Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Ценообразование в цепях поставок (3 занятия)





ВВЕДЕНИЕ

 

При изучении дисциплины «Экономические основы логистики и управление цепями поставок» важное место занимают вопросы, связанные с экономическим анализом логистических систем и цепей из главных задач специалистов-логистов. Экономический анализ логистических поставок. Это объясняется тем, что аналитическая функция является одной из основных задач специалиста-логиста. Системный экономический анализ необходим для всесторонней оценки прошлой и настоящей логистической деятельности предприятия. Правильно и своевременно проведенный анализ позволяет извлечь максимум пользы из возможностей и уклониться от угроз, применив определенную стратегию. Соответственно, планирование стратегий будущей работы предприятия, как логистической системы, также должно базироваться на экономическом анализе.

Для проведения экономического анализа логистических систем и цепей поставок необходимы определенная теоретическая подготовка, понимание логистических процессов и поведения участников логистической цепочки, знание основных экономических и логистических аспектов деятельности предприятия. Кроме того, необходимо умение пользоваться практическими методиками анализа. В соответствии с этим возникает необходимость в соответствующем методическом обеспечении учебного процесса. Для этого были разработаны данные методические указания.



Методические указания способствуют системному изучению дисциплины «Экономические основы логистики и управления цепей поставок». Целью методических указаний являются закрепление теоретического материала, развитие и отработка необходимых логисту практических навыков самостоятельной работы по проведению экономического анализа функционирования логистических систем.

Методические указания состоят из планов семинарских и практических занятий.

Семинарские занятия проводятся с целью изучения и усвоения студентами теоретических вопросов и проблем, связанных с экономическими основами логистики и цепей поставок. Уровень усвоения студентами теоретического материала проверяется преподавателем посредством устного опроса по основным вопросам темы.



Практические занятия по курсу «Экономические основы логистики и цепей поставок» проводятся с целью привития практических навыков принятия решений при организации логистической деятельности. Контрольные вопросы и расчетные задания, содержащиеся в практических занятиях, могут быть использованы при проведении контрольной работы.

Ответы на вопросы для обсуждения, контрольные вопросы и расчетные задания оцениваются по пятибалльной шкале в соответствии с рейтинговой системой.

Базой для изучения курса «Экономические основы логистики и цепей поставок» являются: «Экономическая теория», «Основы логистики», «Экономика организации».


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Теоретико-методические основы функционирования логистических систем и цепей поставок в экономике (3 занятия)

Семинарское занятие 1

Вопросы для обсуждения

1. Экономические особенности логистических систем.

2. Базовые экономические теории и современные направления экономики логистики.

3. Роль трансакций в формировании экономических характеристик логистических систем и цепей поставок.

4. Производственные факторы и производственная функция.

5. Экономические основы замещения ресурсов.

6. Источники экономических проблем ресурсного обеспечения логистики.

Контрольные вопросы

1. Какова роль логистики в экономической системе и, чем обусловлено ее интенсивное развитие в современных условиях?

2. В чем заключаются особенности экономики логистики и, что является ее предметом изучения?

3. В чем заключается суть термина «экономическое пространство» логистики?



4. Какие экономические теория и направления лежат в основе экономики логистики?

5. Какова роль трансакций в формировании экономических характеристик логистических систем?

6. Какие ресурсы необходимо рассматривать при формировании и функционировании логистических систем?

7. Что понимается под производственной функцией в системе логистики и, каковы факторы ее оптимизации?

8. Какие экономические основы замещения ресурсов Вам известны?

9. Каковы источники экономических проблем ресурсного обеспечения логистики?

Литература

1. [10], с. 303-315, 434-437.

2. [13], с. 8-55.

Семинарское занятие 2

Вопросы для обсуждения

1. Влияние логистических решений на конкурентоспособность продукции и компании.

2. Рычаги воздействия логистики на конкурентоспособность систем разного уровня.

3. Подходы к оценке конкурентоспособности в логистических системах и цепях поставок.

4. Показатели конкурентоспособности логистических систем и цепей поставок.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается специфика экономических задач в логистической системе?

2. Как соотносятся логистика и маркетинг?

3. Какие логистические решения влияют на конкурентоспособность продукции и, как она определяется?

4. Какие методы оценки конкурентоспособности используются в логистической системе?

5. Какие показатели эффективности компании зависят от логистических решений?

