Сделай Сам Свою Работу на 5

Типовая шкала оценивания компетенций в ходе осуществления преподавателем текущей аттестации обучающихся





АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Калужский филиал

ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ (Ч. 1-2)

 

Для студентов заочного отделения факультета менеджмента и психологии, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 Психология

 

Квалификация (степень) выпускника

БАКАЛАВР

 

 

Составитель:

Нечаева О.А.

 

Калуга 2016 г.


Методические рекомендации.

 

Студенты факультета менеджмента и психологии, изучающие дисциплину «Общий психологический практикум», выполняют контрольные задания в соответствии с данными методическими рекомендациями по предлагаемым вариантам.

Выполнение студентами контрольного задания позволит получить теоретические знания в области различных отраслей психологии (общей, социальной, возрастной, психологии личности и др.) и способствует подготовке к сдаче зачета. Если в группе более 25 студентов, то студент, чья фамилия в журнале группы под номером 26 выполняет вариант №1 и т.д. В основе выполнения заданий лежит самостоятельная работа студентов с учебниками, учебными пособиями, периодическими изданиями, а также профессиональной литературой, первоисточниками.



Студенты выбирают для представления на контроль одно из заданий, которое соответствует порядковому номеру в списке учебной группы студентов (в журнале) и выполняют его письменно. Ответы на вопросы должны быть конкретными, точными и, по возможности, краткими.

Контрольные задания имеют единую структуру: первый вопрос отражает программу учебного курса и связан с составлением подробного плана ответа на теоретический вопрос.

Второй и третий вопросы предназначены для проверки, конкретизации знаний студентов по различным аспектам деятельности психолога и демонстрации умения работать с психодиагностическим материалом, синтетически мыслить и делать обобщения, их умений анализировать предложенный материал, синтетически мыслить, делать обобщения.

Отвечая на третий вопрос Вам необходимо провести небольшое исследование по диагностике различных свойств и состояний психики, особенностей психической деятельности (см. контрольное задание) человека.



Выборка должна быть не менее 15 объектов обладающих изучаемыми свойствами или характеристиками. Все бланки (опросные листы), заполненные испытуемыми должны быть приложены к контрольной работе. Материал необходимо обработать и проанализировать, сделав выводы в соответствии с темой задания.

Объем содержательной части контрольного задания должен быть в пределах 10-15 страниц машинописного текста: 14 шрифт Times Roman, полуторный интервал. Кроме того, в работе должен быть титульный лист, содержание, список использованной литературы.

Выбор варианта контрольного задания осуществляется в зависимости от номера, под которым располагается фамилия студента в списке учебной группы.

Выполненное задание представляется для проверки в сроки, установленные деканатом факультета.

Консультации по выполнению контрольных заданий студент может получить на кафедре общей и прикладной психологии в консультационные часы.

I. Процесс изучения дисциплины «Общий психологический практикум» направлен на формирование следующей компетенции (согласно ФГОС ВО):

 

Код и формулировка компетенции по ФГОС Проектируемые результаты в соответствии с ОП  
 
 
способностью к постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности (ПК-6); способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК -7); способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9); знать методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке; психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; уметь фиксировать существование психологического явления, и в том случае если явление выступило как очевидная проблема, то принять его в качестве задачи своей работы с соблюдением всех необходимых профессиональных, в том числе этических, норм; описывать психологические явления (давать развернутую характеристику как на языке обыденного общения, так и оперируя профессиональной терминологией, выделяя специфические особенности и закономерности); проводить исследование (целенаправленное наблюдение явления, его анализ, экспертизу, психодиагностику, естественный и лабораторный эксперимент, обобщение полученной достоверной социально-психологической информации); интерпретировать исследовательские данные, построение концептуальных моделей, позволяющих объяснить механизмы явления, зависимости между его различными параметрами; прогнозировать – строить динамические модели перспективного состояния личности или коллектива, деятельности и взаимоотношений при тех или иных условиях; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; давать практико-методические рекомендации; владеть основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свой­ств, состояний и процессов в условиях различных видов деятельности индивидов и групп; приемами подготовки и выполнения лабораторно-практических заданий.    

