Сделай Сам Свою Работу на 5

ЧТО ЗНАЧИТ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОСОЗНАНИЕ КАЧЕСТВА В ЯПОНИИ?





Качество и дешевизна японской продукции в 70-е и 80-е годы ХХ в. привели в шок почти весь мир. Однако мир не захотел или не смог увидеть такое массовое движение по обеспечению качества, как кружки качества.

Согласно служебному докладу JUSE, в Японии существуют 170000 зарегистрированных и, по меньшей мере, вдвое больше незарегистрированных кружков качества (СQC). На нескольких примерах можно показать, о каких масштабах, итогах и цифрах идет речь.

Япония разделена на восемь зон, в которых в год проходит по крайней мере 100 совещаний по обмену опытом и представлению новых идей (не считая порядка 20 национальных конференций, выпускаемых журналов и бюллетеней).

В крупнейшем японском банке Sanwa 13000 работающих постоянно участвуют в 2400 CQC, которые с 1977 г. успешно обсудили и применили более 10000 рационализаторских предложений.

Фешенебельный японский отель Kanzanji Royal с помощью СQC так успешно осуществляет одновременную подачу горячих Tempura (рачков) на 500 гостей, что эта процедура превратилась в шоу.

В Nissan Chemicalu только благодаря деятельности CQC достигнута невероятно высокая окупаемость инвестиций (Return of investment или RoI) — около 500%. Группы потратили на свои идеи и предложения (устранение несоответствий и рационализация) около 200 млн иен, а экономия и прибыль превысили 1 млрд йен.



В Canon лишь за год было внесено 390000 предложений, большинство из которых были приняты. На реализацию предложений потратили 250 млн йен (примерно 1,08 млн долл. США), а общая сумма экономии и прибыли составила 19,3 млрд йен (примерно 84 млн долл. США). Инвестиции в этом случае окупились 77 раз!

В Японии реализуется в среднем 76% предложений рабочих и служащих (самостоятельно или через CQC). Одно из лучших достижений отмечено в компании Aisin-Warner (производство автоматических переключателей и конверторов поворотного момента), где при численности работающих 1750 чел. за один год отмечено 223986 рационализаторских предложений (в среднем более 127 идей на человека), из которых реализовано 99%! Неудивительно, что Aisin-Warner стала лучшим поставщиком Toyota Motors Co.

Приведенные цифры наглядно показывают значение массовости в организации системы качества. Огромное количество идей и рационализаторских предложений, обмен ими должны были привести к новому качеству японской продукции (и это удалось!), о которой в массовых масштабах мир тогда еще не знал. Вместо фанатика вдруг перед всеми предстал мотивированный и глубоко сознательный работник, идеям и творчеству которого открыты широкие перспективы!



ЧТО СИМВОЛИЗИРУЮТ ИСИКАВА, ТАГУТИ И ШИНГО В ЯПОНСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ КАЧЕСТВА?

В японской теории и практике качества Исикава символизирует выработку собственного способа мышления и массовое движение по качеству, Тагути — новые мощные интеллектуальные техники и инструменты, а Шинго — блестящее применение теории, совершенствование управления и рационализацию производственных процессов.

Сведение всего движения по качеству в Японии к трем фигурам может привести к заблуждению — в Японии работали (и работают) тысячи и тысячи влюбленных в качество людей, где каждый отдельный человек внес и вносит свой немалый вклад в общий прогресс. Поэтому и здесь, как и в случае с «ранними американцами», в приведенных известных именах следует видеть символы определенных периодов и направлений.

Хотя все три ученых принадлежат практически к одному поколению, но когда речь идет о лучших годах их жизни и творчества, области их интересов, каждый из них специфичен.

Исикава — великий популяризатор идеи качества, который с циклом передач по радио, а позже и на телевидении вошел в каждый японский дом. Его авторитет среди всех слоев японского общества и уважение оказали большое влияние на формирование настоящего движения по качеству, полностью поддержанного верхами японского общества и государства. То же самое можно сказать и о популяризации идей качества во всем промышленном производстве: широкое применение его статистических инструментов и принципов классификации доказывают это. Не напрасно Исикава постоянно повторял, что качество начинается и заканчивается учебой. Своим авторитетом и лекциями по всему миру, прежде всего в США, Исикава вернул гордость великой нации и показал, что японцы не просто слепо перенимают чужие идеи, а являются хорошими, умными учениками, которые при жизни одного поколения далеко обогнали своих учителей.



