные, свидетельствующие о распространении в Шотландии школ религ. характера, — к 12 в. Светское образование развивалось после принятия закона 1496 о создании грамматич. школ для детей крупных землевладель цев. В эпоху Реформации (16 в.) Дж. Нокс, последователь Кальвина, пытался создать целостную систему нар. образования в Шотландии, не получившую, однако, практич воплощения. Возникшая в результате Реформации пресвитерианская церковь до 2-й пол. 19 в. удерживала власть над школой. Под ее опекой была создана система приходских школ, узаконенная парламентом в 1696; в результате уровень образования шотландцев стал довольно высоким для своего времени. В 16 в. было 4 ун-та: в Эдинбурге, Абердине, Глазго, Сент-Андрусе. К моменту окончат, присоединения к Англии (нач. 18 в.) Шотландия имела уже сложившуюся систему гос. школ. С 1870-х гг. началось сближение систем нар. образования Шотландии и Англии. В 1872 был принят акт по нар. образованию, в соответствии с к-рым

центр, органом управления школой стал Шотл. департамент просвещения, устанавливался возраст обязат. обучения (5—13 лет), местным органам нар. образования вменялось в обязанность открывать гос. ср. школы, создавались вечерние школы для подростков. Законом 1901 возраст обязат. обучения был прод лен до 14 лет, в 1945 — до 15, в 1969 — до 16 лет.

Руководство совр. уч. заведениями осуществляет Департамент образования, к-рый разрабатывает единые программы экзаменов за ср. школу, а в ряде случаев — программы школы по годам обучения. Шк. система строится по образцу английской, однако в шотл. нач. школе срок обучения 7 лет, а в средней — 6. Осн. тип ср. школы — объединенная школа. Частные школы играют незначит. роль (2% уч-ся).

Во 2 и пол. 80 х гг. имелось св. 560 дошк. учреждений (св. 38 тыс. детей), 2,4 тыс. нач. школ (св. 430 тыс. уч ся), св. 440 ср. школ (св. 340 тыс. уч-ся). Ср. проф. образование осуществляется в дневных (49) и вечерних (111) колледжах на базе неполной ср. школы. Высш. проф. образование дают центр, ин-ты (15) на базе полной ср. школы (аналогичны англ, политехн. ин-там). Общее число уч ся дневных колледжей и центр, ин-тов системы проф. образования св. 86 тыс. Подготовка учителей осуществляется в пяти 3-летних пед. колледжах (св. 3 тыс. студентов). Мужчины-учителя получают, как правило, университетское образование

Имеется 8 ун-тов (48,3 тыс. студентов), крупнейшие — Эдинбургский (осн. в 1583, 10,1 тыс. студентов), Абердин-ский (1495; 5,7 тыс. студентов), ун-т г. Глазго (1451, св. 10 тыс. студентов).

Н. и, работа в области педагогики координируется Шотт. советом пед. исследований. Ученые педагоги — Дж. Нис-бет (Абердин) и Н. Энтуистл (Эдинбург) занимаются проблемами методологии и методов пед. исследований. Теоретич. основы организации нар. образования и вопросы оснащения уч. процесса изучает К. Ричмонд (Глазго). Крупным н.-и, учреждением является Шотл. ин-т педагогики (Эдинбург), издающий «Scottish Educational Journal» («Шотландский пед. журнал»).

Северная Ирландия.В ср. века просвещение в Сев. Ирландии развивалось в тех же формах, чго и в Англии. В период Реформации элементарное образование осуществлялось в приходских школах, открывавшихся преим. протестантскими религ. орг-ция-ми, а в кон. 17—18 вв. и отд. лицами. Ср. образование давали грамматич. школы, «английские» школы и частные обще-образоват. академии. Нар. образование в Ольстере, как и в др. частях Ирландии, впервые стало субсидироваться гос-вом в 30 х гг. 19 в.; тогда же брит, парламент для создания единого управления образованием учредил Совет семи уполномоченных нац. образования. В 1892 был принят акт об образовании в Ирландии, в соответствии с к-рым вводилось обязат. обучение детей от 6 до 14 лет. В 90-х гг. быт создан Департамент с.-х. и техн. образования. В 1921 с вхождением Сев. Ирландии в состав Соединенного королевства центр, органом стал Департамент образования Сев. Ирландии. В 1923 был принят закон, установивший пре-емств. систему школ. Законом 1947 соз-

дана система шк. образования по образцу английской. В 1976 был принят законопроект, предусматривающий постепенный переход к объединенным школам. Совр. ср. звено образования состоит из 7 летней грамматической и 5 летней промежуточной школы. Переход на систему объединенных школ затруднен в связи с преобладанием мелких школ.