6. Какой анализ положен в основу оценки конкурентоспособности товаров?

7. Какие этапы включает в себя процесс оценки конкурентоспособности продукции?

8. Какие методики оценки конкурентоспособности предприятия Вам известны?

Литература

1. [13], с. 8-55.

Практическое занятие

Расчетные задания: «Оценка конкурентоспособности товара»

Задание 1. Фирма по производству легких грузовых автомобилей решила приступить к экспорту своей продукции. Для оценки ее конкурентоспособности и возможного объема продаж фирмой был проведен анализ. Его результаты и задачи фирмы сформулированы следующим образом:

«Мы выступаем на рынке легких грузовиков в классе грузоподъемности 1-2 т. с автомобилем грузоподъемностью 1,6 т. Для оценки конкурентоспособности выбирается аналог, отличающийся от нашего изделия лишь грузоподъемностью – 1,4 т. Если допустить, что другие отличия несущественны, то можно признать, что и по данному параметру они незначительны. Объем спроса на легкие грузовые автомобили на рынке интересующей нас развитой страны составляет 57 тыс. шт., в том числе на наш аналог приходится 10 тыс. шт.

Чтобы повысить прибыльность сбыта, установим на наш грузовик такую цену, чтобы его конкурентоспособность сравнялась с конкурентоспособностью аналога. В этом случае мы будем ожидать, что спрос разделится поровну, а, возможно, даже склонится в нашу пользу за счет большей грузоподъемности нашего грузовика».

В реальности оказалось, что на рынке выбранной страны из 57 тыс. проданных легких автомобилей грузоподъемностью 1-2 т. 54 тыс. приходится на автомобили грузоподъемностью 1-1,5 т., к которым относится и выбранный аналог. Однако в оставшемся диапазоне грузоподъемности 1,5-2 т. общим объемом спроса 3 тыс. шт. нашей фирме удалось поставлять лишь часть автомобилей, так как и здесь оказались конкуренты.

Вопросы к заданию:

1. Есть ли противоречие в ходе анализа, проведенного фирмой, в отношении грузоподъемности автомобиля? Если есть, то в чем оно состоит?

2. Какие другие «жесткие» (в том числе, нормативные) и «мягкие» потребительские параметры автомобиля необходимо было учесть? Разместите их в порядке убывающей значимости.

3. Какова может быть общая формула интегрального показателя относительной конкурентоспособности товара в отношении образца?

Задание 2. Предприятие-производитель детских игрушек решило полностью захватить рынок данного товара (В=0,9). Однако ради достижения элемента внезапности оно не стало добиваться превосходства в имидже, не обращало внимания на возможности обеспечения спроса и предложения (т.е. Вк = Вн и m = 1).

Какое превосходство в конкурентоспособности предприятие должно обеспечить за счет улучшения качества игрушек и снижения их цены потребления (продажной цены)? Для расчета рекомендуется использовать следующую формулу:

(1)

где N - число видов продукции –конкурентов продукции А;

- уровень конкурентоспособности продукции А;

M - соотношение «спрос-предложение»;

- показатель престижа фирмы, представляющий на рынок продукцию А;

- показатель престижа фирмы-конкурента.

Задание 3. Необходимо рассчитать предельный продукт. При условии, что данные по ресурсу i следующие: .

Задание 4. Предприятие–производитель А, выпускающее лакокрасочные материалы, расположено на расстоянии 200 км от фирмы В, реализующей продукцию аналогичного качества. Обе фирмы определяют свои производственные затраты на уровне 5 долл. на товарную единицу, а расходы на транспортировку груза – 0,2 долл./км. Чтобы расширить границы рынка, фирма А решила использовать склад S, находящийся на расстоянии 80 км от ее производственного предприятия и на расстоянии 120 км от предприятия В. Доставка на склад осуществляется крупными партиями и оттуда распределяется между потребителями. Затраты, связанные с функционированием склада, составляют 0,4 долл. на товарную единицу.

Контрольные вопросы

1. Являются ли качество и конкурентоспособность тождественными понятиями? Ответ аргументируйте.

2. Какие экономические факторы, влияют на повышение конкурентоспособности?

3. Каким образом предприятие может повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции?

4. В чем отличие понятий «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность предприятия»?

5. Как исполнительность предприятий в отношении условий договора поставки влияет на повышение конкурентоспособности?

