Сделай Сам Свою Работу на 5

Политология – учебный предмет в вузе





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОМОРСКИЙ государственный УНИВЕРСИТЕТ

Им. М.В. Ломоносова

Рецензенты:

 

Авторский коллектив: А.А. Акмалова, А.А. Андреев, П.С. Журавлев, В.М. Капицын, Б.И. Краснов, Т.В. Карадже, Е.В. Кудряшова, А.В. Макеев, В.К. Мокшин, С.Г. Новгородцева, А.О. Подоплекин, Романов В.Ф., Л.М. Романенко, С.В. Устименко, А.М. Ушков, Н.И. Чувашова, С.И. Шубин.

К 75-летию Поморского государственного университета имени

М.В.Ломоносова посвящается

Редколлегия: Капицын В.М. (зам. пред. редкол.), Новгородцева С.Г. (редактор-секретарь), Тамицкий А.М. (электрон. составитель).

ПОЛИТОЛОГИЯ. Учебник по политологии. Под общ. ред. проф. В.К. Мокшина: Изд-во Академ-Пресс и Поморского госуниверситета, 2007. - 500 с.

 

Представленный учебник по политологии написан с учетом передового зарубежного и отечественного опыта преподавания политологии. Основная цель - помочь разобраться в сложных явлениях политической жизни современного общества. Материалы учебника отражают синтез научных подходов, междисциплинарный характер научного знания, ориентирует студента творчески изучать наследие ведущих школ и направлений современной политологии.



Учебник, подготовленный в соответствии с требованиями госстандарта, предназначен для студентов и преподавателей высших учебных заведений, аспирантов, абитуриентов, учителей и тех, кто интересуется политикой современной России.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие (В.К.Мокшин)

Раздел 1. Политика: онтология, теория, методология

Глава 1. Политология как наука и учебная дисциплина (С.Г. Новгородцева)

Глава 2. Методология познания политической реальности и парадигмы

политического знания (А.В.Макеев).

Глава 3. Политическая жизнь (Капицын В.М.)

Глава 4. Социальные функции политики (Капицын В.М.)

Глава 5. Власть и властные отношения (Мокшин В.К.)

Глава 6.Проблемы хронополитики в современных условиях (Т.В. Карадже)

Раздел 2. Институциональные аспекты политики

Глава 7. Политическая система общества (Мокшин В.К.)

Глава 8. Государство как институт политической системы

(А.А. Акмалова)

Глава 9. Политические режимы (А.А. Акмалова)



Глава 10. Политические партии и партийные системы (Журавлев П.С.)

Глава 11. Выборы и электоральные системы (С.В. Устименко)

Раздел 3. Политика и общество

Глава 12. Гражданское общество и политика (Романенко Л.М.)

Глава 13. Политические элиты и лидерство (Кудряшова Е.В.)

Глава 14. Политическая социализация личности (Романенко Л.М.)

Глава 15. Политическая коммуникация и механизм ее реализации в современ-ном обществе (Минаева Н.В.)

Глава 16. Политическая культура общества (Романов В.Ф.)

Глава 17. Политические идеологии современности (Капицын В.М.)

Раздел 4. Политическое развитие и политические

Процессы

Глава 18. Политическая модернизация общества (Шубин С.И.)

Глава 19. Политические конфликты (Н.И. Чувашова)

Глава 20. Политическое прогнозирование (Мокшин В.К.)

Раздел 5. Мировая политика и международные отношения

Глава 21. Современные международные отношения и внешняя политика

государств (Подоплекин А.О.)

Глава 22. Геополитика и геополитическое положение России (Андреев А.А., Ушков A.M.)

Раздел 6. Прикладная политология

Глава 23. Политический менеджмент (В.М. Капицын)

Глава 24. Политические технологии (Б.И. Краснов)

Заключение (В.К.Мокшин)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ. 5

 

Раздел 1. Политика: онтология, теория, методология

Глава 1. Политология как наука и учебная дисциплина. 10

Глава 2. Методология познания политической реальности. Парадигмы полити-ческого знания. 25

Глава 3. Политическая жизнь. 41

Глава 4. Социалльные функции политики. 55

Глава 5. Власть и властные отношения. 70

Глава 6. Хронополитика: содержание и основные направления. 96



 

