Сделай Сам Свою Работу на 5

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 8 глава





Общее образование, обязательное для детей 6—16 лет и бесплатное, дают т. н. базовые школы (9 лет обучения, в т. ч. начальное — 6 лет). Занятия ведутся на араб, яз.; франц. яз. вводится как иностранный с 4-го кл. Лучшие уч-ся отбираются для продолжения образования в общих или технических (по профилям специализации) лицеях (полный курс ср. образования до 13 лет обучения). В общих ср. уч. заведениях помимо тра-диц. шк. предметов преподаются уч. дисциплины по актуальным для страны отраслям знаний и практич. деятельности: строительство, архитектура, с.-х. науки, информатика, электроника, педагогика и др. Курс ср. школы завершается экзаменами на получение свидетельства бакалавра, после чего можно поступить в вуз (по большинству специальностей — без вступит, конкурсных экзаменов).

Важнейшими задачами реформы ср. школы считаются расширение техн. подготовки учащихся, патриотич. и гражд. воспитание на идеалах алж. революции. Религ. воспитание ориентировано на восстановление связей с исламскими и араб, культурными ценностями. В перспективе реформа предполагает арабизацию и ал-жиризацию уч. процесса. В базовых школах на араб. яз. обучаются все уч-ся, в средних -св. 60%. С кон. 80-х гг. в алж. школах в качестве иностранного широко изучается англ. язык. В 1987/88 уч. г. в школах занималось ок. 6 млн. чел., в т. ч. в 14 тыс. базовых школ — св. 5 млн. чел., в 600 средних — 600 тыс. чел.



Профессиональное обучение осуществляется в ср. проф.-тех. уч. заведениях (1—3 года в зависимости от профиля), а также в центрах проф. подготовки и центрах ученичества непосредственно на предприятиях. В 1987 системой проф. обучения было охвачено 250 тыс. чел., в т. ч. 80 тыс. — на предприятиях. Имелось 700 центров проф. подготовки. Осн. внимание уделяется подготовке по дефицитным для страны специальностям- строительству, сел. и водному х-ву, техн. обслуживанию.

В системе высшего образования 20 ун-тов и университетских центров, ок. 30 ин-тов, а также др. высш. школы. В вузах учится ок. 150 тыс. чел., занято св. 12 тыс. преподавателей (90% — алжирцы). Крупнейшие вузы (1987/88 уч. г.): Алжирский ун-т (осн. в 1879; 17Ф-ТОВ, ок.25тыс. студентов), ун-ты естеств. наук и технологии им. X. Буме дьена в Алжире (1974; 11 ф-тов, 13 тыс. студентов) и в Оране (1986; 11 ф-тов, 11 тыс. студентов), ун-т в Константине (1969; 20 тыс. студентов). С помощью СССР в А. созданы ин-т и техникум по подготовке специалистов горнорудной пром-сти и др. отраслей тяжёлой индустрии в Анна-бе, Нац. ин-т нефти, газа и химии, Нац. ин-т лёгкой пром-сти (входят в состав ун-та в Бумердесе), высш. вет. школа в Эль-Харраше и др. В 80-х гг. ин-ты в Ан-набе и Бумердесе получили статус ун-тов.



Подготовку педагогических кадров для нач. классов ведут в течение 1—2 лет пед. центры, куда принимаются бакалавры (без экзаменов); лица, завершившие курс ср. школы, но не получившие звания бакалавра, сдают вступит, конкурсные экзамены. Учителей ср. и ст. классов готовят высш. нормальные школы (куда принимаются только бакалавры) со сроком обучения 4 года. В сер. 80-х гг. в нач. классах базовых школ 100% преподавателей были алжирцы, в ср. и ст. классах школ и в вузах св. 70%. Исследоват. работу по подготовке ведёт Нац. пед. ин-т.

Лит.: Ширинский А., Алж. школа на пути прогресса, НО, 1974, № 7; Пономарев Д. К., Проблемы просвещения и подготовки кадров в Африке, М., 1980; Побокова О. П., Система образования Алжира, Ми981. В. П. Борисенков.