6. На какие критерии конкурентоспобности обращают внимание предприятия при выборе поставщика сырья/материалов?

7. Какие типовые методы оценки чаще применяются при проведении оценки уровня качества продукции/услуг?

Литература

1. [13], c. 40-55.

Тема 2. Ценообразование в цепях поставок (3 занятия)

Семинарское занятие

Вопросы для обсуждения

1. Экономическая природа, роль и функции цены в ЛС.

2. Признаки классификации цен в логистике.

3. Спрос и предложение на рынке логистических услуг, цена равновесия.

4. Этапы процесса установления цены в логистической системе и цепях поставок.

5. Методы установления цен на продукты и услуги в звеньях логистической системы.

6. Стратегии ценообразования, реализуемые при принятии решения в цепях поставок.

Контрольные вопросы

1. По каким признакам классифицируют цены? Какие из них связаны с функционированием логистической системы и цепей поставок?

2. В чем заключается индексный подход при определении цен? Какое значение он имеет при принятии логистических решений?

3. Какие факторы влияют на спрос и предложение на рынке логистических услуг?

4. Какие виды ценовых стратегий могут быть использованы на рынке логистических услуг? От чего зависит их выбор?

5. Каким образом эластичность спроса по цене сказывается на выборе стратегии ценообразования в логистической системе и цепях поставок?

6. В чем специфика методов расчета цен, используемых в звеньях логистической системы? Каковы основные цели и факторы, определяющие выбор метода ценообразования в цепях поставок?

7. В чем состоят особенности определения цены логистических услуг на рынке совершенной конкуренции?

8. В чем заключается роль индексного подхода в ценообразовании при принятии логистических решений?

9. Какие виды скидок существуют? Какие из них напрямую зависят от логистических решений?

Литература

1. [1], с. 13-22, 45-54, 56-60, 76-81, 120-138.

2. [13], с. 57-131

Практическое занятие 1

Расчетные задания «Оценка ценовой политики предприятия»

Задание 1. Определите: а) оптовую цену компании

б) прибыль компании в расчете на одно изделие

Исходные данные: розничная цена изделия – 200 руб., налог на добавленную стоимость – 30,5 руб., наценка посреднической организации – 20 руб., торговая скидка – 15% к розничной цене, полная себестоимость изделия – 90 руб.

Задание 2. Определите: а) оптовую цену предприятия;

б) отпускную цену посредников;

в) налог на добавленную стоимость;

г) структуру розничной цены.

Исходные данные: полная себестоимость изделия – 400 руб., норматив рентабельности – 25% к себестоимости, розничная цена изделия – 1000 руб., скидка посреднической организации – 10% к розничной цене, торговая скидка – 20% к розничной цене.

Задание 3. Фирма на условиях скользящих цен получила заказ на изготовление и поставку дорогостоящего специализированного складского оборудования. Дата получения заказа – январь 2010 г., срок поставки – ноябрь 2011 г. Предложенные поставщиком условия скольжения определяют следующую раскладку цены на составляющие: стоимость материалов – 50%; стоимость рабочей силы – 35%; неизменная часть – 15%.

Предполагается, что за 2010-2011 гг. цены на материалы могут вырасти на 16,9%, а ставки номинальной заработной платы в машиностроении – повыситься на 15%. Приняв базисную цену за 100 условных единиц (1 у.е. = 10 тыс. руб.), определите процент повышения цены (по формуле скольжения).

Задание 4. Определите, выгодно ли предприятию снизить цену на 100 руб., если текущая цена товара – 2600 руб., объем продаж – 1 млн шт. Известно, что конкуренты вслед за предприятием-производителем также снизят свои цены. Показатель эластичности спроса по цене равен 1,6.

Задание 5. Используя данные предприятия-производителя, представленные в таблице 1, рассмотрите ситуации максимизации прибыли и минимизации логистических затрат для следующих вариантов цен: 140, 120, 100 ден. ед. Определите, при каких ценах следует производить продукцию и в каких количествах.

Таблица 1 – Данные, необходимые для расчета

Показатели Расчетные данные
Количество товара
Валовой доход                    
Предельный доход                    
Постоянные издержки
Совокупные издержки
переменные издержки                    
Валовые издержки                    
Предельные издержки                    
Совокупная экономическая прибыль (или убыток)                    

Задание 6. Предположим, что складская фирма работает в условиях чистой конкуренции. На рынке цены за единицу материалопотока (условно) могут составлять 130, 90, 70 ден. ед., издержки приведены в таблице 2.

