Сделай Сам Свою Работу на 5

Терминологический аппарат





 

Бюрократия (фр.bureau - бюро, канцелярия;греч. kratos- власть; - господство канцелярии) – сложное, противоречивое общественно-политическое явление, специфическая форма универсально-органи­зационного строения общества и государства. Воз­никновение бюрократии связано с генезисом госу­дарства и выделением из общественных слоев населения особой группы людей, которая осущес­твляет функцию управления общества в целом (чи­новники).

Геноцид(от греч. genos – род и лат. caedere – убивать; букв. “уничтожение рода, племени”) – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным, классовым мотивам. Как правило, геноцид связывают с фашизмом и расизмом.

Гласность – установка на плюрализм мнений в политике, расширение содержательного и проблемного поля информации, снятие многих табу, существовавших ранее.

Глобализация – исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую едиными характеристиками.

Государство – форма организации общества, ос­новной институт политической системы, осуществляющий уп­равление обществом, обеспе­чивающий его экономическую и социальную структуру. Наряду с государством в политических си­стемах общества функциониру­ют общественные организации — партии, движения, союзы и т п., в ряде стран в политичес­кую систему входят трудовые коллективы.



Девиация (от лат. deviatio – уклонение). В социальных науках девиация, девиантное поведение, обозначает поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила.

Деформация (от лат. deformatio — искажение), – изменение формы, искажение сущности чего-либо (напр., деформация социальной структуры).

Дозирование информации – ограничение доступа информации к потребителю со стороны государства, власти.

Доктрина (лат. doctrina), учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип.

Доктрина информационной безопасности – документ, определяющий ее содержание как состояние защищенности национальных интересов России в информационной сфере.

Евразийство – идеологическое философское течение русской за­рубежной мысли, возникшее в Европе между двумя мировыми войнами, которое поставило в центр своего внимания историософскую проблему «русского пути». Идеологические и политические установки евразийства, его ценности и идеалы базировались на антиевропейской традиции в русском общественном сознании. Подлинные евразийцы считали, что России нечего делать в Европе, она должна закрыть окно на Запад, которое отворил Петр I. Россия не есть часть европейской христианской цивилизации, она есть сим­биоз ордынских, византийских, других «восточных начал».



Идентичность (от ср.-век. лат. identicus — тождественный, одинаковый), тождественность, совпадение чего-нибудь с чем-нибудь.

Индустриальное общество – ступень (стадия) исторического развития общества, которой присущи высокий уровень промышленного производства, его механизация и автоматизация, развитое общественное разделение труда, широкое использование достижений науки и техники, динамичность, гибкость и открытость в организации социально-политической жизни; основной социальный конфликт здесь – это конфликт между трудом и капиталом, т.е. общественным характером труда и частнособственнической формой присвоения его результатов.

Институт политический – (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это зафиксированные и документально закрепленные нормы организации политической жизни и функционирующие на этой основе разнообразные организации, учреждения, службы политики, а также устойчивые традиции, принципы и правила политического поведения, которые характеризуют качество политической системы общества и выступают основными регуляторами политического поведения и деятельности.



Информационная война – совокупность информационно-пропагандистских акций в целях достижения своих экономических и политических задач, зачастую это война компроматов.

Классы (лат. classis – разряд) – большие группы людей, согласно К. Марк­су, являющиеся основой, на которой формируется политическая организа­ция общества. Социологи, разрабатывающие альтернативные подходы к анализу классов, полагают, что индивиды в современном обществе могут классифицироваться на основании внеэкономических факторов, таких как профессия, религия, образование, этническая принадлежность.

Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение, передача, от communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – общение, передача информации от человека к человеку; тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен.

Коммуникация политическая – обмен информацией между субъектами политической жизни, а также государством и гражданами.

Компромат (от фр. сompromettre – подрывать репутацию) – оглашение сведений, порочащих кого-либо, подрывающих доверие к кому-либо.

Компромис(от лат. compromissum), соглашение на основе взаимных уступок.

