Сделай Сам Свою Работу на 5

Памятники археологии Нижегородского Поветлужья в контексте сведений о русских святых.





Четвертаков Е.В. (музей ННГУ им. Н.И. Лобаческого)

 

Поветлужье напрямую или косвенно связано с фигурами некоторых общеизвестных русских святых. Ряд подобных сведений сохранилось в житийных хрониках, некоторые в летописцах позднего происхождения, однако большинство сохранилось лишь в устной народной традиции самих жителей Поветлужья.

Особое место в этом перечне занимает фигура святого Преподобного Варнавы Ветлужского, который почитается в качестве небесного покровителя Поветлужья.[1] Общеизвестно, что Варнава построил свой скит на высоком мысу правого берега реки Ветлуги, при впадении в нее речки Красницы. Точной даты прихода Варнавы на Ветлугу не существует: в житие святого даны лишь исторические ориентиры. Согласно сведениям «Летописца Кажировского монастыря», переданным Д.П. Дементьевым,[2] Преподобный Варнава был пленен черемисским князем Кельдибеком в Великом Устюге в 1417 г., после чего был перевезен в Якшан, откуда он и скрылся вниз по Ветлуге до места своего поселения. Согласно «Житию» Ветлуга до поселения Варнавы на Красной горе пребывала в запустении со времен Батыева нашествия 253 года и называлась не иначе как «Ветлужская пустыня», по той причине, что бывшие здесь поселения запустели и поросли лесом. Таким образом, мы имеем косвенное указание на то, что уже до прихода Варнавы Ветлуга была заселена русскими поселенцами.



В 1997 году в ходе разведки нижегородским археологом Н.В. Ивановой на территории Красной были обнаружены остатки существовавшего здесь в период XIII-XIV вв. русского поселения. В ходе изысканий археологами были обнаружены фрагменты керамических сосудов, фрагмент железного ножа, а также железные предметы, связанные с кузнечным производством, относящиеся к эпохи средневековья. Все это позволило говорить о том, что на Красной горе в период XIII-XIV вв. существовало русское поселение, причем стратиграфия культурных напластований, изученная археологами, подтвердила то, что первоначальное русское поселение запустело вплоть до основания на Красной горе Троицкого монастыря.[3]

Судьба другого святого Преподобного Макария Унженского и Желтоводского отчасти повторяет путь, который прошел Варнава Ветлужский: Макарий также попадает в плен, странствует и основывает новую обитель. Не случайно, что устная традиция сохраняет предание о посещении обители Варнавы Макарием при переходе последнего после разорения Желтоводского монастря на Унжу (около 1439 г.).[4] Событие это было отражено также в одном из поздних списков (60-х гг. XIX вв.) жития Варнавы Ветлужского.



С именем Преподобного Макария связано название села Макарий Варнавинского района. На месте села уже с начала XVII века существовало поселение Притыкино, возникновение которого устная традиция связывает с остановкой в этом месте Макария во время перехода на Унжу через ветлужские леса.[5] В 1842 году здесь была построена церковь в честь Рождества Божией Матери, святителя Николая Чудотворца и Преподобного Макария Унженского, по пределу которой Притыкино и было переименовано в Макарий, а в самом селе отмечался Макарьев день

В 2011 году Ветлужской археологической экспедицией музея ННГУ под руководством Е.В. Четвертакова на мысу правого берега реки Стрелевки, в районе северной окраины села Макарий было обнаружено небольшое (площадь около 500 кв.м.) русское средневековое поселение XIII - начала XV вв.[6] На территории поселения были обнаружены фрагменты средневековой керамики, железные кованые гвозди, пробои и скобы, а также керамическое пряслице от веретена. Таким образом, непосредственно перед приходом на Ветлугу Преподобного Варнавы и перехода Макария на Унжу через ветлужские леса на территории села Макарий существовало небольшое русское поселение, прекратившее свое существование к началу XV в.



Нижегородское Поветлужье связано с именем еще одного святого – Преподобного Тихона Луховского, который согласно устной традиции пребывал здесь, в частности, предание связывает фигуру святого с селом Лапшанга Варнавинского района. Есть и письменные свидетельства того, что Преподобный Тихон посещал Ветлугу, так «Ветлужский летописец» передает, что он в 1490 году проходил через Шангу на Ветлуге, призывая местное население покорится великому князю Московскому.[7] На месте легендарной места проживания Тихона в селе Лапшанга существовал церковный погост Лапшансгской волости с деревяным храмом во имя чудотворца Николая, известный с 1617 г. В 1814 г. на этом же месте была возведена каменная церковь в честь святителя Николая, святой великомученицы Екатерины и преподобной Марии Египетской с каменными колокольней и оградой. Церковь просуществовала до 1938 г., когда была полностью разрушена.

В 2010 г. в ходе археологических работ проведенных отрядом Ветлужской экспедиции музея ННГУ им. Н.И. Лобачевского под руководством Четвертакова Е.В. на месте строительства храма в честь преподобных отцов Варнавы Ветлужского, Тихона Луховского и Макария Желтоводского и Унженского в селе Лапшанга, включающих в себя зачистку бортов котлована, выкопанного под фундамент храма, и производство шурфов, были обнаружены остатки поселения, существовавшего, судя по всему, на этом месте в XIV веке.[8] Так был зафиксирован слой с фрагментами средневековых русских и лепных марийских керамических сосудов, а также обнаружены следы застройки в виде ямы, выкопанной в геологическом материке, в заполнении которой были также найдены фрагменты русских гончарных керамических сосудов XIV в.