Во 2 и пол 80 х гг. имелось 86 дошк. учреждений (4,5 тыс. детей), св. 980 нач. школ (182 тыс. уч ся). Работало св. 250 ср. школ (св. 152 тыс. уч-ся). Система последующего образования представлена 38 учреждениями (св. 1,1 тыс. уч ся). Образование взрослых осуществляется при ун-тах, политехн. ин те, а также при Ассоциации образования рабочих.

Подготовка учителей ведется в двух 3-летних пед. колледжах, в техн. колледже в Лондондерри и в ун-тах (всего ок. 1,2 тыс. студентов). Пед. исследования координируются Советом пед исследований Сев. Ирландии.

Университетское образование осуществляется в Королевском ун те в Белфасте (осн. в 1845; 8 тыс. студентов) и в Ольстерском ун те в Колрейне (образован в 1984 из Нового ун-та Ольстера, осн. в 1965, и Ольстерского политехн ин-та, осн. в 1971), где насчитывается 15 тыс. студентов.

Лит Аранский В С Лапчинская В П, Система вар. образования в Англии, M 1961 Лапчинская В П, Ср общеобразоват школа совр Англии, M, 1977, БарбаригаА А Федорова Н В Британские ун ты, M, 1979, Бар барига А А. Среднее и среднее спец образование в совр Англии, К — Одесса, 1985, С а и м о и Б Общество и образование, пер с англ, M, 19_89, Barnard H, A short history of English education From 1760 to 1944 L 1947, С u r t i s S, History of education in Great Bntam L 1957, S i m o n B, Studies m the history of education, [v 1—4], L 1960—74, Educational research in Brita m ed by H J Butcher and H B. Pont v. 1—3, L, [1968—72], Lawson J. Sil-v e r H, A social history of education in England L -N Y, [1973], E v ans K, The development and structure of the English edu-cational system [L 1975], The educational System of Scotland Edinburgh, 1977, Rieh m o n d W K, Education in Britain since 1944, L, 1978, Directory of technical and fur-ther education, L, 198018, Bowen J, A history of western education v. 1—3, L, 1972—81, Richmond WK, The litera ture of education A critical bibliography 1945—1970, L, [1972], Maclure J S Educational documents England and Wales 1816 to the present day, L 19855, Holmes B, McLean M, The curriculum A com-parative perspective, L, 1989

В II Лапчинская

 

ВЕНГРИЯ(Magyarorszäg), Венгерская Республика, гос-во в Центр. Европе. Пл. 93 тыс. км2. Нас. ок. 10,4 млн. чел. (1989), св. 96% — венгры. Офиц. язык — венгерский. Столица — Будапешт.

Первая школа возникла (ок. 996) в монастыре бенедиктинского ордена на горе Св. Мартина (венг. Паннонхаль-ма). В И в. в архиепископствах и епископатах было организовано 10 соборных школ. В них готовили священников и обучали на лат. яз. детей знати семи свободным иск-вам. Королем Иштваном был издан указ, согласно к-рому каждые 10 населенных пунктов обязаны построить церковь, при к-рой действовала приходская школа. С 12 в. открывались цеховые и торговые школы, ставшие позднее городскими. В кон. 12 в. при Вес-премском соборе появилась первая духов-

ная семинария. В последующие столетия в соответствии с указаниями церк. советов (синодов) число школ возросло, сложилась 3-ступенчатая структура обучения в них. 1-я ступень — чтение и пение, к-рые дополнялись толкованием лат. текстов и знакомством с литургич. ритуалами; 2-я — грамматика и письмо, математика с основами астрономии и геометрии; 3-я — знания по философии, теологии, юриспруденции. Дети из высш. слоев получали необходимые знания, в т. ч. военные, в рамках домашнего обучения.

С 14 в. начал формироваться слой светской интеллигенции. С этим процессом связана организация в 1367 первого ун-та в г. Печ, в 1395 — ун-та в Старой Буде (оба просуществовали недолго).