РАЗДЕЛ 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ

Глава 7. Политическая система общества. 109

Глава 8. Государство как институт политической системы общества. 128

Глава 9. Политические режимы.. 145

Глава 10. Политические партии и партийные системы. 160

 

Раздел 3. Политика и общество

Глава 11. Выборы в органы политической власти. 178

Глава 12. Гражданское общество и политика. 195

Глава 13. Политические элиты и лидерство. 212

Глава 14. Политическая социализация. 213

Глава 15. Политическая коммуникация и механизм ее реализации в совре-менном обществе. 228

Глава 16. Политическая культура. 242

 

Раздел 4. Политическое развитие и политические Процессы

Глава 17. Политические идеологии. 256

Глава 18. Политический процесс, политическая модернизация общества. Осо-бенности модернизации России. 269

Глава 19. Политические конфликты. 281

 

Раздел 5. Мировая политика и международные отношения

Глава 20. Политическое прогнозирование в условиях глобализации. 297

Глава 21. Современные международные отношения и внешняя политика государств 321

 

Раздел 6. Прикладная политология.

Глава 22. Геополитика и геополитическая ситуация вокруг России. 337

Глава 23. Политический менеджмент. 363

Глава 24. Политические технологии. 378

 

Терминологический аппарат. 391

Заключение. 397


ПРЕДИСЛОВИЕ

Политические трансформации в современном российском обществе ставят новые задачи и перед высшей школой. На передний план выходят задачи качественной подготовки будущих специалистов любого профиля. Овладение основами политической науки и демокра­тической культуры — одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России. Известно, что любые социальные перемены начинаются с сознания людей. Традиционная советская обществоведческая наука оказалась не приспособленной к объяснению столь резких политических изменений, с которыми столкнулась наша страна в последней четверти XX века. Масштабные и неожидан­ные повороты российской истории последнего десятилетия прошлого века не сумели предсказать ни зарубежные, ни отечественные политологи. Отсюда попытка ученых включить в свой арсенал новые методы и подходы классической и неклассической политологии.

На фоне дефицита научных знаний о происходящих кардинальных изменениях в нашей стране возникли многочисленные отряды политтехнологов, выбросивших на рынок свой товар в виде различного рода консалтинговых фирм, PR - центров, институтов прогнозирования, аналитических структур и т.д. Однако политические технологии обладают ограниченными аналитическими возможностями и не могут быть базой для действительно научного прогнозирования без фундаментальных исследований теоретического характера мира политического. Сегодня происходит трудный переход от прежней – советской парадигмы развития социально-политической науки – к новой, свободной от официальных предписаний и запретов.

Интерес к исследованиям политической сферы общества со стороны студенческой молодежи объясняется тем, что политика была и остается важнейшим источни­ком и механизмом организации совместной жизни людей, мощным оруди­ем целенаправленных преобразований в нашей стране, являясь едва ли не самым таинственным и многоликим явлением, противоречия которого трудно осмыслить без систематического изучения политической теории. Политика часто демонстрирует обществу не только заботу о гражданах и судьбах Отечества. Примеры из истории нашей страны показывают, что власть может выступать в качестве механизма борьбы и конкуренции людей за собственность, жизненные ресурсы, не брезгуя при этом ни принуждением, ни насилием.

Поэтому практическое применение политических знаний в России требует внимательного учета специфики нашей страны. Противоречивая российская действительность далеко не всегда укладывается в рамки классических западных политических теорий и поддается одно­значным научным оценкам. Во многом это объясняется переход­ным состоянием общества, наличием в нем самых различных, порою трудно совместимых явлений. Официальная российская идеология до сих пор не устоялась, что затрудняет вхождение в политику, пре­жде всего, нового поколения граждан. Здесь без систематического научного полити­ческого образования невозможно правильно ориентироваться в сложном лабиринте событий.

Вот почему политические знания и культура нужны сегодня любому челове­ку независимо от его профессиональной принадлежности, посколь­ку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с людьми и государством. Без обладания такими знаниями лич­ность рискует стать разменной монетой в политической игре, превра­титься в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил. Поэтому сознательное формирование по­литической культуры – как искусства совместного цивилизованного про­живания людей в государстве – забота всего современного общества, важное условие его благополучия.