Типовая шкала оценивания компетенций в ходе осуществления преподавателем текущей аттестации обучающихся



Шкала оценивания и отметка по результатам ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ Показатели оценивания Уровень сформированности компетенции
5 – Отлично Зачтено Обучающийся: - демонстрирует глубокое познание программного материала, в полном объеме раскрывает теоретическое содержание вопросов задания, увязывая его с задачами профессиональной деятельности; - не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы преподавателя; - успешно выполнил практические задания, продемонстрировав повышенный уровень сформированности компетенций, способность правильно применять теоретические знания в практической деятельности; - дает четкое обоснование принятых решений, умеет самостоятельно последовательно, логично, аргументированно излагать, анализировать, обобщать изученный материал, не допуская ошибок. III-й (Повышенный)
4 – Хорошо Обучающийся: - проявил достаточный уровень сформированности компетенций, твердо знает программный материал, правильно, по существу и последовательно излагает содержание вопросов задания; - в целом уверенно и правильно выполнил практическое задание; - владеет основными умениями и навыками, но при ответе (выполнении практического задания) допускает незначительные ошибки и неточности. II -й (Достаточный)
3 – Удовлетворительно Обучающийся: - усвоил только основные положения программного материала; - проявил минимальный уровень соответствующий сформированности компетенций, содержание вопросов задания излагает поверхностно, дает неполные (неточные) определения понятий, при аргументации не дает должного обоснования; - допускает неточности и ошибки, нарушает последовательность в изложении материала; - практические задания выполнены не в полном объеме; - испытывает затруднения при ответе на дополнительные вопросы преподавателя. I-й (Пороговый)
2 – Неудовлетворительно Не зачтено Обучающийся: - при оценке сформированности компетенции показал знания, умения и владения программным материалом ниже минимального (порогового) уровня; - не выполнил практические задания; - не смог ответить на дополнительные вопросы или отказался отвечать. Ниже I-го (Недопустимый)

Варианты контрольных заданий (ч.1)

Вариант №1

1. Приемы измерения и их классификация.

2. Физиологические основы ощущений и пороговые показатели чувствительности. Абсолютный порог чувствительности и его значение в деятельности психолога.

3. Проведите исследование по определению абсолютных порогов чувствительности методом кольца Ландольта.

Вариант №2

1. Сущность шкалы наименований как отображение некоторой эмпирической системы в числовой системе.

2. Понятие восприятия в психологии. Значение свойств восприятия в профессиональной деятельности специалиста.

3. Проведите исследование по определению различных свойств зрительного восприятия. Методики «Компаса», «Шкалы приборов». Дайте прогноз эффективности восприятия в процессе профессиональной деятельности.

Вариант №3

1. Шкала порядка (ординальная шкала).

2. Порог различения раздражителей и его значение в практической деятельности специалиста. Формула Э. Вебера.

3. Проведите исследование по определению зрительных пространственных порогов различия (точность глазомера).

Вариант №4

1. Шкала интервалов и ее свойства.

2. Свойства восприятия: предметность, константность, целостность, структурность, обобщенность, избирательность, осмысленность, целенаправленность.

3. Проведите исследование по определению особенностей восприятия формы при пассивном и активном осязании.

Вариант №5

1. Конструирование и характеристики шкалы отношений.

2. Особенности образа восприятия, модальность и интенсивность.

3. Проведите исследование по измерению объема зрительного восприятия методом полного воспроизведения.

Вариант №6

1. Понятие распределения результатов психологического исследования. Виды распределения первичных результатов.

2. Психологическая сущность представления и воображения. Отличие представления от воображения.

3. Проведите исследование по оценке яркости - четкости представлений (по методу саморанжирования).

Вариант №7

1. Графическое изображение результатов психологического исследования.

