Типовая шкала оценивания компетенций в ходе осуществления преподавателем текущей аттестации обучающихся
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Калужский филиал
ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ (Ч. 1-2)
Для студентов заочного отделения факультета менеджмента и психологии, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 Психология
Квалификация (степень) выпускника
БАКАЛАВР
Составитель:
Нечаева О.А.
Калуга 2016 г.
Методические рекомендации.
Студенты факультета менеджмента и психологии, изучающие дисциплину «Общий психологический практикум», выполняют контрольные задания в соответствии с данными методическими рекомендациями по предлагаемым вариантам.
Выполнение студентами контрольного задания позволит получить теоретические знания в области различных отраслей психологии (общей, социальной, возрастной, психологии личности и др.) и способствует подготовке к сдаче зачета. Если в группе более 25 студентов, то студент, чья фамилия в журнале группы под номером 26 выполняет вариант №1 и т.д. В основе выполнения заданий лежит самостоятельная работа студентов с учебниками, учебными пособиями, периодическими изданиями, а также профессиональной литературой, первоисточниками.
Студенты выбирают для представления на контроль одно из заданий, которое соответствует порядковому номеру в списке учебной группы студентов (в журнале) и выполняют его письменно. Ответы на вопросы должны быть конкретными, точными и, по возможности, краткими.
Контрольные задания имеют единую структуру: первый вопрос отражает программу учебного курса и связан с составлением подробного плана ответа на теоретический вопрос.
Второй и третий вопросы предназначены для проверки, конкретизации знаний студентов по различным аспектам деятельности психолога и демонстрации умения работать с психодиагностическим материалом, синтетически мыслить и делать обобщения, их умений анализировать предложенный материал, синтетически мыслить, делать обобщения.
Отвечая на третий вопрос Вам необходимо провести небольшое исследование по диагностике различных свойств и состояний психики, особенностей психической деятельности (см. контрольное задание) человека.
Выборка должна быть не менее 15 объектов обладающих изучаемыми свойствами или характеристиками. Все бланки (опросные листы), заполненные испытуемыми должны быть приложены к контрольной работе. Материал необходимо обработать и проанализировать, сделав выводы в соответствии с темой задания.
Объем содержательной части контрольного задания должен быть в пределах 10-15 страниц машинописного текста: 14 шрифт Times Roman, полуторный интервал. Кроме того, в работе должен быть титульный лист, содержание, список использованной литературы.
Выбор варианта контрольного задания осуществляется в зависимости от номера, под которым располагается фамилия студента в списке учебной группы.
Выполненное задание представляется для проверки в сроки, установленные деканатом факультета.
Консультации по выполнению контрольных заданий студент может получить на кафедре общей и прикладной психологии в консультационные часы.
I. Процесс изучения дисциплины «Общий психологический практикум» направлен на формирование следующей компетенции (согласно ФГОС ВО):
Код и формулировка компетенции по ФГОС
| Проектируемые результаты в соответствии с ОП
| | | | способностью к постановке профессиональных задач в области научно- исследовательской и практической деятельности (ПК-6);
способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК -7);
способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);
| знать методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке; психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики;
уметь фиксировать существование психологического явления, и в том случае если явление выступило как очевидная проблема, то принять его в качестве задачи своей работы с соблюдением всех необходимых профессиональных, в том числе этических, норм; описывать психологические явления (давать развернутую характеристику как на языке обыденного общения, так и оперируя профессиональной терминологией, выделяя специфические особенности и закономерности); проводить исследование (целенаправленное наблюдение явления, его анализ, экспертизу, психодиагностику, естественный и лабораторный эксперимент, обобщение полученной достоверной социально-психологической информации); интерпретировать исследовательские данные, построение концептуальных моделей, позволяющих объяснить механизмы явления, зависимости между его различными параметрами; прогнозировать – строить динамические модели перспективного состояния личности или коллектива, деятельности и взаимоотношений при тех или иных условиях; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; давать практико-методические рекомендации;
владеть основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств, состояний и процессов в условиях различных видов деятельности индивидов и групп; приемами подготовки и выполнения лабораторно-практических заданий.