Демократический строй не может утвердиться и быть эффективным без соответствующей политической культуры на­селения. Демократия предполагает превращение человека в источник власти, вершителя судеб своей страны и международной политики. И хотя в условиях демократического государства далеко не каждый ин­дивид оказывает реальное воздействие на принятие политических ре­шений, именно от сознательности выбора и активности большинства граждан зависит учет в государственной политике интересов различ­ных групп населения, компетентность и ответственность правящих элит.

Способность граждан к принятию рациональных решений, учас­тию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систе­матического приобретения соответствующих знаний и опыта. Демократическое политическое образование базируется на при­знании основных гуманистических ценностей свободы и достоинства каждой личности, ее естественных, неотъемлемых прав. Оно помогает гражданину правильно оценить соответствующий об­щественный строй, осознать свое место и роль в государстве и обществе. Главная его цель — научить человека адекватно ориенти­роваться в сложном и противоречивом современном мире, представ­лять и защищать свои интересы, уважать интересы и права других лю­дей, формировать уважение к демократическому порядку, государственным и общественным институтам.

Задача политического образования — выработка у граждан взвешенного, критического отношения к различного рода радикалистским идеологиям, враждебным демокра­тическому строю и стремящимся навязать обществу ту или иную со­циальную утопию. Конечно, ни в одной стране мира политическое образование не свободно полностью от идеологического содержания, так как оно, выполняя функцию интеграции, объединения общества, в той или иной форме обосновывает и защищает общенациональные интересы и ценности, ограничивает эгоистические и партикуляристские тен­денции и тем самым охраняет социальную систему от распада.

Отличительной особенностью учебника является то, что классиче­ские и современные западные политологические концепции излагаются в контексте актуальных проблем российского по­литического процесса. Это позволяет адаптировать западные концепции к российской практике и раскрыть актуальные проблемы российской политической жизни, опираясь на социологический материал, иллюстрирующий опыт формирования и функционирования властных структур, поли­тических сил в нашей стране и странах мира.

Овладение понятийным аппаратом, терминами - необходимое условие изучения каждого раздела учебника. Авторский коллектив, раскрывая содержание основных категорий и понятий, ориентирует студентов на деятельное участие в становление гражданского общества.

Чтобы стать самостоятельным субъектом социальной деятельности, отвечающим за последствия принимаемых решений, будущий специалист должен быть готовым нести за них ответственность перед обществом.

Политические знания в период учебы выступают эвристическим фак­тором индивидуального сознательного выбора целей и предпочте­ний, устойчивых ориентиров, концентрированно выражающих потребности личности и общества, что обеспечивает ре­зультативность в будущей профессиональной деятельности специалиста.

Авторы стремились освещать поставленные в учебни­ке проблемы в свете достижений современной полито­логии и в тесной связи с реалиями политической жизни современного общества.

Содержание данного учебника раскрывается в шести разделах.

В первом разделе "Политика: онтология, теория, методология"уделяется внимание теоретико-методологическим проблемам изучения и объяснения понятий "политика", "объект и предмет" политической науки, определению места данной науки среди других наук. В этом разделе важное место занимает методология выяснения сущности и содержания понятий "политическая жизнь", "политическая власть" и изучению этих явлений. Доказывается тезис о необходимости соединения теории и практики при изучении данного раздела.

Во втором разделе "Институциональные аспекты политики" осве­щаются проблемы власти и властных отношений, политическое сознание, политическая система общества, политический режим и другие. Исследуются проблемы выборов и электоральных систем, ставших лишь относительно не­давно предметом внимания российских политологов. Рассматриваются вопросы взаимодействия государства и гражданского общества в современной России, национально-социокультурные традиции в функционировании различных политических режимов.

В третьем разделе "Политика и общество" рассматриваются проблемы гражданского общества в современной России, исследуется проблемы политического ли­дерства, места и роли элит и правящего класса, политика и личность, институализации субъектов избирательного процесса, политических партий, групп давления. Существенное внимание уделяется политике в определенных социально-экономических условиях. Политическая власть рассматривается как механизм распределения полномочий между властными органами и гражданским обществом.

Четвертый раздел "Политическое развитие и политические процессы" посвящен вопросам модернизации и становления гражданского общества в России. Вопросы власти и ее влияния на граждан в зависимости от авторитета самой власти и ее способности содействовать прогрессивному развитию страны в условиях глобализации современного мира прослеживаются в главах раздела. Анализируется новое направление в политологии – политическое прогнозирование и реализация государственных решений в условиях глобализации современного мира, прогнозирование как способ осмысления реализации политических реформ.