АЛКОГОЛИЗМ,систематич. употребление спиртных напитков в дозах, вызывающих алкогольное опьянение. Хронич. А. — заболевание, характеризующееся постоянной потребностью в опьянении спиртными напитками, расстройствами нервной системы и внутр. органов, личностной и социальной деградацией.

Потребность в алкоголе не входит в число естеств. жизненных потребностей человека. Этиловый спирт, как и любой яд, вызывает в организме реакцию отторжения (рвотный рефлекс). При первом принятии спиртного человек, как правило, не только не испытывает удовольствия, но и ощущает сильный дискомфорт. Возникающие в результате отравления непривычные ощущения (головокружение, расстройство координации движений, дезориентация во времени и пространстве) могут вызвать страх и др. отрицат. эмоции. При повторных употреблениях алкоголя наступает адаптация организма к яду и осн. значение для настроения человека приобретают искусств, ощущения возбуждения и приподнятости. Нарастание доз алкоголя и частоты его употребления может привести к превращению т. н. бытового пьянства в хронич. А. На его нач. этапе укрепляется влечение к опьянению и значительно повышается устойчивость (толерантность) к алкоголю. Если человек не бросит пить (что ещё возможно при достаточном волевом усилии), наступает следующая стадия А. Она характеризуется резким усилением влечения к алкоголю, наивысшей толерантностью, потерей контроля за кол-вом выпитого; возникает абстинентный синдром («похмелье»). Появляются признаки поражения нервной и сердечно-сосудистой систем, печени и др. органов. На третьей стадии толерантность резко падает: опьянение вызывают очень маленькие дозы. Происходит алкогольная деградация личности: социальные мотивы теряют для человека смысл, все помыслы направлены на опьянение. На разных этапах могут возникать алкогольные психозы (бред ревности, белая горячка и др.).



А. развивается гл. обр. в зрелом возрасте. Однако в кон. 70-х — нач. 80-х гг. медики и педагоги отмечали тенденцию к «омоложению» А., вплоть до возникновения его симптомов в дет. возрасте. Возникновению А. у детей способствует привыкание к спиртному на ранних этапах развития ребёнка вследствие употребления даже небольших доз алкоголя матерью во время беременности. Оно приводит к раннему включению алкоголя в обмен веществ развивающегося организма. В результате уже в момент появления на свет новорождённый может страдать абстинентным синдромом.

Первые опыты употребления спиртных напитков мотивированы гл. обр. внеш. влиянием (дань традиции, подчинение групповому давлению, ложно понятое стремление к самоутверждению и приобщению к миру взрослых). Восприятие и постепенное усвоение «алкогольных обычаев» начинаются задолго до того, как у человека возникает потребность в опьянении, задолго даже до первого знакомства со вкусом и действием вина. Опыты, проведённые в ст. группах дет. сада, показали, что если детям предложить сыграть в «свадьбу», «день рождения», то они достоверно воспроизводят внеш. атрибуты взрослого застолья с имитацией опьянения. В этом сказывается опыт внеш. знакомства с опьянением, прививающий терпимость к употреблению спиртного.

Опьянение обычно проявляется в развязности, агрессивности, безнравств. поведении. Пьянство вызывает нездоровую, конфликтную атмосферу в семье, наносит непоправимый ущерб нравств. становлению личности. Нек-рые родители сами стараются приобщить детей к «умеренному» употреблению алкоголя (напр., на семейных праздниках), считая, что таким образом предотвращают злоупотребления. Это усугубляется свойственными нек-рым родителям предрассудками, что детям можно употреблять небольшие дозы вина или пива для «укрепления здоровья», «аппетита», «улучшения роста», «согревания», «успокоения» и т. п. Неокончательно оформившийся дет. организм гораздо более уязвим для яда, чем организм взрослого. Стадии пьянства, на развёртывание к-рых в зрелом возрасте уходят мн. годы, в подростковом возрасте проходят очень быстро, достигая стадии хронич. А. за 2—3 года. Поэтому употребление детьми даже небольших доз спиртного абсолютно недопустимо. Дети должны воспитываться в неприязни к любым формам пьянства. Ребёнок, воспринимающий пьянство как нормальное повседневное явление, рискует сам приобщиться к А.

