Сделай Сам Свою Работу на 5

Стандарты TM Forum и концепция NGOSS





 

Международный союз электросвязи, безусловно, является основополагающим международным органом стандартизации, о чём подробно было сказано выше. Но в силу своей инертности ввиду масштабов и поставленных задач данной организации, МСЭ-Т зачастую немного отстаёт по времени от современных тенденций в сфере телекоммуникаций, что создаёт определённые неудобства производителям и разработчикам данной сферы.

TM Forum на сегодняшний день является одной из самых крупных и передовых отраслевых некоммерческих ассоциаций, объединяющих предприятия области телекоммуникаций и их поставщиков с целью выработки стандартов, рекомендаций и моделей для информационных технологий в отрасли связи. На сегодняшний день число таких членов организации превышает 700. Такая консолидация заинтересованных сторон (операторов, разработчиков, производителей и поставщиков услуг) в одной организации позволяет обеспечивать значимую для всего телекоммуникационного сообщества “основу”, на которой можно строить различные решения, которые гарантированно могут быть восприняты другими сторонами ввиду унифицированных подходов и стандартов, на основе которых это решение было построено.



В 1998 году был выпущен первый релиз карты процессов деятельности телекоммуникационной компании - Telecom Operations Map (TOM) [3], в которой в наглядном систематизированном виде предлагалось решение унификации бизнес-процессов внутри телекоммуникационной компании. Ввиду того, что данная “карта” отображала процессы внутри телекоммуникационной компании, но без учёта процессов деятельности компании во вне структуры организации, была предложена расширенная карта процессов деятельности телекоммуникационной компании - Enchanced Telecom Operations Map (eTOM), которая составила основу концепции NGOSS. Конецпция New Generation Operation Systems and Software (Новое поколение систем и программного обеспечения[1] [для управления операционной деятельностью телекоммуникационной компании]), или сокращенно — NGOSS развивалась консорциумом TM Forum с 2000 года, вобрав в себя лучшие наработки организации в вопросе управления бизнес-процессами. Основу концепции NGOSS образуют несколько составных частей.



1. Расширенная карта бизнес-процессов еТОМ, которая описывает системынй подход к бизнес-процессам в телекоммуникационных компаниях.

2. Информационная модель SID, определяющая подход к описанию и использованию данных, задействованных в бизнес-процессах компании связи.

3. Карта приложений ТАМ, описывающая типовую структуру компонентов информационной среды компании связи.

4. Архитектура интеграции TNA & CID (Technology Neutral Architecture and Contract Interface Definitions), определяющая принципы взаимодействия и интеграции приложений, данных и бизнес-процессов в распределенной среде NGOSS.

5. Система контроля соответствия принципам NGOSS (NGOSS Compliance), позволяющая проверить компоненты NGOSS-решения на соответствие принципам концепции.

В 2010 году TM Forum запустил разработку Frameworx 10.0, которую принято считать полноправным приемником концепции NGOSS. В рамках Frameworx 10.0 было принято решении о развёртывании центров сертификации специалистов по бизнес-процессам данной концепции, что должно было бы упростить взаимодействие организаций ввиду того, что их сотрудники гарантированного будут использовать единый подход к управлению предприятием. На апрель 2012 года актуальной версией Frameworx является версия 11.5 (находится в beta-версии); актуальной из доступных является версия 9.0 (согласно документу RN311), о которой речь пойдёт ниже[7].

При планировании построения бизнес-деятельности и системы управления особое внимание следует уделить расширенной карте процессов деятельности телекоммуникационной компании - eTOM (в обновлённой терминологии TM Forum - Концепция бизнес-процессов - Business Process Framework).



Как было сказано выше, Business Process Framework является одним из основополагающих компонентов Frameworx консорциума TM Forum. Frameworx даёт своим пользователям возможность анализировать бизнес-процессы своих компаний и сопоставлять их с производственными процессами, стандартами, в которых описывается разработка приложений и работы с информацией. Также Frameworx формирует основу для подготовки, разработки и внедрения конкурентоспособной операционной среды предприятия. Данная концепция может быть использована как комплексное руководство для решений “из конца в конец”, но может также использоваться как компонент решения отдельных задач. Frameworx может использоваться операторами, разработчиками и системными интеграторами в качестве единой платформы ведения деятельности[14].