Консенсус (лат. consensus — согласие, единодушие), принятие решений в парламентах, на конференциях или совещаниях, при заключении международных договоров на основе общего согласия участников без проведения формального голосования при отсутствии формально заявленных возражений. Метод консенсуса признан также в ряде органов ООН, применяется на международных конференциях и совещаниях, проводимых в ее рамках

Конформизм(от позднелат. conformis — подобный, сообразный), приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

Конфронтация - про­тивостояние, противоборство, противопоставление социально-политических систем, военно-по­литических союзов, отдельных государств, различных социальных сил внутри государства: противостояние, столкновение идеологических систем.

Концепция политическая – целостное, системное обоснование политики, преду­сматривающее способы решения конкретных задач, создание не­обходимых для этого структур власти и управления, установ­ление соответствующих связей и отношений. К.п. является сво­еобразной формой взаимосвязи теории и политической практики.

Легитимность (лат. legitimus – законный), признание обществом и основными политическими силами правомерности существующей государственной власти, методов и механизмов её деятельности, а также способов её становления (наследования, избрания или захвата).

Лобби – организация (группа), призванная главным образом оказывать политическое давление в поддержку (или против) политических мер, которые затрагивают интересы определенных социальных групп.

Маркетинг политический(англ.marketing— рынок, сбыт) — система целенаправ­ленного воздействия на сознание и поведение лю­дей; их объединений и организаций, позволяющая в условиях политических и гражданских свобод сформировать у них такие интересы и потребнос­ти, которые выгодны действующему субъекту политических отношений.

Массовая коммуникация – система распространения сообщений через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись.

Методология политическая (от греч. metodos - путь познания и loqos - учение, слово; учение о пути, способе познания) – сфера политического сознания, в которой осознаются способы постижения политической реаль­ности, а также самосознание самой политической ментальности. Традицион­но методологией интересуются философия, логические науки, методологи­ческие формы политического сознания и т.д.

Модернизация– совокупность экономических, социальных, культурных, политических перемен, происходящих в обществе в связи с процессом индустриализации, освоения научно-технических достижений.

Паблик рилейшнз (PR) - (от англ. public relations-отношения с публи­кой) - область действий различных правительственных и иных организа­ций для достижения взаимопонимания между ними и общественностью. Это ни что иное, как установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на определенных принципах

Партия политическая (от лат. partis – часть) – группа единомышленников, стремящихся к завоеванию, удержанию, влиянию, участию в государственной власти на различных ее структурных уровнях.

Постиндустриальное общество – понятие, употребляемое теми, кто считает, что процессы социальных перемен, проходящих в настоящее время, перешагнули рубеж индустриальной эры. Постиндустриальное общество (синонимы: информационное, технотронное, кибернетическое и др.) базируется в большей степени на производстве информации и услуг, чем на производстве товаров в традиционном понимании, свойственном индустриальному обществу. Основным противоречием постиндустриального общества становится противоречие между знанием и некомпетентностью, а не противоречие между трудом и капиталом, как это было в прежнюю эпоху.

Прагматизм (в деятельности СМИ) – учение и практика, определяющие истинность информации ее работоспособностью, политической целесообразностью, практическим результатом.

Принципы деятельности СМИ – наиболее обобщенные требования к деятельности медиа.

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед), направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, отдельным ее элементам, структуре развивающегося объекта. Понятие прогресс противоположно понятию регресс.

Пропаганда (от лат. propaganda — подлежащее распространению), распространение политических, философских, научных и других идей в обществе; в более узком смысле — политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов.

Разделение властей– важнейший принцип функционирования политической власти в правовом государстве, исключающий возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в руках одного человека или господствующей группы (органа власти).

Революция– процесс социально-политических, экономических и идеологических изменений, в котором задействованы массовые социальные движения и партии, связанный с использованием насилия для свержения существующего политического режима с последующим формированием нового правительства. Революция отличается от заговоратем, что она носит массовый характер и приводит к значительным переменам в политической системе.

Ресоциализация – резкий отказ от ранее усвоенных ценностей и образцов поведения, замена их радикально другими.