Решающую роль играет пример родителей, к-рые для блага своих детей сами должны отказаться от пристрастия к алкоголю. Особенно важно, чтобы алкогольные традиции не прививались в молодых семьях, к-рые ещё не имеют детей. Будущие родители должны знать, что зачатие в состоянии опьянения (хотя бы одного из родителей) нарушает генетич. код, определяющий развитие ребёнка. Для родителей, страдающих А., вероятность рождения аномальных детей существенно возрастает.

Осн. мотивом приобщения к алкоголю у подростков (именно в этом возрасте оно происходит наиб, часто) наряду с подражанием взрослым выступает стремление к самоутверждению. Состояние опьянения представляет собой иллюзорное замещение неудовлетворённых потребностей. Не имея возможности или не желая приложить достаточно усилий, чтобы достичь своих целей и испытать от этого положит, эмоции, подросток подменяет их искусственно вызванным весельем, внешне никак не обусловленным. Со временем такое «бегство» в мир иллюзорного удовлетворения приобретает характер устойчивой привычки, появляется тяга к алкоголю. Включаясь в обмен веществ, в частности в гормональный обмен, алкоголь нарушает гормональную регуляцию эмоциональных реакций: без алкогольной стимуляции наступает подавленное, депрессивное состояние. В состоянии опьянения снижается критичность, в т. ч. в отношении к себе и партнёрам по общению. Существует ложное представление, что алкоголь способствует налаживанию межличностных контактов. Это особенно привлекает подростков, испытывающих затруднения в общении.

В преодолении пьянства детей и подростков репрессивные меры играют не-значит. роль. Важно не порицать, не запугивать последствиями А., а предложить подростку такой социально приемлемый стиль жизни и формы деятельности, к-рые удовлетворяли бы эмоциональные запросы, потребности в общении, ощущении собств значимости, силы и т. п. Действенной мерой профилактики является помощь в учёбе, вовлечение во внешк. воспитат. работу. Ребенок должен знать о пагубности пьянства, его вреде для здоровья и т. п.. однако подлинный иммунитет к А. дают не столько эти знания, сколько воспитанная в человеке активная социальная позиция, увлеченность делом, наличие смысловых перспектив и идеалов жизни,

Лит. Причины и особенности алкоголизации в подростково юношеском возрасте Науч обзор, M, 1981 Социальные и клинич аспекты алкоголизации молодежи под ред II И Сидорова, Архангельск, 1982 (библ), Братусь Б С Сидоров П. И, Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма M 1984, M а с т ю к о ва E M Грибанова Г В, М о с -ковкина А Г Профилактика и коррекция нарушений психич развития детей при семейном алкоголизме M 1989, № e u -bert R, Jugend und Alkohol Rudolstadt, [1958] O'Connor J The young dnnkers, L 1978 Mayer J E. FilsteadW J, Adolescence and alcohol Camb, 1980

 

АЛКУИН(Alcum, Alkum, Alcumus), Флакк Альбин (Flaccus Albmus) (ok. 735—19.5.804), англосаксонский ученый и педагог раннего средневековья. Воспитанник, с 778 руководитель Йоркской школы. В 781 переехал с учениками в Зап. Европу. Ок. 790 глава Палатинской (придворной) школы, созданной Карлом Великим в Ахене, — осн. центра образованности в кон. 8—9 вв. в Зап. Европе, советник императора в делах культуры, школы и церкви. Развивал идеи распространения образования, к-рые нашли отражение в гос. политике Карла Великого. В 796 основал школу в монастыре святого Мартина в Туре, с 801 возглавлял её. А. — автор популярных в 9 — 11 вв. учебников философии, грамматики, риторики, математики (преим. компиляции из Боэция и Исидора Севильского), а также теологич. сочинений. В диалогич. форме учебников можно усмотреть не только дань традиции, но и отражение непосредственной шк. практики. А. призывал не презирать светские науки, обучать детей грамоте и диалектике, чтобы они могли достичь мудрости и, возмужав, в свою очередь обогащали бы сокровищницу знаний. Придавал значение разнообразию форм изложения материала, использовал загадки и отгадки, простые перифразы и сложные иносказания. Среди учеников А. — многие выдающиеся деятели Каролингского возрождения, педагоги, в т. ч. Рабан (Храбан) Мавр.

