Сделай Сам Свою Работу на 5

Работы с ребенком с грубой ЗПРР.





Содержание коррекционно-развивающей

Содержание коррекционно-развивающей работы с ребенкомвключает следующие направления работы:

 

1 «Развитие количественных представлений и счета»

Игра 1. «Морковки для зайчат»[9, стр. 41]

Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Оборудование: картинки с изображением зайчиков и морковок.

Ход игры: Ребята, к нам в гости пришли зайчики. Давайте угостим их морковками. Каждому зайчику надо дать по морковке. Зайчиков раскладывайте правой рукой слева направо, между ними оставляйте окошки. Всем зайчикам хватило морковок? Сколько зайчиков? Сколько морковок? Что надо сделать, чтобы их стало поровну? По сколько зайчиков и морковок?

Игра 2. «Собери в корзину»[9, стр. 42]

Цель: упражнять в счете до пяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве.

Оборудование: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.

Ход игры: ведущий предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов?



Игра 3. «Математика на магнитах»[9, стр. 42]

Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующим количеством предметов.

Материал: карточки с разным количеством предметов и цифрами.

Ход игры: ведущий предлагает детям рассмотреть карточки с цифрами и предметами. Детям дается задание: рядом с цифрой выложить ряды карточек с таким же количеством предметов. Вариант 2: к числовым карточкам подобрать карточки, на которых предметов на 1 больше (меньше), затем – на 2 больше или меньше.

Игра 4. «Золушка»[9, стр. 43]

Цель: продолжать учить составлять группу из пяти предметов; знакомить с составом числа из единиц.

Материал: изображения предметов в разном количестве (грибы, яблоки, клубника).

Ход игры: ведущий рассказывает о том, что мачеха приказала Золушке разложить угощения для гостей – на каждую тарелку по три предмета (яблоко, клубнику, гриб). Дети раскладывают предметы в заданном порядке, представляют число три в виде трех единиц.



Игра 5. «В магазине игрушек»[9, стр. 45]

Цель: закрепление порядкового счета, развитие внимания и памяти.

Материал: разные игрушки.

Ход игры: приглашаем детей в магазин игрушек. Чтобы купить какую-нибудь игрушку, надо посчитать их по порядку и назвать ее порядковый номер.

 

2 «Развитие конструктивных способностей»

Игра 1. «Выложи узор»[6, стр. 81]

Цель: развитие мелкой моторики, развитие конструктивных способностей.

Оборудование: цветные счетные палочки.

Описание: Взрослый выкладывает узор из палочек и предлагает ребенку повторить его. Перед началом работы следует обратить внимание ребенка на его правую руку, попросить поочередно указать на правую и левую руки сидящего напротив взрослого. В дальнейшем задание можно усложнить, предложив ребенку выложить узор без зрительной опоры на образец, по памяти.

Игра 2. «Построй»[4, стр. 5]

Цель: развитие мелкой моторики, развитие конструктивных способностей.

Оборудование: цветные кубики Никитина.

Описание: Ребенку предлагается построить дорожку по образцу, затем по памяти и словесной инструкции.

Игра 3. «Составление фигур из палочек» [5, стр. 25]

Цель: развитие мелкой моторики, развитие конструктивных способностей.

Оборудование: палочки Кюизенера.

Описание: Ребенку предлагают составить из палочек квадрат, прямоугольник и другие фигуры, какие он знает. Попросить ребенка объяснить, как можно с помощью палочек узнать, какая фигура занимает больше места. Попросить у ребенка узнать с помощью палочек, равны ли стороны у квадрата, у прямоугольника.



Игра 4. «Построй машинку» [8, стр. 37]

Цель: развитие мелкой моторики, развитие конструктивных способностей.

Оборудование: блоки Дьенеша.

Описание: Ребенку предлагают по образцу построить машинку из блоков. А затем у ребенка можно спросить: «Что эта машина может везти?»

Игра 5. «Постройка» [6, стр. 85]

Цель: развитие мелкой моторики, развитие конструктивных способностей.

Оборудование: материалы Фрейбеля.

Описание: Педагог читает детям сказку Л. Толстого «Три медведя». После прочтения педагог спрашивает детей: «Что можно построить для Маши? На чём сидела Маша?». Детям предлагается построить стул для Маши.