Синектика (от греч. syn – вместе) - соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов. В основу синектики положен мозговой штурм, отличающийся от обычного тем, что здесь используются постоянные группы, составленные из специалистов разных профессий. Рекомендуется, чтобы члены синектической группы (кроме руководителя) перед началом работы не знали сути рассматриваемой проблемы, что позволяет им абстрагироваться от привычного стереотипа мышления, успешнее преодолевать психологическую инерцию мышления.

Солидарность– единство убеждений и действий, взаимопомощь членов социальной группы, основывающиеся на общности интересов и необходимости достижения общих целей; совместная ответственность.

Социализация(от латинского socialis - общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

Средний класс – социальный класс, состоящий в основном из “белых воротничков” и управленцев низшего уровня, занятых преимущественно умственным трудом, имеющих относительно высокие доходы.

Средства массовой информации – система организаций, учреждений, осуществляющих распространение информации (телевидение, радио, печать, кино, звукозапись).

Суверенитет (нем. Souveranitat, от франц. souverainete — верховная власть), независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета — основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и др. международных актах.

Терроризм (от лат. terror – страх, ужас) – политика и тактика террора, то есть совокупность особо жестких форм и средств политического насилия, которые используют террористы для достижения своих античеловеческих целей. Терроризм довольно широко использовали в истории в качестве средства политической борьбы в светской и церковной жизни. Особенно террор применялся в переходных состояниях общественного и политического развития общества и государства.

Толерантность (англ., фр. tolerance - терпимость от лат. tolerantia - терпение) - терпимость по отношению к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению. Толерантность как характеристику коммуникативности и самоиндетификации следует отнести к культурному явлению. Толерантная политическая культура означает уважительное отно­шение к любым политическим проявлениям, которые не противоречат су­ществующему законодательству. Толерантность в политике можно считать результатом разрешения многих социальных противоречий на всеобщей со­циальной основе и развития демократии в форме правового государства.

Харизма (греч. charisma - благодать, божественный дар) - одна из форм политического господства, которая характеризуется отношением к полити­ческому лидеру как высшему, сверхъестественному существу. Харизмати­ческой легитимностью обладают лидеры со способностями, выходящими за рамки обычных, которые, как правило, выполняют функции пророков, вож­дей или реформаторов.

Цивилизация(от лат. civilis – гражданский, государственный) – (1) исторически достигнутые результаты какой-либо культуры; (2) культура определенного региона и определенного исторического периода.

«Четвертая власть» – принятое в обществе название СМИ наряду с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти в России.

Эволюция (от лат. evolutio — развертывание), в широком смысле — представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; определяет состояние какой-либо системы рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния; в более узком смысле — представление о медленных, постепенных изменениях в отличие от революции.

Эгалитаризм (от фр.egalite - равенство ) - общественно-полити­ческая теория, обосновывающая равенство, исходным пунктом в пон­имании которого является равенство имущества, поэтому часто эга­литаризм характеризуется как утопическая теория. Следует отме­тить, что есть и другие концепции эгалитаризма как равенства воз­можностей и как равенства результатов, для них очень важными яв­ляются проблемы вклада и вознаграждения, способностей и потреб­ностей, перераспределения доходов

Экстремизм (от лат. extremus — крайний), приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике).

Электорат (лат. elector - избиратель) - население, формирующее власть в результате выборов; круг избирателей, которые голосуют за определен­ную партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах. В электорат входит как часть избирателей, голосующих за определенную партию или кандидата, так и всех избирателей - граждан государства, которые имеют право участвовать в выборах.

Элита политическая (лат. eligere и фр. elite — лучшее, отборное, избранное) — особая группа лю­дей, занимающая привилегированное положение в структурах политико-государственной и политико-негосударственной власти и непосредственно осущес­твляющая функцию руководства властными отно­шениями. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности своих институтов, руководят ими.

