Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Человек, его три тела и их функции





Душа содержит внутри себя все потенциальные возможности, и по мере того как человек развивается, он открывает новые энергии и новые качества в своей жизни.

Человек может появиться и функционировать на нескольких планах в соответствии с его эволюцией. Большинство людей этого века могут проявиться только на низших планах. Высокие планы используются только некоторыми продвинутыми людьми, хотя каждый человек, как бы он ни был слабо развит, потенциально обладает всеми высшими первоосновами.

Несмотря на то, что физическое тело является наинизшим и грубейшим проявлением человека, оно составляет основу для роста на настоящей стадии развития. Тело — это храм живущей в нем души. И для того чтобы сделать его совершенным инструментом, нужно хорошо научиться управлять им.

Если посмотрите кругом, то увидите, что физические тела различных людей развиты в разной степени. Некоторые сильные, другие слабые, некоторые худые, другие толстые. Долг каждого развитого человека тренировать свое тело до высочайшей степени совершенства, так чтобы оно могло быть использовано для занятий с целью духовного продвижения.



Одним из наиболее важных аспектов изучения в философии йоги является вопрос, как подчинить тело интеллектуальному контролю ума. Мудрец Патанджали в своих "Афоризмах йоги" определяет йогу как сочетание модификаций принципов мышления, достигаемых различными методами или способами, такими, как контролирование дыхания и статичные позы, каждый из которых тесно связан с разумом.

Эта связь подтверждается нашим ежедневным опытом. Когда человек погружается в глубокое раздумье, дыхание замедляется. Временная остановка ментальной активности усиливается пропорционально замедлению дыхания, в случае удушья ментальная активность прекращается до момента восстановления дыхания. Полное исчезновение рассудка происходит при смерти тела.

Эти рассуждения доказывают, что ум, жизненно важное дыхание и тело связаны непосредственно. Ум и тело есть инструменты, с помощью которых мы получаем весь жизненный опыт.

Существуют различные виды йоговской практики, при которых Бог постигается различными путями. Но психические изменения и жизненно важное дыхание всегда берутся под контроль. Предпосылками йоги являются мораль, установка на духовность и регулярная практика йоговских упражнений. Одна из форм йоги — хатха-йога уделяет первостепенное внимание физическому телу, которое является средством существования и активности души. Чистота ума невозможна без чистоты тела, в котором он функционирует и через которое он подвергается воздействиям. Итак, в философии йоги отдается предпочтение мобилизации тела и контролю жизненной энергии.



Мы можем разделить йогу следующим образом:

Очищение тела снаружи и изнутри.

Практика поз.

Практика мудр и бандх, которые подобны позам и создают определенный вид электрического тока, или силу, называемую КУНДАЛИНИШАКТИ (суперэнергия).

Контроль жизненно важного дыхания через йоговское дыхание.

Успокаивание ума и его модификаций, отключая чувственное восприятие.

Развитие психического контроля или концентрации.

Медитация на различные нервные центры, которые делают ум стабильным, подобно пламени свечи в закрытом помещении.

Последняя стадия — суперсознание, когда маленькое эго "я" соединяется с супер Я или Богом.

Первые три процесса предназначены для тренировки грубого физического тела. Следующие три этапа: дыхание, приведение ума в спокойное состояние и концентрация предназначены для усиления и контроля второго вместилища души — астрального тела. Медитация — седьмой процесс — используется для преодоления границ как физического, так и астрального тела. Здесь душа работает в каузальном теле, тончайшем из всех вместилищ души.



В этом теле душа может выражаться ясно и знать свою силу и потенциальную возможность, потому что здесь ум и "эго" функционируют только в ограниченной степени.

В конечной стадии души ничего не связывает. Здесь душа как чистое сознание имеет полное выражение, т. к. она уже преодолела все ограничения и барьеры своих вместилищ, своих тела и ума. В этом состоянии душа или дух вместо души объединяется с Богом или вселенским духом.