| |
Типовая шкала оценивания компетенций в ходе осуществления преподавателем текущей аттестации обучающихся
Шкала оценивания и отметка по результатам
ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
| Показатели оценивания
| Уровень сформированности компетенции
| 5 – Отлично
| Зачтено
| Обучающийся:
- демонстрирует глубокое познание программного материала, в полном объеме раскрывает теоретическое содержание вопросов задания, увязывая его с задачами профессиональной деятельности;
- не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы преподавателя;
- успешно выполнил практические задания, продемонстрировав повышенный уровень сформированности компетенций, способность правильно применять теоретические знания в практической деятельности;
- дает четкое обоснование принятых решений, умеет самостоятельно последовательно, логично, аргументированно излагать, анализировать, обобщать изученный материал, не допуская ошибок.
| III-й (Повышенный)
| 4 – Хорошо
| Обучающийся:
- проявил достаточный уровень сформированности компетенций, твердо знает программный материал, правильно, по существу и последовательно излагает содержание вопросов задания;
- в целом уверенно и правильно выполнил практическое задание;
- владеет основными умениями и навыками, но при ответе (выполнении практического задания) допускает незначительные ошибки и неточности.
| II -й (Достаточный)
| 3 – Удовлетворительно
| Обучающийся:
- усвоил только основные положения программного материала;
- проявил минимальный уровень соответствующий сформированности компетенций, содержание вопросов задания излагает поверхностно, дает неполные (неточные) определения понятий, при аргументации не дает должного обоснования;
- допускает неточности и ошибки, нарушает последовательность в изложении материала;
- практические задания выполнены не в полном объеме;
- испытывает затруднения при ответе на дополнительные вопросы преподавателя.
| I-й (Пороговый)
| 2 – Неудовлетворительно
| Не зачтено
| Обучающийся:
- при оценке сформированности компетенции показал знания, умения и владения программным материалом ниже минимального (порогового) уровня;
- не выполнил практические задания;
- не смог ответить на дополнительные вопросы или отказался отвечать.
| Ниже I-го (Недопустимый)
|
Варианты контрольных заданий (ч.1)
Вариант №1
1. Приемы измерения и их классификация.
2. Физиологические основы ощущений и пороговые показатели чувствительности. Абсолютный порог чувствительности и его значение в деятельности психолога.
3. Проведите исследование по определению абсолютных порогов чувствительности методом кольца Ландольта.
Вариант №2
1. Сущность шкалы наименований как отображение некоторой эмпирической системы в числовой системе.
2. Понятие восприятия в психологии. Значение свойств восприятия в профессиональной деятельности специалиста.
3. Проведите исследование по определению различных свойств зрительного восприятия. Методики «Компаса», «Шкалы приборов». Дайте прогноз эффективности восприятия в процессе профессиональной деятельности.
Вариант №3
1. Шкала порядка (ординальная шкала).
2. Порог различения раздражителей и его значение в практической деятельности специалиста. Формула Э. Вебера.
3. Проведите исследование по определению зрительных пространственных порогов различия (точность глазомера).
Вариант №4
1. Шкала интервалов и ее свойства.
2. Свойства восприятия: предметность, константность, целостность, структурность, обобщенность, избирательность, осмысленность, целенаправленность.
3. Проведите исследование по определению особенностей восприятия формы при пассивном и активном осязании.
Вариант №5
1. Конструирование и характеристики шкалы отношений.
2. Особенности образа восприятия, модальность и интенсивность.
3. Проведите исследование по измерению объема зрительного восприятия методом полного воспроизведения.
Вариант №6
1. Понятие распределения результатов психологического исследования. Виды распределения первичных результатов.
2. Психологическая сущность представления и воображения. Отличие представления от воображения.
3. Проведите исследование по оценке яркости - четкости представлений (по методу саморанжирования).
Вариант №7
1. Графическое изображение результатов психологического исследования.
2. Представления как образы памяти и как образы воображения.
3. Проведение исследования по изучению креативности. Тест креативности Торранса.
Вариант №8
1. Нормальное распределение и его свойства: средняя арифметическая величина и дисперсия.
