Сделай Сам Свою Работу на 5

ПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ






 


[1] Формулировки основных дидактических единиц можно использовать в качестве вопросов для повторения и контроля знаний по каждой главе.

 

[2] См.: Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.

[3] ЗуевС.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии, 1991— №2. — С. 21-27.

[4] Орлова Э. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.

 

[5] Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993. — С.

[6] Такое самоопределение проектировщика не фиксирует его принадлежность к данной культуре (и норме), оно не является также профессиональным, социальным или культурным актом — скорее, это самоопределение философа, указывающего на способ и специфику своего использования мыслительных средств и категорий. В данном случае происходит как бы отделение от “своей” культуры, и в момент этого отделения традиционная культурная норма исчезает, а новую только предстоит создать. При этом единственным материалом философа остается его собственное “Я” как полигон и источник новой нормативности. — См. подробнее: Зуев С.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии, 1991 — №2. — С. 21-27.



[7] См.: ЗуевС.Э. Указ. соч.

 

 

[8] "Евразийцы" называли такое образование "симфоническим" (или соборным) субъектом культуры, "культуро-личностью", которая не есть агломерат или простая сумма индивидуальных субъектов, но их согласованное множество в единстве (Н.С.Трубецкой, Л.П.Карсавин). Такой "соборный" субъект, считали они, есть действительность, не меньшая, но даже большая, чем отдельный индивидуум.

[9] См.: Сельвестров В.В. Культура как предмет теории // Культура. Традиции. Образование. — М., Рос. институт культурологии. 1993; Тасалов В.И. Между культурой и некультурой. Характеристика основных форм культурного процесса // Информкультура: Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. — М., 1994, вып.10; Каган М.С. Философия культуры. — СПб, 1996.



[10] См.: Тасалов В.И. Указ. соч.

[11] Всесторонний и детальный анализ этого пласта культуры дан в монографии А.С.Запесоцкого “Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции”. — СПБ, 1996.

[12] См.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979.

[13] Известно, что для оптимального развития ребенка, для того чтобы в нем сформировался необходимый социальный минимум подлинно культурных навыков обращения с предметным окружением, чтобы он вырос “культурно защищенным и творчески вооруженным на встречу с окружающим его миром”, ему нужны игрушки, книги, картины и т.д.

[14] Любимова Т.В. Будущее — это истина прошлого // Экология культуры. — М., НИИ культуры. 1991.

[15] См.: Любимова Т.В. Указ. соч.

[16] Т.В.Любимова считает, что если на месте храма возникает музей, то здесь Духа уже нет, а есть его театрализованное воспроизводство. Музей и памятник с духовной точки зрения есть процесс “заключения”, “запечатывания” культуры, связанный с отказом от будущего, обессмысливанием прошлого и опустошением настоящего. “Музей — это немножко всегда пародия” Т.е. культура в лице памятников и музеев пребывает в вечном настоящем, она отсечена от прошлого и будущего, вывернута наизнанку, она вынесена из времени, а значит, из сферы духа.

[17] См.: Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. Учебное пособие. — СПБ, 1996.

[18] См.: Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. -СПБ, 1996.



[19] Вероятно, переориентация в ХХ веке культурной деятельности с вопроса “что” на проблему “как” (или рост соответствующей тенденции) обусловлена прежде всего кризисом духовно-нравственных оснований национальных культур.

[20] К этому типу можно отнести современные культуры западных стран и США.

[21] В этой связи можно высказать одно предположение: баланс тенденций сохранения и изменения близок правилу “золотого сечения” — 1/3 — таково должно быть соотношение суммы новаций и традиций.

[22] См.: Генисаретский О.И. Регионализм, средовое проектирование и проектная культура // Экология культуры. — М.,НИИ культуры, 1991.

[23] В качестве примера можно привести Нефтеюганский район и город — социально-инфраструктурная составляющая здесь, практически, едина и расположена, в основном, в городе, а административные структуры города и района — разные.

[24] Например, Северо-Западный регион, Среднее Поволжье, Урал и т.д.

[25] О природных детерминантах культурной специфики региона П.Флоренский писал следующее: “Человек и природа взаимно подобны и внутренне едины. Человек — малый мир, микрокосм. Среда — большой мир, макрокосм. В среде нет ничего такого, что в сокращенном виде, в зачатке хотя бы не имелось в Человеке, а в Человеке нет ничего такого, что в увеличенных размерах, но разрозненно, не нашлось бы у среды”. — Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм // Богословские труды. — М., 1984. — Вып.24.