С о ч Opera omnia P, 1863 (Patrologiae cursus completus Series latina, ed I. P. Migne t 101)

Лит P а м м Б Я «Каролингское воз рождение » «УЗ ЛГПИ им M H Покров ского» 1940, №5, Фортунатов А А, Алкуин и его ученики «УЗ МГПИ им В II Потемкина», 1948, т 8, в 1, West A F, Alcum and the rise of the Christian schools, L, 1893, Edelstein W, Eruditio und Sapientia Weltbild und Erziehung in der Karolingerzeit Untersuchungen zu Alcum Briefen, Freiburg im Breisgau, 1965, В. И Уколова.

АЛТЫНСАРИНИбрай [21.10(2.11).1841, урочище Аракарагай, ныне близпос. За-тобольск Кустанайской обл., — 18(30).7. 1889, Николаевск, ныне Кустанай], казах, педагог-просветитель, писатель, этнограф. Окончил (1857) школу при Оренбургской пограничной комиссии. В 1859- 1860 служил переводчиком там же. Первый учитель казах. С 1864 руководил Тургайским рус. кирг. уч-щем. С 1879 инспектор нар. уч-щ Тургайской обл. В мировоззрении А. отразилось влияние обществ.-пед движения 60 х гг. 19 в., прогрессивной рус. культуры На основе положений и инструкций МНП сформи ровал систему рус.-казах, школ, приспособленную к особенностям быта казахов. Включил в нее центральные двухклассные уч ща (по программе уездных уч-щ; 6 лет обучения), волостные уч ща с интернатами (по программе одноклассных нач. уч-щ; 4 года). Предусматривал также аульные (передвижные) школы (при жизни А. не открылись). Ввел в школах обучение на казахском (впервые) и рус. языках. При участии А. открыто 9 рус. казах, школ, а также Яковлевское ремесленное уч ще в Тургае (1883), киргизская (казах) учительская школа (1883, открыта в Орске, вскоре переведена в Оренбург). Основой шк. обучения считал родной и рус. языки, математику, естествознание. Создал первые казах, учебники- «Киргизская хрестоматия» (на материалах казах, фольклора, впервые записанных алфавитом на рус. графич. основе) и «Нач. руководство к обучению киргизов рус. языку» (изданы в 1879, в дальнейшем работал над их усовершенствованием). В учебниках использовал метод, идеи Н. И. Ильмин-ского, дидактич. приемы и материал уч. книг К. Д. Ушинского, И. И. Паульсона и др., нек-рые свои произведения для детей. Культурные связи с рус. народом рассматривал как необходимую предпосылку социального прогресса казахов. Убежденный сторонник реального образования. Считал необходимым открывать для казахов не только начальные, но и ср. и высш. уч. заведения

Соч. на казах. и рус. языках — Собр. соч в 3 тт., т. 2. А. А. 1976, на рус яз — Избр. произв., А. А, 1957.

Лит.: Ситдыков А. С, Пед идеи и просветительская деятельность И Алтын-сарина А -А, 1968 Д ж у м а г. у-л о в К Т И Алтынсарин и развитие культуры казах народа А А, 1984, [Ш а л а-баев К III, Каиржанова Б.1, Ибрай Алтынсарин (указатель лит-ры), А А, 1979. Г.А. Храпченков.