 

3 «Формирование целостности образа предмета»:

Игра 1. «Спрячь предмет»[Авторская игра]

Цель: развитие целостности образа предмета, геометрической фигуры; развитие воображения.

Оборудование: лист бумаги, плоскостные геометрические фигуры, плоскостные изображение предметов (грибок, домик, яблоко и др.) разного размера, простой карандаш, фломастеры.

Ход игры:

1 этап: На листе бумаги ребенок обводит геометрические фигуры маленького размера, создавая узор (изображение предметов, пряча один предмет в другой) и раскрашивает их.

2 этап: размеры геометрических фигур и предметов берутся большего размера, ребенок выполняет эту же работу. Но фигуры и предметы приходится прикладывать друг на друга. Создается другой узор. Предмет располагается за другим предметом.

3 этап: размеры геометрических фигур и предметов по размеру практически с лист бумаги. Фигуры и предметы приходиться накладывать друг на друга. Узор снова меняется.

Игра 2. «Подбери заплатку к платочку»[8, стр. 66]

Цель: Развитие восприятия цвета, формы, величины; умения концертировать внимание, сравнивать и обобщать, связную речь.

Оборудование: На картинках изображена полоска разноцветной бумаги с разными по форме отверстиями (заплатки), радом нарисованы «заплатки» разной формы, но одинаковые по цвету с полоской.

Ход игры: ребенок подбирает к отверстию на полоске свою «заплатку».

Игра 3. «Что забыл нарисовать художник»[1, стр. 92]

Цель: обучение последовательному рассматриванию картинки, нахождению недостающей детали в изображении.

Оборудование: незавершенный рисунок.

Ход игры: Ребенок рассматривает незаконченный рисунок и называет, что не дорисовал художник (у куклы – ногу, у собаки – хвост, у велосипеда – колесо, у самолета – крыло и т.д.).

Игра 4. «Кто спрятался»[1, стр. 93]

Цель: обучение определению по элементу целостный образ предмета.

Оборудование: игрушки, ширма.

Ход игры: из-за ширмы видна часть игрушки. Ребенок угадывает кто за ширмой.

Игра 5. «Загадочные рисунки»[3, стр. 92]

Цель: формирование целостного образа предмета, формирование умения выделять предмет среди множества других предметов.

Оборудование: рисунок с замаскированными предметами (рис. 3 источника)

Ход игры: ребенку нужно разглядеть, раскрасить и сосчитать изображенные на рисунке предметы.

«Посмотри внимательно на рисунок, здесь замаскированы разные предметы, найди их, раскрась и сосчитай».

 

4 «Развитие устойчивости внимания»

Игра 1. «Кого испугался охотник?»[1, стр. 76]

Игра предназначена для развития объема и устойчивости внимания.

Оборудование: рисунок с изображением леса, зверей и охотника.

Ход игры: Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кто мог испугать охотника в этом лесу? Покажи и объясни: – почему?»

Игра 2. «Корова Маня и ее хозяйка» [1, стр. 76]

Оборудование: рисунок с изображением лабиринта, простой карандаш.

Ход игры: В предлагаемом лабиринте ребенок должен пройти извилистую линию, проводя по ней пальцем или оборотной стороной карандаша, найти короткий путь, по которому могла бы двигаться хозяйка к своей корове Мане.

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображен лабиринт, по которому необходимо найти короткий путь. Однажды корова Маня заблудилась – забрела в глухой лес и не знала, как вернуться домой. Она проголодалась и начала искать сочную и вкусную траву. По какой тропинке должна двигаться хозяйка, чтобы как можно быстрее встретить корову?»

Игра 3. «Круги»[7, стр. 94]

В эту игру ребенок может играть один или в паре с партнером. Она предназначена для тренировки устойчивости внимания и умения различать величину предметов.

Оборудование: таблица с различными изображениями кругов.

Ход игры: Предложить ребенку отыскать все пустые круги в порядке уменьшения их размеров (от самого большого до самого маленького). Двойные и тройные круги следует игнорировать. Если участников двое, можно организовать соревнование между ними. Чтобы сделать игру более азартной, можно предложить им посоревноваться на время – кто быстрее и точнее выполнит задание.