[26] В качестве примера проектного решения данной задачи можно привести программу “Возвращенные имена”, которая была разработана и реализована в Твери.

[27] Например, в Дзержинском районе г.Санкт-Петербурга программа была построена именно по этому принципу — в силу того, что в районе, практически, не было муниципальных учреждений культуры и досуга.

 

[28] Методологическое обоснование данного принципа и его практическая реализация в контексте проблем совершенствования университетского образования содержатся в монографии Запесоцкого А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. — СПБ, 1996.

 

[29] См.: Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1934.

[30] См.: Щедровицкий П.Г. Истоки культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. — М., НИИ культуры, 1992.

[31] См.: Иконникова С.Н. Культурное пространство и возрождение России // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. — СПб., 1996. — С.117.

[32] Как известно, развитие есть процесс и результат, который наиболее продуктивен в энергетическом поле альтернатив и не сводим ни к одной из них.

[33] ЗуевС.Э. Культура в контексте развития // Вопросы методологии, 1991, №2, стр. 21-27.

[34] На личностном уровне для характеристики изменений, полученных в результате реализации проекта, уместна категория “преображение” — она фиксирует целевую установку и качество культурного развития личности — ее новый образ, “образованность”.

[35]Дело в том, что сохранение носит более выраженный характер во всех “азиатских” и восточных культурах. Например, в Японии в основу государственной культурной политики положен принцип преемственности, развития как восстановления и совершенствования традиционных социальных институтов и форм бытия, которые должны быть переданы будущим поколениям. Японцы считают, что включенность в собственную традицию создает культурную память, “глубину”, “тылы” общественной жизни.

[36] Например, в 70–80-е годы от прямых политических репрессий советское государство перешло к идеологической ликвидации и подавлению инакомыслия.

[37] См.: Великоречин А. Всему голова // Клуб, 1991. — № 12.

[38] Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.

 

[39] См.: Дридзе Г.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. -М., 1995.

[40] См.: Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.

 

 

[41] См. проект “Музей и семья”.

[42] Специфика личностных проблем, технология их анализа будут даны в последующих разделах пособия.

[43] См. раздел пособия “Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений”.

[44] По мнению Э.А.Орловой, на этом уровне анализа ситуации выделение ее относительно неизменных и подвижных элементов целесообразно вести по следующим общезначимым измерениям: структура общественного разделения труда как установленные в обществе типичные виды занятости членов общества и связей между ними; характер распределения общественного богатства как источник обеспечения членов общества; совокупность юридических законов, регулирующих жизнь общества; ценности, утвержденные в рамках лидирующих институтов. При социокультурном проектировании на этом уровне по каждому из выделенных измерений в ситуации определяются те элементы, которые могут быть изменены — гипотетически и реально — в целях решения проблемы в общесоциальном масштабе. В этом случае проектные решения адресуются всем членам общества и осуществляются в виде реформ или изменений в законодательной сфере на государственном уровне. — См.: Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социокультурное проектирование: Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.

[45] Эта тенденция особенно заметно проявляется у ряда малочисленных народностей Северного Кавказа, Севера, Дальнего Востока.

[46] Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. институт культурологии, 1993.

[47] Было опрошено 6037 респондентов в 38 городах и селах пяти регионов — Московском, Пермском, Краснодарском, Челябинском, Красноярском.

[48] Фохт-Бабушкин Ю.У. О некоторых тенденциях в духовной жизни российского общества // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. — СПб., 1996. — C.77.

[49] См.: Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. — СПб, 1996.

[50] См. Культурная политика западноевропейских стран и проблемы социального развития.–Общие проблемы культуры. Обзорная информация. – Вып.2. — М., 1987.

[51] Орлова Э. Культурная политика в контексте модернизационных процессов // Теоретические основания культурной политики. — М., Рос. ин-т культурологии, 1996.

 

[52] Культурная политика России. История и современность. Серия: Ориентиры культурной политики. Вып.2-3. — М., Мин. культ. РФ, Рос. институт культурологии. 1996.

 

[53] См. раздел пособия “Культура как объект проектирования”.

[54] Данные формулировки проблем были получены в результате контент-анализа большого количества периодических изданий, социологических исследований ряда регионов России, проведения серии апробационно-поисковых игр с участием работников образования, учреждений культуры и искусства, органов управления, писателей и журналистов, депутатов, представителей общественных объединений и организаций.

[55] См.: Потенциал культурно-просветительной деятельности в сфере межнациональных отношений. – Обзор. инф. — Вып. 3. — М., 1989.

