Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие государства и его признаки





Для определения понятия государства необходимо выявить его сущность, внутреннюю природу, основные признаки (компоненты). Поиски ответов на вопрос о сущности государства начинаются уже на первых этапах развития властных политических образований, которые еще были далеки от современных государственных форм. Широко известны произведения Геродота, Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона, Августина Аврелия, Фомы Аквинского, Данте Алигьери, Н. Макиавелли, Ж. Бодена. Формирование современных государственных форм исследовали Г. Гроций, Р. Декарт, Б. Спиноза Т.Гоббс, Дж. Локк, Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Шмитт, Н. Пуланзас и др. К. Шмитт отмечал, что понятие государства предполагает понятие политического.

К настоящему времени выделяют два основных подхода к пониманию государства: классовый и общесоциальный. Сторонники классового подхода рассматривают государство как аппарат для поддержания господства одного клас­са (господствующего меньшинства) над другим (эксплуатируемым большинством), перераспределения ресурсов и воспроизводства господствующей власти. В частности, марксисты, используя теорию общественно-экономических формаций, изучают основные типы эксплуататорских государств – рабовладельческое, феодальное, буржуазное, а также тип социалистического государства, историческая роль которого, по их мнению, заключалась в формировании бесклассового общества как условия отмирания государства в целом.



С точки зренияобщесоциального подхода государство рассматривается как институт, призванный вести общие дела в интересах всего народа, как политиче­ская ассоциация, оформляющая объединение членов общества в одно целое, подчиняющая их праву. Этот подход отражает изменения, которые произошли в развитии современных государств в последние столетия, когда они стали приобретать социальный и правовой характер. Данные два подхода нельзя рассматривать как антагонистические, взаимоисключающие друг друга. Следует согласиться с мнением тех исследователей, которые считают, что для понимания сущности государства во всей полноте необходимо использовать оба подхода, ибо в зависимости от конкретных условий на первый план выходит либо классовое (сословное) начало государства (господство), либо общесоциальное (компромисс).



Для понимания сущности государства большое значением имеет также выявление его публично-правовой природы. Публичная власть – это разновидность социальной власти, которая приобрела политический характер после того, как административно-властные отношения были перенесены с управления относительно небольшими общностями на отношения больших социальных групп и организаций. Возникли государства как результат концентрации власти в руках определенных лиц, получивших возможность публично представлять интересы всего общества. Государство при этом стало относительно самостоятельным политическим институтом, концентрирующим основные ресурсы власти, в т.ч. монопольное право на законное публичное принуждение в отношении отдельных членов общества и общества в целом.

Власть государства может принимать правовой характер, если опирается на общепринятые принципы и нормы права, или неправовой, преимущественно насильственный (диктаторский) характер, хотя и маскируемый разными идеологиями. Такое отличие может быть обусловлено не только субъективным фактором (волей правителя или группы лиц, стоящих у власти), но и объективными причинами и предпосылками (климатическими, ландшафтными, пространственными, демографическими, этнонациональными, конфессиональными, геополитическими, особенностями общественного сознания и др.).

Понятие государства можно определить через совокупность его признаков (компонентов). В зависимости от объема учитываемых признаков различают два определения государства: узкое (властно-институциональное) определение отождествляет государство с политической организацией, обладающей монополией на осуществление легитимного принуждения в отношении собственного народа; широкое определение характеризует его структуру и содержание с включением основных и производных компонентов государства. К основным компонентам относятся:



1) политико-территориальный – территория, определенная в государственных границах, населенная людьми (гражданами, подданными), на которой власть осуществляет свои функции (К. Шмитт: государство есть политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости);

2) политико-демографический (субстанциальный) – население (в политико-правовом значении «народ») со своим языком, историей, культурой, ментальностью, источник государственной власти, созидатель материальных и духовных благ (Б.Н. Чичерин: государство «есть высшая форма общежития, высшее проявление народности в общественной сфере»);

3) властно-институциональный компонент – нормы и организации, образующие институты государственной власти и публичного права, механизмы «сдержек и противовесов», господства и подчинения, субординации и координации, принуждения и наказания, согласования и разрешения споров и др., выступающие в виде органов государственной власти, национального законодательства, общепризнанных принципов и норм международного права.