Энтропия в теории информации (от греческого entropia - поворот, превращение) - мера количества информации. Энтропия показывает, на сколько уменьшается степень неопределенности знаний получателя информации об интересующем его объекте или явлении

Этноцентризм – восприятие идей, образцов поведения и практик других культур (“чужих”) в терминах собственной культуры. Этноцентристские суждения не позволяют справедливо оценивать другие культуры. Этноцентрист неспособен или не желает рассматривать другие культуры в их собственных рамках.

 


Заключение

Политология сформировалась в России как наука и как самостоятельной учебная дисциплина. Учитывая сложный характер современной жизни, авторы учебника осуществили попытку разработки проблем на базе междисциплинарного подхода к анализу объективных фактов политики в России и во всем мире. Политика является неотъемлемым компонетом человеческой цивилизации и культуры. Социальное назначение политики состоит в том, чтобы ориентировать общественное развитие на утверждение справедливого социального порядка, ограничение государственного принуждения и обеспечение приоритета прав человека. Однако политика служит благу общества в том случае, если познаны законы ее развития и созданы механизмы по ее регуляции.

Для того чтобы использовать огромный потенциал политики на благо общества и человека, ее следует изучать, уметь видеть за многообразием событий, явлений, действий определенную логику, обусловленную интересами и потребностями участников политической жизни. Для этого необходимо создание фундамента развития политической культуры мышления будущего специалиста, понимания характера политических трансформаций, освоения и совершенствования современных политических технологий, ролей в этом процессе различных социальных групп, институтов и личности.

зучение научного наследия мировой и отечественной политической науки необходимо сегодня, для того чтобы общество в своей практической деятельности могло опереться на политологию, которая составляет основу культуры социально-политического мышления профессиональных сообществ. Дело в том, что во всех развитых странах среди наук об обществе политология занимают важное место. Изучение политической сферы общества постепенно трансформировалось на рубеже ХХ-ХХ1 вв. из академического познания в необходимую компоненту практической деятельности.

Исходя из требований реальной жизни современной России, профессорско-преподавательский состав университетов РФ при написании коллективого труда использовал свой научно-преподавательский потенциал в качестве методологического инструментария. Такой подход позволяет авторам корректировать оценки тех или иных теорий и устанавливать между ними необходимые связи для удовлетворения социально-политических знаний на основе овладения междисциплинарным подходом.Обнаружение общего и особенного в теориях, создававшихся в разных странах и политических средах, обеспечивает успешное формирование таких качеств, как широта и нестандартность мышления, умение прослеживать взаимосвязь фундаментальных и прикладных исследований при подготовке и принятии политических решений проблем российского общества; способность оценивать эффективность управленческих технологий в функционировании политических институтов, рассматривать деятельность властей в сфере социальных и политических отношений сквозь призму интересов общества и государства; умение не только решать познавательные задачи, но и формулировать проблемы, цели и задачи проектов развития организаций, учреждений в сфере образования, предвидеть социальные последствия за политические решения властных структур в сфере социальных отношений в различных регионах России; желание самостоятельно приобрести профессиональные и дополнительные знания, стремиться к их постоянному обновлению.

Учебный курс политологии позволит студентам не только осмыслить сущность науки, но и понять явные и латентные структуры социума и его закономерности.

 

 


[1] Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. М., 1977

[2] "Основы науки о политике" Учебник в 2 ч. М., 1993

[3] Г.В. Полунина "Политика или политическая сфера? Что является предметом политологии?// Вестник Финансовой академии,1998, №1

[4] "Зарубежная политология: словарь-справочник" Под ред. А.В. Миронова И П.А. Цыганкова. М., 1998

[5] Федерализм. Энциклопедия. М., 2000

[6] Основы политической науки. Уч. пособие под ред. В.П. Пугачева, МГУ. 1996.

[7] Д. Истон "Политическая система", "Предел политического анализа", "Системный анализ политической жизни".

[8] Вопросы истории и методологии преподавания социально-гуманитарных дисциплин в вузе. Сб-к статей, Арх-ск, ПГУ, 2006.