2. Внимание как процесс, свойство и состояние личности.
3. Проведите исследование по изучению характеристик избирательности внимания методом корректурной пробы.
Вариант №9
1. Понятие выборки (N).
2. Виды и свойства внимания и их значение в деятельности специалиста.
3. Исследование характеристик произвольного внимания методом IQ (интеллектуальной) пробы.
Вариант №10
1. Табулирование и его особенности.
2. Методы изучения внимания и возможности их использования с учетом специфики профессиональной деятельности испытуемых.
3. Проведите исследование по изучению переключаемости, устойчивости и концентрации внимания с помощью методик «Перепутанные линии» и таблицы Шульте.
Вариант №11
1. Столбиковая диаграмма. Гистограмма, частотный полигон распределения и кривая распределения.
2. Психологическая сущность памяти.
3. Проведите исследование по изучению функций, влияющих на сохранение материала в памяти.
Вариант №12
1. Меры центральной тенденции, изменчивости и взаимосвязи.
2. Цели применения t - Критерии Стьюдента.
3. Вычислите значение среднего арифметического, дисперсии и средне-квадратичного отклонения (см. Приложение 1).
Вариант №13
1. Критерии классификации памяти.
2. Подготовка стимульного материала для проведения исследования по измерению объема кратковременной памяти (стимульный материал приложить).
3. Измерение объема кратковременной памяти и количества получаемой информации.
Вариант №14
1. Процессы памяти: запечатление, сохранение, воспоминание и забывание.
2. Подготовка стимулирующего материала для проведения исследования по изучению непроизвольного запоминания (стимульный материал приложить).
3. Проведите исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности.
Вариант №15
1. Психологическая сущности процесса мышления.
2. Подготовка стимульного материала для проведения исследования по изучению мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт».
3. Проведите исследование по определению лабильности - ригидности мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт».
Вариант №16
1. Мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация и обобщение.
2. Составьте схему на тему: «Виды мышления».
3. Проведите исследование по изучению наглядно-образовательного мышления с помощью методики «Пиктограмма».
Вариант №17
1. Исторические аспекты разработки техники семантического дифференциала.
2. Сущность и содержание метода «Семантический дифференциал».
3. Проведите исследование по оценке свойств говорящего с помощью метода «Семантический дифференциал».
Вариант №18
1. Понятие эмоций в психологии.
2. Составьте схему по теме «Виды эмоций».
3. Проведите исследование по распознаванию эмоций по выражению лица.
Вариант №19
1. Понятие экспрессии в психологии.
2. Схема выражения лица по Г. Де Супервилю.
3. Проведите исследование по изучению экспрессивного компонента эмоции методом наблюдения эмоциональной экспрессии.
Вариант №20
1. Понятие IQ в психологии.
2. Методы определяющие IQ человека (общее описание).
3. Проведение исследования измерению IQ с помощью теста Р. Амтхауэра.
Вариант №21
1. Структура и функции нервной системы человека.
2. Методы изучения нервной системы человека: анатомическое наблюдение, эксперимент и стимулирование, поведенческие методы, методы регистрации электронного потенциала, томография и др.
3. Проведите исследование по определению свойств нервной системы по психомоторным показателям.
Вариант №22
1. Психологическая сущность темперамента.
2. Особенности использования метода 16-ФЛО.
3. Проведение исследования по изучению индивидуально-типологических особенностей личности методики с помощью Р.Кеттелла.
Вариант №23
1. Сущность характера и процесс его формирования.
2. Особенности использования теста Т. Лири при изучении совместимости людей.
3. Проведение диагностики личности и внутригрупповых отношений с использованием теста Т. Лири.
Вариант №24
1. Понятие отклоняющегося поведения в психологии.
2. Составьте в виде таблицы или схемы классификацию отклонений.
3. Проведите исследование склонности человека к алкоголизму, преступлениям или проституции.
Вариант №25
1. Понятие тревожности в психологии.
2. Составьте в виде таблицы или схемы причины возникновения состояния тревожности.
