Сделай Сам Свою Работу на 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ





Проблема психологической готовности к материнству является важ­нейшей в плане развивающей, профилактической и коррекционной ра­боты в области психологии материнства. В практике работы с беремен­ными чаще всего предлагается следующее: повышение уровня знании о беременности, родах, развитии ребенка; подготовка к родам; личност­ный рост; освоение навыков ухода за ребенком. Теоретические и прак­тические исследования в области психологии материнства свидетельст­вуют, что для эффективной подготовки женщины к рождению и воспи­танию ребенка необходимо осуществлять психологическую работу в нескольких направлениях: повышение личностной зрелости; коррекция родительских установок и форм взаимодействия с ребенком; оптимиза­ция мотивации рождения ребенка; повышение материнской компетент­ности; коррекция онтогенетического развития материнской сферы. Для осуществления этих целей необходимо применять соответствующие методы индивидуальной диагностики, индивидуального консультиро вания и индивидуальной и групповой психологической работы с жен­щиной и ее семьей.

Для проектирования диагностики и психологической работы с жен­щиной и ее семьей в период ожидания, рождения и воспитания ребенка необходимо четкое представление о том, что понимается под готовно­стью к материнству. В такой готовности можно выделить пять основ­ных блоков.



1. Личностная готовность:общая личностная зрелость (адекватная возрастно-половая идентификация; способность к принятию решений и ответственности; прочная привязанность; внутренняя каузальная атрибуция и внутренний локус контроля; отсутствие зависимостей) и личностные качества, необходимые для эффективного материнства (эмпатия; способность к совместной деятельности; способность быть "здесь и теперь"; творческие способности; интерес к развитию другой личности; интерес к деятельности выращивания и воспитания; умение
получать удовольствие; культура тела).

2.Адекватная модель родительства:адекватность моделей материнской и отцовской ролей, сформированных в своей семье, по отношению к модели личности, семьи и родительства своей культуры; оптимальные для рождения и воспитания ребенка родительские установ­ки, позиция, воспитательные стратегии, материнское отношение.



3.Мотивационная готовность:зрелость мотивации рождения ребенка, при которой ребенок не становится: средством полоролевой, возрастной и личностной самореализации женщины; средством удер­жания партнера или укрепления семьи; средством компенсации своих детско-родительских отношений; средством достижения определенного социальнЬго статуса и т.п.

4.Сформированность материнской компетентности:отношениек ребенку как субъекту не только физических, но и психических по­требностей и субъективных переживаний; сензитивность к стимуляции от ребенка; способность к адекватному реагированию на проявления ребенка; способность ориентироваться для понимания состояний ребенка на особенности его поведения и свое состояние; гибкое отноше­ние к режиму и установка на ориентацию на индивидуальный ритм жизнедеятельности ребенка в ранний период его развития; необходи­мые знания о физическом и психическом развитии ребенка, особенно возрастных особенностях его взаимодействия с миром; способность к совместной деятельности с ребенком; навыки воспитания и обучения, адекватные возрастным особенностям ребенка.

5. Сформированность материнской сферы.Материнство как часть
личностной сферы женщины (материнская потребностно-мотивационная сфера) включает три блока (эмоционально-потребностный; опера­циональный; ценностно-смысловой), содержание которых последова­тельно формируется в онтогенезе женщины (во взаимодействии с соб­ственной матерью и другими носителями материнских функций; в сюжетно-ролевой игре в куклы и семью; во взаимодействии с младенцами до рождения своего ребенка; в период полового созревания; во взаимо­действии с собственными детьми). В каждом блоке должны быть сформированы необходимые компоненты. В эмоционально-потребностном: реакция на все компоненты гештальта младенчества (физи­ческие, поведенческие и продуктитвно-деятельностные особенности ребёнка); объединение компонентов гештальта младенчества на ребен­ке как объекте материнской материнской сферы;потребность во взаимодействии с ребенком, в заботе и уходе за ним; потребность в материнстве (в пере­живании соответствующих выполнению материнских функций состояний). В операциональном: операции вербального и невербального об­щения с ребенком; адекватный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком; операции ухода за ребенком с необходимыми стилевыми характеристиками (уверенность, бережность, ласковость движений). В ценностно-смысловом: адекватная ценность ребенка (ребенок как самостоятельная ценность) и материнства; оптимальный баланс ценностей материнской и других потребностно-мотива-ционных сфер женщины.



Содержание всех пяти блоков готовности к материнству взаимосвя­зано, как в плане их онтогенетического формирования, так и в плане психологической профилактической и коррекционной работы (см. схе­му). В каждом случае будет наблюдаться индивидуальная картина со­держания всех блоков. Диагностика этого содержания с помощью спе­циальных методик (личностных, диагностики родительских особенно стей, ценностно-смысловых ориентации, материнской компетентности и содержания и онтогенеза материнской сферы) позволит выделит мишени коррекции и осуществлять индивидуальную и групповую пси­хологическую работу не только в общеличностном аспекте и в план повышения общей компетентности, но и адекватно индивидуальным особенностям личностной и материнской сфер женщины.

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.