2. Представления как образы памяти и как образы воображения.

3. Проведение исследования по изучению креативности. Тест креативности Торранса.

Вариант №8

1. Нормальное распределение и его свойства: средняя арифметическая величина и дисперсия.

2. Внимание как процесс, свойство и состояние личности.

3. Проведите исследование по изучению характеристик избирательности внимания методом корректурной пробы.

Вариант №9

1. Понятие выборки (N).

2. Виды и свойства внимания и их значение в деятельности специалиста.

3. Исследование характеристик произвольного внимания методом IQ (интеллектуальной) пробы.

Вариант №10

1. Табулирование и его особенности.

2. Методы изучения внимания и возможности их использования с учетом специфики профессиональной деятельности испытуемых.

3. Проведите исследование по изучению переключаемости, устойчивости и концентрации внимания с помощью методик «Перепутанные линии» и таблицы Шульте.

Вариант №11

1. Столбиковая диаграмма. Гистограмма, частотный полигон распределения и кривая распределения.

2. Психологическая сущность памяти.

3. Проведите исследование по изучению функций, влияющих на сохранение материала в памяти.

Вариант №12

1. Меры центральной тенденции, изменчивости и взаимосвязи.

2. Цели применения t - Критерии Стьюдента.

3. Вычислите значение среднего арифметического, дисперсии и средне-квадратичного отклонения (см. Приложение 1).

Вариант №13

1. Критерии классификации памяти.

2. Подготовка стимульного материала для проведения исследования по измерению объема кратковременной памяти (стимульный материал приложить).

3. Измерение объема кратковременной памяти и количества получаемой информации.

Вариант №14

1. Процессы памяти: запечатление, сохранение, воспоминание и забывание.

2. Подготовка стимулирующего материала для проведения исследования по изучению непроизвольного запоминания (стимульный материал приложить).

3. Проведите исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности.

Вариант №15

1. Психологическая сущности процесса мышления.

2. Подготовка стимульного материала для проведения исследования по изучению мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт».

3. Проведите исследование по определению лабильности - ригидности мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт».

Вариант №16

1. Мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация и обобщение.

2. Составьте схему на тему: «Виды мышления».

3. Проведите исследование по изучению наглядно-образовательного мышления с помощью методики «Пиктограмма».

Вариант №17

1. Исторические аспекты разработки техники семантического дифференциала.

2. Сущность и содержание метода «Семантический дифференциал».

3. Проведите исследование по оценке свойств говорящего с помощью метода «Семантический дифференциал».

Вариант №18

1. Понятие эмоций в психологии.

2. Составьте схему по теме «Виды эмоций».

3. Проведите исследование по распознаванию эмоций по выражению лица.

Вариант №19

1. Понятие экспрессии в психологии.

2. Схема выражения лица по Г. Де Супервилю.

3. Проведите исследование по изучению экспрессивного компонента эмоции методом наблюдения эмоциональной экспрессии.

Вариант №20

1. Понятие IQ в психологии.

2. Методы определяющие IQ человека (общее описание).

3. Проведение исследования измерению IQ с помощью теста Р. Амтхауэра.

Вариант №21

1. Структура и функции нервной системы человека.

2. Методы изучения нервной системы человека: анатомическое наблюдение, эксперимент и стимулирование, поведенческие методы, методы регистрации электронного потенциала, томография и др.

3. Проведите исследование по определению свойств нервной системы по психомоторным показателям.

Вариант №22

1. Психологическая сущность темперамента.

2. Особенности использования метода 16-ФЛО.

3. Проведение исследования по изучению индивидуально-типологических особенностей личности методики с помощью Р.Кеттелла.

Вариант №23

1. Сущность характера и процесс его формирования.

2. Особенности использования теста Т. Лири при изучении совместимости людей.

3. Проведение диагностики личности и внутригрупповых отношений с использованием теста Т. Лири.

Вариант №24

1. Понятие отклоняющегося поведения в психологии.

2. Составьте в виде таблицы или схемы классификацию отклонений.