К производнымпризнакам государства относятся:

· система налогов и сборов, государственных займов и кредитов, государственной валюты и государственной собственности, необходимая для прове­дения политики перераспределения доходов, защиты национальной экономики, социального обеспечения и социальной защиты населения, содержания государственного аппарата, государственных и муниципальных служащих, работников бюджетных учреждений;

· государственные символы – закрепленные законом и признанные мировым сообществом образы (логотипы): самоназвание государства, его флаг, герб и гимн, государственные праздники, столица государства и др.;

· государственный язык (языки), на котором не только в основном общается население, но и осуществляется государственное управление, публикуются правовые акты, составляются внутренние и международные договоры, ведется судопроизводство и документооборот. Истории известны случаи, когда властная элита и население говорили на разных языках, например, в Англии после прихода Вильгельма I Завоевателя, но со временем появился единый государственный язык;

· наличие материальных неполитических институтов публичного принуждения, служб охраны границ и безопасности: армии, полиции, секретных служб (в некоторых карликовых государствах нет армии, например, в княжествах Монако, Лихтенштейн, но это исключение);

· официальная идеология как система идейно-политической защиты духовных ценностей данного народа.

Могут быть и специфические для отдельных стран производные признаки государства. Производные признаки могут приобретать особое значение для становления государства, реализации его функций. Так, для государств, отличающихся обширной территорией, в качестве важного производного признака, приобретающего даже государствообразующее значение, выступает транспортная система (для восточных славян «путь из варяг в греки»; для Петровской России – флот, а в последующем – железная дорога и особенно транссибирская магистраль; морской флот для Британской колониальной империи; автомобильные дороги для государства Чили, протянувшегося узкой полосой вдоль побережья Тихого океана более, чем на 5 тыс. км и др.). Для северных государств, в частности России, имеет жизненноважное значение единая энергетическая система. В определенные моменты русской истории огромное значение приобретает армия для обеспечения политической жизнеспособности нации.

Таким образом, при определении государства можно использовать генетический (учет происхождения), институциональный и функциональный подходы. Государство можно определить как политическое образование, возникающее на определенном этапе развития общества как его новая организационно-политическая форма, выделяющаяся из общества путем концентрации властных полномочий в специальных органах и учреждениях, устанавливающее прочные связи территории, населения и институтов власти с помощью издания обязательных для всех велений и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем.

 

Суверенитет государства

Эвристичность понятия государства имеет важное значение в политологии и социологии. Основные компоненты образуют объективную основу суверенитета – возможности государства осуществлять юрисдикцию на собственной территории по отношению к своему народу, опираясь на народный суверенитет, выступать как независимое и самостоятельное государство в международных отношениях. Теория государственного суверенитета в свое время была разработана французским мыслителем Ж. Боденом на основе анализа централизации публичной власти и становления абсолютной монархии. Он считал, что суверенитет должен быть един, неделим, непрерывен, безусловен. В современной науке под суверенитетом понимают верховенство государственной власти, проявляющееся как: безусловное распространение власти на всех граждан и все со­циальные структуры общества; монопольная возможность законного применения средств принуждения (силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; монополия на официальное представление национально-государственных интересов на международной арене; осуществление властных полномочий в специфических, правовых формах (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); право отмены, признания ничтожны­ми актов других субъектов политики, если они не соответству­ют установлениям государства.

Суверенитет государства, основанный на совокупности его объективных компонентов (территории, населения, институтов власти), а также производных признаков, различается как: территориальный суверенитет, суверенитет по отношению к населению, властно-институциональный суверенитет. Государственный суверенитет вообще может сохраняться, если поддерживается единство этих основных компонентов.