[56] К сожалению, катастрофически быстро растет число людей, нуждающихся в социально-педагогической реабилитации. В стране насчитывается несколько сотен тысяч старых и одиноких людей, нуждающихся в социальной поддержке и постоянном медицинском уходе.

[57] Программа эффективно реализуется во многих странах мира.

[58] Такой проект действует во многих странах Западной Европы и США. В России идея аналогичного проекта осуществляется в Екатеринбурге, где городская дума работает над созданием детской городской думы. Депутаты-дети будут действовать на неосвобожденной основе: обсуждать законопроекты, производить экспертизу городских программ и т.д.

 

[59] Например, проект “Школа социально-культурных технологий”, заявка на финансирование которого содержится в приложении к данному пособию.

[60] Например, для специалистов в области организации туристского дела в качестве проблем можно рассматривать: спад притока туристов в Санкт-Петербург; слабую информированность потенциальных туристов об отечественном и мировом рынке туристских услуг, которая позволяет турфирмам давать ложную информацию и обманывать клиентов; сокращение потока туристов в связи с усложнением процедуры оформления выездных и въездных документов, аккредитации фирм; снижение интереса к туризму как форме досуговой деятельности вследствие безответственной деятельности фирм-однодневок, преследующих цель извлечения сиюминутной прибыли (накладки в организации туров, организация туров в регионы со сложной социально-политической и санитарно-эпидемиологической ситуацией и др.); неразвитость инфраструктуры спорта, туризма и отдыха (отсутствие туристских маршрутов, баз отдыха); невостребованность ландшафтного и историко-культурного потенциала (района, города) и др.

Проблемами образования сегодня являются, например, несоответствие учебной литературы изменяющейся структуре и содержанию образования; низкий уровень преподавания в школах вследствие падения престижа педагогического труда; профессиональная непригодность значительной части педагогов к воспитательной работе. Отсутствуют ресурсные предпосылки для дифференциации и индивидуализации обучения, возможности реального контроля за педагогической деятельностью и ее результатами со стороны общественности и родителей.

 

[61]Идеи большинства отраслевых проектов возникли в процессе разработки городской программы поддержки и развития культуры г.Полярные Зори.

[62] Речь идет о Законе Российской Федерации "Основы законодательства РФ о культуре", Гражданском кодексе РФ, "Основных положениях перевода культурно-просветительных учреждений на новые условия хозяйствования", одобренных Государственной комиссией при Совете Министров СССР от 25 мая 1989 года (Протокол 13 раздел 1), а также Постановлении Правительства РФ от 26 июня 1995 года N609 “Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства”)

[63] См. раздел “Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений”.

[64] См. Приложение к данному разделу “Примерный перечень проблем, характеризующих состояние туристской отрасли”).

[65]Виды туризма (и соответствующие сегменты рынка):

Сегментация по целям: деловой туризм (бизнес-цели — установление контактов, стажировка, повышение квалификации); конгрессный туризм — поездки деловых людей для участия в международных научно-технических мероприятиях (конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах, выставках, проводимых в нашей стране и за рубежом); рекреационный (праздники, азартные игры и др.); культурно-познавательный; образовательный; этнический (ностальгический) — посещение родины, родственников, друзей и т.п.; экзотический туризм, предлагающий клиентам необычные путешествия и экскурсии (например, на Северный полюс, в Антарктиду, путешествие на воздушном шаре, подводной лодке и др.); спортивный туризм (охота, спортивные праздники, соревнования); лечебно-оздоровительный (посещение здравниц, санаториев); миссионерский (паломнический) — посещение храмов, религиозных праздников и т.д.; экологический туризм, экономический туризм (шоппинг-туры — shop-tours).

Социально-демографические сегменты туризма: семейный туризм, детский и молодежный туризм, туризм среднего возраста, туризм третьего возраста, социальный туризм (субсидируемый из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьников, студентов, пенсионеров, инвалидов и иных граждан); элитарный туризм.

[66] В основе идеи — тема, т.е. фон, на котором проходит реклама. Возможные темы: досуг, религия, развлечения, спорт, здоровье, экология. Например, реклама горнолыжных маршрутов обязательно должна соответствовать теме спорта, здоровья. Реклама в религиозные центры (такие как Израиль, Греция) — теме паломничества. Реклама отдыха в Испании (которая является одним из самых популярных маршрутов) должна соответствовать: теме экологии (испанские курорты считаются одними из самых экологически благоприятных), теме экзотики (зрелище корриды, знойные танцы фламенко), теме развлечения (знаменитый на весь мир аквапарк и другие мощные центры развлечений), теме досуга (экскурсии).

