Сделай Сам Свою Работу на 5

Изучение познавательных особенностей детей дошкольного возраста (сенсорная сфера, мышление, память, внимание, воображение) – по одной методике.





Цель: овладеть некоторыми методиками диагностики познавательной сферы детей дошкольного возраста. Уметь соотнести полученные результаты с теоретическими знаниями о развитии познавательной сферы дошкольников.

ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ И УСТОЙЧИВОСТИ,

ВНИМАНИЯ

Ход выполнения задания.

Испытуемому предлагается бланк, на котором изображены пере­путанные линии и предлагают проследить каждую линию слева направо, чтобы определить, где она кончается. Начинать нужно с линии 1. Испытуемый должен записать тот номер, которым эта ли­ния заканчивается. Выполнять задание нужно, прослеживая линию взглядом, не пользуясь пальцем или карандашом, экспериментатор следит за этим.

Обработка результатов.

 
 

Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемо­му на прослеживание каждой линии и на все задание в целом. Время выполнения всего задания не должно превышать пяти минут. Фикси­руются остановки в деятельности испытуемого и правильность выпол­нения задания.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ

Ход выполнения задания

Испытуемому на короткое время (1 сек) предъявляются по одной каждая из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек. Каждая карточка показывается два раза. После этого ис­пытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение то­чек. На воспроизведение карточки с 2—5 точками дается 10 секунд, 6—7 точками — 15 секунд, 8—9 точками — 20 секунд.



Обработка результатов.

Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания ис­пытуемого. Существуют следующие нормативы:

I – 3 точки на двух карточках,

II – 4 точки —"—

III – 6 точек — "—

IV – 9 точек —"—

V 10 точек— "—
VI –11 точек — "—

VII –13 точек — "—

VIII –15 точек—"—

IX – 16 точек — "—

Ранговые места I и II свидетельствуют о малом объеме внимания, III—VII — о среднем, VIII и IХ — о большом.

 

МЕТОДИКА АНАЛИЗА УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ

Для исследования устойчивости внимания учащихся проводятся опыты с разными корректурами (буквенная, цифровая и фигурная пробы).

Ход выполнения задания.

Вначале экспериментатор предлагает испытуемому в бланке бук­венной корректуры зачеркивать какую-либо букву. По сигналу экспе­риментатора школьник начинает выполнять задание и через 5 минут его заканчивает. Через некоторое время та же процедура повторяется по отношению к цифровой, а затем — фигурной пробе.



Обработка данных.

В результате получают следующие данные: количество просмот­ренного материала, измеряемое либо в строках, либо в отдельных сим­волах (буквах, цифрах, фигурах), количество пропущенных букв, ко­личество неправильно зачеркнутых букв.

По существу эти данные характеризуют меру производительности и меру точности работы испытуемого. На их основании "выводится обобщенная оценка его работы. Показателем устойчивости внимания является количество просмотренных знаков в каждом виде корректуры в течение пяти минут и число допущенных ошибок. Показатель точ­ности работы вычисляется по формуле:

А = А/Р+К

где Р — число правильно зачеркнутых знаков, а К — число про­пущенных. Если испытуемый не допускает ни одного пропуска, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда меньше еди­ницы.

 

       
       
       
       
       
       
       
       

 

       
       
       
       

 

 

       
       
       
       
       
       
       
       

 



       
       
       
       

 

Тест “нахождение недостающих деталей”

Для исследования уровня развития образного мышления у детей 4—7 лет можно использовать тест «Нахождение недостающих деталей» (одно из заданий достаточно известного, но громоздкого и плохо применимого при обычной диагностике теста Векслера).

Стимулъный материал. Рисунки разных предметов, в которых отсутствуют какие-то части - иногда достаточно важные и хорошо видные (например, лицо без рта, расческа без зубцов), а иногда менее выраженные, хотя и имеющие важное значение для предмета (винтик в ножницах, петли в пиджаке). При проведении Данного теста ребенку можно давать не все фигуры, но не менее Десяти изображений предметов и так, чтобы среди них присутствовали как изображения с деталями, отсутствие которых хорошо видно, так и такие, для нахождения которых надо затратить определенное время.