В рамках данной работы особо интересен документ RN311[14], вносящий дополнения в основное описание Frameworx GB921[15], а также GB921-T, в котором обозначается отображение функций FCAPS, описанных в рекомендации M.3400 МСЭ-Т на плоскость eTOM. Таким образом, будем в качестве основного использовать документ GB921 релиза 9.0, версии 9.1[15]. Отметим, что в 2004 году 4 релиз eTOM был отображён в рекомендациях МСЭ-Т в виде группы рекомендациях M.3050.x[3].

В документе GB921 релиз 9.0, версия 9.1[15], опубликованном в апреле 2011 года, описывается взгляд на построение операционной деятельности предприятия с точки зрения организации оптимальных сквозных процессов с выполнением определенного функционала.

Для этого используется подход, предлагаемый TM Forum, изложенный в вышеобозначенном документе. Приведём общее описание подхода, предварительно введя некоторые определения[3].

1. Процесс (англ. Process) – последовательность связанных между собой действий, необходимых для получения определенного результата. Следует различать процесс-элемент и процесс-поток.

2. Процесс-элемент (англ. Process Element) ставится в соответствие некоторой бизнес-операции и при необходимости может быть декомпозирован на несколько составляющих, дающих более подробное описание функций исходного процесса. Другими словами, процесс-элемент – последовательность управляемых действий, которые преобразуют исходные данные в требуемые результаты и связаны между собой операциями условия и триггерами, инициирующими выполнение конкретных действий.

3. Процесс-поток (англ. Process Flow) описывает совместную работу во времени нескольких процессов-элементов и содержит последовательность действий, которые необходимо предпринять для обеспечения той или иной функциональности.

4. Продукт (англ. Product) – материальные или нематериальные объекты, которые телекоммуникационная компания продает или сдает в аренду клиентам для получения прибыли. Продукт может включать услуги, обработанный материал, программное обеспечение, аппаратные средства и любое их сочетание.

5. Услуга (англ. Service) – то, что разрабатывается внутри компании-поставщика для реализации или поддержки предложенных на рынке продуктов; некоторый компонент реализации или поддержки продукта. Несколько продуктов могут включать одну и ту же услугу.

6. Ресурс (англ. Resource) – физический и/или логический элемент, используемый для построения услуг. К ресурсам относятся элементы сети, программное обеспечение, информационные системы и т. д.

7. Термин «сущность» (англ. Entity) служит для обозначения взаимодействующего или вовлеченного в бизнес-процесс компании физического или юридического лица, технологии или некоторого другого объекта. Наиболее значимой для компании сущностью является клиент. Помимо этого, например, процессы управления предприятием взаимодействуют с государственными структурами, конкурентами, средствами массовой информации, а процессы управления отношениями с партнерами и поставщиками – с дилерами, партнерами, поставщиками услуг и ресурсов.

В качестве основного инструмента построения процессов предприятия предлагается использовать расширенную карту бизнес-процессов предприятия eTOM. В качестве отправной точки рассмотрения бизнес-процессов используется концептуальный (нулевой) уровень, изображенный на рисунке 6[3].

Концептуальным данный уровень считается потому, что описывает самый общий взгляд на предприятие и его окружение – функциональные сущности. Нулевым он является с точки зрения декомпозиции процессов – основного инструмента структурирования процессов на бизнес-карте. TM Forum рекомендует использовать уровни декомпозиции не более четырёх (с 0 по 3) – это зачастую позволяет описать все процессы предприятия с достаточной точностью. При необходимости, безусловно, декомпозиция может быть продолжена сколь необходимо много, но, как показывает практика, после семи итераций эффективность данного процесса теряется т.к. теряется сама идея унификации карты eTOM и резко возрастает объем исполняемой работы[3].