3. Проведите исследование личностной и ситуативной тревожности с помощью теста Ч.Д. Слилбергера.
Типовые вопросы для подготовки к зачету и экзамену, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности формируемых в результате освоения дисциплины ч.1
1.Основные задачи курса «Общий психологический практикум».
2. Методы исследования ощущений на примере изученного материала.
3. Физиологические основы ощущений и пороговые показатели чувствительности.
4. Общая характеристика измерительных шкал.
5. Методы исследования восприятия на примере изученных методик.
6. Исследование восприятия формы, объема и величины.
7. Методы изучения внимания и возможности их использования в практике психологической работы (методики "Перепутанные линии", "Расстановка чисел", "Корректурная проба", таблицы Шульте и др.).
8. Предмет и методы исследования памяти (исследование процесса узнавания методом тождественных рядов; методики 'Память на числа", "Оперативная память", "Зрительная память" и "Слуховая память"),
9.Исследование процесса запоминания методами активизирующими процесс запоминания информации.
10. Особенности изучения наглядно-образного, словесно-логического и практически-действенного мышления (методики "Значение слов", "Комбинаторные способности", "Числовые ряды", "Аналогии").
11. Исследование темпераментных характеристик. Методика "Акцентуация характера" по К. Леонгарду, Методика Айзенка, и др.
12. Опросник темперамента Стреляу.
13. Возможности методического материала при изучении темперамента для диагностики профессиональной пригодности.
14. Многофакторная оценка личностных свойств (16 ФЛО- Р. Кеттела).
15. Исследование умственного развития с применением тестов Д. Векслера и Дж. Равена.
16. Тест общеобразовательных знаний (КОТ): сущность и назначение.
17. Диагностика характерологической акцентуации личности Шмишека.
18.Общая характеристика тестов интеллекта.
19. Исследование структуры интеллекта и особенностей мышления. Методика Р. Амтхауэра.
20. Методы исследования в психологии.
21. Сущность и назначение социально-психологических методик.
22. Методы исследования представления и воображения: субъективные и объективные (метод саморанжирования; исследование воображения на основе знаковой информации).
23. Межличностная диагностика личности (тест Т. Лири).
24. Метод семантического дифференциала.
25. Понятие эмоций в психологии. Функции эмоций. Схема выражения лица по Г. де Супервилю.
26. Методы исследования эмоций.
27. Изучение состояния тревожности с помощью ситуативной шкалы тревожности и личностной шкалы тревожности (методика Спилбергера).
Варианты контрольных заданий (ч.2)
Вариант №1
4. Понятие депрессии в психологии.
5. Составьте схему или таблицу причин возникновения депрессии.
6. Проведите исследование по изучению депрессивных состояний методом изучения депрессивных состояний Зунге или методикой диагностики депрессивных состояний В.П. Жмурова.
Вариант №2
1. Понятие фрустрации в психологии.
2. Составьте схему или таблицу причин возникновения фрустрационного состояния.
3. Проведите исследование с помощью методики по изучению фрустрационной реакции С. Розенцвейга.
Вариант №3
1. Общая характеристика проективных методик. Историческое становление данного вида методик в работе психолога.
2. Методика «Дом-Дерево-Человек» (ДДЧ). Общая характеристика и специфика использования.
3. Проведите исследование (3-5 человек) с помощью методики ДДЧ и проведите анализ индивидуально-типологических особенностей личности и поведения (рисунки необходимо предоставить в контрольной работе).
Вариант №4
1. Специфика изучения межгруппового взаимодействия в отечественной и зарубежной психологии.
2. Составьте схему (таблицу) структуры группы.
3. Исследование межгрупповых отношений с помощью методики Дж. Морено «Социометрия».
Вариант №5
1. Общая характеристика проективных методик. Историческое становление данного вида методик в работе психолога.
2. Общая характеристика цветового теста М. Люшера.
3. Проведите исследование психологических состояний личности с помощью методики М. Люшера.
Вариант №6
1. Педагогический и психологический подходы к изучению особенностей готовности к школе.
2. Составите схему (таблицу) психологической готовности ребенка к школе.