Инструкция. Посмотри внимательно на картинку и скажи, чего в ней не хватает.

Проведение теста. Детям дают картинки и достаточное время

(не более 5 - 7 минут) для того, чтобы каждый ребенок мог найти недостающую деталь. Если ребенок дает правильный ответ, ему показывают следующую картинку; если ответ неправильный, взрослый просит внимательно посмотреть на картинку еще раз. Если по истечении отведенного на данную картинку времени ответ не найден, переходят к следующему заданию.

Анализ результатов. За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный ответ или отсутствие ответа - 0 баллов. В норме при предъявлении 14 картинок ребенок должен набрать 10 - 11 баллов. Если вы даете не все картинки, норма, естественно, снижается и при 10 картинках составляет 7 - 8 баллов.

При оценке уровня мышления не имеет значения, какие именно картинки вызвали затруднения у ребенка, не подсчитывается и время, затраченное им на это задание. Однако для анализа некоторых характеристик мыслительного процесса эти параметры также важно учитывать. Так, время, затраченное ребенком на ответ, характеризует уровень его импульсивности. Как правило, импульсивные дети (то есть дети, стремящиеся к быстрым, часто необдуманным действиям, подвижные, иногда даже расторможенные) затрачивают на данное задание не больше 10 минут. Как правило, они стремятся побыстрее закончить работу, избавиться от нее, поэтому набирают небольшое количество баллов (но, тем не менее, не меньше 9 баллов в норме). Такие дети плохо ориентируются в задании, им не хватает терпения и усидчивости для того, чтобы внимательно рассмотреть предложенные рисунки. Неправильные ответы у этих детей в основном относятся к тем рисункам, на которых недостающая деталь не бросается в глаза, в то время как у отсталых детей ошибки возникают при анализе любых картинок

У астеничных детей (особенно к концу работы), а также у детей с низкой концентрацией внимания ошибки возникают преимущественно при рассмотрении сложных, требующих внимательного анализа картинок. Эти дети, в отличие от импульсивных, затрачивают на выполнение задания много времени (15 - 17 минут). Таким детям рекомендуется давать меньшее количество картинок.

 
 

Стимулъный материал.

 

 


Тест “ Невербальная классификация ”

Для изучения словесно — логического мышления у детей 5—7 лет используют тест «Невербальная классификация».

Стимульный материал. 20 рисунков предметов, относящихся к двум классам близких по смыслу понятий, например диких и домашних животных, овощей и фруктов, одежды и обуви и т.п. Для детей 5—5,5 лет можно взять более легкий материал, то есть изображения предметов, далеких друг от друга, например одежда и транспорт. Могут быть использованы и картинки из лото, и вырезки из журналов, и рисунки — важно только, чтобы они были одинаковыми по цвету (не должно быть сочетания цветных и черно-белых изображений) и размеру. Количество картинок в каждой группе должно быть одинаково, то есть 10 диких и 10 домашних животных, 10 фруктов и 10 овощей и т.д.

Инструкция. «Посмотри внимательно, что я буду делать» — после этих слов взрослый начинает раскладывать картинки в две группы, не объясняя принципа систематизации. После того как взрослый разложит три картинки, он передает их ребенку, говоря: «А теперь раскладывай карточки дальше, делая так же, как я».

Проведение теста. Данная классификация называется невербальной, так как взрослый показывает, а не говорит, как нужно классифицировать. Выкладывая карточки, первые две возьмите из разных групп (например, волк и корова), а третья кладется под первой карточкой правильной группы, например карточка овцы — под коровой. Передав картинки ребенку, вы молча наблюдаете за его деятельностью. Если ребенок ошибся, вы без комментариев перекладываете карточку в нужное место, под правильную картинку.

Крайне важно при этом не вызвать у ребенка чувства отгороженности и неуверенности, поэтому ваше поведение не должно быть отстраненным. Вы можете улыбнуться детям, погладить их, сказать «Не вертись» или «Будь внимательнее». После того как ребенок закончит работу, его надо спросить, почему он разложил картинки на эти две группы и какое название он им может дать.