Территориальный суверенитет понимается как в нормативно-правовом, так и фактическом (политическом) смыслах, отражая эффективность контроля государства над своей территорией (сушей, воздушным пространством, территориальным морем, континентальным шельфом и др.) в пределах государственной границы, устойчивость связи большинства населения с территорией и властью (гражданство, оседлость, миграция) и др. Режим государственной границы, внешний таможенный режим, запрет установления таможенных границ, пошлин, сборов, каких либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг финансовых средств на территории России, наличие боеспособной армии и служб безопасности – все это служит поддержанию территориального суверенитета Российского государства[68]. К принципам территориального суверенитета относятся: единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ, верховенство государственной власти по отношению к внутренним субъектам публичного права, независимость государства в отношениях с другими государствами, невмешательство во внутренние дела данного государства.

С территориальным суверенитетом тесно связан суверенитет по отношению к населению, у которого также могут быть разные состояния. Население, как правило, стремится поддерживать свою территориальную идентичность (языковую, этно-национальную, территориальную, социальную, политическую и др.) и не терять связи с территорией (местом жительства), но разные причины заставляют людей мигрировать, обретать и менять гражданство, требовать национально-территориального и национально-культурного самоопределения. Так, например, значительная часть населения Абхазии и Южной Осетии приняла российское гражданство, т.к. не идентифицирует себя с Республикой Грузия, хотя их территории формально (юридически) входят в состав последней. Население Приднестровья, не идентифицируя себя с Молдавией, провозгласило новое государство. В Украине очевидны противоречия между западной (украиноязычной, католицизированной) и юго-восточной (русскоязычной, православной) частями. Важно также поддерживать связи населения и институтов власти, учитывая народный суверенитет, проявляющийся, например, во время референдумов, выборов, плебисцитов[69].

Власть стремится поддерживать связь населения с территорией, совершенствуя условия проживания, устанавливая процедуры принятия в гражданство, режимы проживания и пребывания иностранцев и внутренних мигрантов, регулировать миграционные потоки, сохранять целостность государства, разрешать этно-национальные конфликты. Так, в России предусмотрены различные формы субъектов Федерации, в том числе, учитывающие национальные и этнические различия.

Суверенитет государства по отношению к системе власти (властно-институциональный суверенитет) означает контроль верховной власти над элементами государственного механизма, институтами политической системы, центрами принятия стратегических решений, силовыми ведомствами. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации[70]. Он имеет отношение к субъектам международных отношений, а также к оппозиции, силам, пытающимся захватить власть, совершить государственный переворот. Он проявляется через систему международных договоров, объявление военного или чрезвычайного положения. Этот компонент суверенитета характери­зует государство, его органы власти и ключевых должностных лиц как главный компонент политической системы общества. Ослабление контроля со стороны этой власти за политической ситуацией чревато серьезными потерями для всего государства.

Властно-институциональный суверенитет может принимать превращенные формы, связанные, как с формальной незавершенностью суверенитета (государства-доминионы Канада, Австралия, Новая Зеландия, главой государства в которых является британская королева), так и с почти полным его отсутствием, зависимостью от другого государства (полуколония Пуэрто-Рико). Существуют также фактически самостоятельные государственные образования, непризнанные международным сообществом (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровская Республика, Тайвань), и освободительные движения, официально признанные ООН как представители своих народов, хотя и не находящиеся у власти (во время существования режима апартеида в ЮАР Африканский национальный конгресс). Такие формы отражают исторические и социальные особенности публично-правового оформления суверенитета.

Для суверенитета государства представляют опасность угрозы, в том числе публично-правового характера. Необеспеченность государственного суверенитета возникает в результате ослабления публичной политической воли государства, неспособности оказывать влияние на подавляющую часть населения, противостоять сепаратистскому давлению. Это может проявиться в представлении своей территории в аренду под военные базы иностранных государств, уступке части спорной территории, непротиводействии незаконному рыболовному промыслу в своих территориальных водах, контрабандному провозу товаров, незаконной миграции. Необеспеченность территориального суверенитета проявилась в распаде государств (СССР, СФРЮ, разделе Индии сначала на собственно Индию и Пакистан, позднее – Пакистана на собственно Пакистан и Бангладеш). Сложности с его обеспечением испытывают и некоторые современные государства (Грузия, Молдавия, Украина, Сербия, Канада).