Необходимо рассчитать валовой доход, прибыль, убытки и ответить на вопросы:

1. При каком объеме материалопотока фирмы получат максимальную прибыль?

2. В каком случае фирма сможет продолжить работу, изыскивая возможности устранения убытков?

3. В каком случае необходимо закрывать фирму?

Таблица 2 – Сопоставление валового дохода с валовыми издержками фирмы

Материальный поток, Усл. ед. Валовой доход при различных ценах, усл. ден. ед. Издержки, усл. ден. ед. Прибыль (+) и убытки (-) при различных ценах, усл. ден. ед.
Совокуп-ные постоян-ные Совокуп-ные перемен-ные Валовые
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

Контрольные вопросы

1. Как логистика влияет на прибыль и какие основные виды экономии на затратах можно получить в этой области?

2. Что является основной целью ценообразования в логистической системе?

3. На чем основывается методика ценообразования с расчетом на получение целевой прибыли?

4. В какой зависимости от спроса устанавливается цена?

5. Логично ли при назначении цен пользоваться стандартными наценками?

6. Как выражается зависимость между объемом продаж и ценой?

7. Какова реакция покупателей на изменение цены?

Литература

1. [9], c. 106-123.

Практическое занятие 2

Расчетные задания «Определение тарифов в транспортной логистической системе»

Задание 1. Определить тариф (цену транспортной продукции) на основе издержек.

1. Произвести расчет предельного, технического и целевого тарифов.

2. Установить тариф за перевозку единицы продукции, а также порог рентабельности по объему материалопотока и по выручке.

Исходные данные:

- максимальный материалопоток М = 200 тыс. ед.;

- инвестиционный капитал К = 300 млн ден. ед.;

- ожидаемая рентабельность р = 15 %;

- переменные издержки = 1200 ден. ед. / ед.;

- постоянные издержки = 100 млн ден. ед. / год;

- общий прогноз материалопотока = 160 тыс. ед.;

- пессимистический прогноз = 100 тыс. ед.;

- оптимистический прогноз = 200 тыс. ед.

Задание 2. Перед сотрудниками отдела закупок оптовой торговой организации (г. Казань) встал вопрос: где им выгоднее закупать товары – у местных поставщиков в г. Казань или у региональных (г. Самара)?

Исходные данные:

- тарифная ставка транспортировки из г. Самара в г. Казань одинакова для всех товаров и составляет 2500 руб./ ;

- срок доставки грузов 10 дней;

- при доставке товаров из г. Самара, фирма вынуждена создавать страховые запасы сроком на 5 дней;

- ставка на запасы в пути 0,2 %, страховые – 0,1 % в день;

- расходы на экспедирование составляют 4 % от стоимости груза.

Используя условия задачи, необходимо из представленного ассортимента выделить те товарные позиции, которые выгодно поставлять из г. Самара.

1. Рассчитать дополнительные затраты, связанные с доставкой 1 различных по стоимости грузов из г. Самара в г. Казань.

2. Рассчитать долю дополнительных затрат в стоимости этого груза.

Расчеты по пунктам 1-2 представить в форме таблицы 3. Следует отметить, что расчеты будут существенно упрощены, если кривую строить для условных позиций ассортимента, закупочная стоимость 1 которых составит ровные значения, например, 5000 руб., 10 000 руб. и т.д.

Таблица 3 – Расчет дополнительных затрат в удельной стоимости груза

Закупочная стоимость 1 груза, руб. Дополнительные затраты на доставку 1 груза из Самары Доля дополни-тельных затрат в стоимости 1 груза, %
  Транс-портный тариф, руб./1 Расходы на запасы в пути, руб. Расходы на стра-ховые запасы, руб. Расходы на экспеди-рование, руб. всего  
           
10 000            
           

3. Построить график зависимости доли дополнительных затрат в стоимости 1 от удельной стоимости груза. По оси ОХ откладывают закупочную стоимость 1 груза (графа 1 в таблице 3), а по оси OY – долю дополнительных затрат (графа 7 в таблице 3).

4. Рассчитать в процентах разницу в ценах поставщиков, приняв цену поставщиков в г. Самаре за 100%. Результаты внести в таблицу 4.