3. Проведите исследование склонности человека к алкоголизму, преступлениям или проституции.

Вариант №25

1. Понятие тревожности в психологии.

2. Составьте в виде таблицы или схемы причины возникновения состояния тревожности.

3. Проведите исследование личностной и ситуативной тревожности с помощью теста Ч.Д. Слилбергера.

 

Типовые вопросы для подготовки к зачету и экзамену, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности формируемых в результате освоения дисциплины ч.1

 

1.Основные задачи курса «Общий психологический практикум».

2. Методы исследования ощущений на примере изученного материала.

3. Физиологические основы ощущений и пороговые показатели чувствительности.

4. Общая характеристика измерительных шкал.

5. Методы исследования восприятия на примере изученных методик.

6. Исследование восприятия формы, объема и величины.

7. Методы изучения внимания и возможности их использования в практике психологической работы (методики "Перепутанные линии", "Расстановка чисел", "Корректурная проба", таблицы Шульте и др.).

8. Предмет и методы исследования памяти (исследование процесса узнавания методом то­ждественных рядов; методики 'Память на чис­ла", "Оперативная память", "Зрительная па­мять" и "Слуховая память"),

9.Исследование процесса запоминания методами активизирующими процесс запоминания информации.

10. Особенности изучения наглядно-образного, словесно-логического и практически-действенного мышления (методики "Значение слов", "Ком­бинаторные способности", "Числовые ряды", "Аналогии").

11. Исследование темпераментных характеристик. Методика "Акцентуация характера" по К. Леонгарду, Методика Айзенка, и др.

12. Опросник темперамента Стреляу.

13. Возможности методического материала при изучении темперамента для диагностики профессиональной пригодности.

14. Многофакторная оценка личностных свойств (16 ФЛО- Р. Кеттела).

15. Исследование умственного развития с применением тестов Д. Векслера и Дж. Равена.

16. Тест общеобразовательных знаний (КОТ): сущ­ность и назначение.

17. Диагностика характерологической акцентуа­ции личности Шмишека.

18.Общая характеристика тестов интеллекта.

19. Исследование структуры интеллекта и особенностей мышления. Методика Р. Амтхауэра.

20. Методы исследования в психологии.

21. Сущность и назначение социально-психоло­гических методик.

22. Методы исследования представления и вообра­жения: субъективные и объективные (метод саморанжирования; исследование воображения на основе знаковой информации).

23. Межличностная диагностика личности (тест Т. Лири).

24. Метод семантического дифференциала.

25. Понятие эмоций в психологии. Функции эмоций. Схема выражения лица по Г. де Супервилю.

26. Методы исследования эмоций.

27. Изучение состояния тревожности с помощью ситуативной шкалы тревожности и личностной шкалы тревожности (методика Спилбергера).

 

Варианты контрольных заданий (ч.2)

Вариант №1

4. Понятие депрессии в психологии.

5. Составьте схему или таблицу причин возникновения депрессии.

6. Проведите исследование по изучению депрессивных состояний методом изучения депрессивных состояний Зунге или методикой диагностики депрессивных состояний В.П. Жмурова.

Вариант №2

1. Понятие фрустрации в психологии.

2. Составьте схему или таблицу причин возникновения фрустрационного состояния.

3. Проведите исследование с помощью методики по изучению фрустрационной реакции С. Розенцвейга.

Вариант №3

1. Общая характеристика проективных методик. Историческое становление данного вида методик в работе психолога.

2. Методика «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ). Общая характеристика и специфика использования.

3. Проведите исследование (3-5 человек) с помощью методики ДДЧ и проведите анализ индивидуально-типологических особенностей личности и поведения (рисунки необходимо предоставить в контрольной работе).

Вариант №4

1. Специфика изучения межгруппового взаимодействия в отечественной и зарубежной психологии.

2. Составьте схему (таблицу) структуры группы.

3. Исследование межгрупповых отношений с помощью методики Дж. Морено «Социометрия».