[9] Пивоварова М.А. Информационные технологии в учебном процессе: возможности и опасности //Социально-гуманитарные знания", 2000,№ 5

[10] Так, события в карельском городке Кандопоге осенью 2006 года начались с банальной драки в ресторане и приобрели общероссийское значение.

[11] Это закреплено в конституциях многих государств, в частности, в ст. 3 Конституции России.

[12] О понятии «конституционная экономика» см.: Мау В. Экономическая реформа сквозь призму конституции и политики. М., 1999.

[13] Необходимо отметить, что политологи (это подтверждается и социологическими опросами) редко признают политические партии России партнерами непартийных институтов, считая, что они управляются государством (См., например: Шмиттер Ф. Процесс демократического транзита и консолидации демократии // Полис. 1999. № 3. С. 32-33; Елисеев С.М. Выйти из «бермудского треугольника»: о методологии исследования посткоммунистических трансформаций // Полис. 2002. № 6).

[14] «По своему содержанию политическая жизнь представляет собой множество явлений и процессов, научное определение и принятая идентификация которых весьма затруднена» (Политическая энциклопедия. М., 1999. Т. 2. С. 170).

[15] Панарин А.С. Философия политики. М., 1996. С. 7.

[16] В частности, А.И Демидов относит к политической жизни «все иррациональное в политике» (Демидов А.И. Категория «политическая жизнь» как инструмент человеческого измерения политики // Полис. 2002. № 2. С. 156).

[17] См.: Пугачев В.П. Политология: справочник студента. М., 2001. С. 53-56.

[18] Это связано с развитием необихевиорализма – науки о поведении как синтеза психологического, социологического и экономического подходов. См.: Мусиенко Т.В. Микрополитика в современном мире. СПб., 2003. С. 27.

[19] См.: Филиппов А. «Критика Левиафана» // Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса. М., 2006; Филиппов А.Ф. Пространство политических событий // Полис. 2005. № 1.

[20] Мерриам Ч.Э. Новые аспекты политики // Антология мировой политической мысли. В пяти томах. Т. 2. С. 176.

[21] См.: Борисенков А.А. Политическая жизнь: особенности понятийного анализа. М., 2005.

[22] См.: Грунт З.А. Российская повседневность и политическая культура: проблемы обновления // Полис. 1996. № 4. С. 68.

[23] Неэлекторальное политическое участие и формирование гражданского общества // Наука, культура, общество. 2006. № 2. С. 105.

[24] Данные ИКСИ РАН // Общество и экономика. 2003. № 1. С. 132.

[25] Десять лет российских реформ глазами россиян // Социс. 2002. № 10. С. 32.

[26] Петухов В.В. Политическая активность и гражданская самоорганизация россиян // Общественные науки и современность. 2002. № 6. С. 61-62.

[27] Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1. С. 46.

[28] «Функциональность политики, ее свойство служить обществу не только позволяет ей глубоко воздействовать на другие функциональные сферы, но и связывает политику с ними» (Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 252).

[29] Beck U. Risk Society: Towards a New Modernity. London, 1992.

[30] В западной социологии и политологии разрабатывается направление ассоциационализма(?) – изучающее факторы и показатели подъема организованной общественной, прежде всего гражданской активности, создания неправительственных организаций (см.: Лукин В.Н. Гражданское общество в глобальном мире. СПб, 2005. с. 416).

[31] См.: Бойме К. фон; Пугачев В.П. Политология. М., 2001. с. 50.

[32] См. Лукин В.Н. Гражданское общество глобальном мире. СПб., 2005. С. 408–410.

[33] См.: Patnam R.D. Bowling Alone: Americas Declining Social Capital // Jornal of Democracy. 1995. Vol. 6. P. 65–78.

[34] См.: Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству. План преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. М., 2002, с. 5.

[35] Соловьев А.И. Политика как общественное явление // Основы политической науки. Учебное пособие /Под ред. В.П. Пугачева. Часть 1. М., 1993. С. 87-88.

[36] Пастухов В.Б. Новый формат социальной политики в России. «Ритуальное самосожжение» или «искусство имитации» // Общественные науки и современность. 2006. № 6. С. 47.