Душа или дух является неделимым целым. Ум и тело, являясь активной энергией души, которая происходит из души и приносит индивидуальное сознание, являются частями целого. Таким образом, сознание или душа, оставаясь неизменной в одном аспекте, изменяется в другом аспекте в активную энергию, проявляясь как ум и тело. В конечной стадии душа снова осознает ее действительную природу через отрицание скрытой первоосновы — тела — ума.

Сейчас мы проанализируем различные тела, в которых душа работает.

Человеческий организм состоит из различных особых частей, более или менее связанных. СТУЛА — масса, СУКШМА — тонкий и КАРАНА. Причем различные части чистой души или АТМАНА составляют каузальное тело.

Первым является видимое плотное тело, содержащее частицы материи, взятые из земли или физического плана, оно наинизшее в системе, состоящей из пяти компонентов. Материя этого плана, так же как других четырех, делится на пять составляющих, три нижние состоят, как известно, из твердой, жидкой и газообразной материи соответственно. Из оставшихся двух высшее состоит из атомной части физического плана, и остальное — электрическое вещество, различное по плотности.

Видимая часть тела разделяется на две оболочки, известные МАННАМАЯ КОША, оболочка пищи, и ПРАНАМАЯ КОША, или витальная оболочка. АННАМАЯ КОША формируется из твердой, жидкой и газообразной материи, в то время как витальная оболочка состоит из электрических частиц и атомов, она также является частью, в которой выражается сама основа жизни человека. Хотя эти оболочки, как правило, разделены одна от другой, они разделены только в исключительных случаях, таких, как под наркозом или в состоянии транса, когда может возникать частичное и временное разделение между этими двумя оболочками.

ПРАНАМАЯ КОША, или витальная оболочка, аналогична по форме оболочке пищи, поэтому о ней говорят как об эфирном двойнике. В так называемом состоянии смерти две КОШИ, наконец, разделяются и становятся несвязанными.

В течение сна душа покидает оболочку пищи, проходя в тонкое тело, отдыхает без контакта с физическим телом, хотя оба тела соединены.

Как хорошо известно, эфирная оболочка не есть физическое тело, хотя тесно связана с ним и в точности проявляется как его двойник. Эта эфирная, или витальная, оболочка уже известна людям в течение столетий, что является поводом многих суеверий и научных исследований. Состоя из материи более тонкого характера, чем наше физическое тело, витальная оболочка является его точным двойником и может отделиться от него при определенных условиях. Обычно отделение очень сложно, но у человека, имеющего некоторую степень духовного развития благодаря психической функции, эфирное тело может отделиться и отправиться в длительное путешествие.

Это тело продолжает существовать некоторое время после смерти человека, которому оно принадлежало. При некоторых условиях оно видно живым людям. Обычно известное как привидение или душа и т. д., оно обычно не видимо для тех, кто обладает способностью ясновидения. Сейчас вполне понятно, что при благоприятных условиях витальная оболочка умирающего человека может быть видна друзьями, знакомыми и другими, кто близок к нему, причем психическое состояние наблюдателя имеет, безусловно, большое значение. Ясновидящий может видеть эту оболочку — как двойника, физического тела, отходящего от физического тела в час наступления смерти. Видны колебания над физическим телом, которые ограничены тонкой нитью. Когда нить рвется, человек умирает, и дух уходит, ведя другие тела с собой.

Нужно понять, что хотя эта оболочка и является более тонкой разновидностью материи физического тела, она только средство передвижения души. После смерти, так же как и во время сна, ДЖИВА, или индивидуальность, не функционирует на физическом плане, называемом БХУ ЛОКА, но проводит все свое время на следующем более высоком астральном плане — БХУВАР ЛОКА, материя которого более тонкая.

Из всех тел, используемых на этом плане, два объединяются вместе под именем СУКШМА ШАРИРА, или астральное тело. Одно из них сделано из пяти составных частей материи этого плана, и через него выражается эмоциональная природа человека.

Другое вместилище души состоит из материи более низкого подплана, чем СВАРЛОКА, или огненного плана. Через нее человек выражает свою рациональную способность.