Таблица 4 – Характеристика поставляемого ассортимента

Наименование товарной позиции Стоимость 1 в Самаре, руб. Цена за единицу продукции, руб. Разница в ценах, % Вывод о целесообразности закупки в Самаре (да / нет)
в Самаре В Казани
Ручка шариковая 6,0 9,5    
Ручка гелевая 14 000 8,2 10,0    
Карандаш 10 000 3,0 3,4    
Пенал 90 000 20,0 18,0    
Линейка 10 000 2,8 3,0    
Транспортир 11 000 6,0 7,6    
Набор скрепок 15 000 10,0 15,0    
Ластик 6,0 8,5    
Дырокол 25 000 20,0 35,0    
Степлер 50 000 14,0 18,0    
Калькулятор 100 000 60,0 75,0    
Тетрадь 12 л. 20 000 2,0 2,5    
Тетрадь 24 л. 25 000 4,0 4,8    
Блокнот 60 000 12,0 14,0    
Органайзер 85 000 75,0 100,0    

 

5. Обозначить товарные позиции на графике в виде точек, откладывая по оси ОХ стоимость 1 груза (графа 2 таблицы 4), а по оси OY – разницу в ценах (графа 5 таблицы 4).

6. Сделать вывод о целесообразности закупок в г. Самара. Результаты анализа внести в графу 6 таблицы 4.

Задание 3. Продукция предприятия поставляется на экспорт:

· Стоимость товара – 100 тыс. у.е.;

· Доставка в порт отправления – 1 тыс. у.е.;

· Стоимость погрузо-разгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна – 2 тыс. у.е.;

· Стоимость доставки на борт судна и складирование на судне – 1 тыс. у.е.;

· Фрахт до порта назначения – 8 тыс. у.е.;

· Стоимость погрузо-разгрузочных работ в стране-импортере – 3 тыс. у.е.;

· Доставка на склад покупателя – 500 у.е.;

· Страхование груза – 1 тыс. у.е.

Определите величину цен FOB и CIF.

Задание 4. Себестоимость продукции – 200 тыс. руб., прибыль – 25%, перевозка к ж/д станции – 20 тыс. руб., стоимость услуг экспедитора – 10 тыс. руб., страхование при перевозке по ж/д – 2% от отпускной цены, стоимость погрузки в вагон – 5 тыс. руб., фрахт до порта – 30 тыс. руб., стоимость погрузо-разгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна – 15 тыс. руб., стоимость доставки на борт судна и складирование на судне – 20 тыс. руб., расходы на документирование – 700$, расходы на коносамент – 800$, морской фрахт до порта назначения – 2000$, страхование – 3% (от CAF), стоимость перевалки в порту назначения – 1000$, импортная пошлина и оформление документов – 15% (от контрактной цены, в данном случае CIF), стоимость перевозки до места нахождения покупателя – 500$.

Определить: а) отпускную цену предприятия-изготовителя;

б) цену «франко-железнодорожный вагон»;

в) цену FAC, FOB, CAF (CFR), CIF;

г) цену «франко-покупатель», включая пошлину.

Задание 5. Продукция предприятия поставляется на экспорт. Определите величину цен FOB и CIF на основании следующих условий:

· Стоимость товара – 100 тыс. у.е.;

· Доставка в порт отправления – 1 тыс. у.е.;

· Стоимость погрузо-разгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна – 2 тыс. у.е.;

· Стоимость доставки на борт судна – 500 у.е.;

· Фрахт до порта назначения – 5 тыс. у.е.;

· Стоимость погрузо-разгрузочных работ в стране-импортере – 2,5 тыс. у.е.;

· Доставка на склад покупателя – 500 у.е.;

· Страхование груза – 2 тыс. у.е.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сущность тарифа?

2. Из каких элементов складывается тариф?

3. Какими функциями обладают грузовые тарифы?

4. Как рассчитываются тарифные схемы провозной платы на автомобильном транспорте?

5. Что представляют собой расходы на экспедирование?

6. Каким образом устанавливается порог рентабельности по объему материалопотока?

7. В чем суть анализа полной стоимости в логистической системе и цепях поставок?

8. На чем основывается принятие решения о закупке у территориально удаленного поставщика?

Литература

1. [9], c. 94-105.

2. [10], c. 303-310.

3. [13], с. 113-131

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.