Пятый раздел "Мировая политика и международные отношения" акцентирует внимание на вопросах защиты национальных интересов России перед глобальными вызовами. Рассматривается геополитика через призму самосохранения российской государственности в условиях установления гегемонии одной сверхдержавы. Акцентируется внимание на вопросах внутренней и внешней политики и на последствиях либерально-демократических преобразований.

Шестой раздел "Прикладная политология" включает материалы по политическому маркетингу и политическому менеджменту, которые помогут уяснить такие понятия, как механизмы политического управления, российские политтехнологии и их специфические особенности в конкретно-исторической ситуации. Политический маркетинг и его стратегии, маркетинг избирательной кампании, его технологии находятся в центре данного раздела. Изложены основы политического менеджмента, проблемы управления социально-политическим развитием современного российского общества.

В результате изучения курса «Политология» выпускник вуза должен: получить знания о предмете и методе политической науки, ориентироваться в основных направлениях политической мысли; иметь представления о сущности власти, государства, гражданско­го общества, политических отношениях и процессах, политической культуре, политических субъектах, различать политические систе­мы и режимы, знать о политических партиях, «группах давления», политических лидерах, уметь ориентироваться в политических кон­фликтных ситуациях, анализировать международные поли­тические процессы, геополитическую обстановку, место и роль Рос­сии в современном мире, овладеть навыками политической культу­ры.

Для удобства освоения курса каждый раздел содержит главы, подразделенные на параграфы, которые могут стать предметом выступления на семинарских занятиях, послужить темой доклада, реферата.

Схемы, таблицы, выделенные курсивом термины, понятия студент должен усвоить с помощью активной мыслительной деятельности. В пособии для активизации познавательного интереса и самоконтроля после каждой темы лекции сформулированы вопросы и дан список необходимой литературы.

Авторы книги выражают надежду, что учебное пособие по политологии окажет помощь выпускнику вуза в подготовке по вопросам методологии анализа политической жизни, в выработке необходимых мировоззренческих и ценностных критериев оценки текущих событий, умению связывать политологические знания с общественной практикой.

Данный учебник ориентирован на студентов университетов и других высших учебных заведений. В нем авторы использовали наиболее распрост­раненные идеи и подходы, употребляемые при построении учебных кур­сов в западных университетах, МГУ им. М.В.Ломоносова и ПГУ им. М.В.Ломоносова.

Коллективный учебник по политологии является результатом труда профессорско-преподавательского состава, состоящим из специалистов, работаю­щих в разных вузах Российской Федерации в области политической науки.

Предисловие, Заключение, главы 5,6,18, на­писаны Мокшиным В.К. Главы 7,8,11 – А.А. Акмаловой, Гл. 22 – Андреевым и А.М.Ушковым, Гл. 9 – П.С. Журавлевым, Главы 3, 4, 15,22 – В.М. Капицыным, Гл. 12 – Е.В. Кудряшовой, Гл. 23 – Б.И. Красновым, Гл. 4 – Макеевым А.В., Гл. 1 – С.Г. Новгородцевой, Гл. 14 – Романовым В.Ф., Гл. 11, 13 – Л.М. Романенко, Гл. 19 – А.О. Подоплекиным, Гл. 10 – С.В. Устименко, Гл. 17– Н.И. Чувашовой, Гл. 16 – С.И. Шубиным.

При подготовке учебника к изданию проводилось научное редактирование текстов авторов, был унифицирован вспомогательный аппарат, обновлены рекомендательные библиографические списки. В этом трудном деле постоянную помощь оказывали доктор политических наук, профессор МГУ В.М. Капицын, кандидат педагогических наук, доцент кафедры политологии и социологии ПГУ С.Г. Новгородцева. Электронное оформление текстов глав, схем, таблиц в разделах учебника обеспечил ассистент кафедры политологии и социологии ПГУ А.М. Тамицкий.

Благодарность хотел бы выразить московским авторам, которые оперативно сумели предоставить материалы для учебника, а также коллегам вузов Архангельска. Авторы посвящают свой труд 75-летнему юбилею Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

В.К. Мокшин, доктор политических наук, профессор

 


 

 
 


       
   
 
 

 


Рис. 1. Сферы человеческой жизнедеятельности.