Два вместилища души работают вместе до того момента, пока не разделятся окончательно. Одно тело известно под именем СУШИМА ШАРИРА, МАНОМАЯ КОША, или ментальная оболочка. Конечное разделение между ними возникает, когда индивид уже обитает в БХУБАР ЛОКА и на следующем плане, для которого гарантируется время как природа его последней физической жизни. Возникает момент распада эмоционального вместилища души. Затем оно переходит на СВАРЛОКА — следующий план, причем уцелевшая часть является истинным ментальным вместилищем души.

После своей остановки в СВАРЛОКА в течение периода, длительность которого определяется безупречностью или добродетельностью его физической жизни, ментальное тело человека распадается и уходит на следующий план — МАХАРЛОКА, расположенный в тех более высоких подпланах АГНИ в его каузальном теле.

Это вместилище души относительно постоянно; оно образовалось миллионы лет назад, когда человек проходил путь от чисто животного состояния до человека. С тех пор око растет более или менее вместе с физическим телом, которое работает только на физическом плане. Другое название для этого вместилища души ВИДЖМАНАМАЯ КОША — тело знания, или интеллектуальное тело.

Существенное различие имеется между знаниями, которые индивид получает через интеллектуальную оболочку, и знаниями, которые он получает через МОНОМАЯ КОПТУ— астральное тело. Знания, получаемые вторым путем, являются продуктом сложного процесса рассуждения, который имеет тенденцию ошибаться, и это поле ошибок возрастает под влиянием эмоций, действующих на рассуждение. Это обусловлено делением ума на чистое и нечистое состояние.

Эти три тела описаны великим Свами Шивананда в книге "Первый урок Веданты". "Физическое тело подобно льду, тонкое тело подобно воде, и тело семени, или КАРАНА ШАРИРА, подобно пару."

Физическое тело состоит из пяти элементов, называемых ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ, ОГОНЬ и ПРОСТРАНСТВО. Так как оно сделано из млечного сока, крови, плоти, жира, кости, костного мозга и т. д. (оно называется на санскрите ЦЕХА), то оно распадается в старости и имеет несколько стадий существования, которыми являются рождение, рост, изменение, распад и смерть.

Тонкое или астральное тело состоит из девятнадцати элементов, которыми являются пять органов действия, пять видов жизненного воздуха, пять органов знания и четыре ментальных первоосновы, именуемые как ум, интеллект, подсознание и эго. Астральное тело заключает в себе средство выражения удовольствия и страдания. Оно аннулируется только тогда, когда человек достигает конечного освобождения. И когда он достигает единения с Богом.

Тело семени известно как КАРАНА ШАРИРА, или каузальное тело. Полное безграничное неведенье, которое невозможно описать, называется телом причины, т.к. оно одновременно причина грубого и тонкого тел.

Пять оболочек покрывают дух или душу. Так же как наволочка покрывает подушку, дух покрыт телом, жизненным воздухом, умом, интеллектом и телом причины. Эти пять оболочек известны как АННАМАЯ КОША — оболочка пищи; ПРАНАМАЯ КОША — жизненная оболочка; МАНОМАЯ КОША- ментальная оболочка; ВИДЖМАНАМАЯ КОША — интеллектуальная оболочка; АНАНДАМАЯ КОША — оболочка блаженства.

АННАМАЯ КОША, или оболочка еды в грубом физическом теле состоит из пяти элементов: земля, вода, огонь, воздух и пространство или эфир. Так как она состоит из еды, то в конце концов она может снова превратиться в пищу; так как после того как тело похоронено, оно становится пищей для растений и животных.

Жизненная оболочка состоит из жизненного воздуха и пяти органов действия. Ментальная оболочка состоит из ума, подсознания и пяти органов знания, называемых на санскрите ДЖНАНА ИНДРИЯ. Интеллектуальная оболочка состоит из интеллекта и эго, работающих с пятью органами знания или органами восприятия знания. Последняя оболочка — оболочка блаженства, через нее индивидуальный дух приобретает хорошие поступки. Когда мы спим, мы познаем радость, блаженство, спокойствие и мир, которые мы получаем через эту оболочку. Делая хорошие действия, мы познаем удовольствие.