 

АЛЧЕВСКАЯ(урожденная Журавлева) Христина Даниловна [4(16).4.1841, с. Бор-зна, ныне город в Черниговской обл., — 15.8.1920, Харьков], деятель образования взрослых, педагог, литератор. Самостоятельно выучилась грамоте, занималась самообразованием.

Под влиянием просветительских идей русских демократов организовала в Харькове (1862) воскресную школу и преподавала в ней. После закрытия воскресных школ (1863) вела занятия у себя на дому.

В 1870 сдала экзамены на право преподавания и добилась офиц. разрешения на открытие школы для взрослых. В ней за 50 лет прошли обучение св. 15тыс. чел. Шко ла А. стала образцом и метод, центром воскресных школ России. Коллективом учительниц-энтузиасток под руководством А. разработана методика обучения грамоте взрослых и составлены мн. уч. пособия, в т. ч. указатель книг «Что читать народу?» (г. 1—3, 1884—1906). Св. 1500 рецензий в нем было написано А. Предложенная А. классификация книг по тема тич. отделам, возрасту, степени подготов ленности учащихся сыграла значит, роль в работе нар. домов, читален и т. д. При активном участии А обществ, комиссия учёных и педагогов Харькова, Киева и др. городов впервые составила систематич. курс обучения для взрослых, рассчитанный на 3 года и предусматривавший помимо элементарной грамоты изучение географии, истории, законоведения и др. Этот курс обучения лег в основу «Книги взрослых» (1-й год — 1899, 16 изданий; 2-й год — 1900, 12 изданий, 3-й год — 1900, 9 изданий), к рая использовалась во мн. воскресных школах России. А. разработала программу и методику бесед по лит-ре со взрослыми учащимися Представляла работу своей и др воскресных школ на рос. и междунар. выставках. Была избрана (1901) вице президентом Междунар. лиги образования.

Соч Полгода из жизни воскресной школы, СПБ 1895, Передуманное и пережи тое, M, [1912]

Лит.: X Д Алчевская Полувековой юбилей, M, 1912, Фридьева H Я, Жизнь для просвещения народа, М., 1963 (библ), Мухин М И Пед взгляды и просветительская деятельность X Д Алчев ской, К, 1979 (на укр яз).

 

АЛЬМЕДИНГЕН-ТУМИМ,Тумим-Альмединген, Наталия Алексеевна (1883, Петербург, — 1943, Ленинград), деятель в области дошк. воспитания. После окончания гимназии училась на Бестужевских курсах (1902—05) В 1909—17 ред. журналов «Воспитание и обучение» и «Родник», активный сотрудник Петерб. Фребелевского об-ва (с 1907). Одна из инициаторов и организаторов 1-го Всерос. съезда по семейному воспитанию (1912—13). С 1919 проф., в 1923—24 ректор Петрогр. ин-та дошк. образования, в 1925—29 зав. кафедрой дошк. педагогики ЛГПИ им. Герцена. В годы сов. власти разрабатывала организац. и метод, вопросы работы дет сада, в частности преемственности дет. сада и школы. Выступала за использование возможностей разл. пед. систем в практике обществ, дошк. воспитания. Была сторонницей оптимального сочета ния семейного и обществ, дошк. воспитания в рамках традиц. продолжительности работы дет. сада (4—6 час в день). Выпускала пособия для «нулевых» (подготовительных) классов, а также по вопросам пед. просвещения населения. В 30-е гг. исследовала историю заруб, дошк. педагогики. Составила первую отеч. хрестоматию по истории дошк педагогики, охватывающую период с кон. ср. веков до сер. 19 в (1940).

Соч Портфель дощк работника, М -П, 1923 (соавт), Дошк учреждения и внешний мир (работа с семьей и населением), М, [1924], Что такое дошк воспитание, М — П, 19242, Пед опыты и взгляды P Оуэна М, 1960 Л. H. Литвин.