 


Общество (социум)- это совокупность сфер жизнедеятельности. Каждый человек, согласно своим особенностям, возможностям, способностям, потребностям определяет свое место в той или иной сфере жизнедеятельности общества.

Для любой науки определение предмета имеет большое значение. В политологии вопрос о предмете неоднозначен, существуют различные точки зрения.

Еще во время античности полагали, что политическая наука это наука о государстве, вся деятельность которого связана с политикой. Взгляды современных политологов на предмет политологии имеют определенные различия: одни считают предметом политологии политику, другие – политическую сферу жизнедеятельности людей. Но в том и другом случае категории государства, власти и др. признаются как одни их центральных проблем политологии.

Современный политолог Р.Т. Мухаев определяет политологию "как учение и науку о политике"[1]. Ю.К. Краснов, И.М. Кривогуз, В.П. Неминующий политологию "предпочтительно называют не политической наукой, а наукой о политике"[2]. Г. В. Полунина, соотнеся политическую сферу общества и политику как целое и часть, пишет: "Политология – наука об управлении обществом в самом широком смысле слова, т.е. наука о политической системе общества" и далее "Сводить предмет политологии только к политике – значит обеднять реальный комплекс тем, вопросов, проблем, которые изучаются российскими и зарубежными политологами"[3]. Авторы словаря-справочника под ред. А.В. Миронова и П.А. Цыганкова политологию определяют как "отрасль современных научных знаний, предметом, которого является система отношений власти, в ее институциональных и внеинституциональных (неформальных) проявлениях. Становление политологии как науки в целом совпадает с выделением сферы политического в рамках системы общественных отношений, обособлением власти и специализацией ее функций"[4].

Российский политолог К.С. Гаджиев считает "одной из первостепенных задач политической науки определение сущности, содержания и составных элементов понятия политического, характеризующего мир политического во всех его формах и проявлениях. Одним из основополагающих объектов исследования политологии является: государство, власть и властные отношения…"[5].

Вообще, определение предмета политологии "зависит от исследовательского подхода, степени детализации политических явлений, а также от научных методов"[6].

Политология исследует всю совокупность политических отношений: внутригосударственные, межгосударственные, межпартийные, внутрипартийные, между группами, политическими лидерами и т.д. во всех многообразных проявлениях политической жизни общества. Она изучает политический процесс в целом, т.е. рассматривает политические институты в действии, взаимодействии, анализирует механизмы, факторы принятия политических решений и их реализации. Это наука о политике, принципах и закономерностях ее функционирования, о политическом процессе, политических действиях, политических институтах, органах власти, о процессе выработки политики, принятия решений, путях, средствах, формах, методах, искусстве проведения их в жизнь.

Политология – не "вещь в себе", утверждение ее как самостоятельной науки предполагало естественные интеграционные связи с другими науками. Политическая сфера жизнедеятельности связана с другими сферами (экономической, духовной, социальной), их изучает множество наук, с ними и связана политология. Тесное взаимодействие с различными науками обогащает ее, расширяет диапазон исследований, позволяет использовать разнообразные подходы изучения политической сферы, утверждается плюрализм, т.е. равноправными становятся различные мнения, идеи.

Предлагаемая схема дает представление о междисциплинарных связях политологии, ее взаимодействии с множеством наук.

 

Такие антиномии как социология – политология, политика – философия, политика – психология, политика – этика, политика – антропология и др. в конечном итоге привели к появлению самостоятельных научных дисциплин: политической социологии, политической философии, политической психологии, политической этики, политической антропологии и др.

Как наука, изучающая политические отношения, явления и процессы, политология имеет свои методы исследования. Методы – (от греч. methodos –учение, теория, путь исследования), - способы, приемы исследования, средства, которые, позволяют глубоко и всесторонне познать предмет. Есть методы (подходы), которые имеют общенаучный характер, а есть такие, которые превращают политологию в самостоятельную науку, позволяют всесторонне исследовать политические явления и процессы, арсенал их расширяется, обогащая исследования и их результаты. (Подробнее о методологии и методах см. в статье д.п.н., профессора Макеева А.В.)