Вариант №5

1. Общая характеристика проективных методик. Историческое становление данного вида методик в работе психолога.

2. Общая характеристика цветового теста М. Люшера.

3. Проведите исследование психологических состояний личности с помощью методики М. Люшера.

Вариант №6

1. Педагогический и психологический подходы к изучению особенностей готовности к школе.

2. Составите схему (таблицу) психологической готовности ребенка к школе.

3. Проведите исследование психологической готовности к школе по программе Н.И. Гуткиной для детей 6-8 лет.

Вариант №7

1. Общая характеристика тестов IQ.

2. Особенности использования и специфики проведения методик Д. Векслера и Дж. Равенна.

3. Проведите исследование умственного развития учащихся младших классов с применением тестов Д. Векслера и Дж. Равена.

Вариант №8

1. Общая характеристика проективных методик. Историческое становление данного вида методик в работе психолога.

2. Общая характеристика и специфика использования методики «Несуществующее животное».

3. Проведите исследование особенностей личности и поведения подростка с помощью методики «Несуществующее животное».

Вариант №9

1. Общая характеристика мотивационно-потребительской сферы личности.

2. Составьте схему (таблицу) основных потребностей и мотивов человека.

3. Проведите исследование по изучению мотивационной сферы направленности личности с помощью теста «Незаконченные предложения».

Вариант №10

1. Особенности внимания младшего школьника.

2. Подготовка, оснащение и проведение исследования по оценке внимания младшего школьника. (тест «Корректурная проба»). Обработка и анализ полученных результатов исследования.

3. Разработать рекомендации по развитию внимания младшего школьника.

Вариант №11

1. Особенности познавательного процесса памяти младшего школьника.

2. Оценка объема образной и вербально-логической кратковременной памяти младшего школьника. Анализ и обработка полученных результатов исследования.

3. Разработать рекомендации по развитию памяти младшего школьника.

Вариант №12

1. Особенности развития мыслительной деятельности младшего школьника.

2. Изучение вербально – логического мышления младшего школьника.

3. Разработать рекомендации по развитию мышления младшего школьника.

Вариант №13

1. Графические тесты в психологии. Рисуночные методы диагностики отношений и их значение в выявлении особенностей возрастного развития ребенка.

2. Историческая справка о методу «Рисунок семьи». Цели и задачи теста. Проведение данного метода психолога.

3. Анализ и схема обработки теста. Интерпретация теста: степень развития изобразительной культуры; состояние ребенка во время рисования; особенности внутрисемейных отношений. Разработать рекомендации для родителей, позволяющие создавать благоприятный психологический климат в семье и способствующих налаживанию тесной эмоциональной связи с ребенком.

Вариант №14

1. Общая характеристика агрессии.

2. Проведите диагностику различных видов и форм агрессии с помощью методики А. Басса и А. Дарки. Обработка и анализ полученных результатов исследования.

3. Разработайте рекомендации по снижению (сглаживанию) различных проявлений агрессивности.

Вариант №15

1. Психологическое обеспечение эффективного процесса руководства и управления.

2. Проведите исследование по изучению деловых и личностных качеств руководителя.

3. Разработайте рекомендации по учету и корректировке выявленных черт (качеств) руководителя в управленческой деятельности.

Вариант №16

1. Стиль управления и индивидуально-психологические особенности руководителя.

2. Проведите диагностику по изучению стиля руководства.

3. Разработайте рекомендации для корректировки их деятельности и личности при различных стилях управляющей деятельности.

Вариант №17

1. Сущность и содержание конфликта. Социально-психологические условия профилактики конфликта.

2. Проведите исследование по изучению предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.

3. Разработайте рекомендации по коррекции особенностей (стилей, стратегий) конфликтного поведения человека.

Вариант №18

1. Общение и его структура. Общая характеристика коммуникативной, перцептивной и интерактивной стороны общения.

2. Измерить коммуникативную дистанцию в различных ситуациях общения и взаимодействия (психологический журнал 1987, №1 с. 159-161).