3. Проведите исследование психологической готовности к школе по программе Н.И. Гуткиной для детей 6-8 лет.
Вариант №7
1. Общая характеристика тестов IQ.
2. Особенности использования и специфики проведения методик Д. Векслера и Дж. Равенна.
3. Проведите исследование умственного развития учащихся младших классов с применением тестов Д. Векслера и Дж. Равена.
Вариант №8
1. Общая характеристика проективных методик. Историческое становление данного вида методик в работе психолога.
2. Общая характеристика и специфика использования методики «Несуществующее животное».
3. Проведите исследование особенностей личности и поведения подростка с помощью методики «Несуществующее животное».
Вариант №9
1. Общая характеристика мотивационно-потребительской сферы личности.
2. Составьте схему (таблицу) основных потребностей и мотивов человека.
3. Проведите исследование по изучению мотивационной сферы направленности личности с помощью теста «Незаконченные предложения».
Вариант №10
1. Особенности внимания младшего школьника.
2. Подготовка, оснащение и проведение исследования по оценке внимания младшего школьника. (тест «Корректурная проба»). Обработка и анализ полученных результатов исследования.
3. Разработать рекомендации по развитию внимания младшего школьника.
Вариант №11
1. Особенности познавательного процесса памяти младшего школьника.
2. Оценка объема образной и вербально-логической кратковременной памяти младшего школьника. Анализ и обработка полученных результатов исследования.
3. Разработать рекомендации по развитию памяти младшего школьника.
Вариант №12
1. Особенности развития мыслительной деятельности младшего школьника.
2. Изучение вербально – логического мышления младшего школьника.
3. Разработать рекомендации по развитию мышления младшего школьника.
Вариант №13
1. Графические тесты в психологии. Рисуночные методы диагностики отношений и их значение в выявлении особенностей возрастного развития ребенка.
2. Историческая справка о методу «Рисунок семьи». Цели и задачи теста. Проведение данного метода психолога.
3. Анализ и схема обработки теста. Интерпретация теста: степень развития изобразительной культуры; состояние ребенка во время рисования; особенности внутрисемейных отношений. Разработать рекомендации для родителей, позволяющие создавать благоприятный психологический климат в семье и способствующих налаживанию тесной эмоциональной связи с ребенком.
Вариант №14
1. Общая характеристика агрессии.
2. Проведите диагностику различных видов и форм агрессии с помощью методики А. Басса и А. Дарки. Обработка и анализ полученных результатов исследования.
3. Разработайте рекомендации по снижению (сглаживанию) различных проявлений агрессивности.
Вариант №15
1. Психологическое обеспечение эффективного процесса руководства и управления.
2. Проведите исследование по изучению деловых и личностных качеств руководителя.
3. Разработайте рекомендации по учету и корректировке выявленных черт (качеств) руководителя в управленческой деятельности.
Вариант №16
1. Стиль управления и индивидуально-психологические особенности руководителя.
2. Проведите диагностику по изучению стиля руководства.
3. Разработайте рекомендации для корректировки их деятельности и личности при различных стилях управляющей деятельности.
Вариант №17
1. Сущность и содержание конфликта. Социально-психологические условия профилактики конфликта.
2. Проведите исследование по изучению предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
3. Разработайте рекомендации по коррекции особенностей (стилей, стратегий) конфликтного поведения человека.
Вариант №18
1. Общение и его структура. Общая характеристика коммуникативной, перцептивной и интерактивной стороны общения.
2. Измерить коммуникативную дистанцию в различных ситуациях общения и взаимодействия (психологический журнал 1987, №1 с. 159-161).
3. Наметить программу по коррекции с целью уменьшения коммуникативной дистанции в группе.
Вариант №19
1. Эмпатия и рефлексия как механизмы взаимопонимания в процессе общения.
2. Проведите исследование по изучению уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
3. Определите по полученным данным роль эмпатии в познании окружающего мира.
Вариант №20
1. Профессионально – психологический отбор. Методы диагностики профессиональной пригодности.
2. Проведение исследования по изучению профессионально – важных качеств специалистов.
3. По результатам проведенного исследования составить профессиограмму специалиста (любой профессии).