[67] Возможные цели и задачи рекламной кампании: имидж-реклама фирмы (внедрение в сознание потребителей четкий, позитивный образ марки и поддержка узнаваемости марки или услуги); обеспечение продвижения туристского продукта на рынке услуг (привлечение новых потребителей); стабилизация сбыта услуг и получение стабильной прибыли; создание круга надежных клиентов и увеличение вторичного спроса; расширение рынка сбыта за счет вытеснения конкурентов (информирование потребителя о своих преимуществах перед конкурентами); формирование в сознании потребителей ценности отдыха в любое время года; создание “поля доверия” между производителем и потребителем.

[68] Основные должностные и функциональные единицы современного КДУ (и соответствующие социокультурные технологии):

Менеджер. Его задачи — соорганизация других функциональных ролей между собой и контекстом, в рамках которого функционирует КДУ, т.е. создание оптимальных условий для успешной совместной деятельности коллектива, для эффективного взаимодействия со средой.

Специалист — человек, профессионально владеющий тем или иным видом социально-культурной деятельности. К этой группе следуети отнести всех руководителей коллективов, студий и кружков самодеятельности, спортивных тренеров, организаторов досуга.

Творец (художник). Это носитель редких технологий (в сфере искусства, традиционного народного творчества, народной медицины, экстрасенсорики и др.), умения или продукт деятельности которого необходимо донести до потребителя.

Лидер неформальной общности.

Импрессарио (антрепренер, продюсер, агент-устроитель) — посредник и организатор взаимодействия между “специалистами”, “творцами”, “лидерами” и широким кругом публики. Его задачи — обеспечить благоприятные условия для деятельности “специалистов”, т.е. для производства культурных ценностей и услуг (продуктов досуговой индустрии), а также для их реализации (продажи, “проката”). Для него публика должна быть представлена как сложно и тонко дифференцированная среда, где каждая категория и группа населения имеет свои проблемы, потребности, интересы. Он должен уметь выстраивать индивидуально формы продуктивного контакта “специалистов” и населения.

Реформатор (проектировщик, генератор идей) — нновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей и проектов в сфере досуга.

 

[69] См. проект слушаний в разделе “Социально-культурная программа как способ решения отраслевых проблем”.

[70] Под культурно-историческим наследием следует понимать тот пласт культуры, который представляет собой форму закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества (язык, идеалы, традиции, обычаи, обряды, праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы и ремесла; произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, коллекции, книги, рукописи, письма, личные архивы; памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого; уникальные ландшафтные зоны и местности археологического, исторического и научного значения, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки, а также другие предметы и явления, обладающие историко-культурной ценностью).

 

[71] См. раздел “Социокультурная ситуация и ее составляющие”.

[72] Социально-педагогические задачи следует отличать от задач социально-педагогической и социально-правовой службы. Последние заключаются в оказании помощи семьям с недостаточными воспитательными возможностями; устройство детей, оставшихся без родителей и контроль за условиями их жизни; выявление конфликтных семей и оказание им помощи; охрана интересов семьи и детей от посягательств и т.п.

[73] См. раздел “Содержание социально-культурных проблем и варианты их проектных решений”.

[74] Например, социальная база общественного объединения “Полицейская Ассоциация” — работники правоохранительных органов, состав общественного движения “Мемориал” — жертвы сталинских репрессий.

[75] Например, в задачи Ленинградской Областной Ассоциации скаутов входит: профилактика правонарушений среди подростков из неблагополучных семей, работа с группами “социального риска” (т.е. Ассоциация в данном случае решает соцмальные проблемы предотвращения преступности), снижение числа подростков, уклоняющихся от службы в ВС и др.

[76] Например, ассоциация “Особый ребенок” объединяет родителей, имеющих детей-инвалидов. Общество “Спасение семьи” — это объединение родителей, у которых дети больны аутизмом.

 

[77] Результаты исследования фонда «Культурная инициатива».

[78] См.: Панин Э.И. Возвращение (о репатриации депортированных народов) // Социс, 1990, № 12.

[79]Общественное объединениеэто добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения.

[80] См. Закон Российской Федерации “Об общественных объединениях”. — Российская газета, 25 мая 1995 г.

[81] Например, проблема аутсайдерства подростка, отсутствие условия для признания и самовыражения в классе или в неформальной группе можно компенсировать путем включения его в художественную самодеятельность, в объединение поисково-исследовательского характера и т.д.

 

 

[82] Программа действует в 14 странах мира.

[83] Программа была реализована на базе одной из московских школ.