АЛЬТ(Alt) Роберт (4 9.1905, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша, — 13.12.1978, Берлин), педагог и деятель нар. образования ГДР, проф. (1946), д. ч. АН (1961), АПН (1970) ГДР. В 1924—28 учился в ун-тах Бреслау, Берлина и в Пед. академии (Франкфурт-на-Майне). До 1933 учитель, профсоюзный деятель. В 1941—45 узник фаш. концлагерей. С сер. 1945 директор первых курсов «новых учителей» (учителей-антифашистов), преподаватель Высш. пед. школы в Берлине. Зав. кафедрой педагогики (с 1952) Гумбольдтовского ун-та в Берлине. Один из учредителей (1947) Об-ва по распространению науч. знаний. Автор учебников для школ, трудов по организации нар. образования и по истории педагогики, среди к-рых фундаментальный «Атлас иллюстраций по истории школы и воспитания» («Bilderatlas zur Schul- und Erziehungsgeschichte», Bd l — 2, 1965—66). В «Лекциях о воспитании на ранних ступенях развития человечества» (изд. 1956) проанализировал зарождение организованного воспитания из спонтанных процессов передачи трудового опыта от старших поколений к младшим.

Соч.: Pädagogische Werke, Bd 1—2В., 1985—87 Die Industrieschulen, В. — Lpz., 1948; Erziehung und Gesellschaft, B., 1975; в рус. пер, — Прогрессивный характер педагогики Коменского, М., 1959.

Л. И. Писарева.

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ШКОЛЫ (от лат. alter — другой), — «свободные III к о-л ы», в странах Зап. Европы и США неполные и полные ср. школы, действующие параллельно или взамен обычных школ и обеспечивающие образование, альтернативное по содержанию или формам и методам работы с учащимися. Возникли в кон. 60-х гг. 20 в. в развитых капитали-стич. странах в рамках антиавторитарных пед. движений. Наиб, распространение получили в США. Задача А. ш. — обеспечение индивидуализации и дифференциации преподавания большого числа элективных предметов и курсов обучения с помощью специализиров. уч. базы и методов. Представлены более чем 10 типами. «Открытые школы» действуют без разделения на традиц. классы с фиксиров. составом учащихся, чШ колы без стен» ориентируются на широкое использование воспитат. возможностей местной общины, к-рая в свою очередь оказывается объектом уч.-вос-штгат. работы. «У чебные цент-р ы» — специализированные, своего рода уч.-производств. комбинаты, открытые для всех школьников данной местности и посещаемые ими по собств. выбору или в течение одной уч. четверти, или один раз в неделю в течение уч. года. «М а г. и и тные школы» — уч. центры, привлекающие к себе учащихся для углублённого изучения конкретной области знания (уч. предмета, практич. курса). Будучи по сути внепрограммными уч. заведениями, они организуются при местных ун-тах, фабриках, больницах. «У чебные парки», крупнейшие из альтернативных внепрограммных уч. заведений, организуют многочисленные доп. курсы для старшеклассников по разл. предметам — от греч. яз. до собаководства и самолётовождения. «Уличные академии», в отличие от предыдущих А. ш., не дополняют обычное образование, а обеспечивают ср. образование молодёжи, по разным причинам, обычно социальным, его не получившей.

Лит.: Бурж. педагогика на совр. этапе, М., 1984. В. М. Пивоваров. АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter — другой), нравственный принцип,

предписывающий сострадание к др. людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. В истории культуры и в филос. этике идея А. формулируется, в противоположность эгоизму, как реакция на обособление интересов людей, их взаимоотчуждение.

О гуманистич. направленности А. свидетельствуют «золотое правило» нравственности и религиозная заповедь («Возлюби ближнего, как самого себя»). Как требование нравственности и человечности А. представляет одно из нормативных оснований морали и гуманизма. Предполагает самоотречение, ибо забота об интересе ближнего возможна, как правило, при ущемлении собств. интереса. Как принцип межличностных отношений А. конкретизируется во взаимосвязанных моральных предписаниях, соответствующих принципам: справедливости — «Поступай так, чтобы интерес др. человека не превращался для тебя в средство достижения собств. целей»; уважения — «В своих поступках не ущемляй интересы и права др. человека»; любви или соучастия — «Поступай так, чтобы интерес др. человека становился целью твоего поступка». Нередко А. отрицается как выражение христианско-бурж. морали и считается излишним в морали, провозглашающей основным принцип коллективизма. А. непосредственно воплощает человеч. идеал всеобщего братства и ведёт к утверждению отношений, противоречащих классово-корпоративным и патерналистским нормам. Практически он находит выражение в благодеянии, благотворительности. Р. Г. Апресян.