Системный метод, появившийся в 30-е г. прошлого столетия в естествознании, разработан в 50-60 гг. Т. Парсонсом, Р. Мертоном, Г.Алмондом, Д. Истоном[7], стал использоваться в политологии, социологии, экономике. Политика стала рассматриваться как целостный, постоянный, сложно организованный, саморегулирующийся, динамичный механизм, взаимодействующий с окружающей средой, функционирующий в рамках этой среды, реагирующий на поступающие извне импульсы. Эта система состоит из многих частей, которые образуют единое целое. Система живет, когда на "вход" поступают импульсы (требования, поддержка), если их нет – система перестает функционировать. На "выходе" системы – решения, действия по реализации требований, типы поведения в политическом процессе.

Одним их принципов системного анализа является структурно- функциональный, который рассматривает политику как систему (целостность), каждый элемент в которой имеет определенное назначение, выполняет свои функции и роль.

Бихевиористский метод – ведущий в политической науке, особенно в США, когда его детально обосновал В. Вильсон. Суть его заключается в изучении политики через исследования поведения личностей и групп, социальных, национальных, культурных, профессиональных и других общностей людей. В этом методе используются междисциплинарные подходы (в т.ч. математические, статистические, социологические, психологические и др.). Представители Чикагской школы политологии (Г.Лассуэлл, Г. Госнелл, К. Райт, Л.Д. Уайт) были приверженцами психологической и социологической интерпретации политики. Ученые этой школы стали основоположниками междисциплинарных исследований на основе контактов с достижениями в социологии, психологии, экономики, теологии, в естественных науках. Особое значение приобрели исследования социокультурных, религиозных, конфессиональных, психологических и др. факторов в политическом поведении людей. Единственно приемлемыми способами изучения политической сферы признавались эксперимент и количественные методы (в качестве образца выступали естествознание и математика). Важнейший прием – опросы общественного мнения – с успехом используется политологами современности.

До конца Х1Х – начала ХХ вв. повсеместно господствовал в политологии институциональный метод, ориентирующий на изучение политических институтов: государства, партий, общественных объединений, политических программ и т.д., тех, что регулируют политическую деятельность. А затем происходит " поведенческая революция", появляются различные варианты теорий политического поведения (избирателей, отдельных индивидуумов, влияние СМИ, влияние социальной среды на формирование политических убеждений и т.д.).

В середине 70–х годов ХХ в. наступает постбихевиоральная эра: ученые обратились к "новому институционализму", когда политика стала пониматься как институциональная инженерия, что привело к введению в политические исследования логико-математических методов. В конце ХХ века сосуществуют институциональный и бихевиористский подходы, взаимовлияющие друг на друга, обменивающиеся идеями, разработками и методиками.

Культурологический подход преодолевая традиционность исследования политики, позволяет изучать ориентацию людей на политические институты, определять какие причины заставляют по-разному действовать их в разных странах, какова роль традиций, религии, представлений, национальной психологии, культурных особенностей, ценностных ориентаций, стереотипов и т.д. в политических процессах.

Уже в Х1Х в. использовались в политических исследованиях элементы междисциплинарного подхода.Политология связана с многими дисциплинами, располагается на стыке общественных, гуманитарных наук. Некоторые исследовательские методы, приемы, понятия используются, заимствуются из естественных наук, культурологии, математики, антропологии, статистики и др. наук. Так в комплекс междисциплинарных методов исследований включены региональные политическиеисследования (региональная политология), при которых конкретная территория изучается как система, включающая в себя множество компонентов, исследования территориальных особенностей политических явлений (метод комплексных региональных исследований). Сравнительно-географический метод позволяет проанализировать ситуацию в различных регионах. Институциональный – исследует региональные политические институты (органы власти, местного самоуправления и др.). Изучению региональных элит способствуют генетический анализ региональных элит, (изучение биографических данных позволяет определить социальные, профессиональные, образовательные, национальные, половозрастные партийные особенности элит в регионе). Динамичный анализ(анализ динамики) дает показатели устойчивости местных элит, скорость ее ротации. Структурный анализвыявляет групповые структуры элит. На кадровые решения влияет структура личных отношений (личностный критерий). Структурирование региональной элиты по признакам принадлежности к властным структурам определяет институциональный подход. Национальный критерий позволяет понять, как региональная элита разделена по этническим признакам, каково содержание конкуренции за власть между этническими или конфессиональными группами и т.д. Непосредственно к организации познания политических процессов относятся общелогические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, эксперимент, моделирование, описание, сравнение, аналогия и др.