Большое воздействие на развитие шк. обучения оказала эпоха Возрождения. В это время произошло разделение ступеней образования на начальное, среднее и высшее. С 15 в. создавались гор. школы, в программы к-рых было введено изучение произведений греч. и лат. классики. Венг. гуманизм достиг своего расцвета в период правления короля Матья-ша Хуньяди (2-я пол. 15 в.). В г. Пожонь (ныне Братислава, Словакия) в 1465 был открыт ун-т по образцу болонского, к-рый, как и его предшественники, просуществовал недолго.

В 1-й пол. 16 в. задунайская часть В. подпала под османское иго, на 150 лет задержавшее развитие нац. просвещения. В зап. и сев. частях королевства укрепились Габсбурги. На формирование шк. систем в этих землях влияла борьба между сторонниками и противниками Реформации. Со 2-й пол. 16 в. мн. католич. школы в городах и поселениях гор. типа стали протестантскими. Реформация способствовала расцвету лат. школы, в к-рой утверждался гуманистич. тип образования, а также усилению роли венг. яз., на к-ром впервые появились печатные книги религ. и светского содержания. Протестантские ср. школы в гг. Шарошпа-так, Дебрецен, Пап и др. стали центрами учёности; вокруг них сосредоточивались гор. и сел. школы.

Орден иезуитов, стремясь вытеснить протестантизм из сферы просвещения, создал широкую сеть своих гимназий (где в курс обучения были введены математика, естеств. науки, нац. и общая история), а также т. н. малые сел. школы с обучением на родном языке. В 1635 в Надьсомбате (ныне Трнава, Словакия) осн. иезуитский ун-т (наряду с филол. и теологич. ф-тами в 1642 открылся юридический). К кон. 16 в. и у протестантов, и у католиков окончательно сформировалось ядро шк. системы — католич. или протестантская коллегия, гл. ступенью в к-рой стала гимназия. Программа предусматривала курсы грамматики, поэтики и риторики, а на ст. ступени — философии и теологии. В католич. гимназии эта ступень образования была более дифференцированной и более широкой по содержанию. Средняя школа этого типа просуществовала в Венгрии до 19 в.

В зависимом от Османской империи Трансильванском княжестве, где сосуществовало неск. религий, Реформация и Контрреформация также оказали влияние на шк. обучение. Значит, развитие школ происходило в 1-й пол. 17 в., когда был издан закон о свободном обучении детей крепостных крестьян. Школа

в Дьюлафехерваре (ныне Алба-Юлия, Румыния) преобразована (1622) в академию [с 1662 в Надьэнеде (ныне Аюд, Румыния)], куда были приглашены знаменитые учёные, в т. ч. иностранные. Здесь вёл пед. деятельность венг. просветитель Я. Апацаи-Чере.

В 18 в. положение в сфере образования было тесно связано с нац.-освободит, движением и полит, тенденциями к централизации империи Габсбургов. В сер. 18 в. светская власть осознала просвещение задачей гос-ва и стремилась поставить его под гос. управление. Этой цели служил первый, изданный в 1777 королевский указ «Рацио эдукационис» («Всеобщий кодекс воспитания»), к-рый модернизировал организацию (были созданы, в частности, уч. округа) и содержание образования. Хотя в указе не предписывалась обязательность обучения, но констатировалось, что обучение следует распространять «на всех граждан». Основу шк. системы составляла нац. нар. школа (сельская и городская), где обучение велось на родном языке. На её основе было возможно получение ср. образования в гимназиях 2 типов — грамматич. школе (3 года обучения) и высш. классах (2 года). Высш. образование давали королевские академии и ун-ты. Образцовые школы, к-рые были организованы в каждом уч. округе, готовили учителей. Указ 1777 отвергал релнг. нетерпимость, предписывал учащимся независимо от их религ. убеждений получать гражд. воспитание. Процесс обучения строился на принципе полезности. В ср. школе лат. яз. сохранил за собой ведущее место, но изучался и немецкий, к-рый был языком адм. управления, а также служил средством общения между людьми разл. национальностей (преподавался уже в нач. школе). Венг. яз. не был обязат. предметом в ср. школе. Уч. программа нач. и ср. школы включала предметы т. н. реального цикла: математику, естествознание, а также географию и историю, в т. ч. венгерскую. В указе содержались предписания по регламентации внутр. распорядка в школе и воспитания. Указ не был признан протестантским населением В.