Тагути — теоретик высочайшего уровня, имеющий собственные изобретения, идеи и интеллектуальные инструменты, имеющие узнаваемую японскую символику: все пришло непосредственно из практики и все незамедлительно применяется непосредственно в практике. После того как его научные методы вышли за пределы Японии и были использованы не только в высоких технологиях самых развитых стран Запада, но и в многочисленных институтах и университетах, мир окончательно и бесповоротно признал, что Япония в области теоретических исследований качества из последних рядов перешла в первые, из тех, кого учат, в те, у кого учатся.

Шинго, популярно выражаясь, расставил все точки над i, а именно: его жизнь и деятельность показывают, как, в сущности, просто быть первым в мире: никогда не будь доволен, если победил в беге на короткую дистанцию, оставив противника и конкурента близко за спиной, — оставь его хотя бы на два круга позади и всеми силами старайся увеличивать это расстояние! Все его успехи доказывают необходимость свободы мысли, отваги, интеллекта и, прежде всего, совершенного владения профессией (Шинго был не только высочайшим практиком, но и великим теоретиком) — все это вместе приводит к постоянному стремлению — хотя бы еще один шаг вперед!

ЗАПАДНЫЕ ШКОЛЫ

КТО ТАКОЙ ФИЛИПП КРОСБИ?

Филипп Б. Кросби (1926-2001) американский эксперт в области качества, который относится к так называемой новой или западной школе качества как ее главный и типичный представитель.

Кросби родился 18 июня 1926 г. в Вилинге, Западная Вирджиния, США. Умер 18 августа 2001 г. в Винтер Парке во Флориде. Кросби окончил общетехнический колледж Western Reserve University, а затем получил еще одно, медицинское, образование. Будучи военным моряком, участвовал в завершающих операциях Второй мировой войны, а также воевал в Корее. После войны Кросби работал в области обеспечения качества производства (с 1952 по 1955 г. в фирме Crosley, c 1957 по 1965 г. в фирме Martin-M arietta и с 1965 по 1979 г. в концерне ITT, отвечал за качество первого проекта ракет системы Першинг). С 1979 по 1991 г. Кросби возглавлял собственную фирму Philip Crosby Associates, Inc. (PCA). В 1991 г. он ушел из PCA в организацию по консалтингу и обучению Career IV, где собирался работать до пенсии. Однако в 1997 г. он основал фирму Philip Crosby Associates II, Inc. и при ней международные курсы под названием Quality Coollege.

Еще в Martin-Marietta Кросби разработал свои основные принципы, ныне известные как

Nul-defect(«Зеро дефект» — «Ноль дефектов» или, в вольном переводе, работа без ошибок),

Do it right the first time (сделай сразу правильно или в некоторых переводах — качество с первого предъявления)

Его подход к качеству был настолько успешным, что в ITT он был не только главным менеджером по качеству, но и вице-президентом всей компании. Идеи и способ работы Кросби дали отличные результаты и в его собственной фирме. Но несмотря на успехи PCA (всего за 10 лет со штатом сотрудников более 300 человек фирма имела оборот более, чем 80 млн долл. США и привлекалась к сотрудничеству крупнейшими американскими мультинациональными компаниями, такими как GM, Xerox, Chrysler, Motorola и т.д.), Кросби стал знаменитым только после опубликования в 1979 г. своей первой книги «Качество бесплатно» (Quality Is Free). Книга пользовалась огромным успехом и была переведена на все основные языки мира. Однако классики качества Деминг и Джуран встретили ее в штыки, а самого Кросби провозгласили «продавцом воздуха». Ответом Кросби была книга с упрямым названием «Качество все-таки бесплатно» (Quality Is Still Free). Все эти нападки нисколько не помешали Кросби опубликовать 13 книг (все стали мировыми бестселлерами) и занять достойное место в истории современного качества. Кросби в конце жизни писал свою последнюю 14-ю книгу в Винтер Парке во Флориде — «Жить полной жизнью» («Creating a Bountiful Life»).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.