Международные угрозы суверенитету были связаны обычно с соперничеством государств в борьбе за территории. В XVI-XVII вв. соперничали Испания и Британия, позднее – Британия, Франция, Россия, Австро-Венгрия. Были созданы колониальные империи Британии, Франции, Бельгии, охватывающие обширные территории, населенные народами, у которых государственная организация либо отсутствовала, либо была не способна по техническим и политическим причинам оформить и защитить суверенитет. Эксплуатация колоний народов стала фактором усиления государственного суверенитета метрополий.

После второй мировой войны проявились тенденции к ограничению государственных суверенитетов в пользу международных, над-государственных организаций (ООН, Европейское сообщество, Совет Европы, Европейский суд по правам человека и др.). На закате ХХ в. ряд западных стран, в первую очередь США, выступил с идеей гуманитарной интервенции против государств, на территории которых нарушаются права человека (Югославия, Афганистан, Ирак, Иран, КНДР). Идеологическим обоснованием политики гуманитарных интервенций стали теории, противопоставляющие народный суверенитет и суверенитет личности (ее достоинство, права и свободы) государственному суверенитету. В современных условиях этому способствуют мощные транснациональные корпорации (ТНК), огранивающие суверенитет государств, чтобы обеспечить защиту своей собственности и инвестиций, вложенных на их территориях.

 

Функции государства

Сущность государства в значительной степени проявляется в его функциях. Под функциями государства понимаются воздействия на социальную среду, осуществляемые с учетом требований системы для того, чтобы поддерживать ее оптимальные отношения с другими системами, сохранять (восстанавливать) сбалансированность и стабильность ее внутренних элементов (так называемый гомеостазис). Функции государства – это целенаправленные, планируемые или стихийные (реакция на внешние или внутренние сигналы) воздействия на политическую систему и другие системы, необходимые для сохранения, развития, охраны или защиты суверенитета территории, населения и публичных властно-институциональных элементов. Понятие «функции» позволяет описывать, объяснять и прогнозировать деятельность государства через анализ его многочисленных внутренних и внешних связей, зависимости целого и частей, системы и элементов.

В функциях государства отражаются его классовая и общесоциальная сущность, соотношение социальных сил, а также состояние взаимовлияния общества и государства. Такое отражение имеет кон­кретный и объективный характер, ибо функции государства формируются под определяющим воздействием реальных целей и задач, обу­словленных экономической и политической структурами обще­ства и вытекающими отсюда интересами социальных групп, всего общества. Когда к власти приходят другие политиче­ские силы, могут существенно измениться и функции государства. Каждая функция государства имеет предметно-политиче­ское содержание, отражая предмет его деятельности, средства и методы, используемые для достижения определенных целей и задач.

Понятие «функции» следует отличать от понятий «задачи» и «цели» государства. Задачи отражают в большей степени социальное назначение, историческую миссию государства в тот или иной период (М. Байтин), в них соотносятся цели, предполагаемые результаты и средства. Цели – это идеальные образы того, к чему стремится государство, прообраз результата. Необходимо отличать также функции государства в целом от функций отдельных органов государства. Последние предполагают установление для каждого такого органа субъективных прав и юридических обязанностей (полномочий).

Можно выявить различия в функциях государств различных исторических типов, а также общие для всех государств функции. Так, для любого государства свойственны функции по под­держанию определенных условий своего существования, как с точки зрения внутренней стабильности, так и на межгосударственной арене. Соотношение классового и общесоциального в государстве позволяет говорить о различении государ­ств с преимущественно классовыми или преимущественно обще­социальными функциями, выявить направления их деятельности и соци­альное назначение. Функция предполагает наличие средств и методов, необходимых для достижения определенного результата, в том числе нормативно-правовых, закрепляющих полномочия конкретного органа.