Во 2-й пол. 18 в. значительно расширилась сфера высш. образования. В Надь-сомбатском ун-те, взятом гос-вом под свой контроль, был открыт мед. ф-т; ун-т переведён в Буду. Были организованы, в т. ч. на базе прежних проф. уч. заведений, гос. академия, первая с.-х. академия «Гергикон» (1797; Кестхей и др.). Для Трансильвании в 1781 был издан спец. королевский указ (Norma Regia). В конце века были созданы совм. школы для учащихся, придерживавшихся разл. вероисповеданий.

В 1806 издан 2-й указ «Рацио эдукационис»: программа нач. школы расширена, введена плата за обучение в ср. школе. Развернулось обществ, движение за развитие нац. системы образования, в результате к-рого в 1844 был принят закон о преподавании на венг. яз. в ср. школе, расширено издание на родном языке уч. лит-ры. После подавления Революции 1848—49 повысилась роль австр. администрации в шк. деле и усилилось влияние римско-католич. церкви на содержание шк. обучения. Осн. внимание уделялось ср. школе. Были созданы 8-летние гимназии и 6-летние реальные училища, в них введено предметное обучение.

В 1868 принят закон об обязат. обучении детей 6—12 лет, нар. школа объявлена бесплатной (фактически с 1908). Над школами установлен гос. контроль, но в соответствии с планом гражд. воспитания, выдвинутым И. Этвёшем (1867), поддерживалась частная инициатива в создании школ. Частные школы должны были учитывать гос. требования к содержанию и организации уч. процесса. Дети 12—15 лет посещали 3-летнюю повторительную школу (ок. 10 ч в неделю). В конце века эти школы преобразованы в уч. заведения с с.-х. уклоном. Созданы промежуточные гор. 6-летние гражд. школы. В 1883 издан закон о ср. школе, по к-рому срок обучения в гражд. школе снижен до 4 лет, утверждены 2 типа 8-летних ср. школ: гимназия (окончание давало право поступления в ун-т) и реальное уч-ще (окончание давало право поступления в отраслевой вуз). В 1884 издан закон о школах проф. (ремесл.) ученичества. В 90-х гг. начали открываться повышенные пром. и торговые школы. Основаны новые ун-ты (в т. ч. в Дебрецене), академии (сельскохозяйственная и иск-в). Политехникум был преобразован в Политехн. ун-т (1872).

После провозглашения В. республикой (1918) принято решение о коренной реформе шк. системы: нач. 8-летнее обучение провозглашено основой для последующего общего (5 лет) и профессионального (4 года) образования, предполагалась дальнейшая специализация в высш. школе. В период существования Венг. сов. республики (1919) были национализированы церк.-приходские школы, отменено обязат. изучение закона Божьего.

В 1920—45 фактически сохранилась исторически сложившаяся система образования, утверждённая в 1868. Параллельно с нар. школой существовали гражд. школа и мл. классы гимназии. Закон об обязат. обучении не выполнялся, ок. 10% детей, обязанных учиться, не было записано в школу. В 1940 был принят закон о постепенном превращении нар. школ в 8-летние. Однако, несмотря на это, развитие нар. образования отставало от потребностей страны. Большинство школ (65%) были церк.-приходскими, значит, часть однокомплектными. К 12-летнему возрасту 6-й кл. заканчивало лишь 20% уч-ся. Муж. нар. уч-ща перешли на 4-годичноа обучение.

В результате реформы ср. школы 1924 промежуточную ступень между гимназией и реальным уч-щем заняла реальная гимназия. В 1934 все общеобразоват. ср. школы преобразованы в гимназии (в интересах совершенствования воспитания в хрнст.-нац. духе). Школы с проф. направленностью обучения были преобразованы (1938) в практич. школы. Аттестат зрелости, к-рый выдавали выпускникам, обеспечивал право на обучение в вузе. На основе закона 1935 управление гос. школами и их инспектирование полностью осуществлялись гос-вом. Все школы были подчинены ген. директору данного уч. округа. Над ними осуществлялся адм. и уч. надзор; задачи последнего решались инспекторами. Контроль за церк.-приходскими и сел. школами возлагался на гл. гос. инспекцию, однако в рамках, предусмотренных законом, право на решение адм., кадровых и пед. вопросов предоставлялось тем, кто содержал эти школы. Шк. система фактически осуществляла строгую социальную селекцию: среди учащихся гимназий число детей из

низш. социальных слоев выросло незначительно. В стране действовало 4 ун-та, в т. ч. в Сегеде (осн. в 1872) и в Пече (осн. в 1922), политехн. ун-т и др. вузы. Среди студентов ун-тов и ин-тов выходцы из крестьянских и рабочих семей составляли лишь 3—4%.