3. Наметить программу по коррекции с целью уменьшения коммуникативной дистанции в группе.

Вариант №19

1. Эмпатия и рефлексия как механизмы взаимопонимания в процессе общения.

2. Проведите исследование по изучению уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.

3. Определите по полученным данным роль эмпатии в познании окружающего мира.

Вариант №20

1. Профессионально – психологический отбор. Методы диагностики профессиональной пригодности.

2. Проведение исследования по изучению профессионально – важных качеств специалистов.

3. По результатам проведенного исследования составить профессиограмму специалиста (любой профессии).

Вариант №21

1. Социально - психологический климат группы.

2. Проведите исследование по изучению привлекательности работы как одного из показателей социально-психологического климата.

3. Разработать рекомендации по улучшению социально-психологического климата группы.

Вариант №22

1. Метод экспертной оценке и его использование для повышения эффективности управления.

2. Проведите исследование с использованием метода экспертной оценке по изучению психологических характеристик личности руководителя.

3. Разработать рекомендации по коррекции психологических характеристик личности руководителя.

Вариант №23

1. Метод контент-анализ в психологии.

2. Проведите контент-аналитическое исследование на любую тему.

3. Обработка и анализ полученных результатов исследования.

Вариант №24

1. Аутогенная тренировка как метод формирования саморегуляции.

2. Методика проведения аутогенной тренировки.

3. Приведите несколько упражнений (5-7) для аутогенной тренировки.

Вариант №25

1. Биографический метод в психологии.

2. Проведите исследование личности биографическим методом.

3. Обработка и анализ полученных результатов исследования.


Типовые вопросы для подготовки к зачету и экзамену, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности формируемых в результате освоения дисциплины ч.2.

1. Методы исследования в психологии.

2. Сущность и назначение социально-психоло­гических методик.

3. Методика диагностики совместимости лично­сти и малой группы (СПСК).

4. Оценка способа поведения личности в кон­фликтной ситуации с помощью методики К. Томаса.

5. Методы исследования эмоций.

6. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2), методика определения коммуникативной дистанции и др.

7. Изучение и определение уровня депрессии как психического состояния.

8. Методика личностной агрессивности и конфликтности.

9. Методы изучения стиля руководства.

10. Методики диагностики социально-психологического климата в коллективе.

11. Метод диагностики удовлетворенности профессией как один из показателей формирующий социально психологический климат.

12. Социометрический метод изучения структуры группы.

13. Методы профессионально-психологического от­бора, профориентации прогнозирования про­фессиональной пригодности.

14. Метод наблюдения в психологии и его особенности.

15. Виды организации и схема психологического наблюдения.

16. Эксперимент и его разновидности как метода эмпирического исследования.

17.Биографический метод изучения личности.

18. Проективные методы в педагогической практике (тест ДДЧ, Несуществующее животное и др.).

19. Метод психогеометрической типологии личности.

20. Метод контент-аналитического исследования в психологии.

21. Методы и методики диагностики психологической готовности ребенка к школе.

22. Методики диагностики мотивационно-потребностной сферы человека.

23. Методики и методики диагностики познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

24. Диагностика развития дошкольников.

25. Методы нейтролизации конфликта.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

А) Основная литература:

Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семёнова С.Л. Практикум по общей психологии: учебное пособие. – М.: Издательство МПСИ, 2009. – 224с.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2-х кн. – М., 2008.

Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии. – М., 2009.

Б) Дополнительная литература:

Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. – М., 2009.

Рамендик Д.М., Одинцова О.В. Психологический практикум. – 2-е изд. – М., 2009.

Регуш А.Л. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2008.

Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М., 2009.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Р-н-Д., 2009.

Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. – М., 2006.

www.ibooks.ru

www.e.lanbook.com

Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества. — М. : Флинта, 2013 г. — 528 с. — Электронное издание. — РАО. — ISBN 978-5-9765-0016-7

Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов. — М. : Аспект Пресс, 2013 г. — 224 с. — Электронное издание. — УМО. — ISBN 978-5-7567-0676-5

http://www.psyinst.ru/library.php – библиотека Института психотерапии и клинической психологии

http://www.twirpx.com/files/psychology/clinical/ – библиотека файлов с материалами по психологии

http://www.unn.ru/fsn/k6/metod/dav-hri.pdf – учебно-методическое пособие по восприятию и представлению (НГУ).

 

Приложение 1.

 

Психологу в своей работе постоянно приходится иметь дело с массивами данных. Поэтому остро встает проблема рациональной обработки данных по определенному алгоритму.

Для удобства дальнейшей работы с массивами данных и большей наглядности составляются таблицы данных (табулированные данных). При необходимости данные могут быть проранжированы, т.е. расположены по возрастанию (убыванию) значения признака с присвоением соответствующего порядкового номера.

Примером такого массива могут быть коэффициенты сплоченности (отношение количества взаимных выборов к общему числу выборов), вычисленные по результатам социометрического обследования классовых средних школ, в которых работает психолог (Кс) и школ, где должность психолога вакантна ( ). Для того, чтобы произвести математический анализ необходимо занести данные в таблицу.

Задание. Составьте таблицу для табулированных данных по Кс.

 

Кассы, где работает психолог Кассы, где психолога нет
№ п/п Кс d №п/п
1. 0.23 0.00 0.0000 1. 0.24 0.05 0.0025
2. 0.29 0.06 0.0036 2. 0.19 0.00 0.0000
3. 0.28 0.05 0.0025 3. 0.17 -0.02 0.0004
4. 0.13 -0.10 0.0100 4. 0.25 0.06 0.0036
5. 0.22 -0.01 0.0001 5. 0.16 -0.03 0.0009
6. 0.15 -0.08 0.0064 6. 0.15 -0.04 0.0016
7. 0.33 0.10 0.0100 7. 0.16 -0.03 0.0009
8. 0.22 -0.01 0.0001 8. 0.15 -0.04 0.0016
9. 0.24 0.01 0.0001 9. 0.18 -0.01 0.0001
10. 0.21 -0.02 0.0004 10. 0.21 0.02 0.0004
11. 0.27 0.04 0.0016 11. 0.24 0.05 0.0025
12. 0.20 -0.03 0.0009 12. 0.15 -0.04 0.0016
13. 0.27 0.04 0.0016 13. 0.20 0.01 0.0001
14. 0.26 0.03 0.0009 14. 0.21 0.02 0.0004
15. 0.26 0.03 0.0009 15. 0.24 0.05 0.0025
16. 0.19 -0.04 0.0016 16. 0.16 -0.03 0.0009
17. 0.18 -0.05 0.0025 17. 0.17 -0.02 0.0004
18. 0.24 0.01 0.0001 18. 0.23 0.04 0.0016
19. 0.30 0.07 0.0049        
20. 0.22 -0.01 0.0001        
21. 0.20 -0.03 0.0009        
22. 0.25 0.02 0.0004        
23. 0.15 -0.04 0.0016        

 

 

Среднее арифметическое (Х) – такое значение признака, сумма отклонений от которого выборочных значений признака равна нулю (с учетом знака отклонения).

 

, где n – объем выборки, - варианты выборки.

Задание 1: Вычислите среднее арифметическое значение Кс для классов, где работает психолог и отдельно для классов, где психолог не работает.

 

Дисперсия – средний квадрат отклонения значений признака от среднего арифметического.

Среднее квадратичное отклонение – положительный корень квадратный из дисперсии.

 

Задание 2: Найдите дисперсию и среднее квадратичное отклонение

 

Вычисление статистической достоверности разницы средних показателей.

 

Для того, чтобы рассчитать вероятность того, что различие между показателями вызвано какими-то другими факторами (например, одним или несколькими очень) высокими (низкими) значениям и признака), вычисляется критерии достоверности Стьюдента t-критерии.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.