Государство по природе полифункционально, т.к. в силу своей сущности всегда решает сложные и многообразные задачи в интересах различных социальных групп или общества в целом, отдельных территорий или международного сообщества, участвуя в решении локальных или глобальных проблем. Политический опыт государств дает основу для систематизации (классификации) функций. Они могут быть классифицированы по разным основаниям: 1) по значению для основных компонентов – основные и неосновные; 2) по продолжительности действия – постоянные и временные, краткосрочные и долгосрочные; 3) в зависимости от сфер государственной деятельности (объектов воз­действия) – внут­ренние и внешние.

Подобная классификация является одной из наиболее распространенных в политологии. В соответствии с ней к внутренним функциям относят реализацию задач госу­дарства внутри страны, где оно выступает субъектом политической системы. Учитывая принцип разделения властей, можно выделить: законотворческие (принятие законов о ратификации международных договоров может быть отнесено также к внешним функциям); исполнительно-распорядительные (некоторые из них могут выходить на внешнеполитический уровень, в частности, деятельность министерства иностранных дел); судебные; контрольно-надзорные и др.

К внешним функциям (осуществление межгосударственных отношений), обычно относятся внешнеполитическую; внешнеэкономическую; оборону; поддержку соотечественников за рубежом. Некоторые функции могут носить как внешний, так и внутренний характер (поддержание территориального суверенитета и целостности государства).

Функции Российского государства обусловливались характером исторического этапа, доминированием революций или реформ, историческим типом и формами государства, политическим режимом. Эпоха монархических режимов была связана с преимущественным вниманием, то к функции сохранения их стабильности (Александр III), то в отдельные периоды также к освоению новых территорий, реформе государственного управления (Петр I, Александр II, Николай II). В период Первой и Второй мировых войн на первый план вышли внешние функции (оборона). Энергия государства советского периода длительное время направлялась на сохранение целостности, обустройство территорий, индустриализацию, ликвидацию неграмотности населения, преодоление социально-экономической отсталости некоторых народов. Государство осуществляло управленческие функции в социально-экономической сфере, идеологические и воспитательные функции. Из внешних важнейшими стали функции соревнования с капиталистической системой, поддержание обороноспособности.

К функциям современного российского государства относятся внутренние (охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка, экономическая, фискальная, социальная защита, экологическая, культурная) и внешние (оборона, поддержание мира, сотрудничество с другими государствами, поддержка соотечественников за рубежом и др.). Его функции определяются и местом в политической системе общества. Государство поддерживает ее подсистемы: институциональную, организационную, функциональную, нормативно-регулятивную, информационно-коммуникативную, идеологическую. Можно по- другому характеризовать его функции в политической системе: внесистемные, т.е. взаимодействие с другими подсистемами общества (политическое представительство, целеполагание, интеграция, регуляция, коммуникация), и внутрисистемные (координирующие, воспитательные и инициативные); регуляционные, мобилизационные, распределительные и реактивные (классификация Д. Истона и Дж. Пауэлла).

Следует особо сказать о функции политического целеполагания, которая предполагает разработку целей, задач, программ, прогнозирование и планирование, мобилизацию ресурсов, интеграцию общества, распределения ресурсов. Политическая власть отвечает также за создание равных условий для открытой легитимной борьбы за власть всех субъектов политики. С этой целью государство осуществляет такие функции: 1) обеспечение законодательной, методической финансовой базы избирательных кампаний, проведения референдумов, плебисцитов и др.; 2) регистрация политических партий, общественных и религиозных объединений, создание системы необходимых ограничений и запретов для экстремистских партий и других организаций, нарушающих правопорядок и др.; 3) изучение интересов, социального самочувствия граждан и юридических лиц, их политических установок с целью создания благоприятных условий для формирования движений и организаций, направленных на осуществление их общественной и политической активности.

Отмечая доминирующую и всеобъемлющую роль государства в политической системе, следует учитывать, что не все органы государственной власти непосредственно включаются в функционирование политической системы. Значительная часть государственного аппарата (государственных служащих) имеет т.н. технический характер: ее деятельность должна быть направлена только на безусловное исполнение государственной политики. Наиболее активно и тесно интегрированы в политическую систему общества такие органы, как глава государства (особенно в президентских республиках), парламенты, правительство, избирательные комиссии; в федеративных государствах – также главы субъектов Федерации, их законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти.