[37] См.: Социальная политика: парадигмы и приоритеты /Авцинова Г.И., Акмалова А.А., Капицын В.М. и др. /Под ред. В.И. Жукова. М., 2002. С. 43.

[38] См.: Управление изменениями в системе государственной власти и госслужбы. Часть 1. М., 2002. С. 165-168.

[39] Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.4. М., 1984. С. 382

[40] Ницше Ф. Полн. собр. соч. Т. 9.М., 1990.С. 89

[41] Там же.

[42] Курс политологии: Учебник. – 2-е изд. испр. и доп. – М.:ИНФРА, 2002. С.82-83.

[43] Вебер М. Политика как призвание и профессия. Вебер. М. Избр., произв., под ред., Ю. Н. Давыдова М., 1990. С. 84.

[44] Общая и прикладная политология. Учебное пособие. Под общ.. ред. В.И.Жукова, Б.И.Краснова. М., МГСУ: Изд-во "Союз", 1997. - 992 с.

 

[45] Даль Р. Демократия и ее критики // Россия ХХI, 1998. № 4.

[46] Власть в социалистическом обществе: Теория, история и перспек­тивы. — М., 1989. — С. 134.

[47] См.: Семигин Г.Ю. Авторитет // Социологическая энциклопедия. В 2-х томах. М., 2003. Т. 1. С.13.

[48] Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения //Полис. – 1996 – №3. – С.118.

[49] Панарин А.С. Философия политики М. 1996. С.82

[50] Панарин А.С. Философия политики. М., 1996 С.79

[51] Панарин А.С. Философия политики. М., 1996. С.81

[52] Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973. С. 80

[53] Mannheim K. Essays on the sociology of knowledge. London. 1964. 67

[54] Emerson. The Conservative

[55] Klinberg F. Cyclycal Trends in American Foreign Polycy Moods: The Unfolding of America s World Role. N.Y. 1983

[56] Шлезингер А.М. Циклы американской истории. М. Прогресс-Академия. 1992.С. 52

[57] Шлезингер А.М. Циклы американской истории. М.: Прогресс-Академия. 1992.С. 49

[58] Переходы и катастрофы: опыт социально-экономического развития. М. Изд-во МГУ. 1994

[59] Tafte E. Political Control of the Economy. Princeton.1978

[60] Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001. С. 151

[61] Hopkins T. Walltrstein I. World-Systems Analysis. Theory and Methodology. Beverly Hills Sage. 1992

[62] Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. М.Логос. С.151

[63]Социологическая энциклопедия М., 2003. С.410-411.

[64] Истон Д. Категории системного анализа политики / Политология: Хрестоматия. М.: Гардарики, 1999. С. 320

[65] Мухаев.Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 2005. С.137.

[66] См: Фарукшин М. Политическая культура общества // Социально-политические науки, 1994. № 3. С. 103

[67] Галкин А. Общественная стабильность. / МЭ и МО, 1990. № 9. С. 57.

[68] Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 74.

[69] Конституция Российской Федерации. Ст. 3, ч. 1–3.

[70] Конституция Российской Федерации. Ст. 3, ч. 4.

[71] См. Капицын В.М. Государственная дискреция как проблема конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 3.

[72] Андреев С.С. Теория политической деятельности. Курс лекций. М., 1995. С. 88.

[73] Вятр Е. Типология политических режимов // Лекции по политологии. Т. I. Таллинн. С. 55.

[74] См.: Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1996. с. 122.

[75] Нейсбит Дж. Мегатренды. /Пер. с англ. М., 2003. С. 229.

[76] Аренд Х. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. 1992. № 2. с. 27.

[77] Оболонский А. Винсент Остром и его философия свободного общества // Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество. Пер. с англ. М.: Республика, 1993. С.13.

[78] Московский комсомолец, 4 мая, 2006 г.

[79] Новоселов А. Наш незабытый праздник. // Правда Севера, 5 мая, 2006.

[80] Цит. по: Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 2002. С. 343.

