Сделай Сам Свою Работу на 5

НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА ДЖОЗЕФА ДЖУРАНА?





Философия качества Джурана базируется на том же фундаменте, на котором создавал свою систему качества и Деминг: на прикладной статистике первой половины ХХ в. и анализе качества всей организации, которая выпускает продукцию или предлагает услуги.

Джуран в своих публикациях всегда исходит из основных положений прикладной статистики и всех сопутствующих методов и инструментов. Поэтому, особенно в его ранних трудах и книгах, всегда подчеркивается, что все начинается с измерений, испытаний и тестирования, затем подробного анализа полученных результатов в любом виде. Для Джурана контроль качества был и остался центральным процессом в организации.

 

Совсем другое дело, когда речь идет об общей философии качества. Хотя Джуран (в отличие от Деминга) формально своими заявлениями отрицает учение Тэйлора («научный менеджмент мертв»), в действительности нельзя не заметить, что многое у него основано именно на ненавистном ему «тэйлоризме». Везде, непрестанно, в том или ином виде, появляются те же три положения Тэйлора, с которых начал и Деминг: («В управлении и принятии решений используй все тебе доступное», «Анализируй рабочие операции подробнейшим образом» и «Освобождайся от всего, что мешает работе»).



Философия качества Джурана развивалась и изменялась в течение ряда лет. Первые попытки делаются еще во время его ранней заводской практики в Hawthorne Works, но серьезные размышления возникают в период интенсивной работы и чтения цикла лекций в Японии после 1954 года. Внимательное изучение истории его деятельности открывает ряд дилемм, неясных взглядов и тезисов, которые у Джурана лишь в конце восьмидесятых и начале 90-х годов ХХ в. будут проверены и уточнены, так что в конце концов станет возможным сформулировать его специфический взгляд на качество.

Центральная тема во всех трудах Джозефа Джурана — это преодоление существующей ситуации в обеспечении качества в организации и переход на новый, высший уровень. Этот переход, по его мнению, невозможен лишь при постоянном улучшении состояния (как у Деминга), а нужны особые усилия, детальная подготовка и комплексный подход. Лишь тогда возможно осуществить прорыв (breakthrough) на высший уровень. Джуран признает эволюционные изменения в фирме тогда и только тогда, когда они имеют конечной целью одно — своеобразную революцию, быстрый переход от старого к новому. После успешно проведенного прорыва все повторяется. Снова собираются силы, создается новый проект, готовится и осуществляется прорыв. Резюмируя это, по совету Джурана происходит работа типа «Проект за проектом» (Project by Project), в которой все циклично, но происходит на все более высоком уровне, и так появляется своеобразная «спираль качества Джурана», где один уровень от другого отделяет успешно проведенный прорыв. Вся процедура прорыва детально описана в «Трилогии качества» Джурана, где фаза подготовки прорыва называется «Планирование качества», фаза прорыва — «Улучшение качества», а состояние после прорыва — новое «Планирование качества». При этом Джуран дает и ряд конкретных рецептов для каждой фазы, таких как «Карта планирования качества», «Политика прорыва», «Четыре основных шага развития качества», «Улучшение качества», «Концепция затрат на качество» и т.д.



ЧТО ТАКОЕ СПИРАЛЬ КАЧЕСТВА ДЖУРАНА?

Джуран считает, что развитие системы качества в организации обязательно предполагает переход на другой, высший по сравнению с существующим, уровень качества с помощью хорошо подготовленного и выполненного прорыва.

Если в какой-либо организации еще только приступают к формированию системы качества, можно с уверенностью сказать, что в ней почти всегда общий уровень контроля качества очень низок. Начальный уровень качества Джуран обозначает буквой q. Чтобы подняться на высший уровень качества (который Джуран обозначает буквой Q), нужно провести основательную подготовку, которая обычно длится весь производственный (или жизненный) цикл какой-либо продукции или услуги. Эта первая фаза у Джурана называется «Планирование качества». После этого производится прорыв и переход во вторую фазу под названием «Улучшение качества» (т.е. прорыв на высший уровень). Если все проведено правильно, нужно закрепить достигнутое и подготовиться к следующему прорыву в третью фазу «Планирование качества», но уже на новом, высшем уровне...



схема на стр. 85.