Анализ результатов. Данный тест выявляет уровень развития словесно-логического мышления детей. Именно поэтому так важно, чтобы дети самостоятельно сформулировали заданный принцип классификации. Время работы практически не ограничивается, хотя, как правило, классификация 20 картинок занимает в норме не больше 5-7 минут (для детей рефлексивных, с медленным темпом деятельности, время может быть увеличено до 8-10 минут). Главное внимание обращают на характер работы и количество ошибок, которые допускает ребенок.

Мы можем говорить о норме, то есть о среднем уровне интеллектуального развития в том случае, если ребенок допускает 2-3 ошибки, преимущественно в самом начале работы, пока понятия им еще не выделены окончательно. Бывают и случайные ошибки в процессе классификации, особенно у импульсивных детей, которые торопятся разложить картинки побыстрее.

Однако в случае, если ребенок допускает больше пяти ошибок можно говорить о том, что он не смог понять принципа, по которому ему надо разложить картинки. Об этом же говорит и хаотичный расклад, когда дети, не задумываясь, кладут карточки то в одну, то в другую группу. В этом случае работа может быть прервана, и взрослый вводит вербальное обозначение классифицируемых понятий. Как правило, детям говорят: «А зачем же ты кладешь рисунок лошадки в эту группу? Ведь тут волк, тигр, лев, то есть только те животные, которые живут на воле, в лесу или в джунглях. Это дикие животные, а лошадь — животное домашнее, она живет с человеком, и эту картинку надо положить в ту группу, где корова, осел». После этого классификацию доводят до конца, но не оценивают. Для диагностики (уже не только интеллекта, но и обучаемости) ребенку дают другой набор карточек, и в этом случае работу не прерывают даже тогда, когда он допускает ошибки.

Об интеллектуальных дефектах (задержке, снижении интеллектуального уровня) можно говорить в том случае, если ребенок и после объяснения взрослого не может справиться с заданием либо не может назвать разложенные группы картинок (в этом случае можно говорить о нарушении именно словесного мышления). Для подтверждения этого диагноза через какое —то время (день —два) ребенку можно предложить провести более легкую классификацию (например, овощи и мебель, люди и транспорт), с которой справляются даже дети 4,5—5 лет.

Для усложнения задания (например, при диагностике одаренных детей) можно предложить вариант классификации, не задавая ее основания, то есть не раскладывая перед ребенком картинки, поделив их на две группы. При таком задании детям просто дают все картинки и просят разложить их на две группы. Следует обращать внимание не только на ошибки, но и на быстроту выделения основания (то есть, как скоро ребенок понимает, какие два понятия надо выделить). Детям с высоким уровнем интеллекта достаточно, как правило, 3—4 картинок.


Стимульный материал.


Тест “ Последовательные картинки ”

Для диагностики словесно-логического мышления у детей 5— 10 лет можно использовать и тест «Последовательные картинки». Этот метод впервые был предложен еще Бине и в модернизированном виде присутствует практически во всех комплексных методах исследования интеллекта, в том числе в тесте Векслера.

Стимульный материал. Серия из 3-5 рисунков, в которых Рассказывается о каком-то событии. Для детей 5—6 лет в качестве Материала можно использовать фрагменты «Азбуки в картинках» Радлова или комиксы из детских журналов. Важно, чтобы событие было понятным для ребенка, связанным с его опытом, а картинки были размещены четко последовательно. Для детей постарше используют более сложные наборы, состоящие из 5—8 картинок.

Инструкция. Посмотри на эти картинки. Как ты думаешь, о чем здесь рассказывается? (Ребенку разрешают внимательно рассмотреть карточки, ознакомиться с героями и только после этого дают задание). А теперь разложи карточки так, чтобы получился связный рассказ.