I о ле 2-й мировой войны в стране, вступившей на путь демокр. преобразований, осуществлены широкие реформы системы образования. В 1945 было введено обучение в единой (т. н. общей) 8-летней школе со специализацией в 4 ст. классах. На её базе работали: 4-летняя гимназия, разл. школы с проф. уклоном (в т. ч. средние), 2-летние педучилища, худож. школы, а также 2—3-летние проф. низшие школы, куда временно можно было поступать и после 6-го кл. основной школы. В гимназии введены 2 отделения: гуманитарное и реальное (вместо реальной гимназии и реального уч-ща). Только её окончание позволяло поступать в любой вуз; выпускники большинства ср. спец. школ могли продолжать образование лишь в вузе соответствующего профиля. Создавалась система вечернего и заочного обучения взрослых, школы и классы для детей нац. меньшинств, курсы по подготовке детей рабочих и крестьян к поступлению в ср. школы, а также в вузы. Для детей трудящихся были введены гос. стипендии и созданы общежития при высших и др. уч. заведениях.

В 1948 все церк.-приходские школы были национализированы, церкви разрешено сохранить за собой несколько ср. школ. Уч. план 1950 отменил возможность выбора изучаемых предметов в нач. школе и подчинил содержание образования политико-идеологич. требованиям, в результате чего произошла унификация нач. обучения. В 60-е гг. срок обязат. обучения продлён до 16 лет, введены новые уч. планы, но и с их помощью не удалось преодолеть одностороннего подхода и метод, однообразия в обучении. В 1949 изменена система инспектирования, упразднены генеральные дирекции уч. округов, общая инспекция передана адм. органам, организованы районные и областные уч. инспекции. С 1972 общее и спец. инспектирование школ передано в ведение отделов культуры и образования местных и областных советов. Они назначали инспекторов по общим и спец. вопросам, к-рые издавали директивы, давали оценку идеологич., полит, и проф.-пед. деятельности уч. заведений. Несмотря на значит, масштабы шк. стр-ва, в последние десятилетия в стране не хватает как школ, так и учителей-профессионалов. В 1985 принят закон об образовании, к-рый впервые охватил всю организацию обучения — от дошк. учреждений до ун-тов.

Современная система образованияпо закону 1985 включает дошк. учреждения для детей 3—6 лет, основную 8-летнюю школу, в к-рой реализуется обязат. обучение (возраст детей 6—16 лет), обще-образоват. гимназии (4 года обучения), 3—4-летние ср. профшколы, проф.-тех. уч. заведения и вузы.

Управление системой уч. заведений. По закону об образовании 1985 общий надзор за работой дошк. учреждений, школ и большинства др. уч. заведений осуществляет Мин-во культуры и образования. Нек-рые профессиональные (в т. ч. отраслевые высшие) уч. заведения находятся в ведении схютв. гос. органов. С нач. 90-х гг. уч. заведения самостоятельны в решении вопросов организации уч.-воспитат. процесса. Консультац. содействие общеобразоват. уч.-воспитат. учреждениям оказывают отделы культуры и образования местных советов (сочетают функции органов нар. представительства, местного самоуправления и гос. управления), к-рые призваны обеспечивать также самостоятельность пед. коллективов в решении вопросов своей компетенции. На нужды нар. образования выделяется ок. 5% ВНП.

Дошкольное воспитание осуществляется в яслях и дет. садах. Первый дет. сад осн. в 1827 Терезой Брунсвик. Первый закон о дет. садах принят в 1891. Задача дет. дошк. учреждения — помочь в развитии ребёнка и подготовить его к обучению в школе. Согласно закону об образовании 1985 с 3 лет и до школы все дети имеют право посещать дет. сады. Для детей до 3 лет имеются ясли. Дет. сады для детей 3—6 лет бывают полного дня, круглосуточными, а также сезонно-летним и, в осн. в сел. местности. В 1985 в яслях было св. 50 тыс. детей, в дет. садах — ок. 554 тыс. детей. Для детей, не посещающих дет. сады, имеются подготовительные группы при школах.