КАКАЯ НЕОБХОДИМА ПОДГОТОВКА ДЛЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ «СПИРАЛИ КАЧЕСТВА» ДЖУРАНА?

Чтобы спираль качества успешно реализовалась, согласно Джурану следует придерживаться следующих правил.

Основой для начала работы является Карта планирования качества:

1. Точно определи потребителей.

2. Точно определи требования потребителей.

3. Переведи требования потребителей «на язык своего производства».

4. Развивай производство продукта и услуг в соответствии с выявленными требованиями потребителей.

5. Оптимизируй качество продукта таким образом, чтобы интересы производителя максимально совпадали с требованиями потребителей.

6. Разработай процесс для производства требуемого продукта или услугу.

7. Оптимизируй процесс.

8. Докажи, что данный процесс обеспечит выпуск продукта или услугу в условиях данного производства.

9. Запусти процесс производства.

Когда все готово к переходу на высший уровень, применяется Политика прорыва:

 

1. Ясно формулируй политику качества.

2. Определи цели прорыва.

3. Определи самые важные производственные участки для направленного прорыва.

4. Используй принцип Pareto (20% причин создают 80% проблем — «важное малое и тривиальное многое»).

5. Превращай прорыв в познание.

6. Назначай соответственные группы для выполнения конкретных мероприятий.

7. Назначай ответственные группы по диагностики.

8. Проведи анализ состояния производства и качества, представь выводы и планы действий.

9. Сделай прорыв в существующей культуре фирмы.

10. Поднимись на новый уровень качества.

Для поддержки прорыва проводится постоянное улучшение качества:

1. Определи производственные процессы в соответствии с политикой компании по достижению качества, определи ресурсы, мотивацию и готовность персонала.

2. Проанализируй деятельность каждой структурной единицы, определи степень их влияния на качество продукта и при необходимости дальнейшего улучшения качества разработай специальный план действий.

3. Используй инструментарий для обеспечения работы в области качества.

4. Организуй выполнение специального плана по повышению качества соответствующими структурными единицами.

5. Обеспечь правильное проведение этой деятельности и сформируй соответствующие команды.

6. Координируй деятельность структурных единиц.

7. Введи контроль, чтобы сохранить достигнутое.

 

Во всех фазах («Трилогия качества» Джурана) применяй четыре основные шага:

1. Найди и проанализируй все причины низкого качества (несоответствия и недостатки).

2. Найди объяснение причинам низкого качества и разработай соответствующую теорию.

3. Опробуй на практике и при необходимости внеси коррективы в разработанную теорию для ее подтверждения.

4. Определи и проводи корректирующие и профилактические действия для повышения качества.

КАКИМ ОБРАЗОМ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОКАЗЫВАЕТ УСПЕШНЫЙ ПРОРЫВ НА ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА?

Согласно Джурану, основной показатель успешно проведенного прорыва на высший уровень — уменьшение общих затрат на качество.

Если учитывать время достижения высшего уровня качества (которое, согласно Джурану, в лучшем случае составляет один производственный цикл или минимально один год), получается следующая характерная кривая уменьшения расходов качества:

 

схема на стр. 88.

Главные причины затрат, связанных с качеством, по мнению Джурана — это ошибки (их выявление, устранение и предотвращение).

Как итог Джуран приводит основное правило достижения высшего уровня:

«Рецепт успешной деятельности (прорыва) должен состоять на 90% из действительно сделанного и только на 10% из желаемого, а не наоборот.»

НА ЧТО НАПРАВЛЕНА «КАРТА ПЛАНИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА» ПОСЛЕ ПРОРЫВА НА БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ?

«Карта планирования качества» Джурана после успешно выполненного прорыва обуславливает проведение мероприятий, необходимых в организации для того, чтобы на новом, высшем, уровне получить максимальное качество продукта и услуг.

Джуран считает, что прорыв на более высокий уровень качества, как бы успешно он ни был выполнен, не имеет особого смысла, если не применить ряд предписанных действий, из которых главное — «Карта планирования качества», которая содержит конкретные процедуры достижения более высокого уровня качества продукта и услуг.

В сущности, Джуран специфическим, свойственным ему методом вводит в модифицированный вид цикла улучшения Шухарта, твердо опираясь на основные принципы «устаревшего» научного менеджмента Тэйлора.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.