Три характерных признака оболочки блаженства известны как ПРАЯ, которая является радостью, познаваемой при взгляде на объект. Следующий признак — МОДА — большая радость, ощущаемая при владении желанным объектом. И ПРАМОДА — большая радость, познаваемая после получения удовольствия от желанного объекта.

Эти пять оболочек разделены на три тела: физическое, астральное и каузальное. Физическое имеет только одну оболочку — оболочку еды. Астральное имеет три оболочки — жизненную, ментальную и интеллектуальную. А каузальное тело имеет последнюю оболочку — оболочку блаженства.

В рабочем состоянии, когда человек функционирует со своим физическим телом, функционируют все пять оболочек. При сновидениях физическое тело никогда не работает, таким образом, человек работает с четырьмя оболочками, которые есть жизненная, ментальная, интеллектуальная и оболочка блаженства. В состоянии глубокого сна он функционирует только с одной оболочкой — оболочкой блаженства, или АНАНДАМАЯ КОША.

Существование, рождение, рост, изменение, распад и смерть являются качествами физического тела. Голод, жажда, тепло и холод являются качествами жизненной оболочки. Мышление, сомнение, гнев, вожделение, веселье, депрессия, иллюзия и т. д. являются продукцией ментальной оболочки. Распознавание и решение являются функциями интеллектуальной оболочки, и восприятие удовольствия — функция АНАНДАМАЯ КОША, или оболочка блаженства.

Эти различные тела и различные оболочки не могут быть поняты теми, чей ум обернут в материальную оболочку и кто думает, что все есть только химическая реакция в мозге. Но никто не может отрицать существование тонкого тела или духа, в различных телах.

В следующих главах мы будем рассматривать практический и научный подход к контролю над телами или вместилищами чистого духа.

Наука йога существует с доисторического времени, когда человек следовал естественной жизни и не был под чарующим влиянием современной цивилизации. Мудрецы Индии, понимая, что каждый должен стать лицом к лицу со смертью, болезнью и старостью, направляли свое внимание на то, чтобы найти лекарство от этого. По сравнению с доисторическим примитивным человеком мы являемся физической и психической развалиной, поэтому существует особая необходимость для нас в йоговской практике.

Наука йога имеет два аспекта: физический и духовный. Согласно йоге здоровье означает отсутствие болезни до старости лет, так как старость и смерть являются неизбежными результатами болезни. Цель йога — устранить корень всех болезней, а не лечить симптомы, как это обычно делают ученые-медики.

Йог проповедует здоровый и естественный образ жизни, который полезен для всех. Будучи близким к природе, он агитирует за возвращение к естественной жизни вместо привычки к искусственной жизни, которая уже укоренилась. Йоговские упражнения имеют целью довести до совершенства свое тело.

Случайный наблюдатель, который видел ту заботу, время и внимание, которые йоги уделяют своему телу, обычно быстро делают вывод, что йоговская философия есть просто форма физической культуры, выражаемая "стойкой на голове".

Отнюдь нет, йоговская философия учит, что в действительности человек не только его тело, то бессмертное "я", которым является каждый человек, есть сознание, которое до некоторой степени соответствует его ментальной эволюции; сознание использует тело как инструмент. Именно так написано в БХАГАВАТ ГИТЕ — тело уподобляется костюму, который душа одевает и время от времени снимает, когда костюм становится изношенным.

Эта оболочка из плоти является существенной для проявления и роста духа в его особой стадии развития. Хотя йоги уделяют много заботы и внимания физическому телу, они идут дальше и приводят тело под контроль ума, причем и ум и тело, в конце концов, используются для своей конечной, более высокой духовной практики.

Святые в Индии давным давно не только знали о видимом физическом теле и его функциях, но и шли далее физического плана и работали с более тонкими телами. Их знания ума и его таинственных функций теперь признаны и на Востоке и на Западе теми, кто имеет дело с такими объектами. Современная психология — ничто, по сравнению с обширными знаниями древних, понимающих это. Сегодня психологи и ученые не имеют ясности понимания разницы между духом, умом и телом. Ни один, безусловно, не может понять ум и дух, пока он экспериментирует снаружи, не проникая во внутрь и успокаивая все свои мысли, чтобы увидеть свой собственный ум и душу.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.