Проведение теста. На столе перед ребенком в произвольном порядке раскладывают картинки, после чего дают первоначальную инструкцию. Если 5-6 -летний ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь наводящими вопросами: Кто здесь изображен? Что они делают? и т.д. Старшим детям такую предварительную помощь не оказывают. Убедившись, что дети поняли общее содержание картинок, вы предлагаете им разложить картинки по порядку. Младшим детям можно помочь, уточнив: «Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой оканчивается». В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать детям. После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате этого расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в раскладе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что не может быть так, чтобы сначала мальчика, например, наказали, а потом он разбил вазу, или чтобы сначала девочка пошла в магазин, а потом мама ей дала деньги. Если ребенок сам ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.

Анализ результатов. При анализе результатов учитывают прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования. Для детей 5—5,5 лет правильной может быть не только логическая, но и «житейская» последовательность. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди карточки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако для детей старше 6—6,5 лет подобный ответ считается неправильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, тестирование заканчивают, но если же он исправляет ошибку, тест повторяют с другим набором картинок, для того чтобы проверить обучаемость ребенка, что особенно важно как для расторможенных детей, так и для тех, с кем совершенно не занимаются дома. При обучении прежде всего нужно внимательно рассмотреть каждую картинку вместе с ребенком, обсуждая ее содержание. Затем анализируют содержание всего рассказа, придумывают его название, после чего ребенку предлагают разложить картинки по порядку. Как правило, большинство детей успешно справляется с заданием. Однако при серьезных интеллектуальных отклонениях необходимо раскладывать картинки вместе с ребенком, объясняя, почему данную картинку кладут именно на это место. В заключение совместно с ребенком воспроизводят весь сюжет, причем взрослый каждый раз указывает на ту картинку, о которой идет речь в данный момент. Можно даже вычертить схему рассказа, положив картинки на лист белой бумаги и соединив их стрелочками, указывающими

 
 

последовательность действий.

Стимульный материал.

 

Тест «Исключение четвертого»

Тест «Исключение четвертого», который также применяют при диагностике словесно — логического мышления у детей 7— 10 лет, может быть использован и для тестирования детей с 5 лет при замене словесного стимульного материала на образный.

Стимульный материал. 12 карточек с четырьмя словами (или четырьмя изображениями), одно из которых лишнее.

Инструкция. Прочитай эти слова (или посмотри на эти картинки). Одно из них здесь лишнее, оно не связано с остальными словами. Подумай, какое это слово, и назови его.

Проведение теста. При проведении диагностики дошкольников каждую карточку с изображениями предметов (или со словами, если детям 6—7 лет и они хорошо развиты) дают отдельно. Таким образом в процессе тестирования детям последовательно предъявляются все двенадцать. Каждое следующее задание дают ребенку после его ответа, независимо от того, правильный он или нет. Детям 7—10 лет, как правило, предъявляются сразу все карточки, которые они постепенно анализируют. Помощь взрослого заключается только в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал?», «Ты уверен, что выбрал правильное слово?», но не в прямых подсказках. Если ребенок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным.

Стимульный материал.


 
 

 

 

Тест «10 предметов»

Стимульный материал. Карточка, на которой нарисовано 10 разных предметов, достаточно крупных и находящихся на некотором расстоянии друг от друга. Размер карточки не должен быть меньше стандартного альбомного листа.

Инструкция. Посмотри внимательно на картинку, рассмотри нарисованные предметы, постарайся хорошенько их запомнить. < Через некоторое время ты мне расскажешь, что здесь нарисовано.

Проведение теста. После инструкции детям дают на 2—3 минуты картинку. Маленьким детям можно помочь, рассматривая картинки с ними вместе и называя нарисованные предметы, обращая при этом внимание ребенка на то, что ему их надо хорошенько запомнить. Таким образом создается дополнительная: установка на запоминание. После того как ребенок рассмотрел предметы, карточку у него отбирают, напоминая о том, что через некоторое время (20—30 минут) он должен будет вспомнить все нарисованные предметы. При воспроизведении, когда ребенок вспоминает, какие предметы были нарисованы, можно добавить: «Помнишь, я тебе говорила о том, что их надо хорошенько запомнить?». Количество правильно воспроизведенных предметов, а также число ошибок, допущенных ребенком, фиксируют. Ошибки в процессе воспроизведения не исправляют. Когда ребенок скажет что больше он ничего не помнит, можно показать ему карточку, спросив, какие предметы он забыл назвать. Таким образом можно выявить способность ребенка к узнаванию. Обычно карточку предъявляют повторно только при плохом воспроизведении, если он может вспомнить не больше 1—3 предметов.