Вариант №21
1. Социально - психологический климат группы.
2. Проведите исследование по изучению привлекательности работы как одного из показателей социально-психологического климата.
3. Разработать рекомендации по улучшению социально-психологического климата группы.
Вариант №22
1. Метод экспертной оценке и его использование для повышения эффективности управления.
2. Проведите исследование с использованием метода экспертной оценке по изучению психологических характеристик личности руководителя.
3. Разработать рекомендации по коррекции психологических характеристик личности руководителя.
Вариант №23
1. Метод контент-анализ в психологии.
2. Проведите контент-аналитическое исследование на любую тему.
3. Обработка и анализ полученных результатов исследования.
Вариант №24
1. Аутогенная тренировка как метод формирования саморегуляции.
2. Методика проведения аутогенной тренировки.
3. Приведите несколько упражнений (5-7) для аутогенной тренировки.
Вариант №25
1. Биографический метод в психологии.
2. Проведите исследование личности биографическим методом.
3. Обработка и анализ полученных результатов исследования.
Типовые вопросы для подготовки к зачету и экзамену, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности формируемых в результате освоения дисциплины ч.2.
1. Методы исследования в психологии.
2. Сущность и назначение социально-психологических методик.
3. Методика диагностики совместимости личности и малой группы (СПСК).
4. Оценка способа поведения личности в конфликтной ситуации с помощью методики К. Томаса.
5. Методы исследования эмоций.
6. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2), методика определения коммуникативной дистанции и др.
7. Изучение и определение уровня депрессии как психического состояния.
8. Методика личностной агрессивности и конфликтности.
9. Методы изучения стиля руководства.
10. Методики диагностики социально-психологического климата в коллективе.
11. Метод диагностики удовлетворенности профессией как один из показателей формирующий социально психологический климат.
12. Социометрический метод изучения структуры группы.
13. Методы профессионально-психологического отбора, профориентации прогнозирования профессиональной пригодности.
14. Метод наблюдения в психологии и его особенности.
15. Виды организации и схема психологического наблюдения.
16. Эксперимент и его разновидности как метода эмпирического исследования.
17.Биографический метод изучения личности.
18. Проективные методы в педагогической практике (тест ДДЧ, Несуществующее животное и др.).
19. Метод психогеометрической типологии личности.
20. Метод контент-аналитического исследования в психологии.
21. Методы и методики диагностики психологической готовности ребенка к школе.
22. Методики диагностики мотивационно-потребностной сферы человека.
23. Методики и методики диагностики познавательных процессов в младшем школьном возрасте.
24. Диагностика развития дошкольников.
25. Методы нейтролизации конфликта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
А) Основная литература:
Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В., Семёнова С.Л. Практикум по общей психологии: учебное пособие. – М.: Издательство МПСИ, 2009. – 224с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2-х кн. – М., 2008.
Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии. – М., 2009.
Б) Дополнительная литература:
Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. – М., 2009.
Рамендик Д.М., Одинцова О.В. Психологический практикум. – 2-е изд. – М., 2009.
Регуш А.Л. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2008.
Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М., 2009.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Р-н-Д., 2009.
Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. – М., 2006.
www.ibooks.ru
www.e.lanbook.com
Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества. — М. : Флинта, 2013 г. — 528 с. — Электронное издание. — РАО. — ISBN 978-5-9765-0016-7
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов. — М. : Аспект Пресс, 2013 г. — 224 с. — Электронное издание. — УМО. — ISBN 978-5-7567-0676-5
http://www.psyinst.ru/library.php – библиотека Института психотерапии и клинической психологии
http://www.twirpx.com/files/psychology/clinical/ – библиотека файлов с материалами по психологии
http://www.unn.ru/fsn/k6/metod/dav-hri.pdf – учебно-методическое пособие по восприятию и представлению (НГУ).
Приложение 1.
Психологу в своей работе постоянно приходится иметь дело с массивами данных. Поэтому остро встает проблема рациональной обработки данных по определенному алгоритму.