[84] Автор программы — Р.Виттингтон (США).

[85] Проект реализуется на базе одной из школ г.Архангельска.

[86] Проблемная ситуация и варианты проектных решений, данных в разделе, касаются, в основном, детей-инвалидов.

[87] В данном случае дается характеристика программ, ориентированных на детей и подростков, имеющих ограниченные возможности и отклонения в развитии.

[88] Статистика свидетельствует о том, что каждый десятый из живущих на Земле людей — инвалид. — См. “Как общаться с инвалидами”. — М., “Преодоление”, 1993.

[89] См. Основные направления Федеральной целевой программы “Культура и инвалиды” на 1996-1998 годы. — М., Рос. Институт культурологии.1995.

[90] Проекты могут быть направлены на художественно-творческую и социально-психологическую адаптацию и реабилитацию, духовную и физическую реабилитацию, профессиональную ориентацию и реабилитацию.

 

[91] Данные задачи являются общими для разработки практически всех типов и видов социально-культурных и социально-педагогических проектов и программ. Соответственно, игровые методы проектирования обнаруживают свою эффективность в процессе формирования как социально-культурных (региональных и локальных), так и социально-педагогических проектов и программ.

 

[92] См.: Арутюнов Ю.С. Методологические вопросы деловых игр // Применение активных методов обучения: Тез. докл. научн.-техн. школы-семинара. — Л., 1987. — С. 85.

[93] Дудченко В.С. Инновационная игра как метод исследования и развития организаций // Нововведения в организациях. – М., 1983; Жежко И.В. Проектные игры в культуре//Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы.– М., 1986; Зинченко А.П. Организационно-деятельностная игра как средство программирования развития города // Целевое управление и имитационное моделирование. – Новосибирск, 1983; Пригожин А.И. Практическая деловая игра как метод выработки решений в социальном проектировании // Теоретико-методологические проблемы социального проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса.– М., 1986; Тюков А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального раз вития личности // Игровое моделирование. – Новосибирск, 1987.

[94] Дудченко В.С., Масалков И.К. Решение региональных проблем игровыми методами // Социс., 1991. — №7. — С.85-86.

[95] Жежко И.В. Игровой метод проектирования в сфере культуры // Прорыв в реальность. М.,

[96] Более подробно об указанных методах см.: Дудченко В.С., Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии // Социс., 1990 — №5. — С.106-107.

[97] На перспективу — строительство специального музейного здания (подготовка проектно-сметной документации, финансирование строительства и оснащения музея, комплектование штатов и т.д.).

[98] Эти же требования одновременно выступают в качестве критериев оценки социально-культурных проектов и программ.

[99] См.: Культура на перепутье. — М.: РКХ РИЦ Мин. культуры РФ. — 1994.

[100] Культура на перепутье. — С.214.

[101] В США, например, корпорации по производству сигарет финансируют крупные культурные проекты, обеспечивая тем самым косвенную рекламу своей продукции.

[102] Например, «заказчик» и «покупатель» социально-культурных программ – отдел культуры, а «потребитель» – конкретная социальная группа или все население. В такой ситуации учреждение культуры вынуждено ориентироваться на уровень и вкус того, кто «платит деньги». В результате – конъюнктурность работы, игнорирование проблем и потребностей социальных групп и личностей.

[103] См.: Баркан Д.И. Маркетинг для всех. Л., 1991.

 

[104] Разделы и содержание пакета предложений: цель, миссия и уникальность организации (т.е. что заслуживает финансовой поддержки); краткое описание проекта или программы, под которую запрашиваются средства; ссылка на наиболее яркие моменты в творческой деятельности организации, ее зрительская аудитория, посещаемость, положительные отзывы критики, связи с известными людьми и др.; упоминание других крупных доноров организации (это подтвердит ее жизнеспособность и может усилить желание перспективных доноров вложить средства; запрашиваемая сумма, определенная в процессе предшествующего изучения; указание на преимущества, которые получит вкладчик (ценности связей, им приобретаемых, свободный вход на престижные мероприятия, скидкина билеты и др.).

Состав сопроводительных материалов, прилагаемых к запросу: Полный бюджет организации, а если средства испрашиваются на проект, то индивидуальный бюджет проекта; Краткая история организации и ее планы; Список доноров прошлого финансового года; Справка об официальном освобождении вкладчика от налогов; Список членов совета попечителей и их профессии; Список программ, выпущенных в течение года; Самый последний отчет финансовой проверки; Самый последний годовой отчет; Иллюстративный материал: брошюры, газетные и журнальные статьи.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.