АМЕРЛИНГ (Amerling) Карел Славой (18.9.1807, Клатови, — 9.11.1884, Прага), чеш. педагог, философ, врач, естествоиспытатель. Последователь филос.-пед. идей Я. А. Коменского. Основал в Праге (1839) нац. воспитательное учреждение «Будеч» (Budec) как пед. центр для подготовки учителей и (впервые) учительниц нар. школ, где было организовано обучение ремесленно-худож. специальностям. Наряду с кабинетами и мастерскими там были музей, ботанич. сад, типография. В 1848—68 директор первой чеш. образцовой школы, при к-рой создал двухгодичные пед. курсы (позднее школа реорганизована в учительский ин-т его имени). В 1871 открыл леч.-воспитат. заведение для душевнобольных детей.

В области организации и содержания образования выступал сторонником принципа единой школы, к-рому следовал не только в организации, но и в создании обучения. В программе для чеш. нар. школ (1848) отводил ведущую роль естествознанию, ручному труду и родино-ведению, рекомендовал шире использовать наглядность в обучении. А. был автором уч.-метод. и наглядных пособий, составил первые в Чехии практич. пособия по химии, технологии, ботанике. Пропагандировал жен. образование. Большое значение придавал повышению уровня общего и проф. образования рабочих, преподавал в воскресной школе в Праге.

Деятельность А. сыграла значит, роль в развитии чеш. нац. школы. Установив связи со мн. учёными и педагогами славянских стран, А. способствовал утверждению идеи славянской взаимности.

Лит.: Dyma M.. Karel Slavoj Amerling — buditel a pedagog, «Pedagogika», 1957, te 5. Г. А. Касвии.

 

АМОНАШВИЛИ Шалва Александрович (p. 8.3.1931, Тбилиси), груз, педагог и психолог, д. ч. АПН СССР (1989—91), дер психол. наук (1973), проф. (1980). После окончания Тбилисского ун-та (1955) работал в НИИ педагогики МП Груз. ССР (в 1983—91 — директор), с 1987 — ген. директор эксперим. научно-пед. производств, объединения МНО Грузии.

С 1964 руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов нач. обучения, в т. ч. обучения детей с 6 лет в условиях школы. Система воспитания и обучения А. — «педагогика целостной жизни детей и взрослых» — строится на началах гуманности и веры в ребёнка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы. — опираясь на всю полноту дет. жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить шк. занятия в «уроки счастья жизни», познания, общения, взросления.

А. предлагает организацию такой дет. жизни, к-рая помогает взрослому направить энергию ребёнка на продуктивные занятия.

Нравств. основа дет. уч. кооперации в системе А. — способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь. Отношения между ст. и мл. детьми организуются путём шефской помощи дет. саду, нач. классам и пр. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на неск. доступных учащимся уровнях, напр. обучение чтению — от беглого чтения до знакомства с буквами. Ученики соучаствуют в построении урока, в составлении заданий, собств. учебника, в планировании ответов и т. п. Соч.: Основы формирования навыков письма и развития письм. речи в нач. классах, Тб., 1970; Обучение. Оценка. Отметка, М., 1980; Созидая человека, ^., 1982; Здравствуйте, дети!, М., 1983; Воспитат. и образоват. функция оценки учения школьников, М., 1984; В школу — с шести лет, М., 1986; Как живете, дети?, М., 1986; Единство цели, М., 1987; Личностно-гуманная основа пед. процесса, Минск, 1990. В. В. Давыдов.