Получению первичной информации о политических явлениях и процессах способствуют методы эмпирических исследований: использование статистики, анализ документов, анкетирование, интервьюирование, лабораторные эксперименты, "игры", наблюдения, психологическое тестирование, личной коррекции для чего используются компьютерное обеспечение, современная компьютерная техника, видио, аудиаппаратура.

Арсенал новых методологических подходов, приемов и методов политических исследований постоянно расширяется, обогащается, что способствует всестороннему исследованию предмета изучения, дает возможность полнее понять механизмы и действия реализации политических процессов.

Любая наука опирается на прочный теоретический фундамент, это не только система знаний, она еще имеет выдержанный понятийный, категориальный аппарат. Как писал лауреат Нобелевской премии И. Бродский, результатом работы поэта, функцией его является сохранение и развитие языка, на котором он пишет. Одним из результатов работы политолога-воссоздание и развитие языка науки политологии, разработка и осмысление содержания, сути конкретных политических понятий. Категории политологии – это общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные, закономерные связи и отношения политической жизни и политического познания.

Понятийный аппарат науки – это не нечто застывшее, он постоянно изменяется, расширяется, совершенствуется. Ряд понятий многозначителен, многие из понятий перенесены из других областей знаний или пришли к нам из западных теорий. Есть исходные категории, которые составляют основы науки: политика, политическая сфера, политическая жизнь, политическая система, политическая власть и др. Есть ключевые категории: политические элиты, государство, политические партии, общественные организации и др. Динамичная сторона политической жизни определена инструментальными понятиями, такими как политическая деятельность, коммуникация, революция, реформа и др. Духовную сторону политики составляют понятия идеология, политическая культура, политическая социализация и.др. Качественную сторону политических процессов и явлений определяют понятия легитимность, политические права, тоталитаризм, авторитаризм, демократия и др. Требуют исследований такие понятия как мировая политика, геополитика, политическое прогнозирование, теория международных отношений, международные субъекты политики и др.

Политология – междисциплинарная наука, занимающая особое место среди общественных, гуманитарных наук, поэтому естественно использование ею понятий философских, исторических, правовых, социологических, психологических, этических и др. Весь разнообразный понятийный аппарат политологии, работа над ним подчинены одной цели – получению достоверных объективных знаний об изучаемом предмете.

Специфика политологических знаний предопределяет функции этой науки, их разнообразие очевидно из следующей схемы:

 

Итак, политология – наука, которая исследует, изучает множество проблем: политические процессы и политические системы, политическое сознание, политическую культуру, политические институты, историю политических учений, современные политические концепции, мировой политический процесс и тенденции развития политической сферы.

 

Политология – учебный предмет в вузе

Политология - учебная дисциплина дает знания студентам, она вошла в учебные планы российских вузов совсем недавно, в конце ХХ в. Главное внимание в ней сконцентрировано на ключевых темах и вопросах мира политики, на основополагающих категориях: политические институты, власть, государство, политические системы, политические режимы, политическая культура, электоральные системы и другие.

Политология в вузе – это совокупность знаний в виде последовательного и систематического изложения материала, раскрывающего изучаемый объект с разных позиций, что нашло отражение в программах, учебных пособиях по политологии.

Она способна выполнить конструктивные функции: формировать политическую культуру студентов, такие качества как готовность к компромиссу, стремление к консенсусу, цивилизованной защите своих интересов, она дает уроки толерантности, диалога, адекватной реакции на политические события, учит ориентироваться в сложной социально-политической обстановке, уважая права и интересы граждан, государственных институтов.

Главной задачей политологического образования студентов является выработка у них потребности приобретения этих знаний, формирование таких качеств как широта и нестандартность мышления, прослеживание взаимосвязи исследований в принятии политических решений, способность оценивать эффективность функционирования политических институтов, рассматривать политику через призму интересов людей, желание получить дополнительные политические знания, стремясь к их постоянному обновлению. Выработка таких качеств эффективна не только в ходе учебной деятельности, но и через различные формы научно-исследовательской работы студентов.[8]

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.