Для удобства дальнейшей работы с массивами данных и большей наглядности составляются таблицы данных (табулированные данных). При необходимости данные могут быть проранжированы, т.е. расположены по возрастанию (убыванию) значения признака с присвоением соответствующего порядкового номера.
Примером такого массива могут быть коэффициенты сплоченности (отношение количества взаимных выборов к общему числу выборов), вычисленные по результатам социометрического обследования классовых средних школ, в которых работает психолог (Кс) и школ, где должность психолога вакантна ( ). Для того, чтобы произвести математический анализ необходимо занести данные в таблицу.
Задание. Составьте таблицу для табулированных данных по Кс.
Кассы, где работает психолог
| Кассы, где психолога нет
| № п/п
| Кс
| d
|
| №п/п
|
|
|
| 1.
| 0.23
| 0.00
| 0.0000
| 1.
| 0.24
| 0.05
| 0.0025
| 2.
| 0.29
| 0.06
| 0.0036
| 2.
| 0.19
| 0.00
| 0.0000
| 3.
| 0.28
| 0.05
| 0.0025
| 3.
| 0.17
| -0.02
| 0.0004
| 4.
| 0.13
| -0.10
| 0.0100
| 4.
| 0.25
| 0.06
| 0.0036
| 5.
| 0.22
| -0.01
| 0.0001
| 5.
| 0.16
| -0.03
| 0.0009
| 6.
| 0.15
| -0.08
| 0.0064
| 6.
| 0.15
| -0.04
| 0.0016
| 7.
| 0.33
| 0.10
| 0.0100
| 7.
| 0.16
| -0.03
| 0.0009
| 8.
| 0.22
| -0.01
| 0.0001
| 8.
| 0.15
| -0.04
| 0.0016
| 9.
| 0.24
| 0.01
| 0.0001
| 9.
| 0.18
| -0.01
| 0.0001
| 10.
| 0.21
| -0.02
| 0.0004
| 10.
| 0.21
| 0.02
| 0.0004
| 11.
| 0.27
| 0.04
| 0.0016
| 11.
| 0.24
| 0.05
| 0.0025
| 12.
| 0.20
| -0.03
| 0.0009
| 12.
| 0.15
| -0.04
| 0.0016
| 13.
| 0.27
| 0.04
| 0.0016
| 13.
| 0.20
| 0.01
| 0.0001
| 14.
| 0.26
| 0.03
| 0.0009
| 14.
| 0.21
| 0.02
| 0.0004
| 15.
| 0.26
| 0.03
| 0.0009
| 15.
| 0.24
| 0.05
| 0.0025
| 16.
| 0.19
| -0.04
| 0.0016
| 16.
| 0.16
| -0.03
| 0.0009
| 17.
| 0.18
| -0.05
| 0.0025
| 17.
| 0.17
| -0.02
| 0.0004
| 18.
| 0.24
| 0.01
| 0.0001
| 18.
| 0.23
| 0.04
| 0.0016
| 19.
| 0.30
| 0.07
| 0.0049
|
|
|
|
| 20.
| 0.22
| -0.01
| 0.0001
|
|
|
|
| 21.
| 0.20
| -0.03
| 0.0009
|
|
|
|
| 22.
| 0.25
| 0.02
| 0.0004
|
|
|
|
| 23.
| 0.15
| -0.04
| 0.0016
|
|
|
|
|
Среднее арифметическое (Х) – такое значение признака, сумма отклонений от которого выборочных значений признака равна нулю (с учетом знака отклонения).
, где n – объем выборки, - варианты выборки.
Задание 1: Вычислите среднее арифметическое значение Кс для классов, где работает психолог и отдельно для классов, где психолог не работает.
Дисперсия – средний квадрат отклонения значений признака от среднего арифметического.
Среднее квадратичное отклонение – положительный корень квадратный из дисперсии.
Задание 2: Найдите дисперсию и среднее квадратичное отклонение
Вычисление статистической достоверности разницы средних показателей.
Для того, чтобы рассчитать вероятность того, что различие между показателями вызвано какими-то другими факторами (например, одним или несколькими очень) высокими (низкими) значениям и признака), вычисляется критерии достоверности Стьюдента t-критерии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|