 

АМОРАЛЬНОСТЬ (от греч. а- — отрицат. приставка и лат. moralis — нравственный), крайняя форма разложения личности, выражающаяся в сознат. пренебрежении моральными нормами и ценностями. А. проявляется как бесчеловечность (враждебное, жестокое или своекорыстное отношение к человеку, животным) и как бесстыдство (презрение к обществ, мнению и правилам приличия). Аморальным людям часто свойствен цинизм. Аморальная личность формируется как в атмосфере неоправданной суровости, безразличия, постоянного дефицита положит, эмоций, при отсутствии необходимого воспитания, так и, наоборот, в результате вседозволенности, избалованности, потакания любым капризам. А. возникает в условиях анархии и неограниченной, бесконтрольной власти одних людей над другими, где избыток прав сочетается с бесправием (в закрытых воспитат. учреждениях, семьях авторитарного типа и др.). При этом особо значительна роль отрицат. примера окружающих, когда порочность торжествует, а добродетель оказывается беспомощной. Воспитанию иммунитета к А. способствуют демократизация и гуманизация обществ, отношений, а также повышение обществ, требований к личности, А. П. Скрипник.

 

АНАЛИЗ (от греч. analysis — разложение, расчленение), изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нём отд. сторон. А. существует в двух формах: практич. действия и мыслительной операции. Термин «А.»часто служит синонимом исследования вообще.

В индивидуальном развитии человека А. первоначально совершается в конкретных практич. действиях. Напр., форма предмета вычленяется ребёнком как отд. свойство сначала только через манипулирование предметами и лишь затем — с помощью зрения. А. проходит путь от наглядно-действенного к наглядно-образному и впоследствии — к словесно-логическому. Аналитич. мышление развивается от первоначального, элементарного А. предметов и явлений к их всё более широкому и глубокому изучению. При этом качества его как мыслительной операции зависят от характера умственной деятельности, от того, осуществляется ли она на эмпирич. или теоретич. уровне.

А. неразрывно связан с синтезом. Так, для понимания задачи недостаточно выделить только вопрос или только условие; А. искомого не может быть отделён от А. конкретных данных, их необходимо соотнести друг с другом, выделить связи внутри данных, а также между данными и искомым, т.е. вслед за А. произвести синтез. В рассказе о любом событии мысленно вычленяются отд. эпизоды и вместе с тем отмечается их связь друг с другом, зависимость одного от другого. Неразрывная связь А. с синтезом получила отражение в формуле «анализ через синтез» (С. Л. Рубинштейн), к-рая означает, что в процессе А. новые стороны предмета выявляются через включение их в разные контексты. Практически А. всегда выступает в связи не только с синтезом, но и с абстракцией, обобщением и др. мыслительными операциями. Напр., в геометрии для доказательства теорем, при решении задач нужно абстрагироваться от частного пространств, положения фигуры на чертеже, чтобы выделить существенные признаки геометрич. понятий.

Практически нет такой уч. задачи, к-рая не требовала бы А. Согласно пси-хол.-пед. исследованиям, задача на А. включает ряд действий (операций). Напр., в грамматике для выполнения одного из заданий на А. морфологич. структуры слова — выделение окончания — учащиеся должны уметь выполнить след, действия: изменить слово по падежам, числам, лицам; сравнить полученное слово с исходной его формой, обозначить формальную разницу. Решение матем. задачи включает ряд действий по А. её условий, умение фиксировать результаты А. в краткой записи или графически. А. худож. произведения может быть «по-образным», композиционным, по проблемам (поставленным автором), лексико-стилистическим и предполагает умение восходить от отд. сцен, эпизодов, компонентов к постижению идейно-худож. значения произведения. Активизация анали-тич. деятельности учащихся предполагает целенаправл. обучение приёмам А. Задача учителя состоит в том, чтобы не ограничиваться требованием произвести А. того или иного уч. материала, но и выделить соответствующие приёмы А. и организовать их усвоение. Разработка и активное формирование конкретных приёмов А. в процессе учения способствуют их превращению в общий приём мыслительной деятельности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.