[81] Муратов С. ТВ – эволюция нетерпимости (История и конфликты этих представлений). – М., 2001. С.193.

[82] Файнер Х. «Система правления великих европейских государств. Сравнительное исследование систем правления и политической культуры Великобритании, Франции, Германии и Советского Союза» (см.: Almond G. The Intellectual History of the Civic Culture Concept // The Civic Culture Revisited / G. Almond, S. Verba (eds). Newbury Park, 1989. P. 1– 36).

[83] Формизано Р. Понятие политической культуры // Pro et contra. 2002. Т. 7. № 3. Лето.

[84] Политическая культура: Теория и национальные модели /Отв. ред. К.С. Гаджиев. М., 1994. с. 35.

[85] Г. Алмонд считает, что понятия, связанные с политической культурой, существуют с библейских времен.

[86] Впоследствии Г. Алмонд перешел к более «узкому» понятию.

[87] Формизано Р. Понятие политической культуры // Pro et contra. 2002. Т. 7. № 3. Лето.

[88] Pye L/ Political culture // Internecional Enciclopedia of Social sciences. N.Y. 1968. vol. 12. P. 218.

[89] См.: Шестопал Е.Б. Личность и политика: Критический очерк современных западных концепций политической социализации. М., 1988. с. 84.

[90] См.: Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996. с. 40; Политическая наука: новые направления /Под ред. Р.Гудина, Х-Д. Клингемана. М.: Вече, 1999. с. 126.

[91] Формизано Р. Понятие политической культуры // Pro et contra. 2002. Т. 7. № 3. Лето.

[92] Формизано Р. Понятие политической культуры // Pro et contra. 2002. Т. 7. № 3. Лето.

[93] Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильная демократия // Полис. 1992. № 4.

[94] Рукавишников В., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 1998.

[95] Так, Баталов Э.Я. выделяет культуру политического сознания, культуру политического поведения, культуру функционирования политических интересов.

[96] Ильин В.В. Аксиология. М., 2005. С. 51, 52.

[97] См.: Мошер Р., Кенни Р., Гаррад. Э. Воспитание гражданина. М., 1996. Авторы приводят пример школы «Бруклайн», «Ганновер», «Сакаяви», где развивается демократия, и делают вывод, что политическая ориетация в средней школе влияет на более позднюю политическую ориентацию людей больше, чем их социально-экономический статус, достигаемый в зрелом возрасте (с. 107).

[98] Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М., 1990. с. 51-52.

[99] Иногда в литературе отождествляют понятие тип политической культуры и субкультуру.

[100] В связи с этим один из авторов В.Ф. Романов, советник губернатора Челябинсокй области, ректор Магнитогорского госуниверситета правомерно заявил: «Настала пора во всеуслышание рассказать о том, какое общество строят единороссы» (Романов В.Ф. Как стать нацинальной силой. Пометки на полях программы партии власти // Национальные проекты в УрФО. Спецвыпуск «Российской газеты» 2006. 14 ноября. С. III.

[101] См. : Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001.

[102] См.: Тузиков А.Р. Западная теория идеологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурса масс медиа. М., 2002. С. 14-15.

[103] Необходимо отметить, что Наполеон Бонапарт разделял идеи де Траси до своего поражения в России, после которого встретился с критикой в авторитаризме.

[104] Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 45.

[105] с. 383.

[106] Основы политической науки. В двух частях /Под ред. В.П. Пугачева. М., 1993. С. 38.

[107] См.: Тузиков А.Р. Указ. произв. С. 54-55.

[108] См.: Основы политической науки. Часть II. С. 40.

[109] Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1996.

[110] Модернизм (используется как тождественный также термин авангардизм) – общее понятие, охватывающее течения искусства и литературы, общественных наук первой половины XX века, порывающий с классическими традициями художественного творчества, методологии и эпистемологии общественных наук.

[111] См.: Тузиков А.Р. Западная теория идеологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурса масс медиа. М., 2002. С. 154.