Анализ результатов. Нормой считается воспроизведение 4—6 предметов. Если ребенок не может вспомнить ни одного предмета либо вспоминает их неправильно, можно предположить наличие интеллектуального отклонения, однако только дальнейшее исследование покажет, связано ли оно с нарушением самой памяти либо с нарушением произвольной регуляции деятельности (особенно часто встречающейся у импульсивных детей, которые просто не могут сосредоточиться на задании).

Стимульный материал.

 
 

 

Тест «10 слов»

Стимульный материал. Ряд из десяти не связанных между собой слов. Для детей 4,5—6 лет он может быть следующим:

самолет,

чайник,

бабочка,

ноги,

бревно,

свеча,

тачка,

журнал,

машина,

волк.

Инструкция. Слушай меня внимательно. Я сейчас скажу тебе слова, которые ты должен будешь запомнить и повторить мне в конце занятия.

Проведение теста. После инструкции взрослый медленно (с интервалом в 1—2 секунды) и четко произносит приведенные выше 10 слов. По окончании он просит ребенка повторить их; в случае необходимости исправляя сделанные ребенком ошибки, взрослый записывает, сколько было сделано ошибок. Затем ребенка просят повторить слова еще раз, и так до тех пор, пока он не повторит все слова правильно. После того как ребенок воспроизведет весь ряд слов, взрослый медленно и четко повторяет эти слова еще раз. Примерно через 20—30 минут ребенку предлагают вспомнить эти слова, причем теперь взрослый ему не помогает, а только записывает, сколько слов воспроизведено правильно.

Анализ результатов. Количество правильно воспроизведенных с первого раза слов показывает объем памяти, а число повторений, необходимых для запоминания всего ряда, говорит о скорости запоминания. Норма для детей 5—б лет — воспроизведение 4х слов при первом воспроизведении и запоминание всего ряда поел 2—3 повторений. При отсроченном воспроизведении (через 20-30 минут) в норме дети должны воспроизвести 5—7 слов. Если ребенок не мог воспроизвести даже 2—3 слова, как при мгновенном так и при отсроченном воспроизведении, либо не запомнил ряд после 5—7 повторений, это говорит о низком уровне непосредственной памяти. Можно предположить, что у данного ребенка при обучении возникнут трудности, однако без дальнейшего анализа рано говорить о каких-то интеллектуальных отклонениях или нарушениях.

 

 

Тест «ДОРИСОВЫВАНИЕ»

Стимульный материал. Листы белой бумаги, в середине которых простым или черным карандашом нарисованы контуры.

Инструкция. Посмотри на этот листок. Кто-то из ребят начал рисовать, но не успел закончить. Придумай, что из этого может получиться, и закончи, пожалуйста, рисунок.

Проведение теста. Детям дают только простой или черный карандаш. Взрослый не вмешивается в процесс рисования и на возможные вопросы детей отвечает, что они могут рисовать все, что им хочется. Для дорисовывания детям обычно предлагают по очереди 5—6 контуров (по мере выполнения). После выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что именно нарисовано на картинке, однако при возникновении затруднения взрослый не настаивает на ответе.

Анализ результатов. При интерпретации полученных данных обращают внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывают с общим количеством ответов (например, дети дают не одно, а два - три возможных названия картинок, предлагают несколько вариантов дорисовывания и т.д.). Максимальное количество баллов — 3, минимальное — 0 (если ребенок отказывается рисовать). Гибкость оценивают по количеству использованных категорий в содержании рисунков (например, ребенок рисует только людей или и людей, и животных, и разнообразные предметы). Отказ от задания — 0 баллов, максимальное количество баллов — 3 (при использовании нескольких категорий). Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 — звери, пища, транспорт; 2 — игрушки, человек; 3 — герои сказок, одежда, птицы, растения; 4 — мебель, рыбы; 5 — насекомые, техника, 6 — предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, постельные принадлежности.