Опасно как ослабление роли государства в политической системе общества, так и ее чрезмерное усиление. Последнее ведет к этатизму (от франц. еtat – государство), огосударствлению общественных организаций.

 

Формы государства

В современной науке придается большое значение изучению форм государства, в которых наиболее полно отражается диалектика его содержания и формы. Еще Аристотель, используя понятия «материя» и «форма», отмечал, что форма государства всегда стремится заключить «материю» (содержание) в определенные рамки, придать ей внешний облик и внутреннюю структуру, отличные от других вещей и явлений. Все государства неповторимы по содержанию, но имеют формы, выражающие сущность всех государств.

Такие особенности внутренней организации государства выражаются в понятии «фор­ма государства». Это понятие, в свою очередь, включает в себя несколько характеристик (вторичных форм) внутренней организации, отражающих характер взаимосвязи территории, населения, институтов власти, сочетание других компонентов и признаков. Форма государства – это абстрактная категория, к которой опыт государственного строительства и теоретическая мысль привязывает различные исторические и современные реальные государственные образования с тем, чтобы можно было проводить типизацию (классификацию), вырабатывать практические рекомендации по совершению политико-правового оформления динамичной жизни общества, властных элит. Хотя существовали и существуют формы государств, которые не поддаются полностью данной классификации (типизации) – доминионы, полуколонии, империи, города-государства, теократические государства, непризнанные государственные образования, народы (движения), ведущие освободительную борьбу и претендующие на статус государства, как признанные, так и не признанные субъектами международного права.

Форма государства – это его организационное строение, выражающееся как во внутренних (структурных), так и во внешних (формальных) чертах. На них влияют социально-экономические факторы, природно-кли­матические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества, экономика и др. Понятие "форма государства" имеет комплексный характер и раскрывается через формы государственного правления, государственного устройства и политического режима.???.

Форма государственного правления характеризует порядок передачи власти от источника власти (народа, бога, пророков, правящей династии) к органам верховной (центральной) власти (монарху, главе государства, парламенту, правительству), взаи­моотношения органов власти друг с другом и с населением. Другими словами, она определяется тем, кто и как правит, как население на данной территории делегирует власть государственным органам. По этой форме различают монархии и республики: «Все государства, все державы, обладающие или обладавшие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно», писал Н. Макиавелли.

Монархия (от греч. monarhia – единовластие) – форма правления, при которой реальная или номинальная власть полностью или частично сосре­доточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, царя, шаха, султана). Характерные признаки: а) высшая власть передается, как правило, по наследству, хотя и не исключены элементы выборности через совет знати и т.п.; б) не ограничивается сроком правления и не прерывается смертью правящего монарха: династия непрерывна («Король умер – да здравствует Король!»).

Монархии разделяются на неограниченные, ограниченные (конституционные, парламентарные) и дуалистические. В неограниченных монархиях отсутству­ют представительные учреждения и единственным но­сителем суверенитета государства является монарх (современные Саудовская Аравия, Бруней). В ограничен­ных (конституционных) монархиях носи­телями суверенитета кроме монарха выступают парламент, правительство, верховный суд (Великобритания, Япония, Ис­пания, Швеция и др.). Дуалистическая монархия – переходная форма от абсолютной к ограниченной монархии (Россия в начале ХХ века, Непал в 1980-е годы, Хашимитское Королевство Иордания). Она не исключает выборность (в Камбодже королевская власть не является наследственной в обязательном порядке; новый монарх назначается 9-ю членами тронного совета).

Республика (от лат. res publicа - общественное дело, дело народа) – форма правления, при которой власть главы государства считается производной от воли избирателей или представительного органа; выборность и сменяемость главы государства и законодательного органа становятся основополагающим принципом. Другие основные признаки: а) народ - единственный источник власти; б) определенный срок правления верховной власти; в) проявление периодической зависимости высшей власти от воли избирателей. Порой эти признаки остаются формальными, но даже в таком случае их стараются сохранять.