Как было сказано выше, нулевой уровень декомпозиции eTOM вводит понятия предприятия и его окружения. Внутри деятельности предприятия выделяются три основные функциональные группы:

1. Стратегия, Инфраструктура и Продукт – включает планирование и управление жизненным циклом (связано с производством и доставкой услуги и продукта). Сюда входят стратегия и обязательства предприятия, планирование, разработка и управление поставкой сервисов, а также развитие продуктов и инфраструктуры предприятия.

2. Операции – включает основу управления операционной деятельностью предприятия. Сюда входят ежедневные процессы предприятия по поддержке операций и сервисов. Также сюда относятся управление взаимоотношениями с поставщиками/партнерами и управление продажами.

3. Управление предприятием – включает общий менеджмент предприятия и управление бизнесом. Является логичной и неотъемлемой частью любого крупного предприятия. К этой группе процессов обычно относят такие общекорпоративные функции/процессы как финансовый менеджмент, кадровое администрирование и т.д. Элементы данной группы ввиду своей специфики теоретически могут взаимодействовать с любыми другими процессами из других групп.

 

Наиболее важным для рассмотрения с точки зрения оптимизации является блок операций, т.к. он максимально возможно может подвергаться автоматизации процессов. Данный уровень удобен для топ-менеджмента компании, интересом которого является общая картина функциональных взаимодействий на данном предприятии.

Далее процесс декомпозиции переходит на первый уровень декомпозиции, представленный на рисунке 7. На этом этапе можно наблюдать декомпозиции: вертикальную и горизонтальную. Вертикальная декомпозиция представляет собой разделение на группы сквозных бизнес-процессов. Они логически группированы в блоках «Операции» и «Стратегия, Инфраструктура и Продукт». В частности, три группы процессов, максимально возможные к автоматизации в силу своего функционала, а именно Исполнение, Гарантирование, Биллинг – логически объединены в одну подгруппу, в которой возможна оптимизация, т.к. данные процессы являются по своей природе пограничными с клиентским взаимодействием и требует ежедневной работы.

Как отмечено в GB921[15], eTOM была построена на основе и как развитие рекомендаций группы M МСЭ-Т, в частности М.3010, в которой представляется модель управления TMN. Так, автор [3] также отмечает, что уровни декомпозиции eTOM вполне однозначно перекликаются с уровнями модели LLA TMN, разобранной выше.

Таким образом, при использовании модели TMN и расширенной карты бизнес-процессов можно добиться оптимизации комплекса управляющих мероприятий (административные и бизнес-мероптиятия, направленные на организацию прозрачных сквозных бизнес-процессов;) посредством автоматизации подачи данных от элементов телекоммуникационной структуры к базам данных, где, после соответствующей обработки эти данные ( с или без экспертной оценки – т.е. автоматически) будут оказывать непосредственное влияние на клиента.

Данный комплексный подход для эталонного представления структуры предприятия, который предлагает нам концепция NGOSS, был бы неполным без упоминания об интерфейсах мультитехнологических систем управления (MTOSI- Multi-Technology Opera­tions System Interfaces), которые призваны унифицировать процесс проектирования, интеграции и взаимодействия. MTOSI играют в унификации примерно такую же роль, как эталонные интерфейсы в модели TMN. MTOSI является рекомендованным интерфейсом для реализации TM Forum, документ TMF513.

 

 

 

 

На настоящий момент можно твёрдо сказать, что системы управления имеют довольно основательный теоретический и нормативный фундамент, выраженный в виде стандартизующих документов для разработки и проектирования систем управления телекоммуникационным оборудованием, сетями, процессами и бизнесом. Основными международными организациями, вносящими весомый вклад в развитие данного направления, являются МСЭ-Т, играющий роль надгосударственного отраслевого органа, и TMF, который вносит активное участие за счет членства в своём составе ведущих производителей и разработчиков сферы телекоммуникаций.

На сегодняшний день оптимальным решением для построением комплексной системы управления было бы сочетание модели TMN (через кросстехнологические интерфейсы MTOSI) с набором функциональным набором FCAPS (с упором на безопасность) совместно с реализацией концепции NGOSS (на базе трёх основных составляющих).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.