Кроме беглости, гибкости и оригинальности, оценивают и характер рисунка — важный показатель творческих способностей ребенка. При отказе рисовать, воспроизведении тождественного контура рядом с основным, прикреплении овала к бумаге без

называния рисунка и дорисовывания — 0 баллов. Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко, шарик, волны), — 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человечек, кораблик, дорожка в саду), — 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью (включение) — 3 балла. Рисунок со — держит определенный сюжет, выражает некоторое действие — 4 балла. Рисунок включает в себя несколько персонажей или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, — 5 баллов.

В норме дети должны набрать 6—9 баллов, получив по 1—2 балла за беглость, гибкость и оригинальность и 3—4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2—3 баллов, фактически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.

При исследовании детей 3—4 лет диагностируют и степень развития их планирования, наличие ориентировочной части деятельности. Для детей, которые могут назвать содержание рисунка еще до начала работы, характерно наличие сформированной ориентировки и планирования, что становится нормой только к концу этого периода. Обычно дети этого возраста дают название рисунку только к концу работы, отсутствие же названия даже после наводящих вопросов взрослого говорит не только о невысоком уровне креативности, но и об отсутствии планирования деятельности, которое влияет и на общее познавательное развитие.

 
 

Беглость, гибкость и оригинальность названий, данных ребенком своим рисункам, также оценивают по шкале для оценки рисунка. При этом оценивается вербальная креативность, которая может существенно отличаться от образной. Поэтому подсчет этих баллов производят отдельно. При анализе надо обращать внимание и на характер работы, так как некоторые дети с увлечением дорисовывают, создавая оригинальные произведения, однако теряются, когда надо дать им названия. Для этих детей характерна именно образная креативность. Другие ребята, наоборот, плохо рисуют, иногда с трудом дорисовывая даже простые контуры, но могут придумывать оригинальные названия для рисунков и разворачивать целые рассказы о них. Для этих детей, соответственно, характерна высокая вербальная креативность.

Стимульнъш материал.

Тест «Эталоны»

Стимулъный материал. Таблица с различными фигурками. Внизу таблицы дается эталон. Необходимо иметь и вырезанные из картона эталоны, которые используются для помощи детям и Для их обучения. В приложении приведена таблица и четыре эталона.

Инструкция. Посмотри на эту фигурку (показывают эталон). Она решила спрятаться и укрылась среди других фигурок, надела На себя дополнительные украшения, но форма ее осталась прежней. Найди ее в этой таблице.

Проведение теста. После инструкции детям предоставляют возможность рассмотреть эталон, и даже провести рукой по его контуру Затем ребенку дают таблицу, в которой он должен найти фигурку. Если ребенок не может найти ни одной, даже самой простой фигурки, ему разрешают взять вырезанный из картона эталон, который он может прикладывать к разным фигуркам, чтобы найти полностью совпадающую. Такое занятие уже нельзя считать диагностикой, фактически это коррекция восприятия, причем именно того процесса, который нарушен у ребенка.

Анализ результатов. При интерпретации следует обращать внимание как на количество ошибок, так и на характер деятельности детей. Так, детям, которые затрудняются и не могут найти правильный ответ, надо предложить обвести пальцем контуры фигурок, сравнив их с контуром эталона. Если это помогает прийти к правильному решению, можно сделать вывод, что у данного ребенка действия восприятия еще плохо интериоризованы (что для 5-летнего ребенка является недостатком), но сама ориентировка адекватна. Можно предположить, что эти дети будут испытывать затруднения и при предъявлении тестов на диагностику мышления, поэтому им нужно оказать помощь, обучить выделению информативных точек и постепенной интериоризации действий восприятия.