Общее образование дают 8-летняя школа и на её основе гимназия или ср. профшкола. В 1988/89 уч. г. в стране работало св. 3,5 тыс. 8-летних школ (1,3 млн. уч-ся). В 35% школ занятия проводились в неприспособленных помещениях. 7,2% школ (св. 6% уч-ся) работают в 2 смены.

Система обучения в ср. школе сложилась после 1950. Гимназия (4—5 лет обучения) готовит учащихся к продолжению учёбы в высш. школе. В гимназии законом об образовании 1985 предусмотрен (с целью профориентации) выбор предметов для теоретич. и практич. изучения. В интересах подготовки к обучению в вузе организованы специализиров. классы (с углублённым изучением математики, биологии, иностр. языков и др.). Начиная с 80-х гг. широко практикуются факультативные занятия.

Дети из семей нац. меньшинств (цыгане, немцы, словаки и др.) могут посещать спец. дет. сады и школы (постепенно их кол-во уменьшается). В 1988/89 уч. г. работало 319 нац. нач. школ (охватывали 3.5% детей шк. возраста); в 21 школе обучение ведётся на языках нац. меньшинств, в 25 — на венг. и др. языках, в 297 — язык нац. меньшинств изучается как отд. предмет. В стране имеется лишь неск. ср. школ с обучением на языках нац. меньшинств.

Большинство выпускников школ продолжают обучение до уровня полного ср. образования. Общее ср. образование дают гимназии, курс к-рых продолжается, как правило, 4 года. В 1989/90 уч. г. насчитывалось св. 250 гимназий; их программа ориентирована гл. обр. на гуманитарную подготовку и последующее продолжение образования в ун-те.

Получение полного ср. образования возможно также в ср. профшколах, а также в ср. проф.-тех. уч-щах. В нач. 90-х гг. общее ср. образование давали св. 600 разл. уч. заведений, в к-рых насчитывалось св. 321 тыс. уч-ся.

В соответствии с законом об образовании 1961 в стране были созданы 4—5-летние ср. спец. уч. заведения (пром., экон., с.-х., торговые, мед. и др.), пришедшие на смену существовавшим с 1950

техникумам. Закон 1985 декларировал, что цель их — подготовить учащихся к практич. деятельности или дать возможность продолжить обучение в специализиров. вузах. Курс завершается выпускным экзаменом на аттестат зрелости и экзаменом по специальности. Срок обучения 4 года, а для приобретения техн. специальности 5 лет. В 1988/89 уч. г. 20% окончивших 8-летнюю школу продолжало учёбу в гимназиях, 27,4% — в спец. ср. уч. заведениях. 58,1% уч-ся составляют девочки. Ок. 45% выпускников школы прошло профподготовку с получением свидетельства квалифициров. рабочего.

Профессионально — техническое образование. Первая проф. с.-х. школа создана во 2-й пол. 18 в. Ш. Тешшедиком. В 1846 в Будапеште Л. Кошутом открыта 3-летняя пром. школа с отделениями агрономии и торговли. Впоследствии она превратилась в высш. политехн. школу. В 50-х гг. 20 в. в систему проф. образования входила широкая сеть 3-летних профшкол типа ПТУ, работавших на базе осн. школы. Окончившие их получали диплом квалифициров. рабочих. В кон. 60-х гг. процесс подготовки квалифициров. рабочих был поднят на более высокий уровень. Выпускники школ после 2 лет вечернего или заочного обучения получали также возможность сдать выпускной экзамен, соответствующий экзамену ср. спец. уч. заведения. В процессе подготовки по профессии с учащимися проводят практич. занятия в мастерских или на предприятиях. С 1985 предприятия получили право открывать свои спец. школы по подготовке квалифициров. рабочих. Небольшой процент выпускников осн. школы в рамках двух-трёхго-дичного обучения в специализиров. уч-щах осваивает профессии (мед. работников, машинисток-стенографисток и т. д.) без получения полного ср. образования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.