Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и сущность власти





Власть - центральное организационное и регулятивно-контрольное начало политики, средство ее осуществления. Борьба за овладение властью и ее использование является одним из важнейших аспектов политической жизни общества.
В политической науке существуют следующие основные интерпретации власти.
Натуралистическая. Исходит из того основания, что человеку как природному существу свойственны стремление к власти, жажда подчинения и возвышения одних индивидуумов над другими. Этот подход использовался Н.Макиавелли и нашел отражение в договорной теории Т.Гоббса. Обстоятельное обоснование теории власти под углом зрения природы человека, его влечений, страстей и склонностей принадлежит А.Гельвецию.
Бихевиористская. Исходит из понимания власти как особого типа поведения людей, одни из которых командуют, а другие подчиняются. Согласно Г.Лассуэллу, первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Политическая власть складывается из столкновений многих воль к власти как их баланс, как равновесие политических сил.
Психологическая. Основывается на бихевиористском понимании власти как результата поведения индивидов, но делает акцент на раскрытии субъективной мотивации этого поведения, выявлении его корней в сознании и подсознании людей. По мнению создателя теории психоанализа 3.Фрейда, власть возникает как взаимодействие воли к ней у одних людей и готовности к подчинению у других.
Системная. В противоположность бихевиористской и психологической трактовкам основывается на понимании власти не как производной взаимодействия индивидуальных воль, а как способности социальной системы реализовывать коллективные цели, обеспечивать собственную стабильность (Т.Парсонс, Д.Истон и др.).
Структурно-функционалистская. Характеризует власть как способ социальной организации, основывающийся на целесообразном разделении функций управления и исполнения. Согласно этому подходу, в иерархически устроенном обществе с многообразием социальных ролей власть позволяет контролировать ресурсы и средства влияния, воздействовать на людей с помощью поощрения и наказания.
Реляционистская. Рассматривает власть как межличностное отношение, позволяющее одним индивидам оказывать определяющее воздействие на других, направлять или изменять их поведение. Трактовка власти в реляционистском аспекте, то есть как отношения, - характерная черта веберианской традиции, предусматривающей возможность волевого воздействия одних индивидов и групп на другие.
В важнейших трактовках власти делается акцент на различных сторонах и проявлениях этого феномена. С учетом этих трактовок власть в самом общем значении можно охарактеризовать как социальное отношение, которое проявляется в возможности и способности одних людей принимать решения, имеющие обязательный характер для других, влиять на их деятельность, используя авторитет, право, насилие и другие средства.
Смысл, исторически закрепившийся за понятием власть, фиксируется в таких терминах, как господство, влияние, подчинение, насилие, авторитет. Эти термины указывают на отдельные функции и формы власти, на доминирование тех или иных их признаков.
Власть в обществе имеет источник и основные параметры - масштабы, объем, время и пространство. Источник власти - то, что дает ей начало, откуда она исходит, а именно народ, его стремление к упорядоченности общественной жизни. Конкретными источниками власти могут быть потребности общества, законодательство, воля монарха и т.п. Масштабы власти - это характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти - это количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или в каких-то органах. Время власти - это период функционирования данной власти, того или иного властного органа. Пространство власти - это определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или, по крайней мере, формально функционирует.
Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.
Отличительными признаками политической власти являются:
• верховенство, то есть обязательность, ее решений для всего общества;
• всеобщность, то есть функционирование на основе права от имени всего общества;
• моноцентричность, то есть существование общего государственного центра принятия решений;
• многообразие ресурсов - экономические, социальные, культурно­информационные, нравственные, принудительные и др.
Основные компоненты структуры власти - это субъект, объект, ресурсы и процесс, характеризующийся механизмом и способами властвования.
Субъект власти - это ее обладатель, носитель, воплощающий в себе активное направляющее начало. Им может быть правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство, партия, группа интересов).
Объектом власти могут быть отдельный гражданин, социальная группа и общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти.
Грань между субъектом и объектом власти бывает условной. В демократическом обществе народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В обществе с недемократическим режимом народ является только объектом политической власти.
Границы отношения объекта власти к ее субъекту простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного подчинения. Готовность к подчинению зависит от качеств объекта, от характера предъявляемых ему требования, от средств воздействия на него, от восприятия субъекта.
Качества объекта политической власти во многом определяются политической культурой населения. Так, патриархальный и подданнический типы культуры формируют покорность, привычку повиноваться, желание жить под «твердой рукой». Активистский тип культуры формирует гражданина, готового нести ответственность за страну, а не покорного слугу власть предержащих.
Ресурсы власти - это средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы.
Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т. п.
Социальные ресурсы - это группы и слои общества, на поддержку которых может рассчитывать власть в проведении политики.
Культурно-информационные ресурсы - это знания и информация, а также средства их получения и распространения (учреждения науки и образования, средства массовой информации). В современном мире значимость культурно­информационных ресурсов как источника власти повышается.
Демографические ресурсы - это наиболее универсальный вид ресурсов: люди, производящие материальные, культурно-информационные и прочие ресурсы.
Принудительные (силовые) ресурсы - это оружие, институты принуждения и специально подготовленные люди. Ядро силовых ресурсов составляют армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их вещественными атрибутами.
Власть обычно применяет различные ресурсы в комплексе. Наибольшими возможностями в их использовании располагает государство.