С землей Поветлужья связано также житийное повествование о святом благоверном князе Георгии Всеволодовиче, запечатленном в так называемом «Китежском летописце». Описанные в «Летописце» события имеют четкую привязку к озеру Светлояр Воскресенского района Нижегородской области.

В 2011 и 2012 годах силами участников Ветлужской археологической экспедиции музея ННГУ в ходе археологической разведки на двух самых живописной светлоярских горах – Благовещенской и Успенской были обнаружены русские средневековые селища XIV – первой половины XV веков. В ходе проведенных на одном из селищ шурфовки и раскопок археологическими методами была вскрыта площадь в 64 кв.м. Были изучены основные характеристики культурного слоя, большая часть которого оказалась частично смытой и переотложенной. Однако, данные напластования оказались достаточно мощными (глубиной до 60 сантиметров) и насыщенными средневековыми артефактами. Уже согласно первым данным можно сказать, что центр памятника с его средневековой застройкой и планировкой находился именно там, где ныне стоит в настоящее время православная церковь (так называемый «Храм на озере»). Не исключено, что немалая часть находок погребена в донных или иловых отложениях самого озера.

В ходе работ были обнаружены многочисленные остатки материальной культуры, относящиеся к периоду XIV – начала вв.: обширная коллекция фрагментов керамической посуды, многочисленные железные предметы быта (ножи, иглы, инструменты, застежки), фрагменты ключей и замов, украшения (2 бронзовых перстня, обломок медного браслета), предметы христианского культа (2 медных нательных крестика), элементы поясной гарнитуры (бронзовая накладка), а также фрагменты серебряных монет.

Несомненно совпадение мест, связанных с житийными и легендарными хрониками русских святых, и памятников русского средневековья не случайно. Историческая память поколений заставляла людей возвращаться и возобновлять поселенческую деятельность в местах уже заселяемых на протяжении всего XIV в. Традиционные места проживания русского населения первой поселенческой волны связывались легендами последующим русским населением, пришедшим сюда в XVI в., с первопроходческой деятельностью упомянутых святых.

Причин исчезновения первой поселенческой волны несколько. Сыграл свою роль опустошительный поход по Ветлуге ушкуйников, произошедший в 1374 году.[9] Кроме того, в 1408 г. на Русь совершает опустошительный поход золотоордынский хан Едигей. Разорению подверглись многие русские города, в том числе Н.Новгород и Городец. По всей видимости, разорению подверглись и земли в среднем Поветлужье. К середине XV в. Поветлужье оказалось приграничной территорией с Казанским ханством, откуда периодически совершались набеги в соседние западные области, находившиеся под властью московских князей. Обостряются отношения русских князей и с марийскими кугузами, которые заключают союз с казанским ханом. Все эти события привели к исчезновению русских поселений в XV в. Именно по этой причине Варнава Ветлужский, поселившийся здесь в середине XV в. и увидел эти земли в запустении.

Возможно, именно тогда и родилась легенда о граде Китеже, когда новые поселенцы увидели у озера Светлояр остатки покинутого русского поселения.[10] События XIV- XV в., и гибель старого поселения люди связали с разорительным походом хана Батыя на Русь. Как и в легенде о граде Китеже, в «Житии Варнавы Ветлужского чудотворца» упоминается хан Батый. Таким образом, монголо-татарское нашествие 1237 г. нанесло столь мощный удар по русским землям, что имя Батыя в народном сознании стало ассоциироваться с татарскими нападениями вообще. Так народная память и в легендах об озере Светлояр отразила то время, когда первые русские селения в Поветлужье подверглись разорению в результате татарских набегов XV в.

 


[1] См.: Карпенко В. Святой Варнава Ветлужский. Нижний Новгород, 2009; Монахов Д.Г. Тайны Варнавы Ветлужского. М., 2010.

[2] Дементьев Д.П. Краткие исторические сведения о Кажирской пустыне // Костромская старина. Кострома, 1892. Вып. 2. Отд. 6. С. 7.

[3] Иванова Н.В. Отчет об археологической разведке на территории рабочего поселка Варнавино Нижегородской области в 1997 г. // Архив ИА РАН; Иванова Н.В. Древнерусское поселение на реке Ветлуге // Нижегородские исследования по краеведению и археологии. Н.Новгород, 1999. С. 89-94.

[4] Гальцева О.В. Народные традиции почитания Преподобного Макария в легендах и преданиях Нижегородского Поветлужья // Благословенное имя. Н.Новгород, 2011. С. 47-59.

[5] См.: Тумаков Н. Историко-географический словарь по среднему Приветлужью. Красные Баки, 1974.

[6] Четвертаков Е.В. Отчет об археологической разведке в бассейне р. Ветлуги на территории Варнавинского и Воскресенского районов Нижегородской области в 2011 году// Архив ИА РАН.

[7] Дментьев Д.П. Краткий исторический очерк Шангского городища // Костромская старина. Кострома, 1894. Вып. 3. Отд. 2. С. 41.

[8] Четвертаков Е.В. Отчет об археологической разведке в бассейне р. Ветлуги в границах Варнавинского района Нижегородской области в 2010 году// Архив ИА РАН.

[9] ПСРЛ. Т. 15. В1. Пг., 1922. С. 106.

[10] См.: Поспелов О.Н. Русская колонизация Поветлужья // Газета «Вперед». 13 ноября 2012. №121.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.