Игра 4. «Цифры по порядку»[7, стр. 96]

Эта игра аналогична предыдущей, но вместо кругов используются цифры. Они располагаются в таблице в случайном порядке. Ребенку необходимо отыскать и называть числа в порядке возрастания, указывая их карандашом или указкой. Когда ребенок начинает легко ориентироваться в таблице, можно составить еще несколько аналогичных, но с большим количеством цифр. Игру можно усложнить и в другом направлении: например, несколько изменить задание – находить цифры в порядке убывания. Такое задание очень полезно для ребенка. Однако подобные игры лучше всего начинать с небольшого диапазона (например, цифры от 5 до 1), и лишь затем постепенно его увеличивать.

Игра 5. «Муха» [7, стр. 93]

Оборудование: вырезанное из картона небольшое квадратное поле, состоящее из девяти клеток.

Ход игры: По клеточкам игрового поля следует перемещать воображаемую «муху». Перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит путем подачи ей команд «Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево». По одной из этих команд «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» указывается перед началом игры, например, в центре. Ведущий подает 7 команд, за которыми игрок должен внимательно проследить (только глазами), после чего сделать еще три перемещения (по собственным командам). Выходить за пределы поля запрещается как ведущему, так и игроку, поэтому команда, нарушающая это правило, засчитывается как ошибка. Роль ведущего поочередно выполняют оба участника игры. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок.

 

5 «Формирование сукцессивного гнозиса»

Игра 1. ««Назови причину»[3, стр. 134]

Цель: формирование понимания причинно-следственных отношений.

Оборудование:

Ход игры: Объяснить ребенку, что у всего, что происходит, у любого явления, есть причина, есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?». Привести пример: лед — он появляется, когда очень холодно и замерзает вода. Попросить ребенка назвать причину таких явлений, как двойка, мама взяла зонт, листва облетает и т.д. Важно показать ребенку разнообразие последствий, вытекающих из одного и того же события реальной жизни. И наоборот — однозначное следствие из разных причин.

Игра 2. «Что сначала, что потом»[8, стр. 86]

Цель: развитие умения обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи; связную речь; наблюдательность, умение концентрировать и переключать внимание.

Оборудование: серия из 4 картин с последовательным сюжетом, текст детского стихотворения в соответствии с содержанием картинок.

Ход игры: педагог читает стихотворение. Ребенок показывает картинки по порядку, объясняет, почему он так думает, составляет предложение по картине.

Игра 3. «Исправь ошибку»[3, стр. 134]

Цель: наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) полностью меняет (вплоть до полной нелепицы) сюжет.

Оборудование: серия картинок.

Ход игры: перед ребенком раскладываются картинки в не правильном порядке. Ребенок раскладывает их по порядку.

Игра 4. «Прослушай, прочти и перескажи» [3, стр. 134]

Цель: обучение последовательному пересказу, обучение понимания основной идеи рассказа.

Ход игры: ребенку предлагается прослушать короткий рассказ (басню) с последующим пересказом и беседой о смысле произведения, его морали.

Игра 5. «Время и антивремя»[3, стр. 134]

Цель: обучение последовательному составлению рассказа в прямом и обратном порядке.

Ход игры: каждому из участников предлагается описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм и т.п. Сначала — правильно, а затем — задом наперед, от конца к началу.

 

Библиографический список

1) А.А.Катаева «Дидактические игры и упражнения» М., Просвещение, 1991г.

2) А.А. Осипова «Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет» М., 2001

3) А.В. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» М., 2002

4) Альбом с заданиями для игры «Сложи узор. Для детей 4-8 лет» Санкт-Петербург: ООО Корвет, 2005.-24 с.

5) В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008

6) Е.А. Короткова«Рисование, аппликация, конструирование в детском саду» Ярославль, Академия Развития, Харвест, 2009.-129 с.

7) И.А. Барташникова, А.А. Барташников «Учись играя» Харьков, 1997

8) Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» (набор игр с блоками Дьенеша) Санкт-Петербург, Корвет, 2005.-46 с.

8) Помоги принцу найти Золушку. Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. М., Просвещение, 1994

9) «Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций» под. ред. Т.С. Будько; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина.- Брест: Издательство БрГУ, 2006

 

 

Приложение 1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.