2. Функции политической власти – это те особенности и свойства, присущие ей, благодаря которым она действует в обществе и меняет его. Наиболее полно они реализуются в процессе господства. Как правило, выделяют четыре основополагающие функции политической власти: 1. Управления. С его помощью субъект власти реализует свою стратегию на практике. Предполагается, что руководство должно принимать конкретные и соответствующие времени решения. Здесь отражаются интересы сил, стоящих у власти. 2. Функция контроля. Для ее реализации создаются такие органы, как прокуратура, контрольная палата, структуры, проводящие ревизии. 3. Организаторская функция. Она формирует политические отношения между отдельными гражданами, партиями и классами с одной стороны и государством с другой. 4. Воспитательная функция. Она обеспечивает руководству авторитет, а граждан призывает быть законопослушными. Конечно, функции политической власти не ограничиваются этими четырьмя. Так как они весьма многочисленны в жизни общества, их можно дополнить еще несколькими. 1. Сохранение целостности социума. 2. Формирование в обществе политической системы. 3. Контроль над разными структурами социума в собственных интересах, воздействие на них. 4. Руководство делами страны и общества с использованием разных методов. 5. Управление деятельностью государственного аппарата, органами власти с помощью их же средств. 6. Реализация интересов и запросов социальных групп, осуществляющих функции власти. 7. Стабилизация отношений в социуме. 8. Поддержка и укрепление той системы власти, которая уже существует. Делается это не только для защиты своих интересов, а и для развития общества в целом. 9. Сохранение пропорций между потреблением и производством таким образом, чтобы они помогали друг другу прогрессировать, а не стоять на месте. Вместе с тем на современном этапе имеются некоторые особенности политической власти. Для всех стран, демократических и развитых экономически, уже стало очевидно, что пренебрежение интересами граждан приводит лишь к невозможности удовлетворять интересы своих групп. Общество в таком случае дестабилизируется, нарушается социальный порядок, возникает риск потери руководящих постов. Именно по этой причине несколько отличается трактовка власти политологами Запада. Ими она понимается как способность выразить интересы всего общества через интересы отдельного класса. Применение данной точки зрения поможет отыскать для нее дополнительные ресурсы. Кроме перечисленных выше, выполняет политическая власть функции, значимые в обществе, еще и такие: - достижение консенсуса в социуме; - выявление конфликтов, их ограничение и разрешение; - управление делами общества; - поддержание порядка в социуме; - принуждение, чтобы достичь целей, значимых для граждан, и сохранить в обществе порядок. В системном виде функции политической власти выглядят следующим образом: - определение своей стратегии и тактики; - пресечение поведения, отклоняющегося от принятых норм; - анализ обстановки, сложившейся в обществе и в мире политики; - распоряжение различными ресурсами. Исходя из функций, выполняемых политической властью, можно сказать, что она необходима для организации общества, поддержания его целостности, а также для управления отношениями между гражданами и государством. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/45390/funktsii-politicheskoy-vlasti

3.Эволюция форм власти

Будучи социальной по своей сущности, т.е. возникаю­щей только в обществе, власть проходит вместе с общест­вом сложный путь изменения ее форм. В примитивных обществах власть былаанонимной,распылена среди чле­нов рода и племени. Она проявлялась в совокупности верований и обычаев, которые жестко регламентировали индивидуальное поведение. Однако власть не имела поли­тического характера. Усложнение социальных потребнос­тей и появление новых видов деятельности для их удов­летворения заметно ускоряют ритм жизни, усиливают интенсивность взаимодействий индивидов. Это обусловли­вает необходимость концентрации некогда распыленной власти в руках вождей, групп для «того, чтобы она была способна эффективно реагировать на возникающие про­блемы. Анонимная форма власти уступает местоиндиви­дуализированной(власть вождей, старейшин, императо­ров и т.д.).

Однако процесс нарастания социального неравенства обнаруживает неэффективность индивидуализированной власти как средства разрешения более глубоких социаль­ных конфликтов. Власть становитсяинституциализированной,т.е. опирается на специальные институты, осуществляющие ряд функций: выражение общих инте­ресов, управление, обеспечение социального мира и по­рядка и др. Так власть приобретает политический смысл и выражается в деятельности государства, партий и других организаций.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.