[112] См.: Тузиков А.Р. Указ. произв., с. 178-188

[113] См.: Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М., 2003, с. 187: по данным Всемирного банка в 1989 г. в 2 % россиян жили в бедности, а к концу 1998 г. доля бедных возросла до 23,8%(из расчета уровень бедности расходы 2 доллара в день на человека) и 40% (при уровне бедности расход 4 доллара в день на человека). 50% детей живли в 1998 г. в семьях бедных. В соответствии с коэффициентом Джини неравенство в распределении доходов в 1998 г. было на уровне Венесуэлы и Панамы.

[114] См.: Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты (Теоретико-методологические и прикладные аспекты). М.,1999.

[115] Даль Р. Введение в теорию демократии.-М.,1992.С.49.

[116] Brabant G. Public Administration and development // International Review of administrative Sciences. 1996. Vol. 62. No. 2. P. 163-176.

[117] Gray A., Jenkins B. From Public Administration to Public Management // Public Administration. 1995. No. 73. P.75.

[118] Schwartz H. Public Choice Theori and Public Choices. Bureaucrats and State // Administration and Society. 1994. No. 1.

[119] Osborrne D., Gaebler T. Reiventing Government. Univ. of California press, 1992.

[120] Thomas P. Beyond the buzzwords: coping with change in the public sector // International Review of аdministrative Sciences. 1996. No. 74. P. 5-29.

 

[121] Сурков В. Народ должен иметь целостное представление о себе // Известия. 2006. 31 августа.

[122] Путин В.в. Послание Федеральному Собранию Российской федерации // Российская газета.2005. 26 апреля.

[123] См.: Политическая энциклопедия. В 2 т. / Рук. проекта Г.Ю. Семигин. – Т. 1. – С. 567–568.

[124] Подробная типология социальных конфликтов содержится в монографии А.В. Дмитриева Социальный конфликт: общее и особенное. – М., 2002. – С. 49–60.

[125] Объектом политического конфликта может стать любой элемент материального мира или социальной реальности, оказавшийся на пересечении интересов различных социальных субъектов. Во всех конфликтах объектом конфликта выступает дефицитный ресурс и контроль над ним. Власть это механизм контроля над ресурсами, а собственность – сам ресурс.

 

[126] Депривация (от лат. deprivation – потеря, лишение) – психологич. ощущение разрыва между ожиданием и действительностью

[127] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Немецкая идеология" Т.3.С.30

[128] Маркс К.,Энгельс Ф. 1886, Т.22.. С.306-307.

[129] Маркс К., Энгельс Ф. 1889-1890, Т.22. С. 21-22

[130] Маркс К., Энгельс Ф.Т.25.Ч.2.С.151.

[131] АиФ.2006.№ 14. С.11.

[132] Социологическая энциклопедия. М., 2003.-С.247-248

[133] Пороховский А.А. Рыночный механизм глобализации//Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России/Под ред. В.П.Колесова. М.:Экономический ф-т МГУ; ТЕИС.2002. С.71

[134] Мнеян М. Кто процветает на рынке высоких технологий//Независимая газета. Наука.2002. 25 сент.С.12.

[135] Социологической энциклопедии. М., 2003, С.212-213

[136] Мельянцев В.Информационная революция – феномен "новой экономики"// МэиМО.2001. 13 окт. С.1.

[137] Marcuse H. La fin de I utopie. Neuchatel,Paris, p.14.

[138] Попов В.Последние из великороссов? Мысли о "немыслимом"// "Правда",13 мая 2004.

[139] Чумаков А.Н.Глобализация, 2005. С.284

[140] Бородин Е.Т. Кризис глобализации // Социально-гуманитарные знания.2006.№ 4. С.345.

[141] Покровский Н.Е. Неизбежность странного мира: включение России в глобальное сообщество. //Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. №30

[142] la Моnd diplomatik. –1999. январь.

[143] См.: Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: МО, 1998; Его же. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство. М.: МО, 2004; Tangredi S. (Ed.) Globalization and Maritime Power, Wash. NDU, 2002.

[144] См.: Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М., 2001; Петров В.П. Геополитика России (

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.