Ошибки импульсивных детей с быстрым темпом деятельности и отсутствием ориентировки связаны с неумением организовать свою деятельность, сосредоточиться на задании; 16 фигурок, из которых надо выбрать правильную, отвлекают и рассеивают их внимание, поэтому можно уменьшить количество фигурок, закрыв три ряда из четырех листком белой бумаги. Если ребенок перестает делать ошибки, можно с уверенностью сказать, что причина его отставания — не отклонения в развитии познавательной деятельности (восприятия или мышления), а низкая организация деятельности и низкая концентрация внимания, расторможенность. В этом случае ребенку можно помочь построить план деятельности, научить ориентироваться в задании.

Если дети не могут найти правильную фигурку даже при помощи взрослого, можно говорить о возможности наличия интеллектуального дефекта (или отставания). Такие дети нуждаются в специальном обучении, им нужно помогать и ориентироваться в задании, и выделять информативные точки, и обобщать сенсорные эталоны. Именно для обучения этих детей и нужны вырезанные из картона эталоны, которые они рассматривают, описывают наиболее характерные детали, а затем прикладывают по очереди ко всем фигуркам в таблице. Взрослый должен обращать внимание ребенка на расхождения или совпадения контура фигуры и эталона. Постепенно деятельность детей усложняют, им предлагают, не пользуясь эталоном, сначала обводить контуры пальцем, а затем, по мере обучения, искать нужные фигурки без посторонней помощи.

Стимульнъш материал.


 

Тест «Разрезные картинки»

Стимульнъш материал. Цветные картинки, разрезанные на несколько частей. Для 3—4—летних детей используют картинки, разрезанные на 2—4 части, а для 4—6-летних — картинки, разрезанные на 4—6 частей. Если вы считаете необходимым провести диагностику восприятия у школьников (обычно в этом возрасте оно уже не исследуется), рекомендуется применять более сложные рисунки — не с одним предметом, а с группами или с ситуациями.

Инструкция. Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.

Проведение теста. Ребенку по очереди предъявляют разрезанные изображения предметов — от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие. Картинку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь. Если изображение не узнано до начала работы, предлагают начать собирать картинку, и в процессе тестирования (либо после его окончания) взрослый еще раз спрашивает ребенка, узнал ли он изображенный предмет.

Анализ результатов. При интерпретации прежде всего обращают внимание на наличие у ребенка целостного образа предметов. Тест направлен и на изучение уровня развития действий восприятия, умения выделять информативные точки и по ним воспроизводить образ предмета. В норме дети легко справляются с такими заданиями, быстро узнают нарисованные предметы, при сборке которых возможны некоторые затруднения в деталях (например, найти правильное место для ног куклы или ее банта). О нарушении восприятия можно говорить в том случае, если 3— 4—летний ребенок не может узнать ни машинки, ни собаки. В этом случае необходимо начать обучение ребенка, показать ему наиболее характерные детали этих предметов, вместе с ним собрать картинку. После обучения необходимо предложить ребенку выполнить аналогичное задание, но уже без помощи взрослого. В сложных случаях детям показывают, на что надо смотреть, то есть показывают, как искать информативные точки не на одном, а на нескольких предметах.

Стимульный материал

 
 

Рекомендации студентам

Результаты обследования студенты оформляют в следующую таблицу

Ф.и ребенка Возраст Особенности психических познавательных процессов Примечание  
памяти внимания мышления воображения
               

Тест “МАСКИ”

Для исследования общения ребенка со сверстниками, определения его статусного места в группе используют тест «Маски». Этот тест можно применять при исследовании детей 5-летнего возраста и старше.

Стимульный материал. Набор из четырех масок, нарисованных на бумаге, символизирующих хорошее и плохое настроение, и стремление к доминированию или подчинению.

Инструкция. Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы (своего класса)? А на кого из них ты смотришь обычно вот так? (показывают каждую из масок по очереди) ? А кто из ребят на тебя чаще всего смотрит вот так? (опять показывают по очереди каждую из масок).

Проведение теста. Четыре маски выкладывают в ряд перед ребенком. После того как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос, каждую из масок по очереди дают ребенку и задают вопрос, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит. Принимается любой ответ, в том числе и отказ отвечать.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.