В науке проводится разделение на президентские и парламентские республики по таким политическим основаниям: кто формирует правительство и кому оно подотчетно. Наиболее общим признаком президентской республики является наличие носителя власти в лице президента (от лат. praesidens – сидящий впереди). Характерны и другие признаки: а) президент формирует правительство и является главой исполнительной власти; б) разделение властей и отработанные механизмы «сдержек и противовесов»; в) президент избирается непо­средственно народом или опосредованно – коллегией выборщиков; г) парламент не имеет права вынесения вотума недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент; д) парламент имеет право импичмента – отстранения путем выполнения сложной процедуры от должности президента.

Парламентские республики (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль, Эстония, Латвия и др.) отличают следующие признаки: а) парламент контролирует исполнительную власть; б) правительство формируется по результатам парламентских выборов; оно ответственно перед парламентом; в) парла­мент может выразить недоверие правительству в целом, главе прави­тельства, конкретному министру; г) формальный глава государ­ства – президент избирается парламен­том или коллегией выборщиков.

Наряду с президентской и парламентской формами республики принято выделять и смешанную республиканскую форму правления (Франция, Финляндия, Польша, Украина, Литва и др.). Ее признаки: а) контроль и формирование исполнительной власти – совместное полномочие президента и парламента; б) правительство несет ответственность и перед президентом, и перед парламентом; в) президент и парламент избираются всеобщим голосованием народа, что придает им дополнительную власть и полномочия; 4) главой государства выступает президент, назначающий главу правительства и министров с учетом (Франция, Литва, Польша) или без учета (Россия) результатов парламентских выборов; 5) верховные органы государственной власти имеют полномочия, включаемые в систему сдержек и противовесов, характерные для президентской или парламентской республик: например, парламент имеет возможность контролировать правительство путем утвержде­ния ежегодного бюджета страны, применения права на импичмент (Россия, Литва), вынесения правительству вотума недоверия; в свою очередь, президент Франции имеет право проводить плебисциты, т.е. официально обращаться к населению с вопросом о поддержке. Для отражения многообразия сдержек и противовесов применяют термины «полупрезидентские» и «полупарламентские».

Форма государственного устройства отражает структуру политико-правовой организации территориального пространства, связей и отношений территориальных частей государства. Различают унитарные государства, федерации и конфедерации.

Унитарное(от лат. unitas - единство) государство характеризуется «вертикальным» соподчинением властей и территорий как административно-территориальных единиц, единым и неделимым государственным суверенитетом, единой системой высших органов и единой системой законодательства. Унитарными государствами могут быть монархии (Япония, Великобритания, Испания, Дания, Швеция и др.) и республики (Франция, Италия, Белоруссия, Украина), демократические (Дания, Норвегия) и авторитарные государства (Узбекистан, Азербайджан, Китай).

В централизованных унитарных государствах осуществляется строгая, симметричная административно-территориальная соподчиненность центра и территориальных частей, отсутствуют автономии последних. В строго централизованном унитарном государстве существует вертикальная система назначенных органов управления сверху донизу. К такому типу приближаются Китай, Белоруссия, Казахстан. Такое управление способствует концентрации ресурсов, необходимых для решения важных общенациональных задач. Но полное воплощение такой формы возможно только в военных государствах. До этого, как правило, не доходит. Административно-территориальное деление включает в себя от двух до четырех звеньев. В совсем маленьких государствах вообще нет административного деления (Мальта, Науру).

Федеративное(от лат. federatio – «союз», «объединение») государство – сложноустроенное государство, части ко­торого обладают в некоторой степени признаками суверенитета): наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов фе­дерации (штатов – в США, Бразилии, Мексики, Индии; земель и городов – в Германии; провинций – в Канаде; национальных республик, областей, краев, городов федерального значения, автономных округов в России; кантонов и полукантонов – в Швейцарии; монархических штатов (